План конспект урока правописание частей речи

Обновлено: 06.07.2024


  • Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.
  • Установление общих и разных форм частей речи.
  • Обогащение словарного запаса учащихся.
ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_4.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока:

  1. Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.
  2. Установление общих и разных форм частей речи.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся.
  4. Работать над развитием речи учащихся.

Постановка цели урока.

— Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания об изменении частей речи.

1. Узнавание частей речи по вопросу.

— Откройте учебник с. 99, упр. 241. Прочитайте.

Бармаглот
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки,
Как мюмзики в мове.

— Вы поняли, о чем речь в этом стихотворении?

— А можно ли определить, какой частью речи являются написанные слова?

— Как ? Давайте определим?

— Какие значимые части речи встретились нам в стихотворении?

2. Повторение об изменении частей речи. Работа с таблицей.

3. Работа над развитием речи.

— Прочитайте загадку из упр. 243. О чем речь?

— Запишите загадку и отгадку, дополняя окончания частей речи.

— От чего зависит выбор формы зависимых слов в словосочетаниях и предложениях ?

— Давайте вспомним цвета радуги, вспомнив фразу об охотнике.

— Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего?

— Закройте глаза, представьте самую красивую радугу или вспомните радугу, которую вы видели.

Попробуйте руками показать, какая огромная она была.

5. Составление предложений из слов, данных в упражнении.

— Люди всегда любовались радугой, наблюдали за ней и даже составили народные приметы, связанные с погодой.

А сейчас попробуйте и вы составить эти приметы, используя слова, упражнения 245.

1. Утренняя, дождливая, предвещает, погода, радуга.

2. Предвещает, погода, вечерняя, радуга, хорошая.

3. Высокая, к, радуга, крутая, ветер.

4. Радуга, пологая, и, дождь, к, низкая.

— Проверка по предложениям.

— Запишите народные приметы в тетрадь.

6. Работа над развитием речи. Слова-антонимы.

— Вспомните, какие слова мы называем антонимами?

— Найдите в предложениях слова-антонимы. Проверка.

— Укажите над антонимами род и падеж.

4. Подведение итогов урока и домашнее задание.

— Знания об изменении каких частей речи мы с вами сегодня систематизировали?

(Имя существительное, имя прилагательное и глагол; о значимых частях речи)

— Дома, на основе обобщенных знаний выполните упражнение 241.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части речи. Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам.

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе.

карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм.

Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи.

Цели и задачи урока:Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.Установление общих и разных форм частей речи.Обогащение словарного запаса учащихся.Работать над разв.

Урок 2. Повторение изученного в 6 классе. Правописание частей речи. 7 класс


Тема: ПОВТОРЕНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

совершенствовать правописные навыки учащихся, полученные в 6 классе;

развивать познавательную активность учащихся, формировать орфографическую зоркость через практическую деятельность, совершенствовать коммуника­тивные навыки учащихся;

содействовать развитию рефлексивной культуры учащихся.

На обратной стороне паззла содержатся высказывания о ценности знаний (на выбор учителя):

Всякое стремление слепо, когда нет знания. (Джебран Халиль Джебран)

Знание есть сила, сила есть знание. (Ф. Бэкон)

Знание есть сокровище, но хранитель его — разум. (В. Пенн)

Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. (Менандр)

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л. Н. Толстой)

Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает. (Лао-Дзы)

Не знать — это равносильно не развиваться, не двигаться. (М. Горький)

Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, — непобедим. (М. Горький)

Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)

Знание — это клад, а умение учиться — ключ к нему. (Народная мудрость)

— Внимательно прочитайте план и назовите орфограммы, которые встретились в пунктах плана.

— Определите цель нашего орфографического путешествия, исходя из представленного маршру­та. Пора подниматься на борт корабля и отправляться в плавание!

Этап закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Суффикс -чик пишется, если основа слова заканчивается на д, т, з, с, ш.

Слово ветреный является исключением и пишется с одной н.

В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется ё.

В середине числительных 50—80, 500—900 ь не пишется.

Корень пол- пишется через дефис, если слово начинается с гласной, л или большой буквы.

Не пишется со словом раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

Сложные имена прилагательные, обозначающие оттенок цвета, пишутся слитно.

В качественных именах прилагательных, образующих краткую форму, пишется суффикс -к-, например, резкий.

ь перед суффиксом -ск- пишется в именах прилагательных, образованных от названий месяцев, исключением является слово декабрский.

1. +. 2. Суффикс -чик- пишется, если основа слова заканчивается на д, т, з, с, Ж. 3. +.

4. В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется О. 5. В середине числительных 50—80, 500—900 ь не пишется. 6. +. 7. +. 8. Сложные имена прилагательные, обозначающие оттенок цвета, пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. 9. +. 10. ь перед суффиксом -ск- пишется в именах прилагательных, образованных от названий меся­цев: ДЕКАБРЬСКИЙ. Исключением является слово ЯНВАРСКИЙ.

— В открытое Орфографическое море мы отправимся через Залив презабавных приставок. Какие значения могут иметь приставки пре-, при-? Прокомментируйте написание приставок в словах названия залива.

Узнайте по значению слова из упр. 16, 17, разгадайте кроссворд, объясните прав-е пре-, при-.

Спрятать про запас, на какой-нибудь случай. (припрятать)

Почувствовать глубокое уважение, восхище­ние, (преклониться)

8. Тот, кто совершает или совершил преступление. (преступник)

10. Гнаться за кем-нибудь с целью поимки, унич­тожения, (преследовать)

1. Поселок, населенный пункт, примыкающий к большому городу, (пригород)

4. Сохранить, спрятать, отложив про запас, (приберечь)

5. Осуществить, воплотить, (претворить)

7. Быть, находиться где-нибудь; находиться или оставаться в каком-нибудь состоянии, (пребывать)

9. Построить в дополнение к чему-нибудь, (пристроить)

— Вы знаете, что раньше на море существовала бутылочная почта. Мне в руки попало таин­ственное послание. Его так размыло водой, что остались только словосочетания, да и буквы не везде видны. Восстановите их, составьте несколько предложений с приведенными словосочетаниями.

Стари. ый сундук, серебря. ые монеты, бесце. ые сокровища, багря. ый рассвет, пусты. ый остро­вок, ветре. ый день, мгнове. ое решение, урага. ый ветер, пират на деревя. ой ноге, бессо. ая ночь, пламе. ая речь, таинстве. ая карта, дли. ое путешествие, румя. ый капитан.

СтариННый сундук, серебряНые монеты, бесцеННые сокровища, багряНый рассвет, пус-тыННый островок, ветреНый день, мгновеННое решение, урагаННый ветер, пират на дере-вяННой ноге, бессоННая ночь, пламеННая речь, таинствеННая карта, длиННое путеше­ствие, румяНый капитан.

4. «Полуостров слитных и дефисных написаний*.

Я пришел из школы — мамы дома нет,

На столе оставлен для меня обед:

Полбатона хлеба, полсудка борща

И на сковородке ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Полкило варенья, полмешка конфет,

Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой…

Я еще не мертвый, но полуживой.

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей сидит постели

Ровно пол-Москвы врачей.

Вот теперь нам стало ясно,

Не забудем никогда:

Слово пол- с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Перед буквой прописной

Слово пол-, любому ясно,

В зависимости от слитного и дефисного написания распределите слова из упражнения 24.

полцирка, полциферблата, полмотоцикла, полтеррито­рии, полколлекции, полгалереи, полшоссе, полброшю­ры, полбиблиотеки, полбагажа

пол-Немана, пол-информации, пол-аллеи, пол-аквариума, пол-Минска, пол-этажа

— Утром корабли снова вышли в море. Вскоре капитаны обнаружили, что матросов на их корабле больше, чем было сначала. Понятно, что это морские пираты. Только как же их отличить, ведь они переоделись в морскую форму и смешались с членами команды? Но есть один способ. Сможете ли вы найти этих пиратов? Найдите настоящих членов команды (с буквой о после шипящих) и пиратов (с буквой е после шипящих).

Выборочное письмо по упражнению 22. Вариант 1 выписывает 5 слов с буквой о, вариант 2 — с буквой е.

Вариант 1: ключом, храбрецом, чужому, плечом, дворцов, большому, кольцом, камышом, свинцовый, собачонка, зайчонок, галчонок, верблюжонок, сапожок, каблучок, парчовый, дру­жок. Вариант 2: земледельцем, встречей, удачей, старшему, полотенцем, пейзажем, ситцевый.

Объясните написание не со словами. (Комментированное выполнение упражнения 26.)

Не серый воздух, а лучистый (противопоставление); сделался невидимкою (не употребляется без не); остановился в недоумении (не употребляется без не); посетовать на нездоровье (си­ноним — болезнь); делать было нечего (местоимение без предлога); встретить не приятеля, а просто знакомого (противопоставление); несильный ветер (синоним — слабый); нелепый вид (не употребляется без не); произнесено нечто торжественное (местоимение без предлога); несправедли­вое решение (синоним — ошибочное); выехать не на чем (местоимение с предлогом); не у кого спро­сить (местоимение с предлогом); не теплые, а холодные слова (противопоставление); небольшой, но уютный домик (синоним — маленький; нет противопоставления); неширокая, но быстрая речонка (синоним — узкая; нет противопоставления).

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Сегодня вы соревновались не в силе, а в знаниях, находчивости, эрудиции. Эти качества — надежные помощники в жизни, благодаря им вы обретете уверенность в себе, и любые задачи бу­дут вам по плечу. Подсчитайте полученные баллы, соотнесите поставленные в начале урока цели с результатами своей работы, оцените деятельность команды на уроке. Что помогло добиться успеха, а что помешало в вашей деятельности? Как вы считаете, материал легче запоминается и усваивается: а) если учитель напоминает вам материал; б) если его повторяет сам ученик; в) через интеллекту­альную игру? Почему?

Схемы и таблицы § 2; упражнение 30 (или составление орфографического диктанта из 20 слов по упражнениям § 2).

Правописание частей речи 7 класс рус яз

Урок №5 Русский язык 7 класс дата_________________

Тема урока: Правописание частей речи

Цель урока: 1. Повторить синтаксис, пунктуацию и культуру речи.

2. Развить навыки чтения, говорения и грамотного письма.

3. Воспитать любовь к природе; проявить интерес к предмету.

Тип урока: урок закрепления изученного

Оборудование: опорная схема, таблицы, карточки

I . Орг. момент: Приветствие, перекличка.

II . Проверка домашнего задания:

* Упр.22 на стр. 13. Повторить синтаксис, пунктуацию и культуру речи.

III . Актуализация знаний учащихся.

(Буквы и алфавит)

IV . Тренировочные упражнения:

1.Упр. 24. на стр. 15. ( письменно)

Первый уровень. Вставьте пропущенные буквы в словах:

м…лина м…г…зин тр…мвай

м…ш…на р…ссказ пасс…ж…р

р…бота р…ссвет св…тить

Второй уровень. Разберите по членам предложения:

Малыш приблизился к нарядной ёлке. Ранним утром пошёл дождь. Я уловил сырой запах весеннего дождя в лесу.

Третий уровень. Сделайте морфологический разбор выделенного существительного: Целый день шёл сильный дождь.

3.Работа по карточке.

Карточка №1. От данных существительных образуйте другие ( с суффиксами — ик, — чик, -очк – а, — к-).

Аппарат , баллон, ванна, банка, программа, терраса.

Карточка №2. От данных слов образуйте прилагательные.

Ужас – ужасный, вкус, небеса, интерес, президент, прелесть, доблесть, уста, комплекс.

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи ….

А) морфология В) фонетика С) синтаксис Д) лексика

2.Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

А) пунктуация В) орфография С) лексика Д) фонетика

3.Основная единица синтаксиса, в котором оформляется мысль, содержится высказывание о чём-то.

А) словосочетание С) дополнение

В) подлежащее Д) предложение Е) грамматическая основа

4.Найдите нераспространённое предложение.

А) В саду мы работали хорошо. С) Густой туман.

В) Идёт снег. Д) К концу дня дождь перестал.

Е) Парк давно закрыли.

5.Найдите распространённое предложение.

А) Катятся ядра, свищут пули. С) Наступила осень.

В) Город спал. Д) Я написал много разных книг.

Е) Зацвели цветы.

1.Упр. 31, стр. 17-18 ( письменно)

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Латыпова Индира АмантаевнаНаписать 872 28.04.2018

Номер материала: ДБ-1523707

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    28.04.2018 1100
    28.04.2018 167
    28.04.2018 291
    28.04.2018 3601
    28.04.2018 161
    25.04.2018 718
    25.04.2018 180
    24.04.2018 177

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Повторени изученного в 6 классе. Правописание частей речи".

Тема: ПОВТОРЕНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

совершенствовать правописные навыки учащихся, полученные в 6 классе;

развивать познавательную активность учащихся, формировать орфографическую зоркость через практическую деятельность, совершенствовать коммуника­тивные навыки учащихся;

содействовать развитию рефлексивной культуры учащихся.

Этапы урока

Организационный этап.

Ориентировочно-мотивационный этап.

На обратной стороне паззла содержатся высказывания о ценности знаний (на выбор учителя):

Всякое стремление слепо, когда нет знания. (Джебран Халиль Джебран)

Знание есть сила, сила есть знание. (Ф. Бэкон)

Знание есть сокровище, но хранитель его — разум. (В. Пенн)

Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. (Менандр)

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л. Н. Толстой)

Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает. (Лао-Дзы)

Не знать — это равносильно не развиваться, не двигаться. (М. Горький)

Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, — непобедим. (М. Горький)

Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)

Знание — это клад, а умение учиться — ключ к нему. (Народная мудрость)

— Внимательно прочитайте план и назовите орфограммы, которые встретились в пунктах плана.

— Определите цель нашего орфографического путешествия, исходя из представленного маршру­та. Пора подниматься на борт корабля и отправляться в плавание!

Этап закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Суффикс -чик пишется, если основа слова заканчивается на д, т, з, с, ш.

Слово ветреный является исключением и пишется с одной н.

В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется ё.

В середине числительных 50—80, 500—900 ь не пишется.

Корень пол- пишется через дефис, если слово начинается с гласной, л или большой буквы.

Не пишется со словом раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

Сложные имена прилагательные, обозначающие оттенок цвета, пишутся слитно.

В качественных именах прилагательных, образующих краткую форму, пишется суффикс -к-, например, резкий.

ь перед суффиксом -ск- пишется в именах прилагательных, образованных от названий месяцев, исключением является слово декабрский.

1. +. 2. Суффикс -чик- пишется, если основа слова заканчивается на д, т, з, с, Ж. 3. +.

4. В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется О. 5. В середине числительных 50—80, 500—900 ь не пишется. 6. +. 7. +. 8. Сложные имена прилагательные, обозначающие оттенок цвета, пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. 9. +. 10. ь перед суффиксом -ск- пишется в именах прилагательных, образованных от названий меся­цев: ДЕКАБРЬСКИЙ. Исключением является слово ЯНВАРСКИЙ.

— В открытое Орфографическое море мы отправимся через Залив презабавных приставок. Какие значения могут иметь приставки пре-, при-? Прокомментируйте написание приставок в словах названия залива.

Узнайте по значению слова из упр. 16, 17, разгадайте кроссворд, объясните прав-е пре-, при-.

По горизонтали:

Спрятать про запас, на какой-нибудь случай. (припрятать)

Почувствовать глубокое уважение, восхище­ние, (преклониться)

8. Тот, кто совершает или совершил преступление. (преступник)

10. Гнаться за кем-нибудь с целью поимки, унич­тожения, (преследовать)

По вертикали:

1. Поселок, населенный пункт, примыкающий к большому городу, (пригород)

4. Сохранить, спрятать, отложив про запас, (приберечь)

5. Осуществить, воплотить, (претворить)

7. Быть, находиться где-нибудь; находиться или оставаться в каком-нибудь состоянии, (пребывать)

9. Построить в дополнение к чему-нибудь, (пристроить)

— Вы знаете, что раньше на море существовала бутылочная почта. Мне в руки попало таин­ственное послание. Его так размыло водой, что остались только словосочетания, да и буквы не везде видны. Восстановите их, составьте несколько предложений с приведенными словосочетаниями.

Стари. ый сундук, серебря. ые монеты, бесце. ые сокровища, багря. ый рассвет, пусты. ый остро­вок, ветре. ый день, мгнове. ое решение, урага. ый ветер, пират на деревя. ой ноге, бессо. ая ночь, пламе. ая речь, таинстве. ая карта, дли. ое путешествие, румя. ый капитан.

СтариННый сундук, серебряНые монеты, бесцеННые сокровища, багряНый рассвет, пус-тыННый островок, ветреНый день, мгновеННое решение, урагаННый ветер, пират на дере-вяННой ноге, бессоННая ночь, пламеННая речь, таинствеННая карта, длиННое путеше­ствие, румяНый капитан.

4. «Полуостров слитных и дефисных написаний*.

Я пришел из школы — мамы дома нет,

На столе оставлен для меня обед:

Полбатона хлеба, полсудка борща

И на сковородке ровно пол-леща.

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Полкило варенья, полмешка конфет,

Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой…

Я еще не мертвый, но полуживой.

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей сидит постели

Ровно пол-Москвы врачей.

Вот теперь нам стало ясно,

Не забудем никогда:

Слово пол- с любой согласной

Слитно пишется всегда.

Перед буквой прописной

Слово пол-, любому ясно,

В зависимости от слитного и дефисного написания распределите слова из упражнения 24.

Через дефис

полцирка, полциферблата, полмотоцикла, полтеррито­рии, полколлекции, полгалереи, полшоссе, полброшю­ры, полбиблиотеки, полбагажа

пол-Немана, пол-информации, пол-аллеи, пол-аквариума, пол-Минска, пол-этажа

— Утром корабли снова вышли в море. Вскоре капитаны обнаружили, что матросов на их корабле больше, чем было сначала. Понятно, что это морские пираты. Только как же их отличить, ведь они переоделись в морскую форму и смешались с членами команды? Но есть один способ. Сможете ли вы найти этих пиратов? Найдите настоящих членов команды (с буквой о после шипящих) и пиратов (с буквой е после шипящих).

Выборочное письмо по упражнению 22. Вариант 1 выписывает 5 слов с буквой о, вариант 2 — с буквой е.

Вариант 1: ключом, храбрецом, чужому, плечом, дворцов, большому, кольцом, камышом, свинцовый, собачонка, зайчонок, галчонок, верблюжонок, сапожок, каблучок, парчовый, дру­жок. Вариант 2: земледельцем, встречей, удачей, старшему, полотенцем, пейзажем, ситцевый.

Объясните написание не со словами. (Комментированное выполнение упражнения 26.)

Не серый воздух, а лучистый (противопоставление); сделался невидимкою (не употребляется без не); остановился в недоумении (не употребляется без не); посетовать на нездоровье (си­ноним — болезнь); делать было нечего (местоимение без предлога); встретить не приятеля, а просто знакомого (противопоставление); несильный ветер (синоним — слабый); нелепый вид (не употребляется без не); произнесено нечто торжественное (местоимение без предлога); несправедли­вое решение (синоним — ошибочное); выехать не на чем (местоимение с предлогом); не у кого спро­сить (местоимение с предлогом); не теплые, а холодные слова (противопоставление); небольшой, но уютный домик (синоним — маленький; нет противопоставления); неширокая, но быстрая речонка (синоним — узкая; нет противопоставления).

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Сегодня вы соревновались не в силе, а в знаниях, находчивости, эрудиции. Эти качества — надежные помощники в жизни, благодаря им вы обретете уверенность в себе, и любые задачи бу­дут вам по плечу. Подсчитайте полученные баллы, соотнесите поставленные в начале урока цели с результатами своей работы, оцените деятельность команды на уроке. Что помогло добиться успеха, а что помешало в вашей деятельности? Как вы считаете, материал легче запоминается и усваивается: а) если учитель напоминает вам материал; б) если его повторяет сам ученик; в) через интеллекту­альную игру? Почему?

V. Домашнее задание.

Схемы и таблицы § 2; упражнение 30 (или составление орфографического диктанта из 20 слов по упражнениям § 2).

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д . и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог. уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл. что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий, ,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок. чист.. лба; густ. четырёхугольн.. формы, рыж. небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован. и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн. чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив. правильн.. лица поражал сво.. ровн. нежн. розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-ешь или -ишь ?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать. Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II-го спряжения. Следовательно, он относится к I-му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I-м спряжении надо писать окончание -ешь.
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь, строят.

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец. Видеть (II) – видел, видит.

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот. юност. беспечност. лёгкост.. походк. стройност.. тела. Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност. лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн. то в кабинет.. мужа. (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн. безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск. топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн. а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

Читайте также: