Конспект уроку форми земної поверхні

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока : Способствовать формированию образного представления об основных формах земной поверхности.

Образовательные задачи:

- выявить первоначальные представления учащихся о рельефе Земли и расширить их;

-познакомить с основными частями горы и холма: подошвой, склоном, вершиной

Развивающие задачи:

-развивать чувственное восприятие природы;

- развивать интерес к изучению окружающего мира

Воспитательные задачи:

- расширять экологический кругозор;

- воспитывать ответственное отношение к природе;

-воспитывать коммуникативные качества, необходимые для сотрудничества в группах;

- воспитывать умение работать в группах, личную ответственность за выполнение коллективной работы;

- воспитывать любовь к природе и к своей Родине.

Формировать УУД:

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, развитие чувства прекрасного, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна. Урок окружающего мира сегодня проведу у вас я.

Давайте зарядимся положительной и доброй энергией, читая стихотворение, помещённое на слайде:

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нас мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, а как человек познаёт окружающий мир?

Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие, за новыми открытиями.

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого они будут свои.

В конце урока вы поделитесь своими впечатлениями о путешествии.

Работать на уроке сегодня мы будем и все вместе , и в группах.

Отправляемся в путь!

3.Формирование новых знаний, умений и навыков.

Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.

Попробуйте определить тему урока. ( Слайд )

Тема урока: Формы земной поверхности. ( Слайд )

Тема урока: Формы земной поверхности. ( Слайд )

По ходу нашего путешествия мы будем заполнять таблицу- кластер. Которую так и назовем: формы земной поверхности. ( Слайд )

Давайте поставим задачи на урок: Что бы нам хотелось узнать?

Узнаем, какие формы земной поверхности бывают, научимся их сравнивать, будем учиться замечать и ценить красоту природы.

На какие группы можно разделить данные фотографии местности? (Слайд )

Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы Земной поверхности.

Какое открытие мы сделали?

На Земле есть горы ( Слайд )

Дополняем нашу таблицу новыми понятиями: горы.( Слайд )

Что можете рассказать о горах?

Кто сможет дать определение гор?

Что ещё узнали о горах?

Одиночные горы и горные хребты. ( Слайд )

Заполняем схему. Новые географические понятия - одиночные горы и горные хребты. ( Слайд )

Попробуйте дать определение равнины. ( Слайд )

Равнины бывают разные. В чем отличие этих равнин?

Плоские и холмистые.

Почему они так называются?

Плоские – имеют ровную поверхность, на холмистых - есть возвышенности – холмы.

Попробуйте дать определение холма

У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.

Вершина - самая высокая точка

Подошва - начало возвышения

Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. ( Слайд )

А теперь давайте рассмотрим холм и гору.

Найдите общее и различие. (Слайд )

Путешествуя, люди замечали некоторые изменения в земной поверхности. А о каких изменениях пойдет речь, вы узнаете из сказки.

В) Чтение сказки.

Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина- ее дожди и талые воды размыли. Конечно , она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет глубже стала, шире, заметнее.

-Спасибо вам холмы, -говорит Рытвина,- что в меня воду льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.

-Мы не нарочно в тебя воду льем,- говорит один Холм. Она с нас сама стекает. Так что благодарить нас не за что.

-Да ты нам совсем не нравишься,- вступил в разговор другой Холм.- Ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.

-Хотите вы или не хотите, а я время равно расти буду,- ответила Рытвина.

Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.

-Вот я, какой большой - десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.

-А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет,- поддержал другой Холм.

Но тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.

-Ура! Подмога пришла,- закричали Холмы.- Сейчас люди все склоны оврага кустами и деревьями засадят, очень трудно будут воде землю размывать. И станет овраг намного медленнее расти. А придет время он и совсем расти перестанет. В балку превратится.

Проверяем и обговариваем, сделанные пометы в тексте.

Г).Попробуйте дать определение овраг. ( Слайд )

Заполняем схему. (Слайд )

Физкультминутка .

По равнине все пойдем

Там цветочки мы найдем.

Руки мы к груди прижали-

Теперь холмиками стали.

Вот – подошва, вот - вершина.

Левый склон и правый склон.

А сейчас пойдем к горам, Но овраг мешает нам.

Быстро прыгнули вперед

Кто к горе быстрей придет?

На носочках потянулись.

До вершины дотянулись.

На равнине мы живем.

Проект. Работа в группах самостоятельная.

-что есть у любой книги? (название)

-какое название будет у нашей книги? (Формы земной поверхности)

Каждая группа получает конверт. В конверте макет страницы с формой земной поверхности . Выберите для нее описание, иллюстрацию и загадку. Оформите это все на листе. Это и будет страница книги.

5 группа- Строение холма и горы. Схема. Аппликация.

Презентация готовых страниц книги.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.

А теперь поделитесь своими открытиями ( Слайд)

Домашнее задание.

А дома я вам предлагаю совершить еще несколько открытий (на выбор)

-узнайте, какие из форм земной поверхности встречаются в нашем Борском районе.

-подумайте: пользу или вред приносят овраги местности?

-Наша Земля постоянно изменяется. Возникают овраги. Разрушаются горы, на их месте образуются равнины.

Учёные говорят, что изменение поверхности Земли - это результат работы трёх великих мастеров природы.

Что это за мастера?

Подумайте и определите качество своей работы на уроке.

- Те ребята, кто согласен с высказыванием:

Те ученики, кто считают:

- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

Что такое горы? ( В жизни это многозначное слово. Горы - это высоты, препятствия, которые нужно преодолевать)

Пускай в вашей жизни вы побываете на всех горах, каких захотите. И покорите вершины, которые задумали. И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным

Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина- ее дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет глубже стала, шире, заметнее.

-Спасибо вам холмы, -говорит Рытвина,- что в меня воду льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.

-Мы не нарочно в тебя воду льем,- говорит один Холм. Она с нас сама стекает. Так что благодарить нас не за что.

-Да ты нам совсем не нравишься,- вступил в разговор другой Холм.- Ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.

-Хотите вы или не хотите, а я время равно расти буду,- ответила Рытвина.

Прошли годы. Всё это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.

-Вот я, какой большой - десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.

-А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет,- поддержал другой Холм.

Но тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.

-Ура! Подмога пришла,- закричали Холмы.- Сейчас люди все склоны оврага кустами и деревьями засадят, очень трудно будут воде землю размывать. И станет овраг намного медленнее расти. А придет время он и совсем расти перестанет. В балку превратится
Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.

У подножия вершины

Есть зеленые .

От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он холмам равнинным враг.

Как зовут его? .

Есть равнина, право слово.

Чуть выше уровня морского.

От лесов полей она

Склонами отделена.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.

У подножия вершины

Есть зеленые .

От дождей, текущих вод

Он растет из года в год.

Он холмам равнинным враг.

Как зовут его? .

Есть равнина, право слово.

Чуть выше уровня морского.

От лесов полей она

Склонами отделена.

– неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

– углубление с крутым склоном.

– это ровный или почти ровный участок
земной поверхности. Бывают плоские и холмистые.

– это небольшие возвышения на равнине. Имеют вершину, склон и подошву.

– неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью

– углубление с крутым склоном.

– это ровный или почти ровный участок
земной поверхности. Бывают плоские и холмистые.

– это небольшие возвышения на равнине. Имеют вершину, склон и подошву.

Основная задача урока: познакомить детей с основными формами земной поверхности, со строением холмов и гор.

ВложениеРазмер
конспект 31.24 КБ
презентация 2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Цель урока: Формирование представлений о формах земной поверхности.

  • Познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор.
  • Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.
  • Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;
  • Расширять кругозор детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: демонстрационный экран, мультимедийный проектор, физическая карта России.

Литературный ряд: учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг нас"автор А.А. Плешаков.

III. Изучение нового материала

V. Домашнее задание

- Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Все расселись по местам.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говори (СЛАЙД 1)

- Посмотрите на слайд, перед вами физическая карта России.

- Какими цветами раскрашена карта России?

- Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом?

- Зеленым цветом обозначены равнины, синим или голубым – моря, озера, реки. А коричневым – горы и возвышенности, причем, чем темнее цвет, тем выше горы.

- Так выглядят равнины и горы на карте.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте.

- Формы земной поверхности могут быть выпуклые и вогнутые.

- Может кто- то знает, что относится к выпуклым формам земной поверхности, а что к вогнутым формам?

- А теперь рассмотрите изображения на слайдах. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы.

- Попробуйте, объяснить, что это такое.

- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? СЛАЙД 4. (Изображение равнины и определение.)

- ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

-На слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются?

- Равнины бывают плоские и холмистые.

- Какая поверхность изображена на первой иллюстрации?

- На второй иллюстрации?

- Объясните, почему равнины получили такие названия?

- Откройте учебники на странице 90-91.

- Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их.

СЛАЙД 6. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.)

- Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте.

- Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом?

Возвышения на равнине - это холмы.

СЛАЙД 7("Холм"). (АНИМАЦИЯ)

- В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) -самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон . Он может быть крутым и некрутым.

- Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги. СЛАЙД 8 (Овраг)

- Иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются?

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушав его мне ответьте, какие формы земной поверхности встретились в этом стихотворении.

Я взобрался на холм , оглянулся вокруг -
В этот сумрачный час не узнал я равнины .
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы -
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

- А какие части холма, автор упоминает в своем произведении?

- Посмотрите на изображение на слайде, что изображено на нем?

- Как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой?

- Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

- Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать.

СЛАЙД 10 (части горы)

- Откройте физическую карту России в учебнике с.90-91. Найдите на ней горы.

- Каким цветом обозначают горы на карте. СЛАЙД 11. (Физическая карта, выделить горы с помощью анимации)

-Какие горы вы нашли на карте?

- Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут СЛАЙДЫ 12. (Горы Кавказа)

- Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (СЛАЙД 13) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора. СЛАЙД 14.

Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (СЛАЙД 15)

- Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (СЛАЙД 16). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом.

- Послушайте стихи, в которых поэты описывают Кавказ.

отрывок из поэмы А. Пушкина "Кавказский пленник".

. В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом.

- Этими прекрасными лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

- С какими формами земной поверхности вы познакомились?

- Какие бывают равнины?

Какая форма земной поверхности называется холмом?

Какая форма земной поверхности называется оврагом?

Какие горы нашей страны вы можете назвать?

Какие равнины вы знаете?

В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". СЛАЙД 18.(схема)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема . Форми земної поверхні України

Мета . Формувати поняття: рівнина, горб, яр, балка, гори.

Удосконалювати вміння працювати в парах і групах.

Розвивати вміння порівнювати, знаходити спільні і відмінні ознаки.

Виховувати любов до природи рідного краю

Обладнання: фізична карта України, глобус,

І. Створення емоційно-сприятливого мікроклімату на занятті

Ось дзвіночок нас скликає

На улюблений урок.

Тут крокуємо степами,

Тут пливемо ми морями,

Тут вивчаємо країну-

Нашу славну Україну.

Україна! Чарівний і неповторний край. Неможливо відвести очей від її широких полів, від тихих заводей річок із вербами, від густих лісів, сповнених ароматами, від хлібородних степів Донбасу. Це симфонія природи, звуки якої хвилюють в усі пори року: гірські схили і долини з невеличкими селами і містами – то засніжені, то полум'яні в осінньому вбранні, то заквітчані навесні, то яскраво-зелені влітку

Прекрасна природа нашої Батьківщини

II Мотивація навчальної діяльності учнів.

Повідомлення теми і мети уроку

- Щоб краще вивчити природу нашої країни, пропоную вам відправитися в експедицію. Згодні? Хто знає, що таке експедиція?

(експедиція – це подорож з певним завданням) Давайте спробуємо визначити що ми будемо вивчати під час експедиції

1.Показ глобуса. Фронтальна бесіда

- Чи знаєте ви, що це таке? (це глобус)

- Пригадайте, що таке глобус? (модель нашої планети Земля)

- Яку форму має Земля?

- Чому поверхню Землі зображено різним кольором? (різні форми поверхні зображено різними кольорами)

- Що зображено зеленим кольором? (рівнини)

- Що зображено жовтим та коричневим кольорами? (гори)

- Перед вами фізична карта України Слайд3

- Якщо уважно придивитися, то кордони нашої Батьківщини окреслюють територію у формі серця. А які кольори присутні на фізичній карті України?

-Як ви гадаєте, що ми будемо вивчати під час експедиції?.

- Так під час експедиції ми познайомимося з основними формами земної поверхні України.

ІІІ. Фенологічні спостереження

Перед тим як розпочати подорож, треба послухати, що нам розкажуть синоптики. Будь ласка!

1. Народні прикмети

У народі кажуть:

Прийшов грудень, приніс студень.

У грудні сонце на літо, а зима на мороз повертають.

Грудень рік кінчає, а зиму починає.

2. Народний календар :

12 грудня- Парамона, ПередАндрія.

Ранок красний – бути грудню ясним.

Сніг на Парамона – бути заметілям до Миколиного дня.

3. Прогноз погоди Сьогодні на території Міста Кіровське очикується хмарна з проясненням погода. Сонечко усміхнеться усім перехожим. Температура повітря____. Опади не очикуються. Морозець лагідно почервонить щічки тим, хто вийде прогулятися. Хай цей день буде для всіх вдалим і радісним.

-Дякую синоптикам за корисну інформацію.

І V . Актуалізація опорних знань

1.Перевірка домашнього завдання

Хочу перевірити, вашу готовність до експедиції. Працюєте з тестами(2 варіанти)

На якому материку розташована Україна?

а) Африка; б) Євразія; в) Австралія.

2) Які моря омивають береги України?

а) Карибське; б) Балтійське; в) Чорне; г) Азовське.

3) Які річки протікають територією України?

а) Дніпро; б) Дністер; в) Нева;

4) Яка протяжність кордону України?

а) 10200 км; б) 6500 км; в) 7643км.

5) Які гори розташовані на території України?

а) Анди; б) Карпати; в) Кавказькі; г) Кримські.

6) Скільки країн мають спільні кордони з Україною?

Самоперевірка: ( Слайд4)

V Вивчення нового матеріалу ( Слайд 5)

- Подивіться, будь ласка, на фотографії краєвидів нашої Батьківщини. (полтавська рівнина, Кримські гори, придніпровська височина, гори Карпати). Порівняйте їх. Чи можете ви сказати, що таке рівнина, а що таке гори?

- Порівняйте наш висновок з визначенням у підручнику.

1.Робота за варіантами:

З давнини люди заселяли рівнини. Чому? ( На них легко будувати міста, прокладати дороги, розробляти землі, вирощувати врожаї )

Рівнини поділяються на низовини і височини. Низовини позначаються на карті зеленим кольором, а височини – жовтим і світло-коричневим.

2.Самостійна робота з підручником

А зараз зробимо привал. Пропоную вам попрацювати з науковим джерелом (підручником). Прочитати с. 107-108 і визначити , які низовини і височини є на території України.

3.Работа в парах

Перевірте свої маршрутні листи . ( Слайд6)

4. Демонстрація фізичної карти України .

Вчитель показує височини і низовини.

5. Вправа Картографи ( 1 учень біля дошки, а інші в парі під диктовку вчителя показують низовини і височини)

6. Фізхвилинка. (Слайд)

Щоб продовжувати наш маршрут треба відпочити.

7.Розповідь вчителя з елементами бесіди ( Слайд)

На рівнинах зустрічаються горби. Це підвищення висотою до 200м, а іноді близько 500м ( Слайд)

- Розглянь малюнок горба. Назви його частини ( зроби запис у маршрутному листі ) Слайд

- Досить часто на рівнинах можна побачити заглиблення – яри та балки.

Яр – це велике заглиблення з крутими схилами на поверхні землі.

Хто знає, як утворюються яри?

Яри руйнують поверхню Землі, через те, що можуть рости, тобто збільшуватись. Та можна з ними боротися. Як? ( Слайд)

малі яри закопують і висаджують в цьому місці траву, дерева;

орють поперек схилів;

на краях ярів садять дерева і кущі.

Через багато років круті схили ярів заростають рослинами, і яри перетворюються на балки – великі заглиблення з пологими схилами, що вкриті рослинністю.

8.Вправа Порушена послідовність . Ось ми підійшли до найнебезпечнішого і найцікавішого етапу експедиції. А куди ми підійшли ви дізнаєтесь, коли прочитаєте слово ( Слайд)

9.Робота з підручником(робота в групах)

Так це гора. Гори небезпечна форма земної поверхні. Тому зробимо привал, попрацюємо з науковою літературою (підручником) С. 111 – 112.

В гори поодинці не ходять, тому працюємо групами.

Згадайте правили роботи у групі.

Завдання: Обговорити те, про що прочитали за питаннями. Підготувати відповідь на виділене в кінці питання. Презентувати відповідь буде 1 представник, з яким не страшно підніматися в гори.

1 група– Що таке гора?

2 група– Назвати частини гори.( Позначити у маршрутному листі)

4група - Які бувають гори за висотою?

5 група– Карпатські гори( де розташовані, найвища гора)

6 група– Кримські гори ( де розташовані, найвища гора)

Ми з вами покорили найвищу форму земної поверхні. Це гори.

VI .Презентація груп (супровождується слайдами )

Ми з вами покорили найвищу форму земної поверхні. Це гори.

Фізхвилинк а А зараз трішки відпочинемо.

Станьте, глибоко вдихніть.

До гори ми всі йдемо.

Ось – підніжжя, ось – вершина,

Лівий схил і правий схил.

Піднімаймось на вершину,

Оглядаймо навкруги .

Уявіть, що всі ви – гори.

Покажіть своє підніжжя, вершину, правий схил крутий, а лівий схил – пологий.

VI І. Закріплення та осмислення знань

1.Загадка

Відгадайте, про яку форму земної поверхні йдеться у загадці?

Радо глянути навкруг:

І дорогу, й поле, і луг –

Все далеко й добре видно.

На просторах цих безлистих

Зустрічаються горби,

Також балки, і яри. (Рівнина)

- Як поділяються рівнині? ( Низовини, височини)

Яр – ділянка земної поверхні, високо піднята над рівнинами.

Рівнина – заглиблення, круті схили, вриті рослинами.

Гора – територія суші, яка має рівну поверхню.

Балка – велике заглиблення з крутими схилами, що може рости.

Вписати у клітинки кросворда назви форм земної поверхні, що зустрічаються в Україні, та відгадати по вертикалі назву гори.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, видеометод, демонстрация, беседа, рассказ, работа с книгой, дискуссия, проблемный метод, дидактическая игра.

Формы работы уч-ся на уроке: фронтальная и индивидуальная работа, работа в группах, парах, игровая.

Тип урока: комбинированный.

I.Организационный момент. (1-2 мин) Цель: настроить уч-ся на работу, развитие умений включаться в работу.

Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.

Дружно будем наблюдать И серьёзно рассуждать.

Все проблемы с вами вместе Постараемся решить.

Надо только не лениться, Беспрестанно всем трудиться.

II. Актуализация знаний. (5-7 мин) Цель: проверка минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний.

У. Мы продолжаем наше путешествие, начатое на прошлых уроках. А где мы путешествуем, вы скажете, отгадав загадку.

Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар, Что она большущий шар.

Д. Планета Земля.

У. Сегодня мы продолжим открывать тайны нашего общего дома - замечательной планеты Земля.

Вспомним некоторые сведения о Земле, которые пригодятся нам на уроке.

У. Что можно узнать по глобусу о нашей планете?

Д. Мы можем увидеть форму планеты и её красоту.

На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озёра. Можно увидеть острова - это участки суши, которые окружены со всех сторон водой. Полуострова - это участки суши, которые окружены с трёх сторон водой.

У. Какие же существуют виды земной поверхности?

Д. Это суша и вода.

У. Чего больше на её поверхности - суши или воды?

Д. Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, это её материки.

У. Какую часть поверхности Земли занимает суша?

Д. Суша занимает примерно треть поверхности Земли.

Разгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенном столбце (работа в группах)

2.Участок суши, окружённый со всех сторон водой. (остров)

4.Самые большие участки суши. (материки)

3.Материк, на котором расположена наша страна. (Евразия)

5.Вид поверхности, обозначенный на глобусе и картах синим цветом. (вода) У. Прочитайте ключевое слово.

У.Что значит слово форма?

Д. Это одежда. Мы носим школьную форму.

У.В словаре Ожегова это слово имеет 9 значений. Найдите и прочитайте их. (С.И.Ожегов.

Д. Это слово многозначное.

У. Какое значение подходит к нашему уроку?

Д. Внешнее очертание, наружный вид предмета.

У. Путешествовали ли вы куда-нибудь?

Д. Да, мы ездили летом на Чёрное море.

У. Одинаковая ли поверхность земли?

Д. Нет, иногда ехали по ровной местности, иногда дорога то поднималась, то опускалась.

У.Молодцы, вы уже по наблюдениям многое знаете о поверхности нашей Земли. А теперь мы систематизируем эти знания и продолжим наши открытия.

III.Постановка проблемы урока.

Цель: развивать самостоятельно определять главное на уроке.

У. Закройте глаза и представьте себя в путешествии. Что вы представили?

Д. Мы видим красивые горы, ущелья, водопады, озёра, море, берег.

У. Суша занимает примерно треть поверхности Земли. Везде ли она одинакова?

Может быть вам помогут картинки?

Д. Есть ровные места, а есть горы, разные выпуклости или, наоборот, впадины.

У. Действительно, основные формы суши на Земле - это равнины и горы.

Д. Это ровная местность.

У. Проверьте по словарю Ожегова.

1. Ровная земная поверхность.) У. Чего больше на Земле - гор или равнин?

Д. Мы думаем, что на нашей Земле равнин больше.

У. Как это узнать?

Д. Посмотреть на карту, глобус.

У. Каким цветом изображены горы? А равнины ?

Д. Горы изображены коричневым цветом и чем они выше, тем цвет насыщенней. А равнины - зелёным цветом. Пустыни же оранжевым цветом - это цвет песка.

2) Расширение знаний учащихся.

а) У. А какими бывают горы и равнины? Как это можно узнать?

Д. Вспомнить, понаблюдать, посмотреть в компьютере, позвонить по телефону, прочитать в книге, посмотреть телепередачу, провести эксперимент.

Дети отвечают, а учитель вывешивает значки:

б) Групповая работа (1-я группа - стр.111, 2-я группа - стр.117, 3-я группа - стр. 116) ( Дети читают отрывки из текста и отвечают на вопрос. Учитель моделирует схему - горы: высокие, средние, низкие; равнины: плоские и холмистые; холм) У. Что нового узнали? Какие сделали открытия?

Д. Мы узнали, что равнины бывают плоскими и холмистыми. Иногда на плоских равнинах могут находиться холмы - это одиночные возвышения, у которых выделяют округлую вершину, пологие склоны, их подошву.

Если холмы располагаются группами, то такую равнину называют холмистой.

Просторы равнин могут прерываться горами. Горы - это высоко поднятые участки суши, которые имеют значительные перепады высот. Высота гор бывает разная, у низких она от 200 метров до 1км, у средних гор - от 1км до 2км, а горы, высота которых более 2км, называются высокими.

в) Знакомство с моделями горы и холма.

У. Сравните гору и холм. Чем похожи?

Д. Это возвышения земной поверхности, есть общие части: вершина, подошва, склоны.

У. Чем отличаются?

Д. Различаются размером и высотой. Холм - не выше 200м.

г) Проблемный вопрос.

У. Нередко на равнинах образуются длинные и обрывистые углубления. Вы знаете, что это? Тогда послушайте загадку, которую подготовил ученик.

Загадка - вопрос (инсценирование) Тает снег - и я расту, Дождик льёт - и я расту, Но расту не в высоту, А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг, А зовут меня … овраг.

У. Чем овраги вредны полям и дорогам?

Д. Если овраг испортит дорогу, то по ней будет невозможно ездить, придётся прокладывать другую. А если овраг будет в поле, то машинам трудно будет обрабатывать землю, на меньшей площади можно выращивать хлеб.

У. Подумайте, почему овраги чаще всего встречаются на холмистых равнинах?

Д. На ровной поверхности вода растекается лужей, а с возвышения она стекает с силой вниз.

У. Молодцы, ребята Вы правы. Ваши собственные наблюдения и небольшой ещё опыт помогли ответить на ещё один важный вопрос. Тает снег, идёт дождь, и водные потоки стекают с холма в низину. Чем быстрее движется вода, тем сильнее она размывает и уносит землю. Углубление растёт, его склоны не закреплены, и овраг становится всё шире и глубже. Старый овраг постепенно превращается в балку с пологими склонами.

Это плохо или хорошо?

Д. Конечно же это плохо!

д) Работа с учебником.

У. Поработайте по учебнику на с. 113. Расскажите, как люди борются с оврагами.

Д. Мальчик высаживает наверху саженцы деревьев, а девочка по склону разбрасывает семена растений. Видно, корни растений укрепляют почву и препятствуют росту оврагов.

У. Сравни 2 картинки на с. 115. Обсудите в своих группах, на какой картинке изображена правильная вспашка холма.

Д. На второй картинке холм распахан вдоль и видно, как во время дождя вода стекает по бороздам. Значит, она будет их и дальше размывать, расширять и уносить почву вниз. А на второй картинке холм распахивают поперёк склона. Таким образом, земляные валы будут препятствовать быстрому стеканию воды и разрушению холма.

Д. Мы живём на холмистой равнине.

3. Систематизация знаний.

а) Просмотр слайдов из презентации.

- Когда бываешь за городом, селом, то вокруг видишь местность. Поверхность местности бывает разная.

В одних местах на ней нет ни больших возвышений, ни глубоких понижений.

Такую поверхность называют ровной или равниной. На некоторых равнинах можно наблюдать повышения – это холмы. Равнину, на которой есть холмы, называют, холмистой равниной. Есть равнины, поверхность которых совсем ровная, как поверхность стола. Это плоская равнина.

И на холмистой, и на плоской равнине бывают овраги. Часто овраги имеют крутые, отвесные склоны, тянутся в длину на несколько километров, достигая ширины и глубины нескольких метров. Нередко по дну оврагов текут ручьи. После сильных ливней и таяния снега ручьи становятся бурными, быстрыми и ещё больше размывают овраг. Так овраг растёт вширь и вглубь.

Равнины выглядят по-разному. На одних равнинах леса сменяются цветущими лугами, садами, полями, между которыми вьются то узкими, то широкими лентами дороги, ручьи, реки. И всюду большие и маленькие селения. На других равнинах только леса, огромные вековые деревья. А есть и такие равнины, где ни деревца, ни кустика, ни травинки. Всюду только пески. А ещё равнины: куда ни глянешь - мхи, и только кое-где совсем низкие деревца, такие, что выросшие рядом грибы оказываются выше их. По таким равнинам можно проехать, пройти или пролететь над ними огромное расстояние и не встретить ни одного селения. Редки здесь и дороги.

Равнины на картах изображают зелёным и жёлтым цветом.

Незабываемое впечатление на человека производят горы. Вершины высоких гор покрыты сверкающими на солнце вечными льдами – ледниками. Склоны таких гор бывают крутыми, обрывистыми. Но нередко склоны таких гор покрыты пышными лесами.

Бывают горы низкие, на которых почти нет ледников. Обычно на их склонах и вершинах растут разные растения. Нередки в горах одни лишь голые скалы либо каменистые россыпи. Горы, как и холмы, имеют подошву, вершину, склоны.

Как видите, горы, как и равнины, выглядят по-разному. Но у них есть нечто общее. Это красота. Природа, как настоящий мастер, где вылепила, где раскрасила.

Проявила свою фантазию.

Цель: развитие тактильного восприятия, тактильной памяти; образного воображения; вербального мышления.

Ребенку надевают повязку на глаза. Он ощупывает пальцами макет. Рассказывает о своих ощущениях.

в) Работа в дальних и ближних горизонтах.

(По углам класса вверху расположены картинки с условными изображениями гор, холма, оврага, равнины. Дети по команде учителя становятся лицом к той картинке, которая названа учителем)

г) Знакомство с происхождением названия посёлка Матвеев Курган.

Д. Наш посёлок называется Матвеев Курган.

(Легенда о происхождении п.Матвеева Кургана - выступление исследователей ) V. Вторичное закрепление.

У. Что может произойти с нашей планетой, если бы поверхность Земли была бы только равнинной? Только гористой? Если бы люди не боролись с оврагами?

VI. Первичный контроль.

(На стенах класса в разных местах прикреплены картинки. Дети находят нужные и располагают их на доску в свою группу.)

1) Поиск картинки.

1-я группа находит только картинки с изображением гор, 2-я - с изображением плоской равнины, 3-я - с изображением холмистой равнины и прикрепляет их на доску в определённый столбик модели.

2) Разноуровневые задания.

(На доске прикреплены разноцветные карточки с заданиями) У. На доске имеются карточки с заданиями.

У. Продолжите высказывание.

У. А где вам эти знания пригодятся в жизни?

Д. Мы сумеем различать формы земной поверхности, когда будем путешествовать.

Мы тоже можем бороться с оврагами.

Мы можем рассказать дома своим родным о происхождении кургана.

VIII. Домашнее задание.

1ур.- стр.115, перечитать текст, ответить на вопросы к нему 2ур.- стр.115 +сост. свои вопросы по тексту

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: