Конспект беседы слова бывают разные

Обновлено: 06.07.2024

королеве Грамоте. Давайте вспомним с каким термином мы познакомились?

( За каждое правильно названное слово ребё нок получает фиш ку - игрушк у .

Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет слово, а ребё нок в ответ прои зносит слово

Мишка – торопыжка , речка - печка, галка - палка, каша - маша, и т.д.).

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево - вправо)

Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх рука ми)

( Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, Ш - ш - ш! (Подняли вверх р у ки, п отянулись)

4. Далее педагог рассказывает о том, что слова бывают разные по протяженности -

Сегодня мы будем уч ится измерять п ротяженн ость слов хлопками.

Измерение протяженности слов хлопками (по количеству слогов).

Слоги можно обозначать заместителями (фишками - игрушками).

5. Итог: Дети делятся впечатлениями о путешествии по тропинке знаний и

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными оказались добрые слова. Попробовали сделать комплимент друг другу на уроке.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Развитие связной речи учащихся.
  2. Постижение мастерства комплимента как малой формы риторического жанра.
  3. Отработка навыка восприятия художественного слова.
  4. Воспитание любви к родному языку.
  5. Нравственное воспитание учащихся.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный, потому что в классе много гостей. Необычный, потому что у доски незнакомый вам учитель. Необычный, потому что начнем мы его с загадки.

  1. Единица я зыка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий.
  2. Что-нибудь сказанное, разговор, беседа.
  3. Речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ.

- А как вы думаете, ребята, сколько слов в русском языке? Как это узнать?

Нужно обратиться к лингвистическим словарям. Они перед вами.

По мнению известного лингвиста П.Н.Денисова, в русском языке около одного миллиона слов, если учесть, кроме слов литературного языка, профессиональные и диалектные слова. Какое это необъятное море – море слов.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

- Какими же, по мнению поэта, бывают слова?

- Подумайте, какие слова мы называем смелыми?

А сейчас послушайте отрывок из стихотворения Бориса Заходера:

Дайте мне кусок щекотки,

Дайте смеха две щепотки,

Три столовых ложки ветра

И грозы - четыре метра.

- Почему вы улыбаетесь? Какие это слова?

А вот еще слова. Это рассказ выпускницы МОУ СОШ 1 Александровой Светланы. Внимательно его послушайте и дайте определение этим словам. (Рассказ прилагается).

А еще слова бывают добрыми. Вы знаете добрые слова? Один из самых простых и доступных способов доставить радость другому, установить контакт и поддержать добрые отношения – комплимент. Давайте прочитаем определение комплимента.

Комплимент – это любезные приятные слова, лестное замечание или отзыв.

Мастерству комплемента нужно учиться. Для начинающих делать комплименты памятка.

Памятка делающего комплимент.

  1. Говорящий не должен находиться с адресатом в состоянии конфликта.
  2. Говорящий должен быть уверен, что его комплимент понравится слушателю, что его не заподозрят в корысти.
  3. Комплимент ценен только тогда, когда сделан искренне.
  4. Хороший комплимент свеж, изящен и нестандартен по содержанию. В нем нет банальных фраз.

-А сейчас самый главный момент урока. Посмотрите друг на друга. Кому вы сделаете комплимент? Кто сегодня нуждается в поддержке? Кто достоин комплимента? У вас 5 минут.

Учащиеся делают комплименты.

- А теперь посмотрите на доску. Я не случайно именно так расположила слова, которые прозвучали сегодня на уроке. Кто попробует сделать вывод?

Вывод: Слова, которые мы употребляем в речи, могут быть разными, но как хорошо, если это добрые слова.

Значение доброго слова в жизни русский народ закрепил в пословицах. Вы знаете такие пословицы?

  1. Доброе слово и кошке приятно.
  2. Доброе слово сказать – посошок в руки дать.
  3. Ласковое слово – что весенний день.
  4. От приветливых слов язык не отсохнет.

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

В кубанское село Большая Козинка пришла весна. Но все было как-то не так. Лениво отцвели подснежники, не выпустив наружу и половины своей братии. Не спешили возвращаться в родные места птицы, не слышно было и рокочущего хора тракторов, дружно рыхлящих благодатный чернозем. Вот и двенадцатилетний Жорка - обычно веселый, энергичный, любознательный мальчишка - насупившись, молча сидел на лавочке, нехотя ковыряя ботинком землю.

  1. Жорка, иди попрощаемся, - твердо, но как-то удивительно ласково прозвучал мужской голос.
  2. Не пойду, - сделав еще пол-оборота в сторону, пробубнил мальчишка.
  3. Жорка, - еще раз позвал отец. В ответ тишина и сердито блестящий, коротко остриженный затылок.
  4. Ну, как знаешь, - сказал солдат, закинул за спину дорожный узелок и, не оглядываясь, уверенно зашагал по еще не просохшей дороге. Жорка, получивший накануне вечером от отца подзатыльник за то, что сломал новенькую, привезенную в подарок машинку, сгорбившись, продолжал сидеть на лавочке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные. " 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о.

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений.


Технологическая карта урока русского языка "Такие разные обращения "

Презентация для учеников 1 класса по изобразительному искусству.


Урок-исследование "Слова бывают разные"

Урок-исследование "Слова бывают разные" по теме "Лексика", 10 класс.


Конспект урока"Дома бывают разные" 1 класс
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие связной речи учащихся.

Постижение мастерства комплимента как малой формы риторического жанра.

Отработка навыка восприятия художественного слова.

Воспитание любви к родному языку.

Нравственное воспитание учащихся.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный, потому что в классе много гостей. Необычный, потому что начнем мы его с загадки.

Единица я зыка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий.

Что-нибудь сказанное, разговор, беседа.

Речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ.

По мнению известного лингвиста П.Н.Денисова, в русском языке около одного миллиона слов, если учесть, кроме слов литературного языка, профессиональные и диалектные слова. Какое это необъятное море – море слов.

В качестве эпиграфа я взяла строки из стихотворения Вадима Шефнера.

Словом можно убить, слово можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.

3. Объяснение эпиграфа.

Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, не-

обдуманное, резкое - беду. «Словом можно приголубить, а можно

Мы ежедневно общаемся в семье, в транспорте, в школе, на работе. Жизнь без разговора просто немыслима. Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают. Совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом .

4. -Существуют этикетные формулы (презентация)

- Но чтобы употреблять такие формулы этикета мы должны соблюдать определённые требования, давайте прочитаем их в приложении

Человек должен обладать :

во-первых, культурой речи , которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов ; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь ;

СЛАЙД №4 Результаты анкеты (выступление)

-Что означает слово циник ?

5. Проверка домашнего задания. В словаре С. Ожегова

- Откуда же взялись в нашей речи нецензурные, бранные выражения? (выступления ученика).

- Существует ли какое-то наказание?

(существует статья 20 в Уголовном кодексе “За брань в общественном месте”. Штраф от 1000-3000, за проявленное неуважение).

в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу ;

в-четвертых, умением управлять своими эмоциями : воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.

Чтение притчи.

В Японии, в одном поселке жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

- Ребята, в притче, как и в басне, заключена мораль, какой- то нравственный урок. Какой нравственный урок преподносит нам эта притча?

Вывод: грубость в речи, в поведении побуждает к агрессии, которая в свою очередь ведёт к ссорам и конфликтам. Нельзя отвечать грубостью на грубость.

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о слабости человека, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих.

А знаете ли вы, что даже вода реагирует на слово. Если ей нашептывать слова любви на любом языке, то кристаллы при замерзании выстраиваются в причудливые снежинки.

Просмотр видео об уникальных открытиях Масару ЭМОТО, японского учёного.

А еще слова бывают добрыми. Вы знаете добрые слова? Один из самых простых и доступных способов доставить радость другому, установить контакт и поддержать добрые отношения – комплимент. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент, с некоторой долей иронии.

Давайте дадим определение этому слову. Примеры комплиментов друг другу (домашнее задание)

Комплимент – это любезные приятные слова, лестное замечание или отзыв.

Помните, ребята:

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Пусть наши слова будут только хорошими и несут в мир радость, свет, добро и любовь. Оформление: мы хотим подарить вам добрые слова и комплименты в виде ромашек. Как символ чистоты в языке и в наших помыслах. Цветок можно подарить гостям, маме однокласснику, маме и даже себе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверка готовности. Психологический настрой. Постановка цели.

Прозвенел опять звонок.

начинаем наш урок.

Всё хотят узнать на свете.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А работать и читать!

Повторение пройденного материала необходимого для восприятия нового материала

Ввод новых приемов действий и мышления Формирование новых типов действий и способов мышления

- А сегодня мы продолжаем говорить о словах, т. к. слова бывают разными, и урок у нас необычный. Мы с вами отправляемся в путешествие в страну Знаний на волшебном поезде. В пути нам встретятся сказочные герои. А что нам надо взять с собой? Какую цель вы поставите перед собой в путешествии? А сейчас в путь!(музыка)

Упражнения для развития навыков письма.

мин. чистописания Яя На жайляу каждый рад покормить из рук ягнят

Внимание! Остановка! Незнайка не может выполнить задание, давайте поможем ему. (карточки)

На следующей остановке нас встречает Винни-Пух. Он затрудняется в выполнении задания. Поможем ему? По картинке с 124 придумывают рассказ (с помощью слов-помощников)

Что называют слова?

ФИЗМИНУТКА

-Занимайте свои места, едем дальше! На следующей остановке Пятачок, не может выполнить задание, давайте ему поможем! Упр 3 надо выписать слова, которые называют предметы- А теперь отгадаем загадки.

-Длиннохвоста, белобока, а зовут ее………(сорока)

-На суку большого клена громко каркает…….(ворона)

-Серенький воришка скачет всех смелей, быстрый и провор-ный……(воробей)

- Какие слова подсказали отгадку? - Кого они называют?

Составьте предложение с любым из данных слов.

- Пока наши герои едут дальше, выполним упражнения 4, 6 с 126

- И так, что могут называть слова?

Тест (по группам)

1. Какое время года описано:

а) трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх

в) трёх-плёх, плёх-плёх

3. Как звали галчонка в сказке Э. Успенского:

в) голова (выполнение теста по группам)

Оценивание светофор Оцените свою работу на уроке.

У вас на партах звездочки трех цветов: красные – 5, синие – 4, зеленые – 3.

Поднимите карточки с нужным цветом (Дети оценивают себя)

Рефлексия. Итоговая ситуация

Обобщение материала.В конце пути нам встретилось волшебное дерево. Если вам понравилось сегодня на уроке – вы приклеите красное яблоко, если нет –желтое.

- Какое открытие вы сделали на уроке?

Домашнее задание Вы сегодня отлично поработали. МОЛОДЦЫ!

С 127 упр 8 Дети записывают задание

Предмет: Родное слово

Дата проведения: 17.04.2015

Тема урока: Слова бывают разные

- содействовать развитию связной речи, орфографической зоркости, внимания и мышления;


Описание разработки

Цель:

- содействовать развитию связной речи, орфографической зоркости, внимания и мышления;

- создать условия для воспитания дружелюбия, вежливости на примере героя сказки.

Ход урока

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Здравстввуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, молодой дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

А сейчас звуковая разминка – работа со скороговоркой:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сегодня урок у нас необычный. Мы с вами отправляемся в путешествие в страну Знаний на волшебном поезде. В пути нам встретятся сказочные герои. А что нам надо взять с собой?

Тема сегодняшнего урока – слова бывают разные.

Какую цель вы поставите перед собой? (ответы детей)

Работа в тетради. Каллиграфическая минутка.

А сейчас в путь! (включается запись песни)

Внимание! Остановка! Незнайка не может выполнить задание, давайте поможем ему.

(Работа по карточкам – взаимопроверка)

На следующей остановке повстречался Винни-Пух. Он затрудняется в выполнении задания.

Так, поможем ему! По картинке придумывают рассказ (в парах).

Затем заслушиваются рассказы детей.

Что называют слова? Ответ – предметы окружающего мира.

ФИЗМИНУТКА. Волшебные слова:

Если я назову волшебное слово – вы выполняете упражнение, если нет – стоите.

Занимайте свои места, едем дальше!

На следующей остановке Пятачок не может выполнить задание, давайте ему поможем!

Работа с учебником. Задание – отгадайте загадки.

Длиннохвоста, белобока, а зовут ее………(сорока)

На суку большого клена громко каркает…….(ворона)

Серенький воришка скачет всех смелей, быстрый и проворный……(воробей)

- Какие слова подсказали отгадку?

- Кого они называют?

А знаете-ли вы, как звучат названия этих птиц на казахском языке?

Составьте предложение с любым из данных слов.

- И так, что могут называть слова? (предмет, признак, действие)

Работа с кластером в группах.

Сказку читают по учебнику два ученика.

- Понравилась вам сказка?

- Расскажите какие волшебные слова спасли кролика?

- Какие слова были непонятны? (опрометью)

Работа в группах. Объясните смысл пословиц:

Добрый человек придет , словно свет принесет.

Доброе слово, лучше мягкого пирога.

А сейчас проверим, знаете ли вы волшебные слова?

Учитель читает загадки:

К осьминожке камбала в понедельник заплыла

А во вторник на прощанье ей сказала………До свиданья.

Рефлексия.

В конце пути нам встретилось волшебное дерево (на доске). Если вам понравилось сегодня на уроке – вы приклеите красное яблоко, если нет –желтое.

- Какое открытие вы сделали на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

На парте, перед каждым учеником, звездочки трех цветов: красный – 5, синий – 4, зеленый – 3.

Вы сегодня отлично поработали. МОЛОДЦЫ!

Содержимое разработки

учитель- Тюлюбаева Г.Р.

Тема: Слова бывают разные

- содействовать развитию связной речи, орфографической зоркости, внимания и мышления;

- создать условия для воспитания дружелюбия, вежливости на примере героя сказки.

музыкальный ряд – Песенка Кота Леопольда.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Здравстввуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, молодой дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

А сейчас звуковая разминка – работа со скороговоркой:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сегодня урок у нас необычный. Мы с вами отправляемся в путешествие в страну Знаний на волшебном поезде. В пути нам встретятся сказочные герои. А что нам надо взять с собой?

Тема сегодняшнего урока – слова бывают разные.

Какую цель вы поставите перед собой? (ответы детей)

Работа в тетради. Каллиграфическая минутка.

А сейчас в путь! (включается запись песни)

Внимание! Остановка! Незнайка не может выполнить задание, давайте поможем ему.

(Работа по карточкам – взаимопроверка)

На следующей остановке повстречался Винни-Пух. Он затрудняется в выполнении задания.

Так, поможем ему! По картинке придумывают рассказ (в парах).

Затем заслушиваются рассказы детей.

Что называют слова? Ответ – предметы окружающего мира.

ФИЗМИНУТКА. Волшебные слова:

Если я назову волшебное слово – вы выполняете упражнение, если нет – стоите.

Занимайте свои места, едем дальше!

На следующей остановке Пятачок не может выполнить задание, давайте ему поможем!

Работа с учебником. Задание – отгадайте загадки.

Длиннохвоста, белобока, а зовут ее………(сорока)

На суку большого клена громко каркает…….(ворона)

Серенький воришка скачет всех смелей, быстрый и проворный……(воробей)

- Какие слова подсказали отгадку?

- Кого они называют?

А знаете-ли вы, как звучат названия этих птиц на казахском языке?

Составьте предложение с любым из данных слов.

- И так, что могут называть слова? (предмет, признак, действие)

Работа с кластером в группах.

Сказку читают по учебнику два ученика.

- Понравилась вам сказка?

- Расскажите какие волшебные слова спасли кролика?

- Какие слова были непонятны? (опрометью)

Работа в группах. Объясните смысл пословиц:

Добрый человек придет , словно свет принесет.

Доброе слово, лучше мягкого пирога.

А сейчас проверим, знаете ли вы волшебные слова?

Учитель читает загадки:

К осьминожке камбала в понедельник заплыла

А во вторник на прощанье ей сказала………До свиданья.

В конце пути нам встретилось волшебное дерево (на доске). Если вам понравилось сегодня на уроке – вы приклеите красное яблоко, если нет –желтое.

- Какое открытие вы сделали на уроке?

Оцените свою работу на уроке.

На парте, перед каждым учеником, звездочки трех цветов: красный – 5, синий – 4, зеленый – 3.

Читайте также: