План конспект психокоррекционного занятия по развитию личности для детей с дислалией
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Панина Светлана Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Кропоткин Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект психокоррекционного занятия в соответствии ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Форма занятия: групповая
Возрастная группа (класс):
лет, средняя (коррекционная ) группа ДОУ (ЗПР
Продолжительность занятия: 30 мин
Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие
позитивных коммуникативных свойств личности.
Тип занятия: комбинированное.
Цель: воспитание позитивных коммуникативных личностных качеств.
Задачи занятия:
- развивающие:
1.Продолжать развивать зрительное восприятие.
2. Продолжать развивать наглядно-образное мышление.
3. Формировать планирующую функцию речи.
4. Продолжать развивать целенаправленное запоминание.
5. Продолжать развивать произвольное внимание.
1. Обучать детей прием волевой саморегуляции.
3.Развивать эмоционально-волевую сферу детей с ЗПР.
1. Продолжать воспитывать внимательное отношение к сверстникам.
2. Воспитывать вежливое отношение к людям.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:
- умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника ;
- умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;
- умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым
необходимо следовать при общении с окружающими;
умение договариваться о совместных делах и играх;
- построение планов и их реализация и пр.; свобода выражения просьб;
- использование в процессе общения различных коммуникативных средств – речевых,
Планируемые результаты:
освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом
высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- приобретается способность выбирать себе род занятий, участников по совместной
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и
- обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя;
- старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам
и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения.
Оборудование:
1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности
Форма занятия: групповая
Возрастная группа (класс): 5 - 6 лет
Продолжительность занятия: 25 минут
Место и роль занятия в изучаемой теме: занятие по развитию личности, соответствует календарно-тематическому планированию
Тип занятия: коррекционно-развивающее
Цель: развитие личности дошкольника
Задачи занятия:
- коррекционно-развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу дошкольника, учить его понимать свои эмоции и проявлять их.
2. Развивать продуктивную деятельность и творческий потенциал детей через использование личностно-ориентированного подхода.
3. Способствовать интеллектуально-познавательному развитию:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
4. Обеспечивать благоприятные условия для психоэмоционального благополучия и общего развития детей, коррекции поведенческих особенностей.
5. Воздействовать на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней.
6. Развивать определенные умения и навыки.
- воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку.
2. Формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других; способствовать развитию сплоченности группы.
3. Воспитывать нравственные нормы поведения и продолжать знакомить детей с их внутренним смыслом.
4. Воспитывать желание преодолевать застенчивость, повышать самооценку, приобретать чувство уверенности, умение работать в коллективе.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:
Социальная компетенция - навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность.
Коммуникативная компетенция - развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны; умение слушать, умение эмоционально сопереживать.
Информационная компетенция - формирование умений искать и отбирать необходимую информацию. Любознательность, готовность познавать мир (не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный).
Компетентность здоровьесбережения – соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.
Когнитивная компетенция - формирование познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
Эмоциональная компетенция – осознание своих чувств, эмоций и управление ими.
Планируемые результаты:
В ходе групповой деятельности, достигнуть поставленные цели, задачи.
Задания будут способствовать развитию личности.
Использование различных видов деятельности позволит корректировать и развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку; формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других; способствовать развитию сплоченности группы.
Дети умеют определять настроения по выражению лица; овладевают нравственными нормами и раскрывают их внутренний смысл.
Дети обучаются преодолевать застенчивость, у них повышается самооценка, они приобретают чувство уверенности в себе.
Оборудование:
Демонстрационный и раздаточный материал
Музыкальное сопровождение
План занятия:
Орг. Момент Приветствие.
Педагог встает в круг вместе с детьми:
— Ребята, посмотрите, какое яркое, лучистое солнышко светит нам в окно. Улыбнемся солнышку! Подарим улыбки друг другу.
II. Основной этап.
Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе беседы
— Ребята, выберите себе картинки, подходящие к вашему сегодня настроению.
— Какое у вас настроение, покажите.
— А у меня сегодня грустное настроение.
— Что нужно сделать, чтобы у сверстника или у взрослого улучшилось настроение?
— Как вы считаете для чего нам нужно хорошее настроение?
— Каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?
— Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?
— А нужно ли бороться с плохим настроением?
— А что и как надо делать?
— Как нам можно объединиться?
Дети выбирают себе картинки с изображением настроений – мимики.
Улыбнуться, поделиться картинкой.
Чтобы вместе играть, чтобы нам было приятно разговаривать, и не было скучно.
Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным. Грустными, злыми, замкнутыми, угрюмыми, скучными, сердитыми…
Всем вместе улыбнуться, оказать помощь, потому, что вместе легче и веселее, а одному трудно.
Взяться за руки, встать рядом…
Цель: снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.
— Я хочу предложить вам что-то другое. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться. Давайте передавая клубочек, будем делать комплименты друг другу!
— Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом.
Выполнение упражнений, заданий
3. Психологические этюды на снятие негативных эмоций.
Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий
— Ребята, а вы знаете, как выглядит злость? Давайте попробуем её изобразить.
Выполнение упражнений, заданий
Цель: развитие умения перевоплощаться.
Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий
— В нашем мире всегда есть люди, способные победить Злоранду, разрушить её царство злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому царству непростая. Нам предстоит выдержать немало испытаний, но мы будем друг другу помогать.
— Итак, закрывайте глаза… (звучит аудиозапись Волшебство).
Педагог обращает внимание на остров. (звучит музыка острова)
— Ребята мы с вами попали в царство Злоранды и нам надо добраться до её замка. Но прежде чем продолжить путь нужно осмотреться, проверить, не приготовила ли колдунья какие–нибудь неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы колдунья нас не заметила.
— Как вы думаете, в кого нам надо превратиться, чтобы нас не было видно?
Надежда Бодрова
Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6–7 лет, имеющих нарушения развития речи.
• Развитие уверенности в себе.
• Развитие кинестетического и зрительного восприятия.
• Развитие слухового внимания.
• Развитие умения правильно воспроизводить заданное направление линии на пространстве листа.
Необходимые материалы:
Колокольчик, предметные картинки по теме занятия, бланки с заданиями и карандаши на каждого ребенка.
Ход коррекционно-развивающего занятия
Ритуал начала занятия
Цель: сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия правил занятия, тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения
Ход игры: Педагог-психолог говорит детям, что у него в руках волшебный колокольчик, который собирает детей. Пока звучит музыка, дети свободно двигаются по группе. Через некоторое время музыка выключается и звенит колокольчик. Дети собираются вокруг ведущего. Педагог-психолог хвалит детей за то, что они умеют собираться.
Ритуал приветствия
Цель: установление контактов между детьми, сплочение участников, создание положительного эмоционального фона.
Основной этап:
Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано.
Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего следующие команды:
• Один шаг вперед,
• два шага направо,
• три шага налево,
• прыгни на одной ножке и назови три слова со звуком "Р".
• сделай на носочках 4 шага вперед
• прыгни на правой ножке 4 раза вперед и назови 5 слов со звуком "Л"
Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот.
Цель игры: развитие памяти, словестно-логического мышления, умения строить умозаключения.
Ход игры: Детям читают название предметов: птиц (ласточка длиннохвостая, цапля длинноногая, белобокая сорока и т. п.).
Цель игры: развитие слухового внимания, логического мышления, формирования умения сравнивать
Ход игры: Дети друг другу поочерёдно шепотом говорят какое-нибудь слово обозначающее птицу, затем слово с признаком.
Цель игры: развитие внимания, совершенствование пространственных отношений между объектами.
Ход игры: На доске расположены 5-6 предметных картинок с изображением перелётных птиц. Психолог задаёт детям вопросы
Какая птица изображена на картинке, находящейся слева от картинки с изображением удода, но не картинки с изображением птицы с розовым оперением?
Какая птица изображена на картинке, находящейся справа от картинки с изображением ласточки, но не картинки с изображением птицы с длинными ногами?
Цель игры: развитие внимания, дифференциация зимующих и перелетных птиц.
Ход игры: Детям зачитывают или показывают картинки с изображением птиц, а они говорят или показывают перелётные они или зимующие.
Цель: тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения, развитие свойств внимания.
Ритуал окончания занятия
Цель: сплочение участников, создание эмоционально положительного климата в группе.
Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики играет.
Цель: Прививать детям любовь к Родине и гордость за Отечественных космонавтах.
Коррекционно – образовательные задачи: - Формировать первичные знания детей о Родине и Отечественных космонавтах, профессиях людей, помогающих им в освоении космоса. - Расширять знания детей о планете Земля, Космосе, Солнечной системе;
Коррекционно – воспитательные задачи: - Развитие любознательности и гордости за Отечественных космонавтов; - Развивать способность к принятию собственных решений.
- Развитие общения и доброжелательного взаимодействия ребёнка со сверстниками. - Активизация словаря: Родина, забота, тренировка, ловкие, смелые, отважные.
Художественно эстетическое развитие:
- Развитие предпосылок смыслового восприятия окружающей действительности. - Реализация самостоятельной творческой и духовной деятельности детей.
- Овладение элементарными правилами здорового образа жизни.
Предварительная работа.
- о первом космическом полёте Ю.А. Гагарина вокруг Земли;
- о главном конструкторе С.П. Королёве;
- о первой женщине космонавте В. Н. Терешковой;
- о строителях ракет;
- о спортивной подготовке Отечественных космонавтах.
2. Прослушивание записи голосов космонавтов из Космоса.
3. Разучивание стихов, загадок, песен о Космосе, Отечественных космонавтах
Утром выглянем в оконце – нам навстречу светит… / Солнце/.
Ночью светит нам она, белолицая… /Луна/.
Рассыпался горох на тысячи дорог. /Звёзды/.
Светит, сверкает, всех согревает. /Солнце/.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. /Месяц/.
Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, Но осталась в небе только апельсиновая долька. /Луна/.
Материал и оборудование:
- регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок связи с возрастом и индивидуальными особенностями; - музыкотерапию, психогимнастику, показ слайдов; - приемы организационных форм работы на устранение последствий неправильного воспитания. - индивидуальная помощь, ориентированная на решение проблем, связанных с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями, возникающими при общении в логопедической группе.
Ход коррекционной деятельности:
На доске карта Космических полётов и Солнечной системы
Посмотрите внимательно на Карту Космических полётов и отгадайте загадку:
- Кто создаёт карты Звёздного неба, Космических полётов? /Ответы детей/ - Как называли людей, которые считали звёзды? /Звёздочёты или астрономы/.
Молодцы! Вы получили первую звезду (размещаем на фланелеграфе).
С давних пор людей интересовало Солнце, Луна, звёзды, звёздное небо. Астрономы и звездочёты создавали карту Звёздного неба и карту Солнечной системы. Люди мечтали, любуясь на звёздное небо, загадывали желания и придумывали небесным телам красивые имена. Они посвящали этому всю свою жизнь
- Что изобрели люди, что бы лучше различать далёкие звёзды? /Подзорную трубу, телескоп/. - Внимательно приглядитесь к звёздному небу, постарайтесь представить звёздное небо.
/Педагог за ширмой надевает бороду, колпак и накидку/. И встречайте гостя!
3 . Встреча со Звездочётом.
- Знаете, почему меня зовут Звездочёт? /Человек, который считает звёзды/.
Звездочёт: Я не только звёзды считаю, а исследую все небесные тела – планеты, кометы, созвездия, чёрные дыры… Каждый день я смотрю в телескоп на звёзды, считаю их. Если появится новая звезда, даю ей новое имя, затем наношу её на карту Звёздного неба.
- Куда Вы сегодня летите? / ответы детей/.
- Молодцы! Вручаю вам межпланетные ракеты и вторую звезду в награду.
Дети взяли силуэты ракет (на ниточке) перед собой – выполняют вдох и выдох на ракеты.
- Летит, летит ракета вокруг земного света. А в ней сидит Гагарин – простой, Российский парень.
Вращаем ракеты перед собой,
выполняют вдох, выдыхая на ракету, глухо трещат…
Звездочёт: Ваши ракеты удачно приземлились. – Хорошо! Вы настоящие космонавты! Вручаю вам ещё одну звезду!
- Психогимнастика.
- - Как вы готовились к полёту? / тренировались/ - Молодцы! Сейчас проверим; Космонавты, на зарядку - становись!
Космонавт. Д. Чибисов Ритмичное выполнение движений на каждое слово
Рано утром я проснусь, На зарядку становлюсь.
Приседаю: один, два, три, четыре, пять.
И скачу: один, два, три, четыре, пять. космонавтом стать хочу!
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать!
Слабых в космос не берут,
Ведь полёт – нелёгкий труд!
разведение рук в стороны Одна рука вверх, другая вниз смена положения. Приседания – руки вперёд. Прыжки – руки на поясе. Руки в стороны Руки перед собой с наклонами в стороны
Руки к плечам – в стороны. Шагаем
Звездочёт: Физическая подготовка у вас хорошая. Прекрасно подготовились, молодцы!
- Я с детства мечтал, наблюдал, изучал Космос.
- Что такое Земля? /Земля – это наша планета/
Посмотрите, как из Космоса выглядит восход Солнца над Землёй.
Показ слайда № 1. Восход Солнца.
- Солнце – это звезда или планета? Почему?
- Какие планеты Солнечной системы вы знаете? /Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Плутон, Нептун/.
Вокруг планеты Земля вы можете рассмотреть верный Спутник Земли.
Называется этот спутник …/Луна/.
Отлично! - А сможете ли Вы просто так прилететь и пройтись по Луне?
/Там, нет воздуха, поэтому на Луне низкая температура и нужен скафандр/.
- Скафандр космонавта как космический корабль, только сделан по размерам человеческого тела.
- Кто первым решился покинуть Землю и улететь в космос?
Показ слайда № 3. Обратите внимание в скафандре - герой Советского Союза, первый лётчик-космонавт Земли и нашей Родины. Как его зовут?
- Юрий Алексеевич Гагарин. / За правильный ответ вручается звезда/.
- Как зовут первую женщину космонавта ?
Показ слайда № 4. Посмотрите это портрет первой женщины Героя Советского Союза Лётчик - космонавт её имя… - Валентина Владимировна Николаева – Терешкова. Её позывной – Чайка.
Для чего нужны позывные космонавтам? /Позывные напоминают о том, что Родина всегда помнит и следит за безопасным направлением полёта /
- А вы знаете, какой космонавт первым вышел из космического корабля в открытый космос?
- Это дважды герой Советского Союза, лётчик-космонавт Алексей Леонов.
- Кто написал нашу любимую книгу и нарисовал эти рисунки?
Звездочёт /в руках телескоп/. Недавно я рассмотрел в телескоп на Марсе существо с добрым, счастливым лицом, и назвал Марсианином.
Вы хотите нарисовать Марсианина? Возьмите на столе листочки и карандаши. Соединяем точки по порядку номеров от 1 до 8. Цифру 8 с цифрой -1.
- Чего нет у Марсианина? - /Нет рта, нет глаз, нет ушей, волос, пальцев… а
- /Дети самостоятельно выбирают и дорисовывают части тела и лица/.
Звездочёт: Давайте, немного пофантазируем: придумайте имя каждый своему Марсианину, подпишите свои работы. И получите награду – Звезду!
Напоминаю правило - имя Марсианина, так же, как имя человека пишем к какой буквы?
Дети пишут и читают – каждый своё имя, а Звездочёт награждает детей звёздами.
- Ваши Марсиане мне понравились. Кому ещё могут понравиться добрые инопланетяне?
- Почему они нравятся Землянам?
А мне нравитесь вы! Следующая звезда спустилась на фланелеграф!
- Любите путешествовать? Готовимся к посадке на Космический корабль.
Читайте также: