Историческая эпоха развитая в вымышленном повествовании конспект в а кожевникова план

Обновлено: 05.07.2024

Ответ пришел быстро — разрешение было получено. В конце февраля — начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Сочинение по литературному произведению
1) Пишите сочинение по литературе только по прочитанному Вами произведению.
2) Вдумайтесь в название темы. Определите основную мысль, её предстоит раскрыть.
3) Уточните дату создания произведения, исторические события, сопутствующие литературному действию.
4) Подобрав дополнительную литературу, прочитайте об авторе и этом произведении, отметьте удачные на Ваш взгляд определения и мысли.
5) Выразите личное отношение к проблеме и герою.
6) Выберите, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения.
7) Составьте примерный план.
8) Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана.
9) Подбирая цитаты, помните, они не должны быть слишком длинными. Если возможно, приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое.
10) Напишите черновик, прочитайте его вслух, сделайте нужные поправки.
11) Проверьте грамотность. Не ленитесь обращаться к словарям. Избегайте употребления синтаксических оборотов и слов, в написании и значении которыз сомневаетесь.
12) Обратите внимание на оформление сочинения. Деление текста на абзацы должно быть логически оправдано.
13) Перепишите. Обязательно перечитайте еще раз, проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.

Тема урока: Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.

(По роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка”).

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С.Пушкин

Представление учебного проекта.

Тематика проекта выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учеников.

  1. Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
  2. Выяснить, каково отношение народа и историков к Пугачеву.
  3. Развить навыки самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями.
  4. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

Осуществление учебного проекта.

Для формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности проект осуществляется в несколько этапов.

I этап – класс разделен на 3 группы:

- историки занимаются сбором информации об исторической эпохе Екатерины II;

- пушкинисты работают над историческим трудом Пушкина “История Пугачевского бунта” и романом “Капитанская дочка”;

- художники иллюстрируют текст.

II этап – подведение промежуточных итогов:

- участники каждой группы представляют отчет о проделанной работе и вырабатывают план дальнейшей деятельности.

III этап – работа с компьютером:

- размещение информации, собранной на слайдах.

IV этап – презентация:

- учащиеся наглядно предъявляют результат своей проектной деятельности.

“Эпоха Екатерины II”.

Слайд № 1. Представлена тема исследования, приводится эпиграф – слова А.С.Пушкина.

Слайд № 2. Выводятся цели урока.

Слайд № 3. На слайде - портреты Екатерины II и Петра III

Историки представляют исторические факты об эпохе правления Екатерины II.

Слайды № 4, 5. На слайде размещается таблица, показывающая усиление крепостного гнета эпохи Екатерины II.

Историки исследуют положение крепостных и государственных крестьян, работных людей и казаков рассматриваемой эпохи.

Слайд № 6. На слайде - карта крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Историки представляют собранные ими сведения о ходе крестьянской войны.

Слайд № 7. На слайде приводится высказывание историка эпохи Екатерины II о Емельяне Пугачеве.

“Исследования по роману

“Капитанская дочка ”

Слайд № 8. На слайде – название исторического труда А.С.Пушкина.

Слайд № 9. На слайде – портрет А.С.Пушкина и изображение книги “История Пугачевского бунта”, издательства 1934 года.

Учащиеся исследуют историю создания исторического труда А.С.Пушкина.

Слайд № 10. На слайде – маршрут поездки А.С.Пушкина по местам пугачевского восстания.

Учащиеся по карте изучают путь Пушкина, описывают его встречи с очевидцами событий.

Слайд № 11. Приведены выводы учащихся о роли А.С.Пушкина в исследовании эпохи Екатерины II.

Учащиеся подводят итоги деятельности поэта как историка.

Слайд № 12. На слайде – название романа “Капитанская дочка” и вопрос из эссе М.И.Цветаевой “Пушкин и Пугачев”.

Учащиеся ищут ответ на вопрос: “Как соотносятся историческая правда и вымысел в романе, каков он – настоящий Пугачев?”.

Слайд № 13. Ответ на приведенный в слайде № 5 вопрос М.И.Цветаевой.

Слайд № 14. Приводится высказывание А.С.Пушкина о бессмысленности и беспощадности русского бунта.

Учащиеся пытаются осмыслить представленное высказывание, связать его с современностью.

Слайды № 15, 16, 17, 18, 19. На слайдах изображены иллюстрации художников к роману “Капитанская дочка”.

VI-XII — картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика;

XII — XIV — роль развернутого эпилога. Каждому циклу будет посвящен отдельный урок.

— Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? (Нельзя сказать, что Петруша полностью ус¬воил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца прямоту и честность.)

— Что такое милосердие? (Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания: помощь, вызванная этими чувствами.)

— Почему Гринева застал буран в степи? (Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.)

— Каково символическое значение бурана? (Буран предвещает бурные события не только в судьбе героя, но и в судьбе страны.Буран — метафорическое обозначение народного бунта.)

Домашнее задание1. Перечитать главы III-V.2. Подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым.

Тема: Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор III-IV глав)

Цели: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов.

— Дайте комментарий к эпиграфам главы.

— Как был ранен Гринев? (Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар.)

IV. Словарная работа— Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Уточните по словарям значения этих слов.

Достоинство — сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.Честь — совокупность высших морально-этических принципов личности.Благородство — 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.

— Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?

Домашнее задание1. Перечитать главы VI, VII.2. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования.3. Раскрыть роль эпиграфов к VI, VII главам.4. Составить словарик устаревших слов и выражений, слов с неясным для вас значением; уточнить значение слов по словарю.

Тема: Пугачев и народ в повести. Разбор VI-VII глав

Цели: проверить знание устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: словарная работа, сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов.

I. Словарная проверочная работаОбъяснить значение слов:1- й вариант: посаженый отец, погост, алтын, бастион, элегия, протекция, кибитка.2- й вариант: недоросль, ментор, рекрут, сатисфакция, обедня, призреть, эпитафия.

Ответы:

1- й вариант:Посаженый отец — исполняющий роль отца жениха или невесты при свадебном обряде.Погост — сельское кладбище.Алтын — старинная русская монета достоинством в три копейки.Бастион — старинное укрепление в форме пятиугольника, воздвигавшееся в углах крепостной ограды.Элегия — лирическое стихотворение, проникнутое грустью.Протекция — покровительство, влиятельная поддержка, содействующая устройству чьих-либо дел.Кибитка — крытая дорожная повозка.

2- й вариант:Недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную или военную службу.Ментор — наставник, воспитатель (по имени воспитателя сына мифического царя Одиссея).Рекрут — в русской армии ХVIII-ХIХ вв. и иностранных армиях — лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.Сатисфакция — удовлетворение за оскорбление чести в форме дуэли.Обедня — главная церковная служба у христиан, совершаемая утром или в первой половине дня.Призреть — дать приют и пропитание, взять на попечение.Эпитафия — надгробная надпись, обычно стихотворная.

— К кому из героев повести относится эпиграф VII главы?

— В чем причина чудесного спасения Гринева? (Если бы не преданность, отвага и самопожертвование Савельича, Гринева ожидала бы участь казненных защитников крепости.Пугачев узнал своих былых попутчиков и вспомнил о пожалованном заячьем тулупчике.)

Тема: Средства характеристики героев повести на примере VIII-XII глав

Цели: выявить способы и средства характеристики героев; развивать навыки анализа текста, монологической речи, выразительного чтения.Методические приемы: творческая работа, аналитическая беседа, выступления групп, комментарии учителя, выразительное чтение.

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение письменных работ (сравнение эпиграфов).

Сопоставление портретных описаний Пугачева.

III. Беседа по VIII главеЦель беседы — проследить, какими способами и с помощью каких средств дается авторская характеристика героев повести.

— Как повели себя оставшиеся в живых крепостная девка Мироновых Палаша, попадья, поп?(Эти люди с риском для жизни пытаются помочь оставшейся сиротой Маше, скрывают ее от мятежников. Если бы пугачевцы узнали, что Маша — капитанская дочь, ее ждали бы надругательства и мучительная гибель. Описание мародерства и грабежей контрастирует с описанием мужества и милосердия Палаши, попадьи, попа.)

— Каков смысл эпиграфа к XII главе? (Свадебная народная песня о сироте соотносится с судьбой Маши Мироновой.)

Тема: Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

III. Анализ эпизодаПрочитаем эпизод встречи Маши Мироновой с царицей по ролям (глава XIV) и проанализируем его.Примерный план анализа эпизода:1) Место эпизода в композиции повести.2) Действующие лица эпизода, их поступки, их речевая характеристика.3) Роль пейзажа, интерьера, деталей, других художественных средств.4) Роль эпизода в раскрытии авторской идеи.

II. Беседа по итоговым вопросамВопросы могут быть заранее распределены между группами учеников, так как многие из них требуют основательной подготовки. На выступление каждой группы отводится не более 4-5 минут.

3. Определение и выбор темы.

Примерные темы сочинений:

История в творчестве А.С. Пушкина.2. Рассказчик в повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?3. Портретная характеристика Пугачева.4. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?5. Пугачев и народ.6. Взгляды Пушкина на восстание.

Гринев и ШвабринПлан1. Что общего у Гринева и Швабрина?2. Как каждый из героев относится к людям?3. Как поступают герои в ситуациях выбора?4. Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Тема 4. Смысл названия повести А.

Положение Савельича в семье помещиков Гриневых.2. Как проявляется характер Савельича, его качества?3. Попадает ли Савельич в ситуации выбора?4. Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?5. Как характеризует Савельича его речь?6. Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?7. Мое отношение к Савельичу.

Домашнее заданиеНаписать сочинение по одной из тем.

— Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Задание. Разгадайте эпиграф.

(Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаке Это сострадание — Пушкина — звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек…

(Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин, пользуясь беззащитностью Магии, держит ее по зал.ком. Гринев — защищает, Пугачев — берет под покровительство.)

Пословица(Мирская, то есть мира людей.В этом мире — ничему не верящие судьи, которым Гринев не может рассказать всю правду, хотя он рассказывает ее Пугачеву, и тот верит; в этом мире и императрица, уверенная, что Гринев — безнравственный, вредный негодяй.)

VII. Подведение итоговИтак, ребята, роман Пушкина внешне прост — как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни — человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.Таким образом, загадки романа — это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

ответ пришел быстро — разрешение было получено. В конце февраля — начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Карта-схема путишествия Пушкина

Б сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к "Истории Пугачева" и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

Читайте также: