Пушкин конспект урока 7 класс презентация

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

6 июня 1799 года

в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Пушкин-ребенок. 1800-1802

Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу,

был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

С.Л. Пушкин. 1824.

Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу.

Н.О. Пушкина. 1800-е гг.

Абрам Петрович Ганнибал

"Арап Петра Великого"

А.П. Ганнибал

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

Ольга Сергеевна

Лев Сергеевич

Александр Сергеевич

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и

няня Арина Родионовна.

Мария Алексеевна

Арина Родионовна

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров

В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I. В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

Комната Александра Пушкина

Антон Антонович

Иван Иванович

Близкие друзья Пушкина по Лицею.

Пушкин сохранил лицейскую дружбу

и культ Лицея на всю жизнь.

Вильгельм Карлович

Кюхельбекер

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены.

"Пушкин в Царском Селе", картина И. Репина, 1911.

Лицей заменил Пушкину детство.

Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения "Деревня," "Домовому",

« К Чаадаеву", ода "Вольность", поэма "Руслан и Людмила".

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, и вторично в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с.Михайловское Псковской губернии.

Идеи гражданской свободы нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина.

"Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает" - таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг.

В конце июля

1824 года ссылка в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

Пушкин в селе Михайловском

(Пущин у Пушкина). Н.Н. Ге. 1875 г.

Автопортрет

С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г.

Под вашу сень,

Михайловские рощи,

когда вы в первый раз

Увидели меня, тогда я был –

Веселым юношей,

беспечно, жадно

Я приступал лишь

только к жизни; - годы

Промчалися - и вы

во мне прияли

Усталого пришельца.

Михайловское

Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком.

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).

Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных.

Иллюстрация

к стихотворению

…Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла…

Чуть более двух лет длилась ссылка в Михайловское. Она закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву.

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении

"Путешествие в Арзрум" (1829).

6 мая 1830 г. состоялась. наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино

с 7 сентября по 2 декабря

1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

В это время им были созданы"Повести Белкина", "Маленькие трагедии": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы", поэма "Домик в Коломне", закончен весь роман "Евгений Онегин" (кроме письма Онегина), повесть "История села Горюхина", "Сказка о попе и работнике его Балде", критические статьи, множество стихотворений.

18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве, сняв квартиру на Арбате

Квартира Пушкина

в Москве на Арбате

С середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.

Квартира Пушкина в

Петербурге на

Набережной Мойки

Старшая дочь,

Мария Александровна

Пушкина (1832-1919г.)

Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)

Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.)

У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал

за ней ухаживать.

Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг.

8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Данная презентация представляет материал по жизни и творчеству А.С.Пушкина по основынм этапам жизни поэта.

ВложениеРазмер
biografiya_pushkina.pptx 2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Детские годы Сердце России – Москва – была родиной величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая ( 6 июня по новому стилю) 1799 года.

Надежда Осиповна Пушкина - мать поэта Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала , выходца из Северной Абиссинии, нареченного в России Абрамом Петровичем. Воспитание поэта было французским. Благодаря няне Арине Родионовне и бабушке Марье Алексеевне Пушкин выучил русский язык. Многие часы проводил маленький Саша в библиотеках отца и дяди. Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера. Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.

Вы помните, когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын , И мы пришли. И встретил нас Куницын… 19 октября 1811 г Лицей был торжественно открыт в Царском Селе. На торжество съехались министр, царь, родственники будущих лицеистов. Профессор Куницын произнес патриотическую речь, призывающую питомцев Лицея служить Отчизне. А они были совсем малы тогда: 11-13-ти лет. И вечером этого торжественного дня играли около Лицея в снежки. Так начались годы радостной учебы и дружбы для Александра Пушкина и других воспитанников… Пушкин в лицее

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Жизнь в Лицее

ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ В него входили и будущие декабристы : А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев . Членами общества стали К.Н. Батюшков, Ф.Н. Глинка, А.А. Дельвиг , В.А. Жуковский. В 1818 году в члены общества вступил и А.С. Пушкин. Петербург (1817 – 1820)

Южная ссылка 1820-1824 До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. Александр I приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. Поэт стал изгнанником, его окружает ореол мученика. В Кишиневе Пушкин общается с членами тайного Южного общества, ссылка не заставила его каяться, наоборот, он жаждет борьбы. Вместе с семьёй генерала Раевского поэт путешествовал по Кавказу, где сформировался пушкинский романтизм.

В июле 1823 г Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа Воронцова М.С. Пребывание здесь было наполнено светской жизнью. Поэт испытал здесь увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской , страсть к Е.К Воронцовой, тем самым нажив врага в лице графа Воронцова. Стараниями последнего поэт был направлен в Михайловское.

В конце 1833 года поэт был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина . С этого времени поэт презрительно отзывается о царе. Но он вынужден был служить, чтобы прокормить семью. В 1834 г.Пушкин подал прошение об отставке. В ответ на это правительство запретило ему работать в архивах, позже ему пришлось забрать прошение обратно. Светское общество продолжало интриги против его семьи. Пушкин не знал покоя. Молодой француз Дантес, сын французского посланника Геккерена , стал оказывать Наталье Николаевне назойливые знаки внимания. Пушкин был взбешен. В Петербург приехал молодой француз Дантес

27 января вечером на Черной речке, на окраине Петербурга состоялась дуэль Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой начались сильные боли. Рана оказалась смертельной. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и друзьями. Его последние слова были : “ Кончена жизнь ” . 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут полуполудни Александра Сергеевича Пушкина не стало.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина. Биография А.С.Пушкина. Лицейский годы.

Викторина посвящена жизни и творчеству А.С.Пушкина (1799 - 1820 гг). 38 вопросов о детских и юношеских годах поэта, о его друзьях-лицеистах, первых поэтических опытах. Викторину можно проводить в разн.


Звёздный час по биографии и творчеству А.С.Пушкина.

Это мероприятие можно использовать на обобщающем уроке для закрепления биографии поэта.

Презентация на тему: " Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество 7 класс Составитель: Воробьева Марина Отаровна Учитель русского языка и литературы." — Транскрипт:

1 Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество 7 класс Составитель: Воробьева Марина Отаровна Учитель русского языка и литературы

2 Цель: Изучить жизнь и творчество А.С. Пушкина.

3 Детство А.Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье.

4 Няня А.С. Пушкина Яковлева Арина Радионовна.

5 Родители А.С. Пушкина Отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками.

6 Брат и сестра А.Пушкина Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

7 Царскосельский лицей В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.

11 Н.Н.Гончарова В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. 6 мая 1830 г. Состоялась помолвка. 18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот состоялось венчание.

12 Семейная жизнь В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село. Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, сын Александр, Григорий, Наталия.

13 Дуэль с Ж.Дантесом. 27 января 1837 года в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль с Ж.Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

14 Смерть поэта Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г.

Мы продолжаем разговор о А. С. Пушкине, продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Презентация: портрет А.С. Пушкина.

Прозвучали слова, ещё раз подтвердившие гениальность, великий талант А. С. Пушкина.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Потомки поставили Петру I памятник, но Пётр I сам воздвиг себе памятник – город Санкт-Петербург.

Что вы знаете об основании города Санкт-Петербурга Петром I? (Слайд 5)

Уточним наши знания. Читаем дополнительный материал: раздаточный материал.

Первая церковь была деревянной, как и множество других в России.

Собор Петра и Павла в Петропавловской крепости был заложен 8 июня 1712 года. Первый камень в основание собора положил Пётр I, второй – императрица Екатерина, а затем поочередно камни клали все высшие сановники.

Петропавловская крепость с её каменными стенами и золочёным шпилем соборной колокольни представлялась одновременно величественной и грозной. Шпиль собора был виден из любой части города.

В полдень холостым выстрелом пушка отмечает время. И пушечный дым, поднимаясь над крепостью, напоминает жителям о том, что Петербург – военная столица, и крепость готова их защищать от врага.

(Слайд 6) Петропавловская крепость.

Такова история. Обратим внимание, что как любое великое дело на Руси строительство С.-Петербурга имело и духовные основы. (Духовность – стремление к красоте, чистоте помыслов, праведности, связь с религией, церковью)

Каков образ Петра I? Каков образ Петербурга?

чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения
челн – лодка
полнощные страны – северные страны
из топи блат – из топи болот
пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)
порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная

Слушаем отрывок (Чтение учителя сопровождается слайдами презентации)

Учитель читает на фоне музыки. Слайды 9-13.

Слайд 9. (Вид Каменного острова в Петербурге. Неизв. художник I половины XIX века)

Слайд 10. (Английская набережная в Петербурге. А.И. Шарлемань (1826-1901))

Слайд 11. (Летний сад. Лебяжья канавка)

Слайд 12. (Вид на стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости)

Слайд 13. (Казанский собор в Петербурге)

4. Анализ отрывка

Каким настроением, чувством наполнено вступление?

Вы заметили торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм.

Каков образ Петра I? Каков образ Петербурга?

Раскроем государственность, державность этих образов.

государственность (от государство), державность (от держава) – способность мыслить широко, мудро, в масштабах государства, державы

Найдите строки в I части, отражающие державность замыслов Петра I.

1) Прочитаем начало вступления I строфу.

2)

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море. (метафора)

Как понимаете данные строки?

Строительство нового города на берегах Невы у моря дает возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.

3)

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам… (метонимия – употребление части вместо целого флаг вместо корабля)
Как понимаете данные строки?
Корабли разных стран приплывут в город на Неве.

А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

Найдите примеры того, что было.

Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?

1)… и юный град/ Полнощных стран краса и диво
2) Вознёсся пышно, горделиво
3) По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся

(Отметим употребление славянизмов (особенности одического стиля): юный град, полнощных стран краса, вознёсся, из топи блат…)

Воплотились мечты Петра I. Петербург – великолепный город, гордость России, вторая её столица.

Выразительное чтение II части учащимися.

Послушаем эту часть в исполнении артиста А.Шварца и посмотрим видеоряд о Петербурге.

Какое слово определяет отношение автора к городу? (люблю)

5. Итог урока

Прочитаем эпиграф к уроку, строчки, заключающие вступление к поэме:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Почему эти строки могут быть эпиграфом к уроку?

В них чувствуется любовь поэта к Петербургу, гордость, звучит патриотизм, подчёркивается неразрывность Петербурга, Петра I и России, проявляется державность, государственность образов Петра I и города С.-Петербурга.

6. Домашнее задание

Литература

  1. И. В. Золотарева, С. М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2004
  2. О.А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. – М.: Экзамен, 2003
  3. О.Ю. Коровина, И.А. Кузьмин. Истоки отечественной литературы и русского языка.

А.С. Пушкин. Святая Родина моя! Петербург. Комплект для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2003

Читайте также: