Конспект урока поучение владимира мономаха 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

– Давайте вспомним, какие жанры существовали в древнерусской литературе. Возьмите листочки с кроссвордом, лежащие на партах. Кто быстрее разгадает?

(Кроссворд на закрытой доске. Открывается потом для проверки. Шестое задание ребята получают в конце урока.)

Чтение стихотворения учеником.

II.

– Многими славными именами по праву гордится Россия. Имя Владимира Мономаха занимает одно из первых мест в этом списке. Он был выдающейся фигурой Древней Руси, виднейшим государственным деятелем, человеком большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе у своих современников и в потомстве.

(Звучит колокольный перезвон.)

Выступления учащихся:

– Звенят киевские колокола, отбивая радостный перезвон! Радуется земля русская! На престол вступает Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Прошло чуть более ста лет после принятия христианства. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая ссоры в разорительные войны. Но Русь объединяется под властью Владимира Мономаха и переходит от пассивной обороны к активному наступлению в степь. Прозвание Мономах (единоборец) прочно закрепилось за этим князем.

– Трехлетним ребенком Владимира торжественно посадили на коня. Таков был обычай. Растили будущего воина и полководца. Родители позаботились, чтобы юный Владимир постиг книжную мудрость, овладел бы не только навыками воина, но и образованного человека. Отец знал 5 языков. В их княжеском доме было много рукописных книг. Мать, гречанка Анастасия, также принадлежит к кругу читающих, мыслящих людей. С семилетнего возраста Владимир стал учиться письму и чтению. Занимался упорно и прилежно. Самостоятельная жизнь Владимира началась в 13 лет, когда отец отправил его княжить в далекое Ростовское княжество.
В зрелых летах он был государем в наследном владении, умным советчиком князя, сострадательным благодателем бедных, знаменитым победителем врагов Отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами, заключен с ними самый выгодный мир. Он старался улучшить законы, окружал каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир). Но, чтобы понять особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочесть его духовное завещание, наставление сыновьям.

III. История создания

Работа с текстом

Выразительное чтение отрывков

Беседа по вопросам:

(Чтение и обсуждение вырезок)

– Мир вам, люди добрые, поклон вам, русичи!
– Добрый день, кто вы и куда путь держите ?
– Мы послы греческие, а идем мы в стольный Киев – град. С поручением идем да с подарками от императора.
– Что за поручение?
– Мира мы хотим с вашим князем, мира на земле византийской. Ну да некогда с вами разговоры вести, дела нас ждут великие. Оставайтесь с миром.
– До свидания. Интересно, что за подарки несли послы. Давайте спросим у наших историков.

На первом посольском приеме греки поразили Мономаха, они поднесли в виде даров императорский венец, один из тех, которые надевались на голову в торжественных случаях. Венец был золотой и богато украшен драгоценным каменьем. Вместе с венцом они поднесли императорскую хламиду (накидку ), драгоценный пояс, скипетр и яшмовую чашу. Это значило, что они признают киевского князя своим императором. Шапка – символ власти, самодержавия. Впоследствии все русские князья и цари венчались на престол шапкой.

(Показ иллюстраций, рассказ о шапке : собственный вес 698 гр., страховая сумма в 1990 г.– 3 млн. рублей. )

IV. В тяжелом положении оказалась одна из учениц, которой было дано задание узнать, кто еще в истории обращался к подобному жанру.

Выступление ученицы:

VI. Выводы по уроку

VII. Домашнее задание: составить поучение младшему брату или сестренке.

Разработка содержит конспект урока по литературе для 6 класса, воспользоваться которым может как учитель для подготовки к уроку, так и ученик, пропустивший занятие и решивший самостоятельно изучь тему.

Данная разработка урока направлена на то,чтобы выявить и обобщить знания учащихся о Владимире Мономахе и его роли в истории Руси; дать понятие жанра поучения, формировать умение самостоятельного построения определения; развивать логику, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Данная разработка сопровождается наглядным материалом:(слайдова презентация) фотографии Владимира мономаха, изображения книги "Поучения" .

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_iterature_6_klass_pouchenie_vladimira_monomakha.docx 20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе для 6 класса.

- выявить и обобщить знания учащихся о Владимире Мономахе и его роли в истории Руси;

- дать понятие жанра поучения, формировать умение самостоятельного построения определения.

- развивать логику, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее;

-воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Древнерусская литература - бесценный кладезь поэзии, необыкновенного мастерства и глубинного содержания творений русского народа. Мы не знаем имен тех, кто создавал эти шедевры, но с гордостью заявляем о том, что они составляют бессмертную славу и величие русской национальной культуры.

Вместе с тем через века дошли до нас и некоторые имена создателей великой древней литературы, которых мы сегодня вспоминаем с уважением и неподдельной любовью. Мы черпаем вдохновение, знания, опыт из неумирающих творений прошлого, применяем их в настоящем и будем применять в будущем.

Сегодня мы обратимся к имени Владимира Мономаха. СЛАЙД 1 (изображение В.Мономаха)

  • Давайте вспомним, что вы знаете о Владимире Мономахе из истории?

(Это выдающийся русский князь, живший в Киевской Руси. Год рождения - 1053, год смерти - 1125. Мономах жил в трудные времена, когда между отдельными князьями не прекращались междоусобицы, вражда, когда на Руси не было единства, и этим пользовались враги, постоянно нападавшие на Киевскую Русь. Он не жалел своих сил для укрепления единства Руси, для борьбы с теми, кто пытался покорить Киевскую Русь. За годы своего княжения Мономах совершил 83 великих похода,19 раз совершал мир с половецкими князьями, строил церкви, современники и потомки прославляли его имя.)

Вопрос к учащимся:

Устаревшие слова СЛАЙД 3

Сидя на санях — готовясь в мир иной.

Уповать — твёрдо надеяться.

Тленный — телесный, смертный.

  1. Совместная работа над составлением плана поучения, обращенного к младшему брату, сестре, другу (по выбору учащегося). По ходу обсуждения он записывается на слайде и в тетрадях. Одновременно подбирается словарь наиболее употребляемых слов и выражений.
  • Каждый из вас уже имеет некоторый жизненный опыт в отношениях с родителями, сестрами и братьями, друзьями, общении с ними. Подумайте, что хотелось бы вам посоветовать младшим, от чего уберечь, что внушить?
  • Как можно назвать свою работу? ( Примерные ответы: письмо-наставление младшей сестренке, поучение старшего брата Игоря младшему брату Михаилу и т.д.)
  • С чего, как вы считаете, нужно начать поучение? (Примерный ответ: с обращения, например: Милый мой маленький братик!)
  • На что можно указать далее? (Примерный ответ: почему пишется такое наставление, например: боязнь за ошибки брата в его отношении ко взрослым, друзьям, недовольства родных его поведением и т.д.)
  • Что будет представлять собой основная часть ? (Примерный ответ: советы, наставления)
  • Чем можно закончить поучение? ( Примерный ответ: просьбой внимательно прислушаться к советам, а также наказом, как пользоваться поучением, чтобы оно принесло пользу)

СЛАЙД 4 У учащихся и на слайде записан совместно составленный план (Примерный план: 1. Обращение, 2. Причина появления такого поучения, 3. Советы, наставления, 4. Концовка), а также слова и выражения (Например: усердно, грамотка, примите в сердце свое, чтить старых, творить добро, душа, остерегаться, причинять вред и т.д.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оргмомент. Целеполагание.

Актуализация знаний.

Назовите жанры ДРЛ, их особенности.

В чем смысл каждого из жанров? В чем их ценность для литературы, культуры? Можно ли чему - то научиться, читая их?

Работа с литературным термином .

- Как думаете, что такое поучение? Для чего создавались произведения такого жанра? Кто мог их создавать?

Поучение - жанр ДРЛ назидательного характера, наставление.

- Кто такой Вл.Мономах? В чем его заслуга?

1. Владимир Всеволодович Мономах - великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель. Сын князя Всеволода Ярославича. прозван Мономахом по имени матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Время его правления было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси вновь усилилась.

В русских летописях рассказывается, что во время похода Владимира Мономаха в Константинополь византийский император выслал князю знаки царской власти: крест, золотую цепь и бармы - драгоценные оплечья, отделанные жемчугом, а также царский венец - круглую шапку, украшенную собольим мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы, увенчанная крестом.

- Для чего в художественных произведениях нужна вступительная часть?

Что она отражает?

- О чем идет обычно речь в центральной части? Что представляет собой эта часть в «Поучении?

- Что значит ДИДАКТИЧЕКАЯ? (Подбор синонимов)

- Назовите функцию заключения.

- Какие строки начинают и заканчивают вступление? Центральную, дидактическую, часть? Заключение?

Вступление содержит призыв не посмеяться, а принять в сердце свое. Что значит это выражение?

Два глубинных христианских смысла, которые позже лягут в основу древнерусской религиозно – философской мысли.

Групповая работа

Какие советы дает Вл.Мономах? К чему призывает?

Защита выступлений. Вопросы к выступающим.

Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на вопрос.

(Леность ведь всему мать…)

- Что запомнилось сегодня?

- Чем произведения ДРЛ похожи на фольклорные тексты?

- Что прославляют авторы ДРтекстов?

9. Домашнее задание.

Составить стилизованную под летопись хронику школьной жизни, используя слова или выражения в лето, и сказал тогда, стали одолевать, труды великие и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

Конспект урока литературы для 6 класса.

Составила: Климова Александра Владимировна

воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Владимир Всеволодович Мономах - великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель. Сын князя Всеволода Ярославича, прозван Мономахом по имени матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил в удел Чернигов. С 1093 г. он вел войну с половцами и их союзником князем Олегом Святославичем. Половцы потерпели от него ряд поражений и надолго оставили в покое русскую землю. После смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание, и на княжение был призван Владимир Мономах. Время его правления было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси вновь усилилась.

По одной из легенд, во время похода Владимира Мономаха в Константинополь византийский император выслал князю знаки царской власти: крест, золотую цепь и бармы - драгоценные оплечья, отделанные жемчугом, а также царский венец - круглую шапку, украшенную собольим мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы, увенчанная крестом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII века, а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории России шапка Мономаха осталась символом царской власти. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

- Что является важнейшей заслугой Владимира Мономаха?

- Назовите имена художников, обращавшихся в своём творчестве к личности Владимира Мономаха. (Б.А.Чориков, А.Д.Кившенко, В.М.Васнецов).

- Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают колорит эпохи?

6.1. Понятие о поучении как жанре древнерусской литературы.

Поучение – жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление.

- Поучение Владимира Мономаха состоит из трёх частей. Найдите в тексте части, соответствующие вступлению, центральной части, заключению.

Во вступлении, обращённом к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце своё и быть снисходительными.

6.3. Лексическая работа.

Самоуничижение — я; ср. Книжн. Уничижение себя, признание себя ничтожным.

6.4. Обращение к домашнему заданию.

- Найдите ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога.

6.5. Лексическая работа.

Покаяние — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа.

Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу.

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.

6.6. Исследовательская работа с текстом.

6.7. Слово учителя.

Следовательно, испытание страхом Господним – это один из важнейших путей к спасению. Ведь, согласно православному вероучению, Господь насылает свои кары и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом же такого очищения является обретение премудрости и познания Божиих тайн.

Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как вместилища Божией благодати, и страха Божиего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли.

- Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на вопрос.

Мономах – первый известных нам мирской писатель Древней Руси. Это человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофильм.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Владимир Всеволодович Мономах - великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель. Сын князя Всеволода Ярославича, прозван Мономахом по имени матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил в удел Чернигов. С 1093 г. он вел войну с половцами и их союзником князем Олегом Святославичем. Половцы потерпели от него ряд поражений и надолго оставили в покое русскую землю. После смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание, и на княжение был призван Владимир Мономах. Время его правления было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси вновь усилилась.

По одной из легенд, во время похода Владимира Мономаха в Константинополь византийский император выслал князю знаки царской власти: крест, золотую цепь и бармы - драгоценные оплечья, отделанные жемчугом, а также царский венец - круглую шапку, украшенную собольим мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы, увенчанная крестом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII века, а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории России шапка Мономаха осталась символом царской власти. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

- Что является важнейшей заслугой Владимира Мономаха?

- Назовите имена художников, обращавшихся в своём творчестве к личности Владимира Мономаха. (Б.А.Чориков, А.Д.Кившенко, В.М.Васнецов).

- Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают колорит эпохи?

6.1. Понятие о поучении как жанре древнерусской литературы.

Поучение – жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление.

- Поучение Владимира Мономаха состоит из трёх частей. Найдите в тексте части, соответствующие вступлению, центральной части, заключению.

Во вступлении, обращённом к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце своё и быть снисходительными.

6.3. Лексическая работа.

Самоуничижение — я; ср. Книжн. Уничижение себя, признание себя ничтожным.

6.4. Обращение к домашнему заданию.

- Найдите ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога.

6.5. Лексическая работа.

Покаяние — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа.

Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу.

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.

6.6. Исследовательская работа с текстом.

6.7. Слово учителя.

Следовательно, испытание страхом Господним – это один из важнейших путей к спасению. Ведь, согласно православному вероучению, Господь насылает свои кары и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом же такого очищения является обретение премудрости и познания Божиих тайн.

Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как вместилища Божией благодати, и страха Божиего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли.

- Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на вопрос.

Мономах – первый известных нам мирской писатель Древней Руси. Это человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин.

6.9. Просмотр видеофильма о Владимире Мономахе.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Читайте также: