Царство грибов 2 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему грибы выделены в особое царство живой природы, отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; познакомятся со строением грибов.

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о грибах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— С какими цветами осеннего цветника мы познакомились на предыдущем уроке?

— Какие легенды связаны с гладиолусами? астрами?

— В какой стране особенно любят хризантемы?

— Расскажите об одном из растений осеннего цветника, о связанных с ним легендах.

— Какими источниками информации вы пользовались при составлении рассказа?

III. Самоопределение к деятельности

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о грибах.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Какие блюда мама готовит из грибов?

— Как вы думаете, грибы относятся к растениям или животным? (Ответы учеников.)

Итак, грибы — это особое царство живой природы.

(Учитель составляет на доске схему.)

Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов, более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте названия грибов. Какие грибы вы собирали в лесу? (Ответы учеников.)

— Найдите в строении гриба общее. (У всех грибов есть ножка, шляпка.)

— Рассмотрите схему и расскажите, как устроен гриб.

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница — подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду и питательные вещества.

Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Ножки шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Грибы очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать.

(Учитель показывает фотографии и муляжи грибов.)

Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Трубчатый слой шляпки гриба похож на поролон или губку, а пластинчатый - на странички книги.

— Найдите на фотографиях трубчатые и пластинчатые грибы. (Трубчатые — белый, подберезовик, подосиновик, моховик, масленок, пластинчатые — груздь, сыроежка, лисичка, сморчок, волнушка.)

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о грибах.)

Белый гриб. Самый знаменитый и наиболее ценный из всех грибов — белый. Его называют царем грибов. Вид у него действительно царственный: ножка крепкая, белая, шляпка бархатистая. Стоит гордо, величаво.

Еще одно замечательное свойство есть у него — он не чернеет при сушке и варке, как некоторые другие грибы.

Свежий гриб не пахнет ничем, разве только отдает немного прохладой и свежестью. Запах сушеных белых грибов не сравним ни с чем.

Есть еще одна причина назвать белый гриб царем леса. Не так давно ученые обнаружили в нем вещества, которые убивают в организме человека вредные кишечные бактерии. А немецкие ученые приписывают белому грибу способность предупреждать раковые заболевания. Первые положительные результаты уже получены в опытах с животными.

Изредка грибы достигают огромных размеров. Гриб-чемпион был найден в Белоруссии. Длина окружности шляпки его превышала 1 м 80 см! Масса таких грибов достигает 5—6 кг.

А вот в Швейцарии и некоторых других странах Европы население не собирает повсеместно растущие белые грибы, считая их несъедобными.

Сыроежка. Гриб этот можно сравнить с необычными цветами, разбросанными по лесу, настолько разнообразна их окраска.

Сыроежки составляют почти половину массы всех грибов, встречающихся в наших лесах.

Из грибницы одного из видов ученые научились выделять вещество, которое применяют в сыроварении. Оно заменяет другое, дорогое, которое получали из желудка молодого теленка или ягненка. Таким образом, сыроежка сохраняет сотни телят и ягнят.

Лисички. Лисичка-сестричка — так иногда называют этот гриб. Лисичкой за ярко-рыжую окраску, заставляющую вспомнить меховой лисий наряд. Сестричкой — за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Всегда в моховом ковре скрывается целая семейка.

Хорош этот гриб тем, что никогда не бывает червивым. Почему? — ученым не вполне ясно. Ничего ядовитого для мух и их личинок в лисичке пока не найдено. Может быть, насекомых отпугивает яркая окраска гриба?

Один натуралист рассказывал, что, когда он ехал на автомобиле по Рязанской области, слева от дороги тянулся березовый лесок. Он был довольно редок и просматривался далеко. Весь он сплошь был усеян лисичками. Автомобиль шел вдоль леса километр за километром, а лисичек было все столько же, как будто мы не двигались, а смотрели на одно и то же место. Там можно было набрать несколько тонн этих грибов.

В довершение сравнения с электрическими шнурами нужно отметить, что шнуры эти, опутавшие гнилые пни, фосфорически светятся. Такое свечение можно наблюдать ночью.

Вешенка. Этот гриб человек стал разводить совсем недавно. По содержанию полезных веществ он приближается к белому грибу, а по неприхотливости не имеет себе равных: охотно облепляет густыми стайками пни, поврежденные деревья, а на грибных фермах — древесные чурки или мешки с соломой.

Этот гриб удивительно быстро высасывает все питательные вещества из древесины, превращая ее в труху. У него есть еще одна особенность — в природе его можно собирать до глубокой осени и даже до зимы.

Но даже в Англии, где предубеждение к грибам стойкое и давнее — в природе их вообще не собирают, — с удовольствием едят эти грибы, выращенные на ферме.

350 лет разводили люди эти грибы, нисколько не сомневаясь в том, что культурный и растущий в природе этот гриб — одно и то же. Лишь в 1906 г. ученые с удивлением обнаружили, что они совершенно разные.

И еще один любопытный случай из жизни этих грибов. В 1956 г. один любознательный прохожий заметил на асфальте в центре Москвы, на Манежной площади какие-то странные вспучивания. Он сфотографировал их, а на следующий день обнаружил, что вспучивания лопнули и из-под треснувшего асфальта появились эти грибы. Случилось это потому, что почва около Манежа унавожена в течение нескольких веков: ведь в Манеже держали лошадей. Но каково стремление к свету, свободе у этих грибов, что они смогли взломать мертвый асфальт, который не сразу поддается даже отбойному молотку.

Валуй. Издали этот гриб легко принять за белый. Может, поэтому так часто его сбивают раздосадованные грибники, обманутые в своих ожиданиях. У него странная судьба: все знают, что это съедобный гриб, однако его никогда не берут. В народе его считают плохим грибом, а иногда вообще поганкой. Тем не менее, хорошо приготовленный, по вкусу он не уступает соленым груздям.

4. Работа с загадками

— Отгадайте загадки В. Лифшица.

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шляпкой

С нежной бархатной подкладкой.

Если б очень захотели,

Вы найти меня могли б:

Я расту под веткой ели,

Я, ребята. (белый гриб).

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту, —

Зовусь я. (подосиновик).

Средь хвойного бора,

Нельзя не заметить

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен,

Я очень опасен! (Мухомор.)

Нас найти непросто

Бывает с непривычки.

Мы желтые сестрички,

5. Работа по учебнику

— Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (Ответы учеников.)

(Работа в паре. Ученики изучают различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов (белый гриб — желчный гриб, опенок осенний — ложный опенок, шампиньон — бледная поганка).)

— Чем похожи белый гриб и желчный гриб? (Шляпка коричневая, ножка книзу утолщенная.)

— Как отличить съедобный и несъедобный гриб? (У белого гриба мякоть на срезе остается белой, у желчного — розовеет.)

(Аналогично разбирают все пары грибов.)

— Кто из вас ходил в лес за грибами?

— Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь.)

— Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, поганки.)

— Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.

Памятка. Правила сбора грибов

1. Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.

2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.

3. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженные оболочкой (как, например, у мухомора), и не пробуй их на вкус.

4. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы — может, в лесу ты что-то не заметил.

5. Не собирай и не ешь грибы перезрелые, червивые, испорченные.

6. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его выбросить.

V. Физкультминутка

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

Шляпу к солнышку потянет,

Еще выше ростом станет.

Прибежали тут ребятки —

А когда пришел грибник,

Они все в корзину — прыг!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание самостоятельно.

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

— Назовите съедобные грибы. (Белый, шампиньон, опенок осенний.)

— Назовите несъедобные грибы. (Желчный гриб, бледная поганка, ложный опенок.)

(Учитель для выполнения этого задания раздает ученикам фотографии грибов, растущих в их местности.)

— Прочитайте, выполните задание.

(Учитель проверяет выполнение работы.)

VII. Рефлексия

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Житель бора - . (боровик).

Ломкий, красочный грибок

Выбрал мягкий уголок.

Как принцесса Белоснежка,

Нас встречает. (сыроежка).

Средь сосенок и елок

Вырос крепенький ребенок.

Он от шляпки до штанишек

Ярко-рыжий. Это. (рыжик).

В шляпе розовой, мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто розовое ушко

Для соления. (волнушка).

На короткой полной ножке

Он поднялся у дорожки.

Цвет его наводит грусть,

Но хорош в соленье. (груздь).

VIII. Подведение итогов урока

— К растениям или животным относятся грибы?

— На какие две группы делятся грибы по особенностям строения шляпки?

— Какие вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Сделаем вывод. Итак, грибы — это не растения, а особая группа живых существ. Части гриба - шляпка, ножка, грибница. Грибы играют большую роль в жизни леса. Различают съедобные и несъедобные грибы.

Домашнее задание

Цель: формировать у учащихся стой­кий учебно-познавательный ин­терес к новому материалу на ос­нове представлений о грибах как особом царстве живой при­роды.

  • познакомить учащихся с гри­бами как особым царством жи­вой природы;
  • расширять представление учащихся о многообразии гри­бов в природе;
  • создавать у учащихся целос­тное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса);
  • учить принимать и сохра­нять учебную задачу;
  • учить осуществлять анализ объектов с выделением сущест­венных и несущественных приз­наков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать эле­ментарные причинно-следственные связи в изучаемом круге яв­лений;
  • учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных пози­ций в сотрудничестве.

Содержимое разработки

Цель: формировать у учащихся стой­кий учебно-познавательный ин­терес к новому материалу на ос­нове представлений о грибах как особом царстве живой при­роды.

Планируемые результаты:

познакомить учащихся с гри­бами как особым царством жи­вой природы;

расширять представление учащихся о многообразии гри­бов в природе;

создавать у учащихся целос­тное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса);

метапредметные

учить принимать и сохра­нять учебную задачу;

учить осуществлять анализ объектов с выделением сущест­венных и несущественных приз­наков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать эле­ментарные причинно-следственные связи в изучаемом круге яв­лений;

учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных пози­ций в сотрудничестве.

Оборудование:

Актуализация знаний

Слайд 2.

Звучит аудиозапись пения птиц леса

- Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы. Что вы себе представляете?

- Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесёмся в лес и попробуем проникнуть ещё в одну тайну природы.

- Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы ни один секрет не упустить?

- Очень хорошо. Вы все правы. А что из того, о чём вы говорили, нужно исследователю, открывателю нового?

- А вы хотите быть сегодня исследователями?

- Тогда начинаем исследовать окружающий мир. Кратко объясните, что включает в себя окружающий мир.

- На какие группы принято делить природные объекты?

( Солнце, дерево, река, заяц, волк, охотник, камень, туча, дождь…)

- Молодцы! Представьте, что мы с вами в лесу.

Слайд 3.

- А что такое лес? Что вы о нём знаете и можете рассказать.

Введение новой темы

Слайд 4.

- Вот насколько важен для человека лес. Ребята, а какие растения нас окружают в лесу?

- Все ли растения вы назвали?

- Ребята, а разве грибы – это растения?

Слайд 5.

- Какими существенными признаками растений обладают грибы?

- Наши мнения разделились.

- О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Давайте же будем выяснять, что такое грибы. Вы правы: жизнь растений тесно связана с землёй. Порой очень непросто найти молодой гриб под шапкой опавших старых листьев. Разгребёшь осторожно такую лесную кучку, а под ней блестящая шапка гриба.

- Ребята, но только ли на земле растут грибы?

Слайд 6.

- Правильно. И это не случайно. Вы верно подметили ещё одну особенность грибов: они не зелёные, в отличие от растений. Давайте вспомним, почему все растения имеют зелёную окраску?

- Листья растений – это своеобразные солнечные батареи, которые тянутся к свету и собирают его энергию. А у грибов, вы правильно заметили, листьев нет. За счёт энергии солнечных лучей и поглощённого из окружающей среды углекислого газа, который выделяют при дыхании все организмы, в теле растений образуются питательные вещества. Для того чтобы питаться, им не надо кого-нибудь ловить, выслеживать или собирать.

- А что в этом отношении вы можете сказать о грибах?

- Правильно. Грибам, как и животным, нужна пища. Пищей большинства грибов являются питательные вещества, содержащиеся в отмерших листьях, пнях и стволах деревьев, навозных кучах (там часто растут шампиньоны). Поэтому их жизнь условно связана с почвой, большое значение для них имеет содержание питательных веществ в той почве, на которой они растут. Подумайте, похожи ли грибы на животных?

- Верно. Грибы совсем не похожи на животных. Хотя учёные-химики в их теле обнаружили удивительное вещество – хитин. Его нет у растений и ни у кого у животных, кроме членистоногих (раков, скорпионов, насекомых). Это вещество придаёт прочность внешнему покрытию этих животных. Но грибы – не животные. Они принадлежат к самостоятельному царству природы – царству грибов. Слайд 7.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- А может кто-то из вас знает такие приговорки?

- И мы с вами отправляемся на поиски грибов.

Физкультминутка

- Ребята, кто из вас знает про грибы какие-нибудь загадки, поговорки, стихи?

- О какой шапочке идёт речь? Из каких частей состоит гриб?

(Учитель демонстрирует муляж шляпочного гриба).

- Давайте откроем учебник на странице 159. Рассмотрите рисунок.

Работа над новой темой

Работа с учебником

(Дети рассматривают иллюстрацию в учебнике.)

- Так что же такое грибница?

- Из каких частей состоит гриб?

- Если мы перевернём гриб шляпкой вниз. Слайд 9. То на её нижней поверхности у одних грибов увидим пластинки, собранные в юбочку (эти грибы называются пластинчатыми), а у других – множество отверстий-трубочек (эти грибы называются трубчатыми). В пластинках и трубочках созревают мельчайшие частички – споры.

- Как вы думаете, зачем грибам споры?

- На что похожи споры?

- А семена у каких растений образуются? Вспомните, где они созревают?

- Верно, у цветковых растений на месте цветков образуются плоды, внутри которых созревают семена. Эти растения размножаются семенами. А грибы?

- Только надземная часть гриба – шляпка и ножка вместе – называется плодовым телом. Как вы думаете, какая часть больше – надземная или подземная?

- Грибы являются самыми большими существами на Земле. Плодовые тела грибов – это лишь крошечная часть огромной грибницы, спрятанной от глаз под землёй.

Слайд 10 и слайд 11.

Работа в парах

- Грибы являются ценным источником пищи для животных, поэтому их нужно беречь. Давайте подумаем, как нужно правильно собирать грибы. Предлагаю выполнить задания, которые лежат у вас на столах.

Какой способ сбора грибов допустим?

Нужно рвать, тянуть гриб из земли.

Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом.

Гриб не срывается, не срезается, а выкручивается из земли.

- Так какой же способ сбора грибов правильный?

- Как человек использует грибы?

- Вы правы, не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые. Поэтому важно знать, какие грибы вы собираете.

- Какие съедобные грибы вы знаете?

Слайд 12. (подберёзовик, белый гриб, опёнок)

- Какие вы знаете ядовитые грибы?

Слайд 13. Самый ядовитый гриб – бледная поганка. Смертелен даже маленький съеденный её кусочек.

- Но опасными могут быть и съедобные грибы. Найдите на странице 161 о какой опасности нас предупреждают авторы учебника.

- Я вам сейчас предлагаю историю о двух мальчиках. А вы подумайте: кто из них прав?

- Мухомор используют в медицине как средство для лечения ревматизма и нарывов. Мухомор – участник круговорота веществ в природе (как и другие грибы, он разлагает попадающие в почву остатки животных и растений).

- А для чего ещё нужны мухоморы? Кто догадался по названию?

- Да, сорванные мухоморы служили нашим предкам надёжным средством для истребления в избах мух, клопов, других насекомых.

- Сделайте вывод о значении грибов в природе.

- Несколько дней назад вам было дано домашнее задание: положить кусочек хлеба в полиэтиленовый пакет и убрать в тёплое место. Тот же опыт можно было проделать и с кусочком апельсина. Давайте посмотрим, как изменились продукты.

- Ребята, как вы думаете, а какое отношение имеет плесень к теме нашего урока?

- Мнения у вас разделились. Предлагаю вам посмотреть на плесень под микроскопом и рассказать, что вы там увидите.

- А как вы думаете, плесневые грибы человек использует?

- А слышали ли вы такое слово – антибиотик? Пенициллин?

- Правильно, эти лекарства изготавливают из плесневых грибов.

- Молодцы! Вот сколько секретов мы открыли на уроке!

Наша прогулка по лесу подходит к концу. Но прежде, чем мы из него уйдём, попрошу вас выполнить задание.

- Я приготовила карточки. Давайте попробуем составить на их основе схему.

- Ещё очень много интересного вы можете узнать о грибах, если самостоятельно найдёте о них информацию (в книгах или Интернете), изучите её и поделитесь с нами своими знаниями на следующем уроке.

- Ребята, как вы считаете, кого можно похвалить за работу на уроке?

- А кто остался не доволен своей работой?

- Спасибо вам за урок!

- Я представил, как поют птички.

- А я вспомнил лето, когда поют птички на даче.

- Мне представился лес, когда я туда ездила с родителями. Там деревья шумят своей листвой, птицы поют и кукушка кукует.

- Тихими, потому что на природе нужно вести себя тихо.

- А ещё нужно исследовать всё, что тебе попадается, чтобы разгадать загадки окружающего нас мира.

( Дети сначала называют по одному качеству, а потом говорят, что нужны все.)

- Это всё, что нас окружает: вещи, сделанные руками человека, и природа.

- На живую и неживую природу.

- Всё живое рождается, питается, растёт, размножается и умирает.

- Например, дерево или белка.

(Дети выполняют упражнение.)

- Лес – это часть природы. В лесу растут деревья, кустарники, разные травы и ягоды.

- В лесу живут звери и птицы. Они питаются ягодами, грибами.

- Человек в лесу собирает грибы и ягоды.

- Деревья дают кислород, чтобы людям хорошо было дышать, поэтому люди ездят в лес отдыхать.

– Куда мы с вами ребята отправимся? На природу, в лес и на поляну. Что такое природа? Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека. Какая бывает природа? (Живая и неживая.) (Схема)

– Какие признаки живого известны вам? Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.

Игра “Кто внимательный?”

Цель: проверить качество знания живой и неживой природы.

Правила игры: учащиеся хлопают в ладоши, если речь идёт о живой (неживой) природе.

– Кто был внимателен, ответьте – о каком мире живой природы мы не вспомнили? О растениях.

И так, вы доказали, что… (Схема)

– Что такое лес? Что вы о нём знаете? (Слайд 3)

Лес – это природное сообщество. Растения в нём располагаются ярусами. Их может быть несколько:

1 ярус – высокие деревья,
2 ярус – деревья пониже,
3 ярус – кустарники,
4 ярус – травы,
5 ярус – мхи, грибы.

– Сегодня, во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

Это гриб. Речь пойдёт о грибах.

– Что вам хотелось узнать о грибах нового?

– Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаете много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? Опята, сыроежки, подберёзовики.

– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Живая.

– Почему? Грибы появляются, растут, умирают…

– А к какому миру живой природы можно отнести грибы? К миру растений.

– Почему? Они растут на земле.

– Какие части растений вам известны? Корень, ветки листья, плоды.

– Всё это есть у грибов? У грибов нет всего этого. А ещё мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так не “умеют”.

– В таком случае, можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? Нет.

– А к миру животных? Нет.

– Так что же это такое – грибы? Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.

– Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Схема дополняется.)

– Какая часть гриба упоминалась в стихотворении? Шляпка.

Поэтому все грибы которые вы знаете, называются – ….? Шляпочными.

Рассмотрите внимательно рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? Состоит из ножки и шляпки.

– А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? Похожа на паутину, как – будто состоит из запутанных нитей.

– Итак, из каких частей состоит гриб? Надземная часть – ножка и шляпка, подземная часть – грибница.

– Как нужно правильно собирать грибы? (Групповая работа – соотнеси.)

Способ сбора грибов Что произойдёт
1. Мы будем рвать, тянуть гриб из земли. Мы повредим грибницу, и на этом месте гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.
2. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Грибница остаётся неповреждённой, но может высохнуть и загнить.
3. Гриб не срезается, а выкручивается из земли. Грибница не повреждается, плодовое тело не остаётся в земле.

– А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз. Но никто не догадался, что это грибы. (Слайд 5)

– А я называю плесень грибами. Если рассмотреть плесень под микроскопом, то видно, что она имеет такое же строение, как шляпочные грибы.

– Из каких частей состоит плесень? Из плодового тела и грибницы.

– Можно её назвать грибом? Да.

– А чего нет у плесени? Шляпки.

– Можно в таком случае её назвать шляпочным грибом? Нет.

– А как бы вы назвали этот шляпочный гриб? Этот вид грибов называется “плесневые”.

– Какое значение имеют грибы в природе? Они питают деревья (грибница), служат кормам для животных и людей.

– А все ли грибы можно использовать в пищу? Нет, среди грибов бывают съедобные и несъедобные – ядовитые, которыми человек может отравиться.

– Но некоторые грибы для животных являются лекарством, например, лоси могут лечиться мухоморами.

(Схема приобретает вид.):

– А плесневые грибы приносят какую-нибудь пользу человеку?

Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.

Слышали такое слово “антибиотик”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

Оказывается как много можно узнать о самых обыкновенных грибах, а наука, посвящённая их изучению называется “МИКОЛОГИЯ”.

МИКОЛОГИЯ
Микос – гриб Логос – наука
Наука о грибах.

5. Физкультурная минутка

(Инсценировка стихотворения В Приходько “Грибы”).

Ведущий:

Шел король Боровик,
Через лес – напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик
Не в духе: короля покусали Мухи.
На краю зелёной поляны
Приказал он бить в барабаны,
И грибную страну
Собираться на войну!

Король Боровик:

Бом! Бом! Бом
Всем, всем грибам!
Я – объявляю Мухам
Ужасную войну.
Они жужжат над ухом
Как только я усну.
Вперёд шагайте смело,
Намните им бока –
Хорошенькое дело
Кусать Боровика!
Сломите их ребята,
Согните их в дугу!
А я, вам если надо
И орден дать могу.

Ведущая:

На войну идти – не пустяк,
И грибы отвечали так…

Маслёнок:

Я маслёнок маленький,
Маслёнок – немыслёнок.
Дитя не виновато,
Что в битву рановато.

Сморчок:

Сморчки весною в силе:
– Что же раньше не просили?
Допел я боевую,
Пора на боковую.

Чернушка:

На что годна чернушка?
Ведь я уже старушка.
Пошла бы на засолку,
Да тоже мало толку.

Лисички:

Лисички – не волки,
Мы не выносим драки
И в бой идти не станем.

Грузди:

Медлительные грузди
Для битвы слишком грузны.
В атаку по врагу
Не сделаем ни шагу.

Рыжик:

А я весёлый Рыжик
Я Мухи не обижу
Уволь меня, уволь
Покусанный король.

Шампиньоны:

Надеть себе погоны
Не смогут Шампиньоны,
Оставьте нас в покое –
Вот если бы в жаркое!

Ведущая:

Вдруг из пущи,
Из гущи бора
Слышен марш –
Идут Мухоморы!

Мухоморы:

Мы с оружием нашим дружим
Всё видали на веку
Мы послужим, мы послужим
Королю Боровику.
В бой пойдём, все пойдём
Победим или падём.

Ведущая:

Когда верхушки бора
Позолотил восход,
Волки – Мухоморы
Отправились в поход.
Лишь луки взяли в руки,
Лишь залпы раздались
И Мух 4 штуки
Немедленно сдались
А 5 уныло
Жужжала над ветлой:

Муха:

Меня уже убило
Отравленной стрелой.

Ведущая:

И весть пошла по бору,
Во все его концы:
Король им выдал орден,
Он их любил с тех пор.
Но знайте, что не годен,
Что всё равно не годен –
Не годен, нет не годен
В корзинке Мухомор!

6. Закрепление знаний

Заполнение тестовой таблицы.

7. Подведение итогов

– Итак, наше путешествие по лесу и полянам подошло к концу. Какой это был ярус природы? Ярус мхов и грибов.

– О каких видах грибов вы узнали? Шляпочные и плесневые.

– Перечисли их особенности. Шляпочные бывают – съедобные, несъедобные, ядовитые. Они необходимы как людям, так и животным. Плесневые грибы человек использует в медицине.

– Наша прогулка не прошла для вас даром. Во время неё вы узнали много нового, но чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (Плодовое тело и грибницу.)


метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемые результаты:

понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;

познакомиться со строением грибов;

научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Тип урока: изучение нового материала

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

И за парты поскорей!

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем наш урок окружающего мира. Покажите, какое у вас настроение (смайлики). Я рада, что у вас хорошее настроение , а это, я надеюсь, поможет нам преодолеть волнение, хорошо потрудится на уроке и подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. А вы любите тайны и загадки?


- Я рада! Значит, сегодня нас ждут интересные открытия.

О что нового вы узнали на прошлом уроке?

-Назовите эти царства.А какого царства не хватает.?

А как вы думаете, какая тема нашего урока

У вас на столах лежат маршрутные листы. название маршрута.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?


- Я думаю, что мы с вами найдём ответы на ваши вопросы, а так же разгадаем некоторые секреты грибного царства: по слайду

-А откуда вы можете получить эти знания?


-Полученные ответы вы так же будете фиксировать в ваших листочках. –

Итак, отправляемся в лес.звук Представьте себе, как в тёплый денёк вы прогуливаетесь по лесу и вдыхаете свежий аромат. Среди деревьев много залитых солнцем полянок, покрытых густой травой. Кажется, что грибов в этом лесу нет, но если внимательнее присмотреться, то среди травы можно увидеть самые разные грибы. Угадайте, какие?на слайде.

- Какие грибы вам доводилось собирать? (Ответы детей.) 1 Ребята, мы с вами открыли первый секрет , что грибов на земле очень много. Запишите названия грибов в свои маршрутные листы.

А вот так однажды собирал грибы писатель Николай Сладков. Послушайте и постарайтесь запомнить, под какими деревьями он находил грибы. (Звучит отрывок из рассказа Н. Сладкова.)


По опушкам среди берёз прячутся в траве крепкие подберёзовики. В сухом бору среди дубов – гриб-боровик. Боровичок-мужичок толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идём вдоль ручья, а там осинки. Под осинками – подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьётся лесная тропка, петляет, виляет, а куда ведёт, не знает. И вдруг вижу среди сосен – маслята, будто маслом намазаны. А дальше опёнки-ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать!

Под какими деревьями, какие грибы находил писатель?! По слайду

Я называю вам дерево, а вы гриб под которым он растет

- Ребята, мы сейчас наблюдали, что грибы растут под деревьями или рядом с ними. Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей)

- Оказывается, деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питательные вещества, а деревья лучше растут, если рядом грибы.

Вывод: вот и второй секрет раскрыт Запишите по цифрой два гибы дружат с деревьями


-Посмотрите на слайд ? Как вы считаете, на всех ли картинках изображены грибы? Давайте найдём ответ на этот вопрос в тексте на с. 24.

- Какой вывод можно сделать? ( То , что мы увидели на картинках – это всё грибы)


На земле тысячи видов. От самых маленьких, которые можно увидеть только под микроскопом, до самых больших - размером с человеческую голову. Кроме шляпочных грибов, знакомых вам, есть похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – как трутовик, бокальчик, рогатик, берёзовый гриб - чага .

Спорами размножаются все грибы, как растения семенами. Они мелкие, лёгкие и переносятся ветром. Попав в почву, в тёплые и влажные условия, спора образует грибницу и появляются новые грибы. серый

физкульминутка про грибы


- Ребята, посмотрите пока мы с вами о грибах говорили, у нас на кухне вот что случилось ?

- Да, она покроется плесенью. А что такое плесень узнаем на стр.25


Вывод: Грибы – карлики хотя и маленькие, но так нужны человеку. Запишите названия грибов-карликов в таблицу.

- Пришло время раскрыть следующий секрет грибного царства и познакомиться со строением гриба.

- Прочитайте статью в учебнике на стр. 26, рассмотрите схему и сделайте вывод из каких частей состоит гриб?

- Составьте на магнитной доске схему гриба и обозначьте его части.

- Итак, надземная часть гриба – это шляпка и ножка.

- А подземная часть – грибница. Она состоит из тонких бесцветных ниточек, раскинувшихся под землёй на десятки метров. На них и образуются грибы. Грибницы растут более ста лет, и каждый год дают новый урожай. Если запомнить такое урожайное место, можно несколько раз за лето приходить сюда за грибами.


Вывод: Гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы (запишите в рабочий лист))

-Очень ядовиты и ложные опята. Самый главный признак, по которому можно отличить настоящий опенок от ложного - это пленчатое кольцо (юбочка) на ножке. У ложных опят такого кольца нет. Для детей даже придумали стихотворение, чтобы лучше запомнить это основное отличие съедобных опят:

У съедобного опёнка
На ноге кольцо из плёнки.
А у ложных всех опят
Ноги голые до пят.

Запишите ядовитые грибы в свои листочки

Физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг

ядовитые грибы растут в нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб. Про то какие бывают коварные грибы расскажет ..Чтец.

Грибное коварство известно в народе!

Грибы-двойники существуют в природе.

Внимательным будь, в лес идя, не забудь:

Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.

Нужно уметь их различать!

Решение экологической задачи.

Экологическая Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение)проверим себя на стр 27.

Не сбивай незнакомые и ядовитые грибы, потому что они ядовиты только для человека, а для животных служат лекарством и пищей.( 2 щелчока) Например, белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

- Кроме того, всякий гриб – это дом для маленьких обитателей леса. Для кого, как вы думаете? (для насекомых)

Итак, в природе нужны любые грибы. Они питают деревья, служат домом для насекомых, а для некоторых животных являются лекарством. Так лоси лечатся мухоморами. ( слайд 20) А люди добавляют грибы в суп, жарят на сковородке или маринуют.

–Итак, грибы - враги или друзья?


Вывод: грибы друзья! Запишем в маршрутный лист

-Хотелось ли вам собрать столько грибов?

-А что по вашему с ними можно было сделать?

- Настоящие грибники должны уметь правильно собирать грибы. Обсудите в своих парах правила сбора грибов в лесу. Пользуйтесь подсказкой на экране.

- Какие же тайны мы сегодня открыли? (Читают по рабочему листу)

Молодцы! Вы замечательно поработали. У вас на столах лежат конвертики, переверните их. Если вам все было понятно и легко работать зеленый, если были трудности желтый, а если вы считаете , что над этой темой нужно поработать еще красный.

.Домашнее задание: на листочках. вы можете выбрать одно из трех заданий !красноа карточка сложная, желтая средняя, а зеленая самая легкая.

- Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу.

Читайте также: