Конспект занятия составление загадок

Обновлено: 05.07.2024

- упражнять в рассуждении, в умении доказывать:

- учить при описании предметов и явлений использовать признаки, действия и назначение предмета или явления.

Оборудование : интерактивная доска, мячи (красный, синий, зеленый), предметные картинки

Ход занятия

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводно-организационный

- Здравствуйте. (дети сидят на стульях полукругом)

Мотивационный

С давних пор на Руси любили отгадывать загадки . Если человек отгадывал загадку , то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье , труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом.

Сейчас я предлагаю нам с вами вспомнить загадки, которые вы знаете, и мы вместе с вами их разгадаем.

Давайте с вами вспомним, что такое загадка?

(проходят на свои места)

- жанр народного творчества, описание какого- либо предмета.

Практический

Например : Загадки про животных .

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный.

Да орешки все грызет.

Загадки о явлениях природы .

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

(снежинка Слайд 5)

Не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет

Детки сели на карниз

И растут все время вниз

(сосульки Слайд 8).

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и кидает мяч красный, синий или зеленый (какой-то один) ребенок возвращает мяч с ответом.

Например : Что бывает, синим?- море, небо, слива и т. д.

Что бывает, красным?- солнце, малина, яблоко и т. д.

Что бывает, зеленым?- трава, кузнечик, лес и т. д.

Сегодня мы с вами будем сами придумывать загадки, попробуем?
(чтобы детям было легче, предлагаются картинки с предметами, животными, фруктами, овощами, явлениями природы)

Так же по желанию можно на оставшемся на листе месте или сзади листа сделать изображение отгадки к загадке.

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

В занятии используется одна из моделей составления загадок. А. А. Нестеренко. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. После освоения первой модели, которая представлена в занятии, на следующих занятиях детям предлагаются две другие.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_triz.doc 230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ «Детский сад №7

Елезова Людмила Андреевна

Цель: Создание условий для усвоения детьми алгоритма составления загадок (ТРИЗ).

1. Развивать творческое мышление, память, внимание.

1. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Предшествующая работа: Отгадывание загадок, наблюдение за окружающим миром. Работа с родителями: заучивание загадок

Материалы: игрушка Кот, конверты со схемами загадок, модель составления загадки, иллюстрации: ель, белка и другие.

1 Вводная часть

Организация направленного внимания

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Друг другу улыбаемся.

Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.

2 Основная часть

- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный – персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн. Как вы думаете, что означает его имя – Баюн?

- Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать. Он очень любит разные байки да загадки.

Есть разные виды загадок. Это загадка – вопрос, загадка – предложение, загадка – рифма. (Приводит примеры)

Загадка – вопрос: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи плачет,

Сушит на зиму грибы?

Загадка - предложение: Пришла из лесу кур посчитать.

Загадка – рифма: На голове гребешок. Кто же это?

- Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)

- Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа. Загадки появились давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.

Первый друг присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Друг седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Пошаговый анализ алгоритма составления загадок

- Кот Баюн предлагает вам самим составить загадку. Для этого мы будем использовать модель:

Что бывает таким же?

D:\0079-120-.jpg

D:\0079-120-.jpg

D:\0079-120-.jpg

- Выберем объект: воздушный шарик (выставляется картинка) . Определим, какой он по цвету, форме, какие действия выполняет. (Дети дают ответы, а воспитатель записывает их в табличку)

-Что бывает желтым, круглым, летает? (дети предлагают свои варианты, а воспитатель записывает их в таблицу или выставляет картинки).

Жёлтый как лимон,

Круглый как арбуз,

Летает, но не птица.

Что это? (Воздушный шарик)

-Молодцы! Вот такая загадка у нас получилась!

Самостоятельная деятельность детей: составление загадок по алгоритму с помощью модели.

- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну. Мы разделимся на команды. Кот - Баюн приготовил нам картинки объектов, о которых бы он хотел составить загадки: ель, белка. Смотрите на модель составления загадки и у вас всё получится.

Дети делятся на команды и составляют загадки на предложенные объекты (карточки).

- Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну. А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.

3 Заключительная часть: подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда,
Умным станешь ты тогда !

1) образовательные: формировать у детей умения составлять загадки, опираясь на модель; с помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;

2) развивающие: развивать творческую речевую деятельность; наглядно-образное и элементы логического мышления; произвольное внимание.

3) воспитательные: воспитывать умение выслушивать загадки сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.

Оборудование: таблицы с изображением модели составления загадок; картинки-фото: медведь, слон, еж; цветные круги для дидактической игры.

Предварительная работа: дидактические игры, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.

Ход НОД.

Дети: Книга, раскраска, альбом.

Воспитатель: А, хотите сами научиться загадки придумывать?

Воспитатель: Сегодня я буду учить вас придумывать загадки и все загадки, которые вы придумаете и нарисуете, мы будем помещать в наш альбом.

Начнем с нашей разминки.

Наши умные головки.

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Глазки — внимательно смотреть,

Ротик четко говорить.

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Продолжим разминку игрой.

Воспитатель: Я раздам вам круги разного цвета. Вы должны подумать и назвать все предметы того цвета, какого вам попался кружок. Например, кружек красного цвета, вы должны назвать предметы красного цвета: кубик, мячик и т. д.

Воспитатель: Дети, вспомните, каких вы знаете лесных животных. Отгадайте загадку об одном их них.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель: Молодцы, дети, а как вы догадались, что это медведь?

Дети: Потому что спит всю зиму и хозяин леса.

Воспитатель: Какие вы молодцы, а давайте мы с вами составим загадку о медведе с помощью вот такой таблицы. (на доску вывешивается таблица или рисуется на доске).

Чтобы нам с вами заполнить данную таблицу, нужно всем вспомнить, как выглядит медведь (на доску вывешивается картинка медведя).

Работа по вопросам.

Воспитатель: Какой медведь по цвету?

Воспитатель: Какой медведь по росту?

Дети: большой, высокий

Воспитатель: Какой медведь по действию?

Воспитатель: Что бывает таким же?

Дети: маленький ребенок

Воспитатель: Вот что у нас получилось.

Какой медведь? Что бывает таким же?

неуклюжий маленький ребенок

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком. (Еж)

Воспитатель: Что делает еж?

Дети: Пыхтит, спит зимой, собирает.

Воспитатель: Кто делает также?

Воспитатель: Пыхтит? Кто или что

Воспитатель: Спит зимой? Кто

Воспитатель: Собирает грибы? Кто

Воспитатель: Вот что у нас получилось.

Что делает еж? Кто делает также?

Спит зимой медведь

Воспитатель: Давайте немножко отдохнем.

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Еж с ежатами бежит.

(Дети ежата бегут за воспитателем-ежом)

Мы вокруг все оглядим (наклоны вперёд)

На пенёчках посидим (приседания)

А потом все дружно спляшем (кружатся, машут руками поднятыми вверх)

Вот так ручками помашем.

И домой заторопились (бег на месте, выдох)

Составление загадки о слоне по модели № 1.

Воспитатель: Итак наша последняя загадка, которую мы составим будет о слоне

Воспитатель: Какой слон?

Воспитатель: Что бывает таким же?

Воспитатель: Какой слон ещё?

Воспитатель: Что бывает таким же?

Воспитатель: Отлично, а какой еще слон?

Воспитатель: А кто бывает таким же?

Загадка : Серый, как мышь; большой как гора; добрый, но не мама.

Воспитатель: А вы можете эту загадку, записать?

Воспитатель: А как же мы составим нашу книгу загадок?

Дети: Варианты детей

Воспитатель: А давайте мы эту загадку нарисуем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Уточнить представление о загадке как жанре.

2. Выяснить структуру загадки.

3. На основе указанных признаков научить составлять загадки.

4. Совершенствовать навык чтения.

Актуализация знаний
- Здравствуйте, гости дорогие!
Пожалуйте в гости!
Давно я вас поджидаею,
Загадочки вам загадаю!

- Скажите, о каком виде устного народного творчества говорится в приветствии?

- А зачем вообще нужны загадки?

- Какие загадки известны вам? Загадайте их.

Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому они придумали тайный язык, зашифровывали название животных и растений. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях.

Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Виды загадок

На земле он всех умней, потому и всех сильней. (о людях)

Под соснами и ёлками лежит мешок с иголками.

На гору бегом, а с горы кувырком. (о животных)

Шёл долговяз, в землю увяз.

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки ( о явлениях природы)

3. ФИЗМИНУТК А

-Я загадываю загадки, а вы показываете ответ движениями

1. В бурой шубе меховой
Пчёлок рой над головой.
Лапой в улей да в роток –
Любит лакомка медок.

2. По полю скачет - ушки прячет,

Встанет столбом - ушки торчком.

А вы знаете цветы
небывалой красоты:
могут лепестки сложить
и мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают?
Как их называют?

Кролем, брассом, на спине

Соревнуюсь на воде,

Я к финишу спешу.

Не заботится о детках,

Ищет гнёздышки на ветках:

4.ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

hello_html_m139e1182.jpg

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

ДЛЯ ГРУПП – ЛИМОН, КОТЁНОК, ОГУРЕЦ

МОДЕЛЬ №2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия , которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

hello_html_4fa1defe.jpg

ДЛЯ ГРУПП – СОБАКА, САМОЛЁТ, МОЛНИЯ И ГРОМ

МОДЕЛЬ №3 СМЕШАННАЯ

Холодный, но не лёд, электрический, но не стиральная машина, кухонных, но не стол. Гудит, но не пчела,

ПРИДУМАЙТЕ И ЗАГАДАЙТЕ СВОЮ ЗАГАДКУ ПО ЛЮБОЙ МОДЕЛИ

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! Теперь вы можете сами придумывать и загадывать загадки своим друзьям, знакомым и близким!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит детям на основании ряда упражнений в занимательной форме самостоятельно прийти к алгоритму составления загадок.Ученики развивают наблюдательность, мышленире, учатся анализировать, развивается фантазия, рифма.


Урок русского языка

Тема: Составление загадок

Цель: на основе наблюдений, сопоставлений составить алгоритм составления загадок и на основе алгоритма составить свою загадку;

Развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение),умения рассуждать;

Развитие языковой культуры, коммуникативных умений, творческих способностей.

Оборудование: выставка книг

(сборники загадок, Толковый словарь),

(одуванчик, дятел, белка, медведь, заяц)

Любознательная пытливость создала загадку.

Подготовка к теме.

Посмотрите на нашу выставку.

- Знакомство со сборниками загадок.

Введение в тему.

- Что такое загадка?

-Любите ли вы отгадывать загадки?

- Легко ли их отгадывать?

- Что нужно, чтобы её отгадать?

(Понять содержание, найти пути решения, на что похоже, с чем сравнивают, из своих наблюдений, поэтому нужно быть самому наблюдательному).

- Для чего нужны загадки?

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, намерения, чтобы уберечь от нечистой силы своё жилище, семью.

С помощью загадок испытывали мудрость, находчивость, образованность человека (в обряде посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей)

В сказках задаются загадки для проверки сообразительности, находчивости, и это определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.

- Вспомните, в каких сказках?

В скандинавских и немецких сказках загадка разгаданная путником, давало ему право на ночлег.

1). Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

- Что помогло разгадать загадку?

- С кем сравнивают пчелу? (хозяйка)

- Какой самый важный признак назван? (мёд)

2). Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадёт в ловушку

И комар, и мушка.

- Что здесь помогло разгадать загадку?

- Что знаете о лягушке?

3). Мордочка усатая,

А с водой не знается.

-Назовите самый важный признак этой загадки.

Работа с деформированным текстом.

- У каждой пары конверт с листиками.

- Составьте загадку, которая написана на цветных листиках, соблюдая последовательность в изложении загадки.

Читайте также: