Лингвостилистический анализ текста конспект

Обновлено: 03.07.2024

Тема: Лингвостилистический анализ текста.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала

Цель урока: произвести стилистический и лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.

Интернет – ресурсы:

Дивишься драгоценности нашего языка:

что ни звук, то и подарок:

Все зернисто, крупно, как сам жемчуг.

Богатый, звучный, живой

Отличающийся гибкостью ударений

И бесконечно разнообразный в звукоподражаниях,

Способный к передаче тончайших оттенков,

Русский язык кажется нам созданным для поэзии.

1.Мотивационный модуль.
Действительно, русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.

Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились не только знать, понимать его, но и чувствовать, то перед вами открывается такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется.

До сегодняшнего дня вы смотрели в замочную скважину, а сегодня получите в руки ключ, который называется лингвостилистический анализ текста.

Тема нашего урока: “Лингвостилистический анализ текста”.

2. Объяснение нового материала
Объясняющий модуль.

План лингвистического анализа текста

1. Внимательно прочитайте текст.

2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Почему? Приведите примеры из текста в качестве доказательства.

3. Какого типа речи текст? Найдите в тексте черты, характерные для данного типа речи.

4. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Если у текста есть заглавие, то объяснить его смысл.

6. Определите, как и при помощи чего связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций; употребление местоимений и союзов как средств связи).

7. Как соотносится начало и конец текста? (можно обратить внимание на композицию, если она играет важную роль в раскрытии смысла текста).

8. На каких приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.). Приведите примеры.

9. Понаблюдайте за лексикой текста (не забывая указывать примеры):

– найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении, объясните их назначение в тексте;

– обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально – оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля;

– выделите фразеологизмы, определите их значение, цель их употребления в тексте;

– обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии и т.д.) Определите, для чего автор использует их в тексте.

10. Понаблюдайте за фонетическими средствами, использованные автором (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, или гласных – ассонанс).

11. Посмотрите на части речи и их количество, употребленное в тексте: деепричастий и глаголов для передачи действий или динамичного описания чего – то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление междометий и частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение т.д.).

12. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, полных и неполных, распространенных и нераспространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и. т.д.)

13. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого - либо чувства, настроения, состояния.

14. Каково ваше впечатление от текста? Что нового вы узнали из текста?

Образец лингвостилистического анализа текста


Основные задачи лингвостилистического анализа текста:

раскрыть замысел автора,

осознать смысл произведения,

определить концептуальную и функционально-эстетическую значимость отдельных языковых единиц.

Лингвостилистический анализ текста может быть использован при изучении грамматики, стилистики, культуры речи, чтения, аудирования и др.

План лингвостилистического анализа:

I. Тема.

ІІ. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. лексические средства выразительности;

5. стилистические фигуры речи;

6. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнажённой совестью нации. ( Е.Винокуров.)

Тема этого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.

Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях. Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая:

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту…

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта…

Есенин – певец любви…

Эту особенность уже можно отнести к стилистическим фигурам. Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:

сравнение: В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;

риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?;

лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт…требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;

антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;

синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;

развёрнутая метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.

метафора (обычная): взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.

Домашнее задание

Выразительное чтение текста. Сделайте лингвистический анализ текста

Стихия и труд.

Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Примерный лингвистический анализ текста

Какого типа речи текст перед вами?

Какова композиция текста?

Каков характер связи предложений текста ?

С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте ?

К какому стилю речи относится текст (Какова тема текста?)?

Какова идея текста (основная мысль)?


-75%

Урок

Развивающие: создание условий для развития логического и абстрактного мышления, содержательности высказываний, концентрации внимания; совершенствование навыков выразительного чтения;

Обучающие : обучение основным приемам мыслительной деятельности (выделение главного, объяснение понятий, доказательства и моделирование, то есть создание своего текста на базе услышанного); работа с новыми стилистическими фигурами;

Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове.

В.Г.Белинский .

Учитель: «Каждую грамматическую форму можно и должно

Итак, словарная работа. Давайте вспомним, что такое лингвистика? Стилистика? Значит, мы с вами будем говорить о языковых особенностях текста и стилевых….

А. С. Пушкин говорил, что следовать за мыслями поэта есть великое наслаждение. Определим тему стихотворения. Заголовок – сильная позиция.

Возвращаемся к тексту стихотворения. Определим стиль. Какие стили вам известны? (Разговорный и книжный).

Охарактеризуйте речевую ситуацию общения. Кому адресован текст? Текст адресован не какому-то определенному лицу, а любому человеку. Следовательно, это не разговорная, а книжная речь. Значит, задача этого текста состоит в том, чтобы нарисовать картину жизни леса, когда дуб спасает елочек от смерти.

Итак, как выглядит речевая ситуация? ( На экране схема, ученик объясняет ее).

Речевая ситуация : с кем говорим? ( 1 – много, автор с читателями )

с какой целью? (воздействие на читателя).

Учитель: Да, воздействие на читателя. Такая задача стоит перед автором художественного произведения, и относится это стихотворение к какому стилю?

Художественный стиль . В нем отражены такие черты художественной речи как непринужденность, конкретность, образность, эмоциональность. С этой целью в тексте используются художественно-изобразительные средства. Вот с ними будем работать, но сначала определим тип речи? Какие типы речи вы знаете?

А теперь займемся лингвистическим анализом текста, работая над словом.

Аксаков говорил, что слово есть воссоздание внутри себя мира. Что же мы видим за словом? Какую картину?

Работа над элементами анализа .

Учитель: Итак, начинаем с фонетического фона (нравственная сторона). Обратите внимание на согласные.

Прочитайте первые четыре строчки. Что вы заметили?

Обратите внимание, в каком времени стоят глаголы? В прошедшем. Глаголы в прошедшем времени придают стихотворению динамичность.

Какой прием использует автор, противопоставляя дубу елочек?

/Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставление явлений, понятий/.

Будет ли это стихотворение развернутой метафорой? Подумайте.

Какие чувства вы испытываете или испытали после прочтения стихотворения? (Через слово, великое слово?)

Обратите внимание на экран, где рисунки, которые вы нарисовали к уроку. Вам была дана тема: дуб защищает елочки от бури. Какой рисунок точнее, ярче передает сюжет стихотворения и почему? (Ученики отвечают).

Давайте прочитаем ваши работы. Учащиеся (выборочно) зачитывают свои сочинения.

Практическая работа.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

2. Баба Настасья изумленно посмотрела на ребят.

3. И от этого родного запаха щемит сердце.

4. У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом

5. Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне…

2. Укажите предложение, в котором средством языковой выразительности является олицетворение.

2. – Это змея – обыкновенный уж. Про гремучую я придумал для интереса.

3. Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

4. – А я слышал, - сказал второй мальчик, - как он разговаривал с морем.

3. В каком предложении языковым средством выразительности является эпитет?

1. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек.

2. Старшей, Инне, исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.

3. Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

4. В углу обнаружились обглоданные головы.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.

1. На отдыхе нам выдали один котелок на двоих.

2. Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…

3. Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева.

4. Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя.

5.Укажите языковое средство в данных предложениях. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. Любил музыку. Звали его Моцарт.

6. В каком предложении средством выразительности речи является эпитет?

1. Он на фронте, фашистов бьет.

2. Посмотри, какая у нас удивительная тетя!

3. В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы.

4. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев, что-то коченело в животе.

7.Укажите языковое средство в данных предложениях.

Что такое канцелярит? Это - вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием. Это – нагромождение существительных в косвенных падежах. Это – вытеснение активных оборотов пассивными.

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

1. Я ощущал превосходство маленького парашютиста и старался понять, откуда оно берется.

2. Тряпка волочилась по мокрому асфальту, и невозможно было догадаться, для сего она предназначена.

3. Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча.

4. Этот жест означал, что не все потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может еще пригодиться.

9. Укажите языковое средство в данном предложении.

Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных.

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.

1. Сказав это, артистка поняла, что не ошиблась и совершенно верно угадала, кто написал записку, - так засветилось лицо зрительницы с первого ряда.

2. Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок.

3. Она вынула старый альбом и нашла то, что искала.

4. Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость.

Учитель: Проверим, каковы у нас результаты. Проверяем в процентном соотношении. ( У половины класса результаты стопроцентные, с другими учащимися будем работать).

Домашнее задание: творческий поиск – найти произведения, в которых отражаются лесные истории, были; выучить новые термины, связанные с анализом стихотворения. Благодарю за работу на уроке. Оценки…

Лесная быль.

Жили-были в лесу две елочки,

Одевались они с иголочки,

Умывались росою душистою,

Утирались травою пушистою.

А на старом лесном пригорке,

Там, где спрятался желудь в норке,

Дуб стоял. Одинокий, бурый.

Очень жилистый. Очень хмурый.

И смеялись над дубом елочки,

Распушив смоляные челочки.

И не знали они, что ночью,

В час, когда началась гроза,

Он прикрыл их от смерти. Молча.

Встретив бурю глаза в глаза.

Словарь терминов .

Градация – синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Антитеза – резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста.

Инверсия – обратный порядок слов в предложении( прямой порядок – подлежащее плюс сказуемое, определение стоит перед определяемым словом.)

Парцелляция – намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.

Синтаксический параллелизм – одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев.

Составляем лингвистический анализ текста

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

  • Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
  • Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
  • Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
  • С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
  • К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
  • Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
  • Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

Текст

Анализ

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

Читайте также: