Конспект политические права право 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить учащихся с группой политических прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.

  • сформировать у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества;
  • продолжить воспитание активной гражданской позиции школьников.

Тип урока: комбинированный.

Урок рассчитан на класс с высокой подготовкой.

  1. Право участвовать в управлении делами государства;
  2. Право на равный доступ к государственной службе;
  3. Право на обращение в государственные органы и местного самоуправления;
  4. Свобода собраний;
  5. Свобода ассоциаций;
  6. Свобода слова.

Прежде всего, человеку должны быть гарантированы его личные права. Он должен быть уверен, что никто не вмешается в его личную переписку, не прослушивает его телефонные переговоры, незаконно не арестуют. Если гарантированы его личные права и он уверен в своей личной безопасности, только тогда он может активно участвовать в политической жизни.

Те права человека, которые позволяют ему свободно участвовать в политической жизни общества и обеспечивают ему политическую свободу, принято считать политическими правами. Это-

  1. Право участвовать в управлении делами государства;
  2. Право на равный доступ к государственной службе;
  3. Право на обращение в государственные органы и местного самоуправления;
  4. Свобода собраний;
  5. Свобода ассоциаций;
  6. Свобода слова.

Вопрос к классу: Право участвовать в управлении делами государства: что это значит?

Работа по Конституции
Ст. 32 п.1,2 Конституции.

Избирательное право всеобщее – все граждане с 18 лет получают право избирать;

Кто не имеет право принимать участие в выборах? П.3

(Не могут принимать участие в выборах граждане – недееспособные признанные по суду, находящиеся в местах лишения свободы). Почему?

Какие ограничения ещё существуют?

Возрастные– в Государственную Думу– с 21года; на должность президента– с 35 лет.
Ценз осёдлости – Президентом может стать гражданин, проживающий в России не менее 10 лет.

Вопрос к классу: Почему существуют такие ограничения?

Самостоятельная работа о преимуществе тайного голосования. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Рассказ депутата парламента одной из республик бывшего СССР.

В республике проводились выборы первого президента. Но его выбирал не весь народ, а парламент, членом которого я в то время являлся.

Один из кандидатов-А – был честным и к тому же моим другом. Я, конечно, хотел отдать свой голос ему. А второй-Б – наоборот, был экстремистом.

Накануне выборов в мою квартиру без приглашения заявились пятеро молодчиков и в очень корректной форме провели беседу о достоинствах кандидата Б. Спросили напрямую, собираюсь ли я голосовать за Б.?

Мне ничего не оставалось делать, как ответить утвердительно. А сам надеялся, что воспользуюсь тайным голосованием и вычеркну Б. в бюллетене в закрытой кабине для голосования.

Не тут-то было! На другой день перед самым голосованием ко мне подошел один из вчерашних визитёров и ещё более корректно попросил выполнить данное обещание – прямо при нем вычеркнуть А. в бюллетене.

Что оставалось делать? Рваться в кабину? К тому же молодой человек проявил готовность оказать услугу– сам отнес бюллетень к урне и опустил его.

Почему депутату пришлось действовать против собственного желания? Что такое свободные выборы? Что такое тайное голосование?

Вопрос к классу: Что влияет на выбор избирателя?

– программа
– агитация
– СМИ
– симпатии, антипатии
– субъективное и объективное отношение
– силовое давление

Какими чертами должен обладать народный избранник? Написать не менее 5 позиций.

Слайд. О чём может рассказать эта картина?

Самостоятельная работа – действия избирателя.

Укажите правильную последовательность действий избирателя в период проведения выборов в органы государственной власти.

  1. знакомство с программами кандидатов
  2. участие в опросе на выходе с избирательного участка
  3. получение при необходимости открепительного талона
  4. заполнение избирательного талона
  5. заполнение избирательного бюллетеня
  6. принятие решения об участии в голосовании.

Вопрос к классу: Какую власть избирают граждане?

– законодательную (Думу), президента, главу района, главу местного самоуправления.

Граждане выбирают власть разного уровня. Что от этого зависит? (Благополучие страны.)

Слово учителя. Право принимать участие в управлении своей страной – одно из важнейших политических прав человека. Многим кажется, что благополучие человека зависит от того, какие экономические права он имеет, сколько ему платят за труд, какую пенсию ему назначают и т.д.

На самом деле, если человек хочет жить хорошо, то он должен думать, прежде всего, о влиянии на власть политическими средствами. Сознательное участие в выборах и референдумах -первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины.

Работа по Конституции. Свобода ассоциаций. Ст. 30.

Слово учителя Право на объединение подразумевает также право не участвовать в каком-либо союзе. Нельзя принуждать к вступлению в политическую партию. Члены объединения сами решают, кто должен быть исключен из его рядов. В демократическом обществе не может быть отказано в участии в общественной организации по причине расовой принадлежности, вероисповедания, пола и т.п.

Работа с документом.

В каждом из предложенных случаев решите, нарушается ли право на объединение, и если нарушается, то есть ли тому законные основания.

  1. У профсоюза есть договоренность с администрацией завода о том, что все рабочие на заводе должны быть членами профсоюза. Профсоюз обосновывает свое требования тем, что от его деятельности выигрывают все рабочие на заводе. Рабочие не могут принадлежать к другому профсоюзу или отказаться от вступления в профсоюз.
  2. Убит видный политический деятель. Руководство партии объявила о начале национальной акции протеста. Даже не членам этой политической партии запрещено выходить на работу. Им угрожают насилием, если они не подчинятся решению руководства партии.
  3. Группа граждан одной национальности создает частный клуб для распространения своей культуры. Гражданам другой национальности отказано в членстве в клубе.
  4. Группа женщин создает женский спортивный клуб. Мужчин не принимают в этот клуб.

Работа по Конституции. Право человека на свободу слова. Ст. 29 п.1,3,4,5,.

Слово учителя Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек свободен искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно либо посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государства.

Самостоятельная работа с документом. В чем заключается счастье писателя?

О свободе и счастье писателя

Когда не стало цензуры, первые же статьи, написанные от души, пошли нарасхват. Еле успевал выполнять заказы. Гонорары не тратил. Подкопил деньжат. На свои кровные, никому не кланяясь, напечатал маленькую книжку. Расхватали. Повторил тираж. И опять книжка ушла. А за ней – большая книга.

Вот когда я почувствовал, что счастлив. А счастье– это когда можешь воспользоваться свободой.

О замалчивании правды.

Бессмертна правда, лишь одна,
И колет всем глаза она.
Черни меня, порочь её,
А правда сделает своё…
Когда за правду смело, рьяно
Я вдруг бороться перестану,
С болванами мне плыть, болвану!
Себастьян Брант

Слово учителя. Для осуществления свободы слова, нужно чтобы в стране существовала гласность, отсутствовала цензура. Но свобода слова не абсолютна. Какие ограничения свободы слова существуют? Ст. 29, п.2.

Политические права это…
Политические свободы это…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел 4. . Права человека. Урок 5-6. Политические права. Право. 10 класс(пр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Раздел 4. . Права человека. Урок 5-6. Политические права. Право. 10 класс(пр.

Раздел 4. . Права человека. Урок 5-6. Политические права. Право. 10 класс(профиль) МБОУ СШ №1. Гудзишевская Н.В. Г.Вилючинск.

План: 1.Понятие политических прав человека. 2.Специфика права участвовать в у.

План: 1.Понятие политических прав человека. 2.Специфика права участвовать в управлении делами государства и общества. 3.Права и свободы, принадлежащие только гражданам РФ.

Домашнее задание: § 32

Домашнее задание: § 32

1. Понятие политических прав человека. Политические права и свободы - права и.

1. Понятие политических прав человека. Политические права и свободы - права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны.

Отличие политических прав и свобод от личных(гражданских): нацеленность на ак.

Отличие политических прав и свобод от личных(гражданских): нацеленность на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. создание условий для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством относятся к правам человека второго поколения

избирательное право право на референ-дум право петиций Система политических п.

избирательное право право на референ-дум право петиций Система политических прав и свобод граждан Права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов Права граждан на активное участие индивида в жизни общества. свобода слова и печати свобода союзов свобода собраний

право на свободу мысли (ст29 п.1) право беспрепятственно придерживаться своих.

право на свободу мысли (ст29 п.1) право беспрепятственно придерживаться своих мнений (ст 29 п.3) право получать и распространять информацию (ст 29 п.4) право печати и информации (ст29 п.5) право на объединения (ст 30 п.1) Политические права (по Конституции РФ 1993г)

право беспрепятственно вступать в какое – либо объединение или пребывания в н.

право беспрепятственно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем (ст31 п2) право на мирные собрания (ст31 п.1) право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредст-венно, так и через своих представителей (ст32 п.1) право избирать и быть избранными и др. (ст32 п.2) право равного доступа к государственной службе (ст32 п.4)

право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обр.

право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента д.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

избирательное право граждан: 2. Специфика права участвовать в управлении дел.

избирательное право граждан: 2. Специфика права участвовать в управлении делами государства и общества. Право участвовать в управлении делами государства и общества Формы участия Непосредственно Через представителей Реализуется через

два аспекта избирательного права: право избирать (активное избирательное пра.

два аспекта избирательного права: право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) право участвовать в референдуме. Избирательных прав и права на участие в референдуме лишены: лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда лица, лишенные дееспособности по решению суда.

право граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судеб.

право граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судебной власти — через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32). Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

Некоторые из политических прав и свобод – связан-ные с функционированием гос.

Некоторые из политических прав и свобод – связан-ные с функционированием государственной власти - принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством. Свобода слова и средств массовой информации: свобода выражения взглядов, мнений цензура запрещена установлена ответственность за ущемление свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается пропаганда расового, национального, языкового превосходства. 3. Права и свободы, принадлежащие только гражданам РФ.

Право на информацию: право свободно искать, получать и распространять информ.

Право на информацию: право свободно искать, получать и распространять информацию право знакомиться с законами и другими норматив-ными актами, которые должны публиковаться в СМИ (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне) право получать информацию о самом себе.

К общественным объединениям относятся: партии профессиональные союзы различны.

К общественным объединениям относятся: партии профессиональные союзы различные организации граждан. Законы о профсоюзах, политических партиях и общест-венных объединениях детализируют данное право на объединение. Право на объединение: право создавать различные объединения, участ-вовать в них или выходить из них никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

право на проведение публичных мероприятий своевременное предупреждена органо.

право на проведение публичных мероприятий своевременное предупреждена органов власти о месте проведения митинга, демонстрации, пикета все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д.: заявления.

право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д.: заявления могут быть коллективными или индивидуальными.


Краткое описание документа:

На уроке "Политические права" учащиеся раскрывают понятие политических прав человека; выясняют специфику права участвовать в управлении делами государства и общества; характеризуют права и свободы, принадлежащие только гражданам РФ. Работа учащихся на уроке строится с опорой на соответствующие статьи Конституции РФ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 277 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 30. Политические права

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.05.2018 5099
  • PPTX 1.2 мбайт
  • 550 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гудзишевская Нина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Содержательная цель: расширить представления обучающихся о политических правах и свободах.

Деятельностная цель: работа с различными источниками информации; умение получать информацию для достижения поставленных целей.

Развивающая цель: развитие коммуникативных навыков в процессе делового общения.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и принципов технологии развития критического мышления.

Формы работы учащихся : работа в группах, работа с дополнительными источниками.

Необходимое техническое оборудование: презентация , система интерактивного голосования VOTYM , планшеты.

I этап. Стадия вызова.

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

СЛАЙД №1

Учитель: какими правами воспользовались граждане?

(политическими, уточните …. право на демонстрацию, на свободу слова, свобода объединений)

- К какой группе прав их можно отнести? (это - политические права)

- А какие ещё политические права и свободы Вы знаете?

(право избирать и быть избранным, право на информацию, право на участие в управлении делами государства…….) СЛАЙД №2, 3,

СЛАЙД №4

Учитель: это будет сегодня предметом нашего разговора.

Учитель:

- А кто из вас попытается меня убедить, что этот вопрос сегодня очень актуальный.

Учитель: что делаем дальше? (Определяем перечень вопросов, которые необходимо обсудить).

  • На столах у вас таблица вопросов и терминов по нашей теме, необходимо составить перечень вопросов для обсуждения нами выбранной темы, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы (выберите правильный способ работы)

На доску прикрепляются таблички (метод): один – двое! Обучающиеся выбирают стратегию работы (работа в парах).

СЛАЙД №5 Табл. Вопросов и терминов

Учитель: какие вопросы вы предлагаете по нашей теме обсудить? СЛАЙД №6

Актуальные вопросы (план урока)

1. Что такое политические права и свободы?

2. Кому в нашем государстве они по закону принадлежат?

3. Какие политические права и свободы прописаны в Конституции РФ?

4. Какие существуют ограничения в реализации политических прав и свобод?

5. Почему наши граждане пассивны в использовании своими политическими правами?

Учитель:

- Как вы думаете, какие права появились раньше политические или экономические и социальные? Почему?

  • Политические (наряду с личными) появились в числе первых, причём гораздо раньше экономических, социальных и культурных прав.
  • Свободная личность способна более эффективно трудиться и накапливать материальный продукт и политические права – это необходимая предпосылка социально – экономических прав, ибо только свободные граждане могут сделать страну богатой.

- Что такое политические права? СЛАЙД №7

Политические права и свободы – это такие возможности человека, которые обеспечивают ему участие в общественной жизни и управлении делами государства.

- Кому по закону принадлежат политические права?

(гражданам данного государства)

- Политические права могут принадлежать апатридам, иностранцам?

(полным объёмом политических прав, конечно, ни в одной стране мира они не обладают).

II . этап. Стадия осмысления. Изучение новой темы строится на основе групповой работы.

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

Ученик работает с текстом учебника, Конституцией, перерабатывает информацию (переводит её в графическую, составляет кластер), использует для работы планшет.

- Учитель: теперь нам надо выяснить, какие политические права и свободы прописаны в Конституции РФ. - Как будем работать? (обучающиеся выбирают стратегию работы, метод: один – двое - группой ). Выбирают работу в группах.

- Какими источниками будем пользоваться для получения информации?

- В какой форме представим итог своей работы?

СЛАЙД №8 (перечень прав), учитель отмечает на слайде!

Учитель – как будете выполнять задание?

Учащиеся составляют алгоритм выполнения задания. Готовый интеллектуальный продукт - кластер!

СЛАЙД 9 (план действий, можно проверить одну из групп)

1. Выбрать руководителя группы.

2. Чётко сформулировать стоящую перед каждым участником группы задачу.

3. Решить, какой информацией можно воспользоваться, где можно её найти.

4. Распределить роли и участие каждого в выполнении поставленной задачи.

5. Определить, какой объём материала будет представлен в кластере, а какая часть будет представлена при защите кластера.

Условия работы в группах:

1. Самостоятельное изучение материала – 10 мин.

2. Итог работы должен быть представлен в форме кластера. Затем презентации своей работы. Выступление – не более 3 минут.

Итог работы: презентация работ (плакаты вывешиваются на доске). Презентацию проводит один представитель от группы, группа может дополнять ответ выступающего.

Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений.

СЛАЙД 10,11,12,13 (кластеры, составленные учителем), задача сравнить, дополнить.

Подведение результатов работы (промежуточная рефлексия, решение правовых задач с опорой на полученные знания).

Учитель: с вопросами к юристу обратились граждане, давайте им поможем.

Решение правовых задач (стр. 155, учебник для 10 класса Право. Профильный уровень/ авт.Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин).

Задачи и задания (озвучивают по группам, принимают решение)

Учитель: какими политическими правами воспользовались ученики школы?

- Право на обращение в государственные органы или на петиции (ст. 33 Конституции РФ).

Учитель:

- Как вы думаете, с какими вопросами чаще жители нашего города Зеи обращаются в администрацию города?

Давайте, посмотрим! Работаем на официальном сайте города. Обучающиеся делают выводы.

III . этап. Стадия рефлексии.

- размышление; рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным предположениям и мыслям, вносит дополнения, даёт творческие или практические задания на основе изученной информации (творческое задание: эссе; практическое задание: тест).

- Участвовать в управлении государством

- Принимать участие в выборах и референдумах

- Обращаться в органы государственной власти

- Быть участниками различных объединений

- Принимать участие в митингах, демонстрациях

- Высказывать свою точку зрения

Учитель: необходимо чтобы учащиеся смогли сделать вывод, что права и свободы необходимо знать, понимать и осознавать, что ими можно воспользоваться в жизни на практике. Цивилизованно пользоваться уже имеющимися политическими правами.

А пока наблюдается две крайности. Первая – пассивность граждан, их привычка полагаться во всём на государственную власть. Вторая – экстремизм, или применение насильственных действий в процессе выражения своих политических убеждений.

Каждый день, сами того не осознавая, мы пользуемся своими конституционными правами и свободами. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в жизни, необходимо не только знать свои права, но и понимать для чего они нужны и как ими можно пользоваться.

При этом мы не должны забывать, что используя свои права и свободы, мы не должны нарушать законы, права и свободы других людей.

Учитель:

- Достигли мы цели урока?

- Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме?

- Какие вопросы остались без ответа?

- Чьи ответы вам больше всего понравились?

Учитель: предлагаю вам, проанализируйте результаты своей работы на уроке (лист рефлексии) СЛАЙД №15

Рефлексия

Учитель: Проанализируйте результаты своей работы на уроке, поставьте + или - рядом с утверждением (утверждения составлены исходя из задач. Поставленных вами в начале урока).

1. Я знаю, что такое политические права и свободы.

2. Я знаю, какие существуют ограничения для их реализации.

3. Я умею составлять кластер и презентовать его.

4. Я умею находить информацию в разных источниках и могу ею воспользоваться.

5. Я могу убедить окружающих в важности политических прав и свобод.

6. Я знаю, при каких условиях могу участвовать в выборах.

7. Я понял, какие требования устанавливаются для отправления правосудия.

8. Я знаю, какие в законе установлены разумные ограничения на свободу слова.

9. Я знаю, какие существуют правила для обращения в государственные органы власти.

10. Я понял, как грамотно и цивилизовано пользоваться политическими правами и свободами.

IV – этап. Домашнее задание СЛАЙД 16

По результатам рефлексии дифференцированное домашнее задание!

1. П.11, понятия, . с.153 - 154

2. Зад ЕГЭ 13-17 (вар.1,2)

Учитель: результаты работы.

1. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр.: Профильный уровень образования/ Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин. – В 2-х кн. Право и политика. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2012

2. Конституция РФ

3. Интернет ресурсы ВИКИПЕДИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока права в 10 классе

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Политические права и свободы

1. Что такое политические права и свободы?

2. Кому в нашем государстве они по закону принадлежат?

3. Какие политические права и свободы прописаны в Конституции РФ?

4. Какие существуют ограничения в реализации политических прав и свобод?

5. Почему наши граждане пассивны в использовании своими политическими правами?

Возможная личностно значимая проблема: права и свободы необходимо знать, понимать и осознавать, ими можно воспользоваться в жизни на практике. Цивилизованно пользоваться уже имеющимися политическими правами.

Планируемые результаты изучения материала

Обучающиеся понимают, что политические права и свободы даются гражданину РФ и гарантируются Конституцией РФ. Что наряду с правами возникает и ответственность.

Обучающиеся не только узнают о двух крайностях в действиях: первая – пассивность граждан, их привычка полагаться во всём на государственную власть; вторая – экстремизм, или применение насильственных действий в процессе выражения своих политических убеждений, но понимают, что при этом они не должны забывать, что используя свои права и свободы, они не должны нарушать законы, права и свободы других людей.

Учащиеся понимают, что пользуясь своими конституционными правами и свободами, они могут чувствовать себя уверенно в жизни, при этом им необходимо не только знать свои права, но и понимать для чего они нужны и как ими можно пользоваться.

Овладевают способом получения новой информации из разных источников и использование полученной информации для успешного решения заданий ЕГЭ.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Проблемные и познавательные задания:

1. Решение правовых задач.

2. Как Вы думаете, с какими вопросами чаще всего обращаются жители г. Зеи к главе города? (работа на официальном сайте города)

3. Используя Конституцию РФ и дополнительный материал (ИНТЕРНЕТ) дайте характеристику политическим правам и свободам (выступают в роли экспертов).

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и принципов технологии развития критического мышления.

Формы работы учащихся : работа в группах.

Умение оценивать свою работу на уроке. Умение работать в команде.

Основные понятия и термины

Правовой статус, конституционный статус, конституционные свободы, конституционные права, экстремизм, политические права и свободы.

Источники информации: школьные и внешкольные

Список литературы:

1. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр.: Профильный уровень образования/ Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин. – В 2-х кн. Право и политика. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2012

2. Конституция РФ

3. Интернет ресурсы ВИКИПЕДИЯ

Образовательное пространство расширяется за счёт использования ресурсов интернета, работы с документом (текст Конституции РФ).

По результатам рефлексии дифференцированное домашнее задание!

1. П.11, понятия, . с.153 - 154

2. Зад ЕГЭ 13-17 (вар.1,2)

Комментарий к технологической карте


Ответим на вопрос о том, являются ли политические права естественными, неотъемлемыми. Выделим две группы политических прав: те, что дают возможность участвовать в управлении государством, и те, которые позволяют активно влиять на развитие общества. Охарактеризуем важнейшие из них.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Политические права"

Политические права относятся к первому поколению прав. Это не случайность, что вопрос об их наличии у человека, о необходимости их защиты с помощью закона возник в то же время, что и вопрос о личных (гражданских) правах. У общества должна быть возможность контролировать деятельность государства. Это необходимое условие для того, чтобы не допустить произвола и неправомерного насилия со стороны властей.


Если у граждан нет права участвовать в управлении государством, влиять на его политику, то и говорить о надёжной защите всех остальных их прав не приходится.

Являются ли политические права естественными, неотъемлемыми?

Есть две вещи, которые вроде бы заставляют усомниться в этом. Во-первых, политические права – по преимуществу права гражданина. Иностранные граждане или апатриды, как правило, не могут участвовать в выборах, референдумах, создавать политические партии. Во-вторых, возможность реализации этих прав связана с наступлением определённого возраста (обычно речь идёт о достижении совершеннолетия). То есть достаточно большие группы людей этих прав лишены.

Но на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны.


Что мы имеем в виду, когда говорим о государстве? Что это организация политической власти в данной конкретной стране. Оно должно действовать не в интересах человечества в целом, а данного конкретного народа. Хотя общечеловеческие интересы, разумеется, необходимо учитывать: современный мир так взаимосвязан и взаимозависим… Абсолютно нормально, что источником власти, например, в российском государстве является российский народ, во французском – французский и так далее.

Неотъемлемость политических прав проявляется в том, что гражданин любого государства должен иметь право участвовать в управлении своим государством. Именно поэтому так важно, чтобы каждый человек имел возможность быть гражданином какого-либо государства.

Теперь о возрастных ограничениях. Вопрос об их справедливости и целесообразности возник не вчера. В разных странах – Франции, Германии, Японии и других – высказывались предложения о признании избирательного права (по крайней мере, активного) за каждым гражданином с момента его рождения. Понятно, что младенцы, да и малолетние более старшего возраста, вряд ли сами ознакомятся с предвыборными программами, пойдут на избирательные участки, заполнят бюллетень и так далее. От их имени это могут сделать родители. Ведь именно они больше, чем кто бы то ни было, заинтересованы в том, чтобы детям жилось максимально комфортно.


Наделение детей избирательными правами может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Подумайте, каковы аргументы сторонников и противников этой идеи. Чью сторону в дискуссии займёте вы?

Но если согласиться с тем, что политика, искусство управления государством – достаточно сложная для понимания сфера общественной жизни, то возрастные ограничения на использование этого естественного права человека кажутся вполне обоснованными. Хотя… Подобный аргумент используют и сторонники всех разновидностей теории элит: обычные люди, которых специально не готовили к управлению государством, недостаточно сведущи, невежественны. Их попытки воздействовать на политику ни к чему хорошему не приведут.

Впрочем, разговор о преимуществах и недостатках демократии оставим для уроков политологии. И перейдём ко второму вопросу: что относят к политическим правам?

Исследователи разделяют их на две группы.


Избирательное право, равный доступ к государственной службе и право участвовать в осуществлении правосудия – это первая группа. Реализация этих прав даёт возможность участвовать в управлении государством, непосредственно или через своих представителей.

Когда же мы свободно высказываем свои мнения, участвуем в деятельности общественных объединений или публичных мероприятиях, а также пишем обращения в органы власти, то реализуем другое своё право – участвовать в жизни общества и влиять на его развитие.

Охарактеризуем наши права более подробно.

О некоторых нюансах избирательного права в России (в частности, пассивного) мы уже говорили. И ещё будем говорить в разделе, специально посвящённом этому вопросу.


Речь идёт о том, что при выборе между кандидатами на неё должны учитываться только профессиональные и деловые качества. Ни пол, ни национальность, ни происхождение человека, ни его вера или убеждения не должны играть какой-либо существенной роли.

В отправлении правосудия, кроме профессиональных судей, участвуют присяжные и арбитражные заседатели.

Суд присяжных может участвовать в рассмотрении ряда уголовных дел (каких именно, определяет Уголовно-процессуальный кодекс). В списки присяжных заседателей может быть включён дееспособный гражданин России старше 25 лет, у которого нет непогашенной или неснятой судимости, который не состоит на учёте у нарколога или психиатра и не подозревается в совершении преступления.


О привлечении к судебному разбирательству по хозяйственным спорам арбитражных заседателей могут ходатайствовать обе стороны процесса. Кроме возрастных ограничений (не младше 25 и не старше 70 лет) и требования безупречной репутации, к арбитражным заседателям применяется и образовательный ценз. Они должны иметь высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

Свободу мысли и слова мы с вами относили к группе гражданских (личных) прав. Но и к политическим она тоже относится.


Пятая часть 29-й статьи российской Конституции однозначно запрещает цензуру. Предварительно согласовывать информационные или аналитические материалы с кем бы то ни было не требуется. Но в то же время тот, кто распространяет информацию, несёт ответственность за то, чтобы в ней не было клеветнических утверждений. Чтобы публикуемые материалы не унижали честь и достоинство людей, не подрывали без всяких оснований деловую репутацию, не содержали призывы к национальной или религиозной розни, насильственным действиям. И не разглашали государственную, военную или коммерческую тайну. И это касается не только СМИ, но и отдельных людей.

Чтобы создать общественное объединение, получать предварительное разрешение у властей не требуется. Но если вы хотите, чтобы ваше объединение получило статус юридического лица, его нужно зарегистрировать. Это важно, если вы предполагаете, что вы будете получать какие-то денежные средства (например, членские взносы или помощь от спонсоров), открывать расчётные счета, заключать договоры. Скажем, вам нужно будет арендовать помещение или оплатить какие-либо услуги.


Закон называет шесть форм общественных объединений. Это может быть движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности, общественная организация. Особое место занимает политическая партия. Для регулирования её создания и деятельности даже принят отдельный закон.

У всех общественных объединений есть некоторые общие черты. Некоммерческий характер (то есть они не стремятся к получению прибыли), добровольность при вступлении, объединённость какими-то общими интересами или целями. Наиболее регламентирована законом деятельность общественных организаций и политических партий. Например, для них обязательным является оформление членства, прописан порядок формирования органов управления.

Особый возрастной ценз устанавливается для членов и участников молодёжных и детских объединений – 14 и 8 лет соответственно.

Общественные объединения не создаются органами государственной власти и местного самоуправления.

Никто не может принудить человека стать членом какого-либо общественного объединения или выйти из него. Запрещается требовать указывать в каких-либо официальных документах сведения о членстве в них.

Мирные собрания не случайно названы именно так. Все публичные мероприятия – собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты – должны носить ненасильственный характер.


Их организаторы должны заранее уведомить орган исполнительной власти о дате и месте проведения мероприятия, его цели, предполагаемом количестве участников. Обычный срок – не ранее 15 и не позднее 10 дней до намеченной даты. Проведение мероприятия может быть и не разрешено. О возможных причинах такого решения властей узнайте самостоятельно.

Для того чтобы ваше обращение в государственные органы – предложение, заявление, жалоба – были рассмотрены, нужно выполнить ряд правил:

· указать название органа власти, в которое направляется обращение, или фамилию, имя, отчество должностного лица (или хотя бы его должность);

· сообщить свою фамилию, имя, отчество (если оно есть), почтовый или электронный адрес, куда должен быть направлен ответ;

· изложить суть обращения;

· поставить дату и подпись (если вы обращаетесь к кому-либо в электронной форме, то последнее необязательно).

Ваше обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней (в некоторых случаях срок может быть продлён). Если полученный ответ вас не устроил, вы можете обжаловать его в вышестоящей инстанции или в суде.

Подведём итог.

Политические права, при всём их своеобразии, имеют такой же естественный, неотъемлемый характер, что и личные. Каждый из нас имеет право участвовать в управлении государством (пока после достижения совершеннолетия) и жизни общества.

Читайте также: