Родственные слова 3 класс конспект

Обновлено: 20.05.2024

Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

  • развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать творческую активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

III. Словарная работа

(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?

У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

V. Изучение нового материала

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мотивация

У.: Послушайте сказку.

Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!

У.: Из чего же состоит это дерево?

У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)

У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).

– Чем похожи все эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Как она называется?

У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).

Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)

У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Назовите мне ее.

О.: Это часть – корень – ход.

У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).

У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).

У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).

– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.

– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

– Ясен ли смысл слов? (Нет.)

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)

– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.

– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).

О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.

2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).

– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).

Дома

Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?

У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)

– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).

– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).

У.: Какой вывод можно сделать?

О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.

У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.

– А как написан корень в однокоренных словах?

У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.

(После записи выделяется корень в словах.)

У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).

Тема: однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

Цели деятельности учителя : формировать умение распознавать однокоренные слова, выделять их корень.

знать: правило написания однокоренных слов

уметь: выделять в однокоренных словах корень.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока : комбинированный

Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 1, презентация, карточки.

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный : слово учителя

Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Елена Анатольевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Р.: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Языковой анализ, морфемный анализ, лексический анализ

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Посмотрите, у меня на слайде представлены слова:

Что обозначает каждое слово?

Кто может составить с каждым из слов предложение?

Как называется эта группа слов? Кто –нибудь уже знает?

Запишите в тетради эти слова в столбик.

Выделите корень у каждого слова .

Открывать тетради. Записывать число.

Березняк – березовый лес, роща.

Подберезовик – гриб, который растет под березой

выделять корень в словах.

Л.: самоопределение к учебной деятельности

III. Постановка учебной задачи

Построение графической схемы на доске.

Кто – нибудь уже догадался, какая будет тема урока?

(на доске постепенно появляется граф.схема)

Какие цели поставим?

Прочитайте, на какой вопрос нам нужно ответить в конце урока.

(Какие слова называются однокоренными?)

кто-то уже может ответить на этот вопрос?

Научиться находить однокоренные слова и выделять в них

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

ответы на вопросы.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Выборочное списывание, морфологический анализ

Построение графической схемы на доске.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Сегодня мы с вами научимся находить однокоренные слова

Теперь давайте откроем учебник на странице 61 и прочитаем правило, что такое однокоренные слова.

Сколько признаков однокоренных слов названо?

Можем мы дополнить нашу схему?

(на доске появляется схема)

Фронтальная и индивидуальная работа

Найдите упражнение №108. Кто прочитает?

Кто нашел однокоренные слова?

Какое еще однокоренное слово мы можем подобрать? Дайте определение этому слову.

На полях запишите номер упражнения.

Запишите однокоренные слова из учебника через запятую, выделите корень и допишите еще одно однокоренное слово.

Докажите, что это однокоренные слова?

По каким признакам вы это определили?

Человек, который собирает грибы.

Записывать однокоренные слова.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Словесный: слово учителя, беседа

Ребята встаньте, проведем физминутку!

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

(вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

(Повороты туловища влево и вправо)

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

Повторять движения за учителем.

устное задание с объяснением, морфологический анализ

У меня на слайде представлены слова в столбик (взяты из упражнения №111)

Я считаю, кто все слова из этого столбика являются однокоренными, как вы считаете?

Подберите однокоренное слово к лишнему из этого столбика.

2ой столбик, кто прочитает? Какое слово лишнее? Подберите к нему однокоренное слово.

По каким признакам вы находили однокоренные слова?

Не все слова в столбике яв-ся однокоренными.

П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный : слово учителя

Группирование слов с одним корнем.

Практический: письменное задание с объяснением

Фронтальная и индивидуальная работа

Перейдем к упражнению №109

Кто прочитает слова?

На какие группы можно разделить их?

У нас должно получиться 3 группы.

Запишите эти слова, разделяя их на группы, выделите в них корень.

Могут ли однокоренные слова относиться к разным частям речи?

Записывать слова в столбик

Проверять выполненное упражнение.

Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа с карточками.

Я раздам вам карточки с заданием.

Вам нужно найди лишнее слово, вычеркнуть его и объяснить при проверке, почему оно не будет являться однокоренным словом.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Озеро, озёрный, вода.

Булка, хлебница, хлеб, хлебный.

Моряк, рыбак, море.

Путь, дорога, путник.

Школьник, ученик, дошкольник.

Ученье, учебник, книга.

Соль, солонка, солома.

Береза, березка, дерево.

Дорога, дороженька, дорогой.

Лес, лесок, лестница.

Рыбка, рыбак, рыбачить.

Работать с карточками.

Проверять выполненную работу.

К.: умение полно и точно выражать своё мнение

VIII. Рефлексия деятельности

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, что такое однокоренные слова?

Кто скажет правило?

По каким признакам вы определяли однокоренные слова?

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке!

Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Березка Березняк Подберезовик

Цель: Научиться находить однокоренные слова и выделять в них корень

Какие слова называются однокоренными?

Гусь вода вскоре Гусеница водитель быстрый Гусенок водный скорый Гусята водица скоро

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний.

Обобщение и систематизация о частях слова.


Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме".

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа.



Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Родственные слова. Корень и однокоренные слова

Цель: повторить состав слова, углубить знания о корне как главной значимой части слова, уметь различать в однокоренных словах чередующиеся согласные, уметь находить корень слова как общую часть родственных (однокоренных) слов

Планируемые результаты : 1 смогут различать корень в родственных словах

2.смогут образовывать и группировать однокоренные слова.

3. смогут используя родственные слова составить текст.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором - Добрый день !

Друг другу улыбнемся

И делом все займемся

2. Минутка чистописания . Да до ди дя де ду

Дар дом диван дядя дед дуб

4.Словарная работа : м. дведь, за. ц, к. рова, с. рока, б. реза, т. поль, с. ловей, . сина ( 1 слайд)

-Как можно назвать эти слова ?

Взаимопроверка (парная работа)

3. Актуализация знаний.

Проверка д/ работы

1. Повторение правил о частях слова. (2 слайд)

- Какая часть слова называется корнем?

- Какая часть слова называется суффиксом?

- Какая часть слова называется приставкой ?

- Что общего между суффиксом и приставкой? Чем различаются?

- Какая часть слова называется окончанием? Составьте слова

4.Учебно-познавательная деятельность.

1.Звуковая разминка упр.136 (3 слайд)

Рада солнцу небушко,

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней , как солнышко.

-Выписать слова имеющие общую часть. Как она называется ?

2.Работа в паре стр 65 .Чтение учебного диалога

Введение новой информации :- Что такое родственные слова ? Что такое однокоренные слова ? Чем они отличаются ?

Какие слова называются родственными?

Как называется данная группа слов? ( Лень, ленивый, лентяй ,

Добрый , добро, доброта )

В грамматике: основная часть слова без приставки и суффикса.

3. Работа над текстом . (4 слайд) Групповая работа

Осень одарила деревья золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают листья на землю. На ветвях не видно ни одного листочка.

-Что вы прочитали? (текст)

-Почему так решили? (общая тема)

-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)

-Почему их можно назвать родственными?

2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

3. Какие слова в русском языке будут являться родственными?

Вывод- Слова , которые имеют общую часть и близкие по значению

Работа над схемой. (5 слайд)

Родственные слова

Общая часть Близкие по смыслу

4.Работа по учебнику . Групповая работа

1 группа выполяют упр.139

- Найти общую часть в родственных словах.

2 группа выполняют упр 140

-Как доказать , что они родственные ?

2.Выполнение задания на листочке .Подбор родственных слов (6 слайд)

1 группа 2 группа

Выполнение упр 141

Выполнить задание .Обозначить корень этих слов.

-Докажите, что общая часть родственных слов имеет одно и тоже значение

) Крупа, крупинки, крупный, крупяной

2) Слеза, слезинка, слезать ,слезиться

3) Медь,медный медовый, медяк

4) Горе, гора, горный, горняк

5) Скрипеть, скрип, скрепить

6) Обижать, обида, обежать

- Почему не всегда однокоренные слова можно назвать родственными ?

5. Итог урока. Рефлексия

- Какие слова называются родственными ?

- Какие слова называются однокоренными ?

- Как найти корень ?

- Почему слова с одним корнем не всегда родственные ?

6 . Домашнее задание. стр 67 упр 143

Тема : Родственные слова.Корень и однокоренные слова

Цель: повторить состав слова, углубят знания о корне как главной значимой части слова, уметь различать в однокоренных словах чередующиеся согласные, уметь находить корень слова как общую часть родственных (однокоренных) слов

1 смогут различать корень в родственных словах

2.смогут образовывать и группировать однокоренные слова

I .Организационный момент.

II . Психологический настрой.

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором - Добрый день !

Друг другу улыбнемся

И делом все займемся

III . Минутка чистописания .

Да до ди дя де ду

4.Словарная работа : медведь, заяц,

корова, сорока, носорог

IV . Актуализация знаний.

1. Повторение правил о частях слова.

Какая часть слова называется корнем?

Какая часть слова называется суффиксом?

Какая часть слова называется приставкой?

Что общего между суффиксом и приставкой? Чем различаются?

Какая часть слова называется окончанием?

Составьте по этой схеме слова.

2. Разобрать по составу. Подводный, побелка.

3.Ответы на вопросы.

Какие слова называются родственными?

Как называется данная группа слов? ( Лень, ленивый, лентяй , бездельник. Добрый , чуткий, доброта )

4. Значение слова корень в толковом словаре.

Подземная часть растения (Корень дуба).

Внутренняя часть зуба (корень зуба).

Источник чего –либо (корень зла).

Математическое понятие (к орень ура

В грамматике: основная часть слова без приставки и суффикса.

V . Работа над темой. 1.Прочитать предложения.

Осень одарила деревья золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают листья на землю. На ветвях не видно ни одного листочка.

-Что вы прочитали? (текст)

-Почему так решили? (общая тема)

-Встречаются ли в данном тексте родственные слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)

-Почему их можно назвать родственными?

2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

3. Вывод. Какие слова в русском языке будут являться родственными?

Общая часть Близкие по смыслу

4. Работа по учебнику.

– чтение правила, какие слова называются родственными? - выполнение упражнений на страницах учебника – выписать родственные слова: горка, горение, горняк, горный, загорелся, гористый.

VI . Итог урока. Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что вспомнили? Что узнали нового? Все сегодня очень хорошо потрудились.

VII . Домашнее задание.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 683 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.01.2018 1563
  • DOCX 20.2 кбайт
  • 18 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Капасова Куляш Батырхановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

урока русского языка

с компьютерной поддержкой


Кирпичникова Галина Николаевна,

отличник народного просвещения,

учитель начальных классов

Балаково Саратовской области

Сценарий урока русского языка

Тема. Однокоренные, или родственные слова

Форма проведения: урок открытых мыслей

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Содержательная цель: расширить понятие об однокоренных словах; сформировать умение определять отличительные признаки, выработать умение отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся подбирать родственные слова, объяснять их лексическое значение и уметь находить их по отличительным признакам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Фиксировать индивидуальные затруднения в любом пробном действии.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Осуществлять постановку и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. Уметь ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с различными субъектами образовательного процесса – учителем, одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывая их в совместной работе. Уметь деликатно доносить свою позицию до других.

Личностные: понимание важности ученика, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий на основе имеющихся знаний, интереса к родному языку , его истории.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в научных группах (научной, исследовательской, творческой и юных филологов).

Методы: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения:

Нетбуки для индивидуальной работы учащихся (на рабочих столах).

Фишки 4-х цветные для парной и групповой работы.

Использование ИКТ на данном уроке даёт возможность :

- использовать на уроке дополнительный материал;

- с помощью теста быстро провести проверку знаний обучающихся по усвоению материала урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Символом урока выбрала солнышко: оно несёт людям свет и тепло.




Для вас школа – это храм науки?

Тогда повернитесь друг к другу и, улыбнувшись, прикоснитесь ладошками вот так. Я очень рада!

- Ваши знания вместе со мной сегодня будет контролировать мудрая Сова, за осанкой и настроением понаблюдает добрый доктор Айболит, дежурными во всех словах весь урок будут безударные гласные, проверяемые ударением.

Помните о том, что красиво писать - людей уважать.

На уроке будут работать научная, поисковая, творческая группы и группа юных филологов.

Цвет фишек на ваших столах соответствует цвету вашей принадлежности к группе.

Вы учёные - исследователи, и вам надо попытаться доказать правильность ваших научных открытий. Попробуем?

Кого вы считаете своими родственниками?

А у тебя есть семья? Перечисли, пожалуйста, нам их. Вы между собой, получается, тоже родственники. В семье родственники всегда чем-то похожи: цветом глаз, волос, формой носа, т. е. у них много общего .

Значит, родственники - это люди от одного рода или нет?

Кто-нибудь хочет возразить?


Тогда давайте вместе сделаем вывод. (Ответы учащихся).

Вывод. Родственники - это люди, которые произошли от одного рода, от одних корней. Молодцы, правильно мыслите.

II.Актуализация и формирование индивидуальных затруднений.

- Как вы думаете, а у слов бывает семья?

А у тебя какое мнение?

Ты также думаешь!

Выскажи своё предположение о том, как называется семья у слов.

-Вы когда-нибудь слышали про дерево из слов?

Поисковая группа , вы готовы её прочитать?

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными.

А так как они все были дети одного корня- папы, то ещё их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем.

- Посмотрите на экран. Давайте организуем наблюдение.

Что вы заметили?

Эти слова - с разными или одинаковыми основами? (Да, с разными)

Я хочу убедиться, вы так же думаете. Кто-нибудь хочет поспорить?

2) В этих основах есть общая часть? (Да, есть)

- Вы хотите высказать другое мнение?

Назовите эту общую часть (-вод-)

3) А общая часть основ должна быть общей по смыслу или нет? (да)

- А может быть, эти общие части только звучать должны одинаково? (обязательно важен смысл)

Вывод. (Да, общая часть родственных слов должна быть обязательно общей по смыслу).

Признаки родственных слов

1.Это слова с разными основами, но в них есть общая часть

2. Общая часть основ является общей по смыслу

1) Родственные слова – это слова с разными основами, но в них есть общая часть. Общая часть основ родственных слов является общей по смыслу.

2) Общая часть основ родственных слов, в которой содержится их общий смысл, называется корнем слова.

- Перед вами лист - планшет для выполнения практических заданий.

Поставьте фишку на задание №1 и отметьте верное утверждение. У родственных слов есть: а) общая часть; б) общий смысл; в) общая часть и общий смысл.

Для взаимопроверки поменяйтесь листами. Кому было трудно найти верное утверждение? Это меня радует.

IV.Построение проекта выхода из затруднений.

Сейчас некоторым из вас предстоит выполнить дифференцированные задания у доски.

Дом №1 (контроль за вселением жильцов проводит группа учёных - исследователей из 3 чел).

Дом №2 (индивидуальное поручение выполняет представитель поисковой группы)

Дом №3 (парная работа предлагается творческой группе)

Выходите на свой объект работы и следите за заселением

4)Работа в научной группе.

- Сейчас 2 представителя научной группы попробуют поработать над новым научным открытием. В помощь - словари, справочники, энциклопедии.


Проплясали по снегам

Снегири снеговикам
Песню просвистели

- Пока они выполняют задание, класс работает со мной. Нам с вами предстоит посадить дерево родственных слов. Без чего дерево не может жить? (Без корней)

Задание № 2. Лист-планшет

- Что называется корнем? Соедините линией начало высказывания и конец.

Корень – это а) главная часть предложения; б) общая часть родственных слов, в которой содержится их общий смысл; в) общая часть родственных слов.

Задание №3 (Лист-планшет). Приложите модель дерева.

Ведь не зря так говорится:

Дело мастера боится.

Музыкальная физкультминутка для глаз №1

V.Реализация построенного проекта.

Проверка дифференцированных заданий у доски

- Теперь послушаем представителей от научной, поисковой и творческой групп (к доске выходят по 1 представителю). Если кто-то из вас с ответом будет не согласен, можно будет высказать своё мнение.

Работать в группе полезно? (Надо уметь считаться с мнением других!)

А в паре? (Есть огромная польза от взаимообучения и взаимопомощи).

Индивидуально? (Полезно проверить свои знания ).

1 домик. Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Можно ли их заселить в один домик? (Ответ: нет, т.к. слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни).

2 домик. Вы какого чужака выселили?

Морской, моряк, море, мороз.

3 домик. Все ли у вас родня?

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка (Да)

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(Снег-это атмосферные осадки в виде хлопьев.

Снегирь – это небольшая певчая птичка из отряда воробьиных).

Что здесь общего? (Снег, снежные, снегири)

(Дискуссионные качели: столкнулись два мнения. Отстаивать свою точку зрения это же здорово!)

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут.

VII.Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.



-Роли исполняют: гу’сеница___, гусь___, гусыня____ , гусята_______.

- Актёры, выходите на сцену. Надевайте свои костюмы. А мы, зрители, встречаем вас аплодисментами. Итак, представление начинается.

Вывод. Много слов в русском языке. И если к ним внимательнее присмотреться, найдёшь среди них немало просто похожих по звучанию слов.

2.Работа с индивидуальными нетбуками.

1.Укажите однокоренные слова

а) Вода, водитель, водный.

б) Лес, лесной, лесник.

в) Гора, горный, гореть.

(При правильном выполнении задания на экране у детей остаются только родственные слова)

На экране появляется заставка:


Вода, водитель, водный



Лес, лесной, лесник Гора, горный, гореть

Выбери вид программы клавишами для проверки задания с помощью стрелок вверх/вниз.

Самоконтроль и самооценка.

При правильном выполнении задания на экране у детей остаются только родственные слова.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

Работа в творческих мастерских.

1.Прочитайте текст, озаглавьте его, дополните 1-2 предложениями, выразив своё отношение к берёзе и выпишете из текста однокоренные слова.

2.Дифференцированное задание. Работа с учебником по заданию упражнения: прочитайте группы однокоренных слов и выделите корень. Подберите к ним родственные слова.

В наших лесах растёт диво дивное – белоствольная берёза. Это дерево считается символом России и является удивительным творением природы. Удивляет оно прежде всего тем, что это единственное дерево в мире с белой корой. О берёзах в народе сложено много песен.

IX.Итог урока. Рефлексия.

- А вы знаете, что такое рефлексия? Опережающие задания подготовили

знатоки и любители русского языка, они уже заглянули в толковый словарь и обратили внимание на правильное ударение в слове.

Внимание. Равнение на диктора!

Давайте хором произнесём это слово (рефле’ксия).

А теперь заглянем в тайны живого слова.

Узнать происхождение слова нам помогла научная группа.

(Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Толковый словарь русского языка объясняет рефлексию как самоанализ).

1. Рефлексия деятельности

- А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке.

Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на уроке?

Кто, по-вашему, был самым активным из одноклассников?

Кому на уроке было интересно?

Вы научились подбирать родственные слова?

Что было самым интересным для вас?

На каком этапе урока работа была для вас самой плодотворной?

2.Рефлексия содержания учебного материала

3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Давайте своё настроение определим с помощью солнышка и тучки.




- Кому сегодня на уроке было тепло и уютно? Покажите своё настроение с помощью солнышка. Улыбнитесь друг другу и мне.

Кому сегодня было грустно? Кому нужны советы доктора Айболита?

Представьте себе, что перед вами яркая, солнечная поляна, но на ней не хватает бабочек.

Если тема урока вам была понятна и интересна, пусть эта бабочка прилетит на вашу прекрасную поляну.

Наш урок русского языка окончен. Я рада, что все на уроке работали активно, тема урока вам стала понятной. Мне приятно, что вижу в каждом из вас позитивный настрой к дальнейшему изучению родного языка.

б) творческой группе составить рассказ из родственных слов, используемых на уроке (5-7 предложений).

Читайте также: