Техника матования одинокого короля две ладьи против короля конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Систематизация и закрепление знаний учащихся о технике матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

Задачи:

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, флип чат урока.

Аннотация к занятию: Рассмотрение типичных матовых позиций при матовании ферзём и ладьёй. При матовании ферзём и ладьёй одинокого неприятельского короля оптимальная стратегия - постепенное его оттеснение на одну из крайних линий.

Дидактические задания:

- Вытяните картинку, посмотрите, что на ней изображено.

- Посмотрите каждый на своё солнышко и скажите, какое оно.

- Сегодня на уроке я желаю вам солнечного настроения и попрошу вас понаблюдать за работой одноклассников. В конце урока вы подарите свои картинки тем ребятам, которые, по вашему мнению, хорошо работали.

СЛАЙД 1 Солнышко на своих лучах принесло вам вопросы для разминки. Кто знает ответ, тот поднимает руку и отвечает.

1. Сколько полей в горизонтали?

2. Кая фигура самая сильная, почему?

3. Продолжи правило: Ферзь любит……………..

4. Сколько баллов примерно стоит конь?

5. Какой цвет фигур ходит всегда первыми?

6. Что сильнее ферзь или слон?

7. Где стоит ладья в начальной позиции?

8. Какая фигура бесценна на шахматном поле?

9. Что такое шах?

10. Какие способы защиты от шаха вы знаете?

11. Что такое мат?

вытягивают картинки с изображением солнышка. У каждого своё.

Ферзь, ее стоимость 9 баллов

В углах шахматной доски

Нападение на короля

Уйти, побить, закрыться

Ограничение подвижности короля

Тема нашего занятия посвящена одной фигуре. Вы узнаете какой, если разгадаете кроссворд и прочтёте ключевое слово по вертикали. СЛАЙД 2

1. Фигура, которая умеет превращаться в любую, если пройдет все поле противника. (пешка)

2. Он умеет перепрыгивать через любые фигуры. (конь)

3. Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)

4. Сколько полей в горизонтали? (восемь)

5. Эта фигура бывает белопольная и чернопольная. (слон)

6. Говорят, она упряма, если ходит только прямо. (ладья)

СЛАЙД 3 - Отгадайте загадку и узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.

Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…

- Сегодня мы учимся ставить мат одинокому королю.

Тема нашего урока – Техника матования одинокого короля. СЛАЙД 4

СЛАЙД 5 - Отгадайте загадку, с помощью каких фигур мы будем ставить мат королю?

Стою на самом на краю.

Путь откроют – пойду.

Только прямо я хожу.

– Поставьте цель нашего занятия. ( СЛАЙД 6

Давайте попробуем составить план нашего занятия (этапы надо расставить по порядку)

Повторяю о короле и ладье.
Учусь ставить мат.
Работаю в парах.
Оцениваю себя.

– Итак, план составлен. Начинаем работу.

– Вспомнить всё про короля нам поможет стихотворение, подготовленное вашими одноклассниками

1. Король любит гладкий, расчищенный путь,

В любую он сторону может шагнуть!

2. Король могуч, но шаг его короткий,

Всего одно поле – вот шага длина..

Не очень проворен Король – старина.

3. Зато начеку королевская рать –

Задача её – Короля охранять..

4. Ведь если б Король беззащитный погиб,

Фигуры войну продолжать не могли б.

Все: Запомни: Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

- Что вспомнили о короле?

– В шахматах для королей есть правило, соберите его из слов. СЛАЙД 7

НЕ ДВА ПОЛЕ КОРОЛЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА ( НА ПОЛЕ ДВА КОРОЛЯ НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ )

- Что значит это правило? (учитель при необходимости объясняет, что значит это правило)

- Игра на внимание, если я говорю, слово короли и даю задание, то вы должны его выполнить. Если я даю задание без слова короли, то его делать не нужно. Кто ошибётся, становится пешкой. Просто стоит.

– Давайте рассмотрим позиции короля. Где у него больше возможности для хода? E5 h8 e1 . Получается, что в центре поля (e5) у короля большая подвижность .(напечатать на доску)

А на каком поле у него мало шансов уйти от шаха? H8.

- Сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны………. .

– Сегодня мы будем учиться ставить мат с помощью двух ладей.

– Давайте, вспомним, как ходит ладья. В этом нам поможет стихотворение.

- Как вы помните, что одним ходом ладья может заблокировать сразу вертикаль или горизонталь. ( Учитель разыгрывает на демонстрационной доске примеры матования одинокого короля с помощью двух ладей. Затем учитель разыгрывает матование короля с 2 учениками на демонстрационной доске). динамическая пауза

– Ребята, а теперь вы разыграйте в парах матование одинокого короля.

Решение дидактических задач.

- Сейчас я предлагаю вам решить задачи: поставьте мат королю в 2 хода.

научиться ставить мат королю с помощью ладей

Два короля не встречаются на поле

В углу шахматного поля у короля малая подвижность ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ

Выполнение задания в паре

- Ребята, мы с вами будем учиться играть в шахматы хорошо?

- А теперь подарите свою картинку с солнышком тому, кто, по вашему мнению, сегодня работал хорошо, и скажите, чем он вам сегодня понравился на уроке.

СЛАЙД 13 Я дарю вам хорошее настроение в виде ещё одного солнышка.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо.

Дети оценивают одноклассников и дарят свои картинки

Тема : техника матования одинокого короля (Линейный мат)

Тема занятия: Техника матования одинокого короля.

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель: Создать условия для усвоения учащимися способа матования одинокого короля с помощью двух ладей.

Образовательные: ознакомить детей с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, повторить и закрепить знания о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать уверенность, инициативность в усвоении нового способа игры в шахматы.

Познавательные: Формировать умение ставить мат в несколько ходов с помощью двух ладей.

Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Форма проведения: Внеурочное занятие.

Оборудование, дидактическое оснащение:

  • Демонстрационная магнитная шахматная доска;
  • Наборы шахмат для решения шахматных задач;
  • Компьютер, медиапроектор, экран.
  • Картинки с изображением солнышек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок шахмат "Матование одинокого короля"

Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;Побудить интерес к игре в шахматы.



Конспект занятия по теме:"Техника декупаж. Декоративная тарелочка"

Конспект занятия по теме: "Техника декупажа. Декоративная тарелка".


Техника матования одинокого короля

Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист".


Конспект занятия "Матование одинокого короля Ферзем и королем. Способ 1"

Чтобы научиться играть в шахматы мало выучить ходы фигур. Необходимо умение мыслить стратегически, ловко маневрировать на шахматной доске, преследуя лишь одну цель- постановка мата сопернику. В данном.


Конспект занятия рекомендован для педагогов дополнительного образования художественной направленности;учителей общеобразовательной школы для внеурочной деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля .

Цели и задачи:

Образовательные: ознакомить детей с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, повторить и закрепить знания о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Формирование УУД:

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического, творческого мышления учащихся.

Регулятивные : способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные: умение давать анализ своих действий, делать выводы, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: ( для учителя ) компьютер, мультимедийная презентация, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, раздаточный материал.

Организационный момент

Актуализация знаний

В королевстве чёрно-белом
Жил один хитрец коварный.

И решил он раз однажды

Королей своих поссорить.

Вот с тех пор у них вражда.
И друг другу каждый рад
Хоть разок поставить мат!

-Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом сражении.

-Посмотрите внимательно на этих королей. (рисунок на доске) Вот они со своим войском.

Черный король совершенно одинокий, от его войска ничего не осталось. А вот армия белого короля. У него остались две ладьи.

-Ребята, как вы думаете, кто победит в этом сражении? Почему?

-Что нужно сделать белым фигурам, чтобы одержать победу на шахматной доске?

3. Постановка задачи и определение темы занятия.

Короли - главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы с вами узнаем, как две ладьи без участия своего короля могут поставить мат королю противника. (Слайд 1 )

Работа по теме занятия.

Откройте учебники на стр. 36. Здесь приведены две матовые позиции. ( слайд 2)

hello_html_mcc8b407.jpg
hello_html_m1a48c0c9.jpg

В какой части шахматной доски расположен король противника?

Как вы думаете, можно ли поставить такой мат в центре шахматной доски?

Давайте разберем пример матования одинокого короля.

hello_html_7e06c7cb.jpg

( объяснение и показ на демонстрационной доске)

Не пытайтесь поставить этот мат в центре, ведь ладей всего две, а линий, на которые может пойти король, три.

Вывод: мат королю ставим на краю шахматной доски . Тогда вполне хватит двух ладей, так как у короля надо отнять крайнюю и соседнюю с ней линии. Итак, нам необходим чёткий план!

hello_html_39b70bd9.jpg

2. Отрезать короля от центра доски . Вредный чёрный король добровольно на край доски не пойдёт!

3.Оттеснить короля. Наша задача заключается в том, чтобы отнять у короля оставшиеся горизонтали или вертикали. Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую

hello_html_25a029b3.jpg

Переброска ладьи

hello_html_56af97ad.jpg

5. Обобщение изученного

Сегодня мы с тобой научились ставить линейный мат двумя ладьями . Пока ты ещё не достиг полного совершенства, обязательно ставь мат по строгому плану.

Шахматный план

ВЫБРАТЬ край доски.

Матование Короля

Тема урока : Матование одинокого короля разными фигурами.

Цели занятия :

  • Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;
  • Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, речи;
  • Побудить интерес к игре в шахматы;
  • Помочь осознать важность шахмат в развитии личностных качеств.
  • Учить продумывать действия на несколько ходов вперёд.

Планируемые результаты :

Метапредметные : оценивать позицию, рассуждать, работать в парах, дополнять и исправлять одноклассников.

Познавательные :

  • научить учащихся способам матования одинокого короля с помощью таких фигур как ферзь и король;
  • развивать умение ставить мат в несколько ходов с помощью ферзя и короля,

Регулятивные :

  • Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные :

  • Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Мотивация к учебной деятельности.

Как вы думаете, какие качества обязательно отличают хорошего шахматиста?

Выберите нужные: доброта, внимательность, стратегия, фантазия, терпение, ответственность и ум.

Будем на уроке внимательными, терпеливыми, умными и стремящимися создавать стратегию. Удачи!

Погружение в тему урока.

Сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны………. (ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ).

Формулирование темы урока и постановка целей

Сегодня мы узнаем способы матования одинокого короля. Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, с помощью каких фигур это можно выполнить? (ферзем и королём ; двумя ладьями, ферзём и ладьей)

Объяснение нового материала.

Какой план мата двумя ладьями одинокому королю?

-Выбирается край доски и ладьи поочередно отнимают у короля свободные поля по вертикали и по горизонтали. Оттесняют его лесенкой к краю доски.

  1. При приближении короля к ладьям ладьи переходят на дальний край доски и снова оттесняют лесенкой.
  2. Когда королька краю доски- ладьи ставят мат.
  3. Практическая работа

6. Практическая работа.

А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию.

8. Объяснение нового материала.

( На демонстрационной доске позиция)

Какой план мата ферзём и ладьёй одинокому королю?

- Ферзь мобильнее ладьи, поэтому увеличивается количество матовых позиций- это важно. Увеличивается опасность пата, ферзь контролирует больше полей и отнимает у него свободу передвижения.

9. Практическая работа

А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию.

План игры

1.Выбрать край доски и оттеснить ферзем короля.

2.Оставить королю противника для манёвров два поля. И подвести своего короля.

3.Ферзь под защитой короля ставит мат.

Рефлексия. Итог урока .

- Получилось ли у вас поставить мат ? С помощью каких фигур вы это выполнили?

Продолжите фразу: " Я расскажу дома, что. " Получилось ли у вас выстраивать стратегию на уроке?

Читайте также: