Опасные ситуации в селе обж 5 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: знакомство обучающихся с возможными опасными и аварийными ситуациями в жилище и формирование навыков правильного и безопасного поведения во время таких ситуаций.

образовательные:

рассмотреть с обучающимися возможные опасные ситуации в жилище, установить причину их возникновения;

выработать у обучающихся алгоритм действий в случае возникновения некоторых опасных ситуаций;

учить правильному и безопасному поведению во время таких ситуаций;

развивающие:

развивать инициативу и активность обучающихся во время урока;

воспитательные:

воспитывать у школьников серьёзное отношение, ответственность и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в быту.

1. Организационный этап

(Учитель читает стихотворение, пока стоят ученики. Обучающиеся отгадывают главные слова в стихотворении)

Прозвенел уже … (звонок),

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно … (улыбнитесь).

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и … (тетрадь).

Ни один наш ученик

Не забудет про … (дневник).

Молодцы! Готов весь класс,

Я урок начну сейчас.

Главная ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

2. Проверка домашнего задания

Прежде, чем мы перейдём к новой теме, давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать человека в городе и в сельской местности. Для этого я предлагаю учащимся, сидящим за первыми партами индивидуальную самостоятельную работу по карточкам. Время работы 5-7 минут.

(Обучающимся, сидящим за первыми партами, выдаются карточки с заданием)

Укажите стрелками, какие из перечисленных характеристик, с точки зрения безопасности жизни, относятся к городскому жителю, а какие к сельскому жителю.




Фронтальная работа с классом

Подумайте и выскажите своё мнение:

что произойдет в нашем городе, если в течение трех дней будет полностью отключена электроэнергия?

к каким последствиям могут привести продолжительные ливневые дожди в нашем городе?

3. Введение в тему урока

А сейчас предлагаю вам послушать стихотворение, а, послушав, ответить, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня. (Ответы школьников)

Действительно, сегодня мы будем говорить о доме, как о жилище человека. Кто-то из вас живет в квартире, а кто-то в своём доме, куда вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши родные, а также любимые игрушки и вещи. Там тепло и уютно. Именно там вы чувствуете себя в безопасности.

Как вы считаете, что имел ввиду правовед Кок? О чём говорят эти, ставшие сегодня, поговоркой, слова? (Ответы обучающихся)

По статистике детских травм можно увидеть, что большинство увечий несовершеннолетние получают именно дома, в быту. Бытовые травмы составляют 57% от всех травм. Это, как правило, ожоги и переломы.

Что же получается, наше жилище не безопасно?

Кто может сказать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? О чём будет тема урока? (Обучающиеся отвечают)

Вы правы, целью нашего урока является рассмотрение опасных и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в нашем жилище. Кроме того, мы с вами обязательно должны выработать алгоритм действий во время возникновения таких ситуаций. А значит – обязательно должны разобраться, почему они происходят, эти неприятные для нас ситуации.

5. Изложение нового материала

Современное жилище не только защищает человека, но и предоставляет ему различные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Без всего этого человек уже не мыслит своей жизни. Но наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов может привести к возникновению опасных ситуаций.

Что такое, на ваш взгляд, опасная ситуация? (Ответы обучающихся)

Запись в тетрадь:

Опасная ситуация – это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии может привести к несчастью.

Какие же опасные ситуации могут возникнуть в нашем доме, квартире, или что может быть причиной возникновения таких ситуаций?(Ответы обучающихся)

Запись в тетради:

Причины возникновения опасных ситуаций в жилище:

невнимательность, пренебрежение техникой безопасности (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);

неправильное обращение с бытовой техникой (использование бытовых приборов не по назначению; перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку; нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей; повреждение электроприборов);

неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;

криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт);

технические аварии (прорыв труб, повреждение газопровода, нарушение работы системы отопления и т.д.);

стихийное бедствие (затопление, землетрясение, жара, сильный мороз и т.д.).

Возможные опасные ситуации в быту:

пожар (неисправность электропроводки или электротехники, неосторожное обращения с огнём);

взрыв газа (утечка газа из-за оставленной включенной газовой плиты);

затопление (неисправность водопровода или незакрытый кран, неисправная стиральная машина);

отравление (газом или химическими препаратами);

поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

разрушение строительных конструкций (землетрясение или взрыв).

Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

Если электроприбор исправен, то он никогда не загорится.

Если водопроводный кран отремонтирован, то он и не потечёт.

Не нужно опасаться отравления ядохимикатами, если мы их храним и используем правильно.

Нужно быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические — самому виновнику.

6. Физкультминутка

(Обучающиеся выбирают удобную позу для сидения. Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов)

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку

Садитесь. Возьмите себя правой рукой за левое ухо, а левой рукой - за кончик носа. Хлопните в ладоши и быстро поменяйте руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

7. Решение ситуационных задач

Задача 1. Лена решила воспользоваться лифтом, но он вдруг остановился. Есть мобильный телефон. Что ей делать? (Ответы учащихся)

Алгоритм действий в данной ситуации:

Нажать кнопку вызова диспетчера и сообщить о ситуации.

Если нет, позвонить в службу спасения (МЧС тел.101 и 112 с Лугаком), родным, друзьям, которые смогут сообщить о происшествии в аварийную службу.

Если телефона под рукой нет, кричать и звать на помощь.

Лифт – этo тpaнcпopтнoe cpeдcтвo пoвышeннoй oпacнocти, тaкoe жe, кaк мeтpo или aвтoмoбиль. Потому следует выполнять правила пользования лифтом (составить дома)

Задача 2. Что делать, если захлопнулась дверь, а на лестничной клетке очень холодно? (Ответы учащихся)

Алгоритм действий в данной ситуации:

Попросить у соседей дождаться родителей.

Попросить соседей сообщить родителям о случившейся ситуации.

Припомнить, не остались ли включенными плита и т.д. и сообщить родителям.

Можно позвонить в службу спасения, обратиться в полицию (тел. 102 с Лугаком).

Предлагаю вам записать формулу безопасности.

Формула безопасности:

Уметь предвидеть опасность.

Уметь избегать опасность.

Действовать четко и решительно.

Работа в группах

Задание ученикам: Разобрать по формуле безопасности.

1-я группа - Режет хлеб.

2-я группа - Вяжет спицами.

3-я группа - Открывает консервную банку.

4-я группа - Срезает цветы.

5-я группа - Выпекает хлеб.

6-я группа – Колет дрова.

7-я группа - Забивает гвоздь.

9-я группа – Зашивает рубашку.

(Обучающиеся определяют возможность опасной ситуации, предлагают, как её можно предотвратить. Если ситуация возникла, то как действовать в этом случае)

8. Подведение итогов урока

Как вы сегодня увидели, в каждой опасной ситуации есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания. Чтобы не попасть в такие ситуации, нужно изучать правила ОБЖ и быть внимательным.

Домашнее задание: пункты 1.3 - 1.5 (читать), повторить пункты 1.1, 1.2; выполнить письменное задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. 5 КЛАСС.

Тема : Опасности в городе и в сельской местности. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.

Тип урока : комбинированный урок.

Вид урока : урок с дидактической игрой.

Цель урока : создать условия для формирования у обучающихся навыков безопасного поведения при движении по дорогам.

• изучить обязанности пешеходов;

• познакомить с общими мерами безопасности, которые необходимо соблюдать пешеходу при движении по дорогам.

Планируемые результаты:

- уметь определять участников дорожного движения;

- знать общие обязанности и правила безопасного поведения пешехода;

- составлять алгоритм действий пешехода в опасных ситуациях, которые могут возникнуть при движении по дороге;

- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;

- познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- уметь определять мотивы учебной деятельности;

- усваивать правила личной безопасности пешехода.

Ход урока :

I. Организационный момент:

Прозвенел и смолк звонок.

- Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!

- У каждого из вас на столе лежит рейтинговый лист. На всех этапах урока вы будете фиксировать заработанные баллы за правильные ответы. Это поможет вам в конце занятия оценить свой результат работы на уроке.

II. Проверка домашнего задания:

• Фронтальный опрос.

Ребята, возьмите из набора предложенных заданий рисунок с номером 1. Рассмотрите его внимательно.

1. Назовите элементы дороги, изображенные на рисунке?

(Проезжая часть, тротуар.)

(Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделённый от неё газоном.)

(Проезжая часть – это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.)

4. Кто из водителей, изображённых на рисунке 1, нарушает правила дорожного движения?

(Велосипедист и водитель легкового автомобиля.)

5. С помощью чего осуществляется управление потоком движения транспорта и пешеходов?

(Для регулирования дорожного движения используются дорожная разметка, дорожные знаки и светофоры.)

6. Приведите примеры линий дорожной разметки. Какой пешеходный переход изображён на рисунке под номером 1?

(Линия, прерывистая или сплошная, разделяющая встречные потоки автомашин. Линии пешеходного перехода. На рисунке изображён наземный, нерегулируемый пешеходный переход.)

• Индивидуальная работа.

(Отдельные обучающиеся выполняют индивидуальные задания. Проверка с комментариями отвечающих осуществляется после работы в группах. Правильный ответ оценивается 2 баллами.)

hello_html_69489a10.jpg

1. Ситуационная задача.

Два друга отправились в путешествие. Известно, что Сергей путешествует по Англии, а Алексей – по России. Посмотрите на рисунок 2 и определите, где Сергей, а где Алексей. Ответ объяснить.

(В России принято правостороннее движение, поэтому Алексей справа. В Англии левостороннее движение, значит Сергей на рисунке слева.)

. Задание на определение соответствия.

hello_html_19702c4e.jpg

Подберите дорожные

знаки к каждой картинке. Назовите дорожный знак и его группу. (Обучающемуся предлагается подобрать к картинкам, размещённым на классной доске (рисунок 3), соответствующие дорожные знаки.)

• Работа в группах.

- Ребята, какую роль в организации дорожного движения играют дорожные знаки?

Дорожные знаки регулируют дорожное движение, предают его участникам необходимую информацию о различных дорожных ситуациях.)

hello_html_69ee1f1c.jpg

Возьмите из набора заданий рисунок с номером 4. Перед вами головоломка из дорожных знаков. Найдите в ней сочетание дорожных знаков, как у меня на картинке. (По одному баллу в рейтинговый лист выставляют все участники группы, первой ответившей на вопрос.)

Возьмите из набора заданий рисунок с номером 5. Каждой группе нужно провести дорожное расследование. Внимательно прослушайте текст и, посовещавшись, ответьте на вопрос. (По одному баллу в рейтинговый лист выставляют все участники группы, первой ответившей на вопрос.)

- Мы поставили памятник первому светофору. Этой ночью кто-то его увёз на машине, – рассказал инспектору Жезлову взволнованный мэр города. – Следы этой машины ещё видны на снегу.

Действительно, на твёрдом насте явно прослеживались две колеи от проехавшей машины.

hello_html_2190eb37.jpg

-

Высокий был этот памятник? – поинтересовался Жезлов.

- Ясно, самый высокий автомобиль метра четыре, не меньше. Я знаю, на какой машине увезли памятник, – уверенно сказал инспектор.

На какую машину показал инспектор Жезлов. (Ответы обучающихся.)

- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали над домашним заданием!

III. Мотивация и целеполагание.

- За окошком зима, а впереди любимые всеми новогодние каникулы. Но даже на каникулах важно помнить о правилах безопасного поведения на дороге. Поэтому сегодня мы продолжим знакомиться с Правилами дорожного движения.

- У каждой группы на столе по одному ребусу, разгадав которые и объединив вместе, вы получите название темы сегодняшнего урока. (Обучающиеся разгадывают ребус и озвучивают тему урока.)

- Ребята, возьмите из набора заданий рисунок, на котором изображены участники дорожного движения. Отметьте, пожалуйста, красным кружочком водителей, жёлтым – пассажиров, зелёным – пешеходов.

- Какого цвета кружок вы поставили около человека, передвигающегося в инвалидной коляске. (Ответы обучающихся.)

- Так как у вас возникли разногласия, пусть это будет одним из вопросов, на который сегодня нужно найти ответ.

- Скажите, а меняются ли правила дорожного движения для пешеходов с приходом зимы. (Ответы обучающихся.)

Согласитесь, чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно изучить общие обязанности пешеходов, определённые Правилами дорожного движения… (Ответы обучающихся.)

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, к какому же выводу вы пришли? Кто на рисунке под номером 6 относится к пешеходам. (Ответы обучающихся.)

- Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пешеходы.

- Внимание! Перед вами разноцветное поле.

Дидактическая игра.

Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу?

а) Переходить под прямым углом к тротуару и не останав­ливаться без необходимости.

б) Как можно быстрее перебежать дорогу.

в) На пешеходных переходах переходить проезжую часть безопасно.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до ближайших транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.

При движении по тротуару пешеходы должны:

а) придерживаться правой стороны;

б) придерживаться левой стороны;

в) идти посередине.

При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.

На какой из картинок пешеход подвергается наименьшей опасности при переходе дороги?

Дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

Во время снегопада и дождя дорога требует особой осторожности и внимательности не только от водителей, но и от пешеходов.

В каком случае пешеходу разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

а) Всегда, если это безопасно.

б) Если в зоне видимости нет перекрёстка или пешеходно­го перехода, и дорога хорошо просматривается в обе стороны.

в) В произвольном месте переходить дорогу нельзя.

При отсутствии пешеходного перехода или перекрёстка пешеходу разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др.), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

По загородной дороге пешеходы должны идти:

а) по ходу движения транспортных средств по краю проезжей части или обочине;

б) по разделительной полосе навстречу движению транспортных средств;

в) по краю проезжей части или обочине навстречу движению транспортных средств.

По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны:

а) перейти проезжую часть быстрым шагом;

б) перебежать проезжую часть, используя спортивные навыки, полученные на уроках физкультуры или в спортивных секциях;

в) воздержаться от перехода проезжей части.

При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить её (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю.

Как должен поступить пешеход, если он не успел дойти до середины проезжей части, и загорелся красный сигнал пешеходного светофора?

а) Продолжить переход.

б) Вернуться обратно на тротуар.

в) Дойти до середины проезжей части и ожидать там зелё­ного сигнала пешеходного светофора.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны оставаться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

Разрешается ли пешеходам переходить проезжую часть на зелёный сигнал пешеходного светофора, если на перекрёстке управляет движением регулировщик?

б) Пешеходам разрешается.

Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться только его сигналами; движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором; при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

Могут ли пешеходы двигаться по велосипедной дорожке?

б) Могут при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине. (При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти друг за другом по краю проезжей части.)

- Правила дорожного движения одинаковы для пешехода в любое время года, но с точки зрения дорожной безопасности зима – сложная и опасная пора для всех участников дорожного движения.

V. Первичное закрепление.

• Самостоятельная работа.

- Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Ответы обучающихся.)

- Как вы считаете, мы достигли этой цели?

- Подсчитайте, пожалуйста, в рейтинговом листе баллы, заработанные на уроке. (Педагог фиксирует для себя результаты для подведения итога.)

- Рейтинг сегодняшнего урока сложился от … баллов до… баллов. Свои результаты можно улучшить на следующем уроке, а для этого давайте запишем домашнее задание.

VII. Домашнее задание.

изучить §2.2, стр. 35-39, пересказать, ответить на вопросы;

творческое задание: сделать новогоднюю открытку по шаблону из пособия «Путешествие на зелёный свет.

VIII. Оценивание работы на уроке.

• Выставление оценок за урок.

- Спасибо за урок!

Источники информации:

Рисунок 1, 2 – Рабочая тетрадь для проверки знаний безопасного поведения на дороге. Школа юного пешехода. №3 март.

И в городе, и в сельской местности действуют опасные природные, техногенные и социальные факторы. В сельской местности в меньшей степени проявляют себя техногенные и социальные факторы.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_po_obzh_5_kl._opasnosti_v_gorode_i_v_selskoy_mestnosti.docx 68.9 КБ

Предварительный просмотр:

  • Актуализировать знания учащихся о неблагоприятных факторах города и основных видах городских опасностей.
  • Расширить знания учащихся об основных видах опасностей в сельской местности.
  • Сравнить особенности жизни горожанина и сельского жителя.
  • Побудить интерес к правилам безопасности и защите своей жизни.
  • Воспитать умение работать в команде.

II. Актуализация опорных знаний

Этот опрос поможет понять, как вы усвоили материал о специальных службах по защите населения и сигналах оповещения.

Учитель объясняет правила опроса.

Класс условно разделен на три команды:

- 1 ряд – первая команда;

- 2 ряд – вторая команда;

- 3 ряд – третья команда.

В течение 20 секунд участники команды обсуждают ответ и выбирают того, кто будет отвечать на данный вопрос. Во время обсуждения ребята могут подойти друг к другу.

За что можно получать баллы? За хорошее дополнение к ответу, за активность на уроке, за прекрасное выполнение домашнего задания и т.д.

- Ребята, отгадайте, о чем идет речь? Слайд 12.

Это крупный (по сложившимся стереотипам) населенный пункт, жители которого, как правило, не связаны с сельским хозяйством. Как называется? Ответы учащихся.

Это небольшой населённый пункт, жители которого заняты сельским хозяйством или другими промыслами. Как называется? Ответы учащихся.

- Итак, город и село. Как вы думаете, зачем на уроке ОБЖ мы будем говорить о городе и селе? Ответы учащихся.

- Мы с вами рассмотрим город и село с точки зрения безопасности. Где безопаснее жить, в городе или в селе? В конце урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

IV. Изложение нового материал

Рассказ учителя с элементами беседы.

- По состоянию на 1 января 2014 года статус города в нашей стране имеют 1100 населённых пунктов, в которых проживает 99023880 человек.

Мы с вами тоже живем в селе. А что в городе может быть опасного? Ведь это не тайга, где человек может потеряться, погибнуть от холода и голода, стать жертвой хищников. И, тем не менее, в городах тоже немало угроз.

- Для того чтобы оценить степень опасности города, давайте сравним особенности жизни горожанина и сельского жителя. Слайд 13. Нажав на стрелку на слайде 1, произойдет переход на слайд 13.

  • Городской житель в большей степени зависит от технических достижений цивилизации. Сельский житель многое может сделать сам и знает, как себя защитить.
  • Горожанин не всегда знаком даже с ближайшими соседями. Встретив на улице незнакомца, трудно сказать хороший это человек или плохой. В сельской местности большинство людей хорошо знакомы друг с другом. Появление чужака сразу заметно. Слайд 14.
  • В городе в течение дня события и обстановка быстро меняются. В сельской местности обстановка намного спокойнее и события дня более предсказуемы. Слайд 15.
  • Горожане чаще раздражены и агрессивны, чем жители села. Слайд 16.

- Какие же неблагоприятные факторы города мы можем выделить? Ответы детей.

Неблагоприятные факторы города (слайд 16) :

  • повышенный уровень шума;
  • большие расстояния;
  • большие скопления людей и машин;
  • транспортные пробки;
  • повышенная психологическая нагрузка на работе;
  • вредные производства.

- А теперь, проанализировав выше сказанное, давайте выделим основные виды городских опасностей. Слайд 17. Запись в тетрадь.

  • Загрязнение окружающей среды промышленными отходами, выхлопными газами.
  • Опасные для здоровья промышленные объекты.
  • Интенсивное движение городского транспорта.
  • Зависимость существования от городской инфраструктуры- социальных структур, обеспечивающих условия жизни в городе. Слайд 18.
  • Высокая концентрация правонарушителей.

- Конечно, в сельской местности таких проблем нет. Но там есть свои трудности. Как вы думаете, какие? Ответы детей.

Основные виды опасностей в сельской местности (слайд 19) :

  • Большая зависимость от природных условий (засухи, наводнения и т.д.).
  • Возможность эпидемий среди домашнего скота и птицы.
  • Пожары.
  • Чрезмерное употребление химических удобрений. Слайд 20.
  • Плохие дороги и большие расстояния, затрудняющие своевременный приезд служб спасения.

Учащиеся записывают данные виды опасностей в тетрадь.

И в городе, и в сельской местности действуют опасные природные, техногенные и

социальные факторы. В сельской местности в меньшей степени проявляют себя техногенные и социальные факторы.

- Я буду называть разные виды опасностей.

Если данный вид может быть опасным в городе, вы делаете круговые движения плечами вперед-назад.

Если данный вид может быть опасным в сельской местности, вы прыгаете на месте.

Если опасность характерна и для города, и для сельской местности, вы делаете круговые движения плечами и прыгаете.

1. Интенсивное движение транспорта.

2. Засушливое лето.

3. Продолжительные ливневые дожди.

4. Эпидемии среди домашнего скота.

5. Зависимость человека от работы бытовых служб.

7. Длительное отсутствие питьевой и технической воды.

- А теперь выполним задание. Слайд 22.

Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

  • Какие могут возникнуть опасные ситуации?
  • Что необходимо сделать, чтобы избежать беды? Обоснуйте свой ответ для каждого случая.

Рисунок на слайде 23 . Можно открыть учебник на с.26.

VII. Подведение итогов урока

- Итак, сегодня на уроке мы говорили об опасностях, которые могут подстерегать нас в городе и в сельской местности.

Предупрежден – значит вооружен!

VIII. Домашнее задание Слайд 24.

Задание 2 стр. 26:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Countryside of Britain Сельская местность Британии".

Данная презентация состоит из красочных изображений сельской местности Великобритании. Все слайды сопровождаются музыкой. Думаю, что презентация будет интересна для учащихся всех возрастов. Её м.


Исследование особенностей работы с одаренными детьми в сельской местности

Опыт работы с одаренными детьми в сельской местности.

ОТНОШЕНИЕ К СПОРТУ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей части негативного свойства. Состояние сельской школы сегодня - болевая точка российского образования. Здесь.


Конспект урока английского языка в 9 классе по теме "Жизнь в городе и в сельской местности".

Урок построен на обсуждении вопрса "Где жизнь лучше в городе или в сельской местности?" Город рассматривается на примере Вашингтона. К уроку есть звуковая презентация.


Исследовательская работа направлена на формирование личностных и регулятивных универсальных учебных действий у учащихся, необходимых для осуществления ими исследовательской деятельности. Тема работы: .


в городе и сельской местности

Подробное описание действий на уроке по данной теме,с текстами и ответами.

Двадцатый век считался веком урбанизации — временем, когда быстро появлялись новые города и возрастала доля городского населения. В 2005 г. число жителей городов превышало три миллиарда человек, а это более 48% всех жителей Земли.

В городе столько интересного! Здесь есть театры, музеи, красивые дома, парки, спортивные сооружения. Казалось бы, а что может быть в городе опасного? Ведь это не тайга, где человек может потеряться, погибнуть от холода и голода, стать жертвой хищников. И тем не менее в городах тоже немало угроз.

Для того чтобы оценить степень опасности города, давайте сравним особенности жизни горожанина и сельского жителя.

Как правило, сельский житель многое может сделать сам: обеспечить себя продуктами питания, заготовить топливо, построить дом или сделать необходимое временное укрытие, наловить рыбы, а если он охотник, то смастерить капкан.


Городской житель чаще всего не владеет многими полезными навыками сельского жителя, потому что в них нет необходимости. У него дом надёжный, в нём вода и тепло, любые продукты — в соседнем магазине, а лекарства — в аптеке.

В сельской местности все жители хорошо знакомы друг с другом. Появление новых людей и чего-то необычного сразу становится заметным и не остаётся без внимания. Здесь все знают всех и кто на что способен.

Горожанин, к сожалению, не всегда знает даже своих соседей.

Темп жизни в сельской местности и в городе очень разный. В городе в течение дня события и обстановка обычно быстро меняются. Утром горожанин спешит на работу, добираться до неё зачастую приходится один или два часа, на нескольких видах транспорта, в тесноте и шуме, а это очень утомляет и даже раздражает, негативно влияет на поведение человека. Он может проявить невнимательность на дороге или проявить агрессивность. Причём такое может произойти как с пассажиром, так и с водителем. Тогда на дороге точно жди беды.

Сельский житель трудится рядом со своим домом. Окружающая обстановка намного спокойнее и события дня более предсказуемы.

Вечерние занятия, работа, посещения театров, концертов вынуждают жителей города возвращаться домой в позднее время, когда улицы пустеют и вероятность встречи лиц с преступными намерениями повышается.

В городах много фабрик, заводов, имеющих вредные производства, загрязняющие окружающую природную среду. Обилие различных коммуникаций — газо- и водопроводов, канализационных сетей и колодцев, электрокабелей является источником внезапных аварий и угроз благополучию, здоровью и даже жизни горожанина. Сильный ветер ломает и валит деревья, рвутся провода, разрушаются трубопроводы. Дождь и туман, снег и гололёд способствуют резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий.

Конечно, в деревне или посёлке таких проблем нет. Но там есть свои трудности, к которым городской человек не приспособлен, много физической работы. Например, приходится вставать затемно, чтобы ухаживать за домашними животными на ферме, работать в поле в зной и ненастье, чтобы получить хороший урожай. И можно в одночасье лишиться плодов многомесячного труда из-за стихийного бедствия — природного пожара, наводнения, урагана, заморозков. Стихийные бедствия могут уничтожить небольшие поселения полностью. Однако наиболее крупные стихийные бедствия — такие, как, например, землетрясения или наводнения, могут нанести и городу — из-за большой концентрации людей и плотной застройки — тяжелейший урон.

    В мае 2001 года из-за ледовых заторов на реке Лене и резкого повышения уровня воды в ней затоплению подверглось 98% территории якутского города Ленска. Было разрушено свыше 3200 домов, потребовалось эвакуировать в безопасные районы 90% населения. Работы по ликвидации последствий стихии и налаживанию жизни в городе возглавляло МЧС России. К концу сентября все пострадавшие въехали в новые дома.
  • загрязнение окружающей среды вредными выбросами предприятий и транспорта;
  • необходимость постоянно бывать в местах массового скопления людей (транспорт, магазины, рынки);
  • интенсивное движение городского транспорта и его уязвимость к ненастной погоде;
  • наличие большого количества коммунальных сетей и коммуникаций с возможностью аварий на них;
  • много людей с асоциальным поведением и дурными намерениями.

Мы можем сделать вывод, что к возникновению опасных ситуаций в городах приводят все виды неблагоприятных факторов: техногенные, природные и социальные. Такие же факторы проявляют себя и в сельской местности, но техногенные и социальные — в меньшей мере, чем в городе.

Читайте также: