Конспект индивидуального занятия по рсв и фп для ребенка с нарушением слуха

Обновлено: 07.07.2024

Задачи:
1. Коррекционно - развивающие:
• Коррекция и развитие мыслительной деятельности на уровне аналитико-синтетической деятельности на примере слов, словосочетаний, предложений;
• Коррекция и развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления, путём выполнения заданий на соотношение и воспроизведение слов и словосочетаний и т.д.;
• Продолжение изменения высоты и силы голоса слова, на которые падает логическое ударение, вести работу над интонационной окраской речи;
• Развитие слухового восприятия без ЗУА, на материале с урока литературы;
• Развитие слуховых дифференцировок на рабочем и резервном расстоянии учащегося.
2. Коррекционно - образовательные:
• Продолжать вести работу по дифференциации звуков [ц]- [с] на материале слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной речи.;
• Формировать умение определять наличие слов со звуком [ц]- [с] в рассказе;
• Тренировать умение составлять словосочетания, предложения с использование опорных слов;
• Продолжать обогащать словарный запас.
3. Коррекционно – воспитательные:
• Формировать умение выделять главное, существенное в прочитанном;
• Формировать умение логически излагать свои мысли;
• Приобщать и формировать положительное отношение к искусству;
• Воспитывать положительное отношение к занятию;
• Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

План:
РСВ
• Организационный момент.
• Ознакомиться с текстом.
• Ответить на вопросы.
• Составить план к этому рассказу для его пересказа на следующем занятии (зафиксировать составленный план).
• Восприятие на слух предложений, словосочетаний, слов по данному тексту.

• Слуховая дифференцировка.
• Работа с профилями.
• Работа на память.
• Самостоятельная деятельность, работа на мышление.
• Работа над интонацией, логическим ударением.
• Итог занятия.

-Здравствуй, N! Сегодня мы с тобой познакомимся с известным художником Виктором Михайловичем Васнецовым и его картинами, будем внимательно слушать текст о нём, продолжим работать над звуками [ц]- [с], будем говорить их красиво и правильно.
(на проекторе слайды с портретом художника и его картинами)

1 задание (работа по тексту, работа на внимание):
-N, выбери из текста 4 слова, где есть звук [ц], прочитай их (перед ребёнком кладётся текст, он выбирает слова и читает их, некоторые из заданий второго этапа занятия предлагаются педагогом за экраном).
2 задание (слуховая дифференцировка) (предлагается за экраном):
-Я скажу три слова, скажи какое слово из них лишнее и почему: царевна, спящая, царский (лишнее слово СПЯЩАЯ, потому что начинается на букву С).
- Правильно, N, ты молодец, сегодня мы будем говорить правильно два звука [с] и [ц].
3 задание (работа с профилями):
- Рассмотри профили, скажи какой из них профиль какого звука. Расскажи про них. (ребёнку предлагаются профили трёх звуков, среди них профили звуков [с] и [ц], и третий наиболее сходный по артикуляции, ребёнок их рассматривает и рассказывает про них, если затрудняется, то педагог подводит его к правильным ответам).
4 задание (работа на память) (предлагается за экраном) :
-Посмотри в текст и выбери 3 слова со звуком [с] и 3 слова со звуком [ц], назови их. (выбирает, называет).
-N, теперь закрой текст и повтори эти слова, которые выбрал. (повторяет слова).
5 задание (самостоятельная деятельность, работа на мышление):
-N, придумай слова со звуком [ц], чтобы звук [ц] был в конце слова (например: палец, огурец, конец - называет).
-N, молодец, теперь назови слова со звуком [с], чтобы звук [с] был в середине слова (например: колесо, маска, весна - называет).
6 задание (самостоятельная деятельность, работа на мышление):
- Посмотри на слайды экрана, назови 8 картинок: [ц]-половица, теплица, мотоцикл, кольцо. [с]- скамейка, самовар, глобус, кактус. (обращает внимание на экран, где изображены картинки называет их)
- N, назови существительные мужского рода. (смотрит и называет: мотоцикл, самовар, глобус, кактус; при затруднении педагог даёт ребёнку возможность самостоятельно подумать и выбрать картинки).
-N, подбери прилагательные к словам половица, кактус, теплица. (подбирает, например: скрипучая половица, колючий кактус, высокая теплица или др.).
-N, придумай предложение со словом кольцо. (например: я подарил девушке кольцо. Здесь так же даётся возможность придумать ребёнку самому предложение).
-Ты молодец, у нас осталось последнее задание.
7 задание (интонация, логическое ударение) (предлагается за экраном):
-Поставь знаки препинания и прочитай с правильной интонацией, поставь ударение на слова, которые хочешь выделить (логическое ударение). (Внимание ребёнка возвращается с экрана на рабочий стол, где перед ним лежит текст).
Кабы я была царица
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир
Кабы я была царица
Говорит её сестрица
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна (ставит знаки препинания, читает выразительно, выделяя слова на которые поставил ударение, при затруднении педагог показывает как правильно надо прочитать выделенные слова).

-N, ты успешно справился со всеми заданиями. Ответь на вопросы: 1. С каким художником мы познакомились? 2. Какие звуки мы сегодня говорили? (с художником В.М.Васнецовым, звуки [ц] и [с]).
-N, молодец, ты отлично занимался, слушал, говорил звуки [ц] и [с]; можешь идти в класс.

Текст - обоснование
Ребёнок: N, ученик 9 класса; программа: АООП для слабослышащих детей;
Диагноз: 2-х ст. ХНСТУ I- II ст., ММД, стёртая дизартрия;
степень т/у: л.у. – II ст. (46дб), п.у. – I ст.(31дб);
рабочее расстояние (голое ухо) L 1: 4,5 метра;
резервное расстояние (голое ухо) L 2: 8 метров;
рабочее расстояние (ИСА) L 1 : 5,5 - 6 метров (л.у.);
резервное расстояние (ИСА) L 2 : 9 метров (л.у.);
тональная аудиометрия соответствует речевой.
При степени т/у N, ИСА показан только на левое ухо, но на момент проведения занятия ребёнок был без ИСА, по причине утери аппарата, поэтому всё занятие проводилось на голое ухо, поэтому в задачах я указала: развитие слухового восприятия без ЗУА.
По методике занятие по РСВ с ребёнком проводится на голое ухо, с ИСА, с использованием стационарной аппаратуры. Но степень тугоухости данного ребёнка (I и II ст. т/у) позволяет не использовать в работе стационарную аппаратуру. Поэтому в занятии она не используется, вся работа ведётся, исключительно, на голое ухо.

РСВ:
Занятие начинается с приветствия ребёнка, с ознакомления ребёнка с целью занятия и с настроя на то, чтобы ребёнок внимательно слушал текст, и правильно и чётко говорил дифференцируемые звуки.
По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, авторы программ К.Г. Коровин, А.Г. Зикеева и др., занятие по РСВ и ФП состоит из 20 минут, из которых 10 мин. отводится на РСВ, а 10 мин. отводится на ФП.
В программе установлено количество предложений в тексте, которые должны предлагаться ребёнку на слух в 9 классе. Зная возможности ребёнка, я взяла 25 предложений. Материал текста был взят с урока литературы. Работа над текстом ведётся в течение двух занятий (по методике). Сейчас это первое занятие, на котором ребёнок знакомится с текстом, составляет план для его пересказа, воспринимает на слух, как всего текста, так и его частей. На следующем занятии будет осуществляться пересказ текста и выполнения определённых заданий к нему. Текст для ребёнка предъявлялся на рабочем расстоянии (голое ухо – 4,5 м) за экраном и даже когда происходило составление плана – пересказа расстояние оставалось тем же. По средствам выполнения последующих заданий по работе над текстом: слова, словосочетания, предложения; рабочее расстояние сменялось на резервное расстояние (8м.), а голос менялся на шёпот, что тоже меняло расстояние до 1,5 метров, при котором ребёнок, с учётом своей степени т/у, слышит шёпотную речь. Слова, словосочетания и предложения предлагаются ребёнку за экраном два раза, если ребёнок не услышал экран убирается, давая возможность ребёнку сл/зр воспринять сказанное учителем. Так же расстояние может варьироваться между рабочим и резервным в зависимости от высоты голоса учителя (громко - тихо).

Произношение:
На этом этап работы по РСВ сменяется этапом ФП. У N стёртая дизартрия, но речь внятная. Длительное время велась работа по автоматизации звука [ц], сейчас на данном этапе ведётся работа по дифференциации звуков [ц]- [с] в речи на примере текста, используемого в занятии и заданий в рамках ФП.
Здесь учитель, садясь рядом с ребёнком, может не использовать экран, т.к. мы на этапе произношения, а этап РСВ закончился, но можно и воспользоваться им, так же меняя высоту голоса (громко - тихо). В рамках произношения мне хотелось, чтобы ребёнок мог не только самостоятельно находить слова со звуками [ц]- [с] в тексте, но и так, же мог их воспринимать на слух. Поэтому после работы на внимание и в тоже время правильного произношения этих звуков, я использовала такой метод, как слуховая дифференцировка, где ребёнок мог определить какое слово, я сказала лишнее и почему, и здесь я воспользовалась экраном.
Необходимым является включение в занятие с ребёнком работы с профилями закрепляемых звуков, чтобы ребёнок запомнил их различие. Здесь же проводится разговор, какой это звук, как проходит воздушная струя и т.д.
Так же я уделила внимание памяти, в задании: повтори слова, которые нашёл. Но при этом не стоит забывать, что основная цель дифференцировать звуки [ц]- [с], поэтому стоит следить за правильным произношением ребёнка.
Особое внимание я уделила самостоятельной речи ребёнка и посвятила этому два задания на этапе произношения, здесь посредствам придумывания слов со звуками, читая слова на слайдах и выполняя к ним задания, такие как: придумай существительного мужского рода, придумай прилагательное, предложение; обогащается словарный запас и развивается мышление, где ребёнок сам думает.
Последнее задание, направленное на умение передавать эмоции, что у слабослышащих детей затрудненно и в основном их речь интонационно невыразительна, поэтому нужно прочитать выразительно, сделать паузу и поставить ударение на слово, тем самым его выделив. Такая работа очень часто ведётся на уроках РСВ и ФП в старших классах на примере более сложных текстов, где так же учитываются особенности ребёнка.
По окончанию занятия подводится итог, где ребёнка спрашивают, что он сделал на занятии и была ли достигнута цель. Главное, чтобы у ребёнка осталось хорошее настроение после занятия. Занятие построено с учётом особенностей и возможностей данного ребёнка.

Принципиальное значение в системе обучения глухих детей устной речи придается развитию речевого слуха, т.е. способности воспринимать речь на слух (с использованием электроакустической аппаратуры).

ВложениеРазмер
lisitsyna_r.docx 20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30

Технологическая карта индивидуального занятия по РСВ (развитие слухового восприятия) и ФП (формирование произношения)

В соответствии с требованиями ФГОС НОО для глухих обучающихся

Полозовой Оксаны Анатольевны

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Развитие речевого слуха и произносительной стороны речи.

- формирование и развитие внятной устной речи;

- работа над словесным и логическим ударением;

- слитное произношение слов и коротких фраз;

- различение текста и выяснение его понимания;

- развитие абстрактного мышления;

- работа над грамматическим строем речи.

- учить вести диалог по схемам предложений;

- учить подбирать лексику в зависимости от цели высказывания.

- воспитывать навыки сотрудничества;

- воспитывать навыки самоконтроля учащегося.

- способности принимать и выполнять учебную задачу;

- готовность осуществлять речевые действия;

способности воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию;

- выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.

- различать опознавать и распознавать на слух знакомый по значению и необходимый на уроках и во внеурочном общении речевой материал;

- умения воспринимать и анализировать поступающую информацию;

- воспроизводить звуковую и ритмико- интонационную структуры речи; использовать приемы самоконтроля произносительной стороны речи; применять невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику)

- мотивация овладения устной речью, устной коммуникацией с неслышащими и со слышащими людьми;

- желание и умения пользоваться звукоусиливающей

аппаратурой включая ИСА;

- применение приобретенного опыта в восприятии и воспроизведении устной и внеурочной деятельности;

Дефектологическое занятие + развитие речи; русский язык и чтение, окружающий мир, музыкально- ритмические занятия, фонетическая ритмика, математика

Организационная структура занятия

Этап № 1. Работа над произношением

Орг.момент: предъявляется выученный пестрый материал на слух с ИСА

(учитель проверяет работу ИСА)

- В каком классе ты учишься?

- Назови весенние месяцы.

Март – первый месяц весны.

Март, апрель. Май – весенние месяцы.

Посмотри, прочитай, повтори:

ТАтата – это ритм.

Подбери слова на тот ритм

Читаем, проговариваем, контролируем произношение звуков, работаем над словесным ударением и слитным произнесением слов.

Прочитай словосочетания. Выдели ударение. Повтори еще раз. Подбери к словам ритм. (Подбери к ритму слова).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Цель: коррекция произношения звуков /З, С-Ш, Д/; развитие слухового восприятия; воспитание интереса к занятиям и предъявляемому материалу.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Работа над речевым дыханием

4. Работа над голосом

5. Автоматизация звука /з/

6. Дифференциация звуков /с-ш/

7. Постановка звука /д/

1. Различение силы, темпа, количества звучаний

2. Работа за экраном /прослушивание знакомых слов, звукоподражаний/

2. Арт. Гимнастика на звуки/ С, Ш, Т/, с помощью зеркала.

3. Предлагаю сдуть бабочку с цветка, ворону с кормушки.

4. Работа над голосом по книге Щербакова.

Скажи тихо Скажи громко

Послушай, как говорю я, повтори:

КО.. ..ВОД ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

ВА.. ..МОК ЗО-ЗУ-ЗА-ЗЫ

РО.. ЗА ..БАВА ЗУ-ЗА-ЗЫ-ЗО

Подставь нужную букву: Ко..а, Ва..за, Ро..а….

6. Дифференциация звуков /с-ш/:

7. Постановка звука /Д/ по подражанию от /Т/

Голоса нет Голос есть

Альбом: слоги: ДА, ДО…

Покажи: машину, самолет…. Произнеси правильно.

1. Ребенок на слух различает темп, громкость, количество звучаний.

Как звучало? Громко-тихо

Сколько раз звучало?

2. Звукоподражания и знакомые слова за экраном: -му, -ав, -мяу, -пипи…; Паша, Юля , Миша…, посуда.

3. Счет слухозрительно /на слух/.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 920 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.08.2021 162
  • DOCX 30 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Янбукова Лилия Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автоматизация звука [К] в разных позициях в слогах, словах, фразах.

Цель урока:

Формирование фонетически внятной речи учащегося.

Работа над слухозрительным (дозированно на слух) восприятием речи.

Задачи урока:

-Закреплять правильное произношение звука [К] в слогах, словах, фразах в разных позициях при чтении и в самостоятельной речи;

-Продолжать работу над речевым дыханием, умением говорить громко-тихо, выделять ударный слог.

-Развивать слуховое внимание, формировать навыки самоконтроля произношения.

Оборудование

Зеркало, интерактивная игрушка ХОМЯК, компьютер, презентации, картинки, таблички, схемы слов.

Планируемый результат

Предметный:

Развитие самоконтроля произношения звука [К] в самостоятельной речи. Умение различать и опознавать (дозированно на слух) и слухозрительно знакомый и незнакомый по звучанию речевой и неречевой материал.

Личностный:

Формирование правильного взаимодействия с природой (зимой надо подкармливать птиц, строить для них кормушки). Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя.

Метапредметный:

Умение анализировать и обобщать, отвечать на вопросы. Развивать коммуникативные способности учащегося (в заданной ситуации).

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Оргмомент

-Какое у тебя настроение?

-К нам пришел гость. Кто это?

-Спроси, как его зовут.

-Он любит играть, давай с ним поиграем.

-Хорошее настроение. (выбирает таблички)

II. Формирование произношения

Артикуляционные упражнения

-Катя любит кататься с горки.

2).Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику, а теперь зубками постучим по горке, примнем ее, чтобы лучше катится с нее.
Скатываются зубки с горочки. Удерживать позу под счет до 5.



Дыхательная гимнастика

Пошел снег. Будем сдувать снежинки (вдох через нос, длительный выдох через рот)

Сдувает снежинки (презентация)


Модуляция голоса (громко-тихо)

-Говори тихо, если предмет рядом и громко – если далеко. Следи за дыханием.


Автоматизация звука [К]

-Хомке стало весело и он побежала по лесенке. Повторяй за мной.

кот (табличка, картинка)

сорока (табличка, картинка)

синичка (табличка, картинка)

-Поставь ударение в словах.

Это птицы. Кто это?

Пальцем проводит по нарисованной лесенке и повторяет слоги, подбирает схему.

1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи учащегося.

2. Работа над восприятием речи на слух.

1. Работать над расширением словарного запаса детей; формировать фразовую речь.

2. Сформировать конкретные представления и элементарные общие понятия об отдельных объектах (о дуплах, животных, обитающих в них).

1. Развивать коммуникативные способности учащегося (в заданной ситуации).

2. Воспитывать интерес к окружающему миру.

3. Закреплять правильное произнесение звуков [т] и [д] в слогах, словах, фразах при чтении, назывании картинок и в самостоятельной речи.

4. Обучать воспринимать на слух знакомый и незнакомый по звучанию речевой материал.

5. Развивать слуховое и слухо-зрительное внимание;

Оборудование:

Ход занятия.

I.Организационный момент.

-Как у тебя дела?

-Какой сегодня день недели?

-Какой завтра день недели?

-Как зовут твоего воспитателя?

-Что мы будем делать?

Дифференциация звуков[т] и [д]

Мы будем хорошо произносить звуки [т] и [д]. Что мы будем делать? Повтори.

1.- Сейчас мы будем читать слоги.

Учитель-дефектолог читает слоги, ребенок повторяет (да-та-да). Сначала без экрана, за тем с экраном.

2. Повтори, пожалуйста, эти слова по картинкам.

Сейчас я буду показывать карточки, твоя задача назвать то, что на них изображен (карточки из прошлого упражнения)

Артем, я буду показывать тебе картинки. Ты должен будешь сам назвать их и положить к [т] и [д].Картинок с какой буквой получилось больше?

Прочитай, пожалуйста, скороговорку. (В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.) Это значит, что дятлу тепло в дупле. Повтори.

Артем, сейчас я буду читать тебе текст. Слушай внимательно.

- Послушай и повтори:

- Молодец, ты хорошо справился.

Итог занятия.

- Ты хорошо занимался. Молодец. Попрощайся.

Приложение к конспекту

Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы.

Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи.

Бывают дупла-спальни. Летучая мышь всю зиму спит в дупле. Она спит вниз головой.

1. Как называется текст?

2. О чем этот текст?

3. Кто ночует в дупле?

4. Кто прячет запасы в дупле?

5. Как спит в дупле зимой летучая мышь?

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений Задачи: 1. Образовательные * закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам * продолжать учить детей составлять и решать.

Читайте также: