Конспект урока зима в мире растений перспектива

Обновлено: 06.07.2024

Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений
Задачи урока:
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, мышление, речь;
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
Формы работы: фронтальная, парная (групповая)

Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
на уроке не ленитесь,
а сейчас пока садитесь.

Учитель:
-Ребята, разгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?

Ученики: Это зима
Учитель:
-А кто из вас знает, сколько всего времен года? Назовите их.
Ученики:Существует четыре времени года.Зима,весна,лето,осень.
Учитель:
-Молодцы! А сейчас мы немного поиграем. Мне нужны четыре ученика, которые будут представлять времена года. Кто хочет быть представителями?
Ты будешь представлять зиму, ты - осень, ты - лето, и ты - весну.
Задание: у меня на столе лежат карточки с названиями месяцев, каждый из вас представляет определенное время года. Вы по одному подходите к столу, выбираете карточку с нужным для вашего времени года названием месяца и прикрепляете на доску под названием вашего времени года. А вы(остальные ) ребята, внимательно следите за выполнением задания, чтобы потом мы могли проверить: правильно оно выполнено или нет. Начали…
Ученики выполняют задание.

Учитель:
-Всё ли выполнено правильно?(да,нет) Молодцы!

Учитель:
1)Итак, сколько у нас всего месяцев в году? Назовите мне их.
2)А сколько месяцев длится зима?
3)Что же изменилось в природе с наступлением зимы?

Ученики отвечают:
1)В году 12 месяцев. Январь,февраль, . декабрь.
2) зима длится 3 месяца.
3) Выпал снег, похолодало, деревья сбросили листву и т.п.

Ученики выполняют задание.

Учитель:
Какие зимние явления вы нашли в тексте?

Ученики:снегопад, метель, изморозь ,гололедица , оттепель, снег.

Учитель:
-Вы хорошо справились с заданием, а теперь отгадайте следующую загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может.

Учитель:
1)-А как изменились зимой по сравнению с осенью лиственные деревья?
2)-А как выглядят зимой хвойные растения?(
3)-Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?

Ученики:
1)Сбросили листву
2)Ель,сосна-зеленые, лиственница-без иголок
3)Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как зимуют растения и наша тема: Зима В МИРЕ РАСТЕНИЙ

текст
Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.
Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.
Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.
Но самая лучшая защита от морозов -снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Учитель:
-Что помогает дереву выжить в холодную зиму? Как кора помогает выжить, снег?
Как вы хорошо постарались, молодцы!

Учитель:
-А теперь поработаем в группах: 1=1,2=2,3=3.У вас на партах лежит цветная карточка, на ней написано задание. Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы в задании. Работайте в паре с соседом по парте, обсуждайте, взаимодействуйте друг с другом, можете использовать учебник . Даю вам 5- 6 минут, потом мы начнем проверять ваши ответы. Разговариваем в полголоса.
(первый ряд сравнивает берёзу и осину, клён и рябину;второй ряд рассказывает про хвойные деревья и их шишки; третий ряд рассказывает про зимовку брусники, клюквы, земляники)

Пример карточки
Задание:
Как выглядят зимой берёза, осина? Как их узнать зимой?



Ученики выполняют задание.
Учитель:
-Время вышло, теперь послушаем ответы групп на заданные вопросы. Слушайте внимательно, в конце урока мы выполним небольшой тест.

Ученики отвечают на задание карточек.

Учитель проводит физкультминутку.

Учитель:
Отдохнули, отдохнули и за работу вновь вернулись.
Ребята, как вы думаете, могут ли растения, о которых вы узнали сегодня на уроке, зимой кормить животных?





Ученики выходят к доске и соединяют животное с кормом.

А теперь возьмите тест, который лежит у вас на партах. Я даю вам пять минут, чтобы вы просмотрели и выполнили задания. Задания выполняем самостоятельно, ни с кем не советуемся.

Тест
1.Лиственные деревья подчеркни одной чертой, хвойные деревья двумя.
Берёза, ель, рябина, сосна, лиственница, клён, осина.

2.Что помогает зимой выживать травянистым растениям?
( ответ обведи в круг)
А) гололедица
Б) снег
В) метель

3.Соедини стрелками название птицы и её корм зимой?
а)Снегирь б)всеяден

б)Ворон в)семена хвойных деревьев

в)Клёст а)разными семенами, ягодами, почками

А) вытянутая, овальной формы
Б) маленькая, округлой формы
В) крупная, округлой формы

5.Отгадай загадку
(напиши ответ под загадкой)
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?(снежинка)

Учитель:
Время вышло. Поменяйтесь тестом с соседом по парте. Я читаю вопрос, вы называете ответ.

Ученики вместе с учителем проверяют тесты.

Учитель:
Молодцы. Жизнь растений зимой не останавливается, она лишь замедляется. Животные зимой нуждаются в помощи растений, поэтому не следует ради забавы ломать ветки , срывать семена с деревьев. Вы можете подкармливать птиц зимой хлебом, а они будут радовать вас звонким пением.
- Вот и подходит к концу наш урок. Вам он понравился?
-А какое задание понравилось больше всего?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
У вас на партах лежат две звезды.
Оцените свою работу на уроке в целом. Красная- вы поработали хорошо и вам понравилось. Зелёная- вы старались работать, но иногда вам было немного трудно, но в будущем вы будете стараться.
Спасибо за урок, до свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни растений в зимний период и ознакомление со способами определения пород деревьев зимой по внешним отличительным признакам.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни растений в зимний период и ознакомление со способами определения пород деревьев зимой по внешним отличительным признакам.

формирование представлений об изменении условий жизни растений зимой

упражнять в назывании важнейших отличительных признаков изучаемых растений и различении пород деревьев зимой по отдельным признакам.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности

- контролировать способ решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

Познавательные:

развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы и изменениями в жизни растений

развивать умение осуществлять анализ с выделением существенных признаков

развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации

ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации

развитие умения работать с информацией, представленной в разных видах (текст, иллюстрации)

развитие умения обобщения, умения делать выводы при раскрытии и систематизации изучаемого материала

подводить итоги урока по вопросам

Коммуникативные:

– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой

– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам)

- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

- развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

1. Орг. момент.

- Начиная урок, я предлагаю вам послушать музыку.

Учитель включает аудиозапись и читает стихотворение. В это время на экране показываются слайды зимнего леса.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Зиме, лесу, зимнему лесу)

- Сейчас вы видели много картин зимнего леса. А какие слова использует поэт Ф.И. Тютчев рисуя лес? (Околдован, заколдован, волшебный сон, окован, очарован, …).

2. Актуализация знаний

- Что имел ввиду поэт говоря:

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован, …?

(Деревья в лесу как будто спят).

- Действительно, может показаться, что деревья в лесу как не живые. Но на самом деле это не так. В зимнее время они перестают расти, питаться и погружаются в глубокий сон).

- Кто из вас знает, как ещё деревья приспосабливаются к зимним холодам?

а) (Осенью они сбросили листья).

- Правильно, для листьев необходимо много тепла. Зимой это тепло будет очень необходимо дереву, поэтому они избавляются от листьев.

- Но есть деревья, которые остаются зелёными всю зиму. Как называются эти деревья? (Хвойные). Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Смола, которую выделяют деревья, защищает их от промерзания.

б) - А чем грозит зима деревьям? (От сильных морозов деревья могут замёрзнуть и погибнуть.)

- Но не бойтесь, деревья и к этому приспособились. Под кожицей своего ствола и веток они имеют специальным защитным слоем, который не выпускает тёплый воздух из дерева и предохраняет его от морозов.

- Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.

- Вы правы, растения полностью укрыты под снегом, как тёплой периной. Снег, до весны, сохраняет их от холода и морозов.

- А как вы думаете, кто легче переносит зимние морозы низкорослые растения или деревья, почему? (Низкорослые, потому что они полностью скрыты под снегом.)

3. Постановка проблемы и выход на цель урока.

- Ребята, ученикам 2 класса дали задание запечатлеть красоту зимней природы сфотографировав разные деревья и определить, что это за дерево. Все справились с заданием. Маша тоже сфотографировала дерево, но не смогла определить, что это за дерево.

На экране учитель показывает фотографию дерева.

- Предлагаю вам помочь Маше сделать это. (Ответы детей).

- Мы не можем. Почему?

- И так, перед нами тоже возникла проблема? Какая, как вы думаете? (У нас не получилось распознать дерево).

- Зная проблему, какую цель мы можем поставить? (Научиться распознавать деревья).

- Для этого нам нужно обозначить пути решения. (Определить признаки, которые помогут распознать деревья).

- И конечно, необходимо выполнить пробное действие. (Попробовать распознать дерево по этим признакам).

- Догадались ли вы, чему будет посвящён наш урок? (Ответы детей).

4. Открытие нового.

- Действительно, трудно распознать дерево в зимний период времени потому, что все деревья кажутся одинаковыми. Летом это сделать проще. Почему? (Летом на деревьях есть листья).

- Да, но листьев не стало. Но остались постоянные внешние признаки, по которым мы можем определить дерево, т.е. решить проблему.

- Давайте обратимся к учебнику.

- Откройте учебники на стр. 20. Возьмите простые карандаши. Читая текст учебника, подчеркните слова обозначающие какой либо признак дерева.

Дети читают самостоятельно текст учебника.

- Какие внешние признаки вы нашли? (Кора).

Учитель вывешивает карточку КОРА

- Какие деревья легче узнать по коре? (Берёзу и осину).

- Ещё какие признаки вы подчеркнули? (Остатки листьев).

Учитель вывешивает карточку ЛИСТЬЯ

- На каких деревьях они остаются? (Ответы детей).

- По листьям, какие ещё деревья мы можем узнать? (Ель, сосну, пихту). Какие это деревья? (Хвойные). Почему их так называют? (Вместо листьев у них хвоинки).

Учитель вывешивает карточку ПЛОДЫ

- Под словом плоды мы подразумеваем и семена и шишки.

- На каких деревьях они остаются? (Рябина, клён, липа, ясень, вяз).

- А если на дереве не видны ни плоды, ни оставшиеся листья. По какому признаку тогда придётся определять дерево? ( По силуэту).

Учитель вывешивает карточку СИЛУЭТ

- Правильно, но это трудно сделать.

- Мы определили с вами признаки, зная которые мы сможем распознать деревья. Давайте попробуем это сделать.

- Мы определили с вами признаки, по которым можем узнать дерево. Давайте вернёмся к нашему плану. И следующее наше действие? (Пробное действие). Сейчас мы должны попробовать эти знания применить.

На тарелочках разложены: кора деревьев, семена и шишки, сухие листья.

- Посмотрите, что я принесла.

Дети встают, подходят, ощупывают.

- Попробуйте назвать деревья.

- Получилось ли у вас назвать все деревья? (Нет. Мы не знаем у какого дерева какие семена).

- Где и откуда получить нам эти знания? (Из энциклопедии. Спросить у взрослых. Из интернета).

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат,

Белки на ветках сидят.

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий.

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся

И домой к себе вернемся.

5. Применение нового знания. Работа в парах.

- Давайте вспомним правила работы в паре. (Ответы детей).

Учитель выставляет карточку с правилами на доску.

Название дерева

1 ряд: 1 парта: сосна; 2 парта: ель.

2 ряд: 1 парта: липа; 2 парта: ясень.

3 ряд: 1 парта: ива; 2 парта: клён.

- Работа закончена. Договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать, а кто помогать.

Дети в паре выходят и рассказывают.

Б) - Давайте снова посмотрим на то, что лежит на тарелочках. Попробуйте назвать деревья. (Дети называют и объясняют).

Дети называют, а учитель показывает правильную картинку на экране (кора: берёза, осина, сосна; листья: ясеня, рябины, тополя, осины, сосна, ель; семена: клёна, ясеня, дуба).

Если успеваем по времени, то отгадываем кроссворд на уроке. Если нет, то даем задание на дом.

В) – Хотите проверить себя ещё раз? Попробуем разгадать кроссворд?

- Попробуйте определить дерево по его виду в зимнее время года.

Кроссворд. Работа с вебкамерой. На доске вывешиваются растения:


6. Подведение итогов урока.

- Молодцы! Вернёмся к проблеме возникшей вначале урока. Мы должны были распознать дерево и помочь Маше. (Мы не могли распознать дерево зимой).

- Теперь мы знаем, почему она не смогла определить и назвать дерево? (Ей не хватало информации, содержащей сведения о признаках этого дерева).

Учитель добавляет признаки. Это клён.

- Мы справились с задачей поставленной нами на уроке? (Да).

- Что мы для этого должны знать? (Какая кора, листья, плоды у каждого дерева).

- Вам задание: По дороге домой, попробовать распознать и назвать деревья, которые вам встретятся. И разгадать кроссворд.

7. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Попробуйте рассказать о том, что вы узнали на уроке по схеме:

- На моём столе лежат жёлтые и красные полоски. Если вам понравился урок, и вы многое узнали, прикрепите к нашему солнышку жёлтую полоску, а если ничего нового не узнали – красную. Мне очень понравился наш урок, и я прикреплю свою жёлтую полоску. Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. - Спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: закрепить знания о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Примечание: заранее подготовленные ученики читают стихи о зимней природе.

Проверка домашнего задания

– Что вам особенно запомнилось на прогулке?

(Учитель и ученики слушают фоторассказы о зимней прогулке.)

Самоопределение к деятельности

-Догадались ли вы, чему будет посвящён наш урок? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке будем говорить о нашем крае зимой.

Работа по теме урока.

- На экскурсии мы видели много картин зимней природы в парке. А как выглядит лес после снегопада? (Заснеженный лес спит спокойно, безмятежно.)

-Какое настроение вызывают изображения заснеженного леса? (Ответы учеников.)

Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

(Заранее подготовленные ученики читают стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы.)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- Какие слова используют поэты, рисуя сказочность леса после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т.д.)

– Что помогает дереву выжить в холодную зиму? (Ответы учеников.)

Лиственные деревья зимой. Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.

Много выделяют тепла листья – долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листы дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.

Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще у него пробковый слой. Вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.

Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

- Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими. На прогулке мы учились определять лиственные деревья. По каким признакам можно различить деревья? (По коре, по сохранившимся листьям, по плодам.)

- Как можно отличить по цвету коры ствола берёзы от осины? (У берёзы ствол белый, у осины зеленоватый.)

- Можно ли отличить ствол дуба от ствола липы? (У дуба ствол мощнее, чем у липы. Дуб можно узнать по оставшимся сморщенным сухим листьям.)

- Как ещё можно узнать деревья? (По плодам.)

- Какие плоды деревьев мы видели на прогулке? (Ответы учеников.)

- Установите соответствие. Соедините линиями слова каждого столбика.

Ясень Крылатый орешек (семечко, окруженное крылаткой)

Вяз Крылатка (семечко с двумя крылышками)

Липа Крылатка (семечко с одним крылышком)

Ответ: клён – крылатка (семечко с двумя крылышками), ясень – крылатка (семечко с одним крылышком), вяз – крылатый орешек (семечко, окруженное крылаткой), липа – орешки, рябина – яблоко.

Действительно, ягода рябины учёные относят к плодам-яблокам. Яркие плоды рябины, начинающие созревать в конце лета, часто называют ягодами, хотя по своему строению они соответствуют плодам яблони. Яблочки рябины, каждое не больше сантиметра в диаметре, собраны в гроздья по 25 – 40, а то и по 50 штук. В каждом из яблочек 4, а иногда 8 мелких семян.

В плодах рябины не только красота, но и большая польза, хотя он и с горьким привкусом. Да ведь знающие люди и не едят их в эту пору. Дожидаются, когда ударят первые морозы. Тогда и собирают ягоды. Холод отбивает у них горечь, а все полезные вещества сохраняются.

Особенно много в рябине витамина С – как в лимоне и чёрной смородине. По количеству каротина может поспорить с морковью. А ещё плоды рябины богаты сахарами, витамином А, яблочной кислотой и дубильными веществами.

Хвойные деревья зимой. Зимой, в заснеженном лесу зелёные, в белых шапочках и белых шарфиках ёлочки и сосны – первые красавицы.

- Почему хвойные деревья зелёные весь год? (Примерный ответ. Если лиственное дерево останется зимой с зелёными листьями, то погибнет от недостатка влаги, так как листья испаряют воду. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налёт.)

- А ещё почему остаются зелёными хвойные деревья? (Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов, в них сохраняются соки.)

- На экскурсии мы с вами не только смотрели, но и нюхали ветки деревьев, стараясь ощутить запахи зимнего леса. Вам нравится запах ёлочки? Чем она пахнет? (Новогодним праздником.)

- Какое настроение создаёт этот запах? Вы слышали когда-нибудь о фитонцидах?

Все растения выделяют особые вещества – фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов – хвойные деревья. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно людям с заболеваниями дыхательных путей.

Работа по учебнику.

- Прочитаем текст о можжевельнике.

- Вспомните, как мы отличали ель от сосны. Чем интересны иголки кедровый сосны? А хвоя лиственницы? А хвоя пихты? (Сосна – длинные хвоинки расположены по две в пучке, ель – короткие колючие хвоинки расположены спирально вокруг ветки, пихта – короткие мягкие хвоинки расположены спирально вокруг ветки, кедровая сосна – длинные хвоинки расположены по пять в пучке.)

- Как ещё можно различить хвойные деревья? (По шишкам.)

(Учитель показывает шишки, учащиеся определяют каким деревьям они принадлежат.)

- Как зимую кустарники? (Ответы учеников.)

Кустарники и травы зимой. Холодное время проводят кустарники в состоянии покоя. Веточки покрыты специальным защитным слоем, который предотвращает испарение влаги. Растения покрыты снегом. Поэтому их корни укутаны, словно пуховым одеялом. Им под снегом тепло и уютно.

- Как зимуют травы? (Ответы учеников.)

Некоторые их трав словно прячутся на зиму в землю. У них в зимнее время сохраняются живыми только подземные органы – корни, а вся надземная часть отмирает. Другие травы сохраняют зимой зелёные листья. Это копытень, земляника, заячья капуста.

Под снегом зимуют и маленькие кустарнички – брусника, клюква и черника. Черника теряет осенью свою листву, и зимует в виде голых кустиков, у неё остаются только зеленоватые тонкие прутики. Брусника и клюква, наоборот, остаются везде зелёными, сохраняют листья на зиму. Их внешний вид мало меняется на протяжении всего года.

- Откройте учебники на с. 21. С помощью атласа-определителя узнайте на рисунке растения, которые зимуют под снегом.

Дом построен у сугроба.

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные,

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп.

Закрепление изученного материла.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

- Прочитайте, выполните задание.

(Учитель приносит на урок ветки хвойных растений, плоды лиственных деревьев.)

- Узнайте хвойное дерево. Узнайте лиственное дерево.

Подведение итогов урока.

– Как зимуют растения?

– Почему в жизни растений происходят эти изменения?

– Прочитаем выводы учебника.

Выполнить задание 4 (с. 13) в рабочей тетради (задание необходимо приготовить как вопрос-загадку для своего соседа по парте).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить знания о зимних погодных явлениях и со­стоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять по­роды деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать раз­личные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Примечание: заранее подготовленные ученики читают стихи о зимней природе.

Организационный момент

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

— Что изменилось в природе с наступлением зимы?

- Какие явления в неживой природе можно наблюдать зимой?
III. Самоопределение к деятельности

-Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники?

-Как выглядят зимой хвойные растения?

-Видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелеными?

—Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке будем говорить о том, как зимуют растения.

-Давайте вспомним, какие группы растений мы знаем? Какие растут в нашей местности?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

А как выглядит лес зимой? (Заснеженный лес спит спокойно, безмятежно.)

Какое настроение вызывают изображения заснеженного
леса? (Ответы учеников.)

Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Рус­ские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

(Заранее подготовленные ученики читают стихотворения рус­ских поэтов о красоте зимней природы.)

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован.

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

— Какие слова используют поэты, рисуя сказочность леса
после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, вол­шебный, окован, дремлет, очарован и т. д.)

3. Беседа

— Что помогает дереву выжить в холодную зиму? (Ответы уче­ников.)

Лиственные деревья зимой. Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.

Много выделяют тепла листья — долой на зиму листья! Дере­вья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни де­ревьев от промерзания.

Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.

Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему ста­рые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.

Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное по­крывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накры­вает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

-Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими.

По каким признакам можно различить деревья? (По коре,
по сохранившимся листьям, по плодам.)

Как можно отличить по цвету коры ствола березу от осины?
(У березы ствол белый, у осины зеленоватый.)

На некоторых деревьях сохраняются зимой листья.Особенно много их на дубе.

Найдите на парте и покажите друг другу листья дуба.

Листья каких деревьев вы узнали еще?

Как еще можно узнать деревья? (По плодам.)

Плоды какого дерева лежат у вас на столе?( рябина)

В плодах рябины не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Да ведь знающие люди и не едят их в эту пору. Дожидаются, когда ударят первые морозы. Тогда и собирают ягоды. Холод отбивает у них горечь, а все полезные вещества сохраняются.

Особенно много в рябине витамина С — как в лимоне и чер­ной смородине. По количеству каротина может поспорить с мор­ковью. А еще плоды рябины богаты сахарами, витамином А, яб­лочной кислотой .

Хвойные деревья зимой. Зимой в заснеженном лесу зеленые, в белых шапочках и белых шарфиках елочки и сосны — первые красавицы.

-А вы знаете почему хвойные деревья зеленые весь год?

- Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями, то погибнет от недостатка влаги, так как листья испаряют воду. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохране­ния влаги: толстую кожицу, восковой налет.)

А еще почему остаются зелеными хвойные деревья? (Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов, в них сохраняются соки.)

У вас на столах ветки хвойных деревьев. Давайте их понюхаем?

Вам нравится запах елочки? Чем она пахнет? (Новогодним празд­ником.)

Какое настроение создает этот запах?

Вы слышали когда- нибудь о фитонцидах?

Все растения выделяют особые вещества — фитонциды, ко­торые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чем­пионы по выделению фитонцидов - хвойные деревья. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно людям с заболеваниями дыхательных путей.

Физкультминутка

Дом построен у сугроба.

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные,

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа — хлоп, слева — хлоп.

— На ваших партах ветки ели и сосны.

-Как можно различить эти хвойные деревья?

-Какие иголки у сосны, у ели?

(Соснадлинные хвоинки расположены по две в пучке, елькороткие колючие хвоинки расположены спиралью во­круг ветки.

— Как еще можно различить хвойные деревья? (По шишкам.)
(Учитель показывает шишки на слайде, учащиеся определяют, каким деревьям они принадлежат.)

-У сосны шишки короткие, а у ели вытянутые.

4. Работа по учебнику

-Ни с чем не спутаешь в зимнем лесу хвойный кустарник - можжевельник.

—Прочитаем текст о можжевельнике стр.22 учебник и ответим на вопрос

-Как можно использовать можжевельник в домашнем хозяйстве?

- Оказывается деревья можно различить и по силуэтам.

— Как зимуют травы? (Ответы учеников.)

Некоторые из трав словно прячутся на зиму в землю. У них в зимнее время сохраняются живыми только подземные органы — корни, а вся надземная часть отмирает. Другие травы сохраняют зимой зеленые листья. Это копытень, земляника, заячья капуста.

Под снегом зимуют и маленькие кустарнички — брусника, клюква и черника. Черника теряет осенью свою листву и зимует в виде голых кустиков, у нее остаются только зеленоватые тонкие прутики. Брусника и клюква, наоборот, остаются всегда зелены­ми, сохраняют листья на зиму. Их внешний вид мало меняется на протяжении всего года.

— Откройте учебники на с. 21. С помощью атласа-определителя узнайте на рисунке растения, которые зимуют под снегом.

VI. Рефлексия

Работа с гербарием.

— Узнайте хвойное дерево. Узнайте лиственное дерево.
VII. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 1 (с. 12)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.) Задание 2 (с. 12)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.) Задание 3 (с. 13)

— Прочитайте, выполните задание.

- Как растения, о которых вы узнали на уроке, зимой кормят животных?

(птицы семена, рябину)

VIII. Подведение итогов урока

-По каким признакам можно различить деревья зимой?

Прочитаем выводы учебника.

Домашнее задание

Выполнить задание 4 (с. 13) в рабочей тетради (задание не­обходимо приготовить как вопрос-загадку для своего соседа по парте).

Читайте также: