План конспект психокоррекционного занятия по развитию личности для детей с дислалией

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Панина Светлана Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Кропоткин Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект психокоррекционного занятия в соответствии ФГОС
Раздел: дошкольное образование

Форма занятия: групповая

Возрастная группа (класс):

лет, средняя (коррекционная ) группа ДОУ (ЗПР

Продолжительность занятия: 30 мин

Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие

позитивных коммуникативных свойств личности.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: воспитание позитивных коммуникативных личностных качеств.

Задачи занятия:

- развивающие:

1.Продолжать развивать зрительное восприятие.

2. Продолжать развивать наглядно-образное мышление.

3. Формировать планирующую функцию речи.

4. Продолжать развивать целенаправленное запоминание.

5. Продолжать развивать произвольное внимание.

1. Обучать детей прием волевой саморегуляции.

3.Развивать эмоционально-волевую сферу детей с ЗПР.

1. Продолжать воспитывать внимательное отношение к сверстникам.

2. Воспитывать вежливое отношение к людям.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

- умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника ;

- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;

- умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым

необходимо следовать при общении с окружающими;

умение договариваться о совместных делах и играх;

- построение планов и их реализация и пр.; свобода выражения просьб;

- использование в процессе общения различных коммуникативных средств – речевых,

Планируемые результаты:

освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом

высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- приобретается способность выбирать себе род занятий, участников по совместной

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и

- обладает чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

- старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами

игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам

и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование:

1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Форма занятия: групповая

Возрастная группа (класс): 5 - 6 лет

Продолжительность занятия: 25 минут

Место и роль занятия в изучаемой теме: занятие по развитию личности, соответствует календарно-тематическому планированию

Тип занятия: коррекционно-развивающее

Цель: развитие личности дошкольника

Задачи занятия:

- коррекционно-развивающие:

1. Развивать эмоциональную сферу дошкольника, учить его понимать свои эмоции и проявлять их.

2. Развивать продуктивную деятельность и творческий потенциал детей через использование личностно-ориентированного подхода.

3. Способствовать интеллектуально-познавательному развитию:

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

4. Обеспечивать благоприятные условия для психоэмоционального благополучия и общего развития детей, коррекции поведенческих особенностей.

5. Воздействовать на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней.

6. Развивать определенные умения и навыки.

- воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку.

2. Формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других; способствовать развитию сплоченности группы.

3. Воспитывать нравственные нормы поведения и продолжать знакомить детей с их внутренним смыслом.

4. Воспитывать желание преодолевать застенчивость, повышать самооценку, приобретать чувство уверенности, умение работать в коллективе.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Социальная компетенция - навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность.

Коммуникативная компетенция - развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны; умение слушать, умение эмоционально сопереживать.

Информационная компетенция - формирование умений искать и отбирать необходимую информацию. Любознательность, готовность познавать мир (не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный).

Компетентность здоровьесбережения – соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Когнитивная компетенция - формирование познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Эмоциональная компетенция – осознание своих чувств, эмоций и управление ими.

Планируемые результаты:

В ходе групповой деятельности, достигнуть поставленные цели, задачи.

Задания будут способствовать развитию личности.

Использование различных видов деятельности позволит корректировать и развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку; формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других; способствовать развитию сплоченности группы.

Дети умеют определять настроения по выражению лица; овладевают нравственными нормами и раскрывают их внутренний смысл.

Дети обучаются преодолевать застенчивость, у них повышается самооценка, они приобретают чувство уверенности в себе.

Оборудование:

Демонстрационный и раздаточный материал

Музыкальное сопровождение

План занятия:

Орг. Момент Приветствие.

Педагог встает в круг вместе с детьми:

Ребята, посмотрите, какое яркое, лучистое солнышко светит нам в окно. Улыбнемся солнышку! Подарим улыбки друг другу.

II. Основной этап.

Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе беседы

Ребята, выберите себе картинки, подходящие к вашему сегодня настроению.

Какое у вас настроение, покажите.

А у меня сегодня грустное настроение.

Что нужно сделать, чтобы у сверстника или у взрослого улучшилось настроение?

Как вы считаете для чего нам нужно хорошее настроение?

Каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?

Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?

А нужно ли бороться с плохим настроением?

А что и как надо делать?

Как нам можно объединиться?

Дети выбирают себе картинки с изображением настроений – мимики.

Улыбнуться, поделиться картинкой.

Чтобы вместе играть, чтобы нам было приятно разговаривать, и не было скучно.

Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным. Грустными, злыми, замкнутыми, угрюмыми, скучными, сердитыми…

Всем вместе улыбнуться, оказать помощь, потому, что вместе легче и веселее, а одному трудно.

Взяться за руки, встать рядом…

Цель: снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.

Я хочу предложить вам что-то другое. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться. Давайте передавая клубочек, будем делать комплименты друг другу!

Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом.

Выполнение упражнений, заданий

3. Психологические этюды на снятие негативных эмоций.

Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий

Ребята, а вы знаете, как выглядит злость? Давайте попробуем её изобразить.

Выполнение упражнений, заданий

Цель: развитие умения перевоплощаться.

Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий

В нашем мире всегда есть люди, способные победить Злоранду, разрушить её царство злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому царству непростая. Нам предстоит выдержать немало испытаний, но мы будем друг другу помогать.

Итак, закрывайте глаза… (звучит аудиозапись Волшебство).

Педагог обращает внимание на остров. (звучит музыка острова)

Ребята мы с вами попали в царство Злоранды и нам надо добраться до её замка. Но прежде чем продолжить путь нужно осмотреться, проверить, не приготовила ли колдунья какие–нибудь неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы колдунья нас не заметила.

Как вы думаете, в кого нам надо превратиться, чтобы нас не было видно?

Надежда Бодрова
Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6–7 лет, имеющих нарушения развития речи.

• Развитие уверенности в себе.

• Развитие кинестетического и зрительного восприятия.

• Развитие слухового внимания.

• Развитие умения правильно воспроизводить заданное направление линии на пространстве листа.

Необходимые материалы:

Колокольчик, предметные картинки по теме занятия, бланки с заданиями и карандаши на каждого ребенка.

Ход коррекционно-развивающего занятия

Ритуал начала занятия

Цель: сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия правил занятия, тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения

Ход игры: Педагог-психолог говорит детям, что у него в руках волшебный колокольчик, который собирает детей. Пока звучит музыка, дети свободно двигаются по группе. Через некоторое время музыка выключается и звенит колокольчик. Дети собираются вокруг ведущего. Педагог-психолог хвалит детей за то, что они умеют собираться.

Ритуал приветствия

Цель: установление контактов между детьми, сплочение участников, создание положительного эмоционального фона.

Основной этап:

Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано.

Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего следующие команды:

• Один шаг вперед,

• два шага направо,

• три шага налево,

• прыгни на одной ножке и назови три слова со звуком "Р".

• сделай на носочках 4 шага вперед

• прыгни на правой ножке 4 раза вперед и назови 5 слов со звуком "Л"

Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот.

Цель игры: развитие памяти, словестно-логического мышления, умения строить умозаключения.

Ход игры: Детям читают название предметов: птиц (ласточка длиннохвостая, цапля длинноногая, белобокая сорока и т. п.).

Цель игры: развитие слухового внимания, логического мышления, формирования умения сравнивать

Ход игры: Дети друг другу поочерёдно шепотом говорят какое-нибудь слово обозначающее птицу, затем слово с признаком.

Цель игры: развитие внимания, совершенствование пространственных отношений между объектами.

Ход игры: На доске расположены 5-6 предметных картинок с изображением перелётных птиц. Психолог задаёт детям вопросы

Какая птица изображена на картинке, находящейся слева от картинки с изображением удода, но не картинки с изображением птицы с розовым оперением?

Какая птица изображена на картинке, находящейся справа от картинки с изображением ласточки, но не картинки с изображением птицы с длинными ногами?

Цель игры: развитие внимания, дифференциация зимующих и перелетных птиц.

Ход игры: Детям зачитывают или показывают картинки с изображением птиц, а они говорят или показывают перелётные они или зимующие.

Цель: тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения, развитие свойств внимания.

Ритуал окончания занятия

Цель: сплочение участников, создание эмоционально положительного климата в группе.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики играет.

Цель: Прививать детям любовь к Родине и гордость за Отечественных космонавтах.

Коррекционно – образовательные задачи: - Формировать первичные знания детей о Родине и Отечественных космонавтах, профессиях людей, помогающих им в освоении космоса. - Расширять знания детей о планете Земля, Космосе, Солнечной системе;

Коррекционно – воспитательные задачи: - Развитие любознательности и гордости за Отечественных космонавтов; - Развивать способность к принятию собственных решений.

- Развитие общения и доброжелательного взаимодействия ребёнка со сверстниками. - Активизация словаря: Родина, забота, тренировка, ловкие, смелые, отважные.

Художественно эстетическое развитие:

- Развитие предпосылок смыслового восприятия окружающей действительности. - Реализация самостоятельной творческой и духовной деятельности детей.

- Овладение элементарными правилами здорового образа жизни.

Предварительная работа.

- о первом космическом полёте Ю.А. Гагарина вокруг Земли;

- о главном конструкторе С.П. Королёве;

- о первой женщине космонавте В. Н. Терешковой;

- о строителях ракет;

- о спортивной подготовке Отечественных космонавтах.

2. Прослушивание записи голосов космонавтов из Космоса.

3. Разучивание стихов, загадок, песен о Космосе, Отечественных космонавтах

Утром выглянем в оконце – нам навстречу светит… / Солнце/.

Ночью светит нам она, белолицая… /Луна/.

Рассыпался горох на тысячи дорог. /Звёзды/.

Светит, сверкает, всех согревает. /Солнце/.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. /Месяц/.

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, Но осталась в небе только апельсиновая долька. /Луна/.

Материал и оборудование:

- регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок связи с возрастом и индивидуальными особенностями; - музыкотерапию, психогимнастику, показ слайдов; - приемы организационных форм работы на устранение последствий неправильного воспитания. - индивидуальная помощь, ориентированная на решение проблем, связанных с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями, возникающими при общении в логопедической группе.

Ход коррекционной деятельности:

На доске карта Космических полётов и Солнечной системы

Посмотрите внимательно на Карту Космических полётов и отгадайте загадку:

- Кто создаёт карты Звёздного неба, Космических полётов? /Ответы детей/ - Как называли людей, которые считали звёзды? /Звёздочёты или астрономы/.

Молодцы! Вы получили первую звезду (размещаем на фланелеграфе).

С давних пор людей интересовало Солнце, Луна, звёзды, звёздное небо. Астрономы и звездочёты создавали карту Звёздного неба и карту Солнечной системы. Люди мечтали, любуясь на звёздное небо, загадывали желания и придумывали небесным телам красивые имена. Они посвящали этому всю свою жизнь

- Что изобрели люди, что бы лучше различать далёкие звёзды? /Подзорную трубу, телескоп/. - Внимательно приглядитесь к звёздному небу, постарайтесь представить звёздное небо.

/Педагог за ширмой надевает бороду, колпак и накидку/. И встречайте гостя!

3 . Встреча со Звездочётом.

- Знаете, почему меня зовут Звездочёт? /Человек, который считает звёзды/.

Звездочёт: Я не только звёзды считаю, а исследую все небесные тела – планеты, кометы, созвездия, чёрные дыры… Каждый день я смотрю в телескоп на звёзды, считаю их. Если появится новая звезда, даю ей новое имя, затем наношу её на карту Звёздного неба.

- Куда Вы сегодня летите? / ответы детей/.

- Молодцы! Вручаю вам межпланетные ракеты и вторую звезду в награду.

Дети взяли силуэты ракет (на ниточке) перед собойвыполняют вдох и выдох на ракеты.

- Летит, летит ракета вокруг земного света. А в ней сидит Гагарин – простой, Российский парень.

Вращаем ракеты перед собой,

выполняют вдох, выдыхая на ракету, глухо трещат…

Звездочёт: Ваши ракеты удачно приземлились. – Хорошо! Вы настоящие космонавты! Вручаю вам ещё одну звезду!

  1. Психогимнастика.
  2. - Как вы готовились к полёту? / тренировались/ - Молодцы! Сейчас проверим; Космонавты, на зарядку - становись!

Космонавт. Д. Чибисов Ритмичное выполнение движений на каждое слово

Рано утром я проснусь, На зарядку становлюсь.

Приседаю: один, два, три, четыре, пять.

И скачу: один, два, три, четыре, пять. космонавтом стать хочу!

Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать!

Слабых в космос не берут,

Ведь полёт – нелёгкий труд!

разведение рук в стороны Одна рука вверх, другая вниз смена положения. Приседания – руки вперёд. Прыжки – руки на поясе. Руки в стороны Руки перед собой с наклонами в стороны

Руки к плечам – в стороны. Шагаем

Звездочёт: Физическая подготовка у вас хорошая. Прекрасно подготовились, молодцы!

- Я с детства мечтал, наблюдал, изучал Космос.

- Что такое Земля? /Земля – это наша планета/

Посмотрите, как из Космоса выглядит восход Солнца над Землёй.

Показ слайда № 1. Восход Солнца.

- Солнце – это звезда или планета? Почему?

- Какие планеты Солнечной системы вы знаете? /Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Плутон, Нептун/.

Вокруг планеты Земля вы можете рассмотреть верный Спутник Земли.

Называется этот спутник …/Луна/.

Отлично! - А сможете ли Вы просто так прилететь и пройтись по Луне?

/Там, нет воздуха, поэтому на Луне низкая температура и нужен скафандр/.

  • Скафандр космонавта как космический корабль, только сделан по размерам человеческого тела.
  • Кто первым решился покинуть Землю и улететь в космос?

Показ слайда № 3. Обратите внимание в скафандре - герой Советского Союза, первый лётчик-космонавт Земли и нашей Родины. Как его зовут?

  • Юрий Алексеевич Гагарин. / За правильный ответ вручается звезда/.
  • Как зовут первую женщину космонавта ?

Показ слайда № 4. Посмотрите это портрет первой женщины Героя Советского Союза Лётчик - космонавт её имя… - Валентина Владимировна Николаева – Терешкова. Её позывной – Чайка.

Для чего нужны позывные космонавтам? /Позывные напоминают о том, что Родина всегда помнит и следит за безопасным направлением полёта /

  • А вы знаете, какой космонавт первым вышел из космического корабля в открытый космос?
  • Это дважды герой Советского Союза, лётчик-космонавт Алексей Леонов.
  • Кто написал нашу любимую книгу и нарисовал эти рисунки?

Звездочёт /в руках телескоп/. Недавно я рассмотрел в телескоп на Марсе существо с добрым, счастливым лицом, и назвал Марсианином.

Вы хотите нарисовать Марсианина? Возьмите на столе листочки и карандаши. Соединяем точки по порядку номеров от 1 до 8. Цифру 8 с цифрой -1.

  • Чего нет у Марсианина? - /Нет рта, нет глаз, нет ушей, волос, пальцев… а
  • /Дети самостоятельно выбирают и дорисовывают части тела и лица/.

Звездочёт: Давайте, немного пофантазируем: придумайте имя каждый своему Марсианину, подпишите свои работы. И получите награду – Звезду!

Напоминаю правило - имя Марсианина, так же, как имя человека пишем к какой буквы?

Дети пишут и читают – каждый своё имя, а Звездочёт награждает детей звёздами.

  • Ваши Марсиане мне понравились. Кому ещё могут понравиться добрые инопланетяне?
  • Почему они нравятся Землянам?

А мне нравитесь вы! Следующая звезда спустилась на фланелеграф!

  1. Любите путешествовать? Готовимся к посадке на Космический корабль.

Читайте также: