Рапсодия в стиле блюз дж гершвина 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 7 классе.

1. Образовательная: напомнить учащимся историю зарождения инструментального концерта, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представление о программной музыке;

2. Развивающая: продолжить знакомить с лучшими образцами музыки жанра инструментального концерта;

3. Воспитательная: воспитать эмоциональную отзывчивость и восприятие лучших образцов классической музыки.

Тип урока : урок изучения и закрепления новых знаний.

Задачи урока :

2. Воспитать интерес и любовь к музыке джазового характера.

Основные понятия и термины: концерт ,джаз ,блюз .

У.: Здравствуйте,ребята. Сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения, вы должны будете мне назвать это произведение и вспомнить композитора.

У.: Молодцы. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Гершвина, но сначала вспомним тему прошлого урока.

Д.: Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна.

У.: Что такое концерт и в какую эпоху он зародился?

У.: Какие виды концертов вы знаете?

Д.: Сольные, групповые,смешанные, для взрослой аудитории, для детской аудитории, эстрадные концерты, концерты симфонической музыки, хореографические концерты, тематические.

У.: Прослушайте еще один отрывок, он тоже относится к инструментальному концерту, который мы проходили в 6 классе. Вспомните название и композитора этого концерта.

У.: Все верно. Антонио Вивальди, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Он был создателем жанра инструментальной концерт. Именно Вивальди установил классическую трехчастную структуру концерта, чередование частей : быстро – медленно – быстро.

Вспомним биографию композитора.

У.: С этим произведением мы знакомы. Джордж Гершвин считается джазовым композитором. Что такое джаз и какие у него характерные черты?

Д.: Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX – начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культуры.

Характерные черты джаза:

Импровизация – основа джаза. Каждый исполнитель, инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

Полиритмия – сочетание в музыкальном произведении двух и более самостоятельных ритмических рисунков в рамках одного размера.

Синкопы – смещение акцента с сильной доли на слабую

Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют.

У.: Назовите уже известных вам джазовых исполнителей.

Д.: Луи Армстронг, Эдвард Эллингтон, Элла Фитцджеральд.

У.:Молодцы. А теперь я предлагаю вам прослушать небольшую предисторию к новой теме нашего урока.

Немного отдохнем и сделаем физ.минутку.

У.: Запишите в тетради значение слова рапсодия.

Рапсодия – жанр инструментальной музыки, музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных мелодий.

Что такое блюз? С этим словом вы уже знакомы.

Д.: Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

После прослушивания учащиеся зачитывают свои ответы.

У.: - понравилась вам рапсодия?

-можно ли ее назвать классикой?

-как вы думаете, будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?

III. Работа над песней.

- С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились и кто композитор?

-Что такое рапсодия? Блюз?

V. Домашнее задание.

Найдите информацию об отечественных джазовых музыкантах. Составьте фонограмму из понравившихся вам композиций одного или нескольких исполнителей.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Сегодня мы с тобой перенесёмся на другой контитент и познакомимся с музыкальным искусством, которое отличается от музыки Бетховена, Моцарта, Прокофьева. Музыку этих композиторов называют классической.

А наш разговор будет о том, что эпоха может быть представлена разными стилями и направлениями в искусстве. И сам стиль будет определяться не конкретными элементами музыкального языка (лад, мелодия, ритм и т.д.), а их соотношениями, которые образуют сложное и неповторимое целое.

- Давай посмотрим или послушаем с тобой небольшой фрагмент

(Прослушай музыкальный фрагмент№1 или пройди по ссылке)

- Что удивило тебя в этой песне?

- Чем поразила она тебя – манерой исполнения? Мелодией? Настроением? Ритмом?

t1643500685aa.jpg

Джордж Гершвин (1898 – 1937)

Будучи мальчишкой, Джордж увлекался футболом. Чаще его можно было застать на футбольном поле, чем за уроками. Учителя нередко жаловались родителям на то, что он прогуливает уроки. И, когда однажды в школу приехал выступать юный скрипач, Джордж по традиции сбежал на спортплощадку. Однако, чуть позже, мелодия из окна школьного зала настолько его поразила, что он пропустил мяч. С этого дня жизнь Джорджа развернулась на 180 градусов. Он ни о чем не хотел думать другом, кроме того, как стать музыкантом. Родители даже представить себе не могли, что их сын впоследствии станет знаменитым на весь мир композитором, который изменит мир музыки своими произведениями.

Очень часто на своих концертах Гершвин поражал зрителей манерой исполнения.

- Давай и мы с тобой заглянем на его концерт, нам будет играть сам Джордж Гершвин

(Прослушай музыкальный фрагмент№2 или пройди по ссылке)

Нам с тобой повезло, ведь мы смотрели игру знаменитого композитора в уникальной записи 1931 года.

Позвонив организатору концерта, Джордж был весьма озадачен – его попросили написать новое произведение, и извинились за ситуацию.

(Прослушай музыкальный фрагмент№3 или пройди по ссылке)

- Что привлекло твоё внимание при прослушивании музыки? Опиши впечатление. Как бы ты назвал стиль музыки произведения?

t1643500685ab.jpg

художник Анатолий Зеленцов

Под впечатлением этой музыки были и художники.

Сочность и яркость музыки они передавали цветом. Ощущения необычности – разными оттенками одного цвета. Изломанность ритмов мелодий изображали изломанностью линий фигур

Главная черта произведения – импровизационность, которая в тоже время сочетается с принципами развития классического симфонизма. Это было новаторством в музыке – соединить инструменты симфонического оркестра и джазового коллектива, слить в единое целое джазовые ритмы и певучие мелодии, похожие на классическую музыку.

Позже этот стиль получил название – симфоджаз. А Гершвина стали заслуженно считать основателем этого стиля в музыке.

(Ты можешь его посмотреть - пройди по ссылке)

Мы с тобой послушали и посмотрели несколько произведений Гершвина

- Как ты думаешь, почему музыку Гершвина любят до сих пор?

Чем она привлекает людей уже несколько десятилетий.

4. Домашнее задание. Практическая работа

Не забывайте делать перерывы между уроками в 10-15 минут.

Выполненное домашнее задание можно выслать на электронную почту _________________________

или на ВАЦАП _____________________________

Помним, что надо указывать Фамилию, Имя ученика и класс. Выполнить домашнее задание предлагается до следующего урока по расписанию.

Формат выполненного домашнего задания:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока- углубление и расширение знаний.

Форма урока- традиционная.

Планируемы результаты:

Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, импровизации и т.д.)

Познакомить детей с новыми понятиями: ждаз, блюз.

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

Самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные УУД

осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Познавательные УУД

понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и направлений;

идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке.

Регулятивные УУД

самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы.

Коммуникативные УУД

устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

В моей голове столько мелодий,

что не хватит и ста лет,

Организационный момент.

Инструктаж техники безопасности на уроке.

Актуализация

В разгаре ХХI век! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших душах навсегда, а что уйдет, не затрагивая нас?

-В начале урока звучало произведение, Вы узнали эту мелодию? Кому она принадлежит?

- В каком стиле написано это произведение?

С творчеством, какого композитора мы продолжим знакомство? И музыкой какого направления ?

- Джордж Гершвин (показ портрета). На самом ли деле он был первым и, пожалуй, единственным, кто сумел соединить, казалось бы несоединимые стили: джаз и европейскую симфоническую музыку. Постараемся дать ответы на эти вопросы.

3.Работа по теме урока.

Дж. Гершвин, сын эмигрировавшего из России в 1890 году Якова Гершовица, родился в 1898 г в Нью-Йорке. Здесь протекала большая часть его жизни. Музыкальный быт Нью-Йорской улицы был единственной питательной средой эстетических впечатлений детских лет. Больше и чаще других на улицах звучали песни афроамериканцев, необычные, ещё сохранившие связи с первобытным искусством Африки.

В 20-е годы к нему пришел настоящий успех. О Джордже Гершвине всё чаще и чаще пишут в газетах и журналах.

Спасибо Нияра . Ребята, а что такое Джаз?

- Это целая музыкальная противоречивая культура. Джаз – появился среди афроамериканцев, быстро распространился в других странах. Он родился как искусство прикладное, но начиная с 40-50 гг. джаз стал серьезным искусством.

В джазе существует три компонента:

а) ритм особый свинг (качание);
б) гармония;
в) импровизация.

-Назовите основные жанры джаза.

-Основные жанры джаза: блюз, спиричуэлс.

Итак, джаз – это простенькая музыка африканских народов. Ну, разве можно её сравнить с серьезной классической музыкой?

-Ребята скажите, что такое симфония?

-Я предлагаю послушать фрагмент 1 части из 5 симфонии Бетховена.

-В какой форме написана симфония?

-Эта симфония написана в сонатной форме. Мы знаем, что эта форма основывается на сопоставлении и развитии 2-х тем, как правило, контрастных и состоит из 3-х разделов. Применяется эта форма, чаще всего, в инструментальных произведениях.

Рапсодия - греческое слово “rhapsodia” означает народная эпическая песнь. Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы-рапсоды.

Главы рапсодий исполняли нараспев, аккомпанируя себе на кифаре или лире.

-Почему же именно Рапсодию принято считать сочинением, открывшим новые возможности использования Джаза в симфонической музыке?

- инструменты/оркестры/; инструменты джазового оркестра

Главный музыкальный образ

/музыкальные средства выразительности,.

В основе произведения слышится 4 темы:

Каждая из этих тем варьируется. Звучит так, как будто композитор просто импровизирует.

6. Вокально-хоровая работа .

Работа над песней.


7 Итог урока.

Учитель –Будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?
Ответ: Конечно, будет. Она и сейчас звучит свежо, современно, ярко. Каждый из нас услышал в этой музыке что-то своё.

Учитель -Можно ли её назвать классикой?
Ответ 2: Конечно, эту музыку сейчас можно назвать классикой. Она любима, популярна, современна. Гершвин осторожно синтезировал джаз с серьезной музыкой. Он привнес в музыку романтизм.

8. Рефлексия.

Читайте также: