Конспект дидактическая игра сенсорное восприятие определять какого цвета не хватает

Обновлено: 06.07.2024

Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. Основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Дидактические игры на определение формы

Дидактическая задача: закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Заключение. «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Дидактическая задача: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наглядный материал: большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.

Заключение. «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их мишке. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т. п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Дидактические игры по изучению цвета

Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).

Наглядный материал: кукла.

Раздаточный материал: карточки - коврики (30х20, разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый, величины из картона.

3. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру.

Заключение. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания".

Дидактическая задача: Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты.

1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

Игра: Курочка и цыплята

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Игра: Елочки и грибочки.

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

Игра: Разноцветные бусы.

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).

Игра: Помоги матрешке найти свои игрушки.

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

Игра: Угостим медведя ягодой.

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Игра: Поставь букет в вазу.

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

Игра: Разноцветные шары.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Игра: Подбери чашки к блюдцам.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

Игра: Варежки.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

Игра: Магазин игрушек.

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т. п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку, уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета. Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.

Цель: накапливать у детей цветовое впечатление.

1. Учить детей различать основные цвета (красный, желтый, зеленый).

2. Развивать познавательную активность, способствовать целенаправленным действиям.

3. Воспитывать интерес к рисованию.

Ход занятия:

Сегодня к нам в гости пришел чудесный мешочек, посмотрите какой красивый, у мешочка есть даже ручки – вот они. И они машут вам привет. Давайте все вместе помашем мешочку и скажем привет. Привет.

А давайте посмотрим, что мешочек принес? По очереди подходим и достаем игрушку.

Полина подходи к мешочку и доставай одну игрушку. Полина что у тебя в руках? Правильно, кубик. Кубик красного цвета. Каким цветом кубик? Умница – это красный кубик. Посмотрите, какой он яркий, красивый. Клади кубик на поднос.

Ваня доставай игрушку из мешочка. Какую игрушку Ваня достал? Ребята – это груша, она зеленого цвета. Ваня, каким цветом груша? Молодец Ваня, груша зеленого цвета!

Софья подходи к мешочку и доставай одну игрушку. Софья ты что достала? Правильно - это кубик. Кубик зеленого цвета. Каким цветом кубик? Умница – это зеленый кубик. Посмотрите, какой он яркий, красивый. У нас груша зеленого цвета и кубик тоже зеленого цвета. Клади кубик рядом с грушей на поднос.

А Полина достала банан, желтого цвета. Посмотрите какой красивый банан, яркий, желтый. Каким цветом банан? Умница, банан желтого цвета.

Ваня подходи к мешочку и доставай одну игрушку. Ваня ты что достала? Правильно - это кубик. Кубик желтого цвета. Каким цветом кубик? Молодец – это желтый кубик. Посмотрите, какой он яркий, красивый. Какая у нас игрушка желтого цвета? Молодцы банан у нас желтого цвета и кубик тоже желтого цвета. Клади кубик рядом с бананом на поднос.

Софья что ты достала? Это яблоко. Каким цветом яблоко? Умница, яблоко красного цвета. Посмотрите, какое яблоко яркое, красивое. Какая у нас игрушка красного цвета? Молодцы кубик у нас красного цвета и яблоко тоже красного цвета. Клади яблоко рядом с кубиком на поднос.

Достаем все предметы из мешочка и выкладываем на поднос, называя предмет и цвет. Отмечая, какие они красивые.


Воспитатель еще раз предлагает рассмотреть игрушки, заостряя особое внимание на цвета, проговаривая слова: красный, желтый, зеленый.

Давайте соберё м игрушки обратно в мешочек и поиграем в игру: разноцветные ладошки.


Я подготовила красочку: красную, желтую, зеленую и лист бумаги. Будем аккуратно макать ладошки в тазик с красочкой, и делать отпечатки на листе бумаге.

Посмотрите у нас на столе – красная, желтая и зеленая красочка.

Софья макай ладошку в красную красочку и ставь отпечаток на листочек. Молодец! Дети оставляют поочередно на листке бумаге отпечатки.


Посмотрите, какой красивый цветочек получился, а какие яркие, красивые, красные, желтые и зеленые лепесточки. Давайте назовем наш цветочек – цветик семицветик. Вам нравится наш цветочек? А какие у него лепесточки? Правильно, красные, желтые и зеленые. Молодцы!


Цель занятия считается достигнутой, если дети соотносят разные игрушки по цветам. Занятие проводится дважды.

Итоговое занятие по сенсорному развитию в 1-ой младшей группе Цель: 1) Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. 2).

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов;их форме, цвете,величине,.

Занятие по сенсорному развитию для детей раннего возраста. Тема. Путешествие в лес. Цели: Формировать у детей представления о диких животных. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Мастер – класс

Подготовила: Ежова Е. В. , 2020г.

Ход мероприятия:

1.Приветствие педагогов. Объявление темы, цели, задач. Актуальность и проблема темы .

-повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.

-познакомить педагогов с особенностями цветовосприятия у детей раннего возраста;

-представить дидактические игры, пособия, оборудование, а также методы и приёмы для развития восприятия цвета у детей раннего возраста;

-получить обратную связь от участников мастер-класса в виде участия в создании дидактического пособия, принятия и заинтересованности темы.

Цветное видение человека - явление уникальное и закономерное. Проблематика, связанная с данным явлением, постоянно привлекает внимание ученых. Значение цветового восприятия хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Фребель Ф, Монтессори М, Тихеева Е.И. и другие. Вместе с тем процесс формирования представлений о цвете у детей на втором - третьем годах жизни на данное время является недостаточно исследованным.

К 3 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов, хотя дети этого возраста способны различать 8 цветов - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, фиолетовый.

Цвет у детей стимулирует физическую и умственную активность , благотворно влияет на настроение и реакцию на окружающее, выступает как регулятор эмоционального состояния, стимулирует развитие речи, образного мышления, воображения, памяти , участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус, а ещё имеет практическое значение - так малыш узнаёт цвета светофора, время года по цвету листьев, свои игрушки и одежду.

Назовите профессии, для которых очень важно и главное необходимо различать цвета.

Да для многих профессий необходима способность различать цвета, например: для водителей и машинистов (цвета светофоров); для врачей (многие симптомы связаны с изменением окраски кожи, слизистых оболочек, глазного дна), для ученых-химиков (проведение цветных химических реакций), для художников, писателей и поэтов (создание красивых художественных произведений); радиотехническая промышленность, строительство, швейное и обувное производство.

Каждый, кто работал с малышами, знает, как порой нелегко научить их различать цвета и запоминать названия, ведь осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.

2.Технологии, методы, способы, методика.

*В педагогике существует много приёмов и методик, при помощи которых можно научить ребёнка уже в раннем возрасте различать основные и дополнительные цвета:

-Организация "цветных" дней.

-Занятия творчеством: рисованием, лепкой, конструированием.

-Детские книжки с иллюстрациями и заданиями.

-Сюжетные игры и любимые сюжетные игрушки.

-Карточки Домана.
-Палочки Кюизинера.

*Сегодня я хочу представить методику дидактических игр в формировании восприятия цвета у детей раннего возраста.

*Презентация «Дидактические игры, игрушки, пособия к мастер – классу на тему

*Дидактическая игра хороша тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

*Чтобы сформировать знания по формированию восприятия цвета посредством дидактических игр у детей раннего возраста в своей группе я использую технологии:

-Игровая технология, которая занимает основополагающее место в сенсорном развитии детей раннего возраста, поскольку именно в игре ребенок наиболее полноценно воспринимает окружающий мир и получает разносторонние сведения о его многообразии.

-Личностно-ориентированная технология, которая очень важна для получения положительного результата, т.к. позволяет учитывать и корректировать материал, предназначенный для усвоения, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

*Во время проведения дидактических игр я использую следующие методы:

*Процесс знакомства с цветом и формирования восприятия цвета у детей раннего возраста проходит по следующим этапам или в следующей последовательности:

1)Знакомство с цветом - акцентирование внимания на цвете предметов с называнием цвета педагогом.

3)Выбор по цвету по речевой инструкции – сравнение и отбор предметов по слову-названию , с оединение слов-названий с конкретным цветом, введение названий в пассивный словарь .

*Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний с помощью дидактических игр по восприятию цвета соблюдаю некоторые необходимые условия:

- подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

-лучше всего формирование представления о цвете происходит при предъявлении предметов противоположных цветов: красного и жёлтого, красного и синего, чёрного и белого, и т.д

-лучше придерживаться следующей последовательности изучения цветов: красный и жёлтый; красный и синий, жёлтый и зелёный, чёрный и белый.

-дидактические игры, игрушки , пособия должны быть приятной фактуры, четкой формы и яркого насыщенного цвета.

-объяснение должно быть предельно кратко, т.к. лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

-эмоциональность проведения дидактических игр повышает их эффективность.

-необходимо соблюдать в обучении последовательность и постепенное усложнение материала.

-необходимо закреплять знания и умения, полученные в дидактической игре, в повседневной жизни.

*Соединение соблюдения этапности и необходимых условий при проведении дидактических игр (указанные выше) как раз и дают методику формирования восприятия цвета у детей раннего возраста, которая приводит к таким результатам, что дети 3-х лет умеют:

- Выделять и учитывать цвет при выполнении ряда практических действий.

-Группировать предметы по цвету.

-Соотносить разнородные предметы по цвету.

*Вот какая красота,

Правильно нашли цвета.

*Спасибо за участие.

*Белый цвет - как лист альбомный,

Вата, облака, кефир.
Желтый - это цвет лимона,
Или лютик, или сыр.
А зеленый - как лягушка,
Травка, листья, изумруд,
Огурец, горох, петрушка,
Иль заросший тиной пруд.
Красный - "стоп" на светофоре,
Мака яркие цветки.
Синий цвет похож на море,
Небо или васильки.
Черный звезды окружает,
Серый - как туман с утра.
А о ранжевый пылает
Яркий, словно свет костра.
Много в мире нашем красок,
И оттенков, и тонов,
Разноцветных ярких сказок,
И цветных хороших снов.

*Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.

В связи с этим заданием хочу сообщить вам, что сейчас вы продемонстрировали один из инструментов методики для развития мышления и воображения - эйдетики, а инструмент этот – ассоциации.

Физические ассоциации, вызываемые цветами :

-Весовые: лёгкий, тяжёлый, воздушный, давящий

-Температурные: тёплый, холодный, горячий, жгучий

-Фактурные: гладкий, колючий, мягкий

-Акустические: тихий, громкий, глухой, звонкий

-Пространственные: выступающий, глубокий, поверхностный

Эмоциональные ассоциации, вызываемые цветами:

-Позитивные: весёлый, бодрый, лирический, приятный

-Негативные: грустный, трагический, злой, вялый, скучный

-Нейтральные: спокойный, безразличный, уравновешенный

-Энергетические: возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, успокаювающий

-Учить составлять предложения (маленький рассказ) с опорой на цвет и фактуру.

*Понравился ли вам мастер-класс? Предлагаю через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку:

Методическая разработка

«Сенсорное развитие детей раннего возраста

Подготовила: Савельева Е. Н.

Воспитатель I квалификационной категории

Современные педагогические технологии……………………………. 15

Пояснительная записка

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;

-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;

-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Условия реализации: детские дошкольные учреждения.

Применение: о.о.д., дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.

Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.

Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Результативность использования данной методической разработки.

Принцип построения методической разработки:

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:

-будет подобран комплекс дидактических игр;

-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Ожидаемый результат:

-дети различают и называют основные цвета;

-различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, круг, квадрат, прямоугольник);

-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);

-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;

-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.

Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего детства доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении шести лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету.

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Цели и задачи:

Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.

- познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый;

- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;

- закреплять названия цветов в активной речи детей.

- развивать цветовое восприятие детей;

- развивать у детей зрительную память;

- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;

- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;

- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.


Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Важно! Развитие сенсорных навыков — это не только задача педагогов с дипломом. Посильную помощь для образовательного процесса должны оказывать родители. Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ. Рекомендуется предварительно посетить консультацию или открытый урок у воспитателя, чтобы делать все правильно.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.


Пример дидактических игр

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.


Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей.

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.


Соотносить можно и другие формы

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи.

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Читайте также: