Конспект логопедического занятия путешествие в осенний лес

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Укрепление здоровья детей в различных видах логопедической деятельности.

Задачи : Расширить знания детей по теме: “Осень. Лес. Деревья”. Совершенствовать умения согласовывать существительные с числительными, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные. Способствовать увеличению силы и продолжительности выдоха. Развивать общую и пальчиковую моторику, активизировать движения лицевой мускулатуры, кровообращения и улучшения тонуса мышц лица. Воспитывать коммуникационные качества.

Активизация словаря: Сказочный мир природы, лесные жители, посылка, сосна, береза, ель, рябина, дуб, листопад, дыхательная гимнастика, слова.

Предварительная работа:

Работа по обогащению словаря по теме “Осень”:

Организационный момент

Дети по “следам” из листьев идут по коридору, входят в музыкальный зал под фонограмму шелеста осенних листьев.

- Сегодня утром я спешила в гости в ваш детский сад и встретила по дороге Зайку, он пригласил вас в гости в свой лес и передал мне посылку от лесных жителей. Давайте посмотрим, что в ней? ( Открывает посылку, дети перечисляют что в ней лежит: ягоды рябины, веточки сосны, шишки ). Посмотрите какое-то письмо. Давайте его прочитаем ( Читает письмо ).

- Ребята, каких лесных жителей вы знаете? ( ответы детей ). Чем занимаются они осенью? (ответы детей). Давайте вместе повторим : Осенью лесные жители готовятся к зиме.

- Молодцы! Давайте поможем лесным жителям. Но только как нам добраться в лес? На чём лучше доехать? ( ответы детей ).

2. Основная часть

- Дети, а давайте полетим на помощь к зайке и лесным жителям на самолете. Но прежде нам надо разогреть свои мышцы. Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко. Оно нам предлагает всем вместе выполнить интересную гимнастику. Давайте присядем на стульчики . Повторяйте за мной слова и движения.

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик (движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи (плавные зигзагообразные движения оп лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки (потирают щёчки)

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки (постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это. (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

- Вот и замечательно. А сейчас в путь. Заведем свои самолеты (р-р-р), полетели (у-у-у). Вот мы и оказались в сказочном лесу ( включается музыка леса ). (Стоят макеты деревьев, пенёк, на полу рассыпаны листья).

- Посмотрите как кругом красиво. Какой свежий, чистый, лёгкий воздух. Какие звуки вы слышите? ( ответы детей ) Давайте закроем глаза, послушаем как поют птички, вдохните полной грудью, выдохните. Сколько много листиков у нас под ногами. Давайте соберем в обе ладошки листики и выполним дыхательную гимнастику .

Листьев много мы собрали,

Ветерочком легким стали.

Если очень постараться,

Листья дружно разлетятся. ( Тут же не уходя )

- Ой, ребята, посмотрите, что натворила Баба Яга! На березе растут (спросить у детей: что это? Шишки), на елке (спросить у детей: что? Яблоки). Непорядок! Мы с вами должны расколдовать деревья. Для этого нам нужно взять по одному листочку и назвать какой же это листик. Я взяла рябиновый лист. Саша, у тебя какой лист. (Березовый, кленовый, дубовый, рябиновый).

- Молодцы, ребята! Вы расколдовали деревья. А теперь вы хотите оживить наш лес? (ответы детей). Выполним лесную зарядку.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

- Понравилось? Ребята, давайте выполним еще раз лесную зарядку. ( Выполняем 2-ой раз ).

Поспешим дальше на встречу лесным жителям. Ой, ребята, посмотрите! Это же ёжик. А ёжик лесной житель? Кто мне скажет, чем ёжик питается?

Давайте сядем на стульчики и поиграем вот с такими маленькими ёжиками. Повторяйте за мной слова и движения (дети берут мячики су-джок).

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают су-джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают су-джок между ладонями)

- А теперь выполним на другой ладошке.

- Давайте дружно пожелаем ёжику удачи ( Дети хором: ёжик желаем тебе удачи !). Пойдемте дальше.

5. Работа со словоизменением.

- И у нас на пути следующее задание, чтобы в лесу было много деревьев, мы должны их правильно посчитать. У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Две рябины, пять рябин. Два дуба, пять дубов. Две ёлки, пять ёлок.

Две березы, пять берез. Две сосны, пять сосен.

6. Работа с песком.

- Посмотрите ребята, нас встречает Зайка. Он хочет вас поблагодарить и приготовил подарок вон на той песочной полянке. Пойдемте туда вместе с зайкой. Вот какие цветочки зайчик нам подарил. Ребята, вы хотите, чтобы эта цветочная поляна стала красивой? Давайте посадим эти цветочки сюда, чтобы ими могли любоваться все лесные жители. Но сначала подойдите ко мне и возьмите по одному кружочку. У кого красный кружок, подойдут поближе к песочной полянке и посадят цветочки. А теперь подойдите поближе те ребята у кого желтые кружочки. ( Раздаю детям по одному цветку, показываю, как правильно посадить его ). Сначала надо выкопать пальчиками маленькую ямочку и осторожно посадить туда цветок и тихонько закопать. Отряхнём ручки от песка и встаём. Вам нравится цветочная полянка?

- Давайте дружно скажем зайке спасибо. ( Хором: Спасибо, зайчик ). Ты, Зайка, нас не забывай, в гости к нам прибегай ( Хором ). Давайте попрощаемся с зайчиком, скажем до свидания.

7. Заключительная часть. Подарки и пожелания.

- Вот и пришла пора нам возвращаться в группу. Давайте вернемся на самолет. Заведем свои моторы (р-р-р), полетели (у-у-у).

- Вот мы и дома. Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали? (в лесу). Вам понравилось наше путешествие? Чем вы помогли лесным жителям? Саша, кто тебе больше всех понравился из ребят, кто был самым внимательным и активным? Как ты считаешь, кто из ребят лучше всех занимался и правильно отвечал на вопросы? А вы мне все понравились: вы очень умные, добрые, сообразительные, активные.

- Хочу на прощанье подарить вам свою улыбку. Когда видишь улыбку на лице, всегда становится веселее на душе. А вы хотите подарить мне свои улыбки? Спасибо вам, ребята. Мне было очень приятно и интересно с вами играть и общаться. Всего доброго вам, ребята, и до встречи!

Список используемой литературы:

Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. 2007.

Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. /Ред. сост. В.И. Селиверстов. – М., 1987.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН: Пособие для логопедов. - М.: ГНОМ и Д, 2005.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007

Оборудование: костюм лесовичка, грибы (муляжи), осенние листья, сюжетная картина на тему "Осень", корзинка, предметные картинки диких животных.

Ход занятия

Дети вместе с логопедом под музыку входят в зал.

(Дети становятся полукругом)

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, как вы выросли за лето! Какими большими стали.

II. Основная часть.

1. Отгадать загадку про осень. Введение в новую тему "Осень".

- Ребята, отгадайте мою загадку, про какое время года я скажу сейчас. Если вы угадаете и правильно назовёте, то услышите, как с вами "разговаривает" это время года.

Когда это бывает? (осенью)

- Что это? Какое время года?

- А как вы догадались, что это осень?

- Листья падают с деревьев, летают.

- А какого цвета листочки?

- Жёлтого, зелёного, красного.

- А какая погода осенью?

- Какое солнышко осенью?

2. Прогулка в лес (на ковёр).

- Ребята, давайте теперь с вами прогуляемся по осеннему лесу. Смотрите, вот и дорожка из листьев нам поможет дойти до леса.

Дети идут паровозиком на ковёр по осенним листочкам. Логопед идёт вместе с детьми.

- Ребята, посмотрите какой красивый лес осенью, он разноцветный, яркий. Посмотрите сколько листочков в лесу!

3. Игра "Волшебные листочки".

- А давайте сейчас с вами устроим листопад? А вы знаете, что такое "листопад"? Это когда с деревьев падают листочки. И у нас с вами сейчас будет листопад. Сейчас я каждому положу волшебный листочек на ладошку, а вы на него подуете, чтобы он полетел.

Логопед кладёт на ладонь каждому ребёнку листок из цветной бумаги. Дети на него дуют.

- Молодцы, смотрите, как стало красиво на нашей полянке.

4. Игра "Большой-маленький".

- А какие животные живут в лесу?

- Зайцы, волки, медведи и так далее.

- Подойдите теперь поближе ко мне, посмотрим с вами, что же ещё есть в лесу.

- Посмотрите, вот вырос большой гриб, а рядом маленький грибок.

Вот вырос лист, а это маленький листик.

- Какие вы молодцы! Давайте теперь с вами присядем на пенёчки и отдохнём.

Дети садятся на пенёчки.

5. Игра "Назови деревья". Приход лесовичка.

- Ой, ребята, кажется кто-то идёт к нам среди деревьев по лесу. Вы слышите чьи-то шаги?

В зал под музыку входит лесовичок.

Лесовичок: "Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я старичок-лесовичок. Я живу в лесу. Это моё царство. Можно мне с вами немного погулять, а то мне одному скучно и грустно ходить по лесу?".

Лесовичок: "Ребята, посмотрите, что я собрал в свою корзину пока гулял по лесу. Вы знаете, что это?"

- Сейчас каждый из вас ребята подойдёт и возьмёт по одному листочку и скажет, с какого дерева упал этот листочек? А лесовичок будет слушать и проверять вас. Будьте внимательны!

Дети подходят по-одному и берут листочек.

  • С берёзы - жёлтый.
  • С рябины - красный.
  • С клёна - жёлтый.

6. Физминутка "Осенние листочки".

- Посмотрите сколько листочков нападало в лесу! Ребята, посмотрите, как они падают, кружатся, как будто танцуют. Давайте и мы сейчас превратимся в осенние листочки и покажем, как мы умеем тоже кружиться, летать. Вставайте ребята около пенёчков. И ты лесовичок делай вместе с нами движения.

Дети и лесовичок выполняют движения вслед за логопедом.

Красненький листочек, словно огонёчек, Машем правой ладонью над головой
Покружись немного, Совершаем круговые движенья правой рукой.
Падай на ладошку. Опускаем правую ладонь на левую.
Жёлтенький листочек, Солнышка кусочек, Машем левой ладонью над головой.
Покружись немножко, Совершаем круговые движенья левой ладонью.
Падай на ладошку, Опускаем левую ладонь на правую.
Листья соберём мы в кучу Совершаем одновременные движенья руками, имитируя,
И подбросим выше тучи. Будто мы собираем листья в кучу и подбрасываем вверх.
А листики кружатся Кистями обеих рук совершаем круговые движения
И под ноги ложатся. Над головой и медленно опускаем ладони вниз.

7. Игра "Грибная поляна". Части и целое гриба.

- Ребята, идите скорей ко мне сюда, посмотрите, какую красивую полянку я нашла. Что это?

- Правильно. Посмотрите, грибы все разного цвета и роста. Давайте посчитаем, сколько тут грибов.

- Один гриб, два гриба. пять грибов.

- Молодцы. Посмотрите, у гриба есть шляпка и ножка.

- А у нас с вами есть ножки? Сколько их?

- Потопайте ими топ-топ.

- А у лесовичка есть ножки?

- Посмотрите, у гриба есть ещё шляпка. А у нас есть шляпка с вами?

- А у кого есть шляпка ещё?

- У бабушки, у мамы, у лесовичка.

- Молодцы. А этот гриб какой огромный вырос, у тебя лесовичок в лесу! Какой он тяжёлый. Помоги мне его сорвать лесовичок.

Лесовичок: "А это непростой гриб, волшебный, с подарками внутри для вас ребята. Как хорошо с вами гулять, весело, даже не хочется отпускать вас обратно в садик. Вы придёте ко мне ещё в гости?"

- Пойдёмте ребята, нам уже пора возвращаться в садик. До свидания, лесовичок!

III. Заключительная часть.

- Где же мы с вами сегодня были?

- Кого же мы там встретили?

- А кто это такой?

- Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились. Пойдёмте с вами отдыхать теперь в группу.

ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи.

Цель: Закрепление знаний детей по теме «Осень.

• закрепить знания детей об основных признаках и явлениях осени; развивать умение составлять распространенные предложения с использованием мнемотаблиц;

• развивать слуховую память и фонематический слух;

• развивать правильное речевое дыхание;

• развивать мелкую моторику рук.

• вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного;

• воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к природе.

Оборудование: Мнемотаблицы, шишки, орехи, листья, картинки (приметы осени, корзина, ширма, карточки животных, трубочки, кофейные зерна, картон, бассейн, магнитофон.

Подготовительная работа: беседа об осени, разучивание стихов, песен, работа с мнемотаблицами.

Ход занятия

Л: Здравствуйте ребята!

Л: У вас хорошее настроение?

Л: Сделаем его еще лучше! Назовите себя ласково.

Д: Алешенька, Кирочка, Савушка и д. р.

Л: Молодцы! Отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

Д: Осень.

Л: Ребята, давайте вспомним признаки осени. (Мнемотаблицы)

Д: Осень всегда приходит на смену лету. Становится холоднее. День становится короче.

- Что вы можете сказать про солнце? (греет плохо, солнечных дней стало меньше)

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые. Заканчивается сокодвижение.)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)

- С травой и цветами осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)

- Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края)

- Почему? (Нечем питаться. Нет насекомых.) Как называют этих птиц? (Перелетные)

- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, листовую подстилку, забираются под кору деревьев.) .

- Что делают животные осенью? ( Готовятся к зиме - укладываются спать на всю зиму: медведь, еж, барсук; меняют шкурку: заяц, белка, лиса; белка, еж - делают запасы на зиму)

- Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов. Одевают теплые вещи.

-Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму)

Л: А, сейчас давайте поиграем!

Игра "Спрячь слоги в ладошки".

Буду я сейчас водить,

Вслух слова произносить.

Слово нужно повторить,

И на части разделить.

Логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги:

Осень, грибы, дождь, тучи, листопад и т. д.

Л: Вот и попали мы в осенний лес, полон разных он чудес. Светит солнышко, на деревьях разноцветные листочки, а высокие сосны тихо шумят.

Л: Скажем скороговорку про сосну: Шумели и шушукались

Верхи высоких сосен

(тихо и медленно, громко и быстро)

(Дети повторяют хором)

(Дети повторяют хором)

(Дети повторяют хором)

Л: Почему же белка так беспокоится?

Д: Готовиться к зиме, делает запасы на зиму.

Л: Посмотрите, как много шишек на нашей поляне. Возьмите по одной шишке в руки.

Л: Ребята, поможем белочке собрать шишки еловые и сосновые?

(две корзины)

Л: Какие шишки сосновые: колючие, твердые, грубые, овальные.

А какие шишки еловые: шершавые, твердые, круглые.

Л: А, какие грибы белочка запасает на зиму?

Д: Грибы. Боровики, лисички, опята и т. д.

Л: Давайте приготовим белочке угощение, необычные грибы, из кофейных зерен.

(Дети обводят зернами грибы по контуру)

Л: Стала наша белочка веселая, улыбнитесь покажите зубки.

Игры на развитие речевого дыхания.

Л: Радуются последним теплым дням насекомые. Вокруг себя обернись, в жуков примерных превратись.

Мы жуки. Мы жуки.

Мы живем у реки

Мы летаем и жужжим

Соблюдаем свой режим.

Мы здоровьем дорожим.

Вокруг себя обернись, в комариков превратись.

З- з- з- з - з комар летит.

З- з- з- з – з комар звенит.

З- з- з- з - з какой он злой.

З – з – з – з гонится за мной.

Л: Ой, что это? Тучи надувает, солнце закрывает?

Л: Налетел ветерок, разбросал по полянке листочки, как называется природное явление осенью, когда с деревьев опадают листья?

Л: С, какого дерева этот лист?

Д: Это листок клена, он кленовый; лист дуба, дубовый и др.

Л: Какого цвета бывают листья?

Д: Зеленые, желтые, багряные, пурпурные т. д.

Д: Овальные, сердечком, похожие на ладонь.

(Раздается шум воды)

Л: Ребята, где-то рядом лесное озеро.

(макет водоема с листочками)

Л: Кая вода в лесном водоеме?

Д: Чистая, прозрачная, тихая.

Л: Сейчас я вам раздам волшебные трубочки, листочки будут плавать? Что для этого нужно сделать?

Д: Подуть, сильно подуть.

Л: Встаньте прямо, возьмите трубочки, поднесите их к губам. Сделайте вдох, начинайте дуть.

(детям раздаются трубочки, под музыку они играют с листочками занятие заканчивается, подводятся итоги)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

  • 1. Совершенствовать сенсорные способности: слух, обоняние.
  • 2. Закрепить знание осенних месяцев, осенние признаки.
  • 3. Совершенствовать навыки выразительного прочтения стихотворений, текстов с соблюдением интонационной выразительности и пунктуации.
  • 4. Совершенствовать навыки суффиксального способа словообразования.
  • 5. Совершенствовать умение использовать в речи глаголы, согласовывая с существительным единственного и множественного числа
  • 6. Активизировать в речи детей относительные и качественные прилагательные, сложные слова: листопад, разноцветный.
  • 7.Уточнить семантику слова линька, выражения нагуливать жир.
  • 8. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
  • 9. Формировать правильное диафрагмальное дыхание.
  • 10. Корригировать мелкую и общую моторику, координацию движений.
  • 11. Корригировать память, внимание, мышление.
  • 12. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход занятия:

Логопед:

Время года отгадай! Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый, мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат, листья жёлтые летят,

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы по осеннему лесу, где нас ждут удивительные приключения. Но прежде мы проведём разминку.

Дети, отвечают на всплывающие на слайде вопросы, за правильный ответ получают фишку.

1. Назовите времена года?

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечислите месяцы года по порядку?

4.В какое время года бывает снегопад?

5. В какое время года бывает листопад?

6. В какое время года бывает ледоход?

7. В какое время года дождь идет?

- Ребята, послушайте, какое стихотворение приготовил к нашему занятию Сергей:

Осень, осень! В гости просим!

Погости неделек восемь!

С обильными хлебами,

С первыми снегами.

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём!

Осень - она разная. Ведь не зря существуют три осенних месяца.

Слайд 6. Назовите осенние месяцы.

Сентябрь (прощание перелётных птиц с Родиной).

Что делают птицы, перед отлётом? (Птицы собираются в стаи, тренируют крылья молодых птиц, выбирают вожака и улетают в тёплые края).

Октябрь-месяц полных кладовых.

Какую поговорку мы знаем об осеннем богатстве? (Осенью и воробей богат).

Почему так говорят? (Все собирают урожай, много корма для животных и птиц.)

Ноябрь – месяц зимних гостей. Какие зимние гости посещают нас?

(Вьюги, метели, бураны, снегопады, морозы).

Ребята, назовите птиц, которые улетают на зиму в тёплые страны?

Назовите тех птиц, которые остаются с нами.

Как называются птицы, улетающие зимовать на юг? (перелётные)

Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим (идут друг за другом),

Руки на спину кладём и по брёвнышку идём (на носочках).

До чего трава высока: то крапива, то осока,

Выше ноги поднимай, на траву не наступай (ходьба с высоким подниманием колен).

А сейчас прыжки по кочкам. Очень тихо на носочках.

Если с кочки упадёте, то утоните в болоте! (прыжки на двух ногах на носочках, с продвижением вперёд).

Все прошли через болото? Устроим перекличку!

Размялись, отдохнули и продолжим нашу беседу…

-Ребята, а вы знаете, что осень имеет свой запах? Как вы думаете, чем пахнет осень? (опавшими листьями, последними цветами, прохладой, сыростью).

Мы сейчас попробуем определить запах осени.

Молодец, ты так выразительно читал, интересно было слушать тебя.

- Вы все внимательно слушали. Скажите, какие краски любит осень? Какими стали листочки? (золотыми, багряными, тяжёлыми).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в осенний дом,

Чудеса увидишь в нем. О чем, эта загадка?

Какое чудо можно увидеть в осеннем лесу? (листопад)

Из каких двух слов составили слово листопад?

Значит, что делают листья? (падают)

Каким стоит осенний лес осенью (разноцветным)

Какие два слова, соединились в одном? (Разного цвета)

Какие бывают листья?

На клёне – кленовые.

-Осенью часто дуют сильные и порывисты ветры - вот и сейчас поднимается ветер.

Посмотрите-ка, все листочки раздул, разметал по классу. А я для вас поговорки про осень приготовила! Давайте, соберём листочки и все-таки прочитаем поговорки об осени, как бы ветер нам не мешал!

1. Осенняя пора- птица со двора.

2. Осенью и воробей богат.

3. В сентябре одна ягода, и та- горькая рябина.

4. Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.

5. В ноябре осень жируха, со злюкой зимой борются.

6. В ноябре мороз приосанивается.

7. Кто в ноябре не зябнет – тот и в декабре не мёрзнет.

8. Осень – припасиха – зима подбериха.

Для следующей нашей игры нам придётся приготовить наши глаза, чтобы они были более зоркими!

Физминутка для глаз.

Тихо посидим, послушаем, понаблюдаем за тем, как холодный и порывистый ветер срывает с деревца последние листочки.

Слайд 15. Итак, давайте назовём признаки осени.

1. Перемена погоды.

2. Отлет перелётных птиц.

3. Изменение окраски листьев древесных растений.

4. Осенний листопад.

Слайд 16. Посмотрите внимательно на слайд и назовите спрятавшихся от вас животных.

Слайд 17. Осенью также меняется жизнь животных. Как животные готовятся к зиме? Как вы понимаете выражения:

Назовите животных, которые меняют зимой цвет? (медведь, белка, заяц, волк)

Слайд 18. А сейчас, вы составите предложения с союзом противопоставления:

У медведя шуба бурая и теплая, а стала ещё теплее.

У лисицы шубка рыжая и легкая, а стала теплая и пушистая.

У волка шубка была темно-серая, а стала светло серая и теплая.

У белки была шубка рыжая, а стала серая.

У зайца шубка была серая, а стала белая и теплая.

Чей хвост? Чья морда?

Слайд 20. А это задание заставит вас подумать. Постарайтесь, чтобы у вас прибавилось заработанных фишек.

Проведите звуковой анализ слов белка, заяц.

Разложите на слоги слова: медведь, ёж, волк, лиса, белка, бурундук.

-Для следующего нашего задания следует подготовить пальчики.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

малина рыба гриб шишки яблоки морковь

- А теперь подсчитаем - кто же больше всех заработал фишек во время нашего путешествия?

Конспект логопедического занятия

в начальных классах

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

1. Совершенствовать сенсорные способности: слух, обоняние.

2. Закрепить знание осенних месяцев, осенние признаки.

3. Совершенствовать навыки выразительного прочтения стихотворений, текстов с соблюдением интонационной выразительности и пунктуации.

4. Совершенствовать навыки суффиксального способа словообразования.

5. Совершенствовать умение использовать в речи глаголы, согласовывая с существительным единственного и множественного числа

6. Активизировать в речи детей относительные и качественные прилагательные, сложные слова: листопад, разноцветный.

7.Уточнить семантику слова линька, выражения нагуливать жир.

8. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

9. Формировать правильное диафрагмальное дыхание.

10. Корригировать мелкую и общую моторику, координацию движений.

11. Корригировать память, внимание, мышление.

12. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход занятия:

Время года отгадай! Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый, мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат, листья жёлтые летят,

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы по осеннему лесу, где нас ждут удивительные приключения. Но прежде мы проведём разминку.

Дети, отвечают на всплывающие на слайде вопросы, за правильный ответ получают фишку.

1. Назовите времена года?

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечислите месяцы года по порядку?

4.В какое время года бывает снегопад?

5. В какое время года бывает листопад?

6. В какое время года бывает ледоход?

7. В какое время года дождь идет?

Ребята, послушайте, какое стихотворение приготовил к нашему занятию Сергей:

Осень, осень! В гости просим!

Погости неделек восемь!

С обильными хлебами,

С первыми снегами.

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём!

Осень - она разная. Ведь не зря существуют три осенних месяца.

Слайд 6. Назовите осенние месяцы.

Сентябрь (прощание перелётных птиц с Родиной).

Что делают птицы, перед отлётом? (Птицы собираются в стаи, тренируют крылья молодых птиц, выбирают вожака и улетают в тёплые края).

Октябрь-месяц полных кладовых.

Какую поговорку мы знаем об осеннем богатстве? (Осенью и воробей богат).

Почему так говорят? (Все собирают урожай, много корма для животных и птиц.)

Ноябрь – месяц зимних гостей. Какие зимние гости посещают нас?

(Вьюги, метели, бураны, снегопады, морозы).

Ребята, назовите птиц, которые улетают на зиму в тёплые страны?

Назовите тех птиц, которые остаются с нами.

Как называются птицы, улетающие зимовать на юг? (перелётные)

Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим (идут друг за другом),

Руки на спину кладём и по брёвнышку идём (на носочках).

До чего трава высока: то крапива, то осока,

Выше ноги поднимай, на траву не наступай (ходьба с высоким подниманием колен).

А сейчас прыжки по кочкам. Очень тихо на носочках.

Если с кочки упадёте, то утоните в болоте! (прыжки на двух ногах на носочках, с продвижением вперёд).

Все прошли через болото? Устроим перекличку!

Размялись, отдохнули и продолжим нашу беседу…

Ребята, а вы знаете, что осень имеет свой запах? Как вы думаете, чем пахнет осень? (опавшими листьями, последними цветами, прохладой, сыростью).

Мы сейчас попробуем определить запах осени.

Молодец, ты так выразительно читал, интересно было слушать тебя.

Вы все внимательно слушали. Скажите, какие краски любит осень? Какими стали листочки? (золотыми, багряными, тяжёлыми).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в осенний дом,

Чудеса увидишь в нем. О чем, эта загадка?

Какое чудо можно увидеть в осеннем лесу? (листопад)

Из каких двух слов составили слово листопад?

Значит, что делают листья? (падают)

Каким стоит осенний лес осенью (разноцветным)

Какие два слова, соединились в одном? (Разного цвета)

Какие бывают листья?

На клёне – кленовые.

Осенью часто дуют сильные и порывисты ветры - вот и сейчас поднимается ветер.

Посмотрите-ка, все листочки раздул, разметал по классу. А я для вас поговорки про осень приготовила! Давайте, соберём листочки и все-таки прочитаем поговорки об осени, как бы ветер нам не мешал!

1. Осенняя пора- птица со двора.

2. Осенью и воробей богат.

3. В сентябре одна ягода, и та- горькая рябина.

4. Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.

5. В ноябре осень жируха, со злюкой зимой борются.

6. В ноябре мороз приосанивается.

7. Кто в ноябре не зябнет – тот и в декабре не мёрзнет.

8. Осень – припасиха – зима подбериха.

Для следующей нашей игры нам придётся приготовить наши глаза, чтобы они были более зоркими!

Физминутка для глаз.

Тихо посидим, послушаем, понаблюдаем за тем, как холодный и порывистый ветер срывает с деревца последние листочки.

Слайд 15. Итак, давайте назовём признаки осени.

1. Перемена погоды.

2. Отлет перелётных птиц.

3. Изменение окраски листьев древесных растений.

4. Осенний листопад.

Слайд 16. Посмотрите внимательно на слайд и назовите спрятавшихся от вас животных.

Слайд 17. Осенью также меняется жизнь животных. Как животные готовятся к зиме? Как вы понимаете выражения:

Назовите животных, которые меняют зимой цвет? (медведь, белка, заяц, волк)

Слайд 18. А сейчас, вы составите предложения с союзом противопоставления:

У медведя шуба бурая и теплая, а стала ещё теплее.

У лисицы шубка рыжая и легкая, а стала теплая и пушистая.

У волка шубка была темно-серая, а стала светло серая и теплая.

У белки была шубка рыжая, а стала серая.

У зайца шубка была серая, а стала белая и теплая.

Чей хвост? Чья морда?

Слайд 20. А это задание заставит вас подумать. Постарайтесь, чтобы у вас прибавилось заработанных фишек.

Проведите звуковой анализ слов белка, заяц.

Разложите на слоги слова: медведь, ёж, волк, лиса, белка, бурундук.

Читайте также: