Конспект по географии 10 класс гладкий рост численности населения земли

Обновлено: 06.07.2024

2 Цели урока: Изучить: динамику и факторы роста численности населения мира. Познакомиться с понятиями: демографический взрыв, теория демографического перехода, депопуляция, типы воспроизводства населения. Выяснить: в чем сущность демографической политики в отдельных странах мира.

4 Демография- наука, изучающая население земного шара

5 Численность населения мира Страна, млн. ч. 2010г Страна (млн.ч.) 2013г Китай Индия США Индонезия Бразилия Пакистан Нигерия Бангладеш Россия Япония

6 Динамика численности населения Население планеты увеличивается примерно в день на 0,25млн., в год –на млн.ч. Для удвоения первого миллиарда потребовалось 120 лет с гг. Дальше увеличение шло в таком порядке: 3 млрд г. 4 млрд г. 5 млрд г. 6 млрд г. Сейчас в мире проживает более 7млрд. ч.

7 Условно выделяют 2 больших периода в демографической истории человечества Первый - соответствовал, так называемой аграрной цивилизации и продолжался до второй половины 17в. Характеризовался очень высокой рождаемостью(40-45ч на 1000жителей), очень высокой смертностью( 30-35ч на 1000жителей). В результате - низкий естественный прирост населения. 2. Эпоха промышленной революции- Стремительный рост населения, достигнув максимума в начале 60г. Тогда и возникло понятие демографический взрыв.

8 Демографический взрыв- резкое ускорение темпов роста населения, обострившее проблемы регионального и глобального социально- экономического развития.

9 Демографический взрыв- Характерен в первую очередь для развивающихся стран. П осле получения независимости: 1)улучшилось положение со здравоохранением, борьба с эпидемиями; 2) снизилась смертность во всех возрастных группах; 3) рождаемость же либо сохранилась на неизменном уровне, либо снизилась, но не в такой степени, как смертность

10 Прогнозы перенаселения Земли Теоретически Земля способна прокормить и большее количество людей. Если проанализировать жизнь африканских и азиатских крестьян, то при сохранении нынешней ситуации миллиарды людей неизбежно будут жить впроголодь.

11 Вывод. На протяжении почти всей истории человечества рост населения Земли был медленным, и только за последние 300 лет темпы роста населения ускорились. Особенно быстрый рост начался во второй половине 20 в.

12 Региональные особенности Основной прирост населения за счет развивающихся стран. Страны Азии: Индия, Йемен, Оман, Ливан, Иордания, Афганистан и др. Страны Африки: Кения, Кот-д-Ивуар, Мали, Гамбия, Нигер, Либерия, Уганда, Эфиопия, Ливия, Мадагаскар и др. Европа: за исключением Албании, таких стран нет. Рис. 19, стр. 49 учебника Рис. 20, стр. 50 учебника

15 Естественный прирост- разница между рождаемостью и смертностью. Рождаемость – количество родившихся на 1000 жителей за год. Смертность –количество умерших на 1000 жителей за год.

16 Счетчик населения мира :34: Текущее население Текущее мужское население (50.4%) Текущее женское население (49.6%) Рождено в этом году Рождено сегодня Умерло в этом году Умерло сегодня Рост численности населения в этом году Рост численности населения сегодня

17 Депопуляция- Уменьшение абсолютной численности населения, как следствие суженного воспроизводства населения. Страны: Белоруссия, Украина, Латвия, Литва, Молдова, Болгария- низкая рождаемость, снижение продолжительности жизни, эмиграция молодых людей. Страны: Свазиленд, Зимбабве- голод, высокое распространение СПИДа. Россия - высокая смертность, низкая рождаемость, высокий уровень абортов(население России сегодня должно быть млн.ч)

18 Вывод. Темпы роста населения сильно различаются по регионам. Основной прирост населения земли происходит за счет развивающихся стран.

19 Теория демографического перехода Демографический переход - это последовательность изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально- экономического развития стран(от высокого уровня рождаемости и смертности к низким показателям). Рис.21, стр.51 учебника

20 4 фазы демографического перехода ФазаРождаемос ть СмертностьЧисленность населения Регион Первая Вторая Третья Четвертая Стр. 51 учебника

21 4 фазы демографического перехода 1 фаза – характерна высокая смертность, высокая рождаемость, что обеспечивает стабильную численность населения (сейчас не встречается). 2 фаза - характерна высокая рождаемость, резко снизившаяся смертность, высокий прирост населения. В этой фазе находятся некоторые страны тропической Африки. 3 фаза - характерна заметно снизившаяся рождаемость, которая превосходит смертность, население продолжает расти. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. 4 фаза- показатели рождаемости и смертности уравняются и рост населения стабилизируется. В действительности место на стыке 3 и 4 фаз занимают развитые страны Запада, Япония, Китай, Россия и др. В некоторых наблюдается естественная убыль населения.

22 Фазы демографического перехода

24 Типы воспроизводства населения Первый тип воспроизводства (наиболее отсталые страны Африки, Азии и Океании) очень высокая рождаемость, уменьшение смертности, высокие темпы прироста населения(2фаза демографического перехода) Второй тип воспроизводства – средние и низкие показатели рождаемости, смертности и замедление(стабилизация) темпов роста. Соответствует 3 и 4 фазам демографического перехода.(Характерен для развитых стран Западной и Восточной Европы, Японии, Китая, России)

25 Причины высокого ЕПН в развивающихся странах. 1. Низкий социальный и интеллектуальный уровень жизни населения, невысокая грамотность. 2.Религиозные запреты на аборты. 3. Ранние браки. 4. Национальные традиции (больше родить мальчиков). 5. Низкий уровень урбанизации.

26 Причины снижения ЕПН в развитых странах 1.Постарение населения. 2. Повышение доли разводов. 3. Широкое вовлечение женщин в производство, науку, общественную жизнь. 4. Высокий уровень урбанизации.

27 Вывод. Теория демографического перехода объясняет динамику численности населения и связывает демографическое положение с экономическим ростом и социальным развитием общества.

28 Демографическая политика- Система специальных мер, предпринимаемых государством для увеличения или снижения темпов естественного прироста населения.

29 Демографическая политика 1.Экономические меры (семейные пособия, льготы многодетным семьям и молодоженам в приобретении жилья). 2. Административно- правовые меры ( регулирование возраста регистрации браков, запрет абортов, имущественные права матери и детей при распаде семьи) 3. Пропагандистские меры.

30 Работа с интернетом Демографическая политика в странах: 1. Китай 2.Индия 3. Россия 4. Япония 5. США 6. Испания 7. Швеция 8. Страны Азии 9. Страны Африки 10. Страны Латинской Америки (Беседа по полученным результатам)

31 индия shvecii/255833/Щвеция развивающиеся страны уганда afriki position/concept_demography_2025/presidental_order_demography_till2025/ в россии австралия

32 Вывод Демографическая политика в развитых странах направлена на повышение рождаемости, а в слаборазвитых – на ее снижение.

33 Закрепление изученного. На Земле проживает … млрд. человек. Резкое ускорение темпов роста населения в 20в. называется … Он особенно характерен для … Население планеты заселено … Уровень рождаемости обусловлен не только биологическими, но и … условиями жизни. Демографическая политика – это …

34 Домашнее задание. Пар. 11, вопросы на стр. 52 (обратить внимание на вопрос 8). Выучить новые определения.

Урок изучения нового материала с использованием информационных технологий.

Воспитывать усердие, прилежание, старание при работе с компьютером, сознательную дисциплину.

Учебно-наглядный комплекс: Карта мира, атласы, таблица-справочник, программа GEО-10, (урок в компьютерном классе)

Б.Ц.Урланис (советский ученый - демограф

Человека забыли. - Н.Н.Баранский

1)У. Актуализация темы.

Учебная задача на урок : 1.Численность населения

Земли. Быстрый рост.

3) Самостоятельная работа учащихся со справочником терминов.

(мультимедиа) – на доске таблица: география населения, демография населения, этимология (этнография), воспроизводство, демографическая политика, демографический кризис, депопуляция, естественная убыль, естественный прирост, смертность, тип воспроизводства, демографический взрыв.

4.) Анализ картограммы - численность населения мира

5) Работа в ЕХСЕL (построение столбчатой диаграммы- страны с самой высокой численностью населения

построение полосчатой диаграммы- страны с самой низкой численностью населения)

  1. Выступление детей по индивидуальному опережающему заданию.

Демографическая ситуация в России.

Демографическая ситуация в п.Троицкий.

Вам известны разные способы регулирования численности населения в разных странах, то есть демографическая политика, проводимая государствами с различными типами воспроизводства населения. Если бы вы были президентом России, то какую демографическую политику бы вы проводили? Какие законы, льготы или штрафы необходимо предпринять, чтобы улучшить ситуацию в России. Ведь население России катастрофически уменьшается?

Прогноз составлялся достаточно давно, но весьма привлекателен и интересен. Так вот, семья будущего должна быть такого состава: двое родителей и не менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь (детской смертности, несчастных- случаев , болезней и др.)Семья будет жить в благоустроенной квартире со стерео телевизором, с голографическим эффектом, компьютером(хранителем информации, видео-телефоном. Домашний труд будет облегчен различной бытовой техникой, поэтому будет доставлять только удовольствие. Все члены семьи будут заниматься любимым делом, общаться с природой. Семья будет счастливой.

  1. Работа с мультимедиа.
  1. работа с таблицей – Демографическая история мира.

Определите по таблице в какие годы происходил переход населения через миллиард, два миллиарда, три … четыре… пять… шесть миллиардов

2) анализ графика - Динамика численности населения мира-

3) Доля развитых и развивающихся стран в росте численности населения мира.

  1. Индивидуальные выступления детей, проводивших исследование темпов роста численности населения мира.

1.По подсчетам статистов-демографов за всю историю человечества на Земле родились более 80 млрд.человек .На протяжении всей этой истории рост был медленным . а ускорение наступило только в период нового и особенно новейшего времени.

2.Если в начале века XX. абсолютный ежегодный прирост населения Земли составил 10-15 млн.. а в середине века 40-50 млн., то в наши дни он достигает 80-85 млн.чел.

3.Ежегодно рождаются около 140 млн. чел. СООТВЕТСТВЕННО КАЖДУЮ СЕКУНДУ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРОЕ, каждую минуту-17,5 , каждый час 10,4 тыс человек. а каждые сутки 250 человек, . новых землян мира, Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Гамбург, каждый месяц население Австралии, Туниса.

4.За последнее тысячелетие для первого удвоения численности населения потребовалось для первого удвоения численности населения потребовалось 600 лет, для второго 230 , для третьего около 100 , а для четвертого не многим более 40 лет.

ЭТО ЗНАЧИТ – что население никогда так не возрастало, как в середине и второй половине XX века.

VII. Самостоятельная работа учащихся в Wоrdе (Windows-D свернуть)

Ответить на вопросы письменно.

1. Что такое воспроизводство. Два типа воспроизводства.

(найти определения в тексте )

2. Работа с демографическими показателями. Смертность . Рождаемость .Естественный прирост.

Выводы по картограммам, обобщения, анализ.

VIII. Выступления учащихся по теории Т.Мальтуса, (графическое изображение)

Анализ теории демографического перехода.

Рассказ детей . Расширенное воспроизводство, простое замещение, естественная убыль. (с использованием текста мультимедиа)

  1. Итог урока. Работа в текстовом редакторе Wоrd

Провести социологическое исследование в ваших семьях, выяснить: сколько детей было у вашей бабушки, прабабушки, прапрабабушки.

Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье . Объясните почему . Проанализируйте его и сделайте выводы. Выявите причины изменения детей в семье. Изобразите графически.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока.

Подготовила : Морозова Светлана Витальевна

учитель географии первой квалификационной категории МОКУ

План-конспект урока.

Урок изучения нового материала.

Цель : сформировать представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении; выявить закономерности динамики численности населения мира;

Образовательные:

• объяснять различия в естественном приросте населения отдельных стран и регионов мира;

• формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;

Развивающие:

• развивать у учащихся творческое мышление;

• развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету; создать условия по формированию навыков самооценки на основе критерия успешной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : мультимедийная презентация, учебник под ред. Ю.Н .Гладкий. В.В. Николина, а тласы., маршрутные листы с заданиями, карточки с картосхемами, дополнительным материалом.

Эрнест Хемингуэй

Здравствуйте, ребята! Хочу попросить вас настроиться на работу,.Сегодня на уроке мы будем работать с различными источниками информации: учебником, политической картой в атласе, картосхемами, диаграммами, в ходе работы на уроке заполним маршрутный лист, в котором вы будете выполнять письменные задания.

2 Актуализация знаний.

Прослушайте пожалуйста внимательно.

Учитель читает текст:

- С какой целью Петр I издал данный указ? Ответы учеников .

Для чего нужна перепись населения?

Ответ ученика : В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения приводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. С начала XIX века в мире было проведено более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире (за исключением Омана и Катара) не осталось стран, в которых не было бы переписи. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения. Которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.

Что вы знаете о географии населения из курса 9 класса?

Постановка темы урока:

Из этого сделаем вывод, какова же тема нашего урока

ученики отвечают.( население Земли, численность,изменение численности, причины изменения численности земли)

определяем тему. ( ответы учеников)

Как вы думаете, в чем ее значимость?

( Население – главная производительная сила общества.

Взаимодействует с географической средой и преобразует природу.

Население – главный потребитель создаваемых материальных благ).

Данную тему мы будем изучать несколько уроков и тема сегодня

Численность и динамика населения Земли. ( записать тему на маршрутном листе )

Наука, которая изучает численность и динамику населения Земли, называется демография(на доске термин)

Учитель: И определим цели урока:

- Сегодня мы расширим знания о численности населения в мировых масштабах, рассмотрим изменение численности населения в демографической истории общества, попытаемся выявить различия в естественном приросте и темпах роста народонаселения Земли и отдельных регионов.

3. Изучение нового материала

И, первое, что нам необходимо ,определим, какова численность населения на Земле??

у нас несколько источников информации (видеоролик, слайд на экране, и учебник стр.70.) Ответьте на вопрос в маршрутном листе

Откройте, пожалуйста, приложения в вашем учебнике на стр 162 , и определим 10 стран-лидеров по численности населения.( работа в маршрутном листе, озвучиваем вслух 10 лидеров)

- От каких показателей зависит численность населения?

Вспомним , что мы знаем об этом из 9 класса

ответы учеников( рождаемость , смертность, естественный прирост)

Показатели Р. и С. математически объединили в формулу. Какую? ( разность Р и С дает естественный прирост населения)

Запишите формулу в маршрутном листе задание 2

- Давайте найдем все возможные варианты показателей Р и С: (учащиеся предлагают и записывают на доске)

- Обратимся к формулам на доске, показывающим возможные соотношения показателей Р., С. и как результат ЕП.

С численностью населения разобрались, выясним, какова динамика , т. е. Изменение численности населения.

У чащиеся приходят к выводу(Учитель помогает) :

Первоначально численность населения Земли не превышала 1 млн. чел. До начала 19 века этот показатель изменялся крайне медленно. В последнее столетие произошел скачек и численность населения мира увеличилась от 2 млрд. до 7 млрд. человек.

- Проанализиру йте график 2 « динамик а численности населения мира и в ыполните задание 2 в маршрутном листе

(Наводящие вопросы, если возникнет затруднение)

- Какова численность населения мира в 1950 году?

- Какова численность населения мира в 2010 году?

- В какие годы наблюдается наибольший прирост населения?

- Как изменится численность населения мира по прогнозам к 2050 году? Можно ли наверняка сказать точное число или же на результат будут влиять какие-то условия?

Вывод: На протяжении почти всей истории человечества рост населения Земли был медленным, и только за последние 300 летего темпы ускорились, особенно быстрый рост численности населения начался во второй половине 20 века.

как вы считаете, каковы причины этого . ( улучшение качества жизни населения)

Предположите, какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения?? ( ответ- развитые)

Посмотрим на слайд, на парте у вас лежит такая же диаграмма,скажите, мы верно предположили??

- почему в африканских странах высокий ЕП, а в европейских странах низкий или даже отрицательный?

Делаем вывод: Темпы роста населения сильно различаются по крупным регионам и отдельным странам. Основной рост населения Земли происходит за счет развивающихся стран

- Каким образом будут меняться эти графики, зависит от процесса воспроизводства населения.

Выделяют 2 типа воспроизводства населения, прочитайте дальше информацию на этих же карточках и определите, 1 вариант чем характерезуется 1 тип воспроизводства населения, 2 вариант - II тип .

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью .

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ

В самом упрощенном виде можно говорить о двух типах воспроизводства населения.

Первый тип воспроизводства населения. Демографический кризис. Для первого типа воспроизводства населения (синонимы: демографическая "зима", современный или рациональный тип воспроизводства) характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где все время растет доля пожилых и старых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличивает показатель смертности.

Снижение рождаемости в промышленно развитых странах связывают, как правило, с распространением городского образа жизни, при котором дети для родителей оказываются "обузой". В промышленном производстве, сфере услуг требуются высококвалифицированные кадры. Следствием этого является необходимость в длительной учебе, продолжающейся до 21-23 лет. Сильно влияние на решение родить второго или третьего ребенка оказывает высокая вовлеченность женщины в процесс труда, ее желание сделать карьеру, быть финансово независимой.

Но и среди стран первого типа воспроизводства населения можно выделить три подгруппы.

Во-первых, это страны со среднегодовым естественным приростом населения в 0,5-1% (или 5-10 человек на 1000 жителей, или 5-10‰). В таких странах, примерами которых могут служить США, Канада, Австралия, обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Для этого необходимо, чтобы примерно половина всех семей имела двоих детей, а половина - троих. Два ребенка со временем "замещают" родителей, а третий не только покрывает убыль от болезней, несчастных случаев и др. и "компенсирует" отсутствие потомства у бездетных, но и обеспечивает достаточный общий прирост.

Во-вторых, это страны с "нулевым" или близким к нему естественным приростом. Такой прирост (например, в Италии, Великобритании, Польше) уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое обычно стабилизируется на достигнутом уровне.

Таблица 10. Страны Европы с отрицательным естественным приростом населения .

Естественный

Естественный

В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, т. е. такие, где смертность превышает рождаемость. В результате число их жителей не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явление депопуляцией (или демографическим кризисом ).

Депопуляция - уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли.

Наиболее характерна она для Европы, где уже полтора десятка стран (Беларусь, Украина, Венгрия, Болгария, ФРГ и др.) имеют отрицательный естественный прирост. В последнее время в число таких стран вошла и Россия.

Переход от характерной для старой России многодетной семьи к малодетной совершился в нашей стране еще в период существования Советского Союза. Но в 90-х гг. прежде всего с возникновением глубокого социально-экономического кризиса начался настоящий "обвал" показателей естественного прироста населения.

В 90-е гг. в результате резкого снижения рождаемости и увеличения смертности население России должно было уменьшиться на несколько миллионов человек. И только благодаря массовому притоку мигрантов из других стран СНГ и стран Балтии, который более чем на 1/3 компенсировал эту убыль, сокращение численности населения оказалось не столь большим. Показатель же рождаемости в России (менее 9 человек на 1000 жителей) и в конце 90-х гг. остается одним из самых низких в мире.

Итак, в целом для экономически развитых стран мира (средний показатель их естественного прироста 0,4‰) характерен так называемый "рациональный" или "современный" тип воспроизводства населения, в основном соответствующий городскому образу и высокому уровню жизни их населения. Но это не исключает того, что целый ряд стран Европы переживает демографический кризис, который отрицательно сказывается или может сказаться на их развитии.

Второй тип воспроизводства населения. "Демографический взрыв" . Для второго типа воспроизводства населения (синонимы: демографическая "зима") типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран.

Таблица 11. Развивающиеся страны с наиболее высоким естественным приростом населения

Естественный

Естественный

После завоевания независимости эти страны получили возможность шире использовать достижения современной медицины, санитарии и гигиены - в первую очередь для борьбы с эпидемическими заболеваниями. Это привело к довольно резкому сокращению смертности. Рождаемость же большей частью осталась на высоком уровне.

Конечно, это во многом объясняется стойкостью тысячелетних традиций ранних браков и многодетных семей. Средний размер семьи и теперь составляет 6 человек; как правило, это трехпоколенная семья (родители, их дети и внуки). К тому же она остается основным средством сохранения прожиточного минимума, и дети по-прежнему служат главной опорой родителей в старости. Да и детская смертность в этих странах остается еще значительной. Продолжают сказываться и такие факторы, как преобладание сельского населения, недостаточный уровень образования, слабое вовлечение женщин в производство. Для мусульманских стран - это еще и господствующая религия, согласно которой планирование семьи является недопустимым.

В конце 90-х гг. среднегодовой показатель естественного прироста в развивающихся странах составлял 1,7%, т. е. был более чем в 5,5 раза выше, чем в экономически развитых странах.

Но даже на этом фоне особенно выделяются наименее развитые страны, где живет 600 млн. человек, или 1/10 всего населения планеты. Они отличаются самыми высокими показателями рождаемости и естественного прироста (2,6%), вот почему именно среди них и следует искать "рекордсменов мира".

Таких "рекордсменов" по среднегодовому приросту населения вы найдете среди стран Тропической Африки и Юго-Западной Азии.

Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства в середине XX в. получил в литературе образное наименование демографического взрыва . В наши дни на эти страны (вместе с Китаем) приходится почти 4/5 всего населения планеты и 90% его годового прироста. В том числе население Азии ежегодно увеличивается примерно на 45 млн. человек, Африки - почти на 20 млн., Латинской Америки - более чем на 6 млн.

Если в 1900 г. из 15 крупнейших по числу жителей стран мира семь находились в Европе, пять в Азии и три в Америке, то на рубеже 2000 г. в этом списке осталась только одна европейская страна (ФРГ), но зато стало девять азиатских (Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония, Вьетнам, Филиппины, Иран), а также три американских (США, Бразилия, Мексика), одна африканская (Нигерия) и Россия.

Все это означает, что развивающиеся страны оказывают и будут продолжать оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения, в первую очередь, определяя демографическую ситуацию во всем мире.

Выполните задание 4 в маршрутном листе, используя дополнительную информацию на ваших столах

(Озвучивают признаки каждого типа воспроизводства населения, заносят в таблицу отсутствующую информацию.)

Вывод: I -для развитых, II -для развивающихся.

Возникает вопрос, а все-таки,почему, в развивающихся странах , где условия хуже, выше рождаемость??

Демографы утверждают, что любое общество проходит несколько этапов в естественном движении. Они, анализируя рождаемость и смертность заметили существенные изменения , произошедшие в воспроизводстве населения за последние 200 лет.Что же произошло??Ответ на этот вопрос дает ТЕОРИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА(термин на доску),которую разработал американский ученый ФРЕНК НОУТСТАЙН в 1945 году согласно которой демографические показатели (рождаемость, смертность и естественный прирост) находятся в зависимости от уровня социального развития стран. Вся демографическая история Земли делится на этапы - фазы.

( 1 фазу характеризую я)

1 фаза: характерна для ранней стадии цивилизации - высокий показатель рождаемости, высокий показатель смертности = очень незначительный рост численности населения. Наблюдается и сейчас у племен в Амазонии, бассейна реки Конго, на о. Новая Гвинея.

- Выполните задание 5 в маршрутных листах.

- Обратимся к формулам на доске, показывающим возможные соотношения показателей Р., С. и как результат ЕП.

Р - С = ЕП - (1 фаза)

Р - С = ЕП - (2 фаза)

Р - С = ЕП - (3, 4 фазы)

Каким фазам демографического перехода соответствуют формулы?

4 Закрепление изученного материала

Слайд на доске и задания на парте( самопроверка)

Блиц – опрос:

численность Земли достигла ____ млрд. человек; (7)

численность планеты увеличивается в основном за счет ______ стран; (развивающихся)

демографические проблемы для развитых стран состоят в ___________; (низком или отрицательном ЕП)

демографические проблемы для развивающихся стран состоят в ___________;

( очень высоком ЕП, что ведет к перенаселению стран)

Слайд на доске

5 . Домашнее задание

О том, какие меры в разных странах предпринимаются для стабилизации демографической ситуации, мы поговорим в начале следующего урока.

Для этого вам нужно выполнить задание в маршрутном листе. ( домашнее задание записано в маршрутном листе)

6. Рефлексия

-Сделайте вывод, смогли ли мы выполнить цели , поставленные в начале урока?

Обсудим: важна ли была для вас новая информация, что хотели бы узнать еще по данной теме, чем восхищены, чем разочарованы?

Глоссарий по теме: воспроизводство населения, первый тип воспроизводства, второй тип воспроизводства, демографический кризис (депопуляция), демографический взрыв, демографическая политика, демографический переход, качество населения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В настоящее время численность населения Земного шара превышает 7 млрд. чел. Семимиллиардный человек появился на свет в 2011 году.

1. Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

2. За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в два раза.

3. В 1820 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

4. За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

В начале ХХ в. абсолютный ежегодный прирост составлял 10-15 млн. чел., в середине века – 40-50 млн. чел., в 80-90 годах – 80-85 млн. чел. В начале ХХI в. этот прирост немного снизился, но остаётся очень высоким.

Демографический взрыв приводит к ряду проблем: жилищной, продовольственной, обеспечения работой, экологической и т.д.

На первом месте по численности населения – Китай (1 млрд. 386 млн. чел.), на втором – Индия (1 млрд. 352 млн. чел.), на третьем – США (326 млн. чел.), на четвёртом – Индонезия (264 млн. чел.), на пятом – Пакистан (209 млн. чел.), на шестом – Бразилия (208 млн. чел.), на седьмом – Нигерия (192 млн. чел.), на восьмом – Бангладеш (160 млн. чел.), на ДЕВЯТОМ – РОССИЯ (146 млн. чел.).

Какие процессы оказывают влияние на изменение численности населения? Естественное и механическое движение населения. Под естественным движением населения понимается естественный прирост населения, под механическим движением – миграции, участие страны в войнах.

Естественным приростом населения называется разность между рождаемостью и смертностью. Рождаемость и смертность населения зависят от уровня социально-экономического развития страны (медицина, образование, экономика, материальное благосостояние), экологической ситуации, религии, традиций народов, участия в войнах.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего, на рождаемость) в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства населения выделяют три группы:

3) страны с отрицательным среднегодовым естественным приростом населения (ФРГ, Венгрия, Литва).

Явление, при котором происходит уменьшение численности населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли, называется депопуляцией (демографическим кризисом).

Рождаемость – Смертность = Естественный прирост на 1000 жителей

Важной научной составляющей для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сама схема такого перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.

Для первого этапа, который охватывал почти всю историю человечества, были характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.

Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости.

Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности. Рождаемость тоже снижается, но обычно всё же несколько превышает смертность.

При переходе к четвёртому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).

Успех выполнения подобных заданий – знание теоретического материала, умение пользоваться политической картой, умение использовать приёмы мнемотехники.

Ответ: 5, 3, 7, 4, 2, 8, 1, 9, 6.

2. Подчеркните верное утверждение:

а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.

в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Рост населения мира". Плотность и этническая состояние населении. До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индийские народы. они стояли на разных ступенях развития.Другие находилис на весьма высокой ступени общественного развития, о чем свидетельствует крупная империя инков в Андах, населения которой знало различные ремесла земледелие.

Рост населения Земли.

Рост населения Земли.

Динамика численности населения 2 периода демографической истории:

Динамика численности населения

2 периода демографической истории:

Региональные особенности

Страны-лидеры по численности населения


Теория демографического перехода

Теория демографического перехода

Демографическая политика – система специальных мер, предпринимаемых государством для увеличения или снижения темпов естественного прироста населения

Демографическая политика:

Демографическая политика:

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА I ТИП II ТИП ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

ПОЛОВОЙ СОСТАВ

ПОЛОВОЙ СОСТАВ

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ ПИРАМИДА I ТИП II ТИП

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ ПИРАМИДА

ТИПЫ ПИРАМИД

ТИПЫ ПИРАМИД

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ПИРАМИД

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ПИРАМИД


КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СМЕРТНОСТЬ СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ СОСТОЯНИЕ БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ, ПОЛНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ

  • ЗДОРОВЬЕ
  • ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
  • СМЕРТНОСТЬ
  • СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ

СОСТОЯНИЕ БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ, ПОЛНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭАН ПО РЕГИОНАМ РЕГИОН % ЭАН МИР 45 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, ЕВРОПА 50 - 60 АЗИЯ, АФРИКА, ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА 40-45

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭАН ПО РЕГИОНАМ

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, ЕВРОПА

АЗИЯ, АФРИКА, ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – часть трудоспособного населения, занятая в материальном производстве и непроизводственной сфере

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

– часть трудоспособного населения, занятая в материальном производстве и непроизводственной сфере

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭАН ПО РЕГИОНАМ РЕГИОН % ЭАН МИР 45 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, ЕВРОПА 50 - 60 АЗИЯ, АФРИКА, ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА 40-45

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭАН ПО РЕГИОНАМ

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, ЕВРОПА

АЗИЯ, АФРИКА, ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

БЕЗРАБОТИЦА ВЫШЕ НИЖЕ

БЕЗРАБОТИЦА

  • В РАЙОНАХ НОВОГО ОСВОЕНИЯ
  • В РЕГИОНАХ С БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  • ГДЕ ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
  • В РЕГИОНАХ, ГДЕ БОЛЬШОЙ СПАД ПРОИЗВОДСТВА
  • ГДЕ НЕБОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ ЗАНЯТЫХ

Этническая и языковая мозаика мира

Этническая и языковая мозаика мира

Этнос (от греч. ἔθνος — народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием

Этнос (от греч. ἔθνος — народ)

- межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием

Выделяют около 4 – 5 тыс. народов Численность народов колеблется от миллионов до десятков человек: японцы – 130 млн. чел. вепсы - 8240 чел. негидальцы – 622 чел .

Выделяют около 4 – 5 тыс. народов

Численность народов колеблется от миллионов до десятков человек:

японцы – 130 млн. чел.

вепсы - 8240 чел.

негидальцы – 622 чел .

ГОСУДАРСТВА ОДНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ Швеция, Дания и др. (совпадают национальные границы) ДВУНАЦИОНАЛЬНЫЕ Бельгия, Канада МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ Россия, США, Индия

Швеция, Дания и др.

(совпадают национальные границы)

Россия, США, Индия

Межнациональные конфликты национальные религиозные приграничные (при несовпадении государственных и этнических границ)

Межнациональные конфликты

  • национальные
  • религиозные
  • приграничные

(при несовпадении государственных и этнических границ)

Языковой состав

Языковой состав

Языковые семьи Индоевропейская (3 млрд. чел.) Сино-тибетская (1 млрд. чел.) Афразийская (семито-хамитская) (300 млн. чел.)

Языковые семьи

  • Индоевропейская (3 млрд. чел.)
  • Сино-тибетская (1 млрд. чел.)
  • Афразийская (семито-хамитская)



Однозначного совпадения языка и этноса нет

Однозначного совпадения языка и этноса нет

География культуры

География культуры - наука, изучающая размещение объектов материальной, духовной, языковой, политической и экологической культуры, искусства, образа жизни и традиции населения мира

География культуры

- наука, изучающая размещение объектов материальной, духовной, языковой, политической и экологической культуры, искусства, образа жизни и традиции населения мира

Признаки цивилизации

цивилизация Традиционная ( основа – уклад жизни ) Техногенная (основа – производство материальных благ) ДУХОВНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ

( основа – уклад жизни )

Техногенная (основа – производство материальных благ)

Религиозный состав мира РЕЛИГИИ МИРОВЫЕ МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

Религиозный состав мира

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ Христианство: Православие ( РФ, Белоруссия, Украина ) Православие ( РФ, Белоруссия, Украина ) Православие ( РФ, Белоруссия, Украина ) Автокефальные православные церкви

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

  • Христианство:
  • Православие ( РФ, Белоруссия, Украина )
  • Православие ( РФ, Белоруссия, Украина )
  • Православие ( РФ, Белоруссия, Украина )

Автокефальные православные церкви

Папа Римский – наместник Христа на Земле

Мекка и Медина – колыбель религии (VII в.)

  • в Сев. Африке на Ближнем и Среднем Востоке
  • в Сев. Африке на Ближнем и Среднем Востоке
  • в Сев. Африке
  • на Ближнем и Среднем Востоке

MAX мусульман проживает в Индонезии, Пакистане и Индии

ислам сунниты шииты

Мусульманская мечеть

Возник в VI – V вв. до н.э.

буддизм махаяна хинаяна Южная Азия (Шри-Ланка, Мьянма, Индия, Таиланд, Лаос, Камбоджа) Ламаизм (Монголия, Тибет, Бутан, РФ - Бурятия, Тува, Калмыкия)

Южная Азия (Шри-Ланка, Мьянма, Индия, Таиланд, Лаос, Камбоджа)

Ламаизм (Монголия, Тибет, Бутан, РФ - Бурятия, Тува, Калмыкия)

Будда И. Христос Мухаммед

КОРАН ТАНАХ

Национальные верования

Национальные верования

Размещение населения Население размещено по территории неравномерно 90 % 80 % 20 % 10 %

Население размещено по территории неравномерно

Размещение населения Умеренный пояс Субтропический пояс Субэкваториальный пояс 2000 м 1000 м 500 м 80 % населения планеты 0 м

80 % населения планеты

Плотность населения Средняя плотность – 49 чел./км²

Средняя плотность

49 чел./км²


РАССЕЛЕНИЕ

  • Рост численности городского населения
  • Повышение роли городов в жизни общества
  • Распространение городского образа жизни

Наибольшие темпы – в развивающихся странах

Агломерация - компактное скопление населённых пунктов, связанных производственными, транспортными и культурными связями .

Агломерация - компактное скопление населённых пунктов, связанных производственными, транспортными и культурными связями .

Крупнейшие агломерации

- наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких агломераций.

КРУПНЕЙШИЕ МЕГАЛОПОЛИСЫ

ТРУЩОБНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ:

Поселения Одиночные дома Деревня Посёлок Одиночные дома Деревня Посёлок Европа, Япония и др.

  • Одиночные дома Деревня Посёлок
  • Одиночные дома
  • Деревня
  • Посёлок

Европа, Япония и др.

Дисперсное расселение односемейные жилые точки: Ферма Хутор Ферма Хутор Ферма Хутор США, Канада, Австралия, Н. Зеландия и др.

  • односемейные жилые точки:
  • Ферма Хутор
  • Ферма Хутор
  • Ферма
  • Хутор

США, Канада, Австралия,

Н. Зеландия и др.

Кочевое расселение Сахара, Афганистан, Иран, Западный Пакистан и др.

Сахара, Афганистан, Иран, Западный Пакистан и др.

Большая часть сельского населения развитых стран не занята в с/х

Большая часть сельского населения развитых стран не занята в с/х

Миграции

— перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Читайте также: