План конспект открытого урока по обществознанию 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

4 изречений. В них заключена мудрость юридической мысли. А вы попробуйте осмыслить, расшифровать их. Закон не обязывает, если он не обнародован. Утрата уважения к судьям разрушает государство. Право учреждается для пользы человечества. 3 конкурс. Порядок расположения законов. Каждая команда получает карточки следующего содержания: «В перечне источников права Российской Федерации, приведенном ниже, нарушен порядок. Вам предстоит расположить источники права в соответствии с их юридической силой: Конституция РФ; Постановление городской Думы; Указ Президента; Нормы международного договора, утвержденного Государственной Думой; Постановление Правительства РФ; Договор между Правительством и профсоюзами. На экране устанавливается правильный порядок расположения законов. Ученики сами проверяют правильность выполнения задания и докладывают членам жюри, есть ли ошибки в их работе. На экране. Правильный порядок таков: Нормы международного права, утвержденные (ратифицированные) Государственной Думой; Конституция РФ; Указ Президента; Постановление Правительства РФ; Постановление городской Думы; Договор между Правительством и профсоюзами. 4 конкурс.

8 2. Какие формы работы на ваш взгляд были увлекательными и интересными? 3. Какая форма работы способствовала углублению знаний? Мы сегодня хорошо поработали на уроке, закрепили свои знания и узнали много нового. Главный результат это ваше умение применять полученные знания на практике. По итогам работы вы себя оценили, и я тоже вас оценила со своей стороны. Выставление оценок. Спасибо за урок! До свидания!

Цель: создать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать информацию из текста в графическую модель и формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

- Знать понятия и термины "общество", "общество как система", "сферы жизни общества", "общественные отношения";

- уметь анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

-уметь:сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать в группе, выступать публично;

-формировать воспитания интереса к обществоведению; попытаться воспитать гуманность.

Оборудование: листы ватмана для каждой группы, фломастеры, карточки с информацией, графическая модель системы, правила написания синквейна, лист самооценки работы в группе (Приложение).

Форма работы: групповая

Технология: развитие критического мышления

Приемы: кластер, схема, синквейн, эвристическая беседа.

Дает обучающимся задание разбиться на группы (критерий разбивки они должны определить сами) согласно полученным карточкам с информацией. Обращает внимание, что информация им уже знакома

Ответьте на вопросы - по каким критериям ученики образовали группы;

- если группы это части , то что они вместе образуют?

Записывает тему урока на доске.

- сравните получившиеся кластеры и выявите отличия.

Напоминает, что существуют естественные науки, которые изучают природу, гуманитарные, изучающие человека и общественные, которые изучают общество.

Какие науки изучают общество? Почему существует так много общественных наук?

Какие еще системы вам знакомы? Запишите по 2-3 примера на свои листы.

Докажите, что данный пример является системой.

Существуют ли части каждой из этих систем сами по себе или они взаимосвязаны друг с другом (по ходу обсуждения изображает схему- модель универсальной системы- см. Приложение)

Найдите 2 общие черты и 2 различия общества как системы от других систем.

Обсуждают задание в группах, создают кластер, вывешивают ватман на классную доску.

Перечисляют общественные науки.

Обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают ватман на классную доску.

Создание условий для формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

Осмысление универсальности понятий часть и целое

Осознание того, что существует множество систем, одной из которых является общество

Умение объяснять, комбинировать известные факты

Умение сравнивать, анализировать, синтезировать по заданным критериям

Представьте схематично общество как систему, на основании универсальной модели.

Является ли общество частью другой более крупной системы?

На основании полученных схем дайте определение - что же такое общество?

Читают, обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают схему на классную доску. Задают вопросы другим группам. Дополняют, исправляют свои схемы.

Развитие умений систематизировать информацию, преобразовывать текст в графическую информацию, применять заданный алгоритм деятельности, строить схему

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы.

Умение воспроизводить обобщенные характеристики общества, информацию о его элементах и их взаимосвязях

Заполните лист самооценки работы в группе

Обсуждают в группах, пишут на ватмане, вывешивают.

Понимание общества как целостной системы.

Умение оценивать свою деятельность

Предлагает на выбор несколько письменных заданий:

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;

Умение конкретизировать полученные знания.

Умение оценивать явления социальной действительности

  1. Раздаточный материал для деления обучающихся на группы (нарезается на отдельные карточки для жеребьевки)

Создание материальных благ

Целое

Элементы взаимодействия (связи) свойства системы


(отличительные

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организационный момент. Учащиеся разделены на 4 группы.

На экране презентация.

Ученики: « Эти люди ведут себя неправильно, ненормально, они нарушают правила, поведения в обществе – нормы.

Учитель: нормы.

«Правильно, тема нашего урока параграф 16 Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Тему урока и дату запишите, пожалуйста в тетрадь.

На экране тема урока и план.

2. Социальный контроль.

3. Отклоняющееся поведение .

Цель урока: - ознакомиться с основными понятиями темы, выяснить, что же такое социальный контроль, социальные нормы, девиантное поведение, преступность, преступление;

- продолжим развивать навыки ведения дискуссии, работы с документами, текстом учебника, формулировать и высказывать свое мнение.

Итак, новая тема п. 1. Социальные нормы.

Учитель: Подумайте, ребята, что означает это словосочетание?

Ученики: - Нормы – это правила, а социальные – общественные, значит, это правила поведения в обществе.

Учитель: - Нормы, т. е. правила, вырабатываются обществом. Они направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать, оценивать. Когда человек им следует, то он может нормально взаимодействовать с другими людьми, организациями, с обществом в целом. В нашем обществе существует множество норм, которые я представила в виде цветка. Каждой группе я раздаю по лепестку, на котором написан вид социальной нормы, а так же я раздаю вам характеристики всех видов социальных норм. Вы должны правильно выбрать ту характеристику, которая соответствует вашей норме.

Итак, вы называете вид нормы и ее характеристику. Кто готов?

1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа.

Закрепление п. 1.

Итак, что такое социальные нормы? Назовите их виды. Какой же вывод? Что же означает воздействие этих норм на наше поведение?

Ученики отвечают: - Это означает, что человек знает содержание этой нормы;

Хочет соблюдать эту норму;

Ведет себя в соответствии с требованиями этой нормы.

На экране презентация.

2п. Социальный контроль.

Учитель : - Найдите в учебнике определение социального контроля. Ученики читают вслух и записывают в тетрадь определение: «Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества.

Учитель: - Социальный контроль обеспечивает соблюдение этих норм и способствует укреплению порядка и стабильности в обществе. Например, как только человек нарушает правила поведения, принятые в обществе: опоздал на работу, закурил в неположенном месте, совершил кражу, то сразу следует реакция других людей - замечания, недовольство или решение суда. Это санкции – меры поощрения или наказания, важный элемент социального контроля. Санкции бывают формальные, закрепленные в документах и неформальные, которые проявляются в эмоциях.

Учитель задает вопросы классу: «Назовите формальные позитивные санкции (премия, награда, грамота).

- Формальные негативные санкции. (Выговор, увольнение, штраф)

- А теперь неформальные позитивные санкции (похвала)

- Неформальные негативные санкции? (отругали, обозвали плохими словами).

Существует контроль внешний, например? И контроль внутренний, т. е. самоконтроль - это когда человек сам себя контролирует. Важную роль при самоконтроле играет совесть, когда человек сам понимает, соответствует ли его поведение принятым в обществе нормам или нет.

4 этап. Закрепление п.2.

- Что же такое социальный контроль?

- Самоконтроль? Как он проявляется?

Презентация на экране.

П.3. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

Но, к сожалению, не всегда, поведение людей соответствует социальным нормам. Часто люди не соблюдают эти нормы.

Ученики записывают в тетради определение девиантного поведения. Поведение, которое не соответствует нормам, т. е. правилам, принятым в обществе, называют отклоняющимся или девиантным. Оно бывает как положительным, так и отрицательным.

Вопрос к классу: - Подумайте, какие поступки можно отнести к отрицательному девиантному поведению? ( Наркомания, алкоголизм, взяточничество, драка).

Назовите примеры положительного отклоняющегося поведения? (новаторство, творчество).

В чем же разница между делинквентным и девиантным поведением. Если девиантное поведение может быть как отрицательным, так и положительным, то делинквентное поведение бывает только отрицательным.

Учитель: Проявлением отклоняющегося поведения являются наркомания и алкоголизм, которые ведут к преступному ( делинквентному ) поведению.

Что же такое наркомания и алкоголизм?

(Наркомания – это употребление наркотиков без назначения врача. Алкоголизм – это злоупотребление спиртными напитками).

Учитель: Как вы думаете, почему подростки начинают пить и употреблять наркотики.

(Подростки считают, что их никто не понимает, не любит; нет взаимопонимания с родителями, нет настоящих друзей, хотят казаться взрослыми и крутыми.

Учитель: Какие существуют последствия наркомании и алкоголизма?

(Джеградация личности, распад семьи, человек теряет друзей, профессию, может совершить воровство, убийство ради дозы или за бутылку.)

Учитель: Посмотрите на раздаточный материал – задания № 2.

Задания для 1 группы (Титаренко Аня, Крамарчук Кристина, Теплинский Коля, Данцев Саша)

Вопрос: Согласны ли вы с их мнением? И значит ли это, что не нужно бороться с отклоняющимся поведением? Влияет ли эпоха на поведение людей?

Задание группе № 2. (Дроздова Кристина, Кусова Алина, Савицкий Женя, Богданчиков Дима)

Закон Воронежской области о государственной молодежной политике Воронежской области.

Вопрос: Назови цели этой политики. На каких принципах она должна осуществляться. Ваши дополнения к закону: Какие меры вы предлагаете дописать в закон по профилактике отклоняющегося поведения.

Задание 3 группе : ( Алексеев Олег, Гладышев Никита, Ельцова Настя, Гунькина Таня, Тодерико Вика).

Представьте, что среди ваших друзей появилась мода на легкие наркотики. И ваши друзья заявляют, что это дает незабываемые ощущения и не вызывает привыкания.

Каким будет ваше поведение в этой ситуации? Что для вас в данном случае имеет решающее значение?

- Желание быть с друзьями;

- Убеждение в том, что все наркотики вредны;

- Опасение, что об этом узнают родители;

- Ваше убеждение в том, что наркотики не приведут к плохим последствиям.

Задание 4 группе: (Бочаров Андрей, Кузнецов Денис, Фурсов Паша, Шкурченко Леонид, Горбачев Валера).

«Прочитать цитату о молодежи. Подходят ли эти слова к современной молодежи? Когда они были сказаны? (Приведите 2 – 3 аргумента).

Задание 5 группе: (Хайдаров Дамир, Попов Максим, Проскурин Максим, Решетняк Дима). Работа с учебником параграф 16 п. 3 стр. 178. Назовите причины отклоняющегося поведения? Приведите примеры. Ваше мнение, в чем причина?

Задание всем группам: «Вы – депутаты Воронежской областной Думы и отвечаете за молодежную политику в области. Назовите 1 – 2 мероприятия по работе с молодежью, а так же по борьбе с преступностью. Напишите на отдельном листе.

Опрос по заданиям (15 минут).

4 этап. Закрепление п. 3.

-Так какое поведение называют отклоняющимся?

- Что означает делинквентное поведение?

Ученики от каждой группы вешают на доску свой предложения по молодежной политики.

П. 4. ПРЕСТУПНОСТЬ.

Преступность – это самое опасное проявление отклоняющегося поведения. Преступность - это социальное явление, а так же совокупность преступлений. Какие мысли, ассоциации вызывает у вас это слово?

Как объясняют это слово авторы учебника найдите в тексте стр. 179.

Ученики записывают в тетрадь «Преступление – особо опасное для общества виновное деяние, предусмотренное УК.

Виды преступлений: Против личности, против общественного порядка, против государства, против собственности. (Ученики приводят примеры из социального опыта).

Особенность преступности в том, что есть люди, для которых это стало профессией.

Опасна организованная преступность. Нарастающая преступность стала реальной угрозой.

Для национальной безопасности России. Решение этой проблемы стало важной государственной задачей. И, конечно, важное значение имеет борьба с преступностью.

Ученики зачитывают свои меры по профилактике преступности.

(Устранить огромную разницу между доходами;

- Бесплатные кружки для молодежи;

- Постоянно разъяснять законы;

Повысить уровень жизни людей, чтобы не было нищих, бомжей, стариков, копающихся в мусорках; ужесточить наказания).

Фурсов Паша: - А я против наказания.

Учитель: - И так, мы возвращаемся к вопросу, который мы поставили в начале урока.

Поднимите, пожалуйста, руки, кто за ужесточение наказания? (Савицкий Женя, Дроздова Кристина, Кусова Алина, Теплинский Коля, Хайдаров Дамир, Проскурин Максим).

- Нужно отменить мораторий на смертную казнь и увеличить сроки заключения за такие преступления, как изнасилование, педофилию, за серийные убийства, за обман стариков, за кражу наград у ветеранов ВОВ.

Почему общество должно кормить смертников, т. е. тех, кто сидит пожизненно.

- Вот, в Сингапуре, например, смертная казнь за незаконное применение оружия, за наркотики, а за воровство отрубают кисть руки. И люди боятся и не воруют.

- А у нас преступники ничего не бояться, и торговцы наркотиками и сами наркоманы варят зелье, распространяют его, привлекают молодежь.

Нужно людей держать в страхе, учащиеся, которые против ужесточения наказания: ( Бочаров Андрей, Кузнецов Денис, Фурсов Паша, Шкурченко Леня, Попов Максим, Ельцова Настя, Титаренко Аня)

- А я считаю, что нельзя держать людей в страхе, человек должен закона бояться, того, что его найдут, посадят, а не того, что ему руку отрубят.

- Нельзя ужесточать наказания, потому что жестокость порождает жестокость.

- Самое главное, что бы преступления раскрывались и никто не смог бы откупиться, чтобы перед законом все были бы равны.

- Преступники уверены, что их не найдут, не посадят, что они смогут замести следы.

- Безнаказанность порождает новые преступления

- Нужно, что бы у подростков было бы как можно меньше свободного времени на глупости, что бы они занимались в спортивных секциях, кружках.

Учитель; Я согласна с тем, что жестокость применять нельзя. Нужно, чтобы закон работал. И все были бы равны перед законом. В Конституции РФ написано, что Россия правовое государство. Это наша цель, к которой мы стремимся, и если каждый начнет с себя, то вы будете жить в другое, более гуманном обществе.

И в конце урока мне хотелось бы, чтобы вы задумались над своей судьбой. Перед вами чистый лист бумаги, как ваша жизнь сегодня, перед вами открыты все дороги, институты.

Представьте такую ситуацию: вы поругались с родителями и ваши друзья предложили вам покурить или выпить немного вина, ведь это успокаивает. И вы согласились. (Ученики отрывают 4 – ю часть листа и комкают.

В другой раз, у вас плохое настроение, несчастная безответная любовь и родители разводятся, все плохо, и вам предложили пойти в клуб, отвлечься от грустных мыслей, выпить что – нибудь покрепче или попробовать наркотики, обещая незабываемые ощущения. И вы опять согласились. Ученики отрывают еще одну часть листочка и опять комкают.

Оценки за урок.

(Если будет время, то даю тест). Домашнее задание: параграф 16 п. 1 – 4 пересказывать.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10.

ВложениеРазмер
конспект урока 38.5 КБ
рабочий лист для учащихся 42.5 КБ
прием "ключевые термины" 11.86 КБ
презентация к конспекту 2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”

-продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, интерпретировать статистические материалы.

- содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.

Тип урока: комбинированный, обобщения и систематизации знаний.

Технологии: урок – диалог, технология развивающего обучения

Оборудование: компьютер, проектор, карточки-задания, презентация, рабочие листы к уроку

  1. Организация начала учебного занятия .
  2. Вступительное слово учителя:

-Что вы видите на экране? (слайд №2) От чего зависит наше видение картинки?

Предположительный ответ учащихся: От того, как на нее посмотреть.

- Предлагаю вам по-своему взглянуть на иллюстрации, которые лежат перед вами. Сгруппируйте их и объясните принцип группировки . (Один ученик работает у доски. 3 мин.)

-Обратите внимание на пословицы под темой урока:

(повторить, обобщить, систематизировать)

(Учащиеся рассаживаются в три группы)

(Социальная структура. Социальная группа Молодежь. Стратификация. Социальный статус Социальная роль. Социальная мобильность. Социальный контроль. Девиантное поведение. Семья. Нация )

- Возьмите рабочие листы и в течение 5 минут, работая в группе, дайте определения названным терминам.

( По истечении времени озвучить понятия 1группа- социальная структура, 2 группа- стратификация, 3 группа – наци я)

- Используя определения, которые вы записали, раскройте смысл выбранной вами цитаты. Аргументируйте свою позицию. ( 2 минуты на обдумывание)

Задания классу: 1 . Прокомментируйте поступок ученого.

2. Какой тип поведения демонстрирует видеосюжет ( девиантное )

4. Работа с документами.

- Обратимся к заданиям №2,3,4 в ваших рабочих листах. Перед вами документы и задания к ним. С их помощью мы продолжим обсуждение

особенностей социальной сферы. ( 1 группа – задание №2, вторая группа - №3, третья группа - №4) (7 минут)

(начать обсуждение следует с текста №3, т.к. он продолжает термин девиантное поведение, но с отрицательной стороны ) (5 минут)

5.Работа с заданиями на экране (слайд№)

Используя предложенные термины, составьте связный текст.

Предварительный просмотр:

Задание №1. Дайте определения понятиям:

  1. Социальная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Социальнаягруппа__________________________________________________________________________
  3. Молодежь________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Стратификация____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Социальнаяроль________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Социальная мобильность________________________________________________________________
  3. Социальный контроль__________________________________________________________________
  4. Девиантноеповедение___________________________________________________________________
  5. Семья_______________________________________________________________________________
  6. Нация___________________________________________________________________

Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.

Закон – на улице натянутый канат,

Чтоб останавливать прохожих средь дороги,

Иль их сворачивать назад,

Или им путать ноги.

Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдёт!

Никто и подождать не хочет!

Кто ростом мал – тот вниз проскочит,

А кто велик – перешагнёт! ( В.Жуковский)

Чем объясняется подобное отношение к закону с вашей точки зрения? Сохранили ли актуальность данные изречения для характеристики правовой культуры граждан современной России? Свою позицию аргументируйте. Как вы оцениваете уровень правовой культуры, а в связи с этим социального контроля, граждан нашей страны?

Молодой игроман Антон Ш. в поселке Тургояк отказался делать уроки и спровоцировал семейный конфликт. По данным следственного управления, трагедия произошла вчера в одном из домов в поселке Тургояк. 15-летний молодой человек накинулся с ножом на своих родителей. Сперва подросток атаковал 46-летнюю женщину, она получила глубокие удары в шею и грудь, из-за чего скончалась до приезда спецслужб. После этого Антон Ш. накинулся на отца со спины, ударив его ножом в грудь и в голову. Однако мужчина сумел увернуться и частично избежать смертельных травм. Оставив тело матери и истекающего кровью отца в доме, подросток пошел на берег реки Миасс, чтобы утопиться. Но попытка суицида не удалась, и остывший игроман сам сдался в руки сотрудников патруля, прибывших по вызову.

Вот как понимание порой

Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах

Одно и то же на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.

И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил

И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем

«Врешь, плут, - в сердцах прервал его араб,

А тюрок перебил их: «Что за шум,

«Что вы за люди! - грек воскликнул им. -

И так они в решении сошлись,

Но не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,

Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,

Ущерб зубам и ребрам нанесло.

Если б стоязычный с ними был,

Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги, - он сказал бы им,

- Куплю, что нужно всем вам четверым.

Монету вашу я учетверю

И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю

Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,

Каков смысл притчи? О каком конфликте идет речь? Каким образом её смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между нациями?

Предварительный просмотр:

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977

В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией.

Когда мужчина берет жену ниже себя по статусу, он не унижает себя, но возвышает свою супругу; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что вы видите на картинке?

Сферы жизни общества

? 1) Воспитательная 2) Репродуктивная 3) Экономическая 4) Эмоциональная

1 . Прокомментируйте поступок ученого. 2. Какой тип поведения демонстрирует видеосюжет?

Используя предложенные термины, составьте связный текст. Мужчина, жена, статус, супруга, возвышает, брак, низкое звание, не возвышается.

Когда мужчина берет жену ниже себя по статусу , он не унижает себя, но возвышает свою супругу ; наоборот, заключая брак с особою более высокого звания , он унижает ее и сам не возвышается . (Ж.Ж. Руссо)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные в.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"

Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем.


Работа представляет собой методические рекомендации к уроку по химии для 8 класса по теме "Оксиды" (программа Гара Н. Н. , 2 часа в неделю).при создании работы использованы программы: Power Point, Wor.


Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"

Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются".

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр.

Открытый урок обществознания по теме :

- воспитательная: воспитание ответственности и долга и уважения к человеку.

Тип урока: комбинированный.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

1. В чем состоит сущность мировоззрения?

2. Почему мировоззрение нередко называют стрежнем духовного мира личности?

3. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

5. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

III . Изучение нового материала.

Класс делится на группы.

З а д а н и е. Каждая группа показывает выполнение какой-либо работы (копать, стрелять, рисовать, кидать камни, разговаривать, строгать брусок, вбивать гвозди и т. д.).

– Зачем вы это делали?

– Можем ли мы жить и ничего не делать?

– Осознаем ли мы то, что делаем?

– Присуща ли деятельность животным?

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.

Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.

Структура деятельности


З а д а н и е. Объяснить каждый из структурных элементов деятельности.


З а д а н и е. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.

Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что не является творением природы, – культуру.

– Что является мотивом деятельности человека?

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.

З а д а н и е. Назовите известные вам потребности. Прочитав текст с. 47, объясните приведенные в учебнике виды потребностей. Выпишите их.

Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.


З а д а н и е. Заполнить таблицу:

м отив деятельности

Учащиеся записывают свои потребности, определяют, что они будут делать для их осуществления и каков у них побудительный мотив.

Потребность удовлетворяется через благо.

Благо – некоторый материальный или нематериальный объект, позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.

З а д а н и е. Приведите примеры, какие блага вы знаете.

Потребности у людей в основе своей схожи, но вот набор благ, удовлетворяющих ту или иную потребность, различен. Он обусловлен как особенностями самой личности, так и спецификой тех общественных отношений, в которые она вступает.

З а д а н и е. Запишите все свои потребности и набор благ, которые удовлетворят эту потребность.

Блага, призванные удовлетворить мои потребности

Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий.

Помимо потребностей существенное влияние на деятельность человека оказывают интересы.

Интерес – это некий результат, который, по мнению отдельного человека или сообщества, принесет ему (им) пользу.

– Как интересы влияют на взаимодействие людей в обществе?

Важное значение для изучения человеческой деятельности имеет такая категория, как ценность.

Ценность – это свойство того или иного явления, предмета удовлетворять определенные потребности, соответствовать определенным интересам.

– Какие бывают ценности? (духовные и материальные, индивидуальные и коллективные).

В систему ценностей человека и общества входят представления о добре, благе, зле, счастье, смысле жизни, здоровье, семье.

Руководствуясь этими представлениями, мы ставим цели, определяем средства, добиваемся нужного результата, т. е. осуществляем деятельность.

II. Закрепление изученного.

1) Как связаны деятельность и целеполагание?

2) Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?

3) к аково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?

4) Что побуждает человека к деятельности?

5) Каковы основные виды потребностей?

6) Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?

7) Что такое благо? Как связаны потребности и блага?

8) В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека?

Домашнее задание: § 5 Документ с.53 вопросы и задания к документу 1-3 с.54

Читайте также: