Дед архип и ленька конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Астафьева Наталья Васильевна

Цель: на основе анализа текста заострить внимание современных подростков на теме сострадания, одиночества человека, жестокости мира.

Понятия : образ, заглавный образ, образ автора; сравнение, олицетворение,

метафора, эпитет; трагическое; эпизод; пейзаж; проблема.

Предварительное задание :

нарисовать портрет одного из главных героев или иллюстрацию к тексту

выписать непонятные слова, уточнить их лексическое значение, пользуясь толковым словарём

Слова , вызвавшие затруднения: марево, пестовать, трактир, арба, гикнуть, станица, осокорь, скряга, балка.

Уточняем значения слов в начале урока, чтобы потом на это не отвлекаться.

На доске – портрет Максима Горького и иллюстрации детей.

Первый этап урока – чувственное восприятие текста детьми.

Понравился ли рассказ?

Какие чувства возникли после его прочтения?

Какой герой понравился больше всех? Почему?

Какие сцены, эпизоды больше всего запомнились? Почему?

Работа с текстом.

Где происходят события? Найдите описания природы и героев, заполнив следующую таблицу ( можно работать в парах, можно дать столбцы таблицы по вариантам). Чтобы дети проверили и дополнили таблицу, можно свой вариант показать на интерактивной доске.

на тёмно-коричневом фоне земли

отрёпанные и скорченные фигуры

загорелые и пыльные

узкой полоски песка – он жёлтой лентой тянулся

берег, залитый солнцем

Серая полоса дороги

золотое море пшеницы

кашель был хрипл, удушлив

тихого шороха волн о песок

в степи не было никаких звуков

Какие средства художественной выразительности использует Горький при создании картин природы и описании героев?

Ребята уже знают, что такое эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, поэтому без труда могут привести примеры из текста.

Какую роль выполняют в тексте описания природы?

Большинство ребят отмечает не только роль фона, на котором происходят события, но и пейзаж, как отражение чувств, переживаний героев.

Попробуйте заполнить таблицу описание героев примерами из текста

( работа в парах, по группам)

Кого бы вы ещё добавили в таблицу?

маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда

голубые глаза, большие, глубокие, не по-детски вдумчивые

худом, изрытом оспой личике, с тонкими, бескровными губами и острым носом.

серьёзным и сосредоточенным выражением на лице

большие сухо блестящие глаза внука

костлявая и длинная фигура

старого иссохшего дерева, принесённого и выброшенного сюда, на песок, волнами реки

погладил шершавой рукой

корявых, дрожащих пальцев

тусклые и воспалённые глаза старика, с красными, опухшими веками

испещрённое морщинами лицо

прижал голову внука к себе и поцеловал её

С таблицей можно начать работать, предложив дополнить её дома.

Найдите общие и отличные черты внука и деда

Как они относятся друг к другу?

В каких словах герои выражают свои взгляды на жизнь?

Дети отмечают, что дед озлоблен, не верит в лучшее, на земле его держит только забота о внуке. Лёнька же мечтает о далёком прекрасном мире, он верит в хороших людей, он способен проявить сострадание.

Эпизод с девочкой ( некоторые дети уже добавили в таблицу цитаты из текста к её образу)

Читаем по ролям. (Лучше доверить хорошо читающим детям)

Наблюдаем, как меняется во время этого эпизода Лёнька

Какую роль сыграла встреча с девочкой в жизни Лёньки?

Какие детали вы бы выделили, рассказывая об этом эпизоде?

Дети называют платок, как вещь, которая послужит толчком к ссоре между Лёнькой и единственным родным для него человеком. Лёнька не принимает воровство, даже ради спасения.

Так кто же всё-таки прав в споре: ребёнок или взрослый?

Как автор относится к своим героям, на чьей он стороне?

Домашнее задание (на выбор):

Составить кроссворд или тест по рассказу

Написать сочинение-рассуждение (темы на выбор)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 298 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.04.2018 4411
  • DOCX 50.5 кбайт
  • 50 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Астафьева Наталья Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Ход урока.

I Повторение. (Опрос).

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о рассказе по вопросам.

  1. Понравился ли вам рассказ?
  2. Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

Цель урока. Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

необходимые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

композиция, художественное своеобразие произведения.

Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

I Повторение. (Опрос).

Что такое тема художественного произведения?

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о рассказе по вопросам.

Понравился ли вам рассказ?

Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2. Работа с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

в) Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

Как автор относится к своему герою? (Он симпатизирует ему, жалеет его).

О чем говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

И Архип ,и Лёнька худы, в лохмотьях.

2) обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется социальными мотивами.

3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а) Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как это его характеризует?

Обобщение учителя.

4) Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр. 43,44,46;

5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

- Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота - судьба Лёньки. Она под ударом.

Обобщения и выводы учителя.

По характеру Лёнька значительно отличается от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел, отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

Рассматривание иллюстраций к рассказу и беседа по ним.

С каким рассказом А.М.Горького познакомились на уроке?

Что особенно запомнилось в характере Лёньки?

Какова основная идея рассказа?

Есть ли у вас дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отношения между героями

  • О чем беспокоится дед? Как к этому относится внук?

Лёнька

Дед Архип .

«Лёнька часто слышал от деда этот вопрос, ему уже надоело рассуждать о смерти, он молча отвернулся в сторону.

Ему не нравились эти разговоры .

Не страх приближающейся смерти, а мысль о внуке не дает покоя деду Архипу. Заметна раздражительность Лёньки в адрес деда. Дед говорит о жестокости мира в адрес обездоленных , он чувствует свое бессилие и злится из-за этого . Ленька будто улавливает чувства деда , но не хочет развивать эту мысль. Между героями возникает нравственно-психологический конфликт .*

Встреча в девочкой

  • Как ведет себя Ленька при встрече с девочкой?

Лёнька после

Лёнька и девочка

Конфликт героев (кульминация)

  • Вспомните ссору деда и внука? Каковы доводы каждого?

Лёнька

Дед Архип

  • А на чьей стороне вы? Почему?
  • Какие пути решения этой проблемы видите вы?
  • *На чьей стороне автор?
  • Как сложилась судьба героев после этого?

Дед Архип

Лёнька

  • В чем же трагичность финала? Почему автор

Даже после своей смерти эти люди не удостоились человеческого отношения: их не похоронили вместе в другими людьми. Они изгои даже после смерти . Автор подчеркивает, что ни заботливые стремления деда, ни Лёнькины детские идеалы, мечты не нужны миру . Они отщепенцы * для мира.



Рекомендации:

Очень хорошо построен материал. Текста в меру, соответствующие картинки. Не указаны источники информации.

У нас этот рассказ включён в программу (12-летка, эксперимент). Материал нужный, полезный. Вот если бы, Валентина Вениаминовна, он включал в себя ещё и вопросы и задания по тексту, было бы вообще замечательно.

Читайте также: