Конспект включает доказательства основных положений текста пояснения иллюстративный материал

Обновлено: 03.07.2024

особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста).

(Synopsis) одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваемого материала.

(лат. conspectus обзор) связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала; состоит из плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

(нем. Konspekt:, лат. сōnspectus – обзор, очерк) – краткое изложение или краткая запись чего-нибудь (ср. компендиум, реферат, тезис) (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Рус. яз., 1998. – С. 349). Ж. Е. Потапова

результат "схематизации" текста, членения на фрагменты различного объема, отбора значимых фрагментов и конструктивного соединения выбранных фрагментов (в том числе "ключевых слов") в рамках содержательного или формно-языкового умысла.

(от лат. konspektus – обзор) – сжатое письменное изложение печатной информации. Способствует накоплению реферативных знаний, развивает логическое мышление и совершенствует культуру речи учащихся. Используется в старшей и высшей школе. А.С.

краткое письменное изложение произведения, статьи, доклада, лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами. Конспектирование – один из способов активизации познавательной деятельности слушателей.

сокращенная запись лекции, речи, какого-либо сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий компонент сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями. Конструктивный (генетический) метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий. Основная задача конструктивного метода — последовательное конструирование (реально осуществляемое или возможное на основании имеющихся средств) рассматриваемых в формальной системе объектов и утверждений о них. Задание исходных объектов теории и построение новых осуществляется с помощью совокупности специальных операциональных (конструктивных) правил и определений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика обучения конспектированию.

Работа по формированию умения конспектировать включает несколько основных моментов .

Беседа о значении конспекта (конспект помогает накапливать и систематизировать знания, осмысливать услышанное и прочитанное);

Как вообще вы относитесь к конспектированию?

Что такое конспект?

Конспект – это особый вид текста, который создается в результате аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике (исходном тексте). Цель такой переработки – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной информации. Письменная фиксация этой информации избавляет читающего от необходимости повторно обращаться к самому источнику.

Конспект вторичен по отношению к первоисточнику, это самостоятельный вторичный текст. Как всякий текст он обладает его определенными признаками – содержательной, смысловой и структурной. Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с коммуникативной установкой пишущего. В конспекте можно выделить определенные структурно-смысловые части, но выбор и порядок этих частей произволен, не всегда совпадает с тем, что есть в исходном тексте.

Какие бывают конспекты?

По объему ( по степени сжатия ):

фиксируются доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративный материал

По количеству перерабатываемых источников – монографические (составленные по одному источнику), свободные, обзорные (по нескольким источникам на одну тему).

По степени эквивалентности первоисточника:

интегральный – предает все основные положения и важные смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника. Такой конспект эквивалентен источнику.

селективный включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основные положения первоисточника. Этот конспект носит индивидуальный характер.

Что такое конспектирование?

В зависимости от способа предъявления информации различаются: конспектирование на основе чтения и конспектирование устной речи.

Основные этапы процесса конспектирования (усвоение способов отбора, переформулировки и фиксации информации):

определение основных мыслей;

выявление опорных слов;

умение мысль выразить своими словами, сжато;

конспектирование по плану;

определение разных типов конспекта.

Конспектирование зависит от скорости письма. Можно использовать сокращение слов.

сокращенное слово должно легко восстанавливаться (гос-во, уч-ся, сущ., прил.);

целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры;

разумно использовать общепринятые знаки:

можно применять индивидуальные сокращения, которые могут понятны лишь самому автору;

очень важно использовать подчеркивание, выделение цветом, обратить внимание на абзацы; особое расположение материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема: Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

Разработчик: Карабанская Е.Г., преподаватель русского языка и литературы

Тема: Написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Цель: познакомить студентов с основными жанрами научного стиля (реферат, аннотация, конспект, тезисы), обучить умению написания работ этих жанров.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

3. Основная часть.

Реферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

собственно реферативный текст,

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

Автор останавливается на вопросе…

Он анализирует…

Оценивая, он отмечает…

Далее автор рассматривает…

При этом он отмечает…

Самым серьезным последствием этого является…

Отсюда автор делает вывод, что…

Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

Автор рассматривает…

Завершая анализ материала по теме "Реферат", предлагаем проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.

Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме).

Композиция. Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).

Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

Во введении указывается (отмечается), что…

В первой главе освещается…

Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…

Вторая глава посвящена (содержит)…

По мнению автора,…

В третьей главе…

В заключении указывается (отмечается), что…

Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.

Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области…

Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

Аннотация

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:

Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части:

Композиция, структура первичного текста.

Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.

Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается…

В книге изложены…

Статья посвящена…

В статье даются…

В основу работы положено…

Автор останавливается на следующих вопросах…

Автор затрагивает проблемы…

Цель статьи - показать…

Цель автора - объяснить (раскрыть)…

Целью статьи является изучение…

Автор ставит своей целью проанализировать…

Композиция работы:

Книга состоит из… глав (…частей)…

Статья делится на … части

В книге выделяются … главы

Назначение текста:

Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

Предназначается широкому кругу читателей…

Для студентов, аспирантов…

Приведем пример аннотации.
Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейшая фигура в умственной, общественной и культурной жизни России последней трети XIX века. Мыслитель и поэт, он выступил завершителем целой эпохи философских исканий и дал толчок новым идейным и художественным течениям XX века, в особенности символизму. Включенные в сборник сочинения В.С. Соловьева в соответствии с важнейшими темами его эстетической мысли распределены по следующим разделам: "Красота как преображающая сила", "Нравственная миссия художника", "Статьи о русских поэтах", "Энциклопедические статьи. Рецензии. Заметки".

Конспектирование

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.
Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.
Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.
Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).
Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Составить план - основу конспекта.

Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Тезисы

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

Основное тезисное положение.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);

с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);

использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что…

Следует отметить, что…

При этом важно, что…

Предполагается, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

Ставит вопрос…

Приводит пример…

Перечисляет…

Характеризует…

Подчеркивает…

Приведем пример тезисов.

Любой текст - это языковое выражение замысла автора.

Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

Главной целью всякой отрасли науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов. Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац. Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Андрей 2 (1).docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет гуманитарного образования

Кафедра психологии и педагогики

На тему: Конспектирование и реферирование.

Выполнил: Матвеев А.Д.

студент 1 курса ИЭФ-12 группы

доктор филол. наук, профессор

1.Что такое конспектирование…………………………………… …………………..4

1.1. Основные правила конспектирования…………………………………… ……. 6

2. Что такое реферирование………………… ………………………………………. 7

2.1. Технология реферирования…………………………………………… ………….8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..11

В развитии и научной речи, и научного мышления школьника важную роль играют такие виды научно-учебной деятельности, как конспектирование и реферирование. Создание конспектов и рефератов по теме работы является, вопреки распространенному мнению, не факультативной, а обязательной составляющей научной деятельности не только школьников, но и взрослых ученых. Пренебрежение принципами составления конспектов и рефератов лишает ребенка возможности научиться дифференцировать основную и вторичную информацию, оценивать различные научные положения и тезисы в их отношении друг к другу, а главное – определять научные предпосылки исследования, то есть понимать его причины и направления.

Главной целью всякой отрасли науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов. Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац. Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

  • реферат,
  • аннотация,
  • конспект,
  • тезисы.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами.

Цель работы - раскрыть понятия конспектирование и реферирование.

1.Что такое конспектирование.

Конспектирование – сложный творческий процесс, смысл которого заключается прежде всего в осмыслении научной информации. Осмысление информации при этом рассматривается как первейше и необходимое условие её сжатия. Как способ научного общения конспекты универсальны – они могут служить основой для большинства научных жанров.

Целостный по содержанию конспект может быть составлен как на основе одного источника, так и на основе нескольких, взятых в сопоставлении, противопоставлении или в дополнение друг к другу.

Параллельное конспектирование – это одновременное освещение либо ряда смежных проблем (в сопоставлении), либо содержания текстов нескольких источников (также в сопоставлении). Охватные конспекты предназначены для детального описания материалов одного источника, избранного в качестве основного. Другие источники используются для иллюстрации тезисов основного. При этом описание содержания вспомогательных источников логически включается в описание содержания источника основного (он словно бы охватывает все остальные). Комбинированные конспекты сочетают в себе черты указанных выше.

По способу оформления материала все конспекты можно разделить на цитатные, тезисные и конспекты-пересказы.

Цитатные конспекты имеют особую ценность в том случае, если конспектируемая мысль сложна и нуждается в дословном воспроизведении. Такие конспекты представляют собой последовательность тематически связанных дословных выдержек из одного источника или нескольких. Поэтому цитатные конспекты обычно объемны, а их части трудно логически согласовывать друг с другом. К сожалению, эта форма конспектирования часто используется без необходимости и вопреки научной целесообразности.

По полноте отражения содержания конспекты могут быть краткими, подробными и смешанными. Краткий конспект состоит из общих положений и предназначается для сохранения в памяти общего же представления о научном объекте. В подробный конспект входят авторские доказательства этих положений, пояснения, иллюстративный материал. Смешанный конспект совмещает признаки краткого и подробного.

1.1. Основные правила конспектирования.

К сожалению, нет единых правил, приемов или методов конспектирования. Однако существуют некоторые общие правила, которые оправдали себя на практике. В конспекте (от лат. Conspectus - обзор) должны отражаться основные принципиальные положения материала, то новое, исследовавший автор, общие методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Умение излагать мысли автора коротко и собственным словам формируются постепенно, приобретаются с опытом и знаниями. Но их накопление происходит в условиях очень важного правила - не спешить что-то записывать сразу после первого чтения, вносить в конспекта только понятно.

Начинать конспект необходимо с указания фамилии, имя и отчество автора, полного названия работы, места города и года издания и количества страниц. Если материал содержится в журнале, то следует указывать кроме года номер издания и страницы журнала, на которых есть информация. Целесообразно также проводить поля, на которых потом можно будет кратко определять свое отношение к материалу, согласие или критику, а также некоторые мысли, возникающие при конспектирования. К тому же на полях удобно представлять дополнительный материал из других источников, ссылки, вопросы, которые необходимо выяснить, или мысли, возникшие после составления конспекта.

2. Что такое реферирование.

Реферирование - краткое переформулирование вопросов, предложений, доводов, в процессе которого происходит смещение акцентов в желаемую сторону. Одновременно с этим может осуществляться произвольное резюмирование, при котором в процессе подведения итогов происходит изменение акцентов в выводах, изложении позиций оппонентов, их взглядов, результатов обсуждения в желаемую сторону. Особая ценность реферирования состоит в том, что этот вид научной деятельности служит основой не только для собственно реферата, но и для многих других жанров. Так, принципы реферирования используются при написании обзоров, теоретических частей научных монографий, очерков и эссе, предисловий и послесловий, тезисов, вступительных статей, введений и заключений, тестов лекций, различных жанров учебной литературы – учебников, учебных пособий, методических указаний и некоторых других. Реферирование есть разновидность самостоятельной работы с литературным источником, состоящей в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяются главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводятся обоснование, доказательство, моделирование, классификация, то есть с материалом проводятся любые мыслительные операции. В итоге этой работы пишется реферат – как последовательное, цельное, логическое завершенное письменное изложение ее результатов.

2.1. Технология реферирования.

Технология реферирования и выполнения реферата включает в себя ряд последовательных действий.

Предварительный выбор темы, проблемы – начинайте с этого. Сразу дайте себе установку подойти к реферату практично: сделать его частью предполагаемого или уже ведущегося исследования, по какой бы научной дисциплине он ни выполнялся. Это и будет главный критерий выбора темы – ее полезность.

У мение делать выписки — основа работы с книгой. Но выписки делают не только из книг, а из статей и любых других текстов.

Выписки используют при детальной проработке текстового материала, при подготовке докладов, статей, крупных работ.

Выписки позволяют выбирать из текста самое важное и наиболее существенное. Помогают накопить информацию по тому или иному вопросу, облегчают запоминание, дисциплинируют мысль. Их очень удобно использовать, когда приходится собирать информацию по одной теме, но из разных источников. Но во всем должна быть мера, чтобы не потонуть в массе выписок.

Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными – мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие объемы текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места из классических произведений лучше всегда приводить дословно. Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки. Всегда полезно давать ссылки на источники, например, на страницу книги.

2. Обратите внимание на те материалы, которые могут быть, использованы или оказаться нужными впоследствии. Это даст возможность более эффективно изучать или разрабатывать новые проблемы.

5. Делайте записи по поводу прочитанного, фиксируйте свое отношение к содержанию книги; вопросы или догадки в связи с прочитанным; способы, которыми предполагается найти какие либо сведения.

План состоит из пунктов и подпунктов. Названия краткие и отражают основную мысль раздела, главы, так чтобы по плану можно было восстановить содержание книги.

План может быть простым и сложным. Сложный в отличии от простого содержит подпункты, которые детализируют содержание.

3. Озаглавьте части. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов, детализирующих заглавие текста, данное автором.

Конспект - это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Выработка навыков, необходимых для конспектирования, осуществляется в три этапа: составление подробного плана, составление тезисов, иногда совпадающих в содержательном аспекте с кратким конспектом, составление подробного конспекта.

Для краткого конспекта отбираются положения общего характера. В подробный конспект включаются доказательства, обоснования теоретических положений, пояснения различного вида, иллюстративный материал. Смешанный конспект предполагает совмещение того и другого способов представления информации, допускает изложение некоторых элементов источников в виде пунктов плана, тезисов и т. д. Хорошее качество конспекта позволяет автору с достаточной полнотой восстановить извлечённую ранее информацию без повторного обращения к оригиналу текста.

  1. Определите цель составления конспекта.
  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает. ", "раскрывает. ").
  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Пишутся более подробно, чем план. В плане – лишь названия, в тезисах – лаконичное отражение их сути. Если план – это путь следования автора, то тезисы помогают разобраться в содержании.

Основные — главные положения, главные выводы. Составляются, как правило, к законченным разделам или целиком ко всему произведению. Составляются после уяснения сути всей книги.

Простые тезисы – могут соответствовать подпунктам плана, раскрывая их суть. В отличии от основных, которые раскрывают суть главных пунктов плана.

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Но основные тезисы чаще всего формулируются самостоятельно.

Грамотно составленные тезисы вытекают один из другого. Полезно связывать тезисы и текст источника ссылкой на его страницы.

Читайте также: