Краткий конспект по истории 6 класс параграф 10 культура стран халифата

Обновлено: 04.07.2024

Цели: познакомить с историческими условиями, благоприятствовавших развитию культуры, вкладом народов халифата в развитие мировой культуры; дать представление о мавританском стиле в архитектуре и арабской книжной миниатюре; научить анализировать произведения искусства.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться описывать памятники истории и культуры Арабского халифата; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; давать образную характеристику деятелей культуры;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; составлять рассказ на основе материала учебника и дополнительного материала;
  • личностные УУД: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, уважение к культуре других народов; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать многообразие мира.

Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

III. Актуализация знаний

Учитель загадал слово и сообщил классу, что готов отвечать на вопросы.

— Это нечто живое?

— Это относится к исламу?

— Это небольшой предмет?

— Там могут жить люди?

— Это один из священных городов мусульман?

— Это город, в котором пророк Мухаммед начал свои проповеди?

Только после выявления всех существенных признаков ученик может дать ответ: Мекка.

(Для отгадывания можно предложить слова: Медина, Мухаммед, ислам, хиджра, хадж, Коран, халифат, халиф, бедуины и др. 3-5 слов достаточно, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников и не тратить много времени.)

— Арабский халифат внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

План урока

  1. Исторические условия развития культуры Арабского халифата.
  2. Образование.
  3. Наука.
  4. Литература.
  5. Искусство.
  6. Значение культуры халифата.

IV. Работа по теме урока

1. Исторические условия развития культуры Арабского халифата

— Что такое культура?

— Почему мы должны начинать изучать культуру какой-либо страны с исследования исторических условий развития данного государства?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Исторические условия развития культуры Арабского халифата:

  • Высокий уровень развития ремесла и торговли
  • Наличие крупных городов
  • Наличие сильной центральной власти
  • Сохранение памятников древней культуры
  • Сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками

— Какое событие, произошедшее в VII в., стало толчком для развития арабской культуры?

2. Образование

Недавно мы побывали в византийской школе, а теперь совершим экскурсию в арабскую школу, предварительно прочитав п. 1 § 10.

— Что вам понравилось во время экскурсии, а что нет?

— Почему мусульмане стремились получить образование?

— Где арабы получали образование?

— Что изучали в высших школах?

(Проверка выполнения задания.)

3. Наука

Развивались самые разные науки, одной из главных стала математика. Пожалуй, наиболее серьезным достижением арабских ученых стали переработка и использование индийских цифр, которые позже получили название арабских. Именно арабскими цифрами мы пользуемся сейчас. Первоначально их запись соответствовала следующему принципу: числовое значение цифры было равно количеству острых углов в ее написании.

Математика Астрономия История География Медицина

(Проверка выполнения задания.)

— Какое положение занимали ученые в арабском обществе?

— Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

4. Литература

Задание: познакомьтесь с афоризмами и высказываниями поэта Фирдоуси и подумайте, какие из них актуальны и в наши дни.

(Проверка выполнения задания.)

5. Искусство

Христианские церкви — как западные, так и восточные — легко узнать по их внешнему виду, они совсем непохожи на все остальные здания. Так же как и христианам, последователям ислама необходимо место для совершения служб и молитв. Специально построенные для этого здания называют мечетями. У мечетей тоже есть архитектурные особенности. Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

— Чем мечеть напоминает христианский храм, а чем отличается?

— Около мечетей возводили минареты. Минарет — высокая башня.

(Работа с иллюстрациями.)

— Как христиане украшали свои храмы?

Действительно, храмы украшали иконы, фрески, мозаики, на которых изображались библейские сюжеты и их герои. В исламе запрещено изображать не только Аллаха, но и всех живых существ.

— Как вы думаете, почему существует такой запрет?

Поэтому мечети и богатые дома мусульмане украшают различными узорами — арабесками.

Слайд. Арабески — сложные геометрические узоры из переплетающихся и пересекающихся линий.

6. Значение культуры халифата

— Какой вклад внес Арабский халифат в мировую сокровищницу культуры?

Задание: составьте схему, используя материал п. 5 § 10.

Значение культуры халифата:

  • Сочинение Авиценны по медицине было настольной книгой европейских врачей
  • Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии
  • Многие труды античных авторов стали известны европейцам благодаря арабам
  • Европейцы научились у арабов чертить более совершенные карты, пользоваться компасом и глобусом
  • Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы

V. Подведение итогов урока

— Сопоставьте достижения науки и искусства в халифате и в Византии. Чем можно объяснить их сходство?

— Каково различие в назначении христианских и мусульманских храмов? Как это различие отразилось в их архитектуре и украшении?

— Охарактеризуйте и сравните влияние культуры Византии и стран халифата на другие страны.


Урок знакомит с историей формирования и особенностями арабской культуры периода Средних Веков. Рассматривает систему образования, действовавшую в Арабском халифате. Рассказывает о самых известных арабских учёных того периода, их открытиях и достижениях. Характеризует влияние ислама на литературу и искусство народов, входивших в состав Арабского халифата.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура стран халифата"

Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.

Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.

Культура Халифата

В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.

Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.

Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.

Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.

Образование состояло из нескольких этапов.

Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.

Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.

В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.

Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.

Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.

В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.

Арабские учёные

Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.

Центры научных знаний

Арабские переводы

Огромными были достижения арабских учёных в области точных наук.

Известный учёный и математик Аль-Хорезмѝ (783–850 годы) считается основателем классической алгебры.

До XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в популяризации индийских цифр.

Сначала ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во всём Западном мире.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Арабские астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.

Учёный и астроном Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.

Уважением у арабов пользовалась география.

Арабские путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.

Известным арабским географом был Ибн Хордадбѐх (820 г. – ок. 912 года).

Высокого уровня у арабов достигла медицина.

Время зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама.

Появились предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.

В своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали историю Рима, Византии, Ирана.

Развитая поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.

Она отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения устной поэзии были записаны.

Больших успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения обычно писались на персидском языке – фарсѝ.

Известным поэтом был Фирдоусѝ (934–1020 годы).

На основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою оригинальную архитектуру. Строители возводили великолепные дворцы, храмы и крепости.

Наиболее известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.

Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише – михра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия священнослужителя – муллы̀ или има̀ма.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле мечети возводили минарѐты – высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву.

Мечеть была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром образования.

Функции мечети

Наиболее известные мечети времён Халифата – А̀мра в Фуста̀те, Мечеть Омейя̀дов в Дамаске, Заповѐдная мечеть в Мекке.

Заповедная мечеть

Коран не одобрял изображение людей и животных, поэтому

стены зданий арабские мастера покрывали арабѐсками – геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

Подведём итоги.

В IX–XI веках арабская культура достигла наивысшего расцвета.

Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы.

Составили выдающийся вклад в мировую культуру.

Это относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии, медицины, истории.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок истории

Тема урока: Культура стран халифата.

- продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;

- выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;

- показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата

1.Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата

3. Научные знание.

5. Значение культуры Арабского халифата.

1. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала.

Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата

Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из восточных стран - Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Арабский язык становиться государственным в странах халифата, языком литературы и науки.

Образование

Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.

К образованным людям, знатокам Корана, относились с почтением. Все знатные люди желали иметь в своей свите как можно больше поэтов, ученых, знатоков Корана.

Научные знание

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералоги, фармакологии, геологии и др. аль - Бируни владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

-Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— , в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову

Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. ( сл. 22) - вид дворца.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями

Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.

Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

Значение культуры Арабского халифата.

Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний, получили новую систему счета, название многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, пользоваться компасом и глобусом.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые. В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи, труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабом.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

1. Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии? 2. Какое явление в истории Западной Европы VIII—IX веков учёные назвали, как и арабское. Возрождением? Подумайте, почему учёные применили одинаковое определение для этих культурных эпох. 3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота. 4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чём вы видите общие черты, чем они различаются? 5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.

Проверьте себя

Подумайте

1) Сходство было в том, что они были соседями, так же Византия и Арабский халифат всячески способствовали развитию образования, поддержке ученых. 2) Культурный и научный подъем в Европе VIII – XI веках ученые назвали эпохой Возрождения. Они дали одинаковые определения этим эпохам, так как в Европе и в Арабском халифате происходило развитие архитектуры, искусства, науки. 3) Большое количество цветных узоров покрывают стены, которые освещаются солнечным светом из большого количества окон. 4) И в церквях и мечетях крыша представляла из себя купол. Различия же в том, что церкви же снаружи почти не украшены, а мечети всячески украшены и снаружи и внутри.

Читайте также: