Квадрат и куб числа 5 класс виленкин конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Квадрат и куб числа ( 5 класс)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи урока:

  • Образовательная: формировать понятие степени числа (на примере квадрата и куба числа) через преобразование произведения одинаковых множителей в степень;
  • Развивающая: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) при преобразовании произведения одинаковых множителей в степень;
  • Воспитывающая: воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, осознанной дисциплины.

Оборуджование: 3 компьютера, интерактивная доска.

Дидактические материалы:

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте.

- Какие вопросы по домашнему заданию?

- Сегодня на уроке мы сначала восхитимся нашими умениями вычислять, для этого проведем устный счет.

2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

- Ответ первого выражения является началом в записи следующего.

- Вычислите. Соедините выражения стрелочками.

- В каких выражениях можно одно действие заменить другим?

- Запишите, полученные выражения.

3. Ознакомление с новым материалом.

- На доске записаны выражения (слайд 2)

- Как вы думаете? Что общего у них? Чем они отличаются?

- Мы с вами уже повторили, как сумму 2 + 2 + 2 + 2 + 2 записать короче.

2 + 2 + 2 + 2 + 2=2 · 5.

  • Что показывает число 2?
  • Что показывает число 5?

- А как вы думаете, можно ли произведение 2 · 2 · 2 · 2 · 2 записать короче?

- Оказывается можно. И вот как: 2 · 2 · 2 · 2 · 2 =2 5.

- Запись 2 5 читают “два в пятой степени”. (Запись в тетрадь и проговорить) (слайд 4)

  • 2 – основание степени;
  • 5 – показатель степени;
  • 2 5 – степень.

- Прочитайте выражения, назовите в каждом основание и показатель степени: (слайд 5)

67, 123, 410, 152, 35, 81

- Запишем произведения в виде степени :

в) 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2.

Г) 5* 5 д) 7* 7* 7* 7 е)6*6

- Вторую степень числа принято называть иначе.

- Произведение 5 · 5 называют квадратом числа 5 и обозначают 52.

n2 = n · n (Чтение правила в учебнике).

- Рассмотрим таблицу квадратов первых десяти натуральных чисел. Как получены числа второй строки?

- Третья степень числа также имеет свое особое название.

- Произведение 7 · 7 · 7 называют кубом числа 7 и обозначают 73.

n3 = n · n · n (чтение правила в учебнике).

- Рассмотрим таблицу кубов первых десяти натуральных чисел. Как получены числа второй строки?

- Квадрат числа в пределах 10 вычислить легко, это примеры из таблицы умножения, а вот квадрат чисел в пределах 20 помещены на форзаце учебника. Откройте эту таблицу. Чему равен квадрат 11, 12,13. Для удобства здесь размещена таблица кубов, чтобы не искать ее в учебнике.

- На стенде тоже есть таблица.

- Найдите значения выражений:

- Показатель степени 1 обычно не пишут.

Физкультминутка (приложение 2)

4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

№653(а-е) 654 (а-е), (655,656)

Закрепление изученного материала.

Тест (в электронном виде) (приложение3)

5. Постановка домашнего задания.

Дома прочитайте п.16, выучите два правила, выполните задание № 653(ж-м),666

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(по учебнику Н.Я.Виленкина)

Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

Главная дидактическая цель урока: создать условия для формирования понятий степени числа, квадрата и куба чисел, умений возводить в степень натуральное число; способствовать развитию математической речи, памяти, внимания, логического мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной, групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке и оценке других на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и оценивать правильность его выполнения; Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в групповой и парной работе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Основные понятия : основание, показатель степени, степень, квадрат числа, куб числа.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок. Все вы хотя бы раз собирали пазлы, в результате получалась картинка. Сегодня мы тоже будем собирать картинку. Пока она закрыта и появится, когда пройдем все этапы урока (перечисляются):

5. Вопросы на засыпку

7. Проверочная работа

8. Домашнее задание

2. Основной этап

Задания: а) 72+39 б) 254-46 в) 92∙4 г) 125∙8 д) 76:4 е) 832:8

ж) 5+5+5+5+5+5+5 з) 2∙2∙2∙2∙2∙2 и) 36:4∙30+16

Какие выражения отличаются от остальных? Это ж), з). выпишем их в тетрадь. Как сумму одинаковых слагаемых записать короче? (вспомним начальную школу)

5+5+5+5+5+5+5= 5∙7=35. А как записать короче произведение одинаковых множителей? 400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей. (портрет Декарта на слайде)

Еще примеры: (на слайде) Запишите в виде степени и найдите значения 3∙3∙3∙3= =81, 5∙5∙5= =125, 8∙8= =64

Итак, мы узнали, что такое степень числа, квадрат и куб числа. Сложно?

- как найти неизвестное слагаемое; уменьшаемое; делимое?

5) А теперь физкультминутка!

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь,

Сели, встали, сели, встали,

Улыбаться шире стали!

Раздаются карточки по вариантам.

1)Запишите с помощью чисел:


А) пять в третьей степени:


Б) восемь во второй степени:


В) шестнадцать в восьмой степени:

1)Запишите с помощью чисел:


А) три во второй степени:


Б) пять в третьей степени:


В) двадцать в шестой степени:

2) Представьте произведение в виде степени числа:


А) 3∙3∙3·3·3=


Б) 34·34·34=


В) 25·25·25·25·25·25=

2) Представьте произведение в виде степени числа:


А) 5·5=


Б) 27·27·27·27=


В) 13·13·13·13·13·13·13=

3) Найдите значение степени:


А)


Б)


В)

3) Найдите значение степени:


А)


Б)


В)

Вариант1 Вариант 2

А) А)

Б) Б)

В) В)

А) А)

Б) Б)

В) В)


А) 16 А) 9

7) Домашнее задание: Прочитать пункт 16, №668.669

Кто считает, что он победил сегодня? (Возврат на 1 слайд: картинка победителя на пьедестале) Мы победили благодаря чему? (внимательности, упорству, желанию победить и т.д.)

Урок математики в 5 классе по теме "Квадрат и куб числа" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.

ФИО: Боровских Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка

Должность: учитель математики

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: "Квадрат и куб числа"

Тип урока: открытие нового знания

- формирование умений возводить в степень натуральное число;

- формирование умений находить значения выражений, содержащих степень;

- развитие познавательной деятельности учащихся;

- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

- развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- развитие логического мышления, памяти;

- развитие математического кругозора;

-формирование положительной мотивации;

-воспитание потребности в приобретении новых знаний.

Задачи урока:

- научиться читать и записывать степень;

- называть компоненты степени;

- заменять произведение степенью;

- представлять степень в виде произведения;

- объяснять, что называется квадратом и кубом числа;

-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;

-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.

Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.

Методы организации работы :

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы :

Планируемые результаты обучения:

- закрепить понятия о степени числа;

- уметь записать выражение при возведении в степень;

- составлять алгоритм вычисления заданного выражения;

- уметь обрабатывать информацию;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- высказывать свое предположение;

- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;

- развитие активности, находчивости;

- у мение общаться в коллективе и в паре;

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- делать проверку вычислений.

Содержание учебного материала .

Деятельность учителя

Деятельность

Универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, создает благоприятный психологический настрой на работу.


Выясняет как ученики понимают данное высказывание.

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные : мотивация учения

Познавательны е : умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Устный счет ( C лайд №2):

- Вычислите, соблюдая порядок действий:

в) ( 26 - 20) :2 + 10∙5

г) 14: 7 + 15 - ( 11+ 3):2

Проверка (Слайд №3):

а) 3+ 10∙2 - 16:4 = 3 + 20 -4 = 19

б) 48:8 + 4∙5 - 12 = 6 + 20-12 = 14

в) ( 26 - 20) :2 + 10∙5= 6:2+50=53

г) 14: 7 + 15 - ( 11+ 3):2=2+15-7=10

2. Вычислите, упростив (Слайд № 4):

Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1))

Решают примеры , ответы записывают в Лист самоконтроля

Понимают, что в примерах в) и г) трудно быстро посчитать.

Высказывают свои затруднения.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные : контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности

Объясняет, что у детей возникло затруднение, т.к. они не знают правило, по которому быстро можно выполнить умножение некоторого количества одинаковых чисел.

Проверка (Слайд № 5):

а) 5+5+5+5+5 = 5∙5 = 25

в) 2∙2∙2∙2∙2∙2 = 2 6 = 64

Поясняет, что произведение, в котором все множители одинаковые, можно записать короче.

Предлагает записать тему урока (Слайд №6).

Исходя из темы, предлагает сформулировать цели урока

Записывают в тетрадь тему урока .


Познавательные : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает рассмотреть п.16 учебника и рассмотреть таблицу квадратов и кубов на форзаце учебника.

Предлагает ответить на вопросы

1. Чему равен квадрат чисел 11, 12, 13 19?

2. Чему равен куб чисел 3, 5, 7,8?

Дает определение степени (Слайд № 9).

-Давайте сформулируем и запишем определения квадрата и куба числа (Слайды 10, 11).

Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Используя таблицы форзаца учебника, вычисляют и ответы записывают в Лист самоконтроля.

Записывают в тетрадь основные понятия.

Проговаривают и записывают в тетради определения.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные : формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.

(Слайды № 12,13, 14)

"В понедельник я купался, (изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.)
Очень долго танцевал (кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)".

Так же выполняют гимнастику для глаз

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностные : формирование ЗОЖ

Реализация построенного проекта

(закрепление формируемых знаний и умений)

Выполните небольшой тест (Слайд № 15):

-Каким действием можно заменить возведение в степень?

- Что показывает основание степени?

- Что показывает показатель степени?

Выполняют тест, результаты записывают в Лист самоконтроля.

Познавательные : выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные : планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение .

Первичное закрепление во внешней речи

Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи( организует повторно работу с учебником).

Разберём еще примеры, используя опорную схему:

Продолжим нашу работу.

Проверка ( Слайд № 16):

а) 6 ∙6∙ 6∙ 6∙ 6∙ 6∙ 6 = 6 7

б) 25∙ 25∙ 25∙ 25∙ 25 = 25 5

г) 11 ∙11∙ 11∙ 11 = 11 4

е) m∙ m∙ m∙ m∙ m∙ m = m 6

Проверка (Слайд № 17):

а) 7 5 = 7∙ 7∙ 7∙ 7∙ 7

б) 12 4 = 12 ∙12∙ 12∙ 12

в) 15 3 = 15∙ 15∙ 15

г) 1000 2 = 1000∙ 1000

д) 60 7 = 60 ∙60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60

е) n 9 = n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n ∙ n

Проверка (Слайд № 18):

Проговаривают понятия (фронтально, в парах).

Решает ученики у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой,

результаты записывают в Лист самоконтроля.

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 2) с последующей проверкой.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные : самоопределение;

Коммуникативные: управление своим поведением

Познавательные : анализ, синтез, использование общих правил

Включение в систему знаний и повторение

Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой:

1) № 659 выполните устно, по цепочке.

2) № 660 выполняют устно.

3) Решите задачу № 665(а) с помощью уравнения.

Проверка (Слайд № 19):

Пусть х - первое число, тогда 8х - второе число. Сумма двух чисел равна 549. Составим и решим уравнение:

Первое число 61, значит найдем второе число:

8х = 8 ∙61 = 488 ( или 549 - 61 =488)

Выполняют задание под руководством учителя.

Решают задачу, результат записывают в Лист самоконтроля.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Личностные: осознание ответственности за общее дело

11. Рефлексия учебной деятельности

Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №20):

-Сегодня на уроке я узнал .

Предлагает оценить свою работу и результаты.

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.

Ученики показывают смайлики.

Познавательные : построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные : оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные : умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

Оборуджование: 3 компьютера, интерактивная доска.

1. Организационный момент.

- Какие вопросы по домашнему заданию?

- Сегодня на уроке мы сначала восхитимся нашими умениями вычислять, для этого проведем устный счет.

2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Устный счет. “Круговые” примеры. (Cлайд 1) (Приложение 1)

- Ответ первого выражения является началом в записи следующего.

- Вычислите. Соедините выражения стрелочками.

- В каких выражениях можно одно действие заменить другим?

- Запишите, полученные выражения.

3. Ознакомление с новым материалом.

- На доске записаны выражения. (Cлайд 2)

2 + 2 + 2 + 2 + 2 и 2 · 2 · 2 · 2 · 2

- Как вы думаете? Что общего у них? Чем они отличаются?

- Мы с вами уже повторили, как сумму 2 + 2 + 2 + 2 + 2 записать короче.

  • Что показывает число 2?
  • Что показывает число 5?

- А как вы думаете, можно ли произведение 2 · 2 · 2 · 2 · 2 записать короче?

- Оказывается можно. И вот как: 2 · 2 · 2 · 2 · 2 =2 5 .

Тема нашего урока “Степень числа. Квадрат и куб числа”. (Cлайд 3)

- Прочитайте выражения, назовите в каждом основание и показатель степени: (слайд 5)

6 7 , 12 3 , 4 10 , 15 2 , 3 5 , 8 1

- Запишем произведения в виде степени :

а) 4 · 4 · 4; б) 3 · 3 · 3; в) 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2.

Г) 5* 5 д) 7* 7* 7* 7 е)6*6

- Вторую степень числа принято называть иначе.

- Произведение 5 · 5 называют квадратом числа 5 и обозначают 5 2 .

n 2 = n · n (Чтение правила в учебнике).

- Рассмотрим таблицу квадратов первых десяти натуральных чисел. Как получены числа второй строки?

- Третья степень числа также имеет свое особое название.

- Произведение 7 · 7 · 7 называют кубом числа 7 и обозначают 7 3 .

n 3 = n · n · n (чтение правила в учебнике).

- Рассмотрим таблицу кубов первых десяти натуральных чисел. Как получены числа второй строки?

- Квадрат числа в пределах 10 вычислить легко, это примеры из таблицы умножения, а вот квадрат чисел в пределах 20 помещены на форзаце учебника. Откройте эту таблицу. Чему равен квадрат 11, 12, 13. Для удобства здесь размещена таблица кубов, чтобы не искать ее в учебнике.

- На стенде тоже есть таблица.

- Найдите значения выражений:

- Показатель степени 1 обычно не пишут.

4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

№653 (а-е) 654 (а-е), (655, 656)

Закрепление изученного материала.

Тест (в электронном виде) (Приложение 3)

5. Постановка домашнего задания.

Дома прочитайте п.16, выучите два правила, выполните задание № 653 (ж-м), 666

Читайте также: