Как делать конспект по федеральному закону
Обновлено: 05.07.2024
Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс
Для того чтобы принять новые законы, необходимо последовательно пройти все этапы законодательного процесса.
Законотворческий процесс — порядок деятельности по созданию и принятию нормативно-правовых документов. Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами.
ЭТАПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
• Принимается, если проголосовали большинство членов Совета Федерации.
• Передача закона на рассмотрение Президенту РФ и одобрение им.
• Утверждение закона и опубликование его в официальном печатном органе в течение семи дней после подписания Президентом РФ (промульгация).
Законодательная инициатива — официальное внесение в компетентный орган парламента законопроекта или законопредложения.
Законопредложение — идея будущего закона без чёткой формулировки.
Законопроект — текст будущего закона со всеми его особенностями (преамбула, статьи, параграфы).
Конституция РФ предписывает президенту либо отклонять принятые парламентом законы, либо подписывать и обнародовать. Российское законодательство устанавливает, что законы, которые не были официально опубликованы, не применяются.
Опубликованию подлежат федеральные законы, федеральные конституционные законы и акты (обычно постановления) палат парламента. Ратифицированные парламентом международные договоры публикуются вместе с законами о ратификации.
Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.
- Закон – основа государственной власти
- Виды законов
- Конституционные законы
- Федеральные законы
Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.
Закон – основа государственной власти
Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:
- устройство страны, законодательных и исполнительных органов власти;
- структуру местного самоуправления;
- права и свободы человека.
Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.
Виды законов
Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:
- Закон РФ о поправках к Конституции РФ;
- Федеральные конституционные законы, занимающиеся урегулированием вопросов, указанных в Конституции;
- Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по другим вопросам.
Конституционные законы
Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:
- членами Совета Федераций в количестве ? и более голосов от общего числа участников;
- представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.
Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.
Федеральные законы
Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.
Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.
Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.
Что такое конспект
Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.
Виды конспектов
Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:
- Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
- Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
- Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
- Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
- Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.
Методы конспектирования
Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.
Метод Корнелла
В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен
Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.
Предметы
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- биология,
- химия,
- география.
Как использовать этот метод конспектирования:
- Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
- Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
- Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
- В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.
Метод боксов
Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен:
- при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
- для сопоставления нескольких понятий.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык.
Как использовать:
Метод нумерации
Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен метод
Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика.
Как использовать:
Метод таблиц
Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.
Когда полезен:
- при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
- при конспектировании большого количества фактов,
- чтобы свести несколько элементов в одну систему,
- чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод написания конспекта:
- Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
- Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
- Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
Метод индексов
Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.
Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.
Когда полезен
Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- химия,
- биология,
- география,
- геометрия,
- физика,
- информатика.
Как конспектировать методом индексов:
Метод ментальных карт
Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.
Когда полезен:
- для разбора больших сложных тем,
- для анализа литературных произведений,
- при написании эссе,
- в подготовке докладов.
Предметы:
- история,
- обществознание,
- литература,
- русский язык,
- английский язык,
- биология,
- география.
Как использовать этот метод ведения конспектов:
- В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
- Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!
Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности ЦМК в соответствии с требованиями российского законодательства в сфере образования и науки
В статье уделяеися внимание о деятельности ЦМК в СПО.
Презентация "Основы российского законодательства"
Презентация содержит ознакомительную информацию на тему "Основы российского законодательства".
План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1
План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1.
План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 2
План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 2.
План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 3
План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 3.
План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 4
План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 4.
Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Право Занятие 9
Конституция РФ -
основной закон государства
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции РФ.
Основы конституционного строя России.
Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.
1. Конституция Российской Федерации – основной закон страны.
Структура Конституции РФ.
В современном правоведении под конституцией понимается основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.
Действующая Конституция РФ была при нята на всенародном референдуме, состо явшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.
Конституция РФ является Основным законом Российской Федерации, ядром ее правовой системы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Верховенство Конституции означает, что она возглавляет всю систему нормативно-правовых актов (и всех источников права вообще). Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Конституция РФ имеет прямое действие, т. е. ее нормы непосредственно регулируют важнейшие общественные отношения без какого-либо дополнительного, передаточного механизма. Хотя существование последнего вовсе не отрицается - конституционные нормы могут быть детализированы текущими актами, но при отсутствии таковых нормы они действуют непосредственно.
По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей.
2. Основы конституционного строя России.
Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.
Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.
Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:
человек, его права и свободы как высшая ценность;
полнота суверенитета Российской Федерации;
равноправие субъектов РФ;
единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
экономическая свобода как условие развития экономической системы;
гарантии местного самоуправления;
политический плюрализм (принцип многопартийности);
приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Правовой статус индивида, находящегося на территории конкретного государства, различается в зависимости от того, является ли он гражданином данного государства, иностранным гражданином либо лицом без гражданства (апатридом).
Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека. Гражданство следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, есть и их подданные).
Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми правами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности.
Федеральный закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства:
2. В результате приема в гражданство;
3. В результате восстановления в гражданстве РФ;
4. По иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором РФ. Ст. 11 Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002 года, № 22, ст. 2031.
Приобретение гражданства по рождению является главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан. Ребенок, родители или единственный родитель на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является ее гражданином.
Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Если один из родителей имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранным гражданином, ребенок является гражданином РФ, если он родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Аналогичным образом решается вопрос и в случаях, когда оба родителя, проживающие на территории России, имеют иностранное гражданство или являются лицами без гражданства.
Согласно ст. 12 Закона о гражданстве находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится ее гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Федеральным законом установлены два порядка приобретения российского гражданства по такому основанию, как прием в гражданство: общий порядок и упрощенный порядок. Ст. 13-14 Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014)
С заявлением о приеме в российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью.
4. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве
Личные права
1) право на жизнь. Право на жизнь - основное, фундаментальное право человека. Оно является первичным по отношению к остальным правам, поскольку в случае гибели человека последние утрачивают свое значение.
2) право на свободу и личную неприкосновенность. Человек имеет право располагать собой и своим временем по собственному усмотрению.
3)Право на неприкосновенность частной жизни. Это право включает в себя следующие права:
а) право на личную и семейную тайну;
б) право на защиту своей чести и доброго имени;
г) право на неприкосновенность жилища.
4) право определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Определение индивидом своей национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий не может являться основанием для дискриминации лица либо, напротив, -предоставления ему каких-либо особых привилегий;
5)право на пользование родным языком. Государственным языком на всей территории Российской Федерации признан русский язык. Государственным языком называется определяемый Конституцией или иными законодательными актами язык той или иной нации, которому официально придается правовой ста тус в определенных сферах языкового общения.
Однако провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не препятствует существованию иных языков в субъектах Федерации. Каждый гражданин РФ имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
6) право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передви гаться, выбирать место пребывания и жительства. Граждане РФ имеют право свободно выезжать за пределы России и возвра щаться в свою страну. Однако данное право может быть ограничено в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
7) право на свободу совести. Каждый имеет право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Конституция РФ закрепляет светский характер государства и положение о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государствен ной или обязательной. Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства и равны перед законом.
Политические права и свободы человека и гражданина.
1) свобода мысли и слова. Каждому гарантируется сво бода мысли и слова, т. е. возможность беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения по различным вопросам другим людям как индивидуально, так и в средствах массовой информации. При этом, однако, никто не может быть принужден к выражению сво их мнений и убеждений или отказу от них.
Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;
2) свобода информации. Каждый имеет право свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять ин
формацию любыми законными способами, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
3) право на создание общественных объединений.
Данное право представляет собой гарантируемую государством воз можность граждан образовывать любой союз для защиты общих ин тересов и достижения общих целей в рамках, предусмотренных зако ном, а также вступать в существующие общественные объединения и беспрепятственно из них выходить.
4) право на проведение публичных мероприятий. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
5) право на участие в управлении делами государства.
6) право на обращение. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения (предложения, заявления, ходатайства, жалобы) в государственные органы и органы местного самоуправления.
Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.
Социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина закреплены в ст.ст.34-44 Конституции РФ. К ним относятся:
1) Право на предпринимательство .
2) право на частную собственность.
3) право на землю. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
4) право на свободный труд.
5) право на отдых.
6) право на социальное обеспечение.
7) право на охрану и помощь семье. Материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
8) право на жилище.
9) право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
10) право на благоприятную окружающую среду. Каж дый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненно го его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
11) Право на образование. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от расы, нацио нальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
12) Свобода творчества. Каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Читайте также: