Герасим и муму конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы 35

Тема урока: Герасим и Муму. Смысл финала.

Цели: Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни; выявление отношения автора к барыне и барскому окружению, постижение глубины и содержательности чувств Герасима; осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности.

Формирование навыков выразительного чтения, художественного пересказа.

Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи рассказа.

Организационный момент

Запись числа на доске

Объявление темы и цели урока. Проверка готовности учащихся к уроку

Объяснение нового материала

- От чего зависит отношение барыни ко всем окружающим?

- Почему окружающие боялись веселого расположения духа барыни?
- Что вызвало веселое расположение духа барыни?

- Как относится автор к героине в этот момент? Автор заранее готовит читателя к ироническому восприятию всех переживаний барыни. Достаточно увидеть ее, расхаживающую по гостиной со сладкой улыбкой на сморщенных губах, чтобы почувствовать отношение автора к барыне.

- О каких качествах характера героини свидетельствует изменение ее тона в обращении к Муму? .

Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

- Почему так резко изменилось настроение старухи? Как это характеризует героиню?

7. Осада каморки Герасима.

- Какие слова передают сочувствие автора к Герасиму?

- Как восприняли дворовые люди произошедшее? Дворовые показаны как соучастники свершившегося. Эти люди черствы и равнодушны. Они воспринимают Герасима как чудака, над которым можно только посмеяться.
9. Возвращение в деревню.

- Что заставило Герасима уйти из дома барыни после того, как он выполнил ее приказание? Герасим ощутил на себе разрушительную силу жестокой власти, его чувства, сильнее привычного страха перед барыней: чувство попранного человеческого достоинства; тоски по земле, от которой его насильственно оторвали; непреодолимого отвращения к злу и равнодушию, с которыми он столкнулся в барском доме.

- С кем сравнивает автор героя? Почему? Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

Обобщение по уроку. Общий вывод.

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

- Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

- Подумай те , кто виноват в смерти Муму? Почему вы так считаете?

3. Степан, передавший приказ барыни

5. Крепостное право

- Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости И.С. Тургенев испытывал уважение и сострадание к простым людям, ненавидел крепостное право и верил в светлое будущее России. Он понимал, что в народе зреет немой протест, который в скором времени перерастет в решительные действия.

Цель урока: работая над образом Герасима, показать его умение заботиться о слабом существе - Муму; осмыслить изменения в душе главного героя, способность протестовать против несправедливости; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

  • обучающие: обучать сопоставлению текстовой информации и художественного образа, формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы,
  • развивающие: формировать умение оценивать поступки героя через эмоциональное восприятие; развивать логическое мышление обучающихся через проблемные вопросы; развивать умение учащихся соотносить поступок с художественным образом героя; научить навыкам исследовательской деятельности и работе с текстом, развивать устную речь учащихся, развивать умения обобщать изученное.
  • воспитательные: воспитывать чувство сопереживания герою, формировать чувство сострадания; формирование коммуникативной компетенции.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”

1. Слово учителя.

Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, свою активную работу. Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.

2. Мотивационно-организационный этап. (см. Приложение 1).

Слайд 1. На слайде вы видите тему урока “Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима”

- Подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке? (И только? Разговор сегодня будет идти о чувствах глухонемого героя)

- Выделите ключевое слово в названии урока (преображение).

- Определим цели и задачи урока (Сегодня на уроке, работая над образом Герасима, постараемся осмыслить изменения в душе главного героя. Для того мы будем выполнять разные виды работы)

- Как вы думаете, а чего жду я от вас я? (что вы будете активно работать на уроке, размышлять, сопоставлять, покажете все свои умения).

3. Слово учителя.

Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)

На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.

4. Повторение ранее изученного материала.

- Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)

- А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)

- За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)

- Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)

- А стоило бы ему побороться за своё счастье?

- Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.

5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.

- Что это было? (Герасим нашёл Муму).

- Как это произошло? Давайте вспомним этот эпизод (Проверка дом.задания – учащийся пересказывает эпизод как Герасим нашёл Муму) - стр.33

- Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).

- Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.

- Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)

- Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)

- Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).

Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

- Что же случилось? Случилось несчастье - пропала собака.

- Как пропала Муму? Напомни нам об этом. (пересказ эпизода о пропаже Муму - дом.зад пересказ учащегося. стр.39)

- А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены. Чтоб ее сегодня же здесь не было. Слышишь? Сегодня же!)

- Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).

Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.

Такое поведение человека называется лицемерием.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

- Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)

Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.

- Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?

- А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)

При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.

- Герасим жестокий человек?

-Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.

Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек )

- Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)

- А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).

Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)

- Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?

- Что помогает передать эти чувства? (музыка)

- Почему именно такую музыку подобрал автор мультфильма?

- С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)

- Сколько раз звучит колокол? (3 раза)

- Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)

После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.

- А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)

Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.

- Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)

- С кем сравнивает Тургенев Герасима в заключительной части рассказа? (со львом, стр.48, сравнение)

- Выразительно прочитайте это описание.

- Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)

Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

- Вернёмся к теме урока.

- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Вывод: Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно, потому что пока живо крепостное право, человек остаётся зависимым, но наступает момент, когда человек находит в себе силы освободиться от этой зависимости и становится духовно свободным. И помогает человеку преобразиться любовь – любовь к жизни.

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

Дом.задание: Задание распечатано на листочках:

Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)

1. Синквейн “Преображение”

Задание на выбор

2.Написать сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”

3.Сочинение-размышление “Если бы Герасим умел говорить, чтобы он сказал барыне?”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)

На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.

4. Повторение ранее изученного материала.

- Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)

- А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)

- За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)

- Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)

- А стоило бы ему побороться за своё счастье?

- Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.

5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.

- Что это было? (Герасим нашёл Муму).

- Как это произошло? Давайте вспомним этот эпизод (Проверка дом.задания – учащийся пересказывает эпизод как Герасим нашёл Муму)

- Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).

- Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.

- Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)

- Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)

- Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).

Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

- Что же случилось? Случилось несчастье - пропала собака.

- Как пропала Муму? Напомни нам об этом. (пересказ эпизода о пропаже Муму - дом.зад пересказ учащегося. С. )

- А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены. Чтоб ее сегодня же здесь не было. Слышишь? Сегодня же!)

- Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).

Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.

Такое поведение человека называется лицемерием.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

- Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)

Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.

- Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?

- А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)

При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.

- Герасим жестокий человек?

-Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.

Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек )

- Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)

- А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).

Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)

- Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?

- Что помогает передать эти чувства? (музыка)

- Почему именно такую музыку подобрал автор мультфильма?

- С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)

- Сколько раз звучит колокол? (3 раза)

- Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)

После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.

- А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)

Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.

- Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)

- С кем сравнивает Тургенев Герасима в заключительной части рассказа? (со львом, стр. , сравнение)

- Выразительно прочитайте это описание.

- Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)

Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

- Вернёмся к теме урока.

- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Вывод: Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно, потому что пока живо крепостное право, человек остаётся зависимым, но наступает момент, когда человек находит в себе силы освободиться от этой зависимости и становится духовно свободным. И помогает человеку преобразиться любовь – любовь к жизни.

Дом.задание: Задание распечатано на листочках:

Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)

1. Синквейн “Преображение”

Задание на выбор

2.Составить устно сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: И.С. Тургенев "Муму". Образ Герасима. Смысл названия.

Урок литературы в 5 классе

1) Образовательная:

- выявить особенности характера героя, авторской позиции.

2) Развивающая:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя

– обобщать, делать выводы;

- учить сжато излагать повествовательный текст;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

- способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса;

- воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.

Цели для учащихся:

Знать/понимать:

- особенности характера героя.

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода.

Оборудование: иллюстрации, рисунки, карточки - задания для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер.

Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): почтенный, уважаемый, неистомная, челядь.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

II. Актуализация знаний. Беседа с учащимися.

Тургенев рассказывает о событии, происходившем в доме его матери Варвары Петровны.

- Где происходит действие рассказа?

В Москве, в доме барыни.

- Кто главный герой рассказа?

Дворник Герасим.

- Что вы узнали о нем?

Он жил в деревне, а потом по приказу барыни его привезли в Москву.

- Как вы думаете, почему человека без его желания можно куда-то перевезти?

Он был крепостным.

- Что вы знаете о крепостных крестьянах?

Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

III. Мотивировка темы.

1. Работа по картине.

Перед нами картина художника Николая Васильевича Неврова, которая хранится в Третьяковской галерее. Картина написана в 1866 году. Опишите сюжет картины.

- Где происходит действие? (В доме помещика.)

- Как вы думаете, о чем беседуют два барина?

- Что делает рядом с ними девушка?

- Кого вы видите на заднем плане картины?

- Какое название картине дали бы вы?

-Что будет с этой девушкой и остальной челядью?

( Их продадут, потому что они крепостные.)

- Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

- Почему вы считаете, что Герасим - главный герой рассказа?

Все события связаны с ним.

Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героя, отношение автора к своему герою.

Давайте вместе сформулируем тему урока, опираясь на текст произведения.

Нужно определить задачи урока:

Знать: особенности характера героя.

Уметь: определять авторскую позицию.

IV. Анализ произведения.

( Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый - уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих–либо достоинств.)

- Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

- Запишите значение имени в рабочую тетрадь. Урок 38, задание1.

2. Чтобы охарактеризовать героя, на что мы должны обратить внимание?

На внешний вид, поступки, речь.

Да, но не только, обратите внимание на схему. Она поможет подробно раскрыть образ главного героя.

3. Работа с текстом.

Прослушайте художественное чтение 2 абзаца рассказа.

- Как описывает автор Герасима? Обратите внимание на 2 абзац рассказа.

- Кем служит Герасим у барыни?

И.С. Тургенев сначала обозначает общественное положение героя. Герасим – дворник, из числа челяди барыни, а значит крепостной, человек, не имеющий прав.

Эта характеристика очень важна для понимания всей истории Герасима. Сначала причислив Герасима ко всей челяди, автор тут же выделяет героя, используя в портрете прием контраста.

4. Работа в печатной тетради.

- Запишите слова, передающие отношение автора к герою. (Урок 38, задание 3)

- Чем Герасим выделялся среди крестьян?

- Какие художественные приемы использует автор для характеристики героя? Обратимся к следующему абзацу. (Автор использует сравнение). .

- Что такое сравнение?

(Сравнение - это художественный приём, при котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.)

- Вспомните, как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С. Тургенев? (Автор пишет коротко: «Взяла его из деревни).

Написано так, как будто героя как нечто бездушное, вещественное. И здесь автор использует прием контраста: богатырь, которого, как вещь, может использовать беспомощная старуха.

В последнем предложении абзаца автор использует несколько глаголов – сказуемых (привезли, купили, сшили, дали, определили), но нет подлежащего, как будто то, что произошло с Герасимом – действие неизвестных сил, которым подвластно все.

- Как относились к Герасиму окружающие?

Все в околотке очень стали уважать его.

- За что уважали его?

За силу и справедливость.

- Как проявлялся характер Герасима в отношениях с окружающими?

Сравнение с гусаком не принижает Герасима, а лишь подчеркивает его важность, степенность, рассудительность, которыми обладает данная птица.

4.Чтение текста.

- Найдите в тексте описание каморки Герасима.

- Выразительно прочитайте отрывок.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя? Зачем автор использует гиперболы?

Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

- Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы.

Гипербола — сильное преувеличение.

- Найдите примеры гипербол в тексте.

( Сто пудов можно было положить на кровать, он работал за четверых, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли) .

5. Работа в парах. Восстановите последовательность эпизодов рассказа.

Мы сейчас будем восстанавливать последовательность эпизодов произведения.

- К какому жанру мы отнесли это произведение?

Это рассказ.

- Дайте определение этому жанру.

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы: топит собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

7. Проверка знания текста произведения.

-Расскажите о взаимоотношении Герасима и Татьяны.

Герасиму нравилась Татьяна, но она боялась его. Ее выдали замуж за пьяницу Капитона. Герасим очень переживал замужество Татьяны.

- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел её и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок.

- Что скрасило жизнь Герасима после отъезда Татьяны?

Маленькая собачка Муму.

- Найдите в тексте предложения, которые отражают отношение героя к животному.

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей; Герасим ее любил без памяти.

- Почему Герасиму пришлось утопить Муму?

По приказу барыни.

- Что произошло с Герасимом дальше?

Он ушел от барыни к себе в деревню.

- Как вы оцениваете этот поступок?

Он хотел освободиться от власти барыни.

8.Подведение итогов работы.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Знать: особенности характера героя.

Уметь: определять авторскую позицию.

- Каким мы представляем Герасима?

Мы представляем, как выглядит Герасим, узнаем, что силой привезли из деревни, что он одинок, во многом из-за своего физического недостатка; видим как он относится к людям, к работе.

Автор явно симпатизирует своему герою, любуется его богатырской силой, трудолюбием, чувством собственного достоинства, его внутренней независимостью. Автор уважает своего главного героя.

- Почему Тургенев заканчивает рассказ уходом героя из Москвы?

Это его протест против отношения господ к своим крепостным.

9. Домашнее задание. Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни (по выбору). Урок 39 задание1.

Читайте также: