Опорный конспект методы обучения физике

Обновлено: 06.07.2024

В арсенале современных интенсивных методов обучения физике в системе непрерывного образования определенное место занимают опорные конспекты. ОК Рассмотрим возможные способы их создания и использования.

Опорные сигналы существовали задолго до нашей цивилизации. Письменность – это система графических опорных сигналов, и уже до появления письменности люди ими пользовались, что подтверждают наскальные рисунки.

Однако, новый метод не стал прорывном в педагогике. Сегодня по методу Шаталова работают лишь единицы. Это связано с рядом объективных причин и субъективных ошибок.

Во многих странах сейчас введены тестовые испытания при поступлении в ВУЗ. Применение тестирования произвело глубинные изменения в процессе обучения. Первоначальной задачей введения тестирования было получение объективной оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений испытуемых. С течением времени стало очевидным фактом, что положительная роль тестирования значительно шире:

– являются мощным стимулом к изучению учебного материала;

– систематизируют процесс подготовки абитуриентов в ВУЗ;

– применяются как дидактические пособия;

– позволяют выявить пробелы в подготовке учащихся;

– вскрывают недостатки существующего учебного материала;

– дают возможность определить уровень профессиональной квалификации преподавателей;

– стимулируют появление новых интенсивных методик обучения.

Тестирование обострило главное противоречие в образовании – колоссального объема информации и дефицита времени и побудило педагогов к поиску путей решения этой проблемы, одним из которых и является применение опорных конспектов.

Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Мы убеждаемся в том, что будущее за небольшим по объему текстом, выразительно, наглядно и доходчиво разъясняющим физическую суть законов и явлений.

Курс физики - один из сложных в учебном плане школы, колледжа (лицея)и вуза, и сложность эта видится уже в одном только перечне разделов, разрозненности глав с неохватным объемом программного материала, практических задач и лабораторных работ.

Особенностью предмета физики является изобилие формулировок законов, правил, определений, математических выводов и формул, требующих точного воспроизведения, и далеко не все учащиеся умеют конспектировать, боятся сократить слово, фразу, теряют важные звенья лекции. Поэтому, к сожалению, многие лекции по физике превращаются в диктовку материала, за которой не видно его содержания, теряются возможности его активного осознания в процессе на лекции. Учебное время используется не эффективно.

Как можно было бы подойти к чтению лекций, используя идею ОК? При таком подходе в процессе изложения материала обучаемые - прежде всего, активные слушатели. Их основная цель - вникать в новые понятия, связывать их с уже известными, следить за ходом рассуждений, доказательствами, пояснениями на примерах, не отвлекаясь на подробные записи и не теряя канвы лекции. В течение лекции учащиеся, имея опорный конспект, могут делать в нем необходимые пометки, не отвлекаясь на запись лекции и сосредотачиваясь на понимании материала. При этом существенно сокращается время, затрачиваемое на конкретную тему. Применение ОК возможно с использованием визуальных средств воспроизведения конспекта. Компактная опора весьма органична на экране монитора. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии.

Исходя из вышесказанного, появились новые веские научно-методические аргументы для создания опорного конспекта по физике нового типа.

В. Ф. Шаталов различает понятия опорный сигнал, опорный конспект и компакт.

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную вам ранее и понятную информацию.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.

КОМПАКТ – графическое отображение изучаемой темы при значительном сокращении опорных сигналов.

Методика ОК, предложенная В.Ф. Шаталовым не нашла широкого применения в преподавательской среде. Это связано с поурочной авторитарностью, структурными и методическими штампами и ограничениями. Обязательный набор операций в строгой последовательности становился главным условием успеха. На первый взгляд казалось, что перечень необходимых действий был прост и понятен, и свои силы захотелось попробовать многим. Преподаватели быстро уверовали едва ли не в магическую силу алгоритма. Однако мы имели возможность убедиться в том, что и самые дельные чужие рекомендации не гарантируют конкретного и хорошего собственного результата.

При разработке варианта ОК по физике, необходимо учесть положительный опыт предшественников и исключить повторение ошибок.

По нашему мнению, в опорных конспектах, алгоритм необходимо заменить технологией, позволяющей учителю работать и эффективно, и творчески. Разница между этими двумя подходами должна быть не в терминах, а в самой организации работы. При построении технологической цепочки должны соблюдаться определенные методические и логические принципы, которые вытекают из специфики предмета физики и назначения самого ОК.

Поэтому, необходимо создать такой ОК, который, являясь базой, позволяет творчески его развивать как в сторону расширения любой темы, так и в сторону сокращения, создавая собственные сигналы и компакты.

Физика в своем развитии как наука опираясь на математический аппарат, сформировала свой богатый язык символов в виде схем, графиков, рисунков, условных обозначений и формул, общепризнанных и понятных, поэтому нет необходимости поиска новых символов (сигналов) и сокращений.

Таким образом, опорный конспект по физике - это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единицы измерения и ключевые слова.

Важным признаком ОК должен стать его привлекательный внешний вид, соответствующий требованиям современного дизайна. Существующие компьютерные технологии, текстовые и графические программы позволяют успешно решать эту задачу.

Опорный конспект должен соответствовать следующим признакам: предельная лаконичность, структурность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость), воспроизводимость и обладать современным дизайном.

Сочетание двух слов - опорные конспекты – должно иметь следующий смысл: в этом методическом инструменте есть элементы, сохраняющие свойства конспекта (законченные фразы, угадываемые сокращения, словарные пояснения и пр.), но рядом с ними присутствуют символы, знаки, графики, рисунки - смысловые опоры. Опорные конспекты кратко, но полно должны раскрывать содержание каждой из тем курса физики.

Подача информации в нем осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального и психологического воздействия при получении знаний обучающимися. Соответствующее сочетание и расположение текста, схем и графиков позволяет оптимальным образом выделить и подчеркнуть главные положения и логические связи темы. ОК призван не только объяснить сложные моменты курса, но и подсказать, как легче их запомнить.

Таким образом, разработка опорного конспекта по физике – это создание такой настольной книги для учащихся школ лицеев, колледжей, абитуриентов и преподавателей, в которой можно легко и быстро найти помощь в работе с тестовыми заданиями, в решении задач, понять суть вопроса, опираясь на теорию, изложенную в краткой и доступной форме.


К поколению сегодняшних школьников общество выдвигает следующие требования: они должны знать не только основы наук, но и быть инициативными и самостоятельно мыслящими. Поэтому одной из важнейших задач школы в современных условиях является развитие интеллектуальных способностей у детей. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую учебно-познавательную деятельность. Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. В настоящее время практически каждый учитель применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это прежде всего связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на более эффективное решение образовательно-воспитательных задач и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Использование опорных конспектов позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить изучаемый материал. При этом я использую демонстрационный эксперимент, а в последнее время и ИКТ технологии. В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыках наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям, значительно расширяет кругозор. Перед школьниками распахиваются безграничные возможности новых способов добывания знаний. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знаний учащимися, на их самообразование. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает определенные трудности и теряет интерес к предмету. Поэтому современный учитель должен помочь ребёнку овладеть технологиями познавательной деятельности, качественно обрабатывать получаемую им информацию и уметь применять её на практике при решении различных видов задач. Преподавание физики представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий.

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины.

Важным признаком опорного конспекта должен стать его внешний вид. Современные компьютерные технологии и различные редакторы позволяют успешно решать эту задачу.

Основные принципы составления опорного конспекта:

Создание опорных конспектов – нелегкий труд для учителя. Ему необходимо не только осмыслить, затем структурировать, интегрировать, обобщить учебный материал, но и творчески подойти к оформлению самого конспекта. Также задача учителя сводится к тому, чтобы научить школьников работать с опорным конспектом. Для этого целесообразно предложить следующий алгоритм действий:

1. Вспомни объяснение учителя, используя конспект.

2. Раскрась его цветными карандашами, фломастерами.

3. Прочти материал в учебнике.

4. Перескажи материал учебника с помощью конспекта.

5. Расскажи материал без конспекта.

При применении в ответе опорных материалов, у детей отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог, быть уверенным в себе и т. д. Упрощается оперирование новыми терминами, возникает чувство уверенности в успехе и любознательности, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает положительную мотивацию и открывает дорогу к творчеству.

Подача информации при работе с опорным конспектом осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального эффекта при получении знаний учащихся. Сочетание и расположение текста, формул, схем, рисунков, графиков позволяет наилучшим образом выделить и подчеркнуть главное в изучаемой теме. Опорный конспект помогает лучше разобраться в новом трудном материале урока и успешно выступить на следующем уроке. Таким образом, методика преподавания физики с использованием опорного конспекта дает возможность всем учащимся, независимо от их индивидуальных способностей, почувствовать себя самостоятельными, уверенными в себе, активными, способными людьми, испытывающими радость от успеха в учении. Я думаю, что это самое главное для учителя, когда его ученики любят его предмет и не боятся идти к нему на урок.

Использование такого методического приема дают возможность рационально распределить время на уроке, уменьшить его затрату на подготовку домашнего задания, увеличить работоспособность и результативность труда учителя и учащихся, создать условия для раскрытия творческих способностей и талантов учащихся, что способствует более глубокому изучению теоретического материала и развитию речи учащихся. При использовании этого метода очень важное значение имеет создание благоприятного психологического климата на уроке.

В заключении хочется сказать, что разработка опорного конспекта по физике — это реальная помощь в работе ученика, которая помогает не только понять физические законы и процессы, опираясь на теорию, изложенную в краткой и доступной форме, но и быть успешным, отвечая на уроке.

1. Криволапова Н. А. Опорные конспекты по физике для учащихся 7 -9 классов: Методическое пособие для учителей и учащихся.

2. Опорные сигналы. Под ред. В.Ф Шаталова. М.: Просвещение.

Основные термины (генерируются автоматически): опорный конспект, конспект, доступная форма, класс, материал, метод работы, способность, урок, учащийся, учебный материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу поделиться с вами своим опытом при построении и применении опорных конспектов на уроках физики и математики.

Я работаю в школе при исправительной колонии; контингент наших учеников очень сложен. Сложность не только в том, что у них большой разрыв в обучении, но и осадок, который остался у них со школьных лет. Физика и математика - трудные предметы, но, с другой стороны, и интересные.

Ученики наши - взрослые люди, и обучение у большинства из них на последнем месте, здесь не обойтись без применения андрагогических принципов. Во-первых, это связь с жизнью и договоренность.

Перед каждым преподавателем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов.

Определяющим признаком опорного конспекта является его внешний вид.

Основные принципы составления опорного конспекта:

- структурность (смысловые связки, логические блоки);

- лаконичность (не загромождать конспекты лишними символами, словами и т.п.);

- доступность к пониманию;

- смысловой акцент (разделение логических блоков, смысловых связок).

Сложность составления подобных конспектов для учителя заключается в том, что именно он должен, в ходе проведения урока, подсказывать, что необходимо записывать в первую очередь. Особенно стоит отметить значение применения опорных конспектов для учащихся при исправительных колониях. Людям, которые за столько лет уже забыли, как правильно учиться, запоминать материал, на помощь приходят записи, помогающие постепенно раскрывать некогда не реализовавшийся потенциал.

Создание таких конспектов - сложная, но необходимая задача для педагога. Необходимо не только структурировать, обобщать и осмысливать учебный материал, но и творчески оформлять сам конспект для того, чтобы научить учащихся пользоваться опорными конспектами. Мною составлен алгоритм подобных действий:

- внимательно выслушать объяснения учителя;

- прочитать материал по данной теме в учебнике;

- преобразовать материал в удобную форму (схемы, диаграммы, алгоритмы и т.п.)

- реализовать полученные знания в конспект;

- повторить материал с помощью конспекта и попытаться его рассказать;

- рассказать материал без конспекта с целью закрепления материала.

Стоит отметить, что ученикам необходимо дать понять: они смогут подойти к учителю для получения консультации, если у них возникнут проблемы в конспектировании и осмыслении учебного материала.

Опорные конспекты помогают лучше разобраться в новом материале. Методика преподавания физики и математики с использование подобных конспектов дает возможность всем учащимся (независимо от их индивидуальных способностей) почувствовать себя уверенными в своих знаниях и испытать радость успеха в обучении, что стимулирует учеников к дальнейшему изучению предмета. В том случае, когда обучающиеся применяют при ответе опорные конспекты, у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог и т.д.; ученику проще усваивать новые термины, следовательно, проще использовать их на практике. Как говорилось ранее, подобные конспекты облегчают восприятие теоретического материала и способствуют быстрому его запоминанию и осмыслению.

Применение на практике опорных конспектов помогает в решение следующих задач:

- активизировать мыслительную деятельность учащихся, следовательно, повышать мотивацию к изучению предмета;

- формировать навыки восприятия информации, устанавливать соотношение с информацией, ранее усвоенной;

- развивать умение видеть большую тему в целостном виде.

По опыту работы в школе при исправительной колонии, я пришла к выводу, что нашим ученикам бывает весьма тяжело запомнить отдельные термины, формулы, понятия, величины, не говоря уже о цельной цепочке темы. Они теряются, путаются и, в конечном итоге, теряют интерес к предмету. В таком случае, опорный конспект действительно становится основой, необходимым базисом. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести полученный материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, неуверенность, появляется интерес к получению новых знаний.

Существенными элементами системы опорных конспектов является:

- блочное модульное построение учебного материала;

- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

- преобладание самостоятельной творческой деятельности на уроках под руководством учителя;

- организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности;

- усвоение учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

В своей работе я успешно применяю опорные конспекты на уроках физики и математики. Мои ученики от урока к уроку проявляют всё больший интерес к предметам и начинают их осмысливать; одним из показателей этого является то, что учащиеся регулярно подходят ко мне за дополнительной консультацией по предметам. Опорные конспекты раздаю почти на каждом уроке. Обращение к ним помогает учащимся преодолеть стеснительность, неуверенность, страх допустить ошибку, так как обращение к материалу опорных конспектов не только поможет понять, в чём эта ошибка заключается, но и избежать её.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию опорных конспектов и использованию их на уроках физики и математики.

Библиографический список

1. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.

книжное издательство, 1990.

2. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1990.

3. Штейнберг В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя // Школьные технологии. 2000. №3. С. 3-18.

4. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 255 с. .

5. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1989, С.3- 24

Загрузить презентацию (716 кБ)

Как то сразу решила, что составлю свои опорные конспекты и что главное в этом деле – постепенность. Я поняла, что процесс составления опорных конспектов очень полезен для учителя, особенно начинающего. По учебнику ещё раз просматриваешь тему, по которой будешь составлять конспект, выбираешь в ней самое главное, руководствуясь требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть сформированы по теме у каждого ученика. Дальше – с помощью символов рисуется сам конспект. Его первоначальный вариант был нарисован, в духе времени, на отмытой от снимка рентгеновской плёнке, которой щедро снабжали меня родители учеников. Набора из шариковых ручек четырёх цветов было вполне достаточно. Кодоскоп – чудо техники того времени, позволял мне работать несколько лет с опорными конспектами, но всегда что-то менялось: темы соединялись, делились, конспекты становились разборными т.д., а если нет кодоскопа, то конспект рисовался цветными мелками на доске. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: одно движение руки и конспекта нет (Приложение 1).

После того, как в моём кабинете был установлен компьютер с проектором, появилась идея перевести всё в электронный формат. К работе над конспектами подключилась Г.Н.Турбина – учитель информатики. После уроков в её кабинете традиционно собираются старшеклассники, для которых работа с компьютером давно стала жизненной необходимостью, вот им-то мы и предложили придать новую форму опорным конспектам. Такая работа была интересна нашим ученикам ещё и потому, что три года назад ребята начали изучать физику по этим самым опорным конспектам, были с ними хорошо знакомы. Наши ученики – наши соавторы, назвать их в этой статье просто необходимо: Лебедев Игорь, Гордиенко Антон, Григус Владислав.

Читайте также: