Есенин биография план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.

Начало литературного пути

Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году.

В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.

В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. Максим Горький писал:

Оборудование урока: портреты и фотографии С.Есенина, видеозапись.

Методические приемы: Лекция с элементами беседы; выразительное

чтение и анализ стихотворений.

Эпиграф урока: Нет ни одного современного поэта, кого не осветил

бы зеленый луч звезды Есенина, которая

кристально сияет, горит над полями, над лесами,

над водами России. Поистине непотухающая,

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас открытый урок по литературе, на котором мы познакомимся с вехами биографии и творчества замечательного поэта двадцатого века, крупнейшего представителя Серебряного века русской поэзии С. Есенина. Мы окунёмся в удивительный мир стихов поэта, побываем вместе с ним на рязанщине, почувствуем северный ветер Петербурга, шум московских улиц, ностальгический жар персидского солнца, горечь разочарования неразделённой любви. Прошло 110 лет со дня рождения поэта, но мы помним его, любим и почитаем. Наш урок сегодня доказательство тому.

Итак, открываем тетради по литературе, записываем: урок – лекция, название темы (читаю), эпиграф (читаю и прикрепляю звезду Есенина на звёздное небо).

Прошу составить план – конспект нашей лекции, так как домашним заданием к следующему уроку будет рассказать о жизни и творчестве писателя по плану.

Энергичный, юный, живой. Есенин в те, 20-ые годы, трудно вставлялся в ряд представителей какого –либо модного направления, где зачастую отсутствует духовное начало. Он сам по себе явление уникальное, это был художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура, истинный сын своего противоречивого времени.

Не нужно искать в поэте сахар с солью, ужас жизни, павлина в голове, нужно искать в нём поэтическую правду бытия, колдовское очарование не подслащенной красотой, за короткую жизнь так неповторимо выявленные им.

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.

Край мой! Любимая Русь и Мордва!

Притчею мглы ты, как прежде, жива.

Нежно под трепетом ангельских крыл

Звонят кресты безымянных могил.

Многих ты, Родина, ликом своим

Жгла и томила по шахтам сырым.

Много мечтает их, сильных и злых,

Выкусить ягоды персей твоих.

Только я верю: не выжить тому,

Кто разлюбил твой острог и тюрьму…

Вечная правда и гомон лесов

Радуют душу под звон кандалов.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

Так протекло моё детство. Когда же я подрос, из меня захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью этого не случилось.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из – за неё у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

Что касается остальных автобиографических произведений, - они в моих стихах.

Жизнь входит в берега.

Села давнишний житель,

Что видел я в краю.

Хомутный запах дегтя,

Лампады кроткий свет.

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Тогда не знал я

Черных дел России.

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

Года меняют лица—

Стал первокласснейший поэт.

Пошел скитаться я

Средь разных стран.

Не веря встречам,

Не томясь разлукой,

Считая мир весь за обман.

Я понял, что такое слава.

Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт,

И без меня в достатке дряни.

Пускай я сдохну,

Не ставьте памятник в Рязани!

И снисходительность дворянства.

Так принимай, Москва,

В 1912 году С. Есенин с тетрадкой своих ранних стихов приезжает в Москву. За несколько недель он пишет письмо своему другу детства Панфилову:

Дай мне пожалуйста адрес какой - либо газеты и посоветуй, куда послать стихи. Я уже всё приготовил. Некоторые переправил. Друг посоветуй куда. Я моментально отошлю.

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,

Волки грозные с тощих полей.

По дворам в погорающем инее

Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками

Смотрят в шали пурги огоньки.

И стоят за дубровными сетками,

Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,

Что ни прорубь—везде колдуны.

В злую заморозь в сумерки мглистые

На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что—разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли—очи в подковах бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

Ой ты, Русь , моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Я иду долиной. На затылке кепи,

В лайковой перчатке смуглая рука.

Далеко сияют розовые цепи,

Широко синеет тихая река.

Я – беспечный парень. Ничего не надо.

Только б слушать песни – сердцем подпевать,

Только бы струилась лёгкая прохлада,

Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы, -

Сколько там нарядных мужиков и баб!

Что – то шепчут грабли, что- то свищут косы.

«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

На земле милее. Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка –

Но косой выводят строчки хоть куда.

Под весенним солнцем, под весенней тучкой

Их читают люди всякие года.

К чёрту я снимаю свой костюм английский.

Что же дайте косу, я вам покажу –

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочём мне ямы, нипочём мне кочки.

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по долам травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках – песня, в этих строчках – слово.

Потому и рад я в думах ни о ком,

Что читать их может каждая корова,

Отдавая плату тёплым молоком.

С. Есенин наслаждается работой, оптимистично смотрит в будущее. Он молод, полон сил , ищет дружбы, любви, признанья.

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь…

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

В Хороссане есть такие двери,

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

У меня в руках довольно силы,

В волосах есть золото и медь.

Голос пери нежный и красивый.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

Ни к чему в любви моей отвага.

И зачем? Кому мне песни петь?—

Если стала неревнивой Шага,

Коль дверей не смог я отпереть,

Ни к чему в любви моей отвага.

Мне пора обратно ехать в Русь.

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда ль с тобою расстаюсь

Из любви к родимому мне краю?

Мне пора обратно ехать в Русь.

До свиданья, пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

До свиданья, пери, до свиданья.

Быть поэтом—это значит тоже,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом—значит петь раздолье,

Чтобы было для тебя известней.

Соловей поет—ему не больно,

У него одна и та же песня.

Канарейка с голоса чужого—

Жалкая, смешная побрякушка.

Миру нужно песенное слово

Петь по-свойски, даже как лягушка.

Магомет перехитрил в Коране,

Запрещая крепкие напитки,

Потому поэт не перестанет

Пить вино, когда идет на пытки.

И когда поэт идет к любимой,

А любимая с другим лежит на ложе,

Влагою живительной хранимый,

Он ей в сердце не запустит ножик.

Но, горя ревнивою отвагой,

Будет вслух насвистывать до дома:

«Ну и что ж, помру себе бродягой,

Слезы…опять эти горькие слезы,

Безотрадная грусть и печаль;

Снова мрак…и разбитые грезы

Унеслись в бесконечную даль.

Что же дальше? Опять эти муки?

Нет, довольно… Пора отдохнуть

И забыть эти грустные звуки,

Уж и так истомилася грудь.

Кто поет там под сенью березы?

Звуки будто знакомые мне—

Это слезы опять… Это слезы

И тоска по родной стороне.

Но ведь я же на родине милой,

А в слезах истомил свою грудь.

Эх…лишь, видно, в холодной могиле

Я забыться могу и заснуть.

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет,

И опять я живу и надеюсь

На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,

Посоленная белью песка,

И измятая чья-то невинность,

И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь—

Нам одною любовью с тобою

Эту родину привелось.

Ты прохладой меня не мучай

И не спрашивай, сколько мне лет,

Одержимый тяжелой падучей,

Я душой стал, как желтый скелет.

Было время, когда из предместья

Я мечтал по-мальчишески—в дым,

Что я буду богат и известен

И что всеми я буду любим.

Да! Богат я, богат с излишком.

Был цилиндр, а теперь его нет.

Лишь осталась одна манишка

С модной парой избитых штиблет.

И известность моя не хуже,--

От Москвы по парижскую рвань

Мое имя наводит ужас,

Как заборная, громкая брань.

И любовь, не забавное ль дело?

Ты целуешь, а губы как жесть.

Знаю, чувство мое перезрело,

А твое не сумеет расцвесть.

Мне пока горевать еще рано,

Ну, а если есть грусть—не беда!

Золотей твоих кос по курганам

Молодая шумит лебеда.

Я хотел бы опять в ту местность,

Чтоб под шум молодой лебеды

Утонуть навсегда в неизвестность

И мечтать по-мальчишески—в дым.

Но мечтать о другом, о новом,

Непонятном земле и траве,

Что не выразить сердцу словом

И не знает назвать человек.

- ну, Серёг, ну, отстань. Я не знаю, лучше было или хужей.

- А не знаешь, так что ж ты… скулишь? Ты ж, старуха, на Советскую Власть скулишь!

- Да не на неё я , на налог. Чтой – то он уж очень – то большой выходит, где ж взять столько денег?

- Как столько? Какого черта говоришь – столько! Ведь теперь меньше платишь, чем при царе платила. Ведь меньше!

- Голубчик ты мой , как же меньше, когда теперь 5 рублей , а тады четыре с полтиной.

- Ах ты , мать , ведь деньги - то теперь не те, ведь рубль – то другой, дешёвый, ты вот посчитай. Ведь меньше выходит!

- Хоть меньше, а взять негде.

- Как взять негде? Ты, что ль, налог платишь? Ведь я же этот налог плачу. А мне кто даёт деньги? – Советская власть. Ведь меня Советская Власть создала. Не будь её и меня бы не было бы, а ты, старая, скулишь на неё. Говори же, за кого ты, за царя или за советскую власть?

- Я за тебя, Серёжа!

- А я за советскую власть! То – то! Мужики, говоришь, уважают меня?

- Уважают, Серёга, уважают.

Вы всё, конечно помните,

Приблизившись к стене.

Взволнованно ходили по комнате

В лицо бросали мне.

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

Катиться дальше, вниз

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несёт нас рок событий.

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Её направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Куда несет нас рок событий…

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином

И чувствую и мыслю по иному

И говорю за праздничным вином

Хвала и слава рулевому!

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

Я сообщить вам мучусь,

И что со мною сталось!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша

Я знаю: вы не та –

С серьёзным умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

Ни капельки не нужен.

Как вас ведёт звезда,

Под кущей обновлённой сени.

Вас помнящий всегда

Мечта о чистой любви – один из основных мотивов любовной лирики.

Руки милой – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотою,

Только тегеранская луна

Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить:

Догореть ли в ласках милой Шаги

Иль под старость трепетно тужить

О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть:

Что приятно уху, что – для глаза.

Если перс слагает плохо песнь,

Значит, он вовек не из Шираза

Про меня же и за эти песни

Говорите так среди людей:

Он бы пел нежнее и чудесней,

Да сгубила пара лебедей.

1925 год – последний год жизни поэта. Он продолжает плодотворно работать, но душа поэта больна, сердце его разрывается от тоски, он не видит выхода………………………….

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Всё, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Есенина похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с другом, поэтом Ширяевцем, могилу которого он часто навещал.

Я знаю, вы многие с интересом смотрели серию за серией. Сериал вызывал разное толкование, появилось много критических статей. Кто-то в восторге от постановки, у кого-то полярная точка зрения. А какие у вас остались впечатления после просмотра? Согласитесь со мной, нас волнует, впечатляет образ С. Есенина, его творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок первый в системе изучения темы о Сергее Есенине. Всего на изучение темы отводится 5 часов.

План-конспект урока

Вид урока: усвоение нового материала.

Тип: урок-презентация.

Оборудование урока:

портрет С. Есенина,

презентация, компьютер, экран,

поэтические сборники С. Есенина;

Программное обеспечение: компьютер, проектор

Данный урок входит в серию уроков о Сергее Есенине, этот урок первый. Всего уроков по творчеству Есенина – 5.

45 урок. С. А. Есенин. Личность поэта. Жизнь и творчество.

46 урок. Тема родного края в творчестве С. А. Есенина.

47 урок. Любовная лирика С. Есенина.

49 урок. Сочинение по творчеству С. Есенина.

1. Детство и юность.

2. Переезд в Москву. Ранняя лирика Сергея Есенина. Встреча с Блоком.

3. Восприятие первой мировой войны и революции.

4. Поездка за границу. Айсидора Дункан. Возвращение на родину.

5. Загадка смерти С. Есенина. С. Толстая.

Конспект урока.

Цель обучающая:

познакомить с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями С. Есенина;

пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов;

показать, как рос поэтический талант Есенина.

Цель развивающая:

открыть новые страницы жизни писателя, обогатить представление учащихся о личности поэта С. Есенина;

развивать навыки и умения декламации поэтического текста, анализа

Цель воспитывающая:

воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта.

I. Слово учителя с использованием презентации. (Слайд №1)

Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский… В этом ряду классиков отечественной литературы стоит и Есенин.

II. Доклад ученика. (Использование презентации, слайды №2, №3, №4). Детство и юность.

После окончания земской школы в Константинове поэт учится в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках.

Самое первое, как сам поэт помнил, было стихотворение:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Изумительная миниатюра – зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, и красота природы, и любовное, интимное отношение к ней.

III. Доклад ученика. (Презентация, слайд №7)

В 1912 году Сергей Есенин в 17 летнем возрасте приехал покорять Москву. Считая себя поэтом, Есенин отказался работать с отцом в мясной лавке приказчиком и сам выбрал место с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения. В корректорской никто из сотрудников его поэтом не признаёт (ещё бы, они готовят к изданию произведения великих русских поэтов!), а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта.

Если крикнет Рать святая:

Я скажу: «Не надо рая.

В декабре 1914 года у Есенина и Изрядновой родился сын. Есенин страшно гордился, когда родился сын. Назвали малыша Георгием, Юрочкой.

В своих воспоминаниях Анна Романовна писала:

В январе 1916 г. Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара.

Вижу вас, злачные нивы,

С стадом буланых коней.

С дудкой пастушеской в ивах

Бродит апостол Андрей.

V. Доклад ученика. Поездка за границу. Айсидора Дункан. (Презентация, слайды №11, №12, №13)

Значительную роль в творческом развитии Есенина сыграла его большая зарубежная поездка в 1922-1923 годах. Он совершил путешествие по Германии, Франции, Бельгии, Италии, четыре месяца пробыл в США. А оказался за границей С. Есенин так. Всё началось со знакомства Есенина с А. Дункан.

Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер… Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия.

2 мая 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак. "Теперь я — Дункан!" — кричал Есенин, когда они вышли из загса. Злые языки утверждали, что он был влюблен не столько в Дункан, сколько в ее мировую славу, и уехали сначала в Европу, затем в Америку.

Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви.

Этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.

Айседора пережила Сергея на полтора года — кончина наступила в веселой курортной Ницце. Соскользнув с ее плеча, длинный шарф попал в колесо со спицами набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил Дункан.

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

Поэт развивается стремительно. 1924-1925 годы были ознаменованы небывалым подъёмом. Он написал около ста стихотворений – вдвое больше, чем за 6 предшествующих лет.

Многие из них стали песнями.

Есенин гордился тем, что породнился с Толстым, женившись на его внучке Софье.

5 марта 1925 года произошло знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи.

В 1925 году состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.

Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

VII. Слово учителя.

VIII. Выставление оценок.

Х. Домашнее задание. Учить стихотворение (по выбору), читать стихотворения о Родине, о природе. Индивидуальное задание: найти сведения о Шаганэ Нерсисян, Г. Бениславской.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья.


Детство и образование

Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

В биографии Есенина важно выделить, что образование им было получено в местном земском училище (1904–1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.

Начало литературного пути

Впервые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в 1914 году.

В лирике Есенин психологически подходит к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.

Личная жизнь

После знакомства с танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году, Есенин вскоре женится на ней. До этого жил с А.Р.Изрядновой (имел с ней сына Юрия), З.Н.Райх (сын Константин, дочь Татьяна), Н.Вольпиной (сын Александр).

После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США. Их брак оказался краток: в 1923 году пара распалась, и Есенин вернулся в Москву.

Последние годы жизни и смерть

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу.

Читайте также: