Гуманізм високе відродження конспект уроку 8 клас

Обновлено: 03.07.2024

- познакомить учащихся с основными особенностями культуры Возрождения, идеями гуманистов,

- продолжать формирование умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения,

- воспитывать уважение к истории иностранных государств.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: оборудование для презентаций.

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. И покажем нашим гостям умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими друг к другу.

2. Повторение пройденного материала (5 мин.)

Учитель: Какую тему мы с вами изучали на прошлых уроках?

- Великие географические открытия.

Учитель: Выполните, пожалуйста, задания по этой теме на карточках. Время выполнения 3- 5 мин.

Путь к Островам пряностей удалось найти англичанам.

Испанцам удалось достичь Китая и Японии раньше португальцев

Согласно Тордесильясскому договору все вновь открытые земли к востоку от Азорских островов принадлежали Португалии

Проход из Атлантики Тихий океан был найден Христофором Колумбом

Кругосветное путешествие Магеллана доказало на практике шарообразность земли

2. Соотнесите даты и события (составьте пары)

1) 1519-1522 годы а) Открытие Колумбом Америки;

2) 1492 год б) первый раздел мира;

3) 1498 год в) разграничение сфер влияния Испании и Португалии

4) 1529 год г) кругосветное путешествие Ф.Магеллана.

3. Восстанови термины:

___________________________ - поселение выходцев из какого-либо государства в другой стране;

Ответы: 1. Нет, нет, да, нет, да; 2. 1-г, 2-б, 3-а, 4-в; 3- колония, гос-во влад. колониями, завоеватель.

3. Переход к изучению новой темы (5 мин.)

Учитель: Прочитайте выдержку из документа на слайде (слайд 3) и откройте ваш учебник на странице 61 (Глава IV,§ 7). Чтобы понять особенности культуры Возрождения необходимо вспомнить, каково было мнение о человеке у мыслителей в Средние века?

4. Изучение новой темы

Самостоятельная работа учащихся с учебником (2 мин.)

Рассказ учителя с элементами беседы об увлечении передовых людей Италии античной культурой (3 мин)

Рассказ учителя с элементами беседы о гуманизме как явлении в культуре и о гуманистах(3 мин)

Учитель: Философов, ученых стал больше интересовать человек, стали изучать дисциплины, изучающие самого человека, общественное устройство, этику.

Гуманисты по-новому взглянули на жизнь человека. Поговорим о некоторых выдающихся мыслителях, их творениях и идеях.

Учащиеся чертят в тетради таблицу и готовятся вместе с учителем заполнить ее. (слайд 6)(15 мин)

Результатом работы должна стать заполненная таблица:

Эразм Роттердамский (1469-1536)

Считал, что знание и вера служат поискам истины. Высмеивал дворян, жадных королей и духовенство.

Франсуа Рабле (1494 – 1553)

Отвергал средневековый аскетизм. Высмеивал духовенство. Считал, что люди должны жить в новом обществе.

Выступал против папы римского, за единую Италию. Считал, что ради упрочения государства хороши все цели. Государь должен обладать характером льва и лисицы (хитростью и силой)

Данте Алигьери (1265-1321)

Сделал человека центром повествования. Призывал задуматься о высоком предназначении человека

Франческо Петрарка (1304—1374)

Считал культуру античности образцом. Говорил об отличии культуры Средневековья от Возрождения

5. Закрепление изученного материала и повторение пройденного. (3 мин)

Работа учащихся с тестовыми заданиями ( слайды 12-19) с вопросами демонстрируются с интервалом 20-30 сек.)

Проверим:1-В, 2-А, 3-Б, 4-В, 5-Г, 6-А, Г, Е

6 . Подведение итогов урока (1 мин.)

Учитель: итак, средневековая этика утверждала необходимость аскетизма и презрения к миру, идеи Возрождения вырвались за эти рамки, поставив человека в центре мироздания. ( слайд 20)

7. Домашнее задание (слайд 21) (2 мин.)

Учитель: дома вы изучите §7, документ на с. 69, ответите устно на вопросы к параграфу учебника.

8.Рефлексия ( слайд 22)

  1. Что нового я сегодня узнал…
  2. Что мне хотелось бы еще узнать…
  3. Какие проблемы у меня возникли в ходе урока…
  4. Над чем мне нужно работать…

Учитель: Спасибо за урок! До свиданья!

Подписи к слайдам:

2. Какие произведения Леонардо да Винчи в области живописи вы знаете?

Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией презентации. На слайдах

которой приведены основные тезисы и иллюстрации к у року.

- Для более удобного и полного у своения материла составим таблицу.

Период Высокого Ренессанса являет собой зенит, кульминацию всей этой великой

культуры. Для художников этого периода особенно характерна ма сштабность. Которая на

ряду с кру пными архитект урными формами, такими как собор св. Петра

В Риме архитектора Браманте, появились скульпту рные и живописные произве -

Различие в идеалах иску сства раннего и Высокого Возрождения заключалось

отдельной личности и почти полное отсутствие пейзажного фона.

Особое значение в чтот период приобрело Отображе ние различных движений,

часто не мотивированных сюжетно, а передаваемых ради красивой пластики ли -

ний, ритма, эффектного ракурса, как в знаме нитых фиг у рах сикстин ского плафо -

Общий уровень искусства раннего Возрождения был настолько высо ким, что его

уподобляли могучему горному кряжу, где отдельные произведения выдающихся мастеров

были ненамного лучите работ их менее талантливых собратьев. Иску сство Высокого

Ренессанса предстает в виде гораздо менее высокой гряды, над которой возвышаются

несколько грандиозных вершин: это творчество Браманте, Рафаэля, Микеланджело,

Выдающимся архитектором эпохи Высокого Возрождения является Донато

Браманте (1444- 1514), создавший стиль римского классицизма. Этот стиль восходил к

римской античности и отличался рационально стью, уравновешенностью несущих и

несомых частей, сочетанием арки, круга и ку пола. Все эти особенности были отражены в

проекте собора св. Петра в Риме, который должен был напоминать по форме гре ческий

крест с закругленными сторонами, мощным сфериче ским куполом и башнями по углам,

здания, которая со всех сторон выглядела одинаково и в которой пространство

симметричная крестово - купольная постройка в процессе возведения была преобразована в

традиционную базилику , но позже, в арх итектуре европейского классицизма, именно

она получила широкое распространение и стала основной сначала во Франции, а

затем в Англии и России. Арочные пролеты были навеяны сводами базилики Максенция и

Константина, самого грандиозного сооруже ния Древнего Рима; мощный барабан повторял

абрис римской ротонды; сферический ку пол соотносился с формой к упольного

Рафаэль Санти (1483- 1520) родился в Урбино, и первыми его учителями были

его отец Джованни Санти и глава умбрийской школы прославле нны й Пьетро Пе -

руджино. Рафаэль настолько глубоко усвоил манеру учителя, что работы обоих

мастеров было невозможно различить. Особенно это проявляется в цикле его

неповторимых по своей прелести и лиризму мадонн. Еще в Урбино двадцатилетний

художник, рано оставшийся без матери, одним порывом души написал « Мадонну

идеальной гармонии. В небольших картинах, посвяще нных вечной теме материнства,

гуманизма итальянского Ренессанса . Вместо устоявшихся канонов в вековом жанре

мадонн х у дожник создал пленительный образ, полный света и добра.

младенца, чувствуется инстинктивный порыв матери, прижимающей к се бе ре -

бенка, и вместе с тем - ощущение того, что он ей не принадлежит, она несет его

в жертву людям. Взгляд Мадонны нефиксирован и тр у дноуловим, но в нем уга -

дывается то выражение, которое появляется у человека, когда ему вдру г откры -

вается его судьба. Мадонна словно предвидит трагическу ю участь сына. В цикле

мадонн наиболее наглядно проявилось главное открытие Рафаэля - удачное,

почти в равных пропорциях соединение языческого и христианского мироощуще ния,

поэтому его мадонны не слишком возвышенны, но и не слишком чу вственны.

Рафаэльль, как и Перуджино, был блестящим мистером пространственной ком -

позиции. Он интуитивно точно, словно зодчий, выстраивал картину на плоско -

сти п связывал ее части в единое целое, что наиболее полно проявилось при рос -

писи им личных апартаментов папы римского в Ватикане.

Чдесь проблема синтеза архитектуры и изобразительного искусс тва нашла (нос наи более

Поскольку идейная программа фресковых циклов в папской рези денции призвана была

служить прославлению католической церкви и ее первосвяще нника, наряду с

аллегорическими и библейскими образами здесь запечатлены эпиоды из истории папства

и введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.

В первой комнате, где скреплялись печатью папские у казы, так называемой станце делла

('еньятура, темой росписей являлись четыре области ду ховной деятельности человека:

богословие, философия, поэзия и правосудие. Они были представлены фрес ками

тельница с гостией (облаткой) была установлена на алтаре в центре композиции. По обе

стороны от него располагались отцы церкви, папы, священнослу жители, а над ними,

Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых в грандиозной анфиладе

величественных арочных пролетов, навеянных проектом собора св. Петра.

окном посередине, которое Рафаэль гениально обыграл, поместив вершину Парнаса над, а

склоны холма по сторонам проема. На вершине Парнаса изображен Аполлон, вдохновен -

но играющий на виоле, в окружении му з и великих поэтов древности: Гомера, Сафо,

Вергилия, Горация, Плавта, Данте, Петрарки и др.Роспись четвертой стены у крашена

аллегорическими фигурами Силы, Мудрости, Умеренности и фигу рками гениев, трое из

которых символизируют святые добродетели - Веру, Надежду, Милосердие (Любовь).

Принципы гармоничного единства архитектуры и изобразительного иску сства основаны

на том, что Рафаэль взял за основу мотив арочного завершения стен, сде лав его

гах, охватывающих мир земной и мир небесный, и созвучен мотиву круга, трижды

повторяющегося: в облатке причастия, сиянии вокруг голубя - Святого Духа и огромного

нимба Христа. Гафнии, Саити. Парнас. Фрагмент « Данте, Гомер,

определяет очертания групп поэтов и му з, расположенных на пологой горной вершине.

На своде, живопись которого имитировала мозаику, над каждой фреской, в

четырех медальонах - тондо - размещались аллегорические фигуры Теологии, Фи -

лософии, Поэзии и Правосудия. Таблички с надписями подчеркивали идею позна -

В станце д'Элиодоро тематикой фресок были выбраны эпизоды религиозн ых

легенд и истории папства, связанные с чудесным вмешательством божества.

Росписи станцы дель Инчендио отразили эпизоды, героями которых были папы,

Последним кру пным мон ументальным циклом, созданным Рафаэлем, была рос пись

так называемых Лоджий - большой арочной галереи во втором этаже ватиканского

дворца. Роспись эта представляла сочетание великолепного живописного декора и

небольших фресковых композиций. Мотивы для декора были почерп нуты из изысканно -

прихотливых орнаментальных росписей сводов Золотого дома Нерона, обнаруженных под

обнаружили, были приняты за гроты, подземелья. Пятьдесят две фрес ковые композиции,

расположенные в небольших арочных сводах, включали истории Ветхого завета и

Рафаэль был создателем простого, усредненного стиля, основой которого стало

идеальное совершенство формы. Этот придуманный ху дожником идеал противо -

на совокупный художественный опыт. Неслу чайно, работая над фреской «Гала -

ему нужно видеть много красавиц. Живопись понималась им как преображенная

реальность, светлая, радостная, гармоничная, и во всех произведениях Рафаэля

господствовал дух пленительной идиллии. Но идеализм Рафаэля, не нес я в себе

творческого импульса, подлинного художественного открытия, начал перерождаться в

академизм, поражая пустотой и банальностью, е ще при жизни мастера.

Имя Рафаэля стало синонимом классического иску сства, а его полотна на целые столетия

определили вкусы живописцев академичес кого направления.

Итальянское Возрождение дало миру целый сон м прославленных мастеров, но

мощь творческого гения Микеланджело Буонарроти (1475- 1564) выделяет его

даже среди величайших художников этой эпохи. Его искус ство знаменует собой

не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее заверше ние. Долгий, почти

сем идесятипятилетний творческий п у ть Микеланджело совпал с историческим

периодом, полным бурных потрясений. И очень важным на этом пу ти явилось

полное слияние для художника понятий человека и борца. Способност ь к герои -

ческому подвигу, борьба за утверждение прав человека на свободу - вот что сл у жило

характеризовало созданные им образы, как скульпту рные, так и живопис ные.

Стремясь к воплощению своей главной темы - борьбы д у ха и материи, Мике -

ланджело впервые в истории скульпту ры соединил идеал телесной красоты с от -

269влеченной духовной идеей, найдя нову ю художественную форму в статуе Давида.

В отличие от своих предшественников, Донателло и Верроккьо, Микеланджело

изобразил Давида перед свершением подвига. Обнаженная фигу ра героя пе -

редает одновременно и красоту идеа лизированного на анти чный манер тела, и

внутреннее, духовное напряжение библейского героя, вы раженное в мимике

лица, укру пненных деталях головы, кистей рук, что порождает странну ю дисгармонию

образа. Открытие монумента как символа мужестве нного защитника города,

постановленного перед Палаццо Вероккьо, зданием городского самоуправления,

Следующей крупной работой была гробница папы Юлия II, задуманная как

величественный мавзолей, со все х сторон украшенный мраморными стату ями,

общим числом около сорока, и бронзо вы ми рельефами.

Художник самовольно покинул Рим, и только нажим флорентийских влас тей,

опасавшихся ухудшения отношений с Римом, выну дил его примириться с папой.

Во втором десятилетии XVI в., уже после смерти Юлия II, Микеланджело возобновил

работу над гробницей, подписав контракт с наследниками о создании

памятника более скромных размеров и с меньшим количеством статуй. В ч исле

выполненных им статуй и стату я Моисея, поразительн ый динамизм которой но -

си г не физический, а ду ховный характер, наиболее полно выражая знаменитое

самым великим из его творений, прославляющих ду ховн у ю и телесную красоту человека.

Совершенно другой эмоциональной тональностью окрашены картины на ева нгель ские

страдания прекрасного человека является лейтмотивом

этой серии картин. На них и Христос, и св. Себастьян представлены как мужи,

наделенные всеми чертами физического и нравственного превосходства над

своими мучителями, но они повержены в неравной борьбе и отданы на поругание.

сложна и вместе с тем гармонично уравновешена. Действие разворачивается на фоне

ниши, свод которой отмечен традиционным символом Христа - пеликаном,

вскармливающим птенцов своей кровью. По сторонам ниши изображены Моисей и

си вилла, предсказавшая смерть Христа. Кажется, что вся вселенная сузилась до разм ера

этого небольшого пространства, где у холодной стены горстка людей, оцепеневших в

беспредельном горе. Чувство скорби и страдания столь велико, чт о оно вырыв ается

наружу в открытом, обращенном вовне жесте Марии Магдалины. Подобного образа

Магдалины, вестницы трагедии и одновременно плакальщицы, живопись Италии не

создавала. « Тициан н аделил свои образы героиче ским величием и нашел манер у колорита

столь мягкую и в красках столь правдивую, что поистине можно сказ ать - он срав -

Творчество Тициана и его младших современников Веронезе и Тинторетто

завершило эпоху Возрождения. И хотя эта эпоха выдвин у ла целую плеяду великих

мастеров, именно творчество Тициана оказало особенно значительное воздействие

Возрождение (Ренессанс) – это период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии – XIV-XVI в., для всех остальных стран – XV-XVII в.в. Черты Возрождения: гуманизм, античное наследие, светский характер.

Гуманизм – идейная основа Возрождения; это мировоззрение, подразумевающее ценность человека, охватывающее науки и искусство. Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии, т.к. в Италии не было единого государства: основная форма политического существования – небольшие города-государства с республиканской формой правления; феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества м/д городами, ставила на 1 место не происхождение, а личные способности. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Появляется новый тип человека: делового, хозяина жизни.

итальянский гуманизм

Средневековый человек и люди Нового времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжается и культурная традиция: латынь, изучение римской литературы. Но в эпоху Возрождения люди устремили свой взгляд в античность, в которой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья. Главным образом: отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовная свобода, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Свою эпоху Гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным противоречием было то, что Гуманизм оставался идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих Гуманистов было иногда пессимистичное настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Наиболее показательно в этом смысле было напряжение ожидание конца света в 1500 г.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Зрелых форм Итальянский гуманизм достиг в 15 в. Тогда наметилось несколько направлений Гуманизма:

  • гражданское (задача – воспитывать идеального члена общества, патриота);
  • политическое (для обоснования политических событий);
  • моральный аспект (решал вес значимости церковных институтов);
  • педагогическое (задача воспитания детей).

Таким образом гуманизм отрицал традиции Средневековой культуры: учение гуманизма шло вразрез с учением церкви: антропоцентризм, рационализм, светская этика, призыв к свободомыслию — знаменовали отход от принципов Средневекового мировоззрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

ЛЕКЦИЯ № 34 § 33. Возрождение и гуманизм в Западной Европе.

Высокое Возрождение. Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени.

Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному наследию.

Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Еще одним величайшим писателем-гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений стала правда чувств.

Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме — главного собора католического мира.

Испанский художник греческого происхождения Доминико Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.

Известный нидерландский живописец этой эпохи — Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, автор многих портретов, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Воз­рождения?

2. Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения.

3. Имена, каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?


-75%

Читайте также: