Техника матования одинокого короля две ладьи против короля конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Систематизация и закрепление знаний учащихся о технике матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.
Задачи:
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, флип чат урока.
Аннотация к занятию: Рассмотрение типичных матовых позиций при матовании ферзём и ладьёй. При матовании ферзём и ладьёй одинокого неприятельского короля оптимальная стратегия - постепенное его оттеснение на одну из крайних линий.
Дидактические задания:
- Вытяните картинку, посмотрите, что на ней изображено.
- Посмотрите каждый на своё солнышко и скажите, какое оно.
- Сегодня на уроке я желаю вам солнечного настроения и попрошу вас понаблюдать за работой одноклассников. В конце урока вы подарите свои картинки тем ребятам, которые, по вашему мнению, хорошо работали.
СЛАЙД 1 Солнышко на своих лучах принесло вам вопросы для разминки. Кто знает ответ, тот поднимает руку и отвечает.
1. Сколько полей в горизонтали?
2. Кая фигура самая сильная, почему?
3. Продолжи правило: Ферзь любит……………..
4. Сколько баллов примерно стоит конь?
5. Какой цвет фигур ходит всегда первыми?
6. Что сильнее ферзь или слон?
7. Где стоит ладья в начальной позиции?
8. Какая фигура бесценна на шахматном поле?
9. Что такое шах?
10. Какие способы защиты от шаха вы знаете?
11. Что такое мат?
вытягивают картинки с изображением солнышка. У каждого своё.
Ферзь, ее стоимость 9 баллов
В углах шахматной доски
Нападение на короля
Уйти, побить, закрыться
Ограничение подвижности короля
Тема нашего занятия посвящена одной фигуре. Вы узнаете какой, если разгадаете кроссворд и прочтёте ключевое слово по вертикали. СЛАЙД 2
1. Фигура, которая умеет превращаться в любую, если пройдет все поле противника. (пешка)
2. Он умеет перепрыгивать через любые фигуры. (конь)
3. Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)
4. Сколько полей в горизонтали? (восемь)
5. Эта фигура бывает белопольная и чернопольная. (слон)
6. Говорят, она упряма, если ходит только прямо. (ладья)
СЛАЙД 3 - Отгадайте загадку и узнаете, чем мы будем сегодня заниматься.
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…
- Сегодня мы учимся ставить мат одинокому королю.
Тема нашего урока – Техника матования одинокого короля. СЛАЙД 4
СЛАЙД 5 - Отгадайте загадку, с помощью каких фигур мы будем ставить мат королю?
Стою на самом на краю.
Путь откроют – пойду.
Только прямо я хожу.
– Поставьте цель нашего занятия. ( СЛАЙД 6
Давайте попробуем составить план нашего занятия (этапы надо расставить по порядку)
Повторяю о короле и ладье.
Учусь ставить мат.
Работаю в парах.
Оцениваю себя.
– Итак, план составлен. Начинаем работу.
– Вспомнить всё про короля нам поможет стихотворение, подготовленное вашими одноклассниками
1. Король любит гладкий, расчищенный путь,
В любую он сторону может шагнуть!
2. Король могуч, но шаг его короткий,
Всего одно поле – вот шага длина..
Не очень проворен Король – старина.
3. Зато начеку королевская рать –
Задача её – Короля охранять..
4. Ведь если б Король беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б.
Все: Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
- Что вспомнили о короле?
– В шахматах для королей есть правило, соберите его из слов. СЛАЙД 7
НЕ ДВА ПОЛЕ КОРОЛЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА ( НА ПОЛЕ ДВА КОРОЛЯ НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ )
- Что значит это правило? (учитель при необходимости объясняет, что значит это правило)
- Игра на внимание, если я говорю, слово короли и даю задание, то вы должны его выполнить. Если я даю задание без слова короли, то его делать не нужно. Кто ошибётся, становится пешкой. Просто стоит.
– Давайте рассмотрим позиции короля. Где у него больше возможности для хода? E5 h8 e1 . Получается, что в центре поля (e5) у короля большая подвижность .(напечатать на доску)
А на каком поле у него мало шансов уйти от шаха? H8.
- Сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны………. .
– Сегодня мы будем учиться ставить мат с помощью двух ладей.
– Давайте, вспомним, как ходит ладья. В этом нам поможет стихотворение.
- Как вы помните, что одним ходом ладья может заблокировать сразу вертикаль или горизонталь. ( Учитель разыгрывает на демонстрационной доске примеры матования одинокого короля с помощью двух ладей. Затем учитель разыгрывает матование короля с 2 учениками на демонстрационной доске). динамическая пауза
– Ребята, а теперь вы разыграйте в парах матование одинокого короля.
Решение дидактических задач.
- Сейчас я предлагаю вам решить задачи: поставьте мат королю в 2 хода.
научиться ставить мат королю с помощью ладей
Два короля не встречаются на поле
В углу шахматного поля у короля малая подвижность ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ
Выполнение задания в паре
- Ребята, мы с вами будем учиться играть в шахматы хорошо?
- А теперь подарите свою картинку с солнышком тому, кто, по вашему мнению, сегодня работал хорошо, и скажите, чем он вам сегодня понравился на уроке.
СЛАЙД 13 Я дарю вам хорошее настроение в виде ещё одного солнышка.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо.
Дети оценивают одноклассников и дарят свои картинки
Тема : техника матования одинокого короля (Линейный мат)
Тема занятия: Техника матования одинокого короля.
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель: Создать условия для усвоения учащимися способа матования одинокого короля с помощью двух ладей.
Образовательные: ознакомить детей с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, повторить и закрепить знания о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать уверенность, инициативность в усвоении нового способа игры в шахматы.
Познавательные: Формировать умение ставить мат в несколько ходов с помощью двух ладей.
Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Форма проведения: Внеурочное занятие.
Оборудование, дидактическое оснащение:
- Демонстрационная магнитная шахматная доска;
- Наборы шахмат для решения шахматных задач;
- Компьютер, медиапроектор, экран.
- Картинки с изображением солнышек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок шахмат "Матование одинокого короля"
Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;Побудить интерес к игре в шахматы.
Конспект занятия по теме:"Техника декупаж. Декоративная тарелочка"
Конспект занятия по теме: "Техника декупажа. Декоративная тарелка".
Техника матования одинокого короля
Конспект занятия внеурочной деятельности "Юный шахматист".
Конспект занятия "Матование одинокого короля Ферзем и королем. Способ 1"
Чтобы научиться играть в шахматы мало выучить ходы фигур. Необходимо умение мыслить стратегически, ловко маневрировать на шахматной доске, преследуя лишь одну цель- постановка мата сопернику. В данном.
Конспект занятия рекомендован для педагогов дополнительного образования художественной направленности;учителей общеобразовательной школы для внеурочной деятельности.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля .
Цели и задачи:
Образовательные: ознакомить детей с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, повторить и закрепить знания о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Формирование УУД:
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического, творческого мышления учащихся.
Регулятивные : способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
Познавательные: умение давать анализ своих действий, делать выводы, нахождение выигрышных ходов.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: ( для учителя ) компьютер, мультимедийная презентация, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, раздаточный материал.
Организационный момент
Актуализация знаний
В королевстве чёрно-белом
Жил один хитрец коварный.
И решил он раз однажды
Королей своих поссорить.
Вот с тех пор у них вражда.
И друг другу каждый рад
Хоть разок поставить мат!
-Ребята, по сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом сражении.
-Посмотрите внимательно на этих королей. (рисунок на доске) Вот они со своим войском.
Черный король совершенно одинокий, от его войска ничего не осталось. А вот армия белого короля. У него остались две ладьи.
-Ребята, как вы думаете, кто победит в этом сражении? Почему?
-Что нужно сделать белым фигурам, чтобы одержать победу на шахматной доске?
3. Постановка задачи и определение темы занятия.
Короли - главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы с вами узнаем, как две ладьи без участия своего короля могут поставить мат королю противника. (Слайд 1 )
Работа по теме занятия.
Откройте учебники на стр. 36. Здесь приведены две матовые позиции. ( слайд 2)
В какой части шахматной доски расположен король противника?
Как вы думаете, можно ли поставить такой мат в центре шахматной доски?
Давайте разберем пример матования одинокого короля.
( объяснение и показ на демонстрационной доске)
Не пытайтесь поставить этот мат в центре, ведь ладей всего две, а линий, на которые может пойти король, три.
Вывод: мат королю ставим на краю шахматной доски . Тогда вполне хватит двух ладей, так как у короля надо отнять крайнюю и соседнюю с ней линии. Итак, нам необходим чёткий план!
2. Отрезать короля от центра доски . Вредный чёрный король добровольно на край доски не пойдёт!
3.Оттеснить короля. Наша задача заключается в том, чтобы отнять у короля оставшиеся горизонтали или вертикали. Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую
Переброска ладьи
5. Обобщение изученного
Сегодня мы с тобой научились ставить линейный мат двумя ладьями . Пока ты ещё не достиг полного совершенства, обязательно ставь мат по строгому плану.
Шахматный план
ВЫБРАТЬ край доски.
Тема урока : Матование одинокого короля разными фигурами.
Цели занятия :
- Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;
- Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, речи;
- Побудить интерес к игре в шахматы;
- Помочь осознать важность шахмат в развитии личностных качеств.
- Учить продумывать действия на несколько ходов вперёд.
Планируемые результаты :
Метапредметные : оценивать позицию, рассуждать, работать в парах, дополнять и исправлять одноклассников.
Познавательные :
- научить учащихся способам матования одинокого короля с помощью таких фигур как ферзь и король;
- развивать умение ставить мат в несколько ходов с помощью ферзя и короля,
Регулятивные :
- Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные :
- Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.
Мотивация к учебной деятельности.
Как вы думаете, какие качества обязательно отличают хорошего шахматиста?
Выберите нужные: доброта, внимательность, стратегия, фантазия, терпение, ответственность и ум.
Будем на уроке внимательными, терпеливыми, умными и стремящимися создавать стратегию. Удачи!
Погружение в тему урока.
Сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны………. (ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ).
Формулирование темы урока и постановка целей
Сегодня мы узнаем способы матования одинокого короля. Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, с помощью каких фигур это можно выполнить? (ферзем и королём ; двумя ладьями, ферзём и ладьей)
Объяснение нового материала.
Какой план мата двумя ладьями одинокому королю?
-Выбирается край доски и ладьи поочередно отнимают у короля свободные поля по вертикали и по горизонтали. Оттесняют его лесенкой к краю доски.
- При приближении короля к ладьям ладьи переходят на дальний край доски и снова оттесняют лесенкой.
- Когда королька краю доски- ладьи ставят мат.
- Практическая работа
6. Практическая работа.
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию.
8. Объяснение нового материала.
( На демонстрационной доске позиция)
Какой план мата ферзём и ладьёй одинокому королю?
- Ферзь мобильнее ладьи, поэтому увеличивается количество матовых позиций- это важно. Увеличивается опасность пата, ферзь контролирует больше полей и отнимает у него свободу передвижения.
9. Практическая работа
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию.
План игры
1.Выбрать край доски и оттеснить ферзем короля.
2.Оставить королю противника для манёвров два поля. И подвести своего короля.
3.Ферзь под защитой короля ставит мат.
Рефлексия. Итог урока .
- Получилось ли у вас поставить мат ? С помощью каких фигур вы это выполнили?
Продолжите фразу: " Я расскажу дома, что. " Получилось ли у вас выстраивать стратегию на уроке?
Читайте также: