Конспект урока использование топографии при изучении территории топографические карты 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

1 План урока: План урока: Топографическая карта. Условные обозначения на топографических картах. Ориентирование по карте. Масштаб Стороны горизонта Азимут Ориентирование по карте. Павленко Е.А.-учитель географии ГБОУ СОШ49 ЮЗАО г. Москвы

2 Условные знаки - это искусственный язык карты или азбука карты. масштабныевнемасштабныепояснительные Отображают предметы, размеры которых можно определить по карте. Например, длина границы леса, площадь болота. Обозначают мелкие предметы, размеры которых не выражаются в масштабе карты. Например, ЛЭП, колодец. Применяют, чтобы дополнить характеристику объектов. Например, показать породу деревьев в лесу, что помогает в ориентировании.

3 Условные знаки плана местности Рисованные Графические

4 Требование к изображению: 1.Простота; 2.Непохожесть друг на друга; 3.Отдаленное сходство с изображаемым предметом

6 Традиционные цвета: Синий – цвет воды

7 Коричневый – цвет земли

8 Зелёный – цвет растительности

9 Черный – цвет, обозначающий объекты хозяйственной деятельности людей

10 Прочитайте рассказ: Наш путь шёл от по до. Затем мы двигались по где нам встретилось и. К вечеру мы вошли в, прошли 2 км по и у сделали привал.

13 Топографическая карта. - это точное и подробное уменьшенное отображение какого-либо района на плоскости в системе условных знаков. Масштаб Масштаб – отношение, которое пока- зывает, во сколько раз уменьшены объ- екты местности при изображении на карте. Например, подпись 1:25000 указывает, что все линии на карте уменьшены в 25 тыс. раз, т.е. 1 см карты соответс- твует см, или 250 м, на местности. Задание. Переведите численный масштаб в именованный. А) 1: ; Б) 1:

14 Задание: Ниже даны расстояния на местности и соответствующие им длины на планах. Определите численные масштабы этих планов. Расстояние на местности Расстояние на плане Численный масштаб плана 4 км5 см……………… 4 км18 см……………… 4 км10 см………………. 700 м7 см………………. 2 км20 см……………….. 5 км20 см………………… 1: : : : :25000

15 Задание: Подпишите в таблице линейные и именованные масштабы. Линейный масштаб Численный масштаб Именованный масштаб 1: : : : :25000 В 1см м В 1см - 222,2 м В 1см м В 1см – 400 м В 1см – 100 м В 1см – 250 м

16 Задание: В таблице даны масштабы планов: -вычислите, какому расстоянию на местности соответст- вуют 1см на плане; - определите, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности. Масштаб планаРасстояние на местности Во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности 1:50 1:100 1:200 1:1000 1:2500 1:5000 0,5 м В 50 раз 1м В 100 раз 2 м В 200 раз 10 м 25 м 50 м В 1000 раз В 2500 раз В 5000 раз

17 С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ ССВ ВСВ ВЮВ ЮЮВ ЮЮЗ ЗЮЗ ЗСЗ ССЗ

18 Азимут Азимут – -это угол на местности, на плане или карте, образуемый направлением на север и направлением на выбранный объект. Углы отсчитываются по ходу часовой стрелки от северного направления по направлению движения.

19 Задание 1: Определите азимуты основных и промежуточных сторон горизонта. Стороны горизонта СЕВЕР ЮГ ВОСТОК ЗАПАД СЕВЕРО-ВОСТОК СЕВЕРО-ЗАПАД ЮГО-ВОСТОК ЮГО-ЗАПАД СЕВЕР-СЕВЕРО-ВОСТОК СЕВЕР-СЕВЕРО-ЗАПАД ВОСТОК-СЕВЕРО-ВОСТОК ВОСТОК- ЮГО-ВОСТОК ЮГ-ЮГО-ЗАПАД ЮГ-ЮГО-ВОСТОК ЗАПАД-ЮГО-ЗАПАД ЗАПАД-ЮГО-ВОСТОК Азимуты и градусы А=0 0 ; А=180 0 А=90 0 А=270 0 А=45 0 А=315 0 А=135 0 А=225 0 А= / А= / А= / А= / А= / А= / А= / А= /

21 Ч ТОБЫ НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ, НАДО НЕ ТОЛЬКО ИМЕТЬ КАРТУ, НО И УМЕТЬ ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Все карты вычерчены таким образом, что верх направлен на север. Зная это и имея компас, можно легко сориентировать карту. Положите на неё компас, а затем поверните карту так, чтобы конец стрелки (С), был обращен к верхнему краю карты.

22 Если нет компаса. Встаньте на какую-нибудь линию, вы- раженную на местности и обозначенную на карте (про- секу, дорогу, берег реки и т.п.). Поверните карту так, чтобы направление данной линии на бумаге совпадало с её направлением на местнос- ти: предметы, находящиеся от линии в реальности, долж- ны располагаться с тех же сторон и на карте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Топографическая карта 8класс. ФГОС. Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.

Топографическая карта Учитель Ребдев Н. Н.

Топографическая карта

Учитель Ребдев Н. Н.

Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.

Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.

Топографическая карта - это точное и подробное уменьшенное отображение какого-либо района на плоскости в системе условных знаков. Масштаб – отношение, которое показывает, во сколько раз уменьшены объекты местности при изображении на карте. Например, подпись 1:25000 указывает, что все линии на карте уменьшены в 25 тыс. раз, т.е. 1 см карты соответствует 25000 см, или 250 м, на местности. В России издают карты М 1: 10000; 200000

Топографическая карта -

это точное и подробное уменьшенное отображение какого-либо района на плоскости в системе условных знаков.

Масштаботношение, которое показывает, во сколько раз уменьшены объекты местности при изображении на карте.

Например, подпись 1:25000 указывает, что все линии на карте уменьшены в 25 тыс. раз, т.е. 1 см карты соответствует 25000 см, или 250 м, на местности.

В России издают карты М 1: 10000; 200000

Условные знаки - это искусственный язык карты или азбука карты. Условные знаки внемасштабные пояснительные масштабные площадные Используются для заполнения площадей, объектов выражающихся в масштабе карты (леса, кустарники, болота). Отображают предметы, размеры которых можно определить по карте. Например, длина границы леса, площадь болота . Обозначают мелкие предметы, размеры которых не выражаются в масштабе карты. Например, ЛЭП, колодец. Применяют, чтобы дополнить характеристику объектов. Например, показать породу деревьев в лесу, что помогает в ориентировании.

Условные знаки

- это искусственный язык карты или азбука карты.

Условные знаки

внемасштабные

пояснительные

Используются для заполнения площадей, объектов выражающихся в масштабе карты (леса, кустарники, болота).

Отображают предметы, размеры которых можно определить по карте. Например, длина границы леса, площадь болота .

Обозначают мелкие предметы, размеры которых не выражаются в масштабе карты. Например, ЛЭП, колодец.

Применяют, чтобы дополнить характеристику объектов. Например, показать породу деревьев в лесу, что помогает в ориентировании.

Условные знаки

Условные знаки


Традиционные цвета: Синий – цвет воды

Традиционные цвета:

Синий – цвет воды

Коричневый – цвет земли

Коричневый – цвет земли

Зелёный – цвет растительности

Зелёный – цвет растительности

Черный – цвет, обозначающий объекты хозяйственной деятельности людей

Черный – цвет, обозначающий объекты хозяйственной деятельности людей

Ориентирование по карте. Ч ТОБЫ НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ, НАДО НЕ ТОЛЬКО ИМЕТЬ КАРТУ, НО И УМЕТЬ ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Все карты вычерчены таким образом, что верх направлен на север. Зная это и имея компас, можно легко сориентировать карту. Положите на неё компас, а затем поверните карту так, чтобы конец стрелки (С), был обращен к верхнему краю карты.

Ориентирование по карте.

Ч ТОБЫ НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ, НАДО НЕ ТОЛЬКО ИМЕТЬ КАРТУ, НО И УМЕТЬ ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.

Все карты вычерчены таким образом, что верх направлен на север.

Зная это и имея компас, можно легко сориентировать карту. Положите на неё компас, а затем поверните карту так, чтобы конец стрелки (С), был обращен к верхнему краю карты.

 С ССВ ССЗ СВ СЗ ВСВ ЗСЗ В З ВЮВ ЗЮЗ ЮВ ЮЗ ЮЮЗ ЮЮВ Ю СТОРОНЫ РОРИЗОНТА

СТОРОНЫ РОРИЗОНТА

МАГНИТНЫЙ ПОЛЮС Магнитное склонение — угол между географическим и магнитным меридианами в точке земной поверхности.

МАГНИТНЫЙ ПОЛЮС

Магнитное склонение — угол между географическим и магнитным меридианами в точке земной поверхности.

Азимут – это угол на местности, на плане или карте, образуемый направлением на север и направлением на выбранный объект, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления по направлению на предмет.

Азимут – это угол на местности, на плане или карте, образуемый направлением на север и направлением на выбранный объект, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления по направлению на предмет.

Ориентирование по карте. Ориентироваться на местности по карте – заключается в определении по карте своего местоположения (точки стояния), в опознавании окружающих местных предметов и подробностей рельефа путем сличения местности с ее изображением на карте, а также в установлении относительно опознанных пунктов и ориентиров местоположения интересующих нас объектов. Сущность ориентирования составляют три основных элемента: - опознавание местности, на которой находишься, по известным ее признакам и ориентирам; - определение местоположения (своего и интересующих объектов); - отыскание и определение направлений на местности. Ориентирование по карте слагается из ориентирования карты, определения на ней точки своего местонахождения (точки стояния) и сличения карты с местностью.

Ориентирование по карте.

Ориентироваться на местности по карте – заключается в определении по карте своего местоположения (точки стояния), в опознавании окружающих местных предметов и подробностей рельефа путем сличения местности с ее изображением на карте, а также в установлении относительно опознанных пунктов и ориентиров местоположения интересующих нас объектов.

Сущность ориентирования составляют три основных элемента:

- опознавание местности, на которой находишься, по известным ее признакам и ориентирам;

- определение местоположения (своего и интересующих объектов);

- отыскание и определение направлений на местности. Ориентирование по карте слагается из ориентирования карты, определения на ней точки своего местонахождения (точки стояния) и сличения карты с местностью.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 2 (устно). Сделать топографический рассказ используя топографические знаки (не менее 10), с описанием.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Сделать топографический рассказ используя топографические знаки (не менее 10), с описанием.

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.


Ответ: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).


Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

В-третьих, задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

9 – ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

12 – ширина покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого

8 класс
Тема: Использование топографии при изучении территории. Топографические карты.

Географическая карта и изображаемые на ней объекты и явления должны, прежде всего, обладать геометрической точностью и географическим соответствием. На среднемасштабной карте Донецкой области все объекты показаны в уменьшенном виде в том месте, где они находятся в действительности, с сохранением размеров и соотношением с другими объектами. Более подробно географические объекты, их очертания и взаимосвязи изображаются на крупномасштабных картах.

Топографические карты – крупномасштабные подробные, единые по содержанию, оформлению и математической основе общегеографические карты, на которых изображаются природные и социально-экономические объекты местности с присущими им качественными и количественными характеристиками и особенностями размещения.

Топографические карты предназначены для многоцелевого хозяйственного, научного и военного применения.

Топографические карты строятся по законам проектирования физических тел на плоскость, имеют опорную геодезическую сеть и стабильную систему обозначений, что в совокупности обусловливает возможность получения по ним наглядной, точной и сопоставимой общегеографической информации о местности. Топографические карты подразделяются на карты суши, шельфа и внутренних водоемов. Создаются главным образом в результате обработки аэрофотоснимков территории, реже – путем непосредственной наземной топографической съемки местности.

Назначение топографических карт . Топографические карты служат основным источником информации о местности и используются для ее изучения, определения расстояний и площадей, дирекционных углов, координат различных объектов и решения других измерительных задач. Они широко применяются в военном деле, строительстве, лесном деле и сельскохозяйственном производстве, как средство ориентирования в экспедициях, туристических походах и поездках и т.п. В нашей области топографические карты необходимы для геологоразведочных работ, разработки карьерных участков. Для составления топографических карт Донецкой области в более крупном масштабе необходимы десятки листов, так как территория области сравнительно большая. На каждом из них будет отображен маленький участок области, ограниченный меридианами и параллелями.

Общие правила чтения топографических карт.

Читать карту – это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.

Ознакомление с картой. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа, угол спряжения и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

По первому взгляду на карту можно сказать, о наличие населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев.

Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа по предстоящему маршруту движения. Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

Математическая основа топографических карт обеспечивает проведение по ним измерения расстояний и площадей.

Измерение расстояний по топографической карте.

При измерении расстояний по топографической карте получают длины горизонтальных проекций, а не длины линий на земной поверхности.

Для измерения прямых линий применяют линейку или циркуль-измеритель. С карты в раствор циркуля берут измеряемый отрезок и переносят его на линейный масштаб, на котором подбирают число целых оснований и количество наименьших делений, соответствующих измеряемому отрезку и сразу определяют расстояние в натуральных единицах измерения (Рисунок 1).


Рисунок 1. Измерение прямых линий на топографической карте

Методика измерения извилистых линий более сложна и результаты получаются менее точными.

Измерение площадей.

При измерении площади объектов по топографической карте первоначально масштаб длин конкретной карты переводят в масштаб площадей, т.е. возводят в квадрат именованное выражение масштаба, например: 1:50 000, в 1 см 500 м., в 1 см 2 250 000 м 2 или 25 га. Затем, после выяснения масштаба площадей проводят измерение площади объекта сначала в квадратных сантиметрах, а затем переводят в гектары или иные величины измерения площадей на местности.

Если объект, измеряемый на карте, имеет правильную геометрическую конфигурацию, его площадь находят по известным формулам.

Универсальным способом измерения по картам площадей контуров, имеющих сложную неправильную форму, можно считать палетки. (Рисунок 2).


Рисунок 2. Измерение сетчатой палеткой площади озера

Измерение площадей с использованием квадратной сеточной палетки начинают с определения цены одного квадрата в масштабе конкретной карты. Величина квадрата может быть различной, в зависимости от требуемой точности измерений. Затем палетку накладывают на контур и подсчитывают все полные квадратики, попавшие внутрь контура. Затем подсчитывают количество неполных квадратиков, делят результат пополам и прибавляют к числу полных. Р=а 2 п, где а – сторона квадратика сетки выраженная в масштабе карты, п – число квадратиков, покрывающих контур.

Наиболее важным элементом содержания топографических карт является рельеф, т.к. он определяет характер местности: направление и скорость течения водотоков, положение озер, болот, оврагов, степень хозяйственной освоенности территории.

Рельеф – это совокупность пространственных форм (неровностей) земной поверхности.

Тип рельефа местности определяется по величине абсолютных высот точек, относительным превышениям и крутизне склонов.

Все формы рельефа делятся на две группы: положительные и отрицательные.

Положительные формы рельефа выдаются над окружающей земной поверхностью:

Отрицательные формы рельефа – это углубления на земной поверхности. Различают:


Рисунок 3. Типичные формы рельефа

Для топографических карт наиболее важно, чтобы изображение рельефа позволяло проводить измерения высот, амплитуд и углов наклона. Для этой цели более всего подходит способ горизонталей.

Горизонталь – это воображаемая линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой над уровнем Моря. Горизонталь – это проекция сечения земной поверхности горизонтальными плоскостями, равноотстоящими друг от друга по высоте (Рисунок 4).


Рисунок 4. Изображение рельефа способом горизонталей

Для удобства работы на карте используют разные виды горизонталей:

Основные – это сплошные тонкие линии коричневого цвета, проведенные в соответствии с высотой сечения рельефа, характерной для этого масштаба.

Утолщенные – это каждая пятая горизонталь (кратная масштабу), которые выглядят как утолщенные линии коричневого цвета. Служат для удобства вычисления абсолютных высот на крутых склонах.

Дополнительные полу-горизонтали и четверть-горизонтали – это тонкие коричневые пунктирные линии, которые проводятся через половину или четверть высоты сечения для того, чтобы показать подробности рельефа, не попавшие в секущие плоскости.

Расстояние между двумя соседними горизонталями на карте называется заложение. Чем меньше заложение, тем круче склон и наоборот. Для определения крутизны склона в градусах под картографическим изображением помещают график заложений по которому циркулем-измерителем можно определить эту величину.

Абсолютные высоты точек , лежащих на горизонтали равны высоте, указанной на этой горизонтали. Абсолютную высоту точек, расположенных между горизонталями на топографической карте находят методом интерполяции высот соседних горизонталей.

Превышения точек или амплитуду высот точек, лежащих в разных частях карты, вычисляют по разности их абсолютных высот.

Крутизна скатов определяется углом наклона между направлением ската и горизонтальной плоскостью и выражается в угловых мерах. На крутых участках склонов горизонтали на карте сближены и заложения меньше, чем на пологих склонах. Существует зависимость – чем круче склон, тем меньше заложение.


Рисунок 6. Определение по карте крутизны склона

1) Составьте сложный план к данному тексту

2*) с помощью палетки замерять площадь Ясиноватского района (атлас, административное деление Донецкой области)


Дополнительная информация

Профиль – это изображение разреза земной поверхности вертикальной плоскостью по заданному направлению. Профиль дает наглядное представление о строении рельефа земной поверхности.

Читайте также: