Лицо и число глаголов 4 класс школа 21 века конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка. 4класс

Тема: Изменение глаголов по лицам и числам

Цели предметные: у точнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением глаголов по лицам и числам , формировать умение распознавать лицо и число глагола, определить все или глаголы изменяются по лицам и числам;

формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Познавательные:

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

Коммуникативные:

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре).

Организационно-мотивационный этап:

Учитель создаёт психологический настрой на урок и приветствует учеников.

Ребята! Давайте улыбнемся, как улыбается солнце, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Нужно помнить – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

Актуализация знаний:

Мотивируя деятельность учащихся, учитель читает стихотворение, нацеливает на работу и проверяет знания учащихся по теме глагол

-Послушайте и определите, о какой части речи говорится в стихотворении?

Интересная часть речи

В русском языке живет,

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам ……(глагол)

- О какой части речи говорится в стихотворении? (о глаголе) Почему Вы так решили?

Посмотрите внимательно на слова. Попробуйте определить лицо и число глаголов.

думает (3л., ед.ч.) дарят (3л., мн.ч.) дышу (1 л., ед.ч.) давить . даете (2 л., ед.ч.) дразним (1л., мн.ч ) диктуете (2л., мн.ч.)

Все выполнили? Не возникло ли у вас затруднений?

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы, цели и задач урока.

- Определите тему нашего урока. ( Изменение глаголов по лицам и числам ) - Вспомним, что мы знаем о глаголе. А всё ли мы знаем о нём?

Какой будет цель урока? ( Познакомиться с изменением глагола по лицам и числам )

А какими будут задачи, чтобы достичь поставленной цели?

-научиться определять лицо и число глагола; -выяснить все ли глаголы изменяются по лицам и числам ; -развивать и обогащать речь учащихся; -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения. Сегодня мы пополним свои знания.

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

- Сейчас каждому из вас предстоит провести мини – исследование. Работа по карточкам

Запишите в таблицу глагол: пишу и змените его по лицам и числам . Сделайте вывод.

- Что изменилось? (окончание)

-Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы правильно определить лицо и число глаголов? (подставить местоимение)

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

Вернемся к заданию. Почему не можем определить лицо и число глагола в этом слове?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы в Н.ф. не изменяются по лицам и числам.

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельное исследование.

Следующий этап работы - творческое задание (работа в парах)

- Какое сейчас время года?

Да, осень. По календарю она длится три месяца. Каждый месяц осени по-своему хорош.

Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Октябрь называют вершиной осени (это середина) листопад – так называли октябрь в старину . В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.

Ноябрь - в ноябре зима с осенью борются. Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова “груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

У вас на парте лежит листочек, на который запишите красивое предложение об осени, загадку, пословицу или стихотворение.

- А у глаголов, определите лицо и число. Эту работу можно выполнить индивидуально и помочь своему соседу по парте. Проверка.

6.Этап применения знаний

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Соревнование по рядам

Слева укажите местоимение, справа лицо и число. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

(Пускаю листочек с глаголами, а ребята дописывают, то что требуется)

мы поём 1л., мн.ч. он играет 3 л., ед.ч ты споришь 2 л., ед.ч.

я иду 1 л., ед.ч. вы несёте 2 л., мн.ч они мечтают 3 л., мн.ч

7.Этап обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

Коль вы справились с заданием, то надеюсь, что следующее вам будет под силу, тем более что вы его будете выполнять в парах.

Работа по учебнику: стр.106, упр.2

Проверка на экране

8. Подведение итогов занятия.

- четкость и краткость этапа;

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

1. Глагол – это часть речи, которая называет:

1)действие предмета

2) признак предмета

2. У глаголов при изменении меняется:

1) окончание

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

2) окончанию

3) по предлогу

4. Как определить вид глагола?

1) по предлогу

2) по вопросу

3) по слову стоящему перед ним

5. В предложении глагол чаще всего является:

2)подлежащим

9. Этап рефлексии

Достигли ли цели урока?

Возникали ли трудности в ходе урока?

Как мы их преодолевали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, для формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:
1. Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, по формированию умения определять 2-ое лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, писать Ь в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 2-ого лица

2. Развивающие: содействовать развитию у обучающихся умения определять 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления , сравнивать и обобщать, закреплению и актуализации ранее изученного материала.

3. Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию фронтальной работы; для воспитания трудолюбия , ответственности за выполняемую работу , за продукты собственной деятельности , аккуратности, настойчивости, силы воли , самостоятельности , активности;

4. Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата , применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты

Личностные:воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку (см. содержание текстов упражнений).

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог , задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения ; адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.

Предметные: умение определять глагол по его грамматическим признакам; находить глаголы в тексте, употреблять их в речи, отличать от других частей речи; формировать умения определять глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе, писать Ь в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 2-ого лица; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умению применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.,

Организация пространства: индивидуальная работа ,фронтальная работа.


Содержимое разработки

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! Русский язык 4 класс Сивцева Т.М.

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!

ВЬКРОТА МДАНКОИР ЛЛОКЕКВТИ ЛТЕКЬИ

Кровать, командир, коллектив, клеить

Кровать, командир, коллектив, клеить

Я страшное дело какой деловой: В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю , на скрипке играю , Сынишку соседки в коляске катаю . Я пряжу мотаю и хлеб покупаю , Я на стадионе голы забиваю . Укроп поливаю , кусты подстригаю И чисто-пречисто весь двор подметаю . Дорожки в саду я песком посыпаю , А после работы в тени отдыхаю .

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю , на скрипке играю ,

Сынишку соседки в коляске катаю .

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю ,

Я на стадионе голы забиваю .

Укроп поливаю , кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю .

Дорожки в саду я песком посыпаю ,

А после работы в тени отдыхаю .

Я, мы – 1-е лицо, когда человек говорит о себе. Ты, вы – 2-е лицо, когда мы обращаемся к собеседнику . Он, она, оно, они – 3-е лицо, когда говорим о тех людях, которых нет с нами.

Я, мы – 1-е лицо, когда человек говорит о себе.

Ты, вы – 2-е лицо, когда мы обращаемся к собеседнику .

Он, она, оно, они – 3-е лицо, когда говорим о тех людях, которых нет с нами.

исследование

исследование

Мн. число Ед. число 1л . Я пишу 2л. Ты пишешь 3л. Он пишет 1л. Мы пишем 2л. Вы пишете 3л. Они пишут 1л . Я напишу 1л. Мы напишем 2л. Ты напишешь 2л. Вы напишете 3л. Они напишут 3л. Он напишет 1л . Я писал 1л. Мы писали 2л. Вы писали 2л. Ты писал 3л. Он писал 3л. Они писали

Мн. число

Ед. число

1л . Я пишу

2л. Ты пишешь

3л. Он пишет

1л. Мы пишем

2л. Вы пишете

3л. Они пишут

1л . Я напишу

1л. Мы напишем

2л. Ты напишешь

2л. Вы напишете

3л. Они напишут

3л. Он напишет

1л . Я писал

1л. Мы писали

2л. Вы писали

2л. Ты писал

3л. Он писал

3л. Они писали

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. спряжение

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

Работа в парах

Работа в парах

Спорим Играет Поём Мечтаете Несёте Пишу Летит Иду Читают Едут Сидят Говоришь Несёшь Кричу Думаем Читаете Строишь Смотрит

Тест 1. Глаголы: 1) склоняются 2) спрягаются 2. У глаголов при спряжении изменяется 1) окончание 2) основа 3. Лицо глагола определяй: 1) по местоимению 2) окончанию 3) по предлогу

Развитие речи

У кого и у чего может быть лицо?

Лицо ткани изнанка

Лицо ткани изнанка

Лицо здания - фасад

Лицо здания - фасад

Лицо монеты - аверс

Лицо монеты - аверс

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

Лицо глаголов можно узнать с помощью местоимений и окончаний

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново


-75%

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на интерактивной доске.

Пою

Поём

Поёшь

Поёте

Поёт

Поют

- Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).

- Какая часть слова меняется? (Окончание).

- Какого лица и числа записаны местоимения?

(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).

На доске записаны слова:

ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.

- Какая это буква? (Буква т).

- Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О).

- Определите порядок следования букв в этом ряду:

Тто Тот Тто

III. Словарно-орфографическая работа.

  1. Специалист по фотографии. (Фотограф).
  2. Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор).
  3. Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель).
  4. Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент).
  5. Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист).
  6. Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж).

- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета).

- Объясните значение этого слова.

(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1).

- Какие детские газеты вы знаете?

- Какие газеты издаются в нашем городе?

Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием.

- Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

- Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.

IV. Работа по теме урока.

Работа по таблице.

Спряжение глаголов.

Настоящее время.

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

Я что делаю?
Пишу, говорю

Мы что делаем?
Пишем, говорим

2

Ты что делаешь?
Пишешь, говоришь

Вы что делаете?
Пишете, говорите

3

Он что делает?
Пишет, говорит

Они что делают?
Пишут, говорят

- Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).

- Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).

- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).

- Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.

Устно рассмотреть прошедшее время.

Будущее время. (Учебник стр. 184)

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).

- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).

- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).

Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.

- Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.

Я

читаю

Мы

читаем

Ты

читаешь

Вы

читаете

Он

читает

Они

читают

- Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?

Физминутка.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.

Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.

- Соедините части пословиц и объясните их значение.

Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Стр. 185 упр. 425.

V. Закрепление изученного материала.

- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).

- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).

Читайте также: