Конспект пересказ сказки лиса и журавль

Обновлено: 05.07.2024

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

  1. Формировать умение у детей составлять пересказ близко к тексту по ролям (речевое развитие).
  2. Закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (речевое развитие).
  3. Отработать умение четко произносить звук С в речи (речевое развитие).
  4. Пополнить словарь детей антонимами (речевое развитие).
  5. Совершенствовать умение внимательно слушать друг друга, отвечать на вопросы (социально-коммуникативное развитие).
  6. Совершенствовать умение соотносить действия с текстом (двигательное развитие).
  7. Способствовать развитию творческих способностей и артистизм (художественно-эстетическое развитие).

Методы и приемы: - практические - инсценировка;

- словесные - беседа, рассказывание.

Материалы и оборудование: текст сказки, фишки с условными изображениями лисы, журавля, автора, мяч, маски: лиса, журавль, стол, скатерть, кувшин, тарелка.

Формы организации совместной деятельности

Логика образовательной деятельности

Промелькнуло, будто пламя,

Нет ни дыма, ни пожара

2. Птица серая по болоту

Идет отважно на охоту

На ней беретик черно-красный,

Лягушкам рядом быть опасно

Задает вопросы по содержанию сказки.

- Дружат ли лиса и журавль в начале сказки?

- Как встретила лиса журавля?

- Почему журавль не смог съесть угощение?

- А как поступила лиса?

- Как журавль встречал гостью?

- Смогла ли она поесть вдоволь?

- Почему перестали дружить Лиса и Журавль?

Принимают участие в беседе по содержанию сказки

- Я назову слово и тот кому я брошу мяч назовет это слово ласково:

Моем чашку, моем кружку, (встать, круговые движения

правой рукой перед грудью).

Ставим высоко на сушку (встать на цыпочки, руки вверх).

Ой! Упала чашка с полки, (наклон вперед, руки вниз).

Будем собирать осколки (присесть, изобразить)

Выполняют движения в соответствии с текстом Координируют слова и действия.

Владеют правильным речевым дыханием

- Возьмите фишку и узнаете какую роль будете играть

СА – СА – СА – вот бежит лиса;

СУ – СУ – СУ – мы видели лису;

СЫ – СЫ – СЫ – у лисы усы

Повторяют чистоговорки за воспитателем Четко, внятно произносят слова в правильном темпе речи.

Правильно артикулируют согласный звук С

С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Почему не получилась дружба у лисы и журавля?

Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?

(Не обманывай никого и тебя никто не обманет.)

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: обеспечить развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

- обеспечить узнавание жанра художественного произведения

- обеспечить развитие умения пересказывать текст, используя слова и речевые обороты из текста

- активизировать употребление глаголов из текста сказки

- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных

- воспитывать интерес к устному народному творчеству

- способствовать формированию умения понимать смысл пословиц

Технологии: здоровьесберегающие, игровые.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание пословиц.

I. Вводная часть

1. Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением. Предлагаю вам отгадать загадки и узнать кто главные герои произведения.

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Ловких попрыгушек (Журавль)

За деревьями, за кустами

Махнуло хвостом, будто пламя.

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

II .Основная часть

Рассказывание сказки

Беседа по содержанию сказки :

- Дети, что мы сейчас послушали?

К какому литературному жанру относится это произведение?

- Как вы догадались, что это сказка?

- О чем говорится в этой сказке?

- Какой вам представляется Лиса в этой сказке?

- Каким представлен Журавль?

- Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали? (куманек, кумушка, голубушка)

- В сказке очень много необычных слов. Давайте вспомним их. Что они означают?

- Как бы вы назвали сказку? (дети перечисляют названия)

- Послушайте сказку еще раз. Запоминайте внимательно последовательность сказки. После моего рассказа, вы сами попробуете рассказать эту сказку.

Повторное чтение сказки

- Пересказывать мы будем по ролям. Какие роли есть в этой сказке?

- Как настоящие артисты будем стараться пересказывать точно по тексту и выразительно

- Какие средства артисты используют для выразительного исполнения роли?

(далее выбираются дети)

Пересказ сказки по ролям

- А сейчас немного отдохнем

Шёл журавль на охоту,

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет её ни тут, ни там.

А затем домой вернулся.

- Что делала лиса в сказке? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала)

- Лиса была хитрая, а журавль еще … (хитрее)

- Кувшин был высокий, а журавль еще … (выше)

- Нос у журавля был длинный, а дорога еще … (длиннее)

- У этой сказки есть и другое название «Как аукнется, так и откликнется. Что означает это название сказки?

Ждал журавль журавля

На болоте два часа.

Жарко солнышко светило,

Журавлю тоскливо было.

- Давайте произнесем эту скороговорку медленно, четко проговаривая каждое слово.

- Произнесем шёпотом. Произнесем громко.

- Сейчас будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.

- У меня есть иллюстрации к этой сказке. (Закрепить на доске). Давайте попробуем составить из них книгу. (дети выкладывают последовательно сюжетные картинки)

Составление книги из иллюстраций

- Что вам больше всего понравилось?

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- О чем эта сказка?

1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.

2. Учить инсценировать сказку по ролям.

3. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.

4. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.

6. Воспитывать умение внимательно слушать других.

7. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Воспитатель: - Вы, ребята, проходите.

Друг на друга посмотрите.

Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - … сказки !

Воспитатель: - Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)

Воспитатель: - Правильно, в сказку.

- А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие в народе услышит, какие - сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не расскажет.

- Ребята, а вы сказки любите?

- Как люди передавали сказки друг другу?

- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

- Ребята, я буду из заветного сундучка бабушки Рассказушки волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть, кто изображён, и какие черты характера человека показывают животные в сказках:

- волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

- медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);

-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);

-заяц (трусливый, слабый).

- Изобразите волка…, медведя …, лису…, зайца …

Воспитатель: - Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.

Отгадайте-ка загадку: Рыжая красавица

Идет по лесу – хвалится

Я красива и умна,

И пушиста, и хитра ( Лиса )

Воспитатель: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

- В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти сказки.

Воспитатель: - Сегодня мы узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

(Разбор новых слов и словосочетаний )

Воспитатель: - В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.

Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

- Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)

Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;

Стряпала – приготовила пищу;

Окрошка - блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.

Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.

- Назовите героев сказки?

- Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой, голубчик, лисонька)

- Каким голосом лиса звала журавля? (сладким, хитрым)

- Кто первым решил пригласить в гости?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Почему лиса решила угостить журавля? ( захотела дружить )

- В какой посуде она подала угощение?

- Почему она размазала кашу по тарелке? ( чтобы слизать самой)

- Кому было удобнее есть из тарелки?

- Распробовал ли журавль угощение?

-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)

-А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)

- Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком? (Решил лисе отомстить).

- Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).

- Осталась ли лиса довольна? (Нет)

- Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).

- Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому).

Воспитатель: - Ребята, сейчас немного отдохнём.

Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

Искал лягушку на болоте

Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

И назад домой вернулся (ходьба на месте)

Воспитатель: - А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.

-Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (девочку и мальчика) .

-Я буду автором, … - лисой, … - журавлём. ( Дети надевают шапочки животных, и начинают показ).

- Дети, а кто еще желает? Вызывает (1 -2 пары)

-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.

- Почему? Объясните пословицу (Как лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней. Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят злом).

- Придумайте, как подружить лису с журавлём? (Если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей).

- Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг друга).

Воспитатель: - Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

-Давайте вспомним, к ак называлась сказка, которую мы читали, пересказывали и выполняли инсценировку к сказке?

- Вам понравилась сказка?

- Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.)

- Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и вспоминать эту сказку и не делать таких ошибок как лиса и журавль.

Воспитатель: - Наше занятие завершаем, со сказкой мы прощаемся, спасибо скажем бабушке Рассказушке… и волшебному сундучку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель: 1. Учить детей выразительно рассказывать сказку 2.Закреплять умение детей пересказыват.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ НА ЛОГОПУНКТЕ (подготовительная группа, 6-7 лет, ФНР, ФФНР).


Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен.


Цели:коррекционно-образовательная:—обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;коррекционно-развивающие:—развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;—активизировать.


Конспект непосредственно образовательной деятельности пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль"

Пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль".

Цель: обогащение и активизация словаря детей.Коррекционно - образовательные задачи. · Учить детей пересказывать сказку по ролям близко к тексту.






2. Развивать диалогическую и монологическую речь, пальцевой моторики: психологических процессов (мышления, памяти, внимания).

3. Продолжать воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Ход занятия.

I. Организационный момент

— Посмотрите сколько у нас сегодня гостей

— Поздоровайтесь с ними

— Если к нам пришли гости, мы значит кто?

— Хозяева, которые любят гостей принимать

— Какие они? Как сказать, одним словом?

— Это какие? (ответы детей)

II. Загадки

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня еще пришел к нам в гости. Если правильно отгадываем загадку — на экране появляется наш гость.

Хитрая да ловкая,

В деревне кур крадет. (Лиса)

— Кто зимой холодной

Ходит злой голодный? (Волк)

— Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Летом ульи ворошит (Медведь)

— Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

Острые зубки (Мышь)

—У каждого зверя есть свой дом

—Найдите дом для своего животного и скажите кто, где живет.

V. Релаксация.

— Давайте присядем на ковер и послушаем песенку (до начала припева)

— Как вы думаете, куда нас приглашает эта песенка?

VI. Чтение сказки по слайдам (мультимедиа)

1 слайд: Подружилась Лиса с Журавлем и пригласила его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж я тебя угощу.


2 слайд: Пошел журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала по тарелке. — Покушай, голубчик мой! Я сама стряпала.


3 слайд: Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе, да лижет кашу, так все сама и съела. — Извини,- говорит, — больше угощать тебя нечем! –Спасибо, лисонька! Приходи теперь ты ко мне в гости.


4 слайд: На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил ее в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, лисонька! Больше угощать нечем.


5 слайд: Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает, — никак достать не может, не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. Поел и говорит. — Извини, кумушка, больше угощать нечем.


6 слайд: Взяла лису досада. Думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор дружба у лисы и журавля врозь. Как аукнулось, так и откликнулось.


1. Зачем лиса пригласила журавля в гости?

2. Она действительно хотела его угостить?

3. Зачем журавль пригласил лису?

4. Можно сказать, что они были друзьями?

5. Почему журавль не мог, есть кашу?

6. Почему лиса не могла, есть окрошку?

7. Почему закончилась дружба лисы и журавля?

8. Как вы понимаете поговорку: Как аукнулось, так и откликнулось? Беседа по вопросам.

VII. Пересказ сказки с использованием серии сюжетных картинок.

Каждый ребёнок выбирает картинку и по сюжету сказки по порядку становятся полукругом.

VIII. Рефлексия.

— Чему вас научила эта сказка? (ответы детей)

— Что понравилось вам сегодня на занятии?

Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, и наши лесные гости принесли вас угощения.

Основные термины (генерируются автоматически): гость, журавль, лис, III, VII, VIII, Дидактическая игра, ответ детей, слайд.

Похожие статьи

ДЕТИ. Ответы детей. 3 ЭТАП. Слайд 12. ВОСПИТАТЕЛЬ.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше. Слайд 25.

Конспект открытого логопедического занятия с использованием.

Ноутбук и экран, демонстрационные картинки с изображением одежды, дидактическая игра

Оценивается работа детей, заслушиваются ответы детей, что им понравилось на занятии, что запомнилось.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по.

Методы иприёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра

Здравствуйте, люди добрые! Гость на порог — счастье в дом. Слайд 4. Заставка «В гостях у

Лиса — какая? (хитрая, рыжая). Воспитатель: Молодцы ребята!

Конспект организованной образовательной деятельности по.

5 слайд (Добираются до яблони.) Воспитатель: Ребята как вежливо нужно попросить яблоню.

Баба Яга: Что за гости ко мне пришли?

Конспект ООД в подготовительной к школе группе.

Ход занятия: В: Друзья, сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости из школы, они хотят узнать

Ответы детей: кругом лежит снег, не видно проталин, солнышко спряталось и т. д.

Интересно, от кого оно, хотите узнать? Слайд 3 Текст письма: «Дорогие ребята!

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего.

Вопрос — ответ.

- Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со свойствами предметов.

Читайте также: