Типичные речевые ошибки связанные с употреблением паронимов в речи конспект

Обновлено: 07.07.2024

Паронимы (гр. para - возле + onima - имя) - это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях:

Например: подпись - роспись, одеть - надеть, главный - заглавный.

Паронимы и синонимы

• Следует отличать паронимы от синонимов, и помнить, что синонимы, обозначая одно и то же или близкое понятие, нередко семантически предельно сближаются, тогда, как паронимы обозначают всегда совершенно разные понятия и отличаются друг от друга четкой семантической дифференциацией.

• Расхождение в значениях паронимов обычно настолько значительно, что замена одного из них другим невозможна. Смешение паронимов приводит к грубым лексическим ошибкам:

"Мать одела (надо надела) на ребенка пальто";

"В вестибюле гостиницы сидели командировочные" (надо командированные).

• Синонимы же взаимозаменяемы. При всем своеобразии семантических структур они предоставляют автору право широкого выбора наиболее подходящего по значению слова.

Виды паронимов

• Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный - длительный, желанный - желательный, гривастый - гривистый, жизненный - житейский, дипломатичный – дипломатический. Таких паронимов большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях (толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях паронимов).

· Другие паронимы характеризуются особенностями в лексической сочетаемости: экономические последствия - экономичное ведение хозяйства, богатое наследство - тяжелое наследие; выполнять задание - исполнять песню.

· Особую группу паронимов составляют такие, которые отличаются функционально-стилевой закрепленностью или стилистической окраской: работать - сработать, жить - проживать.

· Выделают так же корневые паронимы, имеют разные корни, внешнее сходство которых является чисто случайным: рус. экскаватор — эскалатор; англ. live — leave;

Паронимический ряд

• Два и более паронима образуют в языке паронимический ряд (паронимическую парадигму). По количеству членов паронимические ряды делятся на бинарные (например: всякий – всяческий, главный – заглавный и т.д.) и полинарные (например: единственный – единый – единичный, дипломат – дипломант – дипломник и т.д.).

• В русском языке преобладают бинарные паронимические ряды.

Функции паронимов

• Столкновение паронимов используется для выделения соответствующих понятий: Молодые Тургеневы оли­цетворяют собой честь и честность (Мария Марич). Яркий стилистический эффект создает противопоставление паронимов: Меня тревожит встреч напрасность, что ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому (Е. Евтушенко).

• Употребление паронимов может быть средством уточнения мысли. В оппозиции он [Изветов] словно бы, был, – сказал Придорогин. – У него, братец мой, позиция, а, оппозиция. – Своя позиция и есть оппозиция (К. Федин).

Возможно сопоставление паронимов, если автор хочет показать тонкие смысловые различия между ними: Я не люблю пластику кистей у танцовщиц. Она манерна, условна, сентиментальна; в ней больше красивости, чем красоты (К. Станиславский).

• Сопоставляют не только родственные созвучные слова, но и сходные в звучании слова с разными корнями; причем чем неожиданнее сопоставление, тем ярче звуковая окраска слова, придающая высказыванию особую экспрессию: Есть соль земли – есть сор земли (А. Вознесенский)

Ошибки при употреблении паронимов

• В результате смешения паронимов возникают грубые лексические ошибки: Трибуну представили (вместо предоставили) гостям

• К смешению паронимов близки речевые ошибки, возникающие вследствие неправильного употребления однокоренных слов, которые в строгом значении термина нельзя отнести к паронимам (улыбчивый – улыбающийся, рекомендательный – рекомендованный, прогрессивный – прогрессирующий). Вторые слова в этих парах не прилагательные, а причастия, паронимия охватывает лишь слова, принадлежащие к одной и той же части речи.

• Грубые лексические ошибки могут быть вызваны ложными ассоциациями, которые часто возникают под влиянием парономазии*. При этом путаются созвучные слова, имеющие разные корни: вираж – мираж – витраж; эскалатор – экскаватор и подобные. Где здесь натуральная контора? Мне с ребенка копию снять. Прошу редакцию газеты оказать мне девственную помощь.

Важно помнить

• Правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи, оно помогает говорящему или пишущему более точно выразить мысль. Смешение же их - признак невысокой речевой культуры.

ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ НОМЕР 1

(1. И еще один парадоксальный фактор.

2. Наряду с положительными факторами нельзя не отменить и серьезных недостатков, которые у неё еще есть. )

• В речевом обиходе и в печатном иногда встречается ошибочное использование слова фактор вместо факт, особенно когда речь идет о каких либо событиях или явлениях.

• Факт - то, что реально существует, действительное событие, явление, случай.

• Фактор - то, что способствует развитию, существованию чего-либо, движущая сила, стимул.

• ЗАДАНИЕ НОМЕР 2

• ("В целом женский турнир произвел двоякое впечатление".)

• Иногда встречаются случаи ошибочного употребления прилагательного двоякий вместо его паронима двойственный в словосочетании производить впечатление.

• Двойственный 1.Такой, в котором соединяются два различных качества, часто, противоречащих друг другу. 2. Двуличный или лицемерный.

Двоякий. Проявляющийся в двух видах, формах; двойной.

ЗАДАНИЕ НОМЕР 3

• Предоставьте свое тело бурлящим водным потокам. Постойте под падающими струями небольших водопадов".

• Нужно употреблять пароним водяной, вместо водный.

• Водяной. 1. Состоящий из воды. 2. Осуществляемый с помощью воды.

• Водный. 1.Относящийся к воде, связанный с ней. 2.Связанный с использованием воды и водоемов.

• ЗАДАНИЕ НОМЕР 4

• ."Самый действительный способ улучшить память - создать себе мощную мотивацию".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 15.

Тема: типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

Учебный предмет: родной (русский) язык.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Метапредметные УУД :

Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Предметные УУД : овладеть сведениями о паронимах. Опознавать паронимы. Различать паронимы и многозначные слова.

Оценивать уместность и точность использования слов в тексте.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

1) Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные : умение слушать собеседника;

Предметные: осознание богат ст ва и разнообразия лек с ики русского языка.

2) Повторение. Словарная работа.

- Спишите, расставьте ударение в словах:

Гомеопатия, граждане, гражданство,

кета, паралич, правнучка,

мускулистый, грушевый, кедровый,

доцент, прадедовский, зубчатый,

Списывают, расставляют ударение.

Самопроверка.

Гомеоп а тия, гр а ждане, гражд а нство,

к е т а , парал и ч, пр а внучка,

бархат и стый, камен и стый,

м у скул и стый, гр у шевый, кедр о вый,

доц е нт, прад е довский, зубч а тый,

м е лкоз у бчатый, развит о й,

м а лор а звитый, возрастн о й,

великов о зрастный.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные : определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса

3) Работа по теме урока

Организует работу с упражнениями по учебнику.

Задание №1. Выберите правильный вариант ответа.

1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.

А) Он прошёл непростой житейский путь.

Б) Житейский опыт помогает людям в трудных ситуациях.

2. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.

А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления пищи.

Б) Президент рассказал об экономической обстановке в стране.

3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО.

А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого.

Б) Юрист объяснил мне правила вступления в наследство.

4. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен для обучающихся 10 класса с углубленным уровнем изучения предмета. В ходе урока ребята смогут повторить ранее изученные лингвистические понятия; продолжат совершенствовать навыки связной монологической речи; развивать языковое чутьё и аналитические навыки, вспомнят и углубят знания о паронимах, научатся правильно употреблять их в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Конспект урока

русского языка в 10 классе (углубленный уровень)

Узлова Светлана Николаевна,

учитель русского языка,

Тема урока: Паронимы. Их функция в речи. Смысловые ошибки, связанные с их употреблением.

Класс: 10 (углубленный уровень).

расширение понятийной лексической базы за счет включения в нее новых элементов;

Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления.

Воспитывать внимание, формировать активность личности, творческую инициативность.

Организовать самооценку учащимися своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

Регулятивные

Обучающиеся умеют прогнозировать, контролировать, корректировать и давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные

Обучающиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание, выдвигать предположения и их обосновывать.

Коммуникативные

Обучающиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли и осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы.

Обучающиеся дают толкование лексического значения паронимов; умеют правильно употреблять их в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской. Соблюдают в практике речевого общения нормы литературного языка. Обогащают словарный запас и грамматический строй речи. Извлекают необходимую информацию из различных источников, умеют развёрнуто обосновывать суждения, давать определения.

Методы обучения:

метод проблемного изложения;

Средства обучения:

Упражнения, выведенные на экран. Приложение 1.

Словарь паронимов русского языка, автор Вишнякова О.В.- Москва, “Русский язык”, 1984 г.

Организационные формы:

Педагогические технологии:

технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления.

Ход (сценарий) урока

Организационный момент.

Добрый день, мой замечательный 10 класс. Я рада снова Вас видеть. Надеюсь, все уже готовы к нашему очередному уроку русского языка. Теперь, чтобы полностью сосредоточиться, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Вот и замечательно.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Но перед тем как начать нашу беседу, я предлагаю вам с моей помощью определить тему сегодняшнего нашего урока, одновременно поиграв с лингвистическими терминами. Сейчас я буду называть вам определение какого-либо языкового термина. Ваша задача – этот термин записать и взять из него ту букву, которую я попрошу. В результате из выбранных вами букв мы сможем составить слово и определить тему нашего урока. Если ни у кого нет вопросов, то давайте начинать.

Часть слова, располагающаяся перед корнем. Взять 1-ую букву. (Приставка).

Oтcтyп впpaвo в нaчaлe cтpoки (кpacнaя cтpoкa) Взять 1-ую букву. (Абзац).

Одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Это высказывание, которое несет в себе утверждение, отрицание или вопрос. И к тому же это законченная единица языка и речи, а потому в конце всегда присутствует точка, вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Взять 2-ую букву редложение).

Слова, одинаковые по написанию или произношению, но различные по значению. Взять 1-ую букву (Омонимы).

Словарный состав языка. Взять 5-ую букву. (Лексика).

29-я буква русского алфавита. (ы).

Актуализация знаний.

Слово учителя. Посмотрите, пожалуйста, на экран! Обратите внимание на предложенные пары слов. Как вы думаете, отличаются ли данные слова лексическим значением?

Здравица – здравница, сытыйсытный, невежа – невежда.

Предполагаемый ответ: Да, отличаются. Ребята дают лексическое значение каждому из предложенных слов.

- Так вот, ребята, эти слова называются паронимами. Это близкие по звучанию однокорневые слова с разным лексическим значением:

паронимы, имеющие разные приставки (отпечатки - опечатки);

паронимы, отличающиеся суффиксами (безответственный -безответный);

паронимы, один из которых имеет производную, а другой непроизводную основу (роствозраст, тормозторможение).

Паронимы не взаимозаменяются в речи, т.к. это приводит к грубейшей речевой ошибке – искажению смысла высказывания. Например: Заглавный герой романа “12 стульев” никогда не терял чувтва юмора. Заглавный – действующее лицо, именем которого названа пьеса, фильм и др., получается, что заглавный герой здесь – все 12 стульев. Необходимо было употребить другой пароним – главный (самый важный, основной). Часто ошибки допускаются при употреблении паронимов невежа (грубый, невоспитанный человек) – невежда (необразованный человек); эффектный (выделяющийся какими-либо внешними признаками) – эффективный (результативный); командированный (тот, кто едет в командировку) – командировочный (документ); подпись - (фамилия, собственноручно написанная под чем-либо) – роспись (стенная роспись или письменный перечень чего-либо); надеть (покрыть себя или часть тела какой-либо одеждой; сочетается только с неодушевленными существительными, называющими предметы одежды: надеть шляпу, пальто, галстук, платье) – одеть (облечь кого-либо в одежду; сочетается с одушевленными существительными: одеть ребенка, себя, пожилого человека).

Иногда в речи смешиваются паронимы, являющиеся заимствованными словами. Причина этого – незнание точного значения иноязычных слов: авторитетный (влиятельный, пользующийся признанием) – авторитарный (повелительный, не терпящий возражений).

Объясните разницу в значении словосочетаний. (Устно).

Молодой советник - молодой советчик;

опасный человек - опасливый человек;

кардинальное решение - кардинальское решение;

осудить поступок - обсудить поступок;

соседний дом - соседский дом;

хозяйские интересы - хозяйственные интересы;

мелкие придирки - мелочные придирки;

абсолютный невежа - абсолютный невежда;

годовой отпуск - годичный отпуск.

- Основная стилистическая функция паронимов в речи – создание особой стилистической фигуры – парономазии. Парономазия – это намеренное смешение или столкновение слов-паронимов с целью подчеркнуть значение каждого из них: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). Особенно значима парономазия в речах судебных ораторов: Я буду вести не придуманную, а продуманную речь (Ф.Н.Плевако); И не жил он, а доживал свою жизнь (В.Д.Спасович).

- А сейчас - внимание на экран!

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Запишите полученные словосочетания.

Поиски - происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

абонент - абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);

дипломант - дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);

описка - отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);

советник - советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

кожный - кожаный (портфель, заболевание);

классный - классовый (характер, руководитель, строй);

удачный - удачливый (день, охотник, намёк, операция);

расчётный - расчётливый (человек, книжка, характер, система);

экономичный - экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);

нетерпимый - нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

исполнительный - исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).

- В отдельных случаях паронимы выступают как средство создания каламбура, например, в афоризме Эмиля Короткого: Классиков нужно не только почитать, но и почитывать.

Таким образом, правильное употребление паронимов - необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их - признак невысокой речевой культуры. Давайте правильно попробуем применить приведенные паронимы. А для этого нужно составить с ними словосочетания.

С приведёнными паронимами составьте словосочетания. (Устно).

Совершенствовать умение разграничивать паронимы в речи.

ВложениеРазмер
paronimy.docx 23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: объяснение нового материала.

  1. Познавательные: углубить знания учащихся о паронимах;
  2. Практические: совершенствовать умение разграничивать паронимы в речи; продолжить подготовку к ЕГЭ; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе выбора слов, подходящих по смыслу.
  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ.
  1. Орфоэпическая разминка: оклеить, шарфы, досуха, лгала, низведен, загодя, щавель, облилась, нажился, позвонила, баловать, цепочка, оптовый, цемент.
  2. А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 1, 2

  1. Синтаксический разбор предложения: (Повест., невоскл., сложное, сложноподчиненное).

IV. Объяснение нового материала:

  1. Составьте словосочетания со следующими словами: вечный – вековой, каменный – каменистый, единый – единичный, злой – злостный, ближний – близкий.

Вечный огонь – вековой памятник, каменный век – каменистая дорога, единый экзамен – единичный случай, злой человек – злостный нарушитель, ближние холмы – близкий человек.

- Почему необходимо говорить ближние холмы, а не близкие? (Потому что эти слова разные по значению. Близкий – находящийся неподалеку, в небольшом расстоянии; коротко знакомый, связанный дружескими отношениями, взаимной симпатией. Ближний – указывает на небольшое расстояние по отношению к месторасположению чего-либо, кого-либо: села, окрестности, дороги.

- Как называется ошибка неверного употребления рассмотренных слов? (Смешение паронимов.)

- Откройте и ознакомьтесь с §5 (чтение параграфа). Что же такое паронимы? (Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Паронимический ряд составляют слова одной части речи.)

V. Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним

Упр.18.Доска. (Задание: из слов в скобках выберите нужное).

1. На девочке было ( одето , надето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент ) не отвечает. 3. Окружность и диаметр – ( несоизмеримые , неизмеримые) величины. 4. Всё лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с ( целой , цельной) корзиной грибов. 6. Как только (представится, предоставится ) возможность, я поеду на юг. 7. (Дефективные, дефектные ) вещи подлежат обмену. 8. ( Длительное , длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 9. ( Лесные , лесистые) озёра очень красивы.

Следующее упражнение вы выполните самостоятельно.

Упр.19. Самостоятельно. (Задание: Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому прилагательному.)

Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок). Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, директор, погоны, уборка квартиры). Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм). Защитительный, защитный (речь, панцирь, приспособление, аргумент, насаждение). Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль). Ледовый, ледяной (покров, крыша, ветер, взгляд, голос).

VI. Проверочная работа.

  1. В каком предложении вместо слова представлена необходимо употреблять предоставлена ?
  1. Её работы представлены на выставке.
  2. Аня была представлена новому руководству.
  3. Справка должна быть представлена в суд.
  4. Ему была представлена возможность поехать на стажировку.
  1. В каком предложении вместо слова органический необходимо использовать органичный ?
  1. Органические соединения образуют земную кору.
  2. Вундеркинды отличаются органической тягой к знаниям.
  3. Органическая связь теории с практикой.
  4. Его поступки вызывают органическое отвращение.
  1. В каком предложении вместо слова будничный необходимо употреблять будний ?
  1. В будничный день было тяжело добраться до центра города.
  2. Анна была погружена в будничные заботы.
  3. Её будничный костюм на этот раз казался необычным.
  4. Будничная жизнь Алексея протекала спокойно.

Ответы: 1) 4; 2) 2; 3).

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали, что паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию, а также то, что паронимический ряд составляют слова одной части речи.)

Читайте также: