Основные принципы и методы физического воспитания студентов конспект

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
metody_fizicheskogo_vospitaniya_doklad.docx 31.81 КБ

Предварительный просмотр:

10. Матвеев А.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт. - 1996. – с. 201.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС. - 1991. – с. 332 с.
12. Родиченко B.C. Западный вирус: Что угрожает международному спорту - М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 145 с.
13. Сальников В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9
14. Столбов В.В. История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт. - 1995. - с. 256.
15. Суворин Е.А. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 2002. – с. 321.
16. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос. - 2005. – с. 197.
17. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы физического воспитания при подготовке к будущей профессиональной деятельности

Данный материал содержит в себе описание современных форм и методов способствующих укреплению физического здоровья будущего конкурентноспособного рабочего, готового к овладению любой профессии, .

Тема: Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

1. Разновидности физической подготовки.

2. Цель и задачи общей физической подготовки студентов как главной составляющей базовой физической культуры.

3. Методические принципы.

4. Средства физического воспитания.

5. Методы физического воспитания.

6. Основы обучения двигательным действиям.

7. Основы воспитания физических качеств.

8. Зоны, интенсивность и энергозатраты физических нагрузок.

9. Формы занятий физическими упражнениями.
Разновидности физической подготовки
Физическую подготовку разделяют на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) – процесс воспитания физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

ОФПспособствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, достижению физического совершенства, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях. ОФП является основой (базой) для специальной физической подготовки.

СФП обеспечивает преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности. СФП весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно условно разделить на две основные группы: спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка обеспечивает необходимую степень готовности к спортивным достижениям. Однако готовность к достижению спортивных результатов характеризуется не только соответствующим уровнем развития физических качеств (физическая подготовленность), но и уровнем технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена.

Техническая подготовленность – это результат технической подготовки спортсмена, характеризующий его уровень сформированности технических умений и освоенности движений.

Тактическая подготовленность – это результат тактической подготовки спортсмена, который отражает целесообразность его действий, направленных на достижение успеха в спортивных соревнованиях

Психологическая подготовленность – это результат психологической подготовки спортсмена, проявляющийся в уровне развития морально-волевых качеств и психофизической устойчивости к различным внешним воздействиям.
Цель и задачи общей физической подготовки студентов как главной составляющей базовой физической культуры
Целью ОФП является улучшение физической подготовленности занимающихся, характеризующейся воспитанием физических качеств, поддержанием их достигнутого уровня, а также совершенствованием жизненно важных двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой успешного выполнения различных видов деятельности. ОФП для лиц, которые углубленно не занимаются спортом, предполагает воспитание достаточной для нормальной жизнедеятельности общей (аэробной) выносливости, силы основных мышечных групп, быстроты, гибкости в тазобедренных, плечевых суставах и позвоночном столбе, ловкости в движениях, умения поддерживать равновесие и произвольно расслаблять мышцы, совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и других жизненно важных двигательных действиях.

Итак, основными задачами общей физической подготовки, как одного из направлений использования средств базовой физической культуры, является воспитание и совершенствование основных психофизических качеств, а также жизненно необходимых форм их проявления – двигательных умений и навыков.


  • принцип сознательности и активности;

  • наглядности;

  • доступности и индивидуализации;

  • систематичности;

  • динамичности (постепенного повышения требований).

Принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией: желание укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов, получить хорошую оценку по физической культуре и т.д. Необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу, требуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

Принцип наглядности

Принцип наглядности позволяет сформировать правильное представление о выполнении двигательного задания или отдельного элемента.


  • показ двигательного действия преподавателем;

  • демонстрация наглядных пособий;

  • кинофильмы;

  • видеофильмы;

  • звуковая и световая сигнализация.

Принцип предполагает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации, а также обязывает строго учитывать индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.

Принцип систематичности

Принцип предполагает регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. При проведении учебно-тренировочных занятий данный принцип во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, а также непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

Принцип динамичности

Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок. При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок.
Средства физического воспитания
Основными специфическими средствами являются физические упражнения, вспомогательными – естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.

Физические упражнения – это такие двигательные действия или их совокупности, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием – совокупностью физиологических, психических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения, которые обуславливают оздоровительное значение, образовательную роль и влияние на личность.

Особенности содержания того или иного упражнения определяются его формой, т.е. внешней, видимой структурой. Причем, несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения, а изменение содержания меняет и форму упражнения. Следовательно, содержание играет ведущую роль по отношению к форме.

Чтобы верно разобраться в выборе физических упражнений, существует ряд их классификаций, в которых они представлены как некоторая упорядоченная совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.


  1. Классификация физических упражнений, по преимущественному предъявлению к физическим способностям:

    • 1-я группа: скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринт, метания, прыжки, поднимание тяжестей и др.).

    • 2-я группа: циклические упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и др.).

    • 3-я группа: упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание и др.).

    • 4-я группа: упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности (Спортивные единоборства, бокс, спортивные игры и др.).

  • 1-я группа: соревновательные упражнения, которые являются средствами ведения спортивной борьбы и выполняются в соответствии с правилами состязаний по конкретному виду спорта.

  • 2-я группа: специально-подготовительные упражнения, которые включают движения и действия сходные с соревновательными упражнениями по форме (имитационные, подводящие) или характеру проявляемых способностей (развивающие).

  • 3-я группа: общеподготовительные упражнения, в качестве которых можно использовать самые разнообразные упражнения.

  • как сопутствующие факторы, которые создают наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания и дополняют эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся, замедляют процессы утомления;

  • как относительно самостоятельные средства оздоровительно-восстановительного и закаливающего характера (солнечные, воздушные и водные процедуры).

Главным требованием к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное их применение в сочетании с физическими упражнениями.


  1. Факторы, имеющие отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций: гигиенические требования к режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. п.

  2. Факторы, связанные с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями: гигиенические требования к проведению занятий и условиям восстановления, оборудованию, инвентарю, форме одежды и т. п.

Решая разнообразные задачи физического воспитания, применяют ряд специфических (характерных только для процесса физического воспитания) и общепедагогических (используемых во всех случаях обучения и воспитания).


  • Методы строго регламентированного упражнения.

  • Игровой метод.

  • Соревновательный метод.

    • Методы словесного воздействия (словесные).

    • Методы наглядного воздействия (наглядные).

    Необходимо отметить, что успешное решение всего комплекса задач физического воспитания может быть обеспечено только комплексным применением методов, в их оптимальном сочетании и в соответствии с методическими принципами.

    К специфическим (практическим) методамотносятся:

    Методы строго регламентированного упражнения характеризуются тем, что каждое упражнение выполняется по строго заданной форме и с точно нормированной нагрузкой. Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для освоения новых двигательных умений и навыков или направленно воздействовать на развитие физических качеств.

    ВложениеРазмер
    metody_fizicheskogo_vospitaniya_doklad.docx 31.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    10. Матвеев А.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт. - 1996. – с. 201.
    11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС. - 1991. – с. 332 с.
    12. Родиченко B.C. Западный вирус: Что угрожает международному спорту - М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 145 с.
    13. Сальников В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9
    14. Столбов В.В. История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт. - 1995. - с. 256.
    15. Суворин Е.А. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 2002. – с. 321.
    16. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение; Владос. - 2005. – с. 197.
    17. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные формы и методы физического воспитания при подготовке к будущей профессиональной деятельности

    Данный материал содержит в себе описание современных форм и методов способствующих укреплению физического здоровья будущего конкурентноспособного рабочего, готового к овладению любой профессии, .

    Гост

    ГОСТ

    Общая характеристика

    Одним из основных направлений обучения выступает физическое воспитание, направленное на развитие гармонично развитой, здоровой, социально активной личности.

    Принципы физического воспитания представляют собой базовые положения, которые регламентируют построение, содержание, организацию педагогического процесса. Все это определяет деятельность педагога, направленную на всестороннюю физическую подготовку обучающихся.

    Все принципы физического воспитания подразделяют на:

    • общие;
    • методические, или дидактические (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации);
    • специфические (непрерывности процесса физического воспитания, чередования нагрузок и отдыха, наращивания развивающе-тренирующих воздействий, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения занятий и возрастной адекватности физического воспитания).

    Общие принципы

    Общие принципы физического воспитания отображают всю методику педагогического процесса в целом.

    К основным принципам физического воспитания относятся:

    1. Гармоничное и всестороннее развитие личности. В процессе обучения физической культуры необходимо интегративно решать задачи эстетического, умственного, трудового, физического воспитания. Сформированные способности и физические качества индивида в этом случае несут общественную ценность. Для полноценного развития двигательных навыков и физических качеств важно обеспечить тесную взаимосвязь между общей и специальной физической подготовкой. 1. Связь физического воспитания с жизненной практикой. Физическое воспитание должно быть ориентировано на способность к дальнейшему продуктивному труду и защите Отечества. А для этого необходимо воспитать сильного и выносливого человека. На занятиях необходимо отдать предпочтение упражнениям, которые вырабатывают навыки трудового характера, акцентировать внимание на формировании у обучающихся активной жизненной позиции, воспитании трудолюбия, нравственных качеств, патриотизма.
    2. Оздоровительная направленность физического воспитания. Нагрузки на занятиях должны соответствовать подготовленности и возрасту детей. За обучающими устанавливается обязательный врачебный контроль.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Методические принципы

    Методические принципы характеризуют общие условия процесса обучения во время занятий физкультурой. Данные принципы определяют методы и способы обучения двигательным навыкам, системе специальных знаний, оптимизируют целевую направленность физических качеств.

    Принцип сознательности и активности указывает, что максимального эффекта на занятиях физической культурой можно достичь только при постоянном интересе обучающихся. На занятиях необходимо выдвигать реальные цели, детализируя каждую из них. У обучающихся важно развивать самостоятельность и инициативность.

    Принцип наглядности позволяет установить взаимосвязь между чувственным восприятием и мышлением учеников, результатом чего является комплексное воздействие на все сенсорные органы и системы, принимающие участие в двигательном акте. На занятиях физического воспитания используется непосредственная (личная демонстрация педагогом разучиваемых движений) и опосредованная (демонстрация фильмов, фотографий, методических пособий). Для обучающихся старшего школьного возраста и для студентов чаще всего используют опосредованную наглядность.

    Для детей дошкольного возраста и для младших школьников на заключительном этапе разучивания новых упражнений рекомендуется использовать различные звуковые сигналы, которые позволят уточнять временные и ритмические характеристики двигательных актов.

    Принцип доступности и индивидуализации. На занятиях по физическому воспитанию преподаватель должен учитывать готовность обучающихся к выполнению тренировочных нагрузок. Задачи физического воспитания должны ставиться в соответствии с индивидуальными возможностями учеников. При постановке чрезмерных требований и сложных заданий возможны негативные последствия для организма ребенка. В рамках данного принципа для определения доступности необходимо руководствоваться следующими критериями: состояние здоровья обучающегося; уровень натренированности (предельное потребление кислорода, жизненная емкость легких, изменение спортивных результатов); присутствие силы воли и целеустремленности.

    Специфические принципы

    Специфические принципы отображают специфические закономерности процесса физического воспитания:

    1. Принцип последовательности и динамичности. Для эффективного развития физических качеств важно постепенно и планомерно: усложнять технику упражнений, увеличивать интенсивность и объем нагрузок, расширять тактический и технический потенциал.
    2. Принцип систематичности. Непрерывность физического воспитания и тренировочных воздействий обусловлена особенностями привыкания организма обучающегося к физическим нагрузкам. Результативность и эффект каждого последующего занятия должен накладываться на результаты предыдущего, закрепляя и углубляя его. Важно грамотно чередовать физическую активность и отдых.
    3. Циклическое построение занятий. Программа физического воспитания ориентирована на композиционное повторение основных целей и задач. В практической деятельности применяют: микроциклы (7-14 дней, характеризуются разнонаправленностью и одновременно повторностью упражнений); мезоциклы (от 2 до 6 микроциклов, изменяется содержание и порядок чередования); макроциклы длятся на протяжении всего года.
    4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания. Направленность системы физического воспитания находится в зависимости от возраста обучающихся. На каждом этапе физического развития должно отдаваться предпочтение развитию определенных физических качеств.

    В системе физического воспитания существует определенная иерархия принципов воспитания. Вся практическая деятельность педагога базируется на идейных основах общих принципов. В методических принципах изложен универсальный регламент методики занятий. Правила системного построения обучающего процесса лежат в основе специфических принципов.

    Читайте также: