Крымская война конспект урока 10 класс

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова конспекта: присоединение Грузии, русско-персидская война, Присоединение Имеретин, Абхазии и Гурии, Туркманчайский договор, кавказская война, присоединение Кавказа, русско-турецкая война, Наваринское сражение, Адрианопольский договор, Гюлистанский договор, русско-иранская война, крымская война, Синопский бой, осада Севастополя, Парижский договор, Капитуляция Шамиля.

Внешняя политика самодержавия

Присоединение Грузии в 1801 г. к России вызвало обострение русско-иранских противоречий, которое закончилось войной. Русско-персидская война 1826—1828 гг. закончилась подписанием мира в деревне Туркманчай (близ Тегерана). Текст договора составил А. С. Грибоедов, проявивший себя блистательным дипломатом. Согласно туркманчайскому мирному договору, Персия уступила России Эриванское и Нахичеванское ханства.

Воинственные кавказские племена оказывали упорное сопротивление продвижению русских войск, нападали на пограничные поселения казаков на Тереке и на Кубани. Кавказская война, начавшаяся после принятия в русское подданство Грузии (1801 г.), продолжалась около 50 лет и закончилась при Александре II. Русские войска с большим трудом, медленно продвигались в глубь Кавказских гор, строили линии небольших крепостей и опорных пунктов. Однако присоединение Кавказа было неминуемым.

Николай I (1825-1855)

В отношениях с Османской империей Николай I проводил политику защиты православного населения Балкан. Поэтому русско-турецкая война 1828— 1829 гг. проходила под девизом освобождения балканских славян от турецкого владычества. Война велась на двух фронтах: дунайском и кавказском.

В июне 1828г. русские войска захватили укрепленную турецкую крепость Карс (город в современной Турции). В начале 1829 г. на Кавказе был взят Эрзерум. На Дунае русские войска перешли через Балканы и вступили в древнюю столицу турецкой империи Адрианополь. Русские авангарды находились в 60 км от Константинополя. Чтобы не допустить падения Константинополя, европейские дипломаты побудили турецкого султана заключить мир с Россией. В сентябре 1829г. в Адрианополе был подписан мирный договор, согласно которому Россия присоединила к себе основную территорию Закавказья. Кроме того, Адрианопольский договор предоставил автономию Молдавии, Валахии и Сербии, ранее бесправным провинциям Турции. Успехи России вызвали недовольство европейских правительств. Так, Англия официально опротестовала Адрианопольский договор.

Присоединение Кавказа

присоединение Кавказа

Крымская война (1853-1856)

В 1853 г. Турция, побуждаемая западными державами, объявила России войну. В ответ на это русская черноморская эскадра под командованием адмирала П. С. Нахимова уничтожила турецкий флот в бухте города Синопа в Малой Азии. Англия, Франция и Сардиния открыто выступили против России.

В сентябре 1854г. англо-франко-турецкие войска высадились в Крыму и осадили Севастополь. Ввиду явного превосходства противника русский флот не мог оказать достойного сопротивления. Тогда русское морское командование отдало приказ морякам затопить корабли при входе в севастопольскую бухту, чтобы затруднить вторжение в нее с моря. На суше офицеры, солдаты и матросы севастопольского гарнизона и гражданское население выдерживали 11-месячную осаду крепости, отражая штурмы неприятеля и исправляя повреждения, причиняемые непрерывными бомбардировками. При защите крепости погибли русские адмиралы П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин. Неприятелю удалось овладеть южной частью Севастополя и принудить русские войска отступить на север.

Ход войны:

  • 4 октября 1853 г. — начало Крымской войны.
  • 18 ноября 1853 г. — победа русского флота в сражении при Синопе.
  • 15-16 марта 1854 г. — объявление Англией и Францией войны России.
  • Сентябрь 1854 — август 1855 гг. — оборона Севастополя.
  • 8 сентября 1854 г. — битва на р. Альма — первый бой русских с англо-французами.
  • 16 ноября 1855 г. — взятие Карса русскими войсками.
  • 18 марта 1856 г. — Парижский договор: Россия потеряла право держать на Черном море военный флот и иметь крепости, потеряла часть Южной Бессарабии.

Полководцы в этой войне: адмиралы В. А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, военный инженер Э.И. Тотлебен.

Причины поражения в Крымской войне

крымская война 1853-1856 карта

Крымская война 1853-1856. Карта (нажмите, чтобы увеличить)

Николай I умер в феврале 1855 г. в разгар севастопольской кампании. На престол вступил его сын, Александр II, который ясно видел необходимость коренных реформ в России. Война закончилась заключением Парижского мирного договора (март 1856 г.), по которому Россия уступала Молдавии устье Дуная и часть Бессарабии; утратила право иметь военный флот на Черном море; Черное море было объявлено нейтральным, проливы были открыты для торговли, но закрыты для военных судов всех государств; Россия утратила право покровительства христианскому населению Турции, которое было поставлено под протекторат великих европейских держав.

Присоединение Кавказа. Крымская война

Персоналии: П. С. Нахимов, А. С. Меншиков, В. А. Корнилов, Э. И. Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская, Н. И. Пирогов.

Ход урока

I. Орг. часть

II. Актуализация опорных знаний.

- О каком событии идет речь?

2. Беседа с учащимися.

- Вспомните алгоритм изучения военных действий.

(Причина войны, повод, театры военных действий, основные сражения, итоги)

3. Индивидуальная работа. Двум учащимся предлагается соединить факты и следствия состояния российской армии накануне Крымской войны (как пазлы). (Выполненное задание выносится на мультимедийную доску, акцентируется внимание на некоторых проблемах состояния армии).

Рекрутская система формирования армии

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. человек

Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны

Много времени на переброску войск к театру военных действий

Низкая маневренность войск

Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий

Войска рассредоточены по всей территории страны

Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя

Отсутствие разветвленной системы железных дорог

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. – 1880 единиц на 42 000 солдат;

Из 21 корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные – парусные

III. Работа в группах.

- Сегодня на уроке вам предстоит на основании текста учебника, карт, документов, подготовить рассказ о ходе Крымской войны. (15 минут).

I группа. Ваш вопрос: причины и этапы Крымской войны.

1. Назовите причины Крымской войны. Что стало поводом для начала войны против Турции?

Россия

Англия, Франция

1. Рекрутская система

2. Развитые капиталистические отношения

3. Парусный флот

4. Новейшие образцы нарезного оружия

Соотношение готовности к войне России и ее противников.

Цели участников Крымской войны

Участники

Цель

Ослабление России, захват Крыма и Закавказья

Этапы Крымской войны

Этапы войны

Противники России

Основные события

Октябрь 1853 – апрель 1854

Апрель 1854 – февраль 1856

Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство

II группа. Ваш вопрос: Синопское сражение. Оборона Севастополя.

5. Используя схему, изображенную на мультимедийной доске, расскажите о Синопском сражении. Прочтите высказывание очевидца и сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

Документ.

7. Прочитайте документы, ответьте на вопросы.

Приложение 2. Сборник документов для 2 группы.

Задание к документам. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.

8. Раскройте значение Севастопольской обороны. Документ. Приложение 3

Задание к документу. Объясните, почему, несмотря на превосходство в силах, врагам не удалось взять Севастополь с ходу? Почему Горчаков сравнивает оставление Севастополя в 1855 году и оставление Москвы в 1812 году? В чем значение героической обороны Севастополя?

III группа. Ваш вопрос: Причины поражения России в Крымской войне.

9. Николай I умер 18 февраля 1855 года. Одна из существующих версий говорит о том, что он, испытывая раскаяние и угрызения совести за совершенные во внутренней и внешней политике ошибки, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с мнением современника и сделайте собственные выводы о причинах смерти Николая I.

Документ. Приложение 4. Воспоминания Тютчевой. А.Ф

10. Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне.

IV. Закрепление.

1. Тест-кроссворд.

Город русской военной славы, оборона которого русскими войсками шла около года.

  1. Государство, объявившее войну России в 1853 году.
  2. Главнокомандующий русской армией.
  3. Герой обороны Севастополя.
  4. Государство, объявившее войну России в 1853 году.
  5. Часть территории, от которой Россия должна была отказаться по Парижскому мирному договору.
  6. Герой обороны Севастополя.
  7. Герой обороны Севастополя.
  8. Город, в бухте которого состоялось морское сражение.
  9. Главнокомандующий русской армией.
  10. Государство, объявившее войну России в 1853 году.
  11. Река, у которой проходили бои.

- Кто из героев не вошел в кроссворд? (Нахимов, Корнилов)

2. Заполните пропуски.

Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853 года в Синопской бухте. Русской эскадрой командовал Нахимов.

Важнейшим событием Крымской войны была оборона Севастополя в 1854-1855. Ее возглавили адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин.

О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то, что русские корабли были парусные, а английские и французские с паровыми двигателями, русские ружья были гладкоствольные, а английские и французские ружья – нарезные, русские использовали лошадь как средство транспорта, а англичане прокладывали железные дороги даже по чужой территории.

VI. Дома:

1) Заполнить таблицу «Последствия Крымской войны для России.

Последствия для экономического развития

Последствия для развития культуры

Последствия для общественно-политического развития

Последствия для международного положения России

2) Эссе «Кто проиграл в этой войне – русская армия или российская экономика?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка даст представление о войне 19 века, воспитает чувство гордости за Родину.

Урок истории в 10 классе по теме «Крымская война

Учитель Вещева Е.И., учитель истории

- Учащиеся должны иметь представление о причинах и характере войны, ее основных этапах;

- уметь воспроизводить по предложенному алгоритму ход Крымской войны;

- Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;

- ценить вклад войны в осознание обществом необходимости немедленного и решительного реформирования всех сторон российской жизни.

Метапредметные:

- совершенствовать навыки работы с историческими документами, картами, схемами и различными источниками информации.

- анализировать, сравнивать, сопоставлять факты; находить причинно-следственные связи.

- совершенствовать умение работать в команде

- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами.

Оборудование урока:

Доска, экран

- О каком событии идет речь?

- Вспомните алгоритм изучения военных действий.

Прежде чем говорить о войне, давайте рассмотрим состояние российской армии накануне этих событий. (учащимся предлагается соединить факты и следствия состояния российской армии накануне Крымской войны )

Крымская (Восточная) война

(Причина войны, повод, театры военных действий, основные сражения, итоги)

Два ученика у доски. Возможна помощь класса.

По принципу пазла соединяются факты и следствия, закрепляются на магнитной доске(Приложение 2).

Открытие нового знания – работа в группах

- Сегодня на уроке вам предстоит на основании текста учебника, карт, документов, подготовить рассказ о ходе Крымской войны.

(у каждой группы на столах задания, карточки, тексты документов, карты)

Перед началом работы напоминает правила работы в группе, об оценке работа каждого в группе.

I группа. Ваш вопрос: причины и этапы Крымской войны.

1. Назовите причины Крымской войны. Что стало поводом для начала войны против Турции?

II группа. Ваш вопрос: Синопское сражение. Оборона Севастополя.

1. Используя схему,, расскажите о Синопском сражении. Прочтите высказывание очевидца и сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

3:. Прочитайте документы, ответьте на вопросы.

Задание к документам. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.

8. Раскройте значение Севастопольской обороны. Документ

Задание к документу. Объясните, почему, несмотря на превосходство в силах, врагам не удалось взять Севастополь с ходу? Почему Горчаков сравнивает оставление Севастополя в 1855 году и оставление Москвы в 1812 году? В чем значение героической обороны Севастополя? (Приложение 4)

III группа. Ваш вопрос: Причины поражения России в Крымской войне.

1.. Николай I умер 18 февраля 1855 года. Одна из существующих версий говорит о том, что он, испытывая раскаяние и угрызения совести за совершенные во внутренней и внешней политике ошибки, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с мнением современника и сделайте собственные выводы о причинах смерти Николая I.

Документ. Воспоминания Тютчевой. А.Ф

2. Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне.

Работа в интернете с персоналиями –

Презентация герои обороны Севастополя.

Итоги войны (работа с текстом Парижского мирного договора)

Карта «Крымская война 1853-1956 гг)

По 4-5 мин выступление

Это монументальное произведение панорамного искусства было создано профессором класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Францем Алексеевичем Рубо в 1904 году. В в 1905 году к 50-летию обороны города открыта для всеобщего обозрения.

Во время второй героической обороны Севастополя в 1942 году панораму попытались спасти, но почти 2/3 было утрачено. Сразу же после войны началось восстановление панорамы в 1954 году она была открыта вновь.

Алгоритм синквейна (Приложение 8)

Предлагает заполнить карты участия *

И продолжить предложение:

Во время урока я.

Узнал(а) много нового

Получил(а) удовлетворение от работы

Научился работать в команде…

Было скучно…

Саморефлексия – карта участия (Приложение 9)

Эссе «Кто проиграл в этой войне – русская армия или российская экономика?

Приложение 1

Алексей Апухтин

Солдатская песня о Севастополе
Не весёлую, братцы, вам песню спою,
Не могучую песню победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.

Я спою вам о том, как от южных полей
Поднималося облако пыли,
Как сходили враги без числа с кораблей
И пришли к нам, и нас победили.

А и так победили, что долго потом
Не совались к нам с дерзким вопросом;
А и так победили, что с кислым лицом
И с разбитым отчалили носом.

Я спою, как, покинув и дом и семью,
Шел в дружину помещик богатый,
Как мужик, обнимая бабёнку свою,
Выходил ополченцем из хаты.

Я спою, как росла богатырская рать,
Шли бойцы из железа и стали,
И как знали они, что идут умирать,
И как свято они умирали!

Как красавицы наши сиделками шли
К безотрадному их изголовью;
Как за каждый клочок нашей русской земли
Нам платили враги своей кровью;

Как под грохот гранат, как сквозь пламя и дым,
Под немолчные тяжкие стоны
Выходили редуты один за другим,
Грозной тенью росли бастионы;

И одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов её смелых.

Пусть нерадостна песня, что вам я пою,
Да не хуже той песни победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.

Приложение 2

Факты и следствия состояния российской армии

Рекрутская система формирования армии

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. человек

Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны

Много времени на переброску войск к театру военных действий

Низкая маневренность войск

Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий

Войска рассредоточены по всей территории страны

Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя

Отсутствие разветвленной системы железных дорог

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. – 1880 единиц на 42 000 солдат;

Из 21 корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные – парусные

Приложение 3

Ваш вопрос: причины и этапы Крымской войны.

1. Назовите причины Крымской войны. Что стало поводом для начала войны против Турции?

Англия, Франция

1. Рекрутская система

2. Развитые капиталистические отношения

3. Парусный флот

4. Новейшие образцы нарезного оружия

Соотношение готовности к войне России и ее противников.

Цели участников Крымской войны

Ослабление России, захват Крыма и Закавказья

Этапы Крымской войны

Этапы войны

Противники России

Основные события

Октябрь 1853 – апрель 1854

Апрель 1854 – февраль 1856

Турция, Франция, Англия, Сардинское королевство

Приложение 4

Ваш вопрос: Синопское сражение. Оборона Севастополя.

Используя схему, расскажите о Синопском сражении. Прочтите высказывание очевидца и сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

3. Прочитайте документы, ответьте на вопросы.

Задание к документам. Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила? Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.

Приказ П. С. Нахимова о затоплении кораблей

Документ 2.

В. А. Корнилов своим подчиненным

Документ 3.

Л. Н. Толстой в письме к брату

Документ 4.

Документ 5.

Французский маршал Канробер

Документ 6.

Извлечение из записок участника кампании П. В. Алабина

Документ 7.

Письмо Н. И. Пирогова жене А. А. Пироговой (извлечение)

Приложение 5

Ваш вопрос: Причины поражения России в Крымской войне.

- Николай I умер 18 февраля 1855 года. Одна из существующих версий говорит о том, что он, испытывая раскаяние и угрызения совести за совершенные во внутренней и внешней политике ошибки, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Эта версия не находит подтверждений. Ознакомьтесь с мнением современника и сделайте собственные выводы о причинах смерти Николая I.

Документ

А. Ф. Тютчева.

- Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне.

Документ 1.

«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы. … У наших врагов дело другое: они с особенной ловкостью владеют своим оружием, тогда как у нас в целой дивизии едва найдется один офицер, который умел бы рубиться, и едва найдется пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов…

Участник Крымской кампании П. В. Алабин

Документ 2.

П. В. Долгоруков

Документ 3.

А. Ф. Тютчева

Приложение 6

Задание для 4 группы:

Используя ресурсы интернета подготовьте мини-презентацию о героях обороны Севастополя.

- Нахимов Павел Степанович

- Корнилов Владимир Алексеевич

- Тотлебен Эдуард Иванович

- Пирогов Николай Иванович

Приложение 7

Задание для 5 группы:

Ознакомьтесь с текстом Парижского мирного договора и ответьте на вопросы:

Каково значение Парижского мирного договора для России?

Как вы думаете, почему между противниками России Англией и Францией начались разногласия сразу же после заключения Парижского мирного договора.

18 (30) марта 1856 г.

Во имя Бога всемогущего.

Ст. 1. Со дня размена ратификаций настоящего трактата, быть на вечные времена миру и дружеству между е. в. имп. всеросс., с одной, и е. в. имп. французов, ее вел. королевою Великобритании, е. в. королем сардинским и е. и. в. султаном, - с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.

Ст. 3. Е. в. имп. всеросс. обязуется возвратить е. в. султану город Каре с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

Ст. 4. Их в. имп. французов, королева Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить имп. всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками.

Ст. 7. Блистательная Порта признается участвующею в выгодах общего права и союза держав европейских. Их вел. (другие, кроме султана, государи) обязуются каждый с своей стороны уважать целость империи Оттоманской, обеспечивают совокупным своим ручательством точное соблюдение сего обязательства и вследствие того будут почитать всякое в нарушение оного действие вопросом, касающимся общих прав и пользы.

Ст. 9. Е. и. в. султан в постоянном попечении о благе своих подданных, даровав фирман, коим улучшается участь их, без различия по вероисповеданиям или племенам, и утверждаются великодушные намерения его касательно христианского народонаселения его империи, и желая дать новое доказательство своих в сем отношении чувств, решился сообщить дог. державам означенный, изданный по собственному его побуждению, фирман.

Ст. 10. Конвенция 13-го июля 1841 года, коею постановлено соблюдение древнего правила Оттоманской империи относительно закрытия входа в Босфор и Дарданеллы, подвергнута новому с общего согласия рассмотрению.

Заключенный вые. дог. сторонами сообразный с вышеозначенным правилом акт прилагается к настоящему трактату и будет иметь такую же силу и действие как, если бы он составлял неотдельную оного часть.

Ст. 11. Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов, вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в ст. 14. настоящего договора.

Ст. 12. Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Черного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным и полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых.

Ст. 13. Е. в. имп. всеросс. и е. и. в. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военно-морского арсенала.

Ст. 14. Их величествами имп. всеросс. и султаном заключена особая конвенция, определяющая число и силу легких судов, которые они предоставляют себе содержать в Черном море, для нужных по прибрежию распоряжений.

Ст. 15. Дог. стороны, с взаимного согласия, постановляют, что правила, определенные актом конгресса венского, для судоходства по рекам, разделяющим разные владения или протекающим через оные, будут впредь применяемы вполне к Дунаю и устьям его. Они объявляют, что сие постановление отныне признается принадлежащим к общему народному европейскому праву и утверждается их взаимным ручательством.

Ст. 20. Взамен городов, портов и земель, означенных в статье 4 настоящего трактата, и для вящшего обеспечения свободы судоходства по Дунаю, его в. имп. всеросс. соглашается на проведение новой граничной черты в Бессарабии.

Ст. 21. Пространство земли, уступленное Россией, будет присоединено к княжеству Молдавскому под верховною властью Блистательной Порты.

Живущие на сем пространстве земли будут пользоваться правами и преимуществами, присвоенными княжествам, и в течение трех лет им дозволено будет переселяться в другие места и свободно распорядиться своей собственностью.

Ст. 22. Княжества Валахское и Молдавское будут под верховною властью Порты и при ручательстве дог. держав пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного над оными покровительства. Не допускается никакое особое право вмешательства во внутренние дела их.

Ст. 23. Блистательная Порта обязуется оставить в сих княжествах независимое и национальное управление, а равно и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства.

Ст. 24. Е. в. султан обещает немедленно созвать в каждой из двух областей нарочный для того Диван, который должен быть составлен таким образом, чтобы он мог служить верным представителем польз всех сословий общества. Сим Диванам будет поручено выразить желание народонаселения касательно окончательного устройства княжеств.

Ст. 25. Окончательное соглашение с верховною над княжествами державою должно быть утверждено конвенциею. при общем ручательстве всех подписавшихся держав.

Ст. 28. Княжество Сербское остается, как и прежде, под верховною властью Блистательной Порты, согласно с императорскими хати-шерифами, утверждающими и определяющими права и преимущества оного, при общем совокупном ручательстве дог. держав.

Вследствие сего означенное княжество сохранит свое независимое и национальное управление и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства.

Ст. 29. Блистательная Порта сохраняет определенное прежними постановлениями право содержания гарнизона. Без предварительного соглашения между выс. дог. державами не может быть допущено никакое вооруженное в Сербии вмешательство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы:

  • передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и
  • отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.

Развивающие:

  1. Формировать у учащихся навыков работы с картами, схемами, историческими источниками.
  2. Умения обобщать, анализировать исторический материал, делать выводы, сравнивать.
  3. Использование мультимедийных презентаций и учебников.

Воспитательные:

  1. Воспитание у учащихся любви к родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя
  2. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов русского народа

Тип урока: комбинированный

Образовательные:

Сформировать представление у учащихся о Крымской войне:

определить причины и повод войны;

выделить ее основные этапы;

показать, что отсталость крепостнической России явилась

причиной поражения царской России в войне;

Показать, что в Крымской войне столкнулись две системы:

передовая – капиталистическая (Англия, Франция) и

отсталая – крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права.

Развивающие:

Формировать у учащихся навыков работы с картами, схемами, историческими источниками.

Умения обобщать, анализировать исторический материал, делать выводы, сравнивать.

Использование мультимедийных презентаций и учебников.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся любви к родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов русского народа;

Методы 1. Объяснительно-иллюстративный

4.Слово учителя с репродуктивной беседой.

Формы 1. Индивидуальные

познавательной 2. Фронтально-индивидуальные

деятельности:

Методы 1. индивидуальные тесты

оформления 2. карточки,

4. Контурная карта

3. Мультимедийный проектор

- Индивидуальная работа по тестам(по вариантам) и карточкам.

II. Изучение нового материала.

2) Какие территории Балканского полуострова получили автономию и независимость? (Автономию получили Сербия, Молдавия и Валахия, независимость – Греция).

Таким образом, балканские народы были освобождены из-под турецкого гнета. Это было прогрессивное явление.

вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока.

1) Когда Россия выполняла эту роль? (Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии)

Французской буржуазии также было не выгодно усиление позиций России на Ближнем Востоке. Наполеону III нужна была успешная война для упрочения своей власти. Австрийское правительство боялось усиления позиций России на Балканском полуострове, т.к. это могло ослабить власть Австрии над славянскими народами.

Турция стремилась к войне с Россией. Она надеялась при помощи Западноевропейских государств укрепить свое положение на Балканах, отторгнуть у России ряд территорий в Закавказье и на Черноморском побережье.

Таким образом, завязался тугой узел противоречий)

Николай I видел в Турции слабое феодальное государство. Он считал, что Франция еще не оправилась от революции 1848 года. С Англией он надеялся договориться, пообещав ей часть Турецких владений – о. Крит, Египет. Но расчеты Николая I были ошибочными. Он оказался недальновидным политиком. Россия оказалась в политической изоляции


Повод к войне:
Формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине.
Россия потребовала признать русского царя покровителем всех православных в Турции..

Готовность к войне России и ее противников (слайд14)0

Всеобщая воинская повинность

Неразвитость военной промышленности

Развитые капиталистические отношения

Устаревшее гладкоствольное оружие

Новейшие образцы нарезного оружия


2) Начальный этап войны

(слайд 20,21,22– карта, портрет Нахимова, Синопское сражение 18 ноября 1853г. ), просмотр анимации Синопского сражения через КМ-школу.

Военные действия 1853 года развернулись на двух фронтах – на Дунае и в Закавказье.

Турецкое правительство 27 сентября 1853 года предъявило России ультиматум, требуя вывести войска из Молдавии и Валахии, а 4 октября объявило России войну.

Первые же военные действия показали слабость Турции. Особенно сильное поражение она потерпела в Синопском бою.

Русской эскадрой командовал Павел Степанович Нахимов (выступление учащегося).

Схема сражения. Это сражение последнее в истории парусного флота. Рассказ о сражении (мультимедиаучебник).


3) Вступление в войну Англии и Франции .
В марте 1854 г. Англия и Франция объявили России войну.
Нанесли удары на Россию со всех сторон: на Черном море,
на Балтике, на Баренцевом море, на Белом море,
на Тихом океане- на Петропавловск-Камчатский.
В сентябре 1854 г. армия союзников высадились в Крыму и начали наступление на Севастополь.


4) Героическая оборона Севастополя Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.)

1854-1855гг. (слайд 24)

Вопрос: Как была вооружена русская армия?

- Из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г. (слайд 26)

Вопрос: Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской битвы?

Учитель: У любой войны есть свой герои, которые
делали все возможное , чтобы спасти свою
страну от врага.

1.Накануне Крымской войны 1853-1856 годов Корнилов Владимир Алексеевич (1806-1854)организовал быструю переброску морем на Кавказ пехотной дивизии, которая сыграла решающую роль в отражении турецкого наступления, а также крейсерские рейды русских судов на коммуникации противника. Во главе отряда пароходо-фрегатов Корнилов участвовал в первом в истории бою паровых кораблей.
В сентябре 1854 года Корнилов был назначен начальником обороны Северной стороны Севастополя. После сражения на реке Альме Корнилов возглавил оборону Севастополя. Под его руководством за короткий срок была создана линия сухопутной обороны, усиленная артиллерийскими расчетами с кораблей.
Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 года Корнилов был смертельно ранен.

2.Во время Крымской войны 1853-1856 годов, командуя эскадрой кораблей Черноморского флота, Нахимов Павел Степанович (1802-1855г) обнаружил и заблокировал в Синопе главные силы турецкого флота, а 18 ноября 1853 года разгромил их. Официально занимая должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 года – командующего Севастопольского порта и военного губернатора, Нахимов фактически с самого начала обороны Севастополя возглавлял гарнизон защитников крепости, проявив выдающиеся способности в организации обороны базы флота с моря и суши.
Организатор и руководитель обороны Нахимов пользовался огромным авторитетом и любовью у защитников Севастополя. 28 июня 1855 года, во время объезда передовых укреплений на Малаховом кургане, он был смертельно ранен и вскоре скончался. Нахимов похоронен в Севастополе во Владимирском соборе.

Тотлебен расширил фронтальную позицию на линии Северного укрепления и почти заново создал оборонительную линию на южной стороне. За недостатком времени нельзя было и помышлять о возведении сильных и правильных укреплений; приходилось работать одновременно на всех пунктах, пользуясь всякими средствами, между прочим — и вооружением утратившего теперь своё прямое назначение флота. При устройстве своей оборонительной линии принял в основание следующие начала: избирается ближайшая к городу позиция, обусловленная существующими укреплениями, и на главных её пунктах выставляется сильная артиллерия; эти пункты соединяются траншеями для ружейной обороны и для помещения прикрытий; между главными пунктами кое-где ставятся ещё отдельные батареи; таким образом все подступы к городу должны получить сильную фронтальную и фланговую оборону пушечным и ружейным огнём. Работа велась беспрерывно днём и ночью. В короткое время там, где незадолго до того неприятельские рекогносцировки обнаруживали лишь слабые укрепления с большими ничем не защищёнными промежутками, выросла сплошная оборонительная линия.

Союзники вынуждены были отказаться от намерения взять Севастополь открытой атакой и 28 сентября начали свои осадные работы. Первое бомбардирование Севастополя 5 октября показало силу севастопольских укреплений и их выгодно направленного артиллерийского огня. Тогда неприятель обратился к подземной войне и задумал взорвать 4-й бастион, но и здесь Тотлебен его предупредил, встретив неожиданно искусно подготовленною сетью минных галерей. 8 июня был ранен в ногу пулей навылет, но, несмотря на болезненное состояние, продолжал руководить оборонительными работами, пока состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был вынужден оставить Севастополь.

4.Истомин Владимир Иванович (1809, Эстляндская губ. - 1855, Севастополь) – герой Крымской войны. В 1850 Истомину, уже капитану первого ранга, поручили командовать новейшим 120-пушечным линейным кораблем "Париж", на к-ром он отличился в Синопском сражении (1853). Истомин, по рапорту Нахимова, "проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя" и был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и осада Севастополя заставили Истомин драться на суше. Командовал обороной Малахова кургана. "Дистанция велика, стоит 105 пушек, - писал Истомин брату, - и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск". С первой бомбардировки Севастополя 5 окт. 1854 и до дня смерти Истомина ни на день не покинул бастион. 7 марта был убит.

5.Пирогов Николай Иванович (1810-81),разработал четкую систему организации хирургической помощи раненым на войне ("Начала общей военно-полевой хирургии. ", на немецком языке, 1864 г., на русском языке, 1865-1866 гг.); впервые в полевых условиях применил эфир для наркоза, предложил и ввел в практику неподвижную гипсовую повязку, привлек помощь медсестер.

Учитель: В конце августа 1855 г. противники захватили Малахов курган.

Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.)

Читайте также: