Производительность труда 11 класс обществознание конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Обучающая: Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.

Развивающая: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.

Метод обучения: деловая игра.

  1. Комплекты деталей для ручной сборки авторучек, ножницы, цветные маркеры, бумага, калькуляторы, раздаточный дидактический материал.
  2. Плакаты с таблицами результатов урока, магниты.
  3. Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика.

Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость.

Ход урока

План-конспект урока

1. Вступление.

Теоретическая основа предмета экономики для многих учащихся профессиональных лицеев остается новой и непонятной, так как данный предмет не является основным. Задача преподавателя – заинтересовать учащихся в изучении базовых понятий экономики через связь с их профессиональной деятельностью. Общие понятия добываются путем проигрывания жизненной или производственной ситуации.

В последнее время всё больше проявляется интерес к деятельностному подходу в обучении. Изучение нового материала осуществляется в условиях проблемной ситуации, что позволяет переосмысливать уже имеющиеся знания и добывать новые. Тема урока “Производительность труда” может быть адаптирована для учащихся любой профессии. Для практического занятия можно использовать различные предметы: авторучки, конструкторы, трансформеры, поделки из бумаги.

2. Практическая часть.

Учащимся сначала дается понятие производительности труда. Запись рассуждений выполняется на интерактивной доске.

Любая наука имеет право на существование, если она разрешает какое-либо противоречие. В экономической науке основным противоречием является ограниченность ресурсов и безграничный рост человеческих потребностей.

Именно проблема ограниченности ресурсов побуждает людей стремиться к наиболее рациональному их использованию. В этом случае речь пойдет о производительности ресурсов. Учащимся предлагается самостоятельно выстроить логическую цепочку понятий: производство – производительность – эффективность – отдача – сравнение результата труда с затратами.

На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников. Учитывая всё выше сказанное, можно сформулировать определение производительности труда:

Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда.

Для трудовой деятельности создается 3-4 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура.

Первый тур. Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу. Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять:

  1. Количество готовой продукции у каждой команды.
  2. Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников.

Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека. Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки.

V=Q / N,
где Q – количество произведённой продукции.
N – численность работников.

Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу.

Второй тур. Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа. Во втором туре команды получают следующее задание: каждая фирма должна изготовить 10 ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу. Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид:

Tr = t / Q,
где t – время работы;
Q – количество готовой продукции.

Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.

Третий тур. Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов. В 3-м туре предлагается изменить условия работы для того, чтобы учащиеся смогли сравнить изменения результатов и сформулировать факторы, влияющие на повышение их производительности. Условия меняются индивидуально для каждой команды:

1 команда: назначается руководитель фирмы, который должен распределить обязанности между всеми членами команды, т.е. осуществить разделение труда.

2 команда: выдаются детали ручек не беспорядочной россыпью, а разложенные по отдельным ячейкам.

3 команда: выдаются дополнительные орудия труда – ножницы и цветной маркер.

4 команда: условия не меняются.

Результаты работы снова заносятся в таблицу.

Показатели выработки и трудоёмкости должны измениться в сторону увеличения. Команды по очереди анализирует причины изменений и определяют фактор, повлиявший на позитивные изменения. Обсуждения можно сопровождать примерами из литературных произведений и кинофильмов. В результате общения должны быть сформулированы следующие факторы:

1 команда: четкое руководство, специализация и кооперирование труда.

2 команда: рациональная организация рабочего места.

3 команда: оснащенность трудового процесса орудиями труда и механизмами.

4 команда: повышение квалификации и опыта работы.

Учащимся предлагается сформулировать дополнительные факторы повышения производительности труда, связанные с изучением таких учебных предметов, как менеджмент, социальная психология, этика, эстетика. Могут быть предложены следующие варианты:

  1. Проведение конкурсов, смотров, соревнований с присвоением звания “Лучший по профессии”.
  2. Материальное и денежное поощрение, премирование, повышение заработной платы.
  3. Своевременная поставка комплектующих изделий.
  4. Использование качественного сырья.
  5. Создание комфортного психологического климата за счет эстетического оформления помещений.
  6. Правильный подбор кадров с целью создания доброжелательных межличностных отношений.
  7. Создание сферы услуг на территории предприятия: медицинский контроль, профилакторное обследование, стоматологические услуги, юридические, бытовые и прочие.

4. Выдача домашнего задания.

После обсуждения дополнительных факторов повышения производительности труда выдаётся домашнее задание: записать в тетрадь все факторы, о которых шла речь на уроке и предложить свои варианты.

5. Подведение итогов урока.

Подводится итог по достижению целей урока. Подводятся итоги соревнования команд по результатам таблиц. Определяется лучшая команда, идет награждение. Анализируются итоги работы других команд.


Содержимое разработки


Раздел 3. Производительность труда

Чем измеряется

Производительность труда - показатель, характеризующий результативность труда.



Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени.

ФОРМУЛА РАБОТЫ

V- скорость работы

A = v×t

v= А:t

t=А:v

Решите задачу и заполните таблицу


Как оплачивается

ЗАРПЛАТА- основной источник денежных доходов семьи.



фабрик, заводов

Работники бюджетной сферы (учителя, врачи и т.д. )


Каждый труд имеет свою цену - зарплату. Почасовая нормы оплаты труда (цена одного часа рабочего времени) - это тарифная ставка или просто оклад.


Начисление повременной зарплаты за месяц по определенному тарифу - это месячный оклад.

Задача 1. Столяр сделал 15 стульев, а ученик столяра – 6 стульев за день. Оплата работы за один стул равна 15 рублей. На сколько больше получил столяр по сравнению с учеником? Как называется такая форма оплаты труда?

Ответ: ______________________________________

Задача 2. Опытный учитель математики за час работы получает 85 руб. а учитель истории – молодой специалист только 45 руб. оба они отработали 18 часов в неделю. Какую заработную плату получил за неделю каждый? Как называется такая форма оплаты труда?

Ответ: _______________________________________

Задача 3. Артур устроился на работу ночным сторожем. Как называется эта формы оплаты труда и какую зарплату он получит за месяц, в котором 30 дней, если за одно ночное дежурство он получает 120 рублей, а дежурит он через каждые две ночи.

Ответ: _______________________________________

Задача 4. Определить месячный заработок бухгалтера с месячным окладом 8 тыс. руб. В рассматриваемом месяце по плану 23 рабочих дня. Фактически работником было отработано 19 дней. Какую заработную плату получил бухгалтер в конце месяца? Как называется такая форма оплаты труда?

Ответ: _______________________________________

Задача 5. Рассчитайте заработную плату рабочего при сдельной системе оплаты труда, если норма времени на обработку 1 детали – 2 часа, за месяц (22 раб. дня) рабочий обработал 100 деталей по расценке 69 р. за одну деталь. За детали, изготовленные сверх нормы, оплата по удвоенным расценкам.

Ответ: _______________________________________


-75%

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок по теме: "Производительность труда"

Тема урока: Производительность труда.

- организовывать деятельность учащихся по закреплению понятий: координатный луч; действие одной и разных ступеней (повторить порядок действий);

- создать условия для реализации метода взаимообучения;

- содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;

- воспитывать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала (открытия и нового знания)

Мотивация к учебной деятельности

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный -

-А важный наш урок, потому что у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. А я желаю вам успехов в работе.

1. - Посмотрите внимательно на доску и определите, какой у нас будет сегодня урок.

Сам найду способ

(Урок открытия нового знания)

- Вспомните, основные этапы такого урока.

Повторяем то, что поможет нам открыть новое;

выполняем пробное действие;

закрепляем то, что открыли.

- Как понимаете эти слова?

2. Работа в группах.

- На уроке мы будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит – другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял – переспроси.

– Сколько заданий вы выполните за 1 минуту?

- Минута закончилась. Положите ручки и давайте проверим примеры. Всё внимание на доску.

Читайте также: