Куда улетают птицы старшая группа конспект занятия

Обновлено: 04.07.2024

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Цели : дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение); упражнять в рисовании цветными восковыми мелками (цветными карандашами) или красками.

Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет поддерживать беседу о птицах, высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании отрывков из произведений К. Благосклонова и В. Строковой; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование птиц).

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

– Каких только птиц нет на свете! В какое время года птиц больше? Как называют птиц, которые зимой улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему многие птицы улетают?

2. Беседа о птицах.

– Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.

Педагог читает отрывок из произведений К. Благосклонова и В. Строкова о белой трясогузке.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3–5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.

– Кто-нибудь из вас видел трясогузку? Почему её называют спутником человека? Трясогузке удобно ловить насекомых? Можно её назвать перелётной птицей? Почему?

– Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете.

– Рассмотрите на фотографиях овсянку, чижа и зяблика. Позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

Воспитатель показывает рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи.

– Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему? Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Воспитатель предлагает детям фото и рисунки разложить в порядке, соответствующем очерёдности отлёта птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края.

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Не слыхать кукушки в роще.

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрный

В огороде по гряде.

Солнца редкие лучи.

Улетели и грачи.

5. Рисование.

Дети начинают рисовать. Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

Цель: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.) , их разнообразии; учить делить на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь (перелетные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, перелет,размножение).

Воспитательные: Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.

Образовательные: Знать особенности внешнего вида птиц. Расширять представления о образе жизни, об условиях, необходимых для жизни птиц в теплое и холодное время года.

Развивающие: Развитие образной памяти. Развивать умение строить высказывание, правильно строить предложение.

ХОД НОД: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня очень добрый день! Хоть за окном холодная поздняя осень, но в нашей группе тепло и уютно. (Раздается стук в дверь). Ребята, кто же это мог быть? Давайте, посмотрим?

Дверь открывается. На пороге лежит письмо.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. (Показывает детям). От кого же оно? Сейчас узнаем. Читаем? Читаем.

Воспитатель: Вот так беда…Ребята, а мы сможем помочь птицам? (Ответы детей). Конечно, мы с радостью поможем. Давайте вспомним, какие птицы перелетные, а какие зимующие.

Воспитатель читает детям стихотворение - шутку:

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. В гости первый день недели, к нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, прилетели снегири. Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв, стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог, прилетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье, было общее веселье!

Воспитатель: Дети давайте рассмотрим иллюстрации птиц, назовите мне зимующих и перелётных птиц (а какие птицы лишние и почему) Вопросы: - Какие из птиц вам знакомы? - Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке зимой? (воробьи, синицы, голуби, вороны, дятлы, сороки) - Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие). - Каких птиц не было видно в последнее время? (грачей, ласточек, стрижей, скворцов). - Куда они делись? (улетели в тёплые края).

- Как называются птицы которые улетают в тёплые края? (перелётные). Почему они улетают? (боятся холодов и голода). - Вспомните,чем питаются птицы? (насекомыми, семенами растений, ягодами).

Воспитатель:- Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

- Как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы) круглый год живут снами? (ответы)

Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. - И всё - таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям. - Дети, а вы помогаете птицам? ( Мы смастерили кормушки и приносим корм: семечки, хлеб, крупу).

Воспитатель читает стихотворение:

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесить на сучок.

И здесь, в саду за домом,

Среди седых ветвей

Готов обед веселый

Для птичек у детей.

Подкармливая птиц, мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.

Воспитатель: - Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг вы услышите не птицу, то вы будете хлопать в ладоши.

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

Воспитатель: - Дети, я вам буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что эта за птица.

1. - В красной шапке расписной, в чёрненьком кафтане, знаменит в семье лесной, песенкой смешной. Что за песня - красота? Тук - тук - тук, да тра - тра - та! /дятел/.

2. - Умный мальчишка в сером армячишке, прыгает, шныряет, крошки собирает. /воробей

3. - Зимой на ветках яблоки - скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки - да это. /снегири/.

4. - На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его. /скворец/.

5. - Кто на ёлке, на суку, счёт ведё т: ку - ку, ку - ку! /кукушка/.

(Воспитатель бросает мяч ребенку называет птицу, ребенок бросает мяч обратно и отвечает перелетная эта птица или зимующая)

Физминутка :Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем –

Руки отводим назад. Воспитатель предлагает детям превратиться в птичек, поиграть в игру.

Анализ: Воспитатель: - Молодцы, ребята. Мы много рассказали о жизни птиц. Скажите мы смогли помочь нашим пернатым друзьям (ответ)Давайте вспомним, какие птицы перелетные, а какие зимующие. (ответы)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание: расширить представления о перелетных птицах, учить устанавливать связь между характером корма и отлетом в теплые края, развивать умение узнавать птиц по внешнему виду, активизировать словарь (перелетные, насекомоядные, водоплавающие), воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: иллюстрации с изображением перелетных птиц (грач, ласточка, скворец, трясогузка, утка, гусь, лебедь, журавль) и птичьих стай журавлей, уток, гусей), силуэт трясогузки на палочке.

Содержание организованной деятельности детей

Ну – ка, посчитай – ка,

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам!

Воспитатель. К нам сегодня залетели птицы и все разлетелись по группе, помогите, пожалуйста, мне их найти (иллюстрации с птицами разложены по всей группе, дети их ищут).

Воспитатель. Молодцы, ребята, всех птиц нашли. Назовите, пожалуйста, каждый свою птицу (дети называют птиц, изображенных на картинках).

Воспитатель. Какие это птицы?

Дети. Это перелетные птицы.

Воспитатель. Почему их так называют?

Дети. Их называют перелетными потому, что на зиму они улетают в теплые края.

Воспитатель. Ребята, я хочу познакомить вас с еще одной птицей (показывает картинку с изображением трясогузки). Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза от этой птички в огороде, где она ловко бегает по грядкам и склевывает с земли и растений насекомых. Трясогузка - очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поет свою простенькую веселую песню. Трясогузка птичка доверчивая, человека она подпускает на 5 шагов. Чаще ее можно встретить около воды и жилища человека. Кто-нибудь из вас встречал эту птичку?

Воспитатель предлагает детям догнать трясогузку глазами и двигает силуэт трясогузки на палочке вправо, влево, вверх, вниз. Предлагает закрыть и открыть глаза, поморгать.

Воспитатель. Чем питается трясогузка?

Дети. Трясогузка питается насекомыми.

Воспитатель. Птиц, питающихся насекомыми, называют насекомоядными. Их можно отличить по клюву: он прямой, удлиненный или заостренный, чтобы удобнее было ловить насекомых. Трясогузке удобно ловить мух?

Как вы думаете, трясогузка - перелетная птица? Почему?

Дети. Трясогузка - перелетная птица, потому что она питается насекомыми. Зимой ей нечем будет питаться.

Воспитатель. Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е птицы, которые питаются плодами и семенами растений. Позже улетают утки, гуси. Они собираются в путь, когда замерзнут водоемы, потому что они – водоплавающие птицы.

Скачет шустро трясогузка.

Ей на месте не сидится.

Прыг – скок, прыг – скок,

(дети прыгают на двух ногах)

Завертелась, как волчок.

(кружатся на месте)

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку.

(приседают, наклоняют голову)

И с дорожки - на плетень.

И вот так целый день.

Воспитатель. Почему перелетные птицы улетают на время зимнего периода в теплые края?

Дети. Птицы улетают на время зимнего периода в теплые края, потому что зимой им нечем будет питаться.

Воспитатель. Перелетные птицы улетают в основном ночью: так безопаснее. Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Журавли летят клином, гуси – шеренгой, крылом к крылу; утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы порядка не любят: летят как попало. Крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку (воспитатель сопровождает рассказ показом картинок с изображением птичьих стай).

Воспитатель. Предлагаю на время превратиться в птиц. Я буду называть птиц, ваша задача показать, как они летят в теплые края. Журавли (дети с помощью воспитателя строятся косяком и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель. Утки (дети с помощью воспитателя строятся в прямую линию и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель. Гуси (дети с помощью воспитателя строятся шеренгой и, махая руками, двигаются вперед).

Воспитатель. Скворцы (дети встают стайкой и, махая руками, двигаются вперед).





Читайте также: