Конспект урока передача информации 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать содержательные и организационные условия для усвоения знаний и приобретения умений учащихся по теме.

Учебные задачи:

1) Раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

2) Рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приемники информации.

3) Рассмотреть алгоритм создания электронной почты.

4) Научить создавать электронную почту.

Развивающие задачи:

Повышать мотивацию к учению.

Воспитывать максимальную работоспособность на уроке, ответственность за результаты своей работы.

Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся

Предметные задачи:

Познакомиться с понятиями источник, приемник и информационный канал.

Уметь различать способы передачи информации в человеческом обществе, в животном и растительном мире, в технических устройствах.

Уметь пользоваться электронной почтой.

Воспитательные задачи:

Формировать эстетическую культуру взаимоотношений между собой.

Планируемые образовательные результаты:

предметные — общие представления о передаче информации как информационном процессе; общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме;

метапредметные — понимание единой сущности процесса передачи информации; умение отправлять и получать электронные письма;

личностные — понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Оборудование:

Организационный момент (1 мин.)

Актуализация знаний и проверка домашнего задания (3 мин.)

Мотивация и изучение нового материала (10 мин.)

Первичное закрепление изученного материала (20 мин.)

Оценивание учителем, взаимооценивание (2 мин.)

Домашнее задание (1 мин.)

Рефлексия (2 мин.)

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, представление гостей.

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас очень интересный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

(Ребята оглянулись и кивнули головой)

- А теперь давайте друг другу улыбнемся и создадим приятную атмосферу для дальнейшей работы.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа по вопросам:

- Мы сейчас с вами вспомним, что же мы изучали на прошлом уроке. Некоторым из вас я раздаю карточки, на которых есть задания (приложение 1). В конце урока я их соберу и проверю результаты.

А с остальными мы поработаем устно.

Какие виды информации вы знаете?

- текстовая; - числовая; - графическая; - звуковая; - видеоинформация.

А где же эта информация хранится?

- в собственной памяти; - в записных книжках; - справочниках; - энциклопедиях;

- фотографиях; - видеозаписях; - и т.д.

3. Перечислите основные действия с информацией.

- Хранение, передача, обработка.

III. Мотивация и изучение нового материала.

Объяснительно-иллюстративный метод (рассказ)

Чтобы информация не просто хранилась, а приносила пользу людям, ее надо своевременно передавать. Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач.

В процессе передачи информации обязательно участвуют две стороны: источник и приёмник информации: источник передаёт информацию, а приёмник её принимает. Между ними действует канал передачи информации — информационный канал (канал связи). Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Техническими информационными каналами являются телефон, телевизор, компьютер.



Эвристическая беседа по вопросам.

- Ребята, назовите источники и приемники информации в каждом приведенном примере. Обратите внимание на слайд. (слайд 4)

1. Учитель – ученик (источник – приемник)

2. Руководитель – работники (источник – приемники)

3. Книги – человек (источники – приемник)

4. Друзья (источник–приемник – приемник-источник)

Правильно, здесь одновременно каждый из ребят выполняет роль источника и приемника информации.

А как вы друг с другом обмениваетесь информацией?

- пишем письма, записки, общаемся по телефону и т.д.

Деятельность людей всегда связана с передачей информации в той или иной форме.

На Кавказе и в Греции применяли костровую связь: для предупреждения об опасности (нападение врага) сигнальщики зажигали костры (днем был виден дым, а ночью – огонь). (слайд 5) (приложение 2)

Для передачи послания на дальние расстояния использовали гонцов.

На смену гонцам пришла почтовая служба.

В природе, у животных и растений так же существуют свои способы передачи информации. Обратите внимание:

Правильно, ее использовали на кораблях.

Мореплаватели передавали сигналы от одного корабля другому, используя сигнальные флажки.

IV. Физкультминутка для тела.

У нас все получилось.

- Как мы с вами выяснили, и в природе, и между людьми есть много способов передачи информации. Может быть, кто-то из вас может привести подобные примеры?

- летучие мыши передают друг другу информацию с помощью ультразвука.

Знаете, ребята, символ @ (а в кружочке) в разных странах называется по-разному:

IV. Первичное закрепление изученного материала

Работа по алгоритму (дидактический раздаточный материал)

- А сейчас мы с вами поучимся передавать информацию по электронной почте. Первая группа остается на местах. Вы будете создавать электронную почту на своих мобильных телефонах.

А вторая группа рассаживаемся за компьютеры по два человека. Соблюдаем дистанцию.

Я вам раздаю алгоритм выполнения работы и приступаем:

Придумайте имя своего почтового ящика и пароль. Запишите на дополнительном листке английскими буквами [email protected]mail.ru (приложение 5)

Теперь по алгоритму создадим электронную почту:

Алгоритм создания электронной почты:

Открываем браузер (Google Chrome, Mozilla, Yandex, Opera).

Заполните регистрационные поля. (Имя, фамилию, дату рождения, город)

Чтобы ввести логин и пароль, переведите клавиатуру с русского языка на английский.

Введите имя своего почтового ящика из мультфильма.

Введите пароль (не менее 7-ми знаков), повторите его снова.

Переведите клавиатуру с английского языка на русский.

Напишите три цифры, соответствующие вашим ответам на вопрос:

Понравился ли вам сегодняшний урок?

1. Мне понятно, как создавать эл. почту.

2. Мне не совсем понятно, как создавать эл. почту.

3. Мне не понятно, как создавать эл. почту.

1. У меня настроение отличное.

2. У меня настроение хорошее.

3. У меня настроение грустное.

1. Мне урок понравился.

2. Мне урок не понравился.

3. Мне все равно.

-Все отправили? Молодцы.

V. РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ:

Пересылка писем другой группе.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Изучить п. 6, выполните практическую работу: создать свою личную почту и прислать на электронный адрес учителя письмо.

(По желанию): прислать письма друг другу с пожеланиями.

VII. ИТОГ УРОКА:

Озвучивание текстов своего письма (по желанию)

Все сделали? Молодцы.

- А кто хочет озвучить текст своего письма?

VIII. ОЦЕНИВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ.

- Мы с вами сегодня хорошо потрудились. И за сегодняшнюю работу на уроке я выставлю оценки:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Действия с информацией.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:









В информатике к информационным процессам относят: Поиск и обзор информации; Х.

В информатике к информационным процессам относят: Поиск и обзор информации; Хранение информации; Передача информации; Обработка информации;

Передача информации – это целенаправленный процесс, в результате которого инф.

Вопросы для контроля Какими средствами передачи информации пользуется совреме.

Вопросы для контроля Какими средствами передачи информации пользуется современный человек? Каким средством передачи информации чаще всего пользуетесь вы? Какими способами передавали информацию в древнем мире? Как люди хранят информацию различных видов? Приведите примеры. Приведите примеры способов передачи информации по схемам: Источник (человек) Приемник(человек) Источник (предмет) Приемник(человек)


1) Основные действия, выполняемые над информацией: А)Обмен, передача, хранени.

1) Основные действия, выполняемые над информацией: А)Обмен, передача, хранение, обработка Б) Приём, передача, обработка В)Обмен, хранение, обработка Г)Накопление, приём, передача, обработка

 Правильный ответ А обмен, передача, хранение, обработка

Правильный ответ А обмен, передача, хранение, обработка

2) Информационными процессами называются действия, связанные: А)С работой во.

2) Информационными процессами называются действия, связанные: А)С работой во всевозможных информационных систем Б)С работой средств массовой информации В)С хранением, обменом и обработкой информации Г)С поиском информации в информационных системах

Правильный ответ В действия, связанные с хранением, обменом и обработкой инфо.

Правильный ответ В действия, связанные с хранением, обменом и обработкой информации

3) Под носителем информации понимают: А) Линии связи для передачи информации.

3) Под носителем информации понимают: А) Линии связи для передачи информации Б) Устройства для хранения данных в персональном компьютере В) Среду для хранения и записи информации Г) Телекоммуникации

Правильный ответ Б Устройства для хранения данных в персональном компьютере

Правильный ответ Б Устройства для хранения данных в персональном компьютере

4) Перевод текста с одного языка на другой является процессом: А) Хранения ин.

4) Перевод текста с одного языка на другой является процессом: А) Хранения информации Б) Передачи информации В) Поиска информации Г) Обработки информации

Правильный ответ Г Процесс обработки информации

Правильный ответ Г Процесс обработки информации

5) Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является.

5) Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является: А) Бумага Б) Лазерный компакт-диск В) Дискета, жёсткий диск Г) Флешка

Правильный ответ Г Флешка.

Правильный ответ Г Флешка.

6) Носителем информации, представленной наскальными росписями давних предков.

6) Носителем информации, представленной наскальными росписями давних предков выступает: А) Бумага Б) Камень В) Папирус Г) Фотоплёнка

Правильный ответ Б Камень

Правильный ответ Б Камень

7) Носителем текстовой информации является: А) Книга, написанная на любом язы.

7) Носителем текстовой информации является: А) Книга, написанная на любом языке Б) Фотография В) Нотная грамота Г) Светофор

Правильный ответ А Книга, написанная на любом языке

Правильный ответ А Книга, написанная на любом языке

Выбранный для просмотра документ Урок информатики на тему Информационные процессы. Передача информации.doc

Тема: Информационные процессы. Передача информации.

Учебник : Информатика и ИКТ. 7 класс. Семакин И.Г. и др.

Мотивация учащихся: проблемные ситуации, применение ИКТ, групповая форма работы.

- ученик получит представление об информационных процессах, научится приводить примеры информационных процессов, определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник и канал;

Основные понятия : Информационные процессы; передача информации, источник, канал связи, приёмник.

Планируемые образовательные результаты :

Предметные результаты :

Личностные результаты :

- актуализация знаний из личного опыта информационной деятельности;

Метапредметные результаты:

Формирование представления об информационном процессе передачи информации, умение различать понятия источник информации, канал связи, приемник информации.

Ресурсы :

- презентация со слайдами, 4 компьютера, мультимедийное оборудование, выход в сеть Интернет;

Формы и методы обучения: беседа с опорой на знания учащихся; работа в группах по 2 человека.

Этап ур ока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент. Самоопределение к деятельности. 1-2 мин.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

(Прием работы – техника А. Гина- знакомство с планом урока):

- В начале урока мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке. Потом попробуем ответить на вопрос: что такое информационные процессы. Затем потренируем мозги – решим несколько задач. И наконец, вытащим из глубин памяти самое ценное сегодняшнего урока.

Работать будем, как обычно, в парах, поэтому, улыбнитесь соседу и пожмите друг другу руки.

Дети сидят за компьютерами по два человека. Работа в парах.

Включение в работу

Личностные: психологический настрой обучающихся к уроку.

Регулятивные:

Коммуникативные:

умение слушать других.

- Перед вами на столе лежат конверты ( Приложение 1 ). Как вы думаете, что в них содержится?

- Так что же такое информация?

- Приведите пример текстовой информации;

- пример звуковой информации;

- пример числовой информации;

- пример графической информации;

- Что можно сделать с информацией в конверте?

- Одним словом, человек совершает с информацией какие-то действия.

Варианты детей – какая-то информация?

По-цепочке называют примеры

-Прочитать, отдать соседу….

уметь структурировать знания;

Регулятивные:

анализ объектов по признакам.

Коммуникативные: взаимопомощь, сотрудничество

( Возникновение проблемной ситуации , подводящий к открытию знания диалог ).

- Любой человек совершает какие-то действия с информацией: читает книги, учит стихи, решает примеры.

- Что сделали вы с информацией, которая находится у вас в конверте?

- В начале урока вы улыбнулись. Какое действие с информацией вы совершили? Когда сосед улыбнулся вам в ответ, какое действие вы совершили с информацией от него?

- Подумайте, какое настроение сегодня у вашего соседа? Когда вы думали, какое действие совершали с информацией?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Любые действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Теперь сформулируйте более точно тему нашего урока. ( 1)

- Вы назвали только первую часть темы, а чтобы назвать вторую часть, вам необходимо отгадать ребус ( приложение 2 ):

( на доске появляется ребус)

- Запомнили (сохранили в памяти).

- Передали и приняли информацию.

-Анализировали, т.е. обрабатывали….

- Информационные процессы (записывают тему в тетрадь).

- Информационные процессы. Передача информации.

Познавательные:

Общеучебные (выделяют и формулируют цели)

Логические (анализируют выделяя признаки,

формулируют проблемы, ищут способы решения проблемы)

Первичное осмысление и закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Продуктивные задания.

Информационные процессы – это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации.

- Приведите примеры профессий, связанных с передачей информации?

- Информация распространяется между людьми в процессе передачи: в разговоре, переписке, через телефонную связь и другие технические средства. В передаче информации всегда выступают две стороны: тот, кто передает, назовем источником , и тот, кто принимает информацию, назовем приемником .

- Учитель рассказывает новую тему. Кто является приемником, а кто – источником?

- Ученик рассказывает домашнее задание. Кто приемник, кто – источник?

- Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника.

- Могут ли животные быть источниками информации? Приведите примеры?

- А явления природы?

- Источники и приемники могут быть как одушевленными, так и неодушевленными. Например: животные, компьютер.

- Пойти к доске, нарисовать схему передачи информации.

- Схема является неполной, так как информация передается от источника к приемнику через какой-то канал связи.

- При разговоре двух людей, что является каналом связи?

- По характеру передачи канал связи может быть односторонним или двухсторонним ( Приложение 6).

- У кого дома есть стационарные телефоны? Когда вы разговариваете по этому телефону, слышите какие-то посторонние звуки, которые мешают разговаривать или услышать, что вам говорят? Часть информации теряется.

- Это так называемые шумы. Посмотрите на слайд. Приложение 7).

Цель: показать, что из-за помех информация может быть недостоверной.

- зарисовывают в тетрадь схему, изображенную на доске ( Приложение 4 ):

Код ОГЭ: 1.2.1 Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации

  • тот, кто предоставляет информацию (выступает ее источником);
  • тот, кто принимает информацию и является ее получателем (таких может быть несколько);
  • канал связи, по которому передается информация.

Общую схему передачи информации разработал основоположник цифровой связи (создатель теории информации) Клод Шеннон.

Процесс передачи информации

Источниками и приемниками информации могут быть живые существа или технические устройства. Каналами связи могут быть, например, электромагнитные, звуковые и световые волны.

Сигналы могут быть аналоговыми (непрерывными) или дискретными (импульсными). Сигнал является дискретным, если его параметр может принимать только конечное число значений и существует лишь в конечное число моментов времени. В компьютерах используются сигналы, которые могут принимать только два дискретных значения — 0 и 1.

По способу передачи сигналов различают каналы проводной связи (например, кабельные) и каналы беспроводной связи (например, спутниковые).

По типу среды распространения каналы связи делятся на проводные, акустические, оптические, инфракрасные и радиоканалы. Например, один из современных каналов передачи информации — световод (оптоволокно) — позволяет передавать сигналы лазеров на расстояние более 100 км без усиления.

Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность, или скорость передачи по каналу информации.

Скорость передачи информации отображает, как быстро передается информация от источника к получателю — безотносительно к тому, по каким каналам происходит передача.

Пропускная способность канала — максимальное количество переданной или полученной по этому каналу информации за единицу времени. Таким образом, пропускная способность канала — максимально возможная скорость передачи информации по этому каналу. Например, пропускная способность современных оптоволоконных каналов — более 100 Мбит/с, т. е. в миллиарды раз выше, чем у нервной системы человека при чтении текстов.

Пропускная способность канала измеряется в тех же единицах, что и скорость передачи информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия .

Тема занятия: Передача информации.

Цель занятия:

Образовательные: дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, познакомить со схемой передачи информации.

Развивающие: развивать познавательную активность учащихся. Способствовать формированию у них ключевых компетенций.

Воспитательные: воспитывать информационную культуру.

Используемые учебники и учебные пособия:

1.Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний

2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса.

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Задачи занятия:

образовательные:

повторение пройденного материала: информация, виды информации по форме представления, носители информации;

ознакомить с понятиями: информационный канал, источник информации, приемник информации;

ознакомить со схемой передачи информации;

способствовать формированию умений выделять в ситуации передачи информации: источник информации, приемник информации, канал связи (средства передачи информации).

развивающие:

развитие умения анализировать;

развитие внимания, памяти;

воспитательные:

развитие познавательного интереса.

Время занятия: 20 мин

Планируемые результаты:

образовательные:

ознакомить с понятиями: информационный канал, источник информации, приемник информации;

ознакомить со схемой передачи информации;

способствовать формированию умений выделять в ситуации передачи информации: источник информации, приемник информации, канал связи (средства передачи информации).

развивающие:

развитие умения анализировать;

развитие внимания, памяти;

воспитательные:

развитие познавательного интереса.

Дидактическое обеспечение занятия:

1.Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний

2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса.

3.Анимационный ролик "Процентное соотношение различных видов информации при восприятии человеком".

5.Тест на повторение

13.Тест для проверки знаний учащихся по теме урока

Ход и содержание урока.

1.Актуализация знаний учащихся:

1.Что такое информация?

2. Повторение "Процентное соотношение различных видов информации при восприятии человеком".

Заполните кроссворд "Виды информации"

3. Тест на повторение

1. Информатика - это наука о методах и способах обработки, передачи и хранения информации.

2. Кроссворд "Виды информации"


3. Проверить ответы теста

2. Новый материал:

Формирование понятий источник информации, приемник информации, средства передачи информации.

А теперь познакомимся, что такое "передача информации".

Люди постоянно участвуют в процессе передачи информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты, публикуют книги, статьи, рекламные объявления.

Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач .

Схема передачи информации


Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)

Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)

Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)

Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)

Сколько может быть источников информации и приёмников информации в процессе передачи информации?

•Один источник – один приёмник (односторонняя передача информации)
•Один источник – несколько приёмников (односторонняя передача информации)
•Несколько источников – один приёмник (односторонняя передача информации).

3. Закрепление основных понятий. Практическая работа.

Итак, источники информации посылают информацию, а принимают её приёмники информации. Звук, цвет, свет, запах — это сигналы, которые несут информа­цию.

Источником информации могут быть: птицы, домашние животные, газета, журнал, сеть Интернет, растения.
Приемником информации могут быть: человек, животные, птицы.
Приемником знаковой информации (слово, текст) может быть только человек.

Чтобы передать информацию, ее представляют в удобном для передачи виде: текста, рисунка, схемы, чисел, звуков.

А теперь с помощью практических работ проверьте, как вы усвоили понятия "Источник" и "Приемник" информации:

Читайте также: