Лицо и число глаголов 4 класс школа 21 века конспект и презентация
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка. 4класс
Тема: Изменение глаголов по лицам и числам
Цели предметные: у точнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением глаголов по лицам и числам , формировать умение распознавать лицо и число глагола, определить все или глаголы изменяются по лицам и числам;
формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
Познавательные:
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
Коммуникативные:
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре).
Организационно-мотивационный этап:
Учитель создаёт психологический настрой на урок и приветствует учеников.
Ребята! Давайте улыбнемся, как улыбается солнце, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Нужно помнить – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.
Актуализация знаний:
Мотивируя деятельность учащихся, учитель читает стихотворение, нацеливает на работу и проверяет знания учащихся по теме глагол
-Послушайте и определите, о какой части речи говорится в стихотворении?
Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам ……(глагол)
- О какой части речи говорится в стихотворении? (о глаголе) Почему Вы так решили?
Посмотрите внимательно на слова. Попробуйте определить лицо и число глаголов.
думает (3л., ед.ч.) дарят (3л., мн.ч.) дышу (1 л., ед.ч.) давить . даете (2 л., ед.ч.) дразним (1л., мн.ч ) диктуете (2л., мн.ч.)
Все выполнили? Не возникло ли у вас затруднений?
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы, цели и задач урока.
- Определите тему нашего урока. ( Изменение глаголов по лицам и числам ) - Вспомним, что мы знаем о глаголе. А всё ли мы знаем о нём?
Какой будет цель урока? ( Познакомиться с изменением глагола по лицам и числам )
А какими будут задачи, чтобы достичь поставленной цели?
-научиться определять лицо и число глагола; -выяснить все ли глаголы изменяются по лицам и числам ; -развивать и обогащать речь учащихся; -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения. Сегодня мы пополним свои знания.
4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Сейчас каждому из вас предстоит провести мини – исследование. Работа по карточкам
Запишите в таблицу глагол: пишу и змените его по лицам и числам . Сделайте вывод.
- Что изменилось? (окончание)
-Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы правильно определить лицо и число глаголов? (подставить местоимение)
Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.
Вернемся к заданию. Почему не можем определить лицо и число глагола в этом слове?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы в Н.ф. не изменяются по лицам и числам.
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
Самостоятельное исследование.
Следующий этап работы - творческое задание (работа в парах)
- Какое сейчас время года?
Да, осень. По календарю она длится три месяца. Каждый месяц осени по-своему хорош.
Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Это самое лучшее время для сбора грибов.
Октябрь называют вершиной осени (это середина) листопад – так называли октябрь в старину . В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.
Ноябрь - в ноябре зима с осенью борются. Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова “груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.
У вас на парте лежит листочек, на который запишите красивое предложение об осени, загадку, пословицу или стихотворение.
- А у глаголов, определите лицо и число. Эту работу можно выполнить индивидуально и помочь своему соседу по парте. Проверка.
6.Этап применения знаний
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Соревнование по рядам
Слева укажите местоимение, справа лицо и число. Какой ряд выполнит быстро и правильно.
(Пускаю листочек с глаголами, а ребята дописывают, то что требуется)
мы поём 1л., мн.ч. он играет 3 л., ед.ч ты споришь 2 л., ед.ч.
я иду 1 л., ед.ч. вы несёте 2 л., мн.ч они мечтают 3 л., мн.ч
7.Этап обобщения и систематизации знаний
Самостоятельная работа
Коль вы справились с заданием, то надеюсь, что следующее вам будет под силу, тем более что вы его будете выполнять в парах.
Работа по учебнику: стр.106, упр.2
Проверка на экране
8. Подведение итогов занятия.
- четкость и краткость этапа;
- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.
1. Глагол – это часть речи, которая называет:
1)действие предмета
2) признак предмета
2. У глаголов при изменении меняется:
1) окончание
3. Лицо глагола определяй:
1) по местоимению
2) окончанию
3) по предлогу
4. Как определить вид глагола?
1) по предлогу
2) по вопросу
3) по слову стоящему перед ним
5. В предложении глагол чаще всего является:
2)подлежащим
9. Этап рефлексии
Достигли ли цели урока?
Возникали ли трудности в ходе урока?
Как мы их преодолевали?
Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, для формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, по формированию умения определять 2-ое лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, писать Ь в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 2-ого лица
2. Развивающие: содействовать развитию у обучающихся умения определять 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления , сравнивать и обобщать, закреплению и актуализации ранее изученного материала.
3. Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию фронтальной работы; для воспитания трудолюбия , ответственности за выполняемую работу , за продукты собственной деятельности , аккуратности, настойчивости, силы воли , самостоятельности , активности;
4. Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата , применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты
Личностные:воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку (см. содержание текстов упражнений).
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог , задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения ; адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.
Предметные: умение определять глагол по его грамматическим признакам; находить глаголы в тексте, употреблять их в речи, отличать от других частей речи; формировать умения определять глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе, писать Ь в личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе 2-ого лица; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умению применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.,
Организация пространства: индивидуальная работа ,фронтальная работа.
Содержимое разработки
О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
Кровать, командир, коллектив, клеить
Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю , на скрипке играю ,
Сынишку соседки в коляске катаю .
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю ,
Я на стадионе голы забиваю .
Укроп поливаю , кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю .
Дорожки в саду я песком посыпаю ,
А после работы в тени отдыхаю .
Я, мы – 1-е лицо, когда человек говорит о себе.
Ты, вы – 2-е лицо, когда мы обращаемся к собеседнику .
Он, она, оно, они – 3-е лицо, когда говорим о тех людях, которых нет с нами.
исследование
Мн. число
Ед. число
1л . Я пишу
2л. Ты пишешь
3л. Он пишет
1л. Мы пишем
2л. Вы пишете
3л. Они пишут
1л . Я напишу
1л. Мы напишем
2л. Ты напишешь
2л. Вы напишете
3л. Они напишут
3л. Он напишет
1л . Я писал
1л. Мы писали
2л. Вы писали
2л. Ты писал
3л. Он писал
3л. Они писали
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.
Работа в парах
Развитие речи
У кого и у чего может быть лицо?
Лицо ткани изнанка
Лицо здания - фасад
Лицо монеты - аверс
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.
Лицо глаголов можно узнать с помощью местоимений и окончаний
Спасибо за урок!
Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
-75%
Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на интерактивной доске.
Пою
Поём
Поёшь
Поёте
Поёт
Поют
- Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).
- Какая часть слова меняется? (Окончание).
- Какого лица и числа записаны местоимения?
(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).
На доске записаны слова:
ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.
- Какая это буква? (Буква т).
- Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О).
- Определите порядок следования букв в этом ряду:
Тто Тот Тто
III. Словарно-орфографическая работа.
- Специалист по фотографии. (Фотограф).
- Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор).
- Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель).
- Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент).
- Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист).
- Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж).
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета).
- Объясните значение этого слова.
(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1).
- Какие детские газеты вы знаете?
- Какие газеты издаются в нашем городе?
Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием.
- Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
- Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.
IV. Работа по теме урока.
Работа по таблице.
Спряжение глаголов.
Настоящее время.
Лицо
Единственное число
Множественное число
1
Я что делаю?
Пишу, говорю
Мы что делаем?
Пишем, говорим
2
Ты что делаешь?
Пишешь, говоришь
Вы что делаете?
Пишете, говорите
3
Он что делает?
Пишет, говорит
Они что делают?
Пишут, говорят
- Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).
- Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).
- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).
- Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.
Устно рассмотреть прошедшее время.
Будущее время. (Учебник стр. 184)
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.
- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).
- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).
- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).
Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.
- Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.
Я
читаю
Мы
читаем
Ты
читаешь
Вы
читаете
Он
читает
Они
читают
- Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?
Физминутка.
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.
Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.
- Соедините части пословиц и объясните их значение.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
Стр. 185 упр. 425.
V. Закрепление изученного материала.
- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).
- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).
Читайте также:
- Умножение трехзначного числа на однозначное 4 класс презентация школа россии конспект
- По поводу нового издания старой вещи григорьев конспект
- Конспект занятия по рисованию в средней группе красивые цветы
- Конспект по ручному труду в подготовительной группе на тему быть здоровыми хотим
- Конспект по ознакомлению с искусством в старшей группе