Конспект занятия по развитию речи в старшей группе осенний урожай

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Закрепить знания детей об осенней поре.

Задачи: Систематизировать знания детей об осени; активизировать словарь по теме занятия; учить; совершенствовать умение отвечать на вопросы; развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать любовь к родной природе.

Ребята, к нам в гости пришла удивительная гостья. А кто это отгадаете сами.

Лишь только взмахнула

Я сказочной кистью,

И вмиг разноцветными

Стали все листья.

Они, словно, бабочки, радуют нас

И дарят нам свой удивительный вальс.

- Как вы думаете, кто эта волшебница? (Осень.)

- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Первый месяц осени … (Первый месяц осени сентябрь.)

Второй месяц осени … (Второй месяц осени октябрь.)

Третий месяц осени … (Третий месяц осени ноябрь.)

Давайте поиграем в игру. Кому я дам осенний листик, должен ответить на мой вопрос полным предложением.

- Осень наступает после какого времени года? (Осень наступает после лета.)

- Листья осенью, что делают? (Листья осенью желтеют и падают.)

- Птицы осенью, что делают? (Птицы осенью улетают на юг.)

- Люди осенью, что делают? (Люди осенью собирают урожай.)

- Дождь осенью, что делает? (Дождь осенью моросит, идет.)

- Деревья осенью, что делают? (Деревья осенью роняют листья.)

А теперь ребята, расскажите мне, какая осень?

Осень (какая?) – холодная, красивая:

Ветер (какой?) – холодный, сильный, порывистый;

Листья (какие?) – яркие, разноцветные, разные;

Дождь (какой?) – частый, холодный, моросящий;

Небо (какое?) – пасмурное, дождливое, серое, хмурое.

Массаж биологически активных зон. Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа).

Знаем, знаем, да, да, да – нам простуда не страшна!

Ребята, пока мы делали зарядку, шаловливый ветерок раскидал листья. Давайте их соберем и узнаем с каких деревьев эти листики? Каждый берет один лист и называет с какого дерева листок.

Лист с березы – березовый лист,

Лист с рябины – рябиновый лист,

Лист с клена – кленовый лист,

Лист с дуба – дубовый лист и т.д.

Разбросала осень листья (плавные взмахи ладонями вверх-вниз).

Разукрасила их кистью (круговые движения кистями рук).

Мы в осенний лес пойдем (шагают пальцами обеих рук).

В букеты листья соберем (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев).

Летом дни длинные, а ночи …

Осенью дни короткие, а ночи …

Летом дни жаркие, а осенью …

Летом дни ясные, а осенью …

Летом дожди теплые, а осенью …

Осень устали не знает,

Заглянув во все сады,

Собирать нам помогает

Осень и нам принесла румяные, сочные, спелые яблоки. Угощайтесь ребята. Только я предлагаю, кто берет яблоко, говорит какая осень.

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;

Развивающие : развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в

группе;

Воспитательные: любовь и уважение к природе.

Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи или картинки

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"

Ход занятия:

1. Организационный момент

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

(Дети собираются около педагога)

2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.

- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)

Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

- Ребята, а где живет ежик? (в лесу)

- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.

- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)

- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.

- Вы готовы? Тогда в путь

(показ презентации)

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)

- Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий еж,

В темный лес, где ты живешь.

- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

- Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

Игра: ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это красный (помидор)

Свежий и солёный

Он всегда зелёный (огурец)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах (капуста)

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят (кабачок)

Яркие фонарики на кустах висят

Словно здесь проходит, праздничный парад,

Зелёные, красные, жёлтые плоды,

узнаешь их ты (перцы)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный (баклажан)

Голова, а сверху ус,

Нет не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать (чеснок)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает,

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят (лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок,

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая (морковка)

Растёт она -в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире (картошка)

С белым хвостом,

Под зелёным листом (редиска)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка (горох)

- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)

- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

- Картофель (выкапывают)

- Лук (срезают)

- Редис (выдергивают)

- Помидор (срывают)

- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)

- Баклажан (срывают)

- Перец (срывают)

- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)

- Капусту (срезают)

- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи) : помидор, огурец, перец, морковь, редис.

- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?

- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

- Посмотрите и скажите, что растет в саду

Игра: Загадки с дерева

Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся (Фрукты)

Золотист один бочок,

Красноват другой бочок.

Посередине, в сердцевине-

Притаился червячок. (Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку.

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив.

С дерева упала (груша)

Летом в платьице зеленом.

А по осени-в лиловом.

Ароматна и красива.

Узнаете? Это (слива)

На ветвях они висели.

Как созрели, посинели.

Смотрят сверху вниз пугливо,

Ждут, когда сорвут их (Сливы)

Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож. (Груша)

Сверху шкурка золотая,

В центре косточка большая.

Что за фрукт?- Вот вам вопрос.

Это сладкий (Абрикос)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет (Банан)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый, рыжий (Апельсин)

Он оранжевый и сочный,

Любит Новый год.

Посмотри под елку-точно,

Он в подарках ждет!

Этот рыжий господин

Вкусный, сладкий (Мандарин)

Жарким солнышком согрет.

В шкурку, как в броню одет.

Удивит собою нас

Толстокожий (Ананас)

Надорвали край рубашки,

Вниз посыпались стекляшки.

не собрать их всех назад.

Что за плод такой?

- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.

Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

- На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

- Одно яблоко, много (яблок)

- Один банан, много (бананов)

- Один апельсин, много (апельсинов)

- Один лимон, много (лимонов)

- Один мандарин, много (мандаринов)

- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

- Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

- Давайте ежику расскажем об этих ягодах

- Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

- Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая

Твоего не видно лика.

Раскраснелась со стыда.

Ох, не скрыться никуда.

- Малина (форма, размер, цвет, вкус)

• Бабье лето! Дивные рубины

Приласкала тихая заря.

Щедро ремонтантная малина

Падает в лукошко сентября.

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом

- Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.

- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

Кисленькая, вроде бы,

Но с сахаром, вкусна!

- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

• Не крапива, не шиповник,

Но шипами так же густ.

Этот злой кошачий куст.

- Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

- Клубника, какая? (красная, сладкая)

- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)

- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

- В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)

- Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)

- Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Подведение итогов

- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика

Огурец, помидор, баклажан – это …

Яблоко, груша, апельсин – это …

Клубника, малина, смородина – это …

Рябина, калина, ежевика – это …

Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Продолжая тему развития речи (развитие мелкой моторики рук) и следуя требованиям ФГОС ДО, где основные ориентиры, реализации цели – формирование.

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;

Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в группе;

Воспитательные: любовь и уважение к природе.

Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"

Ход занятия:

1. Организационный момент

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

(Дети собираются около педагога)

2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.

- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)

Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

- Ребята, а где живет ежик? (в лесу)

- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.

- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)

- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.

- Вы готовы? Тогда в путь

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)

- Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий еж,

В темный лес, где ты живешь.

- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

- Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)

- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)

- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)

- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.

- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?

- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

- Посмотрите и скажите, что растет в саду

- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.

Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

- На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

- Одно яблоко, много (яблок)

- Один банан, много (бананов)

- Один апельсин, много (апельсинов)

- Один лимон, много (лимонов)

- Один мандарин, много (мандаринов)

- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

- Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

- Давайте ежику расскажем об этих ягодах

- Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

- Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая

Твоего не видно лика.

Раскраснелась со стыда.

Ох, не скрыться никуда.

- Малина (форма, размер, цвет, вкус)

• Бабье лето! Дивные рубины

Приласкала тихая заря.

Щедро ремонтантная малина

Падает в лукошко сентября.

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом

- Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.

- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

Кисленькая, вроде бы,

Но с сахаром, вкусна!

- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

• Не крапива, не шиповник,

Но шипами так же густ.

Этот злой кошачий куст.

- Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

- Клубника, какая? (красная, сладкая)

- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)

- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

Слайд №9 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

- В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)

- Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)

- Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Подведение итогов

- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика

Огурец, помидор, баклажан – это …

Яблоко, груша, апельсин – это …

Клубника, малина, смородина – это …

Рябина, калина, ежевика – это …

Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До свидание.

- Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путешествовать.

Конспект НОД по развитию речи "Осенний урожай" в старшей группе для детей с нарушением зрения.Цели: Обобщить и систематизировать представление детей о времени года осени. Задачи: Закреплять знания детей об овощах и фруктах, умение их различать, определять по внешнему виду; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом; совершенствовать грамматический строй речи. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать желание работать друг с другом. Формировать основы ЗОЖ.

Оценить 1136 0

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с нарушением зрения.

Цели: Обобщить и систематизировать представление детей о времени года осени.

1.Закреплять знания детей об овощах и фруктах, умение их различать, определять по внешнему виду; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом; совершенствовать

грамматический строй речи.

2. Развивать зрительное восприятие.

3.Воспитывать желание работать друг с другом.

4. Формировать основы ЗОЖ.

Материал: овощи и фрукты; геометрические фигуры; муляжи овощей и фруктов; корзина; два обруча; мяч среднего размера.

1. Организационный момент

Воспитатель в костюме Осени входит в группу.

- Да я – Осень и пришла с вами поиграть. Расскажите, пожалуйста, что осенью происходит в природе?

Листья желтеют и краснеют. Деревья роняют листья. Осенью часто идут дожди.

- А что люди осенью делают?

2. Основная часть

Я пришла к вам не с пустыми руками у меня в корзине загадки есть для вас.

Красный нос в землю врос

А зеленый хвост снаружи.

В огороде вырастаю

А когда я созреваю

Варят из меня томат.

В щи кладут и так едят.

На грядке длинный и зеленый

А в кадке желтый и соленый.

- Молодцы! Догадались что это морковь, помидор и огурец.

- Как можно назвать их одним словом?

- Назовите, какие ещё вы знаете овощи?

Дети (тыква, свёкла, лук и т.д.)

- А вот очень интересная загадка. Послушайте про что она?

На сучках висят шары

Посинели от жары.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

Все эти загадки о чём?

- Назовите, какие фрукты вы ещё вы знаете?

Дети (вишня, груша, апельсин и т.д.)

Молодцы! По загадкам вы угадали, а попробуем узнать на вкус.

На блюдцах лежат кусочки овощей и фруктов. Детям поочередно завязываются глаза. Они должны по вкусу угадать, что они пробовали.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2раза)

( собираем пальчики в щепоточку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2раза)

( энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

( правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

На столе лежат геометрические фигуры. Ребенок берет любую геометрическую фигуру. Называет что эта за фигура и какого она цвета, на какой фрукт или овощ похожа.

8. Рефлексия

Осень: Вот и подошла к концу наша встреча. Вы ребята сегодня все были молодцы. В какие игры мы играли? В какую игру ещё хотели бы поиграть? Что вам больше всего понравилось? Вы меня сегодня порадовали своими знаниями. И я приготовила для вас сюрприз. ( Достаёт корзину с фруктами). Кушайте фрукты и овощи - будите сильными и крепкими.

До свидания ребята!

Тема: Осень. Признаки осени.

Коррекционно- образовательная:

Коррекционно- развивающие:

- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме; люди собирают урожай овощей и фруктов);

- упражнять в составлении рассказов;

- активизировать словарь по данной теме;

- развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Организационный момент: Логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается

Хмурая осень в окошко стучит.

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Назовите осенние месяцы?

- Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

- Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).

2. Вводная беседа

– Что вы можете сказать про солнце осенью?

(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

- Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

- С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

- Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

- Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж. )

- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)

3. Физкультминутка.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

4. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев)

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук )

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох! (один хлопок)

И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце все реже и реже светит. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вынет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

Осень (какая?) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы.

8. Составление рассказа об осени, используя картинно- графический план.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: Осенний урожай

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;

Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в

Воспитательные: любовь и уважение к природе.

Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"

1. Организационный момент

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

(Дети собираются около педагога)

2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.

- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)

Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.

- Ребята, а где живет ежик? (в лесу)

- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.

- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)

- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.

- Вы готовы? Тогда в путь

Слайд №2 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)

- Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Мне щекотно, да, да, да

Уходи колючий еж,

В темный лес, где ты живешь.

- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

- Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)

- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.

- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)

- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)

- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.

- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?

- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?

- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

- Посмотрите и скажите, что растет в саду

- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.

Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

- На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

- Одно яблоко, много (яблок)

- Один банан, много (бананов)

- Один апельсин, много (апельсинов)

- Один лимон, много (лимонов)

- Один мандарин, много (мандаринов)

- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

- Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.

- Давайте ежику расскажем об этих ягодах

- Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

- Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая

Твоего не видно лика.

Раскраснелась со стыда.

Ох, не скрыться никуда.

- Малина (форма, размер, цвет, вкус)

• Бабье лето! Дивные рубины

Приласкала тихая заря.

Щедро ремонтантная малина

Падает в лукошко сентября.

Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом

- Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.

- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

Кисленькая, вроде бы,

Но с сахаром, вкусна!

- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

• Не крапива, не шиповник,

Но шипами так же густ.

Этот злой кошачий куст.

- Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

- Клубника, какая? (красная, сладкая)

- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)

- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

Слайд №9 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)

Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)

И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)

А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)

Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)

Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

- В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)

- Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)

- Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

7. Подведение итогов

- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика

Огурец, помидор, баклажан – это …

Яблоко, груша, апельсин – это …

Клубника, малина, смородина – это …

Рябина, калина, ежевика – это …

Опенок, сыроежка, груздь – это …

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. Досвидание.

- Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сег

сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

воспитывать у детей бережное отношение к природе;

развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие ,познавательное развитие ,физическое развитие ,речевое развитие.

Оборудование:

конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

листочки из картона для дорожки;

наборы элементов для создания картины осенней природы;

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Тогда отгадайте загадку :

Несу я урожай,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

- Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены, Пожелтели листья у берёзы.

- Принимаем приглашение осени?

Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу

- Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?

- Чтобы подышать свежим воздухом

А зачем осенью мы идем в лес, да ещё и поздней?

Ребята, кто что услышал?

- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

- Опавшей листвой, грибами.

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

Воспитатель : – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру.

- Для этого нам надо встать в кружочек.

(Дети встают в кружок)

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают .

– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет .

– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают .

– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают .

– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья .

– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)

- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

t1604063194aa.jpg

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

t1604063194ab.jpg

- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

t1604063194ac.jpg

- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

-Какое время года изображено на первой картине?

- А какое время года на третьей картине?

- Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Осень бывает разной.

Вначале проведём разминку.

Физкультминутка

Ветер по лесу летал, (Руками машут)

Ветер листики считал. (Руками делают волну)

Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой .

Вот последний лист с осинки (Показ рукой)

Ветер бросил на тропинку.

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?

2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?

3) А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?

4) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.

Одним проходу не дает, других он подгоняет.

6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с заданиями.

Воспитатель : - На доске изображение деревьев. Листочки слетели с этих деревьев.

Вы узнали деревья, которые растут в нашем лесу? Подойдите и назовите.

Дети : - Клен. Береза. Красная рябина. Дуб.

Воспитатель : - Осенний ветер принёс нам листья с деревьев.

- Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его под нужное дерево и назовите, какой это листок.

Ребёнок : - Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

(Все дети с кленовым листочком выходят и закрепляют под корень)

Ребёнок : - Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

(Все дети с рябиновым листочком выходят и закрепляют под корень)

Ребёнок : - Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Воспитатель : - Ребята, обратите внимание, кто – то шуршит в листве. Это ежик.

- Я вам расскажу про него удивительную сказку. Давайте послушаем.

(Ответы на вопросы)

- Что увидел Ежик?

- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Зайчику?

- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Белочке?

- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Медвежонку?

- Ребята, что было вместо звездочек?

Практическая часть

Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены картинки-пазлы. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными!

Читайте также: