Козлов лисичка конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Цели: развивать умения читать незнакомый текст, соотносить содержание текста и заглавия, определять тему и основную мысль произведения; расширять круг чтения учащихся.

Оборудование: портрет С. Козлова; выставка книг писателя.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Действительно ли любовь – сила? (Найти этому подтверждение в тексте можно в 4-м и 5-м абзацах.)

– Воробей преодолевает страх смерти и защищает свое детище, им движет великая сила жизни и любви.

III. Подготовка к восприятию.

Знакомство с биографией автора.

– Сергей Григорьевич Козлов – сказочник. Некоторые думают, что сказки сочинять просто: нафантазировал, нарассказывал, чего в жизни не бывает, – вот тебе и сказка. Это серьезное заблуждение несерьезных людей. В истинной сказке все – истинная правда. Только умение видеть жизнь у сказочника особое – вот и весь секрет. Сказочники – особые люди. Сказочником сделаться нельзя, сказочниками рождаются. Герои сказок Сергея Козлова – Ёжик, Медвежонок, Львёнок, Черепаха – стали персонажами мультфильмов и пьес, завоевав симпатии детей и взрослых.

Книги Козлова лиричны, занимательны. Они переведены на многие языки.

Сергей Козлов – несомненный сказочник, и его сказки будут все совершенней и совершенней, если, конечно, писатель не перестанет верить в чудеса.

IV. Чтение и анализ произведения (с. 132–133).

1. Самостоятельное чтение текста учащимися.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

2. Беседа по содержанию прочитанного (с. 134).

5) Вспомните, а с кем-нибудь из вас когда-нибудь было что-то подобное, когда настолько красиво, что плакать хочется?

6) Найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору.

7) Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности? (Все эти подробности как будто подтверждают тревожное и драматическое восприятие мира Медвежонком, действительно, все прекрасное в конце концов стареет и разрушается.)

8) Какой прием использует автор, показывая после такой картины прекрасный золотой гриб? (Это контраст.)

9) О чем же Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая ему лисичку? (Лес все время обновляется, красота вечна, на смену погибающему все время приходит новое, молодое, крепкое, красивое. Ёжик пытается показать Медвежонку, насколько Медвежонок счастливее той же лисички: лисичка совершенно одна и совсем не переживает из-за своего одиночества. У Медвежонка же есть любящий его и любимый им Ёжик, поэтому он, Медвежонок, просто не имеет права отчаиваться.)

10) Подумайте, это обязательно должна была быть лисичка? (Конечно, необязательно. Важно, чтобы это было конкретное чудо – то конкретно прекрасное, что производит впечатление в данный момент, здесь и сейчас.)

- Сегодня мы познакомимся с новой для вас авторской сказкой.

- Откройте хрестоматию на странице 53.

- Прочитайте фамилию автора. Вам знаком он?

- Сергей Козлов считал, что с детьми можно поговорить всерьёз, о чём и с взрослыми – о доверии, о радости жизни, о доброте, о хрупкости красоты.

- А теперь представьте сказочный лес… Там каждый зверёк живёт в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками, чаем с мёдом. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года.

- Прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, о чём или о ком она? (например, о животном лисичке, о хитром человеке, о грибе лисичке)

- Попробуйте определить тему и цель урока.

Отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Решение частных задач

Практич.: чтение сказки.

Словесн.: анализ сказки.

Практич.: выборочное чтение.

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: чтение по ролям.

- Теперь давайте прочитаем эту сказку по цепочке.

- О чём же эта сказка?

- Кто главный герой? (Ёжик и Медвежонок)

- Почему плакал Медвежонок? (его поразила красота)

- А разве от радости плачут? Подтвердите словами текста.

- Чего бы хотелось Медвежонку, хотя он и понимает, что это невозможно? (остановить время)

- Вспомните, а с вами когда-нибудь было что-то подобное: когда настолько красиво, что плакать хотелось?

- О чём говорил Медвежонок, успокаивая Ёжика? (завтра снова будет солнце… А как красиво зимой!)

- А что бы вы сказали Медвежонку, чтобы он больше не плакал?

- А теперь найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору.

- Что они увидели? (старую сломанную берёзу, сгнивший мостик, срубленную осину, горелые пни)

- Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности? (автор подтверждает тревожные опасения Медвежонка – да, всё проходит: проходит осень, улетают птицы, стареет берёзка, состарился мостик. К сожалению, всё прекрасное со временем стареет и разрушается).

- Но что увидел Медвежонок после такой мрачной картины? Прочитайте (маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху)

- Мрачные картины леса – прекрасный маленький золотой гриб.

Какой приём использует автор, показывая после такой картины лисичку? (приём контраста)

- О чём Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая гриб?

- Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее той же лисички – она совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик.

- В сумерках – это когда? (когда темнеет)

- Что можно сказать о Ёжике? (Ёжик – настоящий друг)

- Как автор относится к грибку? (с уважением)

- Что вы можете сказать о лисичке? (лисичка - стойкая, выносливая, смелая)

- В жизни настоящие грибы лисички также выносливые и умеют постоять за себя. Эти удивительные грибы не поддаются гниению. Они не мнутся после сбора в рюкзаках, долго сохраняют свежий вид.

- А теперь, ребята, попробуем прочитать это произведение по ролям.

- Подумайте в парах, кто за какую роль будет нести ответственность. - Покажите голосом настроение героев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- формировать умения выражать своё мнение о произведении;

- обогащать словарь учащихся;

- совершенствовать умение работать с текстом;

- воспитывать чувство доброты, сострадания.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход занятия

Организационный момент.

Приходит сказка в гости,

Учит добрым быть.

А автор – наш волшебник,

Учит нас любить.

2.Проверка домашнего задания.

3Подготовительный этап.

Учитель: Какую сказку называют авторской?

Дети: Это сказка, созданная автором.

Учитель: Какие сказки вам знакомы?

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой для вас авторской сказкой. Прочитайте фамилию автора. Вам знаком он?

Давайте вспомним, какие книги написал Сергей Григорьевич Козлов?

Дети вспоминают из собственного опыт

5. Подготовительная работа. Настрой на урок.

Учитель: Сергей Козлов считал, что с детьми можно поговорить всерьёз, о чём и с взрослыми – о доверии, о радости жизни, о доброте, о хрупкости красоты.

Я тоже буду с вами сегодня говорить как с взрослыми, серьёзно.

Представьте сказочный лес… Там каждый зверёк живёт в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками, чаем с мёдом. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года.

Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чём или о ком она?

Дети : О животном лисичке, о хитром человеке, о грибе лисичке.

6. Чтение произведения учителем.

Учитель: О чём же эта сказка?

Дети: О лисичке – грибе.

Дети рассуждают, пытаются выразить свою точку зрения.

Учитель: Кто главный герой?

Дети: Ёжик и Медвежонок.

Самостоятельное чтение сказки учащимися.

Учитель: Перечитайте сказку самостоятельно и попробуйте придумать своё более подходящее название. Докажите свою точку зрения .

7. Основной этап урока.

Работа над содержанием сказки.

Учитель: Почему плакал Медвежонок?

Дети: Его поразила красота.

На доске появляется слово красота

Учитель: А разве от радости плачут? Подтвердите словами текста.

(Дети ищут ответ на вопрос в тесте сказки.)

На доске - слово радость

Учитель: Чего бы хотелось Медвежонку, хотя он и понимает, что это невозможно?

Дети: Остановить время

Учитель: Вспомните, а с вами когда-нибудь было что-то подобное: когда настолько красиво, что плакать хотелось? Поделитесь своими воспоминаниями.

(Ответы детей)

Учитель: А меня трогает до слёз, когда поднимается над нашим городом солнце и будит ещё спящую природу.

На доске - слово солнце

Учитель: О чём говорил Медвежонок, успокаивая Ёжика?

Дети: Завтра снова будет солнце… А как красиво зимой!

Учитель: А что бы вы сказали Медвежонку, чтобы он больше не плакал?

(Ответы и рассуждения детей)

Учитель дополняет ответы детей: Проходит время. Золотая осень сменяется белоснежной зимой. После зимы звенит капелью весёлая весна. А тут вовсю спешит жаркое лето. Каждое время года прекрасно по-своему. Не плачь, Медвежонок.

Учитель: Но бывает так, что словами не поможешь… Что предложил Ёжик?

Выборочное чтение детьми:

- Бежим! – крикнул он. Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.

Учитель: Найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору.

Выборочное чтение детьми

Учитель: Что вы увидели?

Дети: Старую сломанную берёзу, сгнивший мостик, срубленную осину, горелые пни.

Учитель: Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности?

(Дети рассуждают)

Учитель обобщает ответы детей: Автор подтверждает тревожные опасения Медвежонка – да, всё проходит: проходит осень, улетают птицы, стареет берёзка, состарился мостик. К сожалению, всё прекрасное со временем стареет и разрушается.

На доске - слово время.

Учитель: Но что увидел Медвежонок после такой мрачной картины? Прочитайте.

Дети (выборочное чтение): Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

Учитель: Мрачные картины леса – прекрасный маленький золотой гриб.

Какой приём использует автор, показывая после такой картины лисичку?

Дети: Приём контраста.

Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

Учитель: О чём Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая гриб?

(Дети пытаются высказать свою точку зрения)

Учитель - от ученика (могут быть варианты):

- Лес всё время обновляется, красота вечна, на смену погибающему приходит новое. Всему старому приходит на смену новое . Маленький золотой гриб.

- Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее той же лисички – она совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик. Поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

Дети: Может ему холодно? Неудобно? Тяжело?

Учитель: В сумерках – это когда?

Дети: Когда темнеет

Учитель: Что можно сказать о Ёжике?

Дети: Ёжик – настоящий друг.

На доске - слово друг

Учитель: Как автор относится к грибку?

Дети: С уважением. Маленький золотой гриб

Учитель: Что вы можете сказать о лисичке?

Дети: Лисичка - стойкая, выносливая, смелая.

Учитель: В жизни настоящие грибы лисички также выносливые и умеют постоять за себя. Эти удивительные грибы не поддаются гниению. Они не мнутся после сбора в рюкзаках, долго сохраняют свежий вид.

Дети: Ответы детей

Учитель обобщает ответы детей: Лисичка – это конкретный пример обновления леса, стойкости, выносливости, мужества.

На доске - слово мужество

8. Чтение по ролям.

Учитель: Попробуем прочитать это произведение по ролям. Подумайте в парах, кто за какую роль будет нести ответственность. Покажите голосом настроение героев.

Чтение по ролям, обсуждение

9. Обобщение знаний.

Учитель: Какие важные слова помогли нам на уроке рассуждать, мыслить, философствовать?

Какое из этих слов главное и руководит всеми остальными словами?

Дети рассуждают, приходят к выводу – это время

Дети: Время

10. Рефлексия:

Итак, ребята, посмотрите на слайд и доскажите высказывание:

Я сегодня узнал(а)….

Я почувствовал(а) что….

У меня получилось….

Учитель: Время неподвластно никому. Идёт время, бегут минуты. Меняется мир, но вы не грустите. На долгом пути вас обязательно удивит красота, порадует дружба, не покинет мужество, а в вашем сердце пусть всегда живёт солнце!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 181 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.04.2017 3573
  • DOCX 20.3 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Довбня Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по литературному чтению на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Г.Ю.Трищ Поэзия в рассказе Козлова "Лисичка" I. Организационный момент Учитель. Доброе утро, мои доро¬гие. Я очень рада встрече с вами. И конечно, жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот чудес¬ный учебник. А вы этого желаете? Тог¬да вперед! II. Новый материал Для учителей Начальной школы.

+Сегодня мы рас смотрим нравств енный аспект того, чт о мир чувств хрупкий (т.е.

человек раним, ег о легко обид еть, разру шить) с помощью произведения С.Коз лова и

+Определим гл авных героев, кт о нам будет пом огать.

(Прикрепляю р исунки героев: ё жик, медвежонок, лисич ка)

+Образуйте од нокоренные слова с пособом слов ообразов а ния.

- Лисичка, т.к. омо ним. Это животн ое и название съе добного гриба.

3)Чтение тру дных слов: необыкн о венный +Слова описан ия.

+ К какому литерату рному жанру относится произведе ние?

- Рассказ – есть дейс твующие лица и сю жет (экспозиция, за вязка, развитие действия,

+Стиль сказок К озлова отличается п ростотой изложен ия, стремлением п одобрать

- Обилие восклиц ательных и во просительных предложений . Короткие предлож ения.

7)Проблематизац ия (смысл воп роса в провокации, ве рнёмся в конце а нализа)

+Почему плакал Ме двежонок? (вну тренняя драма) П рочитайте.

- Очень сильное эст етическое пе реживание – переживани е красоты ми ра. «Это был

необыкновенн ый осенний день! Был о столько си невы, столько огненны х листьев,

- Это впервые застав ило его задумать ся над тем, что эта к расота не веч на, что «всё

- Это описание использует э питет (точные образные художественные определения).

+Чего бы хотел ось Медвежонку (хотя он и понимает, что это невозм ожно)?

было что - то под обное, когда наст олько красиво, что плакать хочется ?

+Найдите и зачит айте описание пу ти Ёжики и Медве жонка, как подним ал ись в гору.

+Зачем автор пере числяет все эт и страшные для ж изни леса подро бности?

- Все эти подробн ости как - будто подтвер ждают тревожное и драматичес кое

восприятие мира М едвежонком: действительн о, всё прекрасное, в конце концов,

- …Маленький зол отой – эпитет, под жав коленки –метаф ора, сидел – олицетво рение.

+Т.е.гриб это т ретий художественн ый образ пере дающий целое эмоц иональное

+Что это за приём : после карти ны разру хи показать прекрасный зол отой гриб ?

- Писателю эта ка ртина лесной разрухи необ ходима для того, что бы по контрас ту с

ней показать на рождающееся , мол одое и прекрасное – гриб лис ичку.

Ёжик – лучезарно, радостно, вост орженно, сильны й по характеру .

- В человеке всё д олжно быть гармо нично. Нереаль но всегда быть радостным, т.к.

жизнь препод носит разные сю рпризы. То радость, то горе. Нужно у меть

+О чём же Ёжик п ытается сказать Медв ежонку, показывая е му лисичку?

- Во - первых, Ёжик показывает Медве жонку, что лес всё в ремя обновляется, что

красота вечна : на смену погибающ ему всё врем я приходит новое, м олодое, крепкое,

красивое. Ёжик показывает т олько что род ившийся, очень крас ивый золотой г риб.

- Во - вторых, Ёжик пытается показать М едвежонку. Н асколько Медвежонок

счастливее той же л исички: лисич ка соверше нно одна и сов сем не переживает

своего одиночества . У Медвежонка же есть любящий ег о и любимый им Ё жик,

поэтому он, Медв ежонок, прост о не имеет права отч аиваться «Красота – не

- Конечно, эт о могло быть что - то дру гое. Важно, чтобы это было конкр етное чудо, то

конкретное, пре красное, что п роизводит в печатление в данн ый момент здесь и

- Поскольку медвежонок очень эмоциональ ный. Поскольку на него сильно

воздейству ют именно зритель ные образы, т.к. он расстроился у видев синеву,

огненные листья, с олнце, поэт ому его бесполезн о было уго варивать и у беждать, -

ему надо было что - то показать. Ёжик вс помнил то конкретн ое, прекрасное, что он

недавно видел на г оре (лисичку ), и поволок ту да Медвежонка, чтобы у бедить его в

леса и всего ж ивого, это то кон кретное чу до, с помощью которог о Ёжик пытается

+Оправданно л и помещение эт ого произведения в эту главу? Кстати, а как она

Читайте также: