Спасет ли киотский протокол от глобального потепления конспект

Обновлено: 03.07.2024

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ – международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 в Киото (Япония).

Киотский протокол является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.

Необходимость борьбы с загрязнениями атмосферы.

В 1980-е внимание мировой общественности привлекла проблема глобального потепления. Высказывались опасения, что загрязнение атмосферы и рост среднегодовых температур может привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень мирового океана и будут затоплены многие густозаселенные прибрежные территории.

Это потепление связывают с результатами человеческой деятельности – с ростом выбросов в атмосферу планеты так называемых парниковых газов, углекислого газа (СО2) и метана. Эти газы поглощают инфракрасные (тепловые) лучи, которые излучает нагретая поверхность планеты, и тем самым препятствуют ее охлаждению, что приводит к увеличению температуры воздуха.

Считается, что возможную глобальную катастрофу можно предотвратить двумя методами снижения выбросов парниковых газов:

2) широкое внедрение энергосберегающих технологий и очистных сооружений.

Естественнонаучное обоснование Киотского протокола часто подвергают критике.

Во-первых, сам факт долгосрочного глобального потепления вызывает сомнения у многих экспертов. Рост среднегодовых температур за последние несколько десятилетий может оказаться случайной флуктуацией, вслед за которой климат вернется к норме или даже произойдет всеобщее похолодание.

Во-вторых, даже если действительно происходит устойчивое глобальное повышение температур, не очевидно, что решающую роль в этом играет именно деятельность людей. В истории Земли известно несколько эпох относительно резкого потепления (последние из них – примерно 140 и 10 тыс. лет назад), которые происходили без участия человека. Есть мнение, что рост содержания в атмосфере углекислого газа является вовсе не причиной, а, наоборот, следствием глобального потепления.

В-третьих, не очевидно, что глобальное потепление будет в целом для человечества катастрофично. Хотя, например, некоторые страны Европы (как Голландия) могут оказаться под водой, однако потепление позволит активно освоить те территории, которые сейчас почти исключены из экономического использования (Канада, Сибирь, полярные моря), и общий баланс потерь и выгод может оказаться положительным.

Все эти сомнения, однако, не опровергают полезности создания механизмов глобального регулирования уровня загрязнений окружающей среды. Хотя борьба конкретно с парниковыми газами может оказаться и ложной целью, ограничение загрязнений в целом объективно необходимо. Ограничение выброса парниковых газов важно как первый шаг к созданию глобальной системы контроля за всеми загрязнениями окружающей среды.

Экономическое обоснование Киотского протокола.

В основе Киотского протокола лежат идеи экономической теории прав собственности, разработанной англо-американским экономистом Рональдом Коузом.

До него при изучении проблем загрязнения окружающей среды экономисты полагали, что для борьбы с этими загрязнениями необходимо прямое государственное вмешательство. Согласно традиционной точке зрения, государство должно, прежде всего, определять предельные значения загрязнений: ПДК – предельно допустимые концентрации вредных веществ в отходах производства, ПДВ – предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и т.д. Если фирма нарушает эти предписанные государством нормативы, то она подвергается наказанию (прежде всего, штрафам).

Коуз и его последователи, изучая проблему загрязнений, указали, что традиционная система борьбы с ними является нерациональной. Во-первых, если предприятие не превышает ПДК и ПДВ, то оно, загрязняя окружающую среду, не несет за это никаких издержек. Во-вторых, значения ПДК и ПДВ определяются одинаково для различных предприятий независимо от того, насколько полезной для общества является выпускаемая ими продукция.

Новизна идей Коуза связана с тем, что он начал изучать права собственности на нематериальные блага. В частности, в конфликте между загрязнителями и страдающими от загрязнений, объектом конфликта является не само предприятие, загрязняющее окружающую среду, а право на запрещение вредного использования этого предприятия (или, что то же самое, право на производство этим предприятием загрязнений). Это право может становиться объектом соглашений или купли-продажи безотносительно к тому, кому принадлежит само предприятие.

Основная идея Коуза такова: независимо от того, у кого первоначально было право на запрещение вредного использования некоего объекта, в результате актов купли-продажи в конечном счете оно окажется у того, кто сможет использовать это право наиболее эффективно (если только четко работает система прав собственности). Позже Дж. Стиглер назвал это утверждение теоремой Коуза. Ее часто называют самым выдающимся достижением экономической науки второй половины 20 в.

Рекомендации экономической теории прав собственности постепенно начали использоваться на практике – прежде всего, в сфере регулирования атмосферных загрязнений. С одной стороны, некоторые развитые страны стали создавать национальные рынки торговли правами на выбросы вредных веществ. В США после 1990 развивается торговля квотами выбросов сернистого ангидрида, в Великобритании с 2002 работает британская система торговли выбросами парниковых газов. С другой стороны, механизм Киотского протокола призван создать общемировой рынок прав на загрязнение воздуха парниковыми газами.

Основные принципы регулирования загрязнений по Киотскому протоколу.

Вопрос о необходимости разработки системы мер по достижению целей РКИК в виде протокола к ней вновь был поднят в 1995 на конференции в Берлине. В течение еще двух лет шла разработка международного соглашения, которое было принято в декабре 1997 в японском городе Киото и получило название Киотского протокола. Постепенно к этому соглашению присоединялись все новые страны. Российская Федерация подписала Киотский протокол 11 февраля 1999.

Согласно протоколу, ведущие индустриально развитые страны взяли на себя обязательства в 2008–2012 уменьшить выбросы углекислого газа в среднем на 5% от уровня 1990. Каждой стране выделялась квота на эмиссию углекислого газа. Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, может продать излишки другой стране, которая тем самым приобретала право производить углекислый газ больше исходной квоты. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами.

Основные положения Киотского протокола:

1. определение допустимого объема выбросов парниковых газов в 2008–2012 для всех участвующих в этом соглашении промышленно развитых стран-участниц (для Российской Федерации установлен потолок выбросов на уровне базового 1990 – 3050 млн. тонн СО2-эквивалента);

3. разработка механизмов контроля над уровнями выбросов (необходимость создавать национальные системы оценки антропогенных выбросов и их абсорбции, мониторинга за выбросами и стоками).

Общие принципы и положения, изложенные в Киотском протоколе, оказались, однако, недостаточными для практического осуществления предусмотренных им механизмов и процедур. Потребовалось почти четыре года для согласования наиболее важных вопросов, которые были решены на 7-й конференции стран-участников РКИК в Марракеше (Марокко) в ноябре 2001. В ходе детализации Киотского протокола Россия добилась принятия ряда своих требований – в частности, учета при определении квот каждой страны ее вклада в переработку углекислого газа при наличии обширных лесных массивов (таких как в РФ).

Киотский протокол должен был вступить в силу после того, как его ратифицируют 55% стран, подписавших этот документ, причем это должны были быть страны, которые в сумме производили не менее 55% мирового объема выбросов углекислого газа в 1990 (этот год был выбран в качестве точки отсчета).

Борьба вокруг ратификации Киотского протокола.

Киотский протокол ставит страны в неравные условия. Некоторые проявления этого неравенства справедливы, другие нет.

Поскольку разные страны оказались в различной степени заинтересованы в реализации Киотского протокола, его ратификация натолкнулась на серьезные препятствия.

Когда в марте 2001 США, на долю которых приходится 36,1% мировых выбросов, объявили о своем решении не участвовать в Киотском протоколе, его ратификация оказалась под угрозой. До мая 2002 страны, которые ратифицировали протокол (Норвегия, Чехия, Румыния и некоторые другие), являлись источниками всего лишь 2,7% от общего объема выбросов. Возникла угроза, что Киотский протокол так и не вступит в силу.

Перелом произошел в 2002: 31 мая ЕС информировал ООН о том, что он ратифицировал Киотский протокол, а 4 июня об этом заявила и Япония.

Поскольку на Евросоюз приходится 24,2% выбросов, а на долю Японии – 8,5%, то ключевое значение для вступления протокола в силу приобрела позиция России. Если бы она, отвечая за 17,4% выбросов, ратифицировала Киотский протокол, то суммарное количество выбросов углекислого газа странами, ратифицировавшими протокол, достигло 50,1%. Добор остающихся 5% (например, за счет страны Восточной Европы, претендующих на вступление в Евросоюз) не составил бы проблемы. Таким образом, в начале 2000-х Россия оказалась в достаточно редкой в постсоветский период ситуации, когда ее действия приобрели решающее значение в глобальном масштабе.

16 февраля 2005 Киотский протокол вошел в силу. К концу 2005 его ратифицировали 156 стран мира, включая все развитые страны кроме США и Австралии. Но и после ратификации Киотского протокола борьба вокруг него отнюдь не прекратилась.

С одной стороны, началась работа над разработкой механизмов контроля за соблюдением договорных объемов выбросов и подготовкой к новому международному соглашению 2013.

Киотский протокол и Россия.

Ратификации Киотского протокола Россией предшествовала долгая дискуссия среди ученых и политиков, которая не прекратилась и после ратификации.

Казалось бы, Киотский протокол не требует от России никаких дополнительных природоохранных действий. Ведь в 1990-е, когда российская промышленность переживала тяжелый кризис, выбросы парниковых газов без каких-либо специальных мер сократились более чем на 1/3, в результате чего общий их объем составлял примерно 1900 млн. т СО2-эквивалента. Однако с 2000 начался экономический рост, вызвавший рост выбросов парниковых газов. Поэтому важнейшей задачей социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу стало снижение энергоемкости ВВП. Это возможно только при коренной перестройке структуры промышленного производства – резкого снижения доли энергоемких производств. В противном случае Россия быстро (примерно к 2008–2010) вернется к уровню выбросов 1990, и ей придется либо покупать дополнительные квоты, либо тормозить промышленное производство.

Выгода России от торговли квотами на выбросы зависит от соотношения спроса и предложения на формирующемся мировом рынке прав на выбросы.

Ежегодные объемы превышения фактических выбросов парниковых газов над установленными уровнями обязательств по Киотскому протоколу оцениваются примерно в 150 млн. т СО2 для стран ЕС и в 360–380 млн. т для других развитых стран. Ожидается, однако, что ЕС будет стремиться покупать квоты или внутри Евросоюза (у Греции, Ирландии и стран Иберийского полуострова – см. табл.), или в странах Центральной и Восточной Европы. Поэтому реальные объемы ежегодного спроса на предлагаемые Россией квоты в период 2008–2010 (главным образом, со стороны Японии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Норвегии) не превысят 400 млн. т СО2-эквивалента.

Таблица. Внутреннее распределение обязательств по размерам выбросов между странами ЕС
Таблица. ВНУТРЕННЕЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ по размерам выбросов между странами ЕС: избыток (+) или недостаток (–) квот на выбросы в сравнении с реальными выбросами
Австрия –13% Испания +15%
Бельгия –7,5% Люксембург –28%
Великобритания –12,5% Нидерланды –6%
Германия –21% Португалия +27%
Греция +25% Финляндия 0%
Дания -21% Франция 0%
Ирландия +13% Швеция +4%
Италия –6,5%
В целом все страны ЕС снизят выбросы на 8%
Источник: Кокорин А.О. Киотский протокол – права и обязанности России. – Наука и промышленность. 2002, № 2

По данным Министерства экономического развития России, в 2008–2012 фактические выбросы парниковых газов в России будут ниже уровня 1990 примерно на 3 млрд. т СО2-эквивалента, т.е. ежегодное предложение будет составлять примерно 600 млн. т СО2-эквивалента. Следовательно, Россия сможет полностью удовлетворить весь спрос зарубежных покупателей. Поскольку, согласно оценкам, цена углекислого газа на мировом углеродном рынке составит примерно 10 долл. за тонну, то наша страна за 2008–2012 может получить около 20 млрд. долл.

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Проблема изменения климата, еще относительно недавно волновавшая только специалистов-метеорологов, в последнее время превратилась в политический вопрос всемирного значения. После отказа Соединенных Штатов подписать Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата судьба этого документа зависит от России. Для вступления протокола в силу необходимо, чтобы его ратифицировали страны, на долю которых приходится не менее 55 % всех мировых выбросов парниковых газов. Без Москвы с ее 17 % выбросов необходимого уровня не достигнуть. В связи с этим сторонники протокола, а наиболее активную позицию занимает Европейский союз, пытаются повлиять на российское правительство, чередуя заманчивые обещания с довольно жестким давлением. В России же нет единства взглядов на тему о ратификации Киотского протокола.

Деятельность человека, развитие промышленности и высоких технологий оказывают губительное влияние на экологию планеты. Особенно остро в XXI веке стоят проблемы истощения озонового слоя, глобального потепления и загрязнения воздуха. Киотский протокол 1997 года был принят мировым сообществом, с целью снизить выброс парниковых газов в атмосферу. Ратификация договора странами-участниками имеет как свои плюсы, так и минусы.

Киотский протокол 1997

Суть международного договора

Документ, который в оригинале называется Kyoto protocol, является приложением к Рамочной конвенции об изменении климата, принятой ООН в 1992 году. Соглашение было составлено в японском городе Киото 11 декабря 1997 г. Исполнение положений договора было разделено на 2 периода. Первый этап закончился в 2012 году, второй продлится до конца 2020 г.

Проблема загрязнения планеты

В 1980-е годы мировое сообщество впервые обратило внимание на проблему глобального потепления. Согласно презентации учёных на заседании ООН, это явление может спровоцировать таяние льдов и повышение уровня мирового океана. В результате увеличения среднегодовой температуры на планете будут затоплены прибрежные территории многих стран.

Парниковые газы

Главными движущими факторами глобального потепления являются парниковые газы. В XX веке из-за активного развития промышленности выбросы вредных веществ в атмосферу существенно увеличились. Углекислый газ и метан поглощают солнечные лучи, из-за чего поверхность земли остывает намного медленнее, а температура воздуха, напротив, растёт.

В 1992 году на заседании ООН была разработана концепция предотвращения глобальной катастрофы, которая заключается в соблюдении следующих мер:

В 1997 г. эти положения были кратко прописаны в Киотском договоре. Протокол ратифицировали 192 государства. Но из-за противоречий в содержании документа, исполнять положения акта согласились не все державы.

Положительное действие документа

Главная идея Киотского протокола заключалась в снижении выбросов опасных газов в атмосферу на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Для каждой державы устанавливались индивидуальные квоты, в зависимости от уровня развития промышленности. Основные обязательства по снижению доли вредных веществ в воздухе взяли на себя:

  • европейские государства;
  • страны Прибалтики;
  • Япония;
  • Канада и США;
  • Россия;
  • Украина.

Денежная компенсация

Киотский договор предусматривает гибкие механизмы исполнения. К примеру, если держава выбросила в атмосферу меньше вредных газов, чем предусмотрено по квоте, она могла продать излишки другой стране. Кроме этого, применялась модель чистого развития. То есть страна, выполнившая условия договора, могла рассчитывать на денежную компенсацию.

В период с 2005 по 2012 год учёные наблюдали позитивные итоги международного соглашения. Поэтому стороны приняли решение утвердить дополнительный период действия договора. Второй Киотский протокол был подписан в 2012 году.

Новый текст документа включает в себя обязательства по сокращению газовых выбросов и предоставлению краткого доклада, доказывающего исполнение положений договора. Принятый акт действует до конца 2020 года.

Недостатки протокола

Проблемы с ратификацией договора возникли ещё в 1997 году. Некоторые научные сообщества поставили под сомнение само существование глобального потепления. Ведь среднегодовое повышение температуры на Земле происходило и раньше, например, 140 или 10 тыс. лет назад. В те времена явление не могло зависеть от деятельности человека. Повышение концентрации углекислого газа, по мнению некоторых экспертов, является не причиной, а следствием потепления.

Комиссия ООН

К тому же Киотский протокол ставит страны в неравное положение. Преимущества получают те, кто использует экологически чистые технологии. Владельцы традиционных предприятий, напротив, несут существенные расходы. Ситуация осложняется тем, что комиссия ООН никак не регулирует исполнение обязательств.

США, которые ранее подписали акт, в 2001 г. отказались его ратифицировать. Канада вышла из договора в 2012 году. Китай, Индия и бо́льшая часть развивающихся стран тоже не примкнули к участникам соглашения. Целесообразность подписания документа ставилась под сомнение. Только благодаря участию России, Казахстана и Евросоюза протокол всё-таки был принят.

Ратификация в России

В России Киотское соглашение тоже приняли не сразу. Сотрудники академии наук выступали против ратификации договора, так как считали, что документ не имеет никакого научного обоснования. Меры по снижению уровня загрязнения воздуха сотрудники РАН считали малоэффективными.

В России Киотское соглашение

Тем не менее в ноябре 2004 г. Киотский акт всё-таки был подписан. Но из-за отсутствия нормативно-правовой базы, реестра выбросов газовых отходов и алгоритма замены технологий, в первые годы положения документа не соблюдались. Только в 2009 году российские компании стали подавать первые заявки на продажу квот. Основным оператором углеродных единиц стал Сбербанк РФ, что стало причиной резкой критики властей.

В 2017 и 2018 гг. Россия объявляла о перевыполнении обязательств Киотского договора. Принимать участие в каком-либо мероприятии второго периода соглашения страна не планирует.

Несмотря на противоречивое содержание, Киотский протокол имеет большое значение в глобальной политике по защите окружающей среды. Государствам впервые удалось прийти к консенсусу и применить модель приращений для решения экологических вопросов. Официальный текст документа находится в свободном доступе, его можно скачать или прочитать в любой справочно-правовой системе.

Киотский протокол реферат

История

1 декабря 1997 г. представители более 150 стран мира собрались в Киото для выработки и подписания главного документа, который стал первым международным соглашением по контролю и уменьшению объёмов выбросов газов, входящих в группу парниковых. Несмотря на благие намерения, Киотский протокол и проблемы в его реализации, сделали этот международный документ, самым противоречивым, который был когда-либо принят в мире.

Первое климатическое соглашение

Протокол от 11 декабря 1997 г. вступил в действие 16 февраля 2005 г. В этом году ему исполнилось 15 лет. Несколько крупных промышленно развитых стран не поддержали цели протокола: Япония, Австралия, Соединённые Штаты Америки и Канада, справедливо опасаясь, что его реализация повлияет на экономику государства.

Киотский протокол проблемы

При формировании структуры для Рамочной конвенции ООН по изменению климата или РКИК ООН (1994) появился орган, обязывающий государства предпринимать конкретные меры по уменьшению соответствующих выбросов. Поскольку РКИК ООН в основном обладал набором руководящих принципов, устанавливающих цели, не подкреплённые конкретными и жёсткими обязательствами, потребовалось заключить между странами Киотское соглашение, чтобы изменить ситуацию в мире.

Цель Киотского протокола

Если говорить кратко, то была заявлена первая цель по уменьшению объёмов выбросов — 5% от результатов 1990 г., которую государства-участники должны были обеспечить с 2008 до 2012 г., тем самым остановить катастрофическое изменение климата.

Перечень парниковых газов, которые должны были сокращаться по соглашению в г. Киото:

  • диоксид углерода;
  • метан;
  • закись азота;
  • гидрофторуглероды используемые в системах кондиционирования воздуха;
  • перфторуглероды, выбрасываемые при производстве алюминия;
  • гексафторид серы, используемый в электротехнической промышленности.

Киотский протокол

Обязательства касались только государств с мощной промышленностью. Пятнадцать стран, несколько государств Восточной Европы и Швейцария приняли на себя дополнительные обязательства по сокращению выбросов на 8% ниже уровня 1990 г. Канада, Венгрия и Польша, согласилась на 6%.

США обязались обеспечить сокращения на 7%, хотя позже отказались и вышли из соглашения. Давление со стороны американского газового и нефтяного лобби фактически сорвали обязательства. Президент США Джордж Буш в 2001 году объявил, что Америка выходит из киотской сделки в одностороннем порядке.

Государства с развивающейся экономикой, такие как Китай и Индия, были освобождены от обязательных целевых квот, от них лишь требовалось пообещать, что они будут регулировать объёмы и стремиться уменьшать выбросы. Это же, конечно, создало неравные условия среди стран-участниц.

Этапы реализации Киотского соглашения:

Киотский протокол 1997

Когда 1 этап соглашения подошёл к концу в 2012 г., в Дохе было решено продлить его действие на период до 2020 года и внести поправки в текст. Однако только 88 стран, первоначально подписавших Киотский протокол, утвердили Дохинскую поправку.

Парижское соглашение 2015 года

Оно было разработано и подписано участниками в Париже в 2015 г. для устранения недостатков предыдущего климатического документа и стало его заменой. Суть заключалась в том, что предлагалось на основе свободного участия, позволить отдельным странам самостоятельно развивать и корректировать свои климатические стратегии. В отличие от Киотского соглашения, в Парижском нет юридически обязательных условий. Текст соглашения открытый, его содержание можно найти в сети.

В настоящее время в Парижском соглашении участвует 197 стран мира. Последней его подписала Сирия. 179 стран-участниц утвердили своими государственными институтами обязательность исполнения. Турция и Иран, имеющие на своих территориях крупные источники выбросов, ещё не присоединились к соглашению.

Киотский протокол что это такое

Несмотря на то что правительство США официально вышло из соглашения, отдельные штаты и крупные американские компании, такие как Apple и Exxon Mobil, публично заявили о своей поддержке Парижского соглашения. Двадцать штатов США самостоятельно обязались поддерживать климатические стратегии, способствующих достижению парижских целей и пообещали включать в свои государственные программы природозащитные мероприятия.

Тем не менее эксперты полагают, что при переизбрании Д. Трампа на второй президентский срок Парижское климатическое соглашение будет окончательно развалено. Остальные страны просто не станут брать на себя гигантские расходы, пока США будет в стороне. Тем более что документ вообще не содержит никаких механизмов, чтобы повлиять на страны, которые уклоняются от ответственности.

Итоги борьбы с парниковыми газами

Организация Объединённых Наций считает, что за последние два десятилетия Киотский протокол был плодотворным. Согласно выполненных организацией расчётов, даже без участия США, общий объём выбросов в промышленных странах сократился на 22,6% по сравнению с 1990 г. Кроме того выросла общая осведомлённость людей в мире об экологических проблемах, вызванных изменением климата и необходимым мерам по соблюдению экологически чистого образа жизни.

Многочисленные критики Киотского договора не согласились с таким анализом, справедливо аргументируя свою позицию и указывая на недостатки климатического отчёта ООН. Она не является закрытой информацией, многочисленные рефераты и доклады на эту тему можно найти в интернете или научных библиотеках.

Парижское соглашение 2015 года

Минусы климатического соглашения в Киото:

Киотский протокол кратко

  1. Оценка документа относится только к подписавшим странам и не учитывает крупнейших загрязнителей мира: США, Канаду Китай, Японию и Индию. Соединённые Штаты Америки считаются крупнейшим источником парниковых газов, а в Канаде с 1990 г. их выбросы увеличились более чем на 18%.
  2. В 1990-х годах Восточный блок распался, а вместе с ним и вся его экономика, основанная на тяжёлой промышленности. За период с 1990 года выбросы газов в этих государствах сократились на 40%. Таким образом, общее снижение выбросов во всём мире обеспечены только малым списком стран СНГ. В отношении остальных стран общий процент сокращения составил не более 4%, что хотя и плюс, но всё же намного ниже, чем предусмотрено соглашениями. Поэтому реальной стабилизации в мире по выбросам парниковых газов не произошло.
  3. Непропорциональность участников соглашения. Интересы и средства воздействия, например, у США и малых островных стран Тихого океана невозможно сопоставлять в едином пакете, а это распыляет международные усилия на 190 стран, не всё из которых являются экологически опасными. Вместо этого мир должен сосредотачивать силы на нейтрализации крупнейших источников CO2 на планете.
  4. Злоупотребления использования экологических средств международной организацией не пресекаются, виновные не наказываются. Так в сентябре 2009 г. экс-премьер Украины Юлия Тимошенко тайным распоряжением конвертировала 200 миллионов евро, полученных по климатическому соглашению, и направила их для других целей, а не на экологические программы. Тем не менее виновные до сих пор не наказаны, а деньги, выведенные из экономик других стран, не пошли на защиту окружающей среды.

Нежизнеспособность Киотских соглашений прежде всего объясняется тем, что экологические проблемы, не могут рассматриваться без учёта экономической и политической ситуации в мире. Поэтому подписавшие протокол страны не смогли защитить интересы своих промышленных компаний, стремящихся к развитию национального производства.

Кроме того, ещё одна проблема, заключается в том, что соглашение не учитывает выбросов парниковых газов в развивающихся государствах. К примеру, в Китае эти выбросы резко возросли сразу после вступления в силу Киотского документа, на 50% в период с 2005 по 2015 год.

Углеродная афера

Эксперты объясняют свою позицию такими аргументами:

  1. Принятие протокола не имеет научно-экономического обоснования.
  2. Документ практически безрезультатный на протяжении 15 лет и не смог способствовать выполнению заявленной цели Рамочной конвенции ООН по снижению объёма парниковых выбросов на планете.
  3. Модель этого климатического договора не способна предусматривать и снижать приращение значительных объёмов выбросов в атмосферу от развивающихся стран.

Если всё это верно, то возникает вопрос: кто на самом деле организовал шумиху по угрозе человечеству от парникового эффекта? Для ответа на него достаточно внимательно изучить приёмы, с помощью которых Киотское соглашение планирует достичь своих целей. Для этого от стран-участниц требуется одно — резкое сокращение индустриального производства.

Киотское соглашение

Таким образом, под благими намерениями идёт процесс деиндустриализации стран с развитой экономикой и перераспределение мирового ресурса в виде наднациональной структуры — Глобального экологического фонда. Многие эксперты считают, что подобные действия сопоставимы с угрозой создания мирового правительства, определяющего квоты отдельных государств и контролирующего их уровень развития.

Позиция США, ЕС и России

Киотский протокол это

Действующий президент США заявил, что останавливает деиндустриализацию США и приступает к возрождению её прежний промышленной мощи. Кроме того, в своей предвыборной программе он называл глобальное потепление климата мистификацией.

Он признал документ несправедливыми, поскольку его реализация обойдётся стране в 3 трлн долларов и потерей 6.5 млн рабочих мест и раскритиковал Глобальный экологический фонд, признав механизмом перераспределения средств от обеспеченных государств к слабым.

Россия подписала Киотский договор в 2004 г. и вынуждена была выйти из него. Не выступая в целом против защиты мира от парниковых газов, она подсчитала, что положения протокола несут для неё стратегические риски, поскольку имеется прямая связь между выбросами углекислого газа и ростом экономики.

Российские специалисты раскритиковали алгоритм расчётов Киотского соглашения:

Киотский договор

В отношении Парижского соглашения Россия пока не приняла решения о выходе из него вслед за Д. Трампом. В стране продолжается спад производств, поэтому правительство, скорее всего, надеется выполнить обязательства по уменьшению выбросов парниковых газов. Исходя из этого, очевидно, что реиндустриализация страны пока не планируется.

Таким образом, Киотский протокол имел ключевые институциональные недостатки, а его действие фактически завершено Парижским соглашением. Очень жаль, но во многом оно продублировало его несовершенные механизмы. Всё это говорит о том, что мир пока очень неэффективно подходит к решению проблемы изменения климата.

Читайте также: