Конспект урока повести белкина 6 класс презентация
Обновлено: 05.07.2024
3 …в сладкой тишине Я сладко усыплён моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем- И тут ко мне идёт незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут…
6 В состав барской усадьбы обычно входили барский дом, несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги. МИР РУССКОЙ УСАДЬБЫ НЕМНОГО ИСТОРИИ
7 К усадьбе примыкал парк, в котором часто устраивались пруды, прокладывались аллеи, строились беседки, гроты. Барская усадьба была огорожена. Деревню окружала своя граница - околица, и крестьяне хорошо знали пределы владений своего барина.
8 Любимым развлечением дворян была охота. Поэтому в усадьбе должна была быть псарня, псари ухаживали за собаками, кормили их. Но псарня не могла располагаться близко к господскому дому, дабы собаки не мешали сну барина. П.П.Соколов. На псарне. А.Н.Лисицына. Псовая охота.
10 ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ - Попробуйте выделить эпизоды в этой повести. - Кто главные герои повести? Что мы о них узнаём? - Что мешало знакомству Лизы и Алексея? - Действительным или мнимым было разногласие отцов?
11 - Найдите в повести портреты главных героев, как они их характеризуют? - Какие черты характера являются главными для каждого из героев? Какие оценки героям дают другие персонажи?
12 -Как представлена Лиза в повести? - Что хотел сказать Пушкин таким приёмом, как раздвоение героини? Лиза - крестьянка Лиза - барышня Пушкин хотел сказать читателю, что любят человека, а не его положение в обществе.
15 ИЗ ДУЭЛЬНОГО КОДЕКСА Основное назначение дуэли решить недоразумение между дворянами, не прибегая к посторонней помощи. Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление. Оскорбление может быть нанесено только равным равному. Дуэль может и должна происходить только между равными.
17 Известно, что А. С. Пушкин, имея вспыльчивый характер, и не допускавший даже намека на оскорбление себя или своих друзей, часто дрался на дуэли, демонстрируя полное презрение к смертельной опасности. Он хорошо фехтовал и был отличным стрелком, постоянно совершенствуя свое мастерство владения оружием. Часто эти дуэли заканчивались примирением из-за вмешательства друзей поэта.
19 ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ - Какое событие лежит в основе повести? - Кто является главными действующими лицами повести? - От чьего имени ведется повествование? - Для чего вводится образ рассказчика? - Как относятся к Сильвио в Гусарском полку? - Чем необычен характер Сильвио?
20 - После какого эпизода Сильвио теряет свой авторитет в полку? - А почему Сильвио отказался от дуэли? Найдите в тексте эпизод, описывающий первую дуэль Сильвио и перескажите его. - Почему Сильвио не выстрелил в соперника?
21 - Кто рассказывает, чем закончилась вторая дуэль Сильвио и графа? -Почему Сильвио не выстрелил и в этот раз? Что он испытывает, когда перед ним предстал безоружный соперник? Что победило в душе Сильвио? - Повлияло ли на поведение Сильвио присутствие жены графа? - Почему в этот раз граф был взволнован?
22 - В чем цель жизни Сильвио? - Кому он мстит и за что? - Не растерял ли он драгоценный дар судьбы – жизнь попусту? - В чем смысл финала? Почему Сильвио погибает? СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Эпиграф к уроку:
"Повести Белкина" - это драгоценный памятник
благородного образа мыслей и трогательного дружества.
А.С. Пушкин.
Я рада приветствовать Вас на уроке, давайте подарим друг другу улыбку и начнем наше увлекательное путешествие в мир повести "Барышня-крестьянка". Дома вы прочитали повесть, начиная читать вы ,наверное, обратили внимание на необычный заголовок и эпиграф.
- Каково лексическое значение слов?Барышня. крестьянка. (листочки на доске)
Совмещая эти противоположные понятия,автор интригует читателя
- как называется такой прием в литературе (антитеза)- листочек на доске.
Далее рассмотреть смысл эпиграфа.(нравственная характеристика героини).
Можно ли сказать, что в эпиграфе раскрывается авторская идея? (Да. Любят человека, а не его положение в обществе. Человека любят за душевные качества. Эпиграф совпадает с авторской идеей, авторская идея: ДОКАЗАТЬ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, А НЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ)
Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?
Вывод: наша задача познакомиться с героями и их жизнью.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, слово учителя, актуализация опорных знаний, работа по теме, задания, изучение нового, физкультминутка, закрепление, блиц-турнир, итог, домашнее задание.
Цель урока: Определить идейное содержание “Повестей Белкина”.
Задачи урока: 1. Определить идейное содержание “Повестей Белкина”.
3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Изучение нового материала
События, о которых рассказывает Белкин, в его глазах выглядят истинно романтическими, в них есть всё: дуэли, неожиданные случайности, любовь, смерть, тайные страсти, приключения.
Вы не поверите, что я с восторгом, давно мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина,
в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище.
На меня это новое изучение произвело сильное действие. (Лев Николаевич Толстой)
А.С.Пушкин, по словам А.М.Горького, - “начало всех начал”. А вот что писал Я.П. Полонский в 1880 г. об А.С. Пушкине:
Пушкин – это возрожденье
Русской Музы, - воплощенье
Наших трезвых дум и чувств,
Это – не запечатленный
Ключ поэзии, священный
В светлой области искусств.
Это – вещего Баяна
Струнный голос. свист Руслана.
И русалок голоса.
Это арфа Серафима,
В час, когда душа палима
Жаждой веры в небеса.
Это старой няни сказка,
Это молодости ласка,
Огонек в степной глуши.
Это – слезы умиленья.
Это – смутное влеченье
Вечно жаждущей души.
С творчеством А.С. Пушкина мы встречаемся в раннем детстве.
Мы читаем его сказки.
1 задание. Вспомним детство. Надо записать названия сказок А.С. Пушкина. (1мин.)
Прекрасные сказки. Поэт Н.И. Гнедич по прочтении сказки о царе Салтане и прочих писал:
. Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира,
Пой нам по-своему, русский баян!
Небом родным вдохновенный,
Будь на Руси ты певец несравненный.
К творчеству А.С. Пушкина вы обратились в школе.
2 задание. Записать названия произведений, которые мы уже изучали.
О Пушкине – поэте прекрасно сказал А.Н. Майков:
Его стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный –
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя.
Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё – восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!
Сегодня мы будем говорить о Пушкине-прозаике. В шестой главе романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкин писал:
Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я со вздохом признаюсь –
За ней ленивей волочусь.
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Другие хладные мечты,
Другие строгие заботы
И в шуме света и в тиши
Тревожат сон моей души.
Одним из первых прозаических опытов А.С. Пушкина явились “Повести Белкина”.
3 задание. Написать полное название этого произведения.
Готовясь к этому уроку, вы должны были приготовить историю создания “Повестей Белкина”.
4 задание. В течение 2 минут прокомментировать даты, записанные на доске:
2. Сентябрь-декабрь 1830 г. (Находился в Болдино в Нижегородской губернии в полном одиночестве.)
3. 9 декабря 1830 г. (Письмо издателю Плетневу по возвращении в Москву.)
4. 1813 г. (Повести вышли в свет.)
5 задание. Написать название повестей в том порядке, который определил автор. (0,5 мин)
6 задание. Какое отношение к повестям имеют даты:
1. 1798 г. (В селе Горюхино родился от честных и благородных родителей Белкин.)
2. 1815-1823 г.г. (Вступил в службу в пехотный егерский полк.)
3. 1830 г. (Белкин скончался.)
4. 1830 г. ноября 16 (Письмо к издателю от друга Ивана Петровича Белкина.)
7 задание. Записать, где происходят события, описанные в повестях (3 мин).
(“От издателя” - в Горюхине родился Иван Петрович Белкин.
1. “Выстрел” - местечко ***; бедная деревенька Н***уезда.
2. “Метель” - в поместье Ненарадово жили добрый Гаврила Гаврилович Р*** и его жена Прасковья Петровна; Жадрино – деревушка, где находилась церковь, в которой должны были венчаться Марья Гавриловна и Владимир.
3. “Гробовщик” - Андриян Прохоров переезжает с Басманной на Никитскую в Москве.
4. “Станционный смотритель” - ***ская губерния, Петербург.
5. “Барышня-крестьянка” - Тугилово – деревня Ивана Петровича Белкина; Прилучино – деревня Григория Ивановича Муромского.)
8 задание. Кто быстрее? Кто это?
1. “. с Георгием в петлице и с интересною бледностью”? (гусарский полковник Бурмин.)
2. “. был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой, лицом был бел и худощав”? (Иван Петрович Белкин.)
3. Кого можно найти с книгою в руках и белом платье, настоящей героиней романа? (Марья Гавриловна.)
4. Кто в особо торжественных случаях надевает желтые шляпки и красные башмаки? (Акулина и Дарья – дочери гробовщика.)
5. Чей череп ласково улыбается гробовщику? Кстати, как зовут гробовщика? (Отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина; Андриян Прохорович.)
6. Кто это “. красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку”? (Алексей Берестов.)
7. О ком говорят: “Да к тому же она разумная, такая проворная”? (Дуня – дочь станционного смотрителя.)
9 задание. Даны предметы: карты, пистолет, шандал, груша, картина, пудра, корзинка, кольцо и т.д. Определить, какие из них можно отнести к повести “Выстрел” (1ком.), какие- к повести “Барышня-крестьянка” (2ком.).
10 задание. Кто лучше знает эпиграфы к повестям?
1. “Стрелялись мы”. Эпиграф к какой повести? (“Выстрел”, автор Баратынский.)
2. Кто автор эпиграфа к повести “Метель”? (В.А.Жуковский.)
3. Кто помнит эпиграф к повести “Барышня-крестьянка”? (Во всех ты, душенька, нарядах хороша” Богданович.)
4. Чьи строки взяты эпиграфом к повести “Гробовщик”? (Г.Р.Державин.)
Звучит вальс Свиридова к повести “Метель”.
11 задание. Определить, к какой повести написан вальс.
Оцениваются иллюстрации к повестям, выполненные учащимися. (Задание было дано заранее).
1. Кто ведет повествование в повести “Выстрел”?
2. Что поражает в Сильвио? Что мы узнаем о нем от нашего рассказчика? Что сам Сильвио о себе говорит? Каким мы видим его накануне отъезда из местечка?
3. Главное упражнение состояло в стрельбе из пистолета. Доказать, что искусство, коего он достиг, было неимоверно.
4. Сильвио мешает наслаждаться славою приезд молодого человека богатой и знатной фамилии. Что узнаем о нем? В чем же они соперничают? (1 команда)
5. Наконец-то дуэль. Доказать, что Сильвио жил одной мыслью - отомстить. (2 команда)
6. Сам граф говорит: “Сильвио мне отомстил”. Но ведь граф остался жив. Что значит для Сильвио отомстить? (1 команда)
7. Человек всю жизнь посвятил мщению? А может, нет? (2 команда)
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Блиц-турнир по повести “Выстрел”
1 команда
1. Первый эпиграф уже прозвучал. Он принадлежит Баратынскому. А кому принадлежит второй эпиграф?
2. Назвать три слова, которые являются специальными, относятся к карточной игре.
3. Сильвио говорит: “Вам было странно, что я не требовал удовлетворения от этого пьяного сумасброда”. Кого он имеет в виду?
4. Что такое шандал?
5. Что такое вакация?
6. Сильвио говорит: “Мы хвастались пьянством: я перепил. ” Кого?
7. Кто воспел славного Бурцова?
2 команда
1. Какие слова повторяет Сильвио, говоря о графе?
2. Имя жены графа?
3. Где был убит Сильвио?
4. Этеристы. Кто они?
5. Александр Ипсиланти. Кто это?
6. Как звали человека Сильвио?
7. Название какой ягоды упоминается в повести “Выстрел”?
Размышляем о прочитанном
Фонохрестоматия
2. Как вы думаете, зачем Пушкин в начале повести так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень?
3. Почему Лиза, слушая рассказ Насти, постоянно её перебивает и почему Насте хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны? Как автор передаёт состояние барышни и её служанки во время разговора?
4. Как вы думаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным, печальным, задумчивым и очень удивилась, когда услышала, что тот весел и румян?
5. С каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? Как это чувство передаёт автор?
6. Прислушайтесь к диалогу Лизы (якобы Акулины) и Алексея. Как вы считаете, удаётся ли Лизе говорить простой крестьянской речью? Чем отличается речь Лизы от речи Алексея?
8. Прочитайте и другие повести Белкина. Составьте устный или письменный отзыв об одной из них или инсценированное чтение.
V. Подведение итогов урока.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
-О ком мы сегодня с вами говорили?
Домашнее задание - проект
Подготовьте к конференции развёрнутые читательские отзывы о прочитанных призведениях, иллюстрациях художников к повестям, экранизациях произведений А. С. Пушкина. Завершить конференцию молено инсценировкой эпизодов одной из повестей.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде деревенской или городской. Общность интересов и духовного развития позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком — Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, а с точки зрения обыкновенного человека. Есть, однако, еще одна очень важная особенность таких рассказов. Все рассказчики принадлежат людям одного уровня миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде деревенской или городской. Различия в их взглядах на жизнь незначи-тельны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком — Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Это означает, что Пушкин задумал представить истории в таком свете, в каком их увидели все рассказчики и Белкин в том числе. Русская жизнь должна была явиться в изображении самих рассказчиков, то есть изнутри. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, уже знакомого читателям, не с позиций высокого критического сознания, а с точки зрения обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясный отчет в их смысле.
Для чего Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина? Белкин оказывается идеальным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от других лиц.
Читайте также: