Лирика петербургского южного и михайловского периодов конспект

Обновлено: 03.07.2024

2 вариант

Конечно, молодой поэт много времени проводил с друзьями, многим из которых посвящал стихи. И хотя его не приняли в декабристские кружки, но Пушкин был в курсе настроений. Новое поколение думает о правах и свободах, о недопустимости самовластия (особенно, если царь так себе). Идеями этими пронизаны стихи того периода.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика петербургского периода Пушкина

Популярные сегодня темы

1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий

Куприн Александр Иванович – писатель, которому не чужда тема отношений. Он любил писать об отношениях, о любви и счастливых жизнях людей. Услышав от знакомого историю его семьи, в которой все выручали друг друга

Многие задают такой этот вопрос, но мало кто может точно ответить на него, ведь мнения всегда расходятся. Каким все же должен быть учитель? Может быть строгим? Или добрым?

Образовательные – познакомить учащихся с жизнью поэта в южной ссылке, Михайловском; показать спасительную роль творчества в трагической судьбе поэта.

Развивающие – совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения; развивать творческое логическое мышление, монологическую речь.

Воспитательные – воспитывать любовь к русской литературе через изучение творчества великого русского поэта А.С. Пушкина, воспитывать такие качества характера как бескомпромиссность, дружескую солидарность.

Оборудование: карточки со стихотворениями Пушкина, карточки для самооценки, компьютерная презентация, карточки для викторины, карточка для анализа лирического произведения.

Тип урока : комбинированный

1. Организация класса

2. Проверка домашнего задания.

1. Что вы можете сказать об этих датах?

2. Что в имени тебе моем?

Подведение итогов викторины, определение победителей, заполнение карточек самооценки.

3. Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете понравились ли царю эти стихи поэта?

- Как бы вы поступили на месте Александра 1?

(Продолжение работы в командах)

Команды получили задание найти дополнительную информацию о южной ссылке поэта:

2 группа - «Каменка-Одесса

5. Изучение нового материала

  • В обратный путь в сентябре Пушкин отправился верхом — через Крым (Алупка, Симеиз, Севастополь, Бахчисарай, Симферополь), через Одессу в Кишинёв, куда к тому времени была перенесена канцелярия генерала Инзова. В Кишинёве жизнь протекала не так тихо как на Кавказе и в Крыму, напоминала столичные проблемы. В Кишинёве Пушкин прожил с сентября 1820 по июль 1823 года, и эти годы стали заметным этапом в его жизни.

Погасло дневное светило

На море синее вечерний пал туман

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной угрюмый океан

Я вижу берег отдаленный

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Шуми, шуми, послушное ветрило

Волнуйся подо мной угрюмый океан

6. Самостоятельная работа (учащиеся работают с карточками для анализа стихотворения). Каждая группа делает по 5 заданий.

7. Проверка самостоятельной работы . Учащиеся зачитывают ответы. Учитель оценивает работу всей команды)

9. Изучение нового материала (продолжение)

Ученик 1. Виртуальная экскурсия в Каменку.

В 1649 году Каменка передано в наследственное владение Б. Хмельницкого В конце XVIII века городок стал центром владений известной дворянской семьи Раевских-Давыдовых.

До наших дней сохранились остатки старинного парка Давыдовых, что сейчас называется парк им. Декабристов. Самым старым памятником архитектуры города является грот, построенный в конце XVIII века, - излюбленное место отдыха гостей Каменки, в том числе А. Пушкина, П.Чайковского, декабристов. Украшением парка им. Декабристов являются Зеленый домик и водяной Млынок - памятник архитектуры начала XIX века.

Пушкин об этом путешествии писал в письме к Гнедичу « Теперь нахожусь в Киевской губернии, в деревне Давыдовых, братьев генерала Раевского. Время мое протекает между аристократическими обедами и демократическими спорами. Общество наше -разнообразная и веселая смесь умов оригинальных, людей известных в нашей России.

А.С. Пушкин тяжело переживает первое изгнание. В элегиях ”Погасло дневное светило. ”, ”Я пережил свои желанья” (1820) поэт говорит о своем одиночестве и душевных муках. В его лирике появляется тема узника, навеянная личной судьбой, судьбой друзей, таких как ”первый декабрист” В. Ф. Раевский, арестованный задолго до восстания декабристов (”Узник”, ”Птичка”), в ней зазвучали мотивы разочарования и одиночества. Причиной таких переживаний стало осознание поэтом гражданской пассивности общества, не способного бороться за свою свободу, прозябающего в рабской покорности (”Свободы сеятель пустынный . ”). В южной ссылке Пушкиным написаны романтические поэмы ”Кавказский пленник”, ”Бахчисарайский фонтан”, для которых характерны необычные обстоятельства, экзотический пейзаж, противопоставление личности главного героя окружающему миру.

В августе 1823 г. Пушкин получает назначение в Одессу. Но здесь у него вскоре возникает конфликт с новым начальством. Одновременно полиция перехватила письмо Пушкина, в котором он положительно отзывался об атеизме (безбожие считалось государственным преступлением). Эти обстоятельства привели к тому, что по приказу царя поэт был уволен со службы и отправлен в новую ссылку - в ”глухую деревню” Псковской губернии под надзор полиции и церкви - в село Михайловское.

В стихотворении ”К морю” (1824), написанном перед отъездом из Одессы, поэт прощается с морской стихией, ставшей для него символом свободы.

- О каких двух выдающихся современниках говорит в стихотворении Пушкин? (Наполеон и Байрон).

-Какой след они оставили в истории?

- Кому из них симпатизирует Пушкин ?

-Вспомните, какие мотивы были присущи творчеству Байрона.

- Есть ли похожие мотивы в стихотворении «К морю?

Проект 3 группы

Пушкинский государственный заповедник, объединивший места, теснейшим образом связанные с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, включает села Михайловское, Тригорское, Петровское, городище Воронич, Савкину горку, Святогорский монастырь с могилой А.С. Пушкина.

Заповедник находится почти в самом центре Псковской области, на 112 км южнее города Пскова. В настоящее время Площадь Пушкинского заповедника превышает 700 га. Местность холмистая. На территории заповедника расположены два красивых озера - Кучане (Петровское) и Маленец, среди лугов протекает живописная река Сороть, больше половина площади заповедника занимает сосновый лес.

Через всю свою жизнь А.С. Пушкин пронес пылкую любовь к этому прекрасному уголку русской земли. Сюда он приезжал в 1817 и 1819 годах, здесь провел два года ссылки (1824-1826 г.). Здесь "ближе к милому пределу", завещал он похоронить свой прах. Два с половиной года, прожитые поэтом в этих местах, оставили в его жизни и творчестве неизгладимый след. Его окружала неповторимая по своей красоте природа. На святогорских ярмарках А.С. Пушкин общался с людьми разных сословий, вслушивался в образную народную речь. Очень любил бывать на городище Воронич и Савкиной горке, связанных с историей Руси. В Михайловском, Тригорском, Покровском наблюдал деревенскую жизнь и быт того времени. Такое богатство впечатлений способствовало развитию творческого гения поэта. Здесь Пушкиным было написано свыше ста художественных произведений.

"Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновения. "

писал поэт об этих местах в 1819 году. Учитывая огромное культурное и историческое значение пушкинских мест, 17 марта 1922 года Советское правительство объявило их заповедником.

В Михайловском (1824-1826)

Ссылка в село Михайловское, находившееся вдали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. ”Поэзия спасла меня, и я воскрес душой”, - написал он впоследствии.Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством.

Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью.

Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку.

Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор. Через которое он увидел меня, услышав колокольчик. В этой небольшой комнате везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев.

Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. ” Я могу творить”, - признается он. Им завершена поэма ”Цыганы”, написаны несколько глав романа ”Евгений Онегин” , трагедия ”Борис Годунов”, поэма ”Граф Нулин”, десятки стихотворений и среди них ”Я помню чудное мгновенье. ”, ”Вакхическая песня”, ”19 октября 1825 г . ”, воспевающие любовь, дружбу, разум, творческое вдохновение и свободу.

Михайловском Пушкин узнал о подавлении восстания декабристов, в котором участвовали многие его друзья, члены тайных революционных обществ. Жестокая расправа царского правительства над участниками восстания потрясла поэта: пять человек, в том числе Пестель и поэт Рылеев, с которыми Пушкин был близок, были повешены, а 120 человек сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были его самые близкие лицейские друзья - Пущин и Кюхельбекер. Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решения царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворения, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось, и Николай I, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода, полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию ”Борис Годунов”.

- Кому посвящено это стихотворение?

- Какова судьба этого человека?

- Какое место он занимал в жизни Пушкина?

-Назовите основне мотивы стихотворения.

10. Подведение итогов урока.

-Назовите причину южной ссылки Пушкина.

- Какие имена ассоциируются у вас с южной ссылкой поэта?

- Назовите украинские города, в которых побывал Пушкин во время изгнания.

- Какие произведения были написаны в этот период?

- Каковы основные мотивы произведений южной ссылки ?

12. Домашнее задание.

1. Прочитать стр. учебника 171-175.

3. Подготовить информацию о любовной лирике Пушкина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные мотивы лирики М. Цветаевой

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.


Презентация по литературе "А.С.Пушкин: основные мотивы лирики"

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Може.


Разработка урока "Основные мотивы лирики С.Есенина"

Материал представляет собой разработку урока литературы "Основные мотивы лирики С.Есенина" для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .


Презентация к уроку литературы "Основные мотивы лирики А.С. Пушкина"

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Для дистанционного обучения "Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова"

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.


Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Презентация к уроку литературы

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.


Статья. Основные мотивы лирики Некрасова

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы.

План урока:

Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)

Лицей в Царском селе (г.Пушкин)

Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.

Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок

Это была эволюция темы свободы в лирике Пушкина: на смену первоначальным призывам к восстанию и свержению самодержавия приходят мысли о возможности перемен путем государственных реформ.

Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина

В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.

Пушкин и Гончарова

Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика

Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы

Словарь

1. Оппонент – лицо, публично высказывающее свои возражения.

3. Цензор – должностное лицо, осуществляющее надзор за содержанием печатных текстов.

4. Крамольный – бунтарский, мятежный.

5. Элегия – лирической произведение, передающее личные переживания автора.

6. Аллегорически – иносказательно.

7. Пророк – человек, имеющий силу предвидения, посредник между людьми и Богом.

8. Предание – сказание, отличающееся от легенды тем, что имеет историческую основу.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "А. С. Пушкин. Лирика петербургского периода. Тема свободы и власти в лирике Пушкина"

Сегодня на уроке мы:

· поговорим о петербургском периоде жизни Пушкина;

· узнаем, какие темы волновали поэта в это время;

Летом 1817 года Александр Сергеевич Пушкин закончил Царскосельский лицей и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Так начался петербургский период его жизни, который продлился три года.

Какой же была столичная жизнь поэта? В 1817 году Пушкину исполнилось 18 лет. Представьте, сколько соблазнов приготовила жизнерадостному поэту столица: балы, приёмы, литературные вечера, театры, светские красавицы…

Удивительно, но в лирике Пушкина этого периода мы видим совсем другие мотивы. В 1818 году он пишет такие строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Пётр Яковлевич Чаадаев был личностью выдающейся. Ему подражали, знакомство с ним считали большой честью. Его манеры были безупречными, образование – блестящим, ум – исключительным.

Чаадаева считают прототипом Чацкого, есть его черты и у пушкинского Евгения Онегина.

Пушкин и Чаадаев познакомились в 1816 году, когда Гусарский лейб-гвардейский полк Чаадаева расквартировали в Царском Селе. В 1819 году в Петербурге они встретились в доме Карамзина. Эта дружба сильно повлияла на поэта.

Разделял взгляды декабристов и Чаадаев. В Петербурге Пушкин сблизился с Николаем Тургеневым, Никитой Муравьёвым, Кондратием Рылеевым и многими другими декабристами.



Важно отметить, что власть декабристов не интересовала, они стремились служить Родине. После восстания они планировали сформировать временное правительство, которое и выведет Россию из мрака самодержавия к светлому будущему и свободе. Прекрасное стремление, правда?

Увы! Куда ни брошу взор

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слёзы;

Везде неправедная Власть

В сгущённой мгле предрассуждений

ВосселаРабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

А вот вторая часть обличительная. В ней поэт гневно бичует крепостное право:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Свободы тайный страж, карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды. Всегда настигает тирана. Кара неизбежна.

Неудивительно, что за такие стихи Пушкина хотели сослать в Сибирь и только стараниями друзей удалось смягчить наказание.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

А эти строки уже о смерти Байрона в 1824 году:

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

В стихотворении есть признаки элегии и послания.


Глубины моря полны тайн, их нельзя постичь или предсказать:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!


С другой стороны, море олицетворяет судьбу человека:

Мир опустел. Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Стихотворение условно можно разделить на 3 части.


Покидая море, лирический герой не расстаётся с ним:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Ещё одна черта романтических элегий – использование элементов высокого стиля:

Интересно, что это прощание с морем было ещё и прощанием с философией романтизма. С этого момента в творчестве поэта всё больше проявляются черты реализма.


Оно настолько ядовито, что отравляет всё вокруг.

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой.

Анчар отравляет даже ветер и дождь. Вспомним, что дождь – символ жизни, но анчар превращает живительную прохладу в смертельный яд.

Во второй части стихотворения владыка отправляет раба к анчару за ядом:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потёк

И к утру возвратился с ядом.

Неограниченность власти князя подчёркнута безвольной покорностью раба. Человека человек к древу смерти посылает даже не словом – взглядом. А возвращаясь, раб умирает у ног хозяина.

Неограниченная власть одного человека над другим губительна, чудовищна и


Именно об этом так ярко говорит стихотворение.

О силе таланта Пушкина Белинский однажды написал:

Читайте также: