Деление слов на слоги 1 класс конспект урока школа россии обучение грамоте

Обновлено: 05.07.2024

Способствовать формированию у учащихся представления о слоге как минимальной произносительной единице языка; создать условия для развития умения делить слово на слоги, определения количества слогов в словах, графического изображения слова, разделённого на слоги

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Произносят слова по слогам; делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах; отвечают на вопросы к иллюстрации; составляют рассказ, состоящий из нескольких предложений

Личностные результаты

Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления.

Познавательные : общеучебные – используют знаково-символические средства представления информации; логические – моделируют слова при помощи схем; классифицируют животных (объединяют в группы по существенному признаку).

Коммуникативные : выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делить слова на слоги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ты видишь слово на доске,

Разбитое на слоги,

Как будто поезд вдалеке

Мчит по стальной дороге.

Чтоб быстрей и лучше было,

Мы читаем по слогам:

Ма-ма мы-ла Са-шу мы-лом,

А потом он мылся сам.

Чтобы слоги подсчитать,

Надо гласные узнать.

С каждой гласной связан слог,

Вот и весь о них урок.

(На доске записаны слова.)

Работа, машина, улица, дом, бабушка.

— Какое слово лишнее? (Улица — первый слог состоит из одного звука, бабушка — отвечает на вопрос кто?, дом — состоит из одного слога.>

— Какое слово из данных нельзя разделить на слоги? Почему?

— Разделите остальные слова на слоги вертикальной чертой.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О делении слов на слоги.)

Сегодня на уроке продолжим работу по делению слов на слоги.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте. Как называется это стихотворение? Почему?

— Когда мы используем считалки?

— Выполните задание в парах.

— Какие слова из считалки вы подобрали к первой схеме? ко второй? И т. д.

— Какие предметы изображены? Назовите их.

— Разделите слова на слоги.

2. Словарная работа

1) Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лисица.)

2) Хвост пушистый,

В деревне кур крадёт. (Лисица.)

(Учитель выставляет иллюстрацию с изображением лисы.) Лисица — это хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

— Послушайте, какое стихотворение написал о лисе Г. Ладонщиков.

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра,

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая лисица.

— Запишите слово лисица. Подчеркните безударную гласную, поделите слово на слоги. Поставьте ударение в слове.

— Составьте с этим словом предложение.

IV. Физкультминутка

Одна сова не спит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте.

— Отрывок из какой сказки вы прочитали? Кто автор этой сказки?

— Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. (Дед.)

— Обоснуйте свой ответ.

— Запишите предложения. Над каждым словом обозначьте цифрами количество слогов в нём.

(Ученики разыгрывают сценку в группах по ролям.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Какие скороговорки вам удалось составить? (Сшила Саша шапку Саше. Милу мама мыла мылом.)

— Произнесите скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп.

(Самостоятельное выполнение задания.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 3,4 на с. 13; СУ, задания на с. 16, 17; Тр., задания на с. 18).)

Урок 6. деление слов на слоги

Цели : научить учащихся делить слова на слоги; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

Оборудование : учебник; рисунки с изображением лисы, белки.

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Постановка целей и задач урока.

• Беседа с учащимися по вопросам :

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

– Приведите примеры слов.

– Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части.

– Чем мы займемся сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на части.)

– Эти части называются слоги.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков .

На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.

• Беседа с учащимися по вопросам:

– Кто изображен на рисунке? (Лиса.)

– Скажем хором слово лиса.

– Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же.

– Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.)

– Я покажу, что в этом слове две части.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

– Кто здесь изображен? (Белка.)

– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?

– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги.

– Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов, состоящих из двух слогов.)

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала.

– Сколько слогов в словах:

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.

 Работа по учебнику: с. 11.

■ Развитие связной речи учащихся.

Физкультминутка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать умения делить слова на слоги.

Задачи:

- обучающие сформировать умения делить слова на слоги;

-развивающие развивать умения анализировать, работать с разными источниками информации; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, воображение;

-воспитательные воспитывать уважительное отношение к языку как носителю русской культуры, учить работать в группах.

Планируемые результаты:

делить слова на слоги по алгоритму

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

использует знако-символические средства при оформлении моделей слов;

делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

слушает и понимает речь других;

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Тип урока урок рефлексии

Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная

Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

2.Актуализация знаний.

На доске слова: сорока, язык, дом

Прочитайте самостоятельно слова. Какое слово лишнее? Сколько слогов в данных словах (работа с каждым словом). Расскажите какими способами вы пользовались, когда определяли количество слогов в словах? Давайте ещё раз скажем, что же нам необходимо знать, чтобы определить сколько слогов в слове?

3.Работа по теме урока

Работа в рабочих тетрадях.

Когда мы пишем , мы какой речью пользуемся?(письменной) А еще какой вид речи есть? Чтобы письмо у нас было красивым и правильным нам необходимо провести разминку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Чистописание. Отгадайте загадку.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом. Лисица

Письмо заглавной и строчной буквы л.

4. Словарная работа.

А лисица это какое животное? Где она живет? (слайд)

Запишите это слово в тетради, поставьте ударение и отметьте безударную гласную, которую надо запомнить. На доске две схемы, подберите схему, которая подходит к слову лисица. Сколько гласных звуков в этом слове? Разделите это слово на слоги. Сколько слогов? На какой вопрос отвечает слово лисица? Подберите к этому слову слова, отвечающие на вопрос какая? Подберите к слову лисица слова, которые обозначают действия? (на доске появляются карточки со словами: хитрая, рыжая, бегает ,лисица) Составьте из данных слов предложение. Какие буквы использовались при написании данных слов на карточках? (печатные). А какими буквами мы пользуемся при написании слов в тетради?(письменные). Запишите данное предложение в тетрадь.

5.Физминутка.

Хома, Хома, Хомячок,

Хома серенький бочок.

Хома с солнышком встаёт,

моет лапки, чистит рот.

Утром делает зарядку:

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

6.Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику. Упр. 5(с.34). Прочитайте стихотворение. Как оно называется? Почему? Когда мы используем считалки? На доске слова из считалочки и схемы данных слов. Соедините схему и слово.

Упр.6(.с.34).Рассмотрите рисунки. Какие предметы изображены? Назовите. Разделите слова на слоги.

Гимнастика для глаз.

Посмотрите на рисунок. Прочитайте. Отрывок из какой сказки? Кто автор? Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги. Докажите.

7.Самостоятельная работа. Работа по вариантам.

1 Вариант списывает первое предложение, а 2 вариант списывает второе предложение. Каждое слово разделите на слоги. Взаимопроверка.

Работа в парах. Разыгрывание сценки.

8. Рефлексия.

Как вы справились с заданием? Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги? Кому нужна помощь?

9.Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось? Кому было легко работать? Кому было трудно? Ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? Как вы думаете, мы достигли ее? Как правильно разделить слова на слоги?

Читайте также: