Конспект жуковский 10 класс

Обновлено: 03.07.2024

При изучении жизни и творчества В. А. Жуковского следует обратить внимание школьников на характер его лирических произведений — образцов русского созерцательного романтизма. Уроки по творчеству Жуковского целесообразно посвятить знакомству с интересными страницами его жизни и творческого пути, а также практическому анализу его программных произведений.

В рассказе учителя о творческом пути В. Жуковского необходимо выделить три основных этапа его творчества:

Какие эмоциональные состояния характерны для основного настроения стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая задушевность?

Как показана в стихотворении история долголетней борьбы России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность поколений?

Попытайтесь определить жанр стихотворения и аргументируйте свое мнение.

Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.

Как в стихотворении сочетаются черты классицизма и романтизма? Каковы функции использования архаической лексики? Назовите черты, характерные для романтического стиля.

  1. Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?
  2. Какими способами поэт рисует образ моря?
  3. Какой характер придает стихотворению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?
  4. Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Как он помогает создать картину моря?
  5. Какую роль играет в стихотворении звукопись? Как меняется звуковой образ моря по ходу текста?
  6. Как меняется настроение лирического субъекта? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь?
  7. Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?
  8. Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какой смысл придает ему обилие обращений и вопросительных интонаций?
  9. Что общего между морем и лирическим субъектом стихотворения?
  10. В чем они различны?
  11. Какой характер придает описанию нерифмованный, белый стих?
  12. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?
  1. Каким настроением проникнута баллада?
  2. Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?
  3. Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? бедного влюбленного певца?
  4. Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана?
  5. Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши?
  6. В чем основа романтического конфликта баллады?
  7. Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.
  8. Как отразились в балладе мифологические мотивы?
  9. Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?
  10. Какова позиция автора баллады в оценке романтической истории любви? Подтвердите свои суждения текстом.
  11. Какой характер придает повествованию особая форма разностопной восьмистишной строфы?
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. В. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта

Эпиграф к уроку :

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль …

I. Вступительное слово учителя о В. А. Жуковском.

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – талантливый поэт и переводчик. Более пятидесяти лет своей жизни посвятил Жуковский литературной деятельности, заняв в истории русской поэзии особое место. Именно с Жуковского, по мнению В. Г. Маранцмана, началась история русского романтизма. Настоящую славу поэту принесли романтические поэмы, баллады, элегии, песни, сказки.

1. Формирование личности В. А. Жуковского

История его фамилии . Родился в 1783 г. в селе Мишенском Тульской губернии. Отец – богатый помещик Афанасий Иванович Бунин. Мать – пленная турчанка Сальха, получившая при крещении русское имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Фамилию и отчество Жуковский получил от своего крестного отца Андрея Григорьевича Жуковского, дворянина, жившего в усадьбе Буниных. Это будущему поэту позволило избежать участи незаконнорожденного.

2. Творчество В. А. Жуковского

Романтическая лирика . Отражение в романтических стихах обстоятельств личной жизни поэта. (Жуковский потерял лучшего друга – Андрея Тургенева. Личная жизнь поэта не сложилась. Его преданная любовь к Маше Протасовой браком не закончилась, так как молодые люди были кровными родственниками.)

3. В. А. Жуковский – поэт-патриот. и В. А. Жуковский – человек

Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом. Поэт принимает активное участие в столичной культурной жизни. А с 1815 года Жуковский служит при дворе. Он учитель и наставник наследника престола (будущего Александра II), свои педагогические обязанности связывает со стремлением воспитать наследника русского престола в правилах гуманности, уважения законности.

В. А. Жуковский принимает живейшее участие в судьбе многих поэтов, художников, артистов. (Содействовал возвращению из ссылки А. С. Пушкина, А. И. Герцена, М. Глинки, способствовал освобождению из солдатчины Е. Баратынского, а из крепостных – Т. Шевченко, помогал декабристам и их семьям.)

Необходимо отметить личные нравственные качества Жуковского, оказывавшие влияние на находившихся с ним в тесной дружбе людей: он был человеком необыкновенной доброты и отзывчивости.

I. Вступительное слово учителя.

III. Беседа по вопросам:

1. Певец запевает свою песню в ночной тишине… За что он поднимает кубки?

2. О каких героях прошлого и настоящего говорит поэт?

3. К чему он призывает всех оставшихся в живых?

5. Это произведение Жуковского – торжественный гимн, отражающий могучий взлет общенациональных чувств. Назовите ведущие идеи гимна.

Поэт вспоминает великих исторических деятелей прошлого, находит задушевные слова, с помощью которых выражает пламенную любовь к родине. Как живые, встают перед потомками русские герои-полководцы: М. И. Кутузов, Н. Н. Раевский, А. П. Ермолов, П. П. Коновницын, М. И. Платов, М. А. Милорадович и др.

1. О чем эта баллада?

2. Чем закончилась возвышенная любовь бедного певца Арминия и царской дочери Минваны?

3. Может ли быть духовная близость людей при их социальном неравенстве?

4. Какие интересные мысли высказывает Жуковский? Что он отвергает? Что утверждает?

В. А. Жуковский – известный поэт, педагог и переводчик, одним из первых приобщивший русского читателя к произведениям мировой литературы. Его переводам из Шиллера, Байрона, Гете, Гомера до сих пор не нашлось аналогов.

Является автором многочисленных баллад, элегий, романсов. Совмещал писательскую деятельность с государственной службой, педагогикой и наставничеством.

Происхождение и ранние годы

Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенское, Тульской губернии 9 февраля 1783 года.


Отцом его был помещик А.И. Бунин, а биологической матерью – плененная турчанка Сальха. При незаконном происхождении ребенок не мог наследовать титул своего отца, поэтому А.И. Бунин приложил все силы к тому, чтобы мальчик был усыновлен и узаконен дворянином А.Г. Жуковским, проживавшим в том время в усадьбе Буниных.

В 1789 году Василий, будучи шестилетним ребенком, уже был зачислен на военную службу. Такое в те годы практиковалось ради получения чина. По мере взросления ребенка подрастали и его звания. Не удивительно, что через какое-то время, по сути, еще дети становились офицерами.


Московский университетский пансион

После занесения его фамилии в дворянскую родословную книгу, он был отчислен из полка. Теперь он мог легально продолжать свое образование.

Для дальнейшего обучения Жуковский был определен в коммерческий пансион. В восьмилетнем возрасте он поступил в Главное народное училище, откуда был отчислен за отсутствие способностей. К тому времени отца Жуковского уже не было в живых, и мальчик остался на попечении своей сводной сестры Варвары Юшковой.

Образование


Какое-то время Жуковский находился на домашнем обучении, но осознавал необходимость получения настоящего образования. В 1797 году он поступает в Московский университетский пансион, где проучился до 1800 года. В этот период он не только знакомится с классической литературой, но и предпринимает попытки к самостоятельному творчеству.

Он начинает публиковаться в периодических изданиях пансиона. Здесь он знакомится с Братьями Карамзиными, один из которых, Николай, станет для него большим другом. Если работа Жуковского по каким-то причинам не нравилась Карамзину, он детально подвергал ее справедливой критике, благодаря чему у писателя выработался высокий художественный уровень мастерства.

Творчество

После пансиона молодого человека отправили служить в Соляную контору. Провел он там менее двух лет и вернулся в Тульскую губернию, в дом сестры. В это время его литературная карьера строится в основном на переводах. Также в этот период им были написаны первые стихи в стиле романтизма и сентиментализма.

Иллюстрация к балладе “Светлана”

Дом-музей в Орехово

Во время войны с Наполеоном Жуковский, побуждаемый гражданским долгом, поступает на службу поручиком. Ему довелось участвовать в ополчении и состоять в резерве частей, принимавших участие в Бородинском сражении. В 1813 году Жуковский после ранения заканчивает военную карьеру.

В 1816 году Жуковский был призван ко двору в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны. Затем он обучал русскому языку принцессу Шарлотту – будущую императрицу Александру Федоровну. В 1826 году его назначают наставником цесаревича, ставшего впоследствии императором Александром II.


Обелиск в Мишенском

Наиболее значительные произведения


Памятник в Остафьево

В обеих частях мастерски описаны картины природы и человеческие эмоции – любовь, страх, прощение. Присутствуют и чудеса, фантастические явления. Все обилие разных стихий облечено у автора в изящную стихотворную форму.


Могила Жуковского в Санкт-Петербурге

Большая часть его была написана во время боевых действий. По жанру оно напоминает оду своим торжественным изложением, использованием восхваляющих эпитетов и старославянских слов. Поэт выражает восхищение доблестью русских воинов и их отвагой в борьбе с врагом.

Последние годы

Остаток жизни поэт провел в Германии. Он очень сильно болел и ослеп на один глаз. Умер в 1852 году в Баден-Бадене. Похоронен в России.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты

  • Жуковский способствовал отмене смертной казни для декабристов;
  • Жуковский был наставником Александра II;
  • в совершенстве знал французский, немецкий и древнегреческий языки;
  • одним из первых узнал о ранении Пушкина на дуэли;
  • в 1812 году поэт переболел тифом;
  • кроме литературного таланта обладал даром художника;
  • с ранних лет интересовался политикой;
  • был наставником и учителем юного А.С. Пушкина

Увековечение памяти

Имя В.А. Жуковского носят многие улицы российских городов и городов СНГ.

В Тульской области создан музей жизни и творчества В.А. Жуковского. Расположен в г. Белев.


Ранние годы

Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.

Образование и творчество

В биографии Жуковского стоит первое образование, которое было получено поэтом в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.

Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.

Личная жизнь

В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844 г.) и Александра (1842 г.).

Смерть писателя

Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.

Читайте также: