Кузов пожарной автоцистерны и насосно рукавного автомобиля конспект кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кузов пожарной автоцистерны состоит из кабины, собственно кузова, цистерны, бака для пенообразователя и деталей оперения.

Конструкция кабин и салонов минимальных размеров, а также размещение пожарного оборудования должны быть такими, чтобы обеспечивалось рациональное распределение массы пожарного автомобиля между осями; быстрота и безопасность занятия мест боевым расчетом и удобство его размещения; минимальные затраты времени на боевое развертывание на пожарах.

Выполнение этих требований — задача трудная. Это обусловлено тем, что рост людей неодинаков. Пропорционально росту изменяются: длина конечностей, ширина бедер, плеч и другие размеры. Если при изготовлении пожарного автомобиля ориентироваться на средний рост пожарных, то такой автомобиль будет удобен только для 50 % всех пожарных. Для пожарных с ростом выше среднего он будет неудобным. Поэтому размеры кабины, кузова должны быть такими, чтобы в них было удобно работать пожарным практически любого роста.

Устройство кабин и кузовов

На пожарном автомобиле может быть только кабина водителя или кабина водителя и кабина (салон) боевого расчета.

Кабины водителя обычно не подвергаются существенным изменениям. Одним из существенных их недостатков является то, что на многих машинах положение сидения не регулируется. При этом обзорность у водителей разного роста различна. Водитель высокого роста лучше видит дорогу ближе к машине, а малого роста — вдали. В перспективных автомобилях предусматривается регулирование положения сидения по высоте и в продольном направлении автомобиля. Должно регулироваться также положение (угол наклона) спинки сидения. Это позволит устанавливать сидение в наивыгоднейшем положении водителю любого роста.

Кабины боевого расчета во всех пожарных автомобилях цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из стальных хладнокатаных профилей,панелей и штампованных элементов. Толщина стального листа профилей 1,4 мм, панелей — 0,8 мм. Внутри кабина обита водонепроницаемым картоном, на пол настилается прорезиненный коврик. Кабина боевого расчета посредством сварки соединена с кабиной водителя. На раме она устанавливается на резиновые подушки и крепится на четырех точках болтами.

Кабина боевого расчета оборудуется двумя дверями, по одной на каждую сторону. Они навешены на петлях. На каждой двери имеется стеклоподъемник и замок.

Размеры дверных проемов и сидений в них должны обеспечивать быстроту посадки боевого расчета и удобное его расположение. Сидения располагаются в один (автоцистерны) или два ряда (автонасосы) перпендикулярно оси пожарного автомобиля.

Тумбы кузова цельнометаллические бескаркасные. Они сварены из стальных профилей, панелей, кронштейнов. Облицовочные панели стальные, толщина листа 0,8 мм.

Тумбы крепятся к кронштейнам цистерны болтами, эластичность их соединений обеспечивается резиновыми прокладками. В задней части пожарного автомобиля между тумбами и задней стенкой цистерны устанавливается насос. Доступ к нему осуществляется через проем, закрываемый дверцей со стеклом, замком и ограничителем. Тумбы сверху и сзади оборудуются поручнями, сзади — откидными подножками и скобами для подъема на крышу. Для предотвращения продавливания тумб на их крыше уложены деревянные трапики.

Тумбы разделены на отсеки, в которых размещается пожарное оборудование. К нижней части тумб присоединяются бензобаки и крылья-облицовки. Отсеки (их всего четыре, по два с каждой стороны рамы) закрываются дверями, навешенными на петлях, которые в открытом положении удерживаются ограничителями.

Крышу пожарного автомобиля образуют верхние части тумб, цистерны и насосного отделения. На ней размещается пожарное оборудование.

Конструкции кузовов других пожарных автоцистерн и автонасосов мало отличаются от рассмотренного выше.

Цистерны, баки для пенообразователя

На пожарных автоцистернах и автонасосах вода, смесь ее с пенообразователем или пенообразователь вывозятся в цистернах, сваренных из стали. В поперечном сечении цистерны могут иметь круглую, эллиптическую форму или форму, близкую к квадрату с закругленными углами.

Цистерны с поперечным сечением круглой формы в настоящее время практически не используются. Цистерны с эллиптической формой сечения устанавливают на пожарных автомобилях АЦ-20 (66)-104, АЦ-40 (66)-146 и др. Эти цистерны достаточно жесткие. Достоинством их является уменьшение высоты центра тяжести, более полное использование ширины шасси. Технологически такие цистерны изготовлять труднее, чем цистерны другого типа.

Цистерны с поперечным сечением, близким к квадратному, используют практически на всех автоцистернах и автонасосах. Только на АЦ-40 (375)-Ц1 устанавливается цистерна, по форме близкая к квадратному сечению, но нижняя сторона изогнута по дуге окружности.

Все цистерны имеют много общих элементов. В качестве примера рассмотрим устройство цистерны АЦ-40 (130)-63Б (рис. 6.3). Обечайка закрыта с обеих сторон приваренными днищами. На верхней части обечайки установлена контрольная труба с выходом через днище цистерны. Вверху она закрыта крышкой. При заполнении цистерны водой лишняя вода будет выливаться по этой трубе из цистерны. Горловина цистерны закрывается крышкой Крышка имеет резиновые уплотнения. Горловина служит лазом при осмотре и ремонте внутренней полости цистерны. В днище цистерны имеется отстойник со сливным краном. Управление им производится рычагом. Забор воды осуществляется по трубе 8. На заднем днище цистерны на кронштейне устанавливают тахометр. Штуцер и труба служат для подсоединения водопенных коммуникаций.

В переднем днище имеется горловина горизонтального люка, закрываемого крышкой. Внутри цистерны установлены продольные и поперечные волноломы. Они тормозят перемещение жидкости, усиливая устойчивость пожарного автомобиля при его движении. Штуцеры предназначены для установки гидроконтактов.

Аналогичную конструкцию цистерны имеют автомобили АН-40 (133Г1)-181, АЦ-40 (130)-63А, АЦ-40 (131)-137. У двух последних отсутствует горизонтальный люк, закрываемый крышкой. На некоторых автоцистернах предусмотрен подогрев воды в зимнее время. Для этой цели на АЦС-40 (131)-42Б в цистерне установлена труба, по которой проходят отработавшие газы двигателя. Цистерна этого автомобиля утеплена слоем войлока, прикрепленного к ее поверхности глифтолевым клеем, и обтянута брезентом.

Подогрев воды на АЦ-40 (131)-153 осуществляется в специальном теплообменнике, установленном внутри цистерны. В цистерне предусмотрено специальное дозирующее устройство для постоянной дозировки холодной воды по мере расхода подогретой. Наружная поверхность этой цистерны покрыта теплоизоляционным слоем из жесткого полиуретанового пенопласта.

Баки для пенообразователя изготовляют из нержавеющей стали. К обечайке приварены два днища. Через горловину, закрываемую крышкой, бак заполняют пенообразователем. В баке имеется отстойник, закрываемый заглушкой. Внутри бака установлены волноломы. К штуцеру присоединяется трубопровод для подачи пенообразователя к насосу. При промывке бака необходимо отвернуть заглушку.

Размещение пожарного оборудования

Количество и номенклатура пожарного оборудования и инструмента на пожарных автомобилях должны соответствовать табелю положенности.

Пожарное оборудование и инструмент, возимые на пожарных автомобилях, размещаются в кабинах водителя и боевого расчета; отсеках кузова и насосном отделении; на крыше пожарного автомобиля; на задней рукавной катушке (где она предусмотрена конструкцией) и в подножных ящиках.

Размещение оборудования и инструмента должно удовлетворять ряду требований. Во-первых, часть оборудования необходимо размещать, по возможности, в кабине боевого расчета. Это необходимо для того, чтобы уже при следовании на пожар боевому расчету можно было готовиться к выполнению боевой задачи. К такому оборудованию относятся кислородно-изолирующий противогаз, электрофонари. Во-вторых, размещение оборудования в отсеках кузова должно быть подчинено необходимости минимальных затрат времени на боевое развертывание.

В кабине водителя размещаются огнетушители и инструмент. В кабине боевого расчета находятся пожарные стволы (позиции 14 и 15), а также рукавные зажимы. В отсеках кузовов уложено все основное пожарное оборудование: пожарные напорные рукава различных диаметров, колонка пожарная, сетка всасывающая, воздушнопенные стволы, переходные головки, рукавные зажимы и т. д.

Все оборудование в отсеках размещено так, чтобы номера боевого расчета при боевом развертывании не затрудняли работу друг друга и выполняли ее в рациональной последовательности. Из рассмотрения схемы размещения оборудования следует, что наиболее часто используемое оборудование размещено в отсеках в наиболее доступных зонах. Так, пожарная колонка 7 и всасывающая сетка 10 находятся в нижней части заднего отсека, пожарные стволы 14 и 15 в кабине боевого расчета и т. д.

Все пожарное оборудование должно закрепляться на положенных местах. Крепление должно быть надежным и, вместе с тем, позволять быстрое снятие нужного оборудования. Для крепления используются пружинные зажимы (крепление стволов, ломов

Рис. 6.5. Размещение пожарного оборудования в кузовах и кабинах пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137:

1 — огнетушитель ОУ-2; 2 — шоферский инструмент; 3 — ключ гаечный 41-50: 4 — пожарный рукав 77 мм; 5 — пожарный ствол СВП-4; 6 — пожарный рукав 0 6Ь мм; 7 — колонка пожарная; 8 — разветвление трехходовое: 9 — крюк; 10 — сетка всасывающая; 11 — зажим рукавный; 12 — головка переходная ГСП-50Х80; 13 — головка переходная ГСП-70Х80; 14 — пожарный ствол PC; 15 — пожарный ствол РСК; 16 — шланг для пенообразователя; 17 — напорный пожарный рукав льняной 51 мм; IS — напарный пожарный рукав 0 51 мм; 19 — водосборник

и т. д.), зажимами с накидными замками крепят пожарную колонку, всасывающую сетку и т. д. Ремнями из тесьмы крепят спасательные веревкн, кислородно-изолирующие аппараты, пожарные напорные рукава и т. д. Для предохранения от повреждений кислородно-изолирующие противогазы размещают в специальных гнездах.

Пожарные напорные рукава целесообразно размещать в специальных гнездах, стенки которых обивают полимерными материалами. При движении пожарного автомобиля рукав, соприкасаясь с таким материалом, не истирается. Это способствует увеличению срока службы рукавов. Напорно-всасывающие и всасывающие пожарные рукава размещаются в пеналах, установленных на крыше или в подножных ящиках.

Трехколенная выдвижная и штурмовая лестницы и другое оборудование размещены на крыше (рис. 6.6). С помощью специальных устройств обеспечивается надежное их крепление и быстрый съем.

Устройство механизма крепления и съема трехколенной лестницы показано на рис. 6.7. В двух стойках закреплена ось. На оси свободно размещены ролики опоры лестницы и трубчатая ось с двумя захватами. Захват (левый) шарниром соединен с тягой, имеющей на конце рукоятку. Тяга перемещается в кронштейне и в замкнутом состоянии фиксируется стопором с ручкой. Для снятия лестницы следует освободить стопор и за рукоятку отвести захват на трубчатой оси 6 от ступеньки лестницы (показано в сечении А—А стрелками). При этом лестница освободится и ее легко, перемещая по роликам, снять с крыши пожарного автомобиля. На крыше автомобиля имеется шесть опорных резиновых роликов.

Укладка и крепление лестницы осуществляются в обратном порядке. При накатывании лестницы на ролики ограничением перемещения служат угольники на декоративной решетке. В эти угольники должны упираться упоры на верхнем колене лестницы.

На пожарной автоцистерне АЦ-40 (130)-63А, пожарных насосах АН-30 (130)-64А и АН-40 (130)-127 и насосно-рукавном автомобиле АНР-40 (130)-127А установлены рукавные катушки. Они обеспечивают укладку, транспортировку и механизацию выкладки рукавной пожарной линии.

На рукавной катушке укладывается прорезиненных рукавов 0 66 мм (длина каждого рукава 20 м). Их масса 120 кг. Катушка имеет размеры 1475×1000×825 мм. Ее масса без рукавов 50 кг.

Рукавная катушка состоит из рамы, шпульки для рукавов, колес с пневматическими шинами, кронштейнов и рукоятки. Рама нижними проушинами со специальными вырезами опирается на пальцы кронштейнов (см. также правую Щеку 14) и удерживается в исходном состоянии серьгами с помощью механизма замыкания и размыкания. Ось шпульки расположена в подшипниках.

Подшипниковые узлы изолированы от внешней среды сальниками и крышками. Фланцы боковых шпулек жестко закреплены на оси. Следовательно, шпулька с рукавами легко вращается на подшипниках. На раме смонтирован фиксатор. Палец фиксатора заходит в гнезда фланца шпульки и фиксирует ее в неподвижном состоянии. При выкладке рукавной линии необходимо выдвинуть палец и повернуть его на 90° с помощью кольца на фиксаторе. К кронштейнам рамы приварены оси ступиц колес. Ступицы колес вращаются на подшипниках. Смазываются подшипники через масленку. Расстояние от нижней точки шпульки до полотна дороги — равно 155 мм. На раме имеются две трубчатые ручки для перемещения катушки при прокладке рукавных линий.

Механизм замыкания и размыкания (размещен в щеках кронштейнов) состоит из кулачка, защелки, пружины и держателя. На одной оси с кулачком имеются две рукоятки (на обоих кронштейнах), в щеках кронштейнов имеются отверстия для введения в них запора-фиксатора.

Снятие катушки производят следующим образом: вынимают из отверстия упор-ограничитель; – поворачивают рукоятку на себя до упора, при этом кулачок, поворачиваясь по часовой стрелке, отодвинет влево защелку и освободит держатель (штриховыми линиями показано положение деталей механизма, когда катушка освобождена); – поворачивают катушку, удерживая ее за рукоятку вокруг оси, до касания колесами земли; – выводят раму из зацепления с осью. Установка катушки осуществляется следующим образом: подкатывают катушку к кронштейнам пожарного автомобиля и проушинами рамы зацепляют за пальцы; – перемещая рукоятки по направлению к автомобилю, катушка поворачивается вокруг пальцев, при этом серьга внешней частью проушины западет в зев держателя и повернет его в исходное положение; в этом положении рукоятки будут прижаты к упорам;

рукоятку переводят в исходное состояние, при этом кулачок освободит защелку, и пружина переместит ее так, что в ее зев войдет хвостовик держателя в отверстие устанавливают запор-ограничитель, что обеспечивает надежное крепление рукавной катушки.

К кузову пожарного автомобиля относятся: пожарная надстройка, кабина и оперение.

Пожарная надстройка предназначена для размещения в ней цистерн и баков для огнетушащих веществ, пожарного оборудования, оборудования для спецагрегатов, инструмента и т. д.

Пожарная надстройка крепится на раме автотранспортного средства вместо платформы под груз. В ней размещаются цистерны и бак для огнетушащих веществ, пожарные напорные рукава, пожарные насосы и водопенные коммуникации. Значительное место отводится в отсеках для размещения гидравлического оборудования, приборов и аппаратов для получения воздушно-механической пены, аварийно-спасательного оборудования и инструмента.

Часть оборудования (всасывающие рукава, лестницы и т. д.) размещаются на крыше кузова. В их креплении предусматриваются направляющие, облегчающие снятие, лестница и подножка для доступа к ним.
На крыше оборудуются полосы для перемещения по ним личного состава. Эти полосы не должны иметь уклона. По периметру на крыше кузова предусматривается ограждение высотой не менее 100 мм. Снаружи кузова предусматривается размещение желобков для отвода воды.

В специальном отсеке кузова размещается насосная установка. Для обеспечения ее эксплуатации при низких температурах предусматривается ее обогрев.

Кабины ПА предназначены для размещения в них водителя и пожарного караула. По посадочной формуле они разделяются на две группы.
К первой группе относятся ПА с кабиной базового шасси. Их обозначают 1+1 или 1+2 (один водитель и один или два пожарных). Это кабины неполноприводных ПА с колесной формулой 4×2 для специальных пожарных автомобилей (например, ПНР и АР). Большинство ПА имеют дополнительные кабины с одним рядом сидений (1+6) или двумя рядами сидений (1+8). Кабины водителя и расчета пожарных образуют общий салон.

Кабины водителя и личного состава пожарных должны обеспечивать:

– оперативную и безопасную посадку и высадку пожарных;

– удобство размещения пожарных и необходимого штатного оборудования;

– жизнеобеспечение и сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовых столкновениях или наездах с любой стороны.

Реализация первых двух требований осуществляется с учетом размера человеческого тела. Основным его размером является рост.

Для удобства посадки и высадки высота расположения ручки для открывания двери кабины, поручня для удобства посадки и высота расположения подножки, ее расстояние от пола кабины рассчитываются для пожарных самого низкого роста. Высота и ширина открытого дверного проема рассчитываются для пожарных самого высокого роста.

Основные показатели, характеризующие сиденья, устанавливаются на основании анализа размещения пожарных различного роста.

Двери кабин оснащаются запирающими устройствами с наружными и внутренними ручками управления для предотвращения самопроизвольного их открытия.

Кабины оснащены необходимой световой и звуковой сигнализацией. Они оборудуются отопителями, обеспечивающими в зимнее время температуру воздуха не ниже +15 °С. В них предусматривается место для огнетушителей, одной или нескольких аптечек, а также место для хранения инструмента и запасных деталей.

Конструкция кабин должна обеспечивать сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовом столкновении или наездах с любой стороны. Размещение и крепление оборудования в кабинах должно быть таким, чтобы отсутствовала возможность травмирования личного состава в транспортном режиме ПА. Герметизация кабин должна исключать загрязнение воздуха в кабине как при движении ПА, так и на стоянке при работающем двигателе.

Двери кабин оборудуются самосрабатывающимися запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, и фиксаторами открытого положения.

Проемы дверей и люков должны иметь уплотнения, предотвращающие попадание в кузов влаги, пыли, грязи. Полки для пожарного оборудования должны иметь отверстия для слива скапливающейся на них влаги.

По устойчивости к климатическим воздействиям ПА приспособлены для работы при температуре от +40 до –40 °С. При размещении пожарных насосов (ПН) должна быть обеспечена защита его коммуникаций от замерзания во всем диапазоне условий эксплуатации. Необходимо поддерживать положительную температуру пенообразователя.




По требованию заказчика конструкция кузова и кабины может оборудоваться специальной теплозащитой. Они должны обеспечивать защиту кабин и кузова от тепловых излучений интенсивностью до 25 кВт/м 2 при тушении крупных пожаров в открытых и закрытых пространствах.

К кузову пожарного автомобиля относятся: пожарная надстройка, кабина и оперение.

Пожарная надстройка предназначена для размещения в ней цистерн и баков для огнетушащих веществ, пожарного оборудования, оборудования для спецагрегатов, инструмента и т. д.

Пожарная надстройка крепится на раме автотранспортного средства вместо платформы под груз. В ней размещаются цистерны и бак для огнетушащих веществ, пожарные напорные рукава, пожарные насосы и водопенные коммуникации. Значительное место отводится в отсеках для размещения гидравлического оборудования, приборов и аппаратов для получения воздушно-механической пены, аварийно-спасательного оборудования и инструмента.

Часть оборудования (всасывающие рукава, лестницы и т. д.) размещаются на крыше кузова. В их креплении предусматриваются направляющие, облегчающие снятие, лестница и подножка для доступа к ним.
На крыше оборудуются полосы для перемещения по ним личного состава. Эти полосы не должны иметь уклона. По периметру на крыше кузова предусматривается ограждение высотой не менее 100 мм. Снаружи кузова предусматривается размещение желобков для отвода воды.

В специальном отсеке кузова размещается насосная установка. Для обеспечения ее эксплуатации при низких температурах предусматривается ее обогрев.

Кабины ПА предназначены для размещения в них водителя и пожарного караула. По посадочной формуле они разделяются на две группы.
К первой группе относятся ПА с кабиной базового шасси. Их обозначают 1+1 или 1+2 (один водитель и один или два пожарных). Это кабины неполноприводных ПА с колесной формулой 4×2 для специальных пожарных автомобилей (например, ПНР и АР). Большинство ПА имеют дополнительные кабины с одним рядом сидений (1+6) или двумя рядами сидений (1+8). Кабины водителя и расчета пожарных образуют общий салон.

Кабины водителя и личного состава пожарных должны обеспечивать:

– оперативную и безопасную посадку и высадку пожарных;

– удобство размещения пожарных и необходимого штатного оборудования;

– жизнеобеспечение и сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовых столкновениях или наездах с любой стороны.

Реализация первых двух требований осуществляется с учетом размера человеческого тела. Основным его размером является рост.

Для удобства посадки и высадки высота расположения ручки для открывания двери кабины, поручня для удобства посадки и высота расположения подножки, ее расстояние от пола кабины рассчитываются для пожарных самого низкого роста. Высота и ширина открытого дверного проема рассчитываются для пожарных самого высокого роста.

Основные показатели, характеризующие сиденья, устанавливаются на основании анализа размещения пожарных различного роста.

Двери кабин оснащаются запирающими устройствами с наружными и внутренними ручками управления для предотвращения самопроизвольного их открытия.

Кабины оснащены необходимой световой и звуковой сигнализацией. Они оборудуются отопителями, обеспечивающими в зимнее время температуру воздуха не ниже +15 °С. В них предусматривается место для огнетушителей, одной или нескольких аптечек, а также место для хранения инструмента и запасных деталей.

Конструкция кабин должна обеспечивать сохранение жизненного пространства при опрокидывании ПА, лобовом столкновении или наездах с любой стороны. Размещение и крепление оборудования в кабинах должно быть таким, чтобы отсутствовала возможность травмирования личного состава в транспортном режиме ПА. Герметизация кабин должна исключать загрязнение воздуха в кабине как при движении ПА, так и на стоянке при работающем двигателе.

Двери кабин оборудуются самосрабатывающимися запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, и фиксаторами открытого положения.

Проемы дверей и люков должны иметь уплотнения, предотвращающие попадание в кузов влаги, пыли, грязи. Полки для пожарного оборудования должны иметь отверстия для слива скапливающейся на них влаги.

По устойчивости к климатическим воздействиям ПА приспособлены для работы при температуре от +40 до –40 °С. При размещении пожарных насосов (ПН) должна быть обеспечена защита его коммуникаций от замерзания во всем диапазоне условий эксплуатации. Необходимо поддерживать положительную температуру пенообразователя.

По требованию заказчика конструкция кузова и кабины может оборудоваться специальной теплозащитой. Они должны обеспечивать защиту кабин и кузова от тепловых излучений интенсивностью до 25 кВт/м 2 при тушении крупных пожаров в открытых и закрытых пространствах.

Пожарный насосный автомобиль

Пожарные машины

Пожарные насосно-рукавные автомобили считаются основным техническим средством для подачи к месту пожара воды из удаленных источников. Они могут выполнять эту задачу самостоятельно или работать совместно с автоцистернами или насосными станциями. Для подачи воздушно-механической пены используют вывозимый пенообразователь или осуществляют его забор из дополнительной емкости. Такой автомобиль оборудован насосом и полным комплектом рукавов.

По общепринятой классификации пожарный насосно-рукавный автомобиль относится к классу техники общего применения и считается вторым по распространенности видом машин после автоцистерн. Отличие АНР от АЦ состоит в отсутствии емкости для воды или огнетушащих веществ. Высвободившееся пространство адаптируют для увеличения численности боевого расчета. Если на АЦ кабины рассчитаны на 3-7 человек, то АНР способен доставить к месту возгорания до 10 бойцов.

Задачи

Задачи, возложенные на пожарные насосно-рукавные автомобили, во многом схожи с тем, что выполняют все транспортные средства общего применения.

Пожарный насосный автомобиль

Непосредственно от АНР требуют:

  • доставку на место возгорания боевого расчета и комплекта аварийно-спасательного оборудования;
  • подачу воды из удаленного водоисточника на расстоянии 1.5 км от места пожара;
  • работу на водоисточниках с трудными условиями забора: на обрывистых берегах, мостах, эстакадах, причалах;
  • высокую скорость прокладки рукавов на расстояние до 40 км/ч;
  • выполнения задач по откачке воды при ЧС природного генеза.

Кроме специфических задач, которые ставятся перед этим видом спасательной техники, выделяют и особенности ее эксплуатации. После завершения операции подъем рукавов осуществляется механизировано. Максимальная глубина открытого водоисточника относительно уровня модуля должна составлять не более 15 метров или 60 метров от поверхности воды до насоса.

Устройство

Конструктивно АНР мало чем отличается от АЦ. Машина оснащена пожарным насосом, имеет систему дополнительного охлаждения, вакуумную систему, КОМ и газоструйный вакуумный аппарат. В перечень основного оборудования включены воздушно-пенные стволы, стволы РС-70 и СРК-50, генератор пены, ручные пожарные лестницы. Технические особенности таких транспортных средств зависят от его базового шасси.

АНР-40 (130)-127

Наиболее распространенной моделью, стоящей на вооружении МЧС, является АНР-40 (130)-127, базой которой стал ЗИЛ-130. Кабина и кузов у нее цельнометаллические.

АНР-40 (130)-127

Пенобак расположен под полом. Отверстие для заполнения его ОТВ находится в задней части автомобиля и выведено сверху кузова. Для отведения воздуха, образующегося при заполнении системы пенообразователем, предусмотрена дополнительная трубка. На передней стенке пенобака имеется патрубок для соединения с трубопроводом пеносмесителя. Обогрев бака происходит за счет энергии выхлопных газов.

АНР-40 (130)-127

Насосный отсек пожарного автомобиля АНР-40 (130)-127 расположили посередине. Напорные задвижки вынесли на борта. Всасывающий патрубок выведен на фронтальную зону (на передний бампер), благодаря чему эта модель АНР успешно справляется с подъездом к любому водоисточнику без предварительного маневрирования. Трубопровод для забора пенообразователя из сторонней емкости расположен в левой части.

Преимуществом АНР-40 (130)-127 считается наличие восьми отсеков для хранения пожарно-технического оборудования. Здесь все продумано для быстрого боевого развертывания. Рукава хранятся в средней части автомобиля между стойками и уложены там змейками. Это позволяет при развертывании выложить их в одну или две линии на ходу. Рукавная катушка монтируется в задней части машины. На нее может быть намотано до 120 метров рукавов диаметром 66-77 мм. При прокладке линий она снимается и перекатывается на пневмоколесах.

Тактико-технические характеристики АНР-40 (130)-127 с установкой на водоисточники.

низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 )

АНР 40-1.4 (43118)

Автомобиль, разработанный на шасси КамАЗ 43118. Используется для доставки на место пожара бригады спасателей, напорных рукавов и ПТВ. Основная сфера применения – пожары в городской черте и на промышленных объектах. Выполняет задачи по прокладке линий рукавов от водоисточника к месту возгорания, тушение огня водой или воздушно-механической пеной.

Конструктивной особенностью является модульный каркасно-сварной кузов. Первый модуль включает в себя цистерну для воды, пенобак и отделения для ПТВ. Второй – отделение ПТВ, совмещенное с насосным.

АНР 40-1.4 (43118)

Кабина в этой модели цельносварная с двухрядным салоном. Несмотря на общие габариты машины, она рассчитана на 6 посадочных мест, включая водителя. Для прогрева кабины и насоса используется автономный дизельный отопитель. Возможность индивидуальной комплектации позволяет эксплуатировать этот автомобиль в разных климатических условиях: по желанию заказчика дополнительно может быть добавлено утепление пенобака пенополиуретаном, обогрев топливозаборников и топливопривода, утепление аккумулятора. Насосный агрегат пожарного автомобиля АНР 40-1.4 (43118) – НЦПН 40/100 с наибольшей геометрической высотой всасывания 7.5 м, наибольшее время при этом составляет не более 40 секунд.

ТТХ АНР 40-1.4 (43118) с установкой на водоисточники.

низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 )

На базе КамАЗа разработаны также АНР 100-2.0 (65111), АНР 150-3.0 (65111), АНР 100-2.0 (43118), АНР 40-800 (43253).

Насосные агрегаты пожарных автомобилей

Основным элементом техники класса АНР являются насосы. Они различаются принципом действия и рабочим давлением. По принципу действия выделяют:

  1. Объемные, к которым относятся поршневой, шестеренчатый, пластинчатый и водокольцевой насосы.
  2. Динамические: струйные, тангециально-дисковые, лопастные.

Самыми распространенными считаются поршневые насосы. Чаще всего именно они выполняют работу при тушении небольшого очага возгораний. Из динамических на АНР ставят центробежные насосы, которые являются подвидом лопастных. Наиболее часто встречаются модели ПН-40У и НЦПН-40/100.

Насос ПН-40У

Насос НЦПН-40/100

Усовершенствованной версией ПН-40 считается модель НЦПН-40/100, способная подавать распыляющие струи небольшого диаметра.

Серия ПН получила распространение из-за простоты конструкции и надежной работы. Это агрегаты, которые дают постоянный напор воды, не нуждаясь при этом в дополнительном двигателе. Их КПД доходит до 58%. Единственный недостаток – невозможность забора воды из открытого водоисточника, поэтому на АНР дополнительно ставят вакуумную систему.

Группа основных пожарных автомобилей включает в себя машины разнообразной направленности. Самая известная из них – автоцистерна (АЦ). Есть еще два авто, по назначению схожих с АЦ – автомобиль первой помощи (АПП) и автомобиль насосно-рукавный (АНР).


Автомобиль первой помощи – что это

АПП пожарный автомобиль представляет собой малогабаритную и маневренную установку. Относится к основным пожарным машинам. Экипировка меняется в зависимости от области использования. Обычно содержит следующее оснащение:

  • инструменты: багры, лопаты, ломы, бензопилы, гидравлические ножницы, молотки, кувалды;
  • средства индивидуальной защиты: маски-самоспасатели, диэлектрические комплекты, респираторы;
  • медицинская экипировка: носилки, аптечка, противоожоговая укладка;
  • средства борьбы с огнем: огнетушители, рукава, стволы;
  • вспомогательное оборудование: лестницы, фонари, осветительные мачты, генераторы энергии.


Условно пожарная Газель разделена на три части:

  1. Кабина боевого расчета. Находится в водительской кабине машины.
  2. Отсек для пенобака и мотопомпы. Расположен сразу за кабиной.
  3. Кузов для размещения пожарно-технического вооружения.

На крыше кузова обычно крепится лестница и рукава от цистерны.

История создания

Позже, в 2003 году, был проведен эксперимент, в ходе которого была доказана эффективность АПП на возгораниях начальной стадии в зданиях и на автотранспорте. Таким образом, было налажено массовое производство АПП.

Назначение

Вопреки расхожему мнению, автомобиль первой помощи пожарный служит не для оказания медицинской помощи. Его предназначение в тушении возгорания. Основные цели использования АПП можно описать в нескольких пунктах:

  • быстрое прибытие команды на место происшествия;
  • доставка средств борьбы с огнем и инструментов в пораженную зону;
  • тушение пожара;
  • устранение огня до прибытия АЦ, если полная ликвидация возгорания невозможна.

Назначение АПП схоже с целями использования автоцистерн. Однако машины первой помощи выигрывают у АЦ в скорости передвижения. Наиболее выгодно АПП проявили себя на пожарах в частном секторе и в результате ДТП.

Конструктивные особенности

К особенностям конструкции АПП можно отнести следующие детали:

  1. Размер и вес. По сравнению с большинством видов пожарной техники и схожими по назначению АЦ, машины первой пожарной помощи обладают небольшими размерами. Вес авто также сравнительно невелик. Эти характеристики делают АПП более маневренными, позволяют развивать более высокую скорость и легче преодолевать заторы на дорогах.
  2. Шасси. Для конструкции АПП используются исключительно шасси грузовых автомобилей марок КамАЗ, ЗИЛ и Урал. Такой выбор связан в первую очередь с весом пожарно-технического вооружения.
  3. На крыше АПП обычно расположен помост, лестница, багор и всасывающие рукава. Такая экипировка позволяет не только потушить возгорание, но и эвакуировать пострадавших.

Технические характеристики

Технические параметры АПП разнятся от одной модели к другой. К характеристикам относятся:

  1. Марка насоса.
  2. Полная масса. Компактные модели весят около 2500 кг, тогда как самые крупные из них доходят до отметки в 5500 кг. Предпочтение традиционно отдают легковесным машинам, так как основная цель их использования – быстрое прибытие на место происшествия.
  3. Размеры машины.
  4. Количество воды для тушения. В зависимости от назначения, составляет до 2500 литров.
  5. Максимальная скорость 135 км/ч.
  6. Количество пенообразователя. Доходит до 150 литров.
  7. Удельная мощность двигателя. Составляет примерно 20–25 кВт/т.
  8. Боевой расчет. Машина рассчитана на команду от 2 до 7 человек.

К АПП предъявляются некоторые требования. ГОСТ Р 53247-20009 определяет следующие нормы:

  1. Скорость шасси составляет не менее 100–120 км/ч.
  2. Минимальная допустимая производительность насоса – 4 л/с.
  3. Объем кузова превышает 3,5 кубического метра.
  4. Минимальная масса огнетушащих веществ в любом АПП – 300 кг. Может быть увеличена при потребности.
  5. Минимальная допустимая грузоподъемность шасси составляет 1,5 тонны.
  6. Количество членов команды доходит до 7, включая водителя.
  7. Вес пожарно-технического вооружения не менее 800 кг.
  8. Общая длина рукавов в экипировке – не меньше 100 метров.

Автомобиль насосно-рукавный

АНР пожарный автомобиль относится к основным машинам. Их популярность значительно упала из-за появления на рынке более универсальных пожарных авто. И все же в некоторых сферах насосные машины все еще используются.


Описание и основные сведения

АНР выглядит как классический пожарный автомобиль с условными обозначениями. Его особенность в том, что основной действующий механизм машины – насос. В авто нет цистерны с водой – вместо нее поставлена более вместительная кабина для пожарного расчета. Машина иногда снабжается емкостью с пенообразователем.

На заметку. Основная функция АНР – закачка воды из местного источника. Запас пожарных рукавов позволяет забирать воду даже из удаленных водоемов.

Задачи АНР

Назначение насосного автомобиля во многом схоже с предназначением автоцистерны:

  • доставка на место происшествия пожарной команды и средств борьбы с огнем;
  • закачка воды из местных водоемов для тушения возгорания;
  • ликвидация пожара или его сдерживание до прибытия спецтехники.

Насосная машина может прокладывать рукавные линии на значительные расстояния. При этом забор воды осуществляется из любого водоема, а также с мостов. При таких качествах АНР выгоднее всего использовать на природных пожарах, например, в лесу.

Устройство

АНР можно разделить на несколько частей:

  1. Кабина для расчета. Вмещает в себя до 10 человек.
  2. Кузов. В нем находится насосная установка, иногда – емкость с пенообразователем.
  3. Рукавная катушка. Крепится к авто сзади для прокладки рукавных линий.
  4. Лестница. Находится на крыше машины.

К обязательной комплектации относятся:

  • генераторы пены;
  • ручные лестницы;
  • воздушно-пенные стволы;
  • пожарные рукава.

Конструкция АНР обладает несколькими особенностями, к которым относятся следующие параметры:

  1. Отсутствие цистерны с водой. В отличие от автоцистерны, насосный автомобиль предназначен для закачки воды из местных источников или водопровода. Иногда машина снабжается резервуаром с пенообразователем.
  2. Кабина для расчета больших размеров. Устанавливается на месте цистерны с водой. Расширенный состав команды также обусловлен спецификой работы машины – для прокладки рукавных линий или закачки воды может потребоваться больше работников.
  3. Более мощный насос по сравнению с остальными пожарными автомобилями. Так как АНР лишен собственного запаса воды для тушения, он снабжается довольно мощным насосом, чтобы закачать жидкость из водоема.
  4. Значительный запас пожарных рукавов. Порой запас достигает нескольких километров.

АНР-40 (130)-127


АНР 40-1.4 (43118)

В противовес предыдущей модели АНР 40-1.4 (43118) – наиболее современный вид насосного автомобиля. Главное отличие машины в том, что на ней установлена цистерна с водой, что нетипично для всех АНР. Авто производится Уральским заводом пожарной техники. По сравнению с классическим насосным автомобилем, АНР 40-1.4 (43118) обладает большими размерами. Машину можно разделить на несколько частей:

  1. Кабина для боевого расчета. Сиденья расположены в два ряда и вмещают 6 человек, включая водителя.
  2. Отсек кузова с пенобаком и цистерной с водой.
  3. Отсек с насосом и прочей экипировкой.

Кабина и кузов подогреваются автономным дизельным отопителем.

Тактико-технические характеристики

К ТТХ насосных автомобилей относят следующие показатели:

  1. Запас рукавов. Достигает 16 000 метров. Такое количество шлангов в машине обусловлено необходимостью забора воды из ближайшего трубопровода или водоема, который может оказаться далеко от места происшествия.
  2. Марка насоса.
  3. Количество мест для команды (достигает 10). Обычно место, рассчитанное на крепление цистерны с водой, отводится для боевого расчета.
  4. Производительность насоса. Весь АНР представляет собой насос на колесах, поэтому работа именно этой части установки должна быть бесперебойной. Минимальная производительность насоса для АНР составляет 20 л/с, максимальная – 150 л/с. Обычно используют устройство со средним показателем – около 40 л/с.
  5. Габариты и вес авто.
  6. Максимальная скорость. Доходит до 90 км/ч.
  7. Объем пенобака. Емкость с пенообразователем не входит в обязательную комплектацию АНР, но может в нее входить. Объем достигает 2 000 литров.
  8. Напор насоса. Преобладают значения от 90 до 200 метров.

Сходства и отличия

АПП и АНР схожи во многих показателях:

  1. Класс техники. Обе машины относятся к основным пожарным автомобилям.
  2. Назначение. Оба авто предназначены для оперативной доставки на место происшествия команды и инвентаря.
  3. Цена устройства. Обе машины можно купить у производителей пожарной техники. При этом стоимость автомобилей отличается незначительно.
  4. Конструкция шасси. У обеих моделей имеются вездеходные колеса для передвижения не только по асфальту, но и по газонам, полям и пересеченной местности.

По нескольким параметрам автомобили все же отличаются друг от друга:

  1. Принцип действия. АПП при тушении задействует собственные ресурсы, то есть цистерну с водой или пенообразователь. АНР, в свою очередь, не перевозит с собой огнегасящие вещества. Иногда автомобиль оборудован баком с пенообразователем, но он не входит в обязательное оснащение машины. Насосный автомобиль прокладывает рукавные линии от ближайшего источника воды к месту пожара и с помощью насоса закачивает жидкость для тушения.
  2. Экипировка. Машины первой помощи оснащены цистерной с водой, емкостью с пенообразователем, бензогенератором, огнетушителями, а также всевозможными инструментами для эвакуации пострадавших и дополнительным оборудованием. Насосные автомобили, в свою очередь, перевозят с собой насос повышенной мощности, большой запас пожарных рукавов и иногда емкость с пенообразователем. Инструментов для эвакуации на борту АНР гораздо меньше.
  3. Количество человек в команде. На том месте, где у АПП находится автоцистерна, у АНР расположена вместительная кабина для расчета. К тому же для прокладки длинных рукавных линий и контроля состояния шлангов нужно больше человек, чем для статичного тушения. Количество членов команды АНР доходит до 10.
  4. Область применения. Из-за своей маневренности и скорости АПП используются для тушения пожаров в жилых домах, на дорогах и в частном секторе. АНР по принципу своего действия больше предназначены для ликвидации природных возгораний.

Выводы

АПП плохо подходят для тушения объемных возгораний на больших площадях. Тем не менее на пожарах в частном секторе, на дорогах и в жилых домах им нет равных. АПП оперативно прибывает на место происшествия, что способствует более быстрой борьбе с огнем и спасению человеческих жизней.

АНР могут быть задействованы на всех пожарах, недалеко от которых есть водоем или водопровод. По своим характеристикам насосные машины наиболее подходят для тушения лесных возгораний. При наличии источника воды могут использоваться и на степных пожарах, возгораниях горных выделок. Стоит остановить свое внимание на АР-2- пожарный автомобиль, без которого сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кабина водителя и пожарного расчета автоцистерны АЦ-40(131)137А 1 – кабина во.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кабина водителя и пожарного расчета автоцистерны АЦ-40(131)137А 1 – кабина во.

Кабина водителя и пожарного расчета автоцистерны АЦ-40(131)137А

1 – кабина водителя; 2 – кабина (салон) боевого расчета; 3 – сиденье;
4 – крепёжный болт.

Схемы дополнительных трансмиссий пожарных автомобилей 11112222355575466663337.

Схемы дополнительных трансмиссий пожарных автомобилей

1
1
1
1
2
2
2
2
3
5
5
5
7
5
4
6
6
6
6
3
3
3
7
7
7
4
4
4
4
4
4
9
А
Б
В
Г
"А", "Б" – 1-й вариант; "В" – 2-й вариант; "Г" – 3-й вариант
1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – КОМ; 4 – карданный вал; 5 – опоры; 6 – пожарный насос; 7 – коробка перемены передач; 8 – раздаточная коробка; 9 – промежуточный вал.
8
8

Левая тумба кузова пожарной автоцистерны АЦ-40(131)137А1 – облицовка; 2 – отс.

Левая тумба кузова пожарной автоцистерны АЦ-40(131)137А
1 – облицовка; 2 – отсеки; 3 – поручень; 4 – подножка; 5 – трапик; 6 – скоба.

Принципиальные схемы крепления цистерны и кузова на пожарных автомобиляха)в)б)г)

Принципиальные схемы крепления цистерны и кузова на пожарных автомобилях
а)
в)
б)
г)

Принципиальные схемы взаимного расположения цистерны и кузова на пожарных ав.

Принципиальные схемы взаимного расположения цистерны
и кузова на пожарных автомобилях
а)
в)
б)
г)

Автоцистерны лёгкого типа на шасси ЗИЛ-5301АЦ-1,0-4/400(5301ГА)ПМ-542Д

Автоцистерны лёгкого типа на шасси ЗИЛ-5301
АЦ-1,0-4/400(5301ГА)ПМ-542Д

Пожарная автоцистерна АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540

Пожарная автоцистерна
АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540

Автомобиль пенного тушения модель ПМ-525М

Автомобиль пенного тушения модель ПМ-525М

Каркас кузова пожарного автомобиля LF 16/12

Каркас кузова
пожарного автомобиля LF 16/12

Кузов автоцистерны АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д4 3 2 1110 5 9 7 1 6 8 1 – боков.

Кузов автоцистерны
АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д
4

1 – боковая стойка с направляющей двери; 2 – шторная дверь отсека; 3 – рукоятка двери; 4, 7 – нижняя обшивка; 5 – подкрылок; 6 – брызговик; 8 – лесенка; 9 – верхняя обшивка; 10, 11 – опоры трёхколенной лестницы

Принципиальные схемы взаимного расположения цистерны и кузова на пожарных ав.

Принципиальные схемы взаимного расположения цистерны
и кузова на пожарных автомобилях
а)
в)
б)
г)

Цистерна пожарного автомобиля АЦ-40(431410)63Б1, 4 – крышка; 2 – трубка контр.

Цистерна пожарного автомобиля АЦ-40(431410)63Б
1, 4 – крышка; 2 – трубка контрольная; 3 – горловина; 5 – кронштейн; 6 – труба;
7 – патрубок; 8 – труба заборная; 9 – отстойник; 10 – опора передняя;
11, 14 – амортизатор; 12 – болт; 13 – опора задняя; 15 – брусок; 16 – рычаг; 17 – кран сливной; 18 – стремянка; 19 – волнолом; 20 – гидроконтакт датчика уровня воды;
21 – штуцер.

Пенобак АЦ-40(130)63Б1 – днище; 2 – обечайка; 3 – горловина; 4 – крышка;.

Пенобак АЦ-40(130)63Б
1 – днище; 2 – обечайка; 3 – горловина; 4 – крышка; 5 – отстойник; 6 – волнолом; 7 – заглушка; 8 – штуцер
4
2
3
5
7
6
1
8

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 262 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.06.2020 115
  • PPTX 707 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кочетова Елена Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: