Конспект занятия звуковой анализ слова лиса

Обновлено: 03.07.2024

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ

Познакомить родителей с содержание и структурой занятий по обучению грамоте детей старшей группы и дать понятие, что такое звуковой анализ слов.

Ход занятия

Не спеша огонь тут ходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это. (солнце).

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

Значит, на дворе. (Апрель).

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Угадай, Что за месяц это. (Май.)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица. (Грач).

Труд в саду он уважает,

В нем живет с семьей . (Скворец).

У грача - грачонок,

У скворца - . (Скворчонок).

Угадайте, что за птичка -

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

- Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их. (Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж:, гусь, утка, стриж:, щегол. )

- Грачи какие?

(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато-черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные.)

- Грачи что делают?

(Кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются.)

Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.


Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять -руками помахать,

Шесть — на стулья тихо сесть.

Вопросы к родиьелям:

- Какие это звуки? - Это звуки-братцы: [Л] - большой братец, [л] — маленький братец.

Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] - согласные звуки. Большой братец [Л] - твердый согласный, маленький братец [л] - мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный - зеленой фишкой.

Проводится в кругу с мячом.

Педагог называет твердый согласный звук, а родители в ответ мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из родителей. Он ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю.

Условия игры: воспитатель показывает родителям игрушку и задает вопросы.

Правила игры: родители по очереди отвечают на поставленный вопрос.

- Кто это? (Лиса.)

- Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.).Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков )

- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая. )

- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит. )

- Назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]. (Лиса.)

- Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.)

Выкладывание из спичек домика, забора, дорожки.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Ход занятия

Не спеша огонь тут ходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это. (солнце).

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

В ночь - мороз, С утра - капель,

Значит, на дворе. (апрель).

Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Угадай, Что за месяц это?. (Май.)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица. (грач).

Труд в саду он уважает,

В нем живет с семьей. (скворец).

У грача - грачонок,

У скворца -. (скворчонок).

Угадайте, что за птичка -

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

- Узнать птицу по описанию.

1) Перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. (Грач.)

2) Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением. (Скворец.)

3) Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)

- Перечислить и показать перелетных птиц. Описать их. (Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж:, гусь, утка, стриж:, щегол.)

(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато-черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные.)

- Грачи что делают?

(Кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются.)

- Образовать родственные слова.

Грач - грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнезда, грачевник (скопление грачиных гнезд).

Скворец - скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.

Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть — на стулья тихо сесть.

Вопросы к детям:

Какие это звуки? - Это звуки-братцы : [Л] - большой братец, [л] — маленький братец.

Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] - согласные звуки. Большой братец [Л] - твердый согласный, маленький братец [л] - мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный - зеленой фишкой.

Проводится в кругу с мячом.

Педагог называет твердый согласный звук, а дети в ответ - мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

Условия игры : воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы.

Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети.

- Кто это? (Лиса.)

- Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.)

~ Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J

- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая.)

- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит.)

- - Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.)

Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.

Прикреплённые файлы:

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Өткізу күні/Дата проведения: 28.01.21г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Халыква Э.М.

Білім беру саласы/Образовательная область: познание/основы грамоты

Өтпелі тақырып/Сквозная тема: Как зимуют звери и птицы.

Тақырыбы/Тема: Звуковой анализ слова Лиса и Луна.

Мақсаттары/Цели: Обобщение пройденного материала по звуковому анализу слова .

1.Тәрбиелік- воспитательная . воспитывать доброж

елательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно; формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность

2.Дамытушылық развивающая • развивать речь, внимание, мышление; развивать речевую активность, зрительное восприятие, фонематический слух.

3 - Оқыту- обучющая :закреплять знания детей о гласных и согласных звуках ;

обучить звуковому анализу слова "Лиса,Луна";

учить составлять предложение

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: "Коммуникация" общение с взрослыми и детьми, развитие устной речи; "Познание" через понятие : звук , буква, предложение, название звуков : гласный, согласный, твёрдый, мягкий; "Социализация" через театрализованную и игровую деятельность; "Физическая культура" через физминутку.

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: радуга-кемпірқосақ; луна-ай.

Көптілділік (полиязычие):

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

-Ребята я приглашаю вас встать в круг. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны мне помочь его договорить:

Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо, давайте его прочитаем.

В письме говорится о том, что злая Колдунья Ночь заколдовала Радугу. Нас просят спасти радугу.

2. Негізі бөлімі/основная часть -

Продолжать учить производить звуковой анализ слов; закрепить знания о гласных и согласных звуках; развивать культуру речи, фонематический слух.

- Жители Радужной страны открыли нам тайну мы спасем их страну и жителей, если расколдуем все цвета волшебной радуги! - А сколько их?

- Кто назовёт мне все цвета радуги?

- Ребята радуга на казахском будет кемпірқосақ.

- Ребята в конверте с письмом я нашла задания, выполнив которые мы расколдуем радугу:

1 задание: Вспомни правила

Предлагаю детям вспомнить правила:

Из чего состоят все слова? (из звуков)

Если в слове много звуков, то это какое слово? (длинное)

А если в слове мало звуков? (короткое)

Какие бываю звуки? (гласные и согласные)

-Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки? (красной)

-Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

-Твердые согласные звуки какой фишкой мы обозначаем? (синей)

-Мягкие согласные звуки какой фишкой мы обозначаем? (зеленой)

Молодцы ребята у нас появился первый цвет нашей радуги.

У вас на столах лежат по три фишки. Если я назову гласный звук, то вы поднимите красную фишку, если я назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку.

А вот у нас появился и второй цвет радуги.

3 задание: звуковой анализ слова ЛУНА

Ребята злая колдунья Ночь заколдовала нашу радугу, а что у нас появляется на небе ночью. (Луна)

Луна на казахском языке будет ай.

Вывешиваю схему слова ЛУНА.

Предлагаю посчитать сколько звуков в слове ЛУНА, какой звук будет ударным.

Теперь давайте разделим слово на слоги.

Какой первый звук в слове луна?

Какой фишкой мы его обозначим? Почему?

Какой второй, третий, четвертый звук в слове? Какой фишкой мы его обозначим? Почему?

На столах выкладывают соответствующие фишки слову ЛУНА.

Смотрите у нас появился третий цвет радуги.

4 задание: Самостоятельный звуковой анализ слова НЕБО.

А вот и четвертый цвет нашей радуги.

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Вот и появился пятый цвет нашей радуги.

6 задание: Составление предложений со словом ЛУНА

Появился шестой цвет радуги.

7 задание: Вызываю к себе двоих детей, раздаю им шапочки Тима и Тома. Читаю слоги, дети в соответствии с шапочкой хлопают.

Ребята смотрите вот мы и расколдовали нашу радугу. Радужные человечки очень рады и благодарят нас за помощь.

Задачи:

1. Продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков.

2. Упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком.

3. Совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; упражнять в делении слов на слоги.

4. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

5. Помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь.

6. Совершенствовать умение детей составлять схемы предложений.

7. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.

8. Расширять представления детей о насекомых.

9. Воспитывать умение сохранять правильную осанку.

10. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материалы и оборудование: макет избушки, картинки с изображением насекомых, карточки для составления схем предложений (на каждого ребенка), демонстрационные карточки для составления схем предложений, карточки для звукового анализа слов (на каждого ребенка), демонстрационные карточки для звукового анализа слов, игрушка кукольного театра Лиса.

Предварительная работа:

Беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения; работа с картинками с заданиями по звуковому анализу, упражнения составлению схем предложений, дидактические игры по обучению грамоте.

Словарная работа: звуковой анализ слов, гласный, согласный, предложение, слоги.

Ожидаемые результаты:

2) -умело применяют свои знания;

3) -способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;

4) -дети обладают речевыми навыками.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Условия игры: воспитатель рассказывает детям сказочную историю, по ходу рассказа задает детям вопросы.

Правила игры: дети по очереди подбирают слова с определенным звуком.

«Стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук [к]. Кто это был? (Комар, мотылек.) Затем насекомые со звуком [у](муха, паук, гусеница), со звуком [с](оса, стрекоза), со звуком [м](муравей, еще одна муха).

Вдруг подползло насекомое и рассказало, что оно еле-еле убежало от детей, которые очень хотели его поймать. Все очень испугались, устроили переполох, но мы с вами любим животных и не будем их ловить.

А поймаем только последний звук в их названии. Попробуем? Я называю:

- паук, клещ, клоп, трутень, кузнечик, скорпион, шмель, пчела.

Оказались все они в избушке, видят - посреди стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать.

Назвать слова, которые обозначают сладости, угощения, поделить их на слоги и посчитать их.

Выложить карточками схему предложения.

1) Муха угощает гостей.

2) Бабочка кушает вкусное варенье.

3) Пчела принесла полезный ароматный мед.

Сначала все выполняют на местах, потом кто-то один выходит к доске.

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы.

Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети.

- Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.)

- Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J

- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая. )

- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит. )

- Назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]. (Лиса.)

- Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.)

Лиса благодарит всех за ласковые и добрые слова и прощается с детьми.

А сейчас наше занятие заканчивается.

- Скажите, ребята, что вам больше всего запомнилось?

- Какое задание было самым сложным?

Мне тоже понравилось, как вы отвечали на вопросы, стремились быть активными, поднимали руки. Спасибо за активную работу!

Читайте также: