Хохломская роспись конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла. Познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.

2. Развивать интерес к изучению народных промыслов.

3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года? (ответы детей)

В зимнее и холодное время года у многих людей бывает плохое настроение, а у вас какое сегодня настроение? (ответы детей).

У кого хорошее настроение - подарите друг другу улыбки. А у кого было грустное, плохое мы сейчас изменим прослушав сказку

Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей)

Как называется наш город? А область? (ответы детей)

В России очень много областей и городов, и сейчас я расскажу о Нижегородской области, но не о городе, а ….

Описание слайда № 1

Воспитатель: Издавна наша Русь славилась своими ремёслами, которые изготовляли мастера. И была наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история. Вот историю одного села с его чудо-мастерами я вам и поведаю.

Сказ о "Хохломе"

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)

Описание слайда № 2

Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная.

Хохлома - посуда не простая, а точно – золотая!

С яркими узорчиками ягодками и листочками.

Называется она – Золотая Хохлома.

Все листочки – как листочки, здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди называют хохломой

Описание слайда № 3

Описание слайда № 4

Хохлома – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.

Описание слайда № 5

Как вы думаете, трудно ли изготавливать такую посуду? (ответы детей)

Конечно, изготовить ее не просто. Сначала изделия вытачивают на станке, затем шпаклюют — покрывают тонким слоем глины: изделие становится похоже на глиняное, которое делают гончары. Потом, чтобы изделие стало гладким, его шкурят — протирают наждачной бумагой. Это такая специальная бумага, покрытая очень мелкими частицами камня (показ). Затем изделие олифят — покрывают специальным составом для деревянных поверхностей, который быстро высыхает. А уже потом изделие лудят — покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.

Описаний слайда № 6

В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Описание слайда № 7

Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома, золотая хохлома!

Воспитатель: почему автор стихотворения называет золотая хохлома? (ответы детей)

Посмотрите на иллюстрацию, какие цвета использовал мастер, который расписал? (ответы детей)

Описание слайда № 8

Описание слайда № 9

Описание слайда № 10

Описание слайда № 11

1. Какая посуда? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, деревянная, яркая, узорчатая, праздничная, замечательная).

2. Какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности)

3. Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)

4. Какими узорами украшают мастера свою посуду? (ягодки, травинки,веточки, цветочки, кустики, птицами и иногда рыбами)

Описание слайдов № 12, 13, 14,15

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.

А в наше время мастера научились делать современную декоративную детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться.

Исследовательская деятельность.

Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть. Описать его.

На бумажную тарелку дети накладывают черную тушь смешанную с клеем ПВА, после высыхания приклеивают вырезанные элементы хохломской росписи из фольги, золотистой и цветной бумаги, украшают.

Далее, предложить детям высказать свои впечатления от полученных работ.

Итог занятия:

1. Какая красивая у вас тарелка получилась! А можем это чудо назвать панно?

2. Напомните мне, как же называется ваш узор? (травяной, ягодки, травка, листочки)

3. А какого цвета?

4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить его?

5. О чем напоминает вам роспись?

6. Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 1-3 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-12 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Запись на доске: Золотая Хохлома.

УЧЕНИЦА: (тихо звучит русская народная музыка)

Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.

Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
(П. Синявский)

2. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Хохломы)

- Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

- Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

- Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
(Л. Куликова)

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

3. ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для . Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание .

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы - веточки, листки, травка.

Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: "верховое" письмо и "фоновое".

Особенность росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

Самый любимый у хохломских художников это или , которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются : травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широс учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каж-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

Учитель: Что ж за работу.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось

5. АНАЛИЗ И ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1461158554.ppt (Урок-презентация "Хохлома")

Форма проведения: Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.

  • Образовательные: Выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления композиции в традициях народного промысла.
  • Воспитательные: Воспитать нравственные, эстетические качества, пробудить интерес к народному промыслу.
  • Развивающие: Развить образное мышление, творческое представление, фантазию.
  • Для учителя: Конспект урока, проектор, экран, презентация, образцы посуды хохломского промысла.
  • Для учащихся: Простые карандаши, ластики, лист тонированной бумаги желтого цвета, кисти белка №2, краски гуашь.

I. Организационный момент. Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к уроку.

II. Изучение новой темы

Сегодня мы продолжим наше знакомство с народными промыслами России. Тема нашего урока: “Золотая хохлома”, именно так называют этот промысел в народе. (Слайд №1).

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с его историей, узнаете приемы, способы и виды этой росписи. И, на один урок, превратитесь в мастеров по росписи деревянной посуды. (Слайд №2).

Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. (Слайд №3).

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена “Знак Почета” “Хохломская Роспись” (Слайд № 4).

С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие “Хохломская Роспись” является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью. Благодаря талантливому коллективу сохраняются и преумножаются традиции древних мастеров. А город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы. (Слайд №5).

Город находится в 68 километрах на северо-восток от Нижнего Новгорода. Семеновский район расположен в лево-бережной части Нижегородской области в бассейне извилистой лесной реки Керженец. Восемьдесят процентов территории района покрыто лесами. (Слайд №6).

В этом городе сохранилось много интересных старинных зданий и сооружений, представляющих историческую и архитектурную ценность. (Слайд №7). Одной из главных достопримечательностей города стал открытый в 2008 году Музейно-туристический центр “Золотая Хохлома”. (Слайд №8).

Ручная хохломская роспись изделий показывает обилие золотого фона, утонченность формы, легкий четко выполненный орнамент, виртуозность и свободу кистевого мазка. (Слайд №9).

В росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Прежде чем стать золотым изделие проходит несколько стадий производства. (Слайд №10).

Стадии производства изделий хохломской росписи.

1. На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая “бельем”. “Белье” еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке. (Слайд №11).

2. Лужение. В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. После чего они становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. (Слайд №12).

3. Покрытие лаком. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от размеров изделия. Так, серебро превращается в “золото”, и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. (Слайд №13).

4. Роспись готового изделия. Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски. Кроме черного, красного и золотого цвета – традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. (Слайд №14).

В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое" и "верховое".

“Фоновая” роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или

красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. (Слайд № 15)

При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента: "травка", роспись"под листок" или "под ягодку ". (Слайд №16).

“Травка” - главный мотив хохломской росписи. "Травная роспись" напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фон. (Слайд № 17).

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. ( Слайд №18).

Сегодня хохломскую роспись можно увидеть не только на деревянной посуде. В этом стиле можно расписывать и другие современные вещи. Например новогодние шарики, компьютерную клавиатуру и даже автомобиль. (Слайд №19).

Где используется “верховая” роспись, а где “фоновое” письмо? (Слайд №20).

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей. (Слайд №21).

В настоящее время ЗАО “Хохломская роспись” стабильно работает и развивается, шиите увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. (Слайд №22).

III. Практическая работа

Придумайте интересную форму предмета и распишите его травным орнаментом с ягодами или цветами. На желтой бумаге наведите стебель плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Припишите к стеблю кудреватую травку, тонкую осоку. Следите за колоритом рисунка. (Слайд №23).

IV. Закрепление полученных знаний.

Вопросы:

1. Почему хохломские изделия называют золотыми?

2. Что значит образ в росписи?

3. Какой город считают столицей золотой хохломы?

4. Назовите виды хохломской росписи.

5. Почему эта посуда до сих пор живет, а промысел известен по все России?

6. Пользуетесь ли вы в быту хохломской посудой? (Слайд №24).

V. Итог урока. Демонстрация наиболее удачных работ. Выставка. Оценки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Фаркова Ю.Е. - Конспект - Хохлома.docx

Технологическая карта урока

Учить особенностям хохломской росписи

Научить самостоятельно составлять декоративную композицию в предмете.

Л1 Осознает алгоритм своих действий

Л2 Сохраняет мотивацию к учебной и творческой деятельности

Л3 Выполняет требования учителя

Пр1 Умеет изготавливать декоративную композицию (хохломская роспись) в предмете

Пр2 Знает элементы хохломской росписи

Р1 Выполняет действия в качестве слушателя

Р2 Выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Р3 Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности

Поз1 Выделяет основные этапы и приёмы рисования декоративной композиции

Поз2 Умеет оформлять эстетически грамотно декоративную композицию

К1 Умеет слушать (слышать) других

К2 Оформляет свою мысль в устной форме

Урок усвоения новых знаний

Методы, приемы обучения

Формы организации деятельности учащихся

Альбомный лист, карандаш, ластик, краски, кисть.

Образец изделия, презентация по теме урока, правила техники безопасности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные
учебные действия

1 . Организационный этап.

Приветствие. Здравствуйте. Я очень рада видеть вас снова.

Я хочу, чтобы вы сейчас повернулись друг к другу и пожелали удачи на уроке.

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы перенесёмся во времени и откроем завесу в прошлое нашей страны.

- Ребята, это не просто экскурс в историю, вы сами станете участниками, вы почувствуете

душу русского народа, страны, в которой живёте.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Для работы сегодня нам понадобятся следующие инструменты и материалы: альбомный лист, карандаш, ластик, краски, кисть.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку .

Дети приветствуют друг друга, выражают свои пожелания.

Л2 Сохраняет мотивацию к учебной и творческой деятельности

К1 Умеет слушать (слышать) других

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с

народным промыслом – хохломской росписью, почувствуем гордость за причастность к культуре русского народа.

- Хохлома! – какое странное и веселое слово. (Слайд 1).

Прислушайтесь, какой звуковой ряд выстраивается?

- В нем и смех слышится, и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

- Какую цель поставим?

- Чему сегодня на занятии мы научимся?

- Сейчас мы узнаем, как же начиналось, это удивительное хохломское творчество?

- Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

Слушают учителя, отвечают .

Высказываю свои предположения.

Л2 Сохраняет мотивацию к учебной деятельности и творческой деятельности

Л3 Выполняет требования учителя

Р1 Выполняет действия в качестве слушателя

Р3 Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности

К1 Умеет слушать (слышать) других

К2 Оформляет свою мысль в устной форме

3.Актуализация знаний .

- С какими предметами декоративно-прикладного искусства вы уже познакомились? (прялки, одежда, игрушка, интерьером избы)

-А какие предметы декоративно-прикладного искусства из названных у вас есть дома?

Слушаю учителя, отвечают.

Л2 Сохраняет мотивацию к учебной деятельности и творческой деятельности

Л3 Выполняет требования учителя

Р1 Выполняет действия в качестве слушателя

Р3 Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности

К1 Умеет слушать (слышать) других

К2 Оформляет свою мысль в устной форме

4. Первичное усвоение новых знаний

- Какие цвета используют мастера?

- Какие узоры вы видите на посуде?

- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Листики , ягодки, завитки, точечки.

У природы - веточки, листки, травка.

Л2 Сохраняет мотивацию к учебной деятельности и творческой деятельности

Л3 Выполняет требования учителя

Пр2 Знает элементы хохломской росписи

Р1 Выполняет действия в качестве слушателя

Р2 Выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Р3 Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности

К1 Умеет слушать (слышать) других

К2 Оформляет свою мысль в устной форме

5 . Первичная проверка понимания 3 мин

-Какие инструменты понадобятся?

-Назовите правила техники безопасности.

Слушают учителя, отвечают .

Называют правила техники безопасности при работе.

Л2 Сохраняет мотивацию к учебной деятельности и творческой деятельности

Л3 Выполняет требования учителя

Р2 Выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Р3 Принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности

К1 Умеет слушать (слышать) других

К2 Оформляет свою мысль в устной форме

6. Первичное закрепление

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается, это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают порошком олова. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и ставят в печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание "Золотая Хохлома". Слайд 2.

Самый любимый у хохломских художников это "травный узор" или "травка", которая отдалённо напоминает осоку. Слайд 3.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом. Слайд 4.

Из таких элементов можно составить узор?

- В начале урока я сказала, что на занятии мы не только побываем на экскурсии, но и вы сами попробуете себя в роли народных умельцев, вы распишите изделия. А в конце урока мы откроем ярмарочные ряды с вашими работами. И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним роспись тарелки. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

Вверх рука и вниз рука,

Вверх рука и вниз рука,

Потянули их слегка!

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки!

Крутим –вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Вверх и в сторону, вперед.

И за парты все вернулись-

Вновь урок у нас идёт.

Начнем расписывать наши тарелочки:

- Возьмите альбомный лист и нарисуйте круг и кайму по образцу (слайд 5)

- Карандашом намечаем контуры будущих листьев и ягоды (Слад 6)

- Светло коричневым цветом закрашиваем фон (Слайд 7);

- Раскрашиваем ягоды и листики (слайд 8);

- Оживляем листики и ягоды темной краской (слад 9);

- В промежутках между листьями и ягодами рисуем завитки и травинки (слад 10);

- Далее оформляем кайму тарелки орнаментом из завитков и травинок (слад 11).

Задание с дифференцированным подходом. Задание написано отдельно на карточке.

Наглядно-демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд: Изделия с хохломской росписью. Платок. Произведения декоративно-прикладного искусства (Гжель, Городец, Дымково и др.)

Оборудование: Гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка

Рассмотрите представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства. Распределите их по группам.
– В чем же отличие хохломских изделий от изделий других промыслов? (Они деревянные, у них особый узор, в их узоре три цвета: красный, черный, золотой.)
– Изделия хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.
Слайды 2-4.










Физкультминутка
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево–вправо разведу.
И, как птица, полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо – побегу, все на свете я смогу!
III. Творческая практическая деятельность
Организация рабочего места.Составление композиции
Контролирую действия учащихся в процессе практической работы – правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, корректирую действия, оказываю консультативную помощь.

– На ваших столах лежат шаблоны ложек, а вы мастера росписи.
- Нарисуйте узор для украшения хохломской ложки, соблюдая этапы росписи Хохломы. Слайд 11-12/



Читайте также: