Как делать конспект по федеральному закону

Обновлено: 05.07.2024

Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Для того чтобы принять новые законы, необходимо последовательно пройти все этапы законодательного процесса.

Законотворческий процесс — порядок деятельности по созданию и принятию нормативно-правовых документов. Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами.

ЭТАПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

• Принимается, если проголосовали большинство членов Совета Федерации.

• Передача закона на рассмотрение Президенту РФ и одобрение им.

• Утверждение закона и опубликование его в официальном печатном органе в течение семи дней после подписания Президентом РФ (промульгация).

Законодательная инициатива — официальное внесение в компетентный орган парламента законопроекта или законопредложения.

Законопредложение — идея будущего закона без чёткой формулировки.

Законопроект — текст будущего закона со всеми его особенностями (преамбула, статьи, параграфы).

Конституция РФ предписывает президенту либо отклонять принятые парламентом законы, либо подписывать и обнародовать. Российское законодательство устанавливает, что законы, которые не были официально опубликованы, не применяются.

Опубликованию подлежат федеральные законы, федеральные конституционные законы и акты (обычно постановления) палат парламента. Ратифицированные парламентом международные договоры публикуются вместе с законами о ратификации.


Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

  1. Закон – основа государственной власти
  2. Виды законов
  3. Конституционные законы
  4. Федеральные законы

Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.

Закон – основа государственной власти

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

  • устройство страны, законодательных и исполнительных органов власти;
  • структуру местного самоуправления;
  • права и свободы человека.

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Виды законов

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

  1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ;
  2. Федеральные конституционные законы, занимающиеся урегулированием вопросов, указанных в Конституции;
  3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по другим вопросам.

Конституционные законы

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

  • членами Совета Федераций в количестве ? и более голосов от общего числа участников;
  • представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Федеральные законы

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Организация деятельности ЦМК в соответствии с требованиями российского законодательства в сфере образования и науки

В статье уделяеися внимание о деятельности ЦМК в СПО.


Презентация "Основы российского законодательства"

Презентация содержит ознакомительную информацию на тему "Основы российского законодательства".


План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1

План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1.


План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 2

План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 2.


План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 3

План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 3.


План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 4

План урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 4.


Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы российского законодательства" урок 1.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Право Занятие 9

Конституция РФ -

основной закон государства

Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции РФ.

Основы конституционного строя России.

Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

1. Конституция Российской Федерации – основной закон страны.

Структура Конституции РФ.

В современном правоведении под конституцией понима­ется основной закон (или система законов) государства, обладаю­щий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкрет­ного государства.

Действующая Конституция РФ была при нята на всенародном референдуме, состо явшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федера­ции была официально опубликована и начала действовать.

Конституция РФ является Основным законом Российской Федерации, ядром ее правовой системы. Конституция Россий­ской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое дейст­вие и применяется на всей территории Российской Федерации. Верховенство Конституции означает, что она возглавляет всю си­стему нормативно-правовых актов (и всех источников права вооб­ще). Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что все законы и иные правовые акты не должны ей противоре­чить. Конституция РФ имеет прямое действие, т. е. ее нормы не­посредственно регулируют важнейшие общественные отношения без какого-либо дополнительного, передаточного механизма. Хо­тя существование последнего вовсе не отрицается - конститу­ционные нормы могут быть детализированы текущими актами, но при отсутствии таковых нормы они действуют непосредственно.

По своей структуре Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей.

2. Основы конституционного строя России.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

человек, его права и свободы как высшая ценность;

полнота суверенитета Российской Федерации;

равноправие субъектов РФ;

единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

экономическая свобода как условие развития экономической системы;

гарантии местного самоуправления;

политический плюрализм (принцип многопартийности);

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Правовой статус индивида, находящегося на территории конкретного государства, различается в зависимости от того, явля­ется ли он гражданином данного государства, иностранным граж­данином либо лицом без гражданства (апатридом).

Гражданством называется устойчивая правовая связь че­ловека с государством, выражающаяся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответственности, основанная на призна­нии и уважении достоинства, прав и свобод человека. Гражданст­во следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, есть и их подданные).

Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми пра­вами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обя­занности.

Федеральный закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства:

2. В результате приема в гражданство;

3. В результате восстановления в гражданстве РФ;

4. По иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором РФ. Ст. 11 Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002 года, № 22, ст. 2031.

Приобретение гражданства по рождению является главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан. Ребенок, родители или единственный родитель на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является ее гражданином.

Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Если один из родителей имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранным гражданином, ребенок является гражданином РФ, если он родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Аналогичным образом решается вопрос и в случаях, когда оба родителя, проживающие на территории России, имеют иностранное гражданство или являются лицами без гражданства.

Согласно ст. 12 Закона о гражданстве находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится ее гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Федеральным законом установлены два порядка приобретения российского гражданства по такому основанию, как прием в гражданство: общий порядок и упрощенный порядок. Ст. 13-14 Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014)

С заявлением о приеме в российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью.

4. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве

Личные права

1) право на жизнь. Право на жизнь - ос­новное, фундаментальное право человека. Оно является первич­ным по отношению к остальным правам, поскольку в случае гибели человека последние утрачивают свое значение.

2) право на свободу и личную неприкосновенность. Человек имеет право располагать собой и своим временем по собственному усмотрению.

3)Право на неприкосновенность частной жизни. Это право включает в себя следующие права:

а) право на личную и семейную тайну;

б) право на защиту своей чести и доброго имени;

г) право на неприкосновенность жилища.

4) право определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Определение индивидом своей национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий не может являться основа­нием для дискриминации лица либо, напротив, -предоставления ему каких-либо особых привилегий;

5)право на пользование родным языком. Государст­венным языком на всей территории Российской Федерации при­знан русский язык. Государственным языком называется опреде­ляемый Конституцией или иными законодательными актами язык той или иной нации, которому официально придается правовой ста­ тус в определенных сферах языкового общения.

Однако провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не препятствует существованию иных языков в субъектах Федерации. Каждый гражданин РФ имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества;

6) право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передви гаться, выбирать место пребывания и жительства. Граждане РФ имеют право свободно выезжать за пределы России и возвра­ щаться в свою страну. Однако данное право может быть ограничено в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

7) право на свободу совести. Каждый имеет право сво­бодно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Конституция РФ закрепляет светский характер государства и положение о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государствен­ ной или обязательной. Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства и равны перед законом.

Политические права и свободы человека и гражданина.

1) свобода мысли и слова. Каждому гарантируется сво­ бода мысли и слова, т. е. возможность беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения по различным вопросам другим людям как индивидуально, так и в средствах массовой информации. При этом, однако, никто не может быть принужден к выражению сво­ их мнений и убеждений или отказу от них.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, нацио­нального, религиозного или языкового превосходства;

2) свобода информации. Каждый имеет право свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять ин­
формацию любыми законными способами, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

3) право на создание общественных объединений.
Данное право представляет собой гарантируемую государством воз­ можность граждан образовывать любой союз для защиты общих ин­ тересов и достижения общих целей в рамках, предусмотренных зако­ ном, а также вступать в существующие общественные объединения и беспрепятственно из них выходить.

4) право на проведение публичных мероприятий. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

5) право на участие в управлении делами государства.

6) право на обращение. Граждане РФ имеют право обра­щаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив­ные обращения (предложения, заявления, ходатайства, жалобы) в государственные органы и органы местного самоуправления.

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

Социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина закреплены в ст.ст.34-44 Конституции РФ. К ним относятся:

1) Право на предпринимательство .

2) право на частную собственность.

3) право на землю. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

4) право на свободный труд.

5) право на отдых.

6) право на социальное обеспечение.

7) право на охрану и помощь семье. Материнство, дет­ство и семья находятся под защитой государства.

8) право на жилище.

9) право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
10) право на благоприятную окружающую среду.
Каж­ дый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненно­ го его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

11) Право на образование. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от расы, нацио­ нальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, на­личия судимости.

12) Свобода творчества. Каждому человеку гарантирует­ся свобода литературного, художественного, научного, техничес­кого и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Читайте также: