Крылатые слова и афоризмы 4 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

Что такое крылатые выражения (или слова), откуда они берутся? Дело в том, что эти выражения были сказаны или написаны кем-то и когда-то, и настолько они оказались удачными, что люди стали их повторять. Так постепенно они вошли в нашу устную и письменную речь.

Крылатыми их называют потому, что эти слова, прижившись в языке, словно на крыльях перелетают от человека к человеку.

Часто крылатыми становятся изречения великих людей, писателей, исторических деятелей. А могут они войти в нашу жизнь и со страниц книг или с экрана телевизора, а иногда приходят к нам из глубины веков.

Крылатые выражения, как и пословицы и поговорки, обогащают нашу речь.

А Васька слушает, да ест.

Авгиевы конюшни.

Так говорят о запущенной проблеме, беспорядке в делах и т. д.

Из древнегреческой мифологии. Это был седьмой по счёту подвиг Геракла за время, когда он находился на службе у царя Эврисфея. Геракл вычистил обширные конюшни царя Авгия, которые не чистились 30 лет.

А воз и ныне там!

О деле, которое невозможно выполнить, поскольку каждый тянет его в свою сторону.

А всё-таки она вертится!

(С итальянского: Eppur si muove!)

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

О коллективе, в котором ничто не идёт на лад потому, что никто не знает своего дела, нет единства, нет общей цели, каждый сам за себя.

Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона!

А ларчик просто открывался.

Так говорят, когда долго не могут найти ответ на простую задачу. А потом оказывается, что решение было крайне лёгким.

Аршин проглотить.

Ахиллесова пята.

Значит то же, что и слабое, уязвимое место.

Мифическому герою Ахиллесу оракул предрёк гибель. Тогда его мать, морская богиня Фетида, окунула младенца в священные воды реки Стикс. При этом она держала его за пятку. Ахиллес стал неуязвим — и только пятка, которая осталась сухой, была его слабым местом. Спустя годы, поражённый стрелой в пяту, Ахиллес умер.

Белая ворона.

Так говорят о человеке, резко отличающемся от других людей. Белая ворона всегда резко выделяется на фоне своих чёрных собратьев.

Выражение пошло от латинской крылатой фразы albus corvus [альбус корвус].

Блудный сын.

Внести свою лепту.

Иными словами: сделать некий вклад в общее дело.

В Библии говорится о том, как некая вдова пожертвовала для храма совсем малую жертву — 2 лепты (лепта — мелкая монета в Древней Иудее). Но это приношение противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то вдова пожертвовала от бедности своей, лишив себя даже необходимого. Поэтому для Бога такая жертва была гораздо дороже.

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!

Говорится о человеке, который смеётся над чужой бедой и вскоре сам попадает в подобную ловушку.

Гадкий утёнок.

Дамоклов меч.

Заблудшая овца.

Так говорят о человеке, сбившемся с истинного пути.

Иван, родства не помнящий.

Так сейчас говорят про человека, который отказывается от традиций своего народа.

Как белка в колесе.

Обычно так говорят об очень занятом человеке, который выполняет много разных дел. Реже — о том, чьи усилия бесплодны, хотя и требуют немало времени и сил.

Как пить дать.

Когда рак на горе свистнет.

Значит никогда. Раки — жители речного дна — ни за что не покинут среду своего обитания, не вылезут на сушу и уж тем более не засвистят. И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны.

Крокодиловы слёзы.

Обычно так говорят о чьём-либо притворном, фальшивом сочувствии.

По древнему поверью (не имеющему реальных оснований), крокодил, прежде чем съесть пойманную жертву, проливает слёзы, как бы оплакивая её.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

Иронически о лицемерах, которые хвалят друг друга не за заслуги, а потому, что в ответ тоже хотят услышать похвалу.

Лебединая песня.

Так говорят о последнем проявлении таланта человека.

По легенде, лебеди, птицы не певчие, за несколько минут до смерти обретают голос и поют удивительно красиво.

Мальчик для битья.

Человек, страдающий за чужие провинности.

Маменькин сынок.

Иронически: изнеженный и мало приспособленный к самостоятельной жизни мальчик или молодой человек.

На лбу (лице) написано.

Око видит, зуб неймёт.

Так говорят о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.

Пальма первенства.

Означает превосходство в чём-либо. В Древней Греции существовал обычай награждать победителя в состязаниях пальмовой ветвью, считавшейся атрибутом богини победы Ники.

После дождичка в четверг.

Так говорят о несбыточном, о том, что неизвестно когда исполнится.

Принцесса на горошине.

Так говорят о изнеженных, избалованных особах.

В сказке датского писателя-сказочника X. К. Андерсена принцесса была столь нежной, что почувствовала крошечную горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин!

Рог изобилия.

То же, что источник дохода, богатства, благосостояния.

По легенде, Зевса, главного бога древних греков, вскормила своим молоком коза Амалфея. Когда Зевс вырос, в благодарность он взял свою кормилицу на небо. Но по пути на небо коза Амалфея случайно потеряла один рог. Зевс наделил этот рог волшебным свойством: стоило только пожелать, как из рога появлялись самые разнообразные яства или лилось вкуснейшее питьё.

Сбоку припёка.

Испечёт пекарь хлеб, достанет из формы, посмотрит, а там сбоку — припёка! Пригоревшие кусочки теста, прилипшие снаружи к корочке! Вот досадно!

Сизифов труд.

То же, что тяжёлая и бесплодная работа.

Из древнегреческой мифологии. Царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осуждён на бесконечный и бесплодный труд — вкатывать на гору огромный камень, который, едва-едва достигнув вершины, срывался вниз, и Сизиф вновь принимался за свою работу.

Спой, светик, не стыдись!

Так иронично обращаются к людям, которые из ложной скромности не хотят демонстрировать свои таланты, ожидая, что все вокруг будут их долго упрашивать!

Стоический характер.

Стоический характер — стойкость, способность переносить тяжёлые испытания. Стоики — последователи философской школы Стоя, основанной в Афинах и позднее достигшей и Рима.

Высшая стоическая мудрость и добродетель состояли в том, чтобы при всех поворотах судьбы сохранять выдержку и самообладание, оставаться безразличным к боли и смерти, быть свободным от предрассудков.

Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!

Иронически говорят о человеке, который попусту растратил время на веселье и забавы, забыв о деле.

У сильного всегда бессильный виноват.

Так говорят, когда кто-либо незаслуженно обвиняет более слабого.

Устами младенца глаголет истина.

Это выражение пришло к нам из латыни. Ех ore parvulorum Veritas [экс орэ парвулерум вэритас].

В основном дети бесхитростны и искренни. Они говорят то, что думают, и это бывают очень точные замечания.

Хранить как зеницу ока.

Через тернии к звёздам.

Так говорят о пути к какой-нибудь большой и прекрасной цели, полном трудностей и опасностей.

Выражение произошло от латинского per aspera ad astra [пэр аспэра ад астра].

Яблоко раздора.

Цель урока: дать учащимся представление о крылатых выражениях.

1. Научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка; указать на безграничные возможности великого могучего русского языка.

Оборудование: раздаточный материал, фразеологический словарь, словарь крылатых выражений.

Тип урока : открытие новых знаний.

I. Актуализация внимания.

– Ребята, скоро вы перейдете в 5 класс. У вас будут проходить уроки литературы. Вы узнаете много интересного, новые произведения, новых писателей, поэтов. Это очень увлекательные, интересные, волшебные уроки. Тема нашего сегодняшнего занятия “Крылатые выражения”.

– Что это за выражения?

– Почему они называются крылатыми?

– Чтобы лучше усвоить, выполним задания.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

1) Прослушайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ми в сказ ке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом с обирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

– Что означает это выражение?

– Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию? (иллюстрация)

– Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?

– Как вы понимаете?

– Какие еще выражения вы знаете?

– Что они обозначают?

2) В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.

во весь дух – быстро

морочить голову – обманывать

в час по чайной ложке – медленно

рукой подать – близко

– Что они обозначают?

– Можно ли их понимать в прямом смысле?

– Вот какое недоразумение может произойти.

3) Замолчи Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил!

– Что случилось с Петрусем?

– Почему это произошло?

– Как надо понимать прикуси язык?

4) А теперь задание Я читаю стихотворение. Найдите устойчивые обороты. Что они обозначают?

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой, засучив рукава.

– Какой здесь устойчивый оборот?

– Когда его употребляют?

Смог, осилить ношу

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

– Какой здесь оборот?

Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость.

Лампу, плащ или шляпу,

И веревку, и тряпку.

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде.

– Какой здесь оборот?

5) Из истории оборотов (доклады).

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.
Все вы конечно слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

6) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок.

Многие вам знакомы.

Из каких сказок появились такие выражения?

Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка)

Кому корешки, а кому вершки.

Битый небитого везет.

По щучьему велению.

– Как вы понимаете эти обороты?

7) Игра “Закончи фразу”

Поди туда – (не знаю куда)

Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается)

Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди) .

– Как вы их понимаете?

8) Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.

Догадайтесь (работа у доски)

голоден как (волк)

труслив как (заяц)

неповоротлив как (медведь)

надут как (индюк) нем как (рыба)

– Почему появились эти выражения?

9) Сценка “Ни пуха, ни пера”.

Рано утром Мама-Квочка

В класс отправила сыночка

Говорила: “Не дерись, не петушись”.

Поспеши уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера.

Через час едва живой

Петушок идет домой

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

– Что пожелала Мама-Квочка?

– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?

– Где они употреблены в переносном значении?

10) Сценка “Три загадки”.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

– Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:

– Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

– Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами? Тут дежурный как крикнет:

– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

– Какие выражения встретились?

Кто сможет объяснить?

Что может быть беда

В дым разругаетесь.

Потом – сгорите от стыда.

11) Из истории (доклады).

Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.

12) Игра “Пантомима”.

Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем.

Реветь в три ручья.

Спать с открытыми глазами.

13) Сочинение рассказов.

– Сочините небольшой рассказ, используя крылатые выражения.

История из жизни.

Назови, одним словом:

1. Морочить голову. (обманывать)

3. В час по чайной ложке. (медленно)

2. Нем как . (рыба

3. Голоден как. (волк)

Назови одним словом:

1. Рукой подать . (близко)

2. Во весь дух . (быстро)

3. Хитер как . (лиса)

4. Труслив как . (заяц)

– С какими выражениями мы познакомились?

– Можно ли их понимать в прямом смысле?

– Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Я решила наградить всех участников очень дорогими ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, магнитофоны, видеокамеры, автомобиль BMW и другие, любезно представлены фирмой “Рожки да ножки”. Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.

– Попались на удочку?

– Что, уши развесили?

А если серьёзно, то вас ожидает приз “Пальчики оближешь”. Смотрите, не проглотите язык.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крылатые слова. Фразеологизмы

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению.


Внеклассная работа по фразеологии "Крылатые слова и фразеологизмы"

Цели данной работы:- познакомить детей с фразеологией, основными ее понятиями;- показать, как фраз.


Крылатые слова и выражения из Библии


Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие с крылатыми словами"

Игра по станциям "Путешествие с крылатыми словами"Цель: показать многогранность русского языка через употребление фразеологических оборотов.


Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова».


Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её.

Тип занятия: урок углублённого изучения темы.

Основная цель: ознакомить учащихся с крылатыми словами (фразеологизмами).

  • Обучающие: вспомнить известные крылатые слова, объяснить их значение, ознакомить с происхождением фразеологизмов, показать неразрывную связь языка с историей народа,
  • Развивающие: развивать речь учащихся, навыки работы с информацией, способствующей формированию культуры школьника,
  • Воспитательные: привить любовь к родному языку и литературе.

Формы учебного сотрудничества: индивидуальная, групповая.

Оборудование и материалы к уроку: плакаты (3 штуки), карточки с заданиями, листы бумаги, карандаши, школьный фразеологический словарь, магнитофон.

2. Проверка домашнего задания

3. Работа по теме занятия




– А теперь задание сложнее. Попробуйте с помощью мимики, жестов показать устойчивые сочетания слов.

(Представитель от одной группы показывает, другие учащиеся отгадывают).

– Значит, буквально устойчивые сочетания (фразеологизмы) понимать нельзя, иначе может произойти недоразумение, например:

Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

– За 5 минут вы должны записать как можно больше фразеологизмов со словами голова, рука, нога. (Заслушиваются ответы каждой группы).

4. Итог занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепление навыков нахождения и правильного употребления фразеологизмов.

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.

Цель: закрепление навыков нахождения и правильного употребления фразеологизмов.

Задачи: образовательная: углубление и расширение знаний учащихся о фразеологизмах.

развивающая: развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль, развивать критическое мышление.

воспитательная: воспитывать любовь к языку, его красоте, многозначности.

Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности; подведение под понятие на основе распознавания объектов; выделение и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

Личностные результаты: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): презентация, карточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

- Действительно, в наших руках быть счастливым, успешным человеком.

- Объясните, что такое успех?

- Успех будет для вас желанным, если вы разберётесь в своих желаниях, правильно поставите цели и определитесь с маршрутом.

- И вот теперь, важно идти до конца, не останавливаясь и не сворачивая с пути! Успех не приходит к нам, это мы должны дойти до него!

Надо идти вперед, все вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается.

Но, если играть в бирюльки, откладывать дела в долгий ящик, строить воздушные замки, то в итоге останешься у разбитого корыта.

- Скажите, что было использовано в последнем предложении?

- Что такое фразеологизм?

- ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ - устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение.

- Для чего используют крылатые выражения?

- Как правильно их использовать?

- Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь?

- Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях.

- Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи.

Итак, в течение урока мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть.

Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Внеклассное мероприятие для 4 класса "Крылатые слова и выражения"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Автор: Честнова Татьяна Юрьевна – учитель начальных классов.

ГОУ СОШ № 1743 СЗАО г. Москвы.

познакомить с красотой и величием родного языка,

учить понимать образные выражения,

познакомить с толкованием фразеологизмов,

показать значение крылатых слов и выражений в нашей речи,

расширить словарный запас учащихся,

углубить знания по русскому языку и литературе,

повысить интерес к чтению.

Таня: (сл ай д № 2) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – так писал известный всему миру писатель Иван Тургенев.

Соня: Каждый знает (сл ай д № 3) , язык всем знаниям и всей природе ключ.

Таня: Но нет ничего мощнее слова.

Соня: (сл ай д № 4) ,

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях. (сл ай д № 5)

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла?

(Выходят пять учеников, в руках перевёрнутые таблички)

Таня: Любой язык по-своему богат и красив. Одним из лучших украшений речи являются крылатые слова и выражения. Вот о них сегодня и будем говорить.

Паша: В науке о языке эти особые образные выражения называются фразеологизмами.

(Дети переворачивают таблички, на которых написано:

Язык хорошо подвешен,

Водой не разольёшь,

Таня: У нас в руках таблички с крылатыми выражениями. Сейчас на экране появится толкование. Ваша задача: определить какое образное выражение оно расшифровывает.

(сл ай д № 6: Кто-либо умеет хорошо, гладко говорить. )

Читаем толкование хором, три – четыре. (Дети из зала каждый раз хором читают толкование, а затем выбирают толкование, отвечают. Ученики с табличками каждый раз хором подтверждают ответ. Ученик с данной карточкой расшифровывает толкование)

Артём: ( табличка - Язык хорошо подвешен)

Выступление у Даши получилось превосходное – не зря говорят, что язык у неё хорошо подвешен.

(сл ай д № 7: Отвлекать собеседника посторонними разговорами от сути проблемы. )

Денис : (табличка - Заговаривать зубы )

Зубы болели у людей во все времена. Одни ходили к докторам, другие – к знахарям, у которых были свои способы лечения с помощью трав, заговоров и заклинаний. Бывало, что после такого посещения боль в зубе утихала, и человек был доволен.

(сл ай д № 8: Очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть.)

(сл ай д № 9: Они так дружны, всегда вместе )

Паша: (табличка – Водой не разольёшь.) (сл ай д № 9-1)

(сл ай д № 10: Бездельничать . )

Таня: (табличка – Гонять собак ) (сл ай д № 10-1)

(Пять учеников уходят, выходят другие девять человек.) (сл ай д № 11)

Соня : В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц: ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли. С пословицами мы сверяем наше поведение. Они наставляют:

Соня: учат не ошибаться:

Алла: Ну, а вы знаете пословицы? Сейчас проверим. Попробуйте отгадать пословицы по двум словам. Посмотрите на экран ( слайд № 12) , читаем все вместе: язык – Киев . В какой пословице есть эти слова? Молодцы, (слайд № 12-1) Язык до Киева доведёт, то есть, спрашивая у других, всё узнаешь и найдёшь. Послушайте такой диалог (выходят ученик и ученица, одетые в костюмы):

- А далеко вы собрались?

- Я-то? Уж не спрашивай, голубчик… Сама не знаю, куда еду. Сказывают, язык до Киева доведёт… В Москву пробираюсь.

Настя М.: Смотрим на экран (сл ай д № 13), читаем: Емеля – неделя. Из какой пословицы эти слова? Верно, (слайд № 13-1) Мели Емеля, твоя неделя. Значит, не болтай попусту, просто так. Говорится насмешливо тому, кто болтает явный вздор, кому не верят.

Настя Ю.: И снова экран (сл ай д № 14), читаем: Слово – воробей. Кто узнал пословицу? Правильно, (слайд № 14-1) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит, прежде чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. (сл ай д № 15),

Алла: Сейчас вам покажут мини-сценки, а вы должны узнать и назвать пословицы.

Настя М.: А это что за пословица?

Теперь надо соотнести картинку с пословицей. Посмотрите на экран.

Читаем хором, три-четыре. ( На экране по одной появляются пословицы:

Эти пословицы дети читают хором вслух.)

Подходит эта пословица к нашей картинке?

Дети: Нет, не подходи т ( слайд № 17-15).

Настя Ю.: Кто сможет назвать пословицу, которая подойдёт?

Дети: Друзья познаются в беде.

Соня: Вы уже поняли: пословицы содержат в себе богатство смысла и давно получили заслуженную славу золотых россыпей русской поэзии. Вот на этой славной ноте мы наш разговор и закончим. (сл ай д № 18)

Читайте также: