Конспект жуковский 10 класс
Обновлено: 03.07.2024
При изучении жизни и творчества В. А. Жуковского следует обратить внимание школьников на характер его лирических произведений — образцов русского созерцательного романтизма. Уроки по творчеству Жуковского целесообразно посвятить знакомству с интересными страницами его жизни и творческого пути, а также практическому анализу его программных произведений.
В рассказе учителя о творческом пути В. Жуковского необходимо выделить три основных этапа его творчества:
Какие эмоциональные состояния характерны для основного настроения стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая задушевность?
Как показана в стихотворении история долголетней борьбы России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность поколений?
Попытайтесь определить жанр стихотворения и аргументируйте свое мнение.
Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.
Как в стихотворении сочетаются черты классицизма и романтизма? Каковы функции использования архаической лексики? Назовите черты, характерные для романтического стиля.
- Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?
- Какими способами поэт рисует образ моря?
- Какой характер придает стихотворению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?
- Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Как он помогает создать картину моря?
- Какую роль играет в стихотворении звукопись? Как меняется звуковой образ моря по ходу текста?
- Как меняется настроение лирического субъекта? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь?
- Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?
- Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какой смысл придает ему обилие обращений и вопросительных интонаций?
- Что общего между морем и лирическим субъектом стихотворения?
- В чем они различны?
- Какой характер придает описанию нерифмованный, белый стих?
- Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?
- Каким настроением проникнута баллада?
- Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?
- Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? бедного влюбленного певца?
- Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана?
- Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши?
- В чем основа романтического конфликта баллады?
- Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.
- Как отразились в балладе мифологические мотивы?
- Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?
- Какова позиция автора баллады в оценке романтической истории любви? Подтвердите свои суждения текстом.
- Какой характер придает повествованию особая форма разностопной восьмистишной строфы?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока. В. А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
Эпиграф к уроку :
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль …
I. Вступительное слово учителя о В. А. Жуковском.
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – талантливый поэт и переводчик. Более пятидесяти лет своей жизни посвятил Жуковский литературной деятельности, заняв в истории русской поэзии особое место. Именно с Жуковского, по мнению В. Г. Маранцмана, началась история русского романтизма. Настоящую славу поэту принесли романтические поэмы, баллады, элегии, песни, сказки.
1. Формирование личности В. А. Жуковского
История его фамилии . Родился в 1783 г. в селе Мишенском Тульской губернии. Отец – богатый помещик Афанасий Иванович Бунин. Мать – пленная турчанка Сальха, получившая при крещении русское имя Елизаветы Дементьевны Турчаниновой. Фамилию и отчество Жуковский получил от своего крестного отца Андрея Григорьевича Жуковского, дворянина, жившего в усадьбе Буниных. Это будущему поэту позволило избежать участи незаконнорожденного.
2. Творчество В. А. Жуковского
Романтическая лирика . Отражение в романтических стихах обстоятельств личной жизни поэта. (Жуковский потерял лучшего друга – Андрея Тургенева. Личная жизнь поэта не сложилась. Его преданная любовь к Маше Протасовой браком не закончилась, так как молодые люди были кровными родственниками.)
3. В. А. Жуковский – поэт-патриот. и В. А. Жуковский – человек
Дальнейший жизненный и творческий путь Жуковского связан с Петербургом. Поэт принимает активное участие в столичной культурной жизни. А с 1815 года Жуковский служит при дворе. Он учитель и наставник наследника престола (будущего Александра II), свои педагогические обязанности связывает со стремлением воспитать наследника русского престола в правилах гуманности, уважения законности.
В. А. Жуковский принимает живейшее участие в судьбе многих поэтов, художников, артистов. (Содействовал возвращению из ссылки А. С. Пушкина, А. И. Герцена, М. Глинки, способствовал освобождению из солдатчины Е. Баратынского, а из крепостных – Т. Шевченко, помогал декабристам и их семьям.)
Необходимо отметить личные нравственные качества Жуковского, оказывавшие влияние на находившихся с ним в тесной дружбе людей: он был человеком необыкновенной доброты и отзывчивости.
I. Вступительное слово учителя.
III. Беседа по вопросам:
1. Певец запевает свою песню в ночной тишине… За что он поднимает кубки?
2. О каких героях прошлого и настоящего говорит поэт?
3. К чему он призывает всех оставшихся в живых?
5. Это произведение Жуковского – торжественный гимн, отражающий могучий взлет общенациональных чувств. Назовите ведущие идеи гимна.
Поэт вспоминает великих исторических деятелей прошлого, находит задушевные слова, с помощью которых выражает пламенную любовь к родине. Как живые, встают перед потомками русские герои-полководцы: М. И. Кутузов, Н. Н. Раевский, А. П. Ермолов, П. П. Коновницын, М. И. Платов, М. А. Милорадович и др.
1. О чем эта баллада?
2. Чем закончилась возвышенная любовь бедного певца Арминия и царской дочери Минваны?
3. Может ли быть духовная близость людей при их социальном неравенстве?
4. Какие интересные мысли высказывает Жуковский? Что он отвергает? Что утверждает?
В. А. Жуковский – известный поэт, педагог и переводчик, одним из первых приобщивший русского читателя к произведениям мировой литературы. Его переводам из Шиллера, Байрона, Гете, Гомера до сих пор не нашлось аналогов.
Является автором многочисленных баллад, элегий, романсов. Совмещал писательскую деятельность с государственной службой, педагогикой и наставничеством.
Происхождение и ранние годы
Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенское, Тульской губернии 9 февраля 1783 года.
Отцом его был помещик А.И. Бунин, а биологической матерью – плененная турчанка Сальха. При незаконном происхождении ребенок не мог наследовать титул своего отца, поэтому А.И. Бунин приложил все силы к тому, чтобы мальчик был усыновлен и узаконен дворянином А.Г. Жуковским, проживавшим в том время в усадьбе Буниных.
В 1789 году Василий, будучи шестилетним ребенком, уже был зачислен на военную службу. Такое в те годы практиковалось ради получения чина. По мере взросления ребенка подрастали и его звания. Не удивительно, что через какое-то время, по сути, еще дети становились офицерами.
Московский университетский пансион
После занесения его фамилии в дворянскую родословную книгу, он был отчислен из полка. Теперь он мог легально продолжать свое образование.
Для дальнейшего обучения Жуковский был определен в коммерческий пансион. В восьмилетнем возрасте он поступил в Главное народное училище, откуда был отчислен за отсутствие способностей. К тому времени отца Жуковского уже не было в живых, и мальчик остался на попечении своей сводной сестры Варвары Юшковой.
Образование
Какое-то время Жуковский находился на домашнем обучении, но осознавал необходимость получения настоящего образования. В 1797 году он поступает в Московский университетский пансион, где проучился до 1800 года. В этот период он не только знакомится с классической литературой, но и предпринимает попытки к самостоятельному творчеству.
Он начинает публиковаться в периодических изданиях пансиона. Здесь он знакомится с Братьями Карамзиными, один из которых, Николай, станет для него большим другом. Если работа Жуковского по каким-то причинам не нравилась Карамзину, он детально подвергал ее справедливой критике, благодаря чему у писателя выработался высокий художественный уровень мастерства.
Творчество
После пансиона молодого человека отправили служить в Соляную контору. Провел он там менее двух лет и вернулся в Тульскую губернию, в дом сестры. В это время его литературная карьера строится в основном на переводах. Также в этот период им были написаны первые стихи в стиле романтизма и сентиментализма.
Иллюстрация к балладе “Светлана”
Дом-музей в Орехово
Во время войны с Наполеоном Жуковский, побуждаемый гражданским долгом, поступает на службу поручиком. Ему довелось участвовать в ополчении и состоять в резерве частей, принимавших участие в Бородинском сражении. В 1813 году Жуковский после ранения заканчивает военную карьеру.
В 1816 году Жуковский был призван ко двору в качестве чтеца императрицы Марии Федоровны. Затем он обучал русскому языку принцессу Шарлотту – будущую императрицу Александру Федоровну. В 1826 году его назначают наставником цесаревича, ставшего впоследствии императором Александром II.
Обелиск в Мишенском
Наиболее значительные произведения
Памятник в Остафьево
В обеих частях мастерски описаны картины природы и человеческие эмоции – любовь, страх, прощение. Присутствуют и чудеса, фантастические явления. Все обилие разных стихий облечено у автора в изящную стихотворную форму.
Могила Жуковского в Санкт-Петербурге
Большая часть его была написана во время боевых действий. По жанру оно напоминает оду своим торжественным изложением, использованием восхваляющих эпитетов и старославянских слов. Поэт выражает восхищение доблестью русских воинов и их отвагой в борьбе с врагом.
Последние годы
Остаток жизни поэт провел в Германии. Он очень сильно болел и ослеп на один глаз. Умер в 1852 году в Баден-Бадене. Похоронен в России.
Хронологическая таблица (по датам)
Интересные факты
- Жуковский способствовал отмене смертной казни для декабристов;
- Жуковский был наставником Александра II;
- в совершенстве знал французский, немецкий и древнегреческий языки;
- одним из первых узнал о ранении Пушкина на дуэли;
- в 1812 году поэт переболел тифом;
- кроме литературного таланта обладал даром художника;
- с ранних лет интересовался политикой;
- был наставником и учителем юного А.С. Пушкина
Увековечение памяти
Имя В.А. Жуковского носят многие улицы российских городов и городов СНГ.
В Тульской области создан музей жизни и творчества В.А. Жуковского. Расположен в г. Белев.
Ранние годы
Родился Василий Жуковский 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным – бедным белорусским дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским.
Образование и творчество
В биографии Жуковского стоит первое образование, которое было получено поэтом в семье Буниных. Затем он обучался в частном пансионе, Тульском народном училище, у сестры В. Юшковой. Увлекался сентиментализмом, на этой почве познакомился с Николаем Карамзиным.
Жуковский был хорошо знаком со многими известными личностями, среди них можно выделить императора Николая I, Александра II, Александра Пушкина, Николая Гоголя.
Личная жизнь
В 58 лет Жуковский женился на 20-летней дочери его друга живописца Рейтерна – Елизавете. После 12 лет он жил у своих новых родственников в Германии, вплоть до самой смерти. У него было двое детей – Павел (1844 г.) и Александра (1842 г.).
Смерть писателя
Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге.
Читайте также: